Как помочь ребенку преодолеть зависть
Зависть испытывают все: и взрослые, и дети. Однако зависть зависти рознь. Если это состояние возникает время от времени, когда человек сомневается в своих способностях или испытывает неуверенность, тревогу бить не стоит. Но если чувство зависти начинает преобладать над прочими, то оно может основательно испортить жизнь.
Ваш ребенок — маленький завистник. Как это определить?
Зачастую взрослому даже в голову прийти не может, что его ребенка гложет зависть – столь незначительным кажется ему предмет страсти малыша. Однако даже в самом нежном возрасте это чувство может быть не только сильным, но и долгим, а главное – разрушительным. Важно вовремя понять, что ваш ребенок завидует товарищу. У детской зависти есть несколько появлений.
Практические действия. В гневе, что у него такой машинки нет, ребенок может испортить чужую игрушку или сломать поделку, за которую его товарищ получил похвалу взрослого.
Имитация. Ребенку очень нравится вещь, которая есть у его друга, и он начинает просить у родителей точно такую же или создает ее в своем воображении и демонстрирует близким придуманные действия с ее использованием.
Критика. Это попытка снизить ценность того, что является объектом зависти. «В его победе нет ничего особенного», «Эта кукла некрасивая, у меня дома есть в сто раз лучше» — характерные для такого поведения высказывания.
Игнорирование. Попытка защитить себя методом создания реальной дистанции между собой и желаемым предметом: малыш отказывается играть с ним, если товарищ предлагает, и вообще старается общаться с другими детьми, а не с владельцем предмета зависти.
Маскировка. Этот метод часть используют дети постарше возрасти, от 7 до 16 лет, дошкольникам он не по силам. Такую зависть распознать сложнее. Завистник не радуется за товарища, который добился успеха в чем-то или стал обладателем нового гаджета, зато от души сочувствует провалу или поломке желанной вещи.
Истоки зависти
От чего появляется зависть? На поверхности, разумеется, предмет (например, дорогостоящий гаджет) или событие (например, интересная заграничная поездка или победа в состязании), которые есть в жизни сверстника, но нет у вашего малыша. Здоровая зависть – мимолетное чувство, в котором смешаны и радость за товарища, и желание повторить его достижения.
” Если ребенок завидует долго, упорно, мучительно, то дело, конечно, не в планшете или кубке. Ребенок хочет внимания, одобрения, уважения и, наконец, любви. Так что хронические завистники почти всегда страдают от низкой самооценки: ребенок думает, что он во всем хуже всех, и полагает что заветный приз в одно мгновение исправит ситуацию. Однако из-за той же низкой самооценки он боится что-то предпринимать, чтобы добиться высоких результатов – получается замкнутый круг.
Если родители замечают, что их ребенок полон зависти (хотя в такой ситуации это случается нечасто), то начинают лечить симптомы, а не причину: ругают ребенка за недостойные чувства или пытаются осчастливить дорогостоящей игрушкой. Проблемы это не решает, ведь на самом деле любви и внимания от этого больше не становится. Чтобы исправить в чем-то испорченные детско-родительские отношения, нужна долгая работа, желательно подключить к ней психолога.
Зависть, иди прочь!
Другая ситуация: родители не помогают ребенку преодолеть зависть, более того, сами прививают ему это чувство, буквально приучая его завидовать всем и вся. Если вы уверены, что в целом с вашим ребенком все в порядке и ему несвойственна заниженная самооценка, но не знаете, как научить его правилоьно реагировать на чужие успехи, то вот несколько полезных советов.
Самый правильный способ – личный пример. Если вы позволяете себе высказываться о знакомых в негативном ключе, нивелировать их успехи и достижения, ваши дети абсолютно точно будут завистливы.
Помогите малышу осознать свои чувства. Дайте ему понять, что время от времени все злятся, сердятся или завидуют, и в этом нет ничего постыдного. Признать, что ты завидуешь – это путь к тому, чтобы преодолеть это разрушительное чувство.
Хороший метод борьбы с завистью – раскрытие личного потенциала ребенка. Чем больше он занимается любимым делом, тем успешнее становится и тем меньше причин для зависти у него остается.
Покажите, к чему может привести зависть — на примере персонажей книг или мультфильмов.
Хвалите ребенка, подчеркивайте его сильные и положительные стороны, обращайте внимание не победы, пусть и маленькие. Это поможет выработать позитивное отношение к окружающим — хорошая прививка от зависти!
Запомните! Чтобы ребенок не начал завидовать, никогда не нужно делать следующего:
Не сравнивайте его ни с кем. Это приводит к тому, что ребенок начинает непрерывно оглядываться на других и оценивать свое положение на шкале успеха.
Не делайте из вещей культа. Моментально покупать то же, что есть у других детей, приведет к росту запросов ребенка, а зависть никуда не исчезнет.
Не поддерживайте хвастовства. Это не повысит самооценку ребенка и не сделает его лидером среди детей, зато он может стать заносчивым и чванливым. Настоящий авторитет зарабатывается делами, а не дорогими вещами или хвастливыми рассказами – донесите эту мысль до ребенка.
РомашкаБукашка писал(а): | ||
Ну. я бы так не обобщала ) Зависть испытывают не все. Чувство зависти, соперничества больше характерно для людей нашего «цивилизованного» мира. И взрослых и детей, причем дети всегда берут пример с родителей. Родители завидуют (соседям, друзьям, актерам и проч.) и дети буду завидовать. И не удивительно, ведь со всех сторон тебе предлагают кучу «нужного» барахла, с помощью которого, якобы, ты будешь счастливее. Приведу пример, чтобы не быть голословной. И конечно, я в силу своей природы «цивилизованного» человека, привышего что у всех детей должны быть игрушки (тогда я еще не понимала что тем детям они вообще-то и не нужны, как и нашим) решила с позволения своего сына отдать детям те игрушки, которые нам были уже не нужны. Тем более их с собой было немного. Того поведения, которое присуще большинству наших детей, не было и в помине. Не было зависти, не было нестерпимой жажды обладать вещью. Было одно любопытсво. Это что касается зависти. Были и другие отличительные черты поведения детей. Например, за все двухнедельное пребывание в Шри-Ланке, и ежденевные прогулки среди местного населения я ни разу не услышала чтобы дети кричали друг на друга, спорили, ссорились. Драки, рукоприкладство со стороны детей или взрослых — этого тоже не было. Вообщем, с тех пор прошло лет пять. И только сейчас я случайно начала читать книгу Ж. Ледлоффа (наверное многие с ней знакомы, но мне, к сожалению, она раньше не попалась). В ней как раз автор описывает подобные различия в поведении детей «цивилизованного» мира от детей индейцев Южной Америки. Последним так же совершенно чужды чувства соперничества и зависти. |
Как интересно вы пишите! Спасибо!
burya писал(а): |
Зависть испытывают все: и взрослые, и дети. |
Ну. я бы так не обобщала ) Зависть испытывают не все.
Чувство зависти, соперничества больше характерно для людей нашего «цивилизованного» мира. И взрослых и детей, причем дети всегда берут пример с родителей. Родители завидуют (соседям, друзьям, актерам и проч.) и дети буду завидовать. И не удивительно, ведь со всех сторон тебе предлагают кучу «нужного» барахла, с помощью которого, якобы, ты будешь счастливее.
Приведу пример, чтобы не быть голословной.
Как-то нам посчастливилось полететь в Шри-Ланку с ребенком. Мы жили в серф-лагере, неподалеку от местной деревушки. И конечно, я посчитала глупым не воспользоваться моментом и не изучить хоть чуточку быт и нравы местных аборигенов.
И знаете, была удивлена увиденным. Мы гуляли под улицам среди хижин из банановых листьев и прутьев, никаких заборов. Мы увидели множество детей в каждом доме, веселых и здоровых на вид. Все нам улыбались и конечно с интересом разглядывали (светлокожий маленьких наш сын вызывал бурный восторгу местных).
И конечно, я в силу своей природы «цивилизованного» человека, привышего что у всех детей должны быть игрушки (тогда я еще не понимала что тем детям они вообще-то и не нужны, как и нашим) решила с позволения своего сына отдать детям те игрушки, которые нам были уже не нужны. Тем более их с собой было немного.
И конечно, когда я давала им ту или иную игрушку, собиралась толпа всех детей и все с интересом разглядывали ее. Но, что меня тогда удивило — это совершенно мирный интерес со стороны детей. НИКТО не пытался вырвать игрушку из руки другого, начать кричать «мое», или другим способом завладеть ею.
Того поведения, которое присуще большинству наших детей, не было и в помине. Не было зависти, не было нестерпимой жажды обладать вещью. Было одно любопытсво.
Это что касается зависти. Были и другие отличительные черты поведения детей. Например, за все двухнедельное пребывание в Шри-Ланке, и ежденевные прогулки среди местного населения я ни разу не услышала чтобы дети кричали друг на друга, спорили, ссорились. Драки, рукоприкладство со стороны детей или взрослых — этого тоже не было.
Вообщем, с тех пор прошло лет пять. И только сейчас я случайно начала читать книгу Ж. Ледлоффа (наверное многие с ней знакомы, но мне, к сожалению, она раньше не попалась). В ней как раз автор описывает подобные различия в поведении детей «цивилизованного» мира от детей индейцев Южной Америки. Последним так же совершенно чужды чувства соперничества и зависти.
В книге как раз и раскрываются причины такого различия.
DrWeb
Семицветик55
Я так понимаю, зависть возникает от того, что человек не чувствует себя реализованным в интересных для него делах. Он кружится в суете вроде нужных, но скучных дел, а душа просит праздника, которого нет. И начинает казаться, что вот было бы больше денег — и было бы хорошо. Или квартира побольше. Или поездка куда-нибудь (в общем, нужное подставьте сами)
А на самом деле человеку просто нужно достаточное количество интересных для него дел. Причем это не сидение с телевизором или компом, а творчество, где его склонности раскрываются максимально, и душа наполняется счастьем (или просто удовольствием).
Я когда поняла это, то вспомнила все, чем я любила заниматься в подростковом возрасте, когда еще нет ориентира на взрослые ценности (типа, учеба, работа, карьера, деньги и проч). Снова пошла на танцы, занялась шитьем, потом творческой самореализацией — и на душе стало спокойно! Да, я по-прежнему хочу больше денег и новую квартиру, но это перестало быть навязчивой идеей, а чувство зависти к более успешным людям стало очень. ну достаточно пофигистким, что ли
Источник
Детская зависть: как правильно реагировать?
Сегодня речь пойдет о таком частом явлении, как детская зависть. По сравнению с взрослыми, ребенок не умеет скрывать свои чувства и поэтому выражает зависть открыто. Например, когда малыш видит игрушку у другого ребенка, то он попытается забрать ее. А если родителя запрещают это сделать и защищают обладателя вещи, то будьте готовы к проявлению зависти. Все это происходит, потому что ребенок пока эгоцентричен и ему не ясно, что кто-то может обладать этой вещью, но это не он. Как же можно помочь малышу понять, что не всем желаемым можно овладеть сразу?
Ждать, что пройдет время и ребенок перестанет завидовать, не стоит. Ведь всегда найдется повод для зависти в любых обстоятельствах. Все негативные опыты сказываются на самооценке, а в дальнейшем превращаются в неврозы.
Что же предпринять?
В ситуации с игрушкой, описанной выше, необходимо переключить внимание на более интересный предмет. Можно купить увиденную игрушку или что-то другое, но знайте, что случай может повториться, а у вас не всегда будут средства на покупку вещи. Родительское внимание не заменит любая вещь – попробуйте вникнуть в суть проблемы, а не просто откупиться вещью.
Важно научить ребенка ценить то, что у него есть. Никогда не жалейте на это время, покажите это на доступных примерах и докажите по существу. Старайтесь всегда находить время побыть с ребенком, побеседовать, поговорить о том, что его волнует.
Никогда не заставляйте ребенка заниматься делом, которое нравится вам, а не ему, тоже относится к спорту, если у ребенка есть желание, то у него все получиться. А вот если его постигнет неудача, то он будет сильно переживать и завидовать более успешным сверстникам.
В подростковом возрасте зависть может «выливаться» в агрессию к обладателю. Постарайтесь не допускать этого, чтобы ребенок не видел в себе недостатки, постоянно указывайте ему на его собственные плюсы, таланты.
Никогда не сравнивайте ребенка с другими, особенно принижая его. У ребенка очень сильно страдает самомнение, он настраивает мысленно себя на неудачи. Лучше сравнивайте вчерашние успехи ребенка с сегодняшними, выделяя прогресс и рост в чем-либо. Настраивайте малыша на будущие успехи, но для этого необходимо приложить дополнительные усилия и старания
Выделять достоинства, поддерживать ребенка в его достижениях и помогать развивать его способности, вот чем должен заниматься любящий родитель, чтобы чувство зависти никогда не подкрадывалось в сердце ребенка.
Источник