Чувство языка у дошкольников

Чувство языка у дошкольников

Ю.Ю. Кунцевич

студентка 3 курса педагогического факультета

научный руководитель – Т.В. Сидорко, старший преподаватель

ХАРАКТЕРИСТИКА ЯЗЫКОВОГО ЧУВСТВА У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В статье раскрыта сущность языкового чувства у первоклассников с тяжёлыми нарушениями речи. В статье выявлены особенности становления языковой способности у данной категории детей.

Ребёнок в процессе своего развития должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться раньше устной, а затем письменной речью. Это очень сложная задача. Ребёнку приходится за немногие годы усвоить всё богатство языка, которое создавалось народом в течение тысячелетий.

Под языковым чутьем (чувством языка) понимается неосознанное владение закономерностями языка, знание нормы, традиции употребления, приобретенное в языковой среде на основе восприятия и подражания речи окружающих людей; способность к подсознательным языковым обобщениям [2]. Чутье языка у каждого ребенка может быть развито по-разному, и от степени развитости языкового чутья зависит успешность усвоения языка в целом.

Природу этого явления стремились объяснить многие ученые, называя его по-разному. Психологи называют это явление «языковым чутьем» или «чувством языка» (Л.И. Божович, Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков). Встречается и такое определение, как «чуткость к языковым явлениям», «чутье языка» (А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин). Сведения о формах и природе языкового чутья представлены в трудах В.П. Вахтерова, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, К.Д. Ушинского, К.И. Чуковского, С.Н. Цейтлин и т.д.

Несмотря на существование ряда исследований, проблема формирования языкового чутья у детей младшего школьного возраста недостаточно изучена. Это затрудняет работу учителя по использованию опоры на языковое чутье и его формированию при обучении родному языку в школе и является одной из причин того, что чутье языка не только не развивается, но может даже утрачиваться.

Изучение качества преподавания русского языка в начальной школе показало, что учителя знают о принципе опоры на языковое чутье, но не все понимают, в чем именно заключается эта опора, какие методические приемы и способы работы можно использовать в связи с этим в процессе изучения родного языка. Важно довести до сознания каждого учителя значимость учета опоры на языковое чутье ребенка как на необходимое условие успешности обучения. Известно, что в младшем школьном возрасте закладываются основы знаний, умений и навыков в области родного языка. В этом возрасте у учащихся наблюдаются проявления языкового чутья в лексике, фонетике, словообразовании и грамматике [1].

Языковая способность позволяет ребенку отличать истинные предложения от цепочки слов, производить языковую трансформацию, улавливать отклонение от языковых нормативов, определять смысловые взаимоотношения слов в предложении (Д. Слобин).

Важно изучать языковое чувство, так как благодаря предшествующему речевому опыту и сформированному чувству языка, ребенок получает возможность успешно усваивать в школе законы фонетики, словообразования, грамматики и сознательно следовать им в речи.

Воспитание языкового чутья осуществляется на всех уроках русского языка в младших классах. Специально организуется речевая практика, в процессе которой внимание детей сосредоточивается на семантике слова, предложения, на их формально-логических признаках, которые помогают объединять слова в определенные лексико-грамматические категории [3].

С целью изучения изучить особенностей языкового чувства у первоклассников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Нами было проведено исследование на базе ГУО «Средней школы №2 г. Гродно». Были обследованы дети младшего школьного возраста с нормальным речевым развитием и дети такого же возраста с ТНР, обучающиеся в 1 классе.

Исследование включало в себя задание, при котором ребёнок, опираясь на свою интуицию, должен был выбрать то или иное написание букв в словах. Испытуемым предлагалось 10 карточек, на которых были написаны слова: конфета, карман, сахар, билет, капуста, машина, огурец, помидор, яблоко, ягода. Ребёнок должен был определить, правильно написано слово или нет. Если неправильно, то необходимо было дать правильный вариант.

В контрольную группу входили дети с нормальным речевым развитием, в экспериментальную – дети с тяжёлыми нарушениями речи.

Изучение состояния языкового чувства у первоклассников показало, что 40 % испытуемых экспериментальной группы находятся на низком уровне владения языковым чутьем. При этом первоклассники с ТНР испытывали значительные затруднения в правильном написании предложенных слов (отмечались 7 и более ошибок). В контрольной группе низкого уровня выявлено не было.

На уровне ниже среднего оказались 40 % испытуемых экспериментальной группы. Первоклассники с ТНР испытывали затруднения в правильном написании предложенных слов (отмечались 5–6 ошибок). В контрольной группе не было выявлено работ данного уровня. Средний уровень наблюдался у 20 % испытуемых экспериментальной группы и 80 % участников контрольной группы. На данном уровне отмечались 3–4 ошибки.

У 20 % участников контрольной группы наблюдался уровень выше среднего. При этом первоклассники с нормальным речевым развитием не испытывали значительных затруднений в правильном написании предложенных слов (отмечались 1–2 ошибки). У испытуемых экспериментальной группы данный уровень не был отмечен. Высокий уровень у участников контрольной группы, а также у испытуемых экспериментальной группы не был выявлен.

В ходе количественного и качественного анализа результатов были получены данные (рис.1):

Анализируя полученные данные, выявилось, что для детей с ТНР меньше всего трудностей составили такие слова, как сахар, капуста. Наиболее сложными оказались такие слова, как конфета, машина, огурец, помидор. Для детей с нормальным речевым развитием лёгкими оказались такие слова, как помидор, яблоко, огурец. Больше трудностей вызвали такие слова, как конфета, ягода.

По результатам эксперимента можно сделать следующие выводы: дети с нормальным речевым развитием показывают более высокий уровень языкового чувства по сравнению с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, дети с ТНР выполняют задания в медленном темпе по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием, дети с ТНР допускают большое количество орфографических ошибок.

Article is devoted to the problem of essence of language feeling at first graders with heavy violations of the speech. The features of formation of language ability at children are revealed in the article.

1. Божович, Е.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач / Е.Д. Божович // Вопросы психологии. – 1988. – № 4. – С. 70–78.

2. Львов, М.Р. Русский язык в школе: История преподавания / М.Р. Львов. – М. : Вербум-М, 2007. – С. 331.

3. Федоренко, Л.П. Закономерности усвоения родной речи / Л.П. Федоренко. – М., 1984. – С. 23.

Источник

Консультация для педагогов»Обучение детей языку чувств».
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

В консультации излагаются материалы по обучению детей речи ,не совсем привычной,а обучению «языку чувств».

Скачать:

Вложение Размер
obuchenie_detey_yazyku_chuvstv.docx 25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Обучение детей языку чувств».

Подготовила педагог-психолог Сикорская Н.М. Г.Калуга, 2017г

Консультация для воспитателей «Обучение детей языку чувств».

Тема нашего разговора — обучение детей речи, но не совсем привычной, а той, которую психологи назвали «языком чувств». Речевое поведение воспитателя определяет не только речевое, но и интеллектуальное развитие ребенка.

При установке на толерантное речевое поведение в семье и дошкольном учреждении воспитатель должен иметь соответствующие речевые средства. К ним относятся:

1. формулы вежливости, т. е. Этикетные речевые обороты.

  1. «Словесные поглаживания» — добрые слова, похвалы.
  2. Речевые обороты «языка чувств» — в противоположность «навешиванию» ярлыков при разрешении конфликта.

Врачи заметили, что люди у которых беден эмоциональных словарь, часто страдают болезнями сердца, нервов, сосудов, гипертонией и т. д. Специалисты доказали, что неумение говорить о своих чувствах — болезнь, и дали ей название АЛЕКСИМИТИЯ. Эмоциональный разряд формируется в глубинах мозга, требует выхода, но прямой выход те выплески, непосредственное проявление эмоций невозможен. Эмоция требует «переработки». Один из механизмов такой переработки — СЛОВЕСНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ. А если слов нет? И поэтому, мы учим детей сначала всматриваться, вслушиваться, тонко воспринимать всеми рецепторами мир предметов и природы. Восприятие себя и другого человека не является осознанным. А затем с помощью «языка чувств» происходит осознание малышом.

ЧТО ЖЕ МЫ ВКЛЮЧИМ В ПОНЯТИЕ «ОВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ ЧУВСТВ»?

Во-первых, это овладение собой, лексикой, пополнение словаря понятиями называющими состояния, эмоции, настроение, переживания, эти слова дают возможность определить желания, цели ощущения и самоощущение.

Во-вторых, это овладение особыми фразами и речевым поведением, помогающим улаживать конфликты, устанавливать речевые контакты.

В-третьих, это освоение пласта волшебных слов, отражающих нашу доброжелательность.

В-четвертых, это умение делать комплименты.

В-пятых, это умение слышать и слушать. Понимать, что стоит за словами и читать «язык тела».

Основы овладения эмоциональным словарем закладываются в раннем детстве. Когда ребенку не хватает слов, он создает свои, авторские. «Одномоментные» состояния могут определяться так; больнуло, заплохело, тошнуло разок.

Все явления внутренней жизни имеют мнение ребенка и обратное направление: Помнил — отпомнил, грустил — выгрустил. Итак, речь, речевое поведение, усваивается подражанием, но это творческий процесс. Чтобы разобраться в себе, в своих чувствах человек должен уметь переводить эмоции в словесный план. Но ребенку необходимо разобраться в своем состоянии. Нередко в группе воспитателю приходится «прояснять» некоторые конфликтные ситуации, задавать часто бессмысленно традиционные вопросы. Специалисты советуют «присоединиться» к ребенку, помочь ему. Будем применять такое правило: ЕСЛИ ТЫ ЗАРАНЕЕ ЗНАЕШЬ ОТВЕТ, ТО НЕ ЗАДАВАЙ ВОПРОСОВ. ВМЕСТО ВОПРОСОВ СТАРАЙСЯ СТИМУЛИРОВАТЬ РАЗМЫШЛЕНИЕ.

И еще, не следует оценивать взрослыми мерками детский поступок. КОГДА PEБEHOK СОВЕРШАТ ПРОСТУПОК, ТО ОСУЖДАТЬ МЫ БУДЕМ ПРОСТУПОК, А НЕ ЛИЧНОСТЬ. Главный принцип «помоги» действует и здесь: помоги стать лучше. Каждый ребенок хочет стать хорошим, любимым, поэтому не устраиваем судилища, а переживаем, огорчаемся вместе с ребенком, учимся прощать, забывать, не тыкая потом.

Не боремся с недостатками, а помогаем их перерасти.

ЗАСТАВЛЯТЬ ЛИ РЕБЕНКА ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЕ?

Для чего просят прощение? Может быть, вместе с ребенком дойти до мысли, что обиженный хочет узнать, что он пострадал по оплошности, что раскаивается и просит прощения. Вот здесь и будет создаваться «язык чувств, эмоций». Покажем это сначала своим примером поведения: «Вы оба правы по — своему. Но давайте разберемся, как же поступить? Если вы оба правы то. » Часто спасительным оказывается юмор. Попробуйте описать ситуацию так:

Забияке где-то в драке

Надо запомнить условие:

ФОРМИРОВАНИЕ «ЯЗЫКА ЧУВСТВ» МОЖЕТ НАЧАТЬСЯ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА РЕАЛИЗОВАНО ПРАВО РЕБЕНКА НА ТО, ЧТОБЫ ЕГО ВЫСЛУШАЛИ. КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО БЫТЬ ВЫСЛУШЕННЫМ — ЭТО ПРАВИЛО ДОЛЖНО СТАТЬ ЗАКОНОМ ЖИЗНИ. И поэтому воспитатель не будет отмахиваться от малыша, ссылаясь на то, что есть более важные дела. Ребенок понимает наше настроение и отношение к нему. Не перебивайте, помогайте справиться со словами.

Кроме личных бесед в группе проводите общий разговор на разные темы, где ребенок имеет возможность выговориться и услышать мнение других детей о себе. Здесь на практике формируются качества тактичного собеседника, так как воспитатель незаметно сумеет направить тему разговора, попросит робких высказаться, а очень активных — послушать и дать потом совет.

Помогают расширить словарь «языка чувств» стихи, особенно те строчки, где описывается персонаж, его настроение, внутреннее состояние. Детская поэзия полна лукавства, юмора, озорства, она не поучает назидательно, а внушает радостно — это воспитание любовью и с любовью.

В разновозрастной группе, прежде всего, «языком чувств» овладевают старшие дети. Но и самые маленькие пытаются осознанно оперировать этими понятиями.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО»

СЛОВАРНОГО ЗАПАСА 5-6 ЛЕТНИХ.

1. Рассматриваем картинки, где изображены люди, лица, отгадываем и называем какое настроение у этого человека, предполагаем, почему оно такое.

СЛОВАРЬ: веселое, хорошее, сердитое, плохое, печальное, угрюмое, подавленное.

2. Пытаемся назвать какое выражение глаз.

СЛОВАРЬ: насмешливое , хитрое, печальное, обиженное, злобное, безумное, испуганное, жалкое, просящее.

3. Предлагаем подобрать слова, подходящие к картинке, на которой

изображены веселящиеся дети.

СЛОВАРЬ: радость, веселье, восторг.

4. Подбираем слова к картинке с печальными сюжетами.

СЛОВАРЬ: грусть, тоска, печаль, уныние, горе.

Возможно, придется прибегнуть к помощи словарей. Младшие дети с радостью изобразят нужное настроение и состояние, опишут нужную картину, а вы попробуйте отыскать точные афористические определения из детской литературы.

К «языку чувств» относятся «волшебные слова». Они не называют чувств, но выражают добрые, заботливые отношения. Не нужно принуждать ребенка говорить слова вежливости. Лучше сказать за него, как бы вместе с ним, по забывчивости потерявшим слово.

Дошкольники сами придут к выводу, что «волшебные слова» благодарят, желают чего-то хорошего. Завести можно «волшебный сундучок», где лежат карточки с красивыми цветами. Иногда дети советуют друг другу подойти к сундучку и вспомнить, что есть такие «ключики» для «открывания» улыбок и хорошего настроения.

Еще один компонент «языка чувств» — комплименты. Благодатная роль комплиментов детям еще мало изучена. Необходимо говорить доброе, чтоб доброе в ребенке взошло. Вот это и делают фольклорные комплименты: потешки, прибаутки, присловья.

У любого народа фольклор содержит огромное количество таких «словесных поглаживаний» для маленьких это замечательные «витамины роста» — высокой самооценки, комфортности. В фольклорных комплиментах часто спрятано лукавство, озорство. Чувство юмора – спасительное чувство. Поэзия – кладезь сокровищ для людей всех возрастов.

  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. СПб., 2006.
  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М., 2005.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
  4. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций (пособие для практических работников ДОУ). М., 2007.
  5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль «Академия развития», 1998г.
  6. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М. Генезис, 1999.
  7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль «Академия развития», 1996.
  8. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольника. Занятия, игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М., 2001.р
  9. Семенака С.И. Уроки добра (коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет). М., 2002.
  10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. I-II-III ч – М.: Генезис, 1998.
  11. Хухлаева О.В. Лесенка радости. М., 1998.
  12. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 199

Источник

Оцените статью