- Литературные направления в таблицах
- Содержание:
- Контрольная работа для 9 класса «Литературные направления»
- Чувство восприятие мира соответствует классицизму сентиментализму романтизму
- Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.
Литературные направления в таблицах
Содержание:
Прежде чем говорить о конкретных литературных тенденциях и жанрах, сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.
В истории литературы выделяют: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.
Литературное направление – особый синтез способа познания реальности посредством искусства и индивидуального стиля творца. Любое литературное направление включает в себя совокупность произведений, имеющих единые черты. В рамках литературного периода может появиться несколько литературных направлений, например, в эпоху Просвещения – классицизм и сентиментализм, а также рококо. Название доминирующего направления часто становится названием целого периода в литературе, а его временные рамки могут выходить за четкие пределы. Литературные направления могут образовывать течения или школы.
Литературные направления
Основные признаки и представители литературного направления
Классицизм
- Ориентир на эстетичность античного искусства. Утверждается неоспоримый приоритет разума над чувствами. Авторы провозглашают принцип рационализма: искусству следует быть разумным, логически выверенным. Мимолетное отвергается, подчеркиваются сущностные свойства вещей. Гражданская тематика в произведении имеет форму в строгих творческих нормах по каноничному образцу.
- Представители: Г. Державин, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, И. Крылов, Д. Фонвизин
Сентиментализм
- На смену строгости классицизма здесь воспевают чувство как существенный признак человеческой натуры. Герой (иногда и героиня) не боится чувствовать и открывать читателю свой эмоциональный мир, который разнообразен и переменчив. Признается, что независим от его сословия, каждый обладает богатым внутренним миром.
- Представители: Я.М. Карамзин, молодой В.А. Жуковский
Романтизм
- Главенствует прием романтического двоемирия. Автор создает конфликт противопоставления идеала героя его окружению. Несовместимость этого идеала и реальности реализуется в уходе в мир преданий и легенд, сна, фантазий, экзотических стран. Личность волнует романтиков в свете ее одиночества и разочарованности. Героя не отпускает понимание трагичности жизни, в то же время он выражает мятежность духа.
- Представители: А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, М. Горький.
Реализм
- Упор на литературу как средство познания мира. Возвышается ее способность объективно отражать действительность. Предмет художественного исследования – взаимосвязь между характером и обстоятельствами, авторы показывают становление характера под воздействием среды. Однако, не отменяется способность вести борьбу и волей отстаивать право на самоопределение. Действительность показывается в постоянном развитии, представляя типичное в неповторимо-индивидуальном воплощении.
- Представители: И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, И.А. Бунин, А.И. Куприн.
Критический Реализм
- Ответвление весь XIX век. Несёт основные признаки реализма, но отличается более глубоким, всегда критичным, даже саркастичным авторским взглядом.
- Представители: Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин.
Модернизм
- Объединяет множество течений и школ с разнящейся эстетической концепцией. Общее одно – отказ от реализма и жесткой связи характеров и обстоятельств. Во главе самоценность личности и ее самодостаточность. Причины и следствия утомляют и низвергаются за ненадобностью.
Символизм
- Первое значительное модернистское течение. Истоки направления в романтизме с его двойственностью. Отказавшись от познания мира, символисты его конструируют. Особый упор на подсознательное созерцание, познание тайного, заключенного в символах.
- Представители: В. Брюсов, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб, А. Блок, В. Иванов, Л. Андреев, А. Белый.
Акмеизм
- Реакция на несовершенство символизма, его настойчивую идею восприятия реальности как пародию на высшие сущности. Акмеисты осваивают многообразный внешний мир, провозглашая культуру высшей ценностью. В поэзии характерны стилистическое равновесие, четкость образов, выверенная композиция и детали.
- Представители: Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам.
Футуризм
- Основная черта этого авангардистского течения – свержение традиций прошлого, уничтожение старой эстетики, создание нового искусства будущего. Авторы верили в принцип «сдвига», отразившийся в лексическом и синтаксическом обновлении поэтического языка: вульгаризмах, неологизмах. Оксюморонах…
- Представители: В. Хлебников, И. Северянин, В. Маяковский.
Постмодернизм
- Эстетический и идеологический плюрализм породил антииерархичный текст, который отрицает мировоззренческую цельность, говорит о невозможности овладения реальностью единым методом или языком. Писатели подчеркивают искусственность произведений, не боятся сочетать стилистику разных направлений, жанров и эпох.
- Представители: А. Битов, Д. А. Пригов, Саша Соколов, В. Пелевин, В. Ерофеев.
Помимо этих основных направлений часто выделяют:
- Импрессионизм (последняя треть XIX — начало ХХ века) с желанием передать первое мимолетное впечатление захватывает в фокус внимания буйство чувств и эмоций. Композиция произведения четко фрагментарна. Внимание направлено не на общее, а на особенное и единичное. Ги де Мопассан, М. Пруст – достойные представители этого направления.
- Экспрессионизм (1910 – 1920-е годы) сочетает критический пафос и ужас перед жестокой картиной бытия. Гибель человека и человечности, тяготение к абстрактности и гротеск — черты некоторых произведений Л. Н. Андреева и Ф. К. Сологуба.
- Экзистенциализм (середина ХХ века) дает ощущение крушения всех ценностей. Трагизма человеческого существования непреодолим. Человека одинокого в привычном обществе видели Ж. П. Сартр, А. Камю.
Источник
Контрольная работа для 9 класса «Литературные направления»
Валеева Фидания Рашитовна
Г. Миасс, МАОУ «МСОШ№16»
Тема урока: Контрольная работа «Историко-литературный процесс.
Краткое описание ресурса:
Данная работа проверяет знания о классицизме, сентиментализме, романтизме. Проводится после изучения литературы 18-начала19 века.
Назначение контрольной работы – оценить подготовку учащихся 9 классов по литературе.
Составлены задания в соответствии с требованиями минимума содержания проекта образовательного стандарта. Задания с 1 по 9 –базовый уровень, 10 –повышенный.
Задание 1. Соотнесите характеристику направления и название.
А. Направление, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в 17-18 веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нём нашли отражение представления о гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум человека.
Б. Художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Содержит противопоставление реальной действительности и мечты.
В. Литературное направление, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в конце 17 – начале 19 веков. Выступает против отвлечённости и рассудочности произведений классицизма. В нём нашло отражение стремление изобразить человеческую психологию.
Задание 2. Соотнесите цифры.
- представители низших сословий наделяются богатым духовным миром;
- идеализация действительности, культ свободы;
- наследует традиции античного искусства;
- идея двоемирия: несовершенный реальный мир и совершенный идеальный мир истории;
- необычность и экзотичность изображения событий, пейзажа, людей;
- действия и поступки героев определяются с точки зрения разума;
- действия и поступки героев определяются с точки зрения чувств, преувеличенная чувствительность героев;
- идеализация мира природы (романтический пейзаж);
- стремление к идеалу, совершенству;
- изображение человеческой психологии;
- в центре изображения – чувства, природа;
- значимость гражданской проблематики содержания.
- сюжет и композиция подчиняются принятым правилам (правило трёх единств: места времени, действия);
- исключительный герой в исключительных обстоятельствах
- идеализация деревенского уклада жизни
- Задание 3.Соотнесите словарную статью с жанром:
1.Стихотворение с характером задумчивой грусти, чаще всего это философское размышление.
2.Стихотворение с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный, фантастический случай.
3.Стихотворение торжественное, посвящённое какому-либо событию, герою.
Задание 4.Соотнесите произведение с литературным направлением:
А) Сентиментализм Б) Классицизм В) Романтизм
1. «Светлана» 2. «Фелица» 3.«Бедная Лиза»
Задание 5. Представители и направления.
А) Сентиментализм Б) Классицизм В) Романтизм
Задание 6. Соотнеси жанры и стили классицизма.
А. высокие Б. низкие
1.комедия 2.трагедия 3.ода 4.басня
Задание 7. Вспомните теорию «трех штилей». Распределите слова на группы.
Властитель, говорить, очи, болтать, идти, читать, покарать, взирать, дерзновенный, харя, отец, маменька, всевышний, металл, закон, служба, ребеночек, солнце, мироздание, чуть-чуть, немного, град, городок, город.
Задание 8. Правильно соотнесите литературные направления и характерные для них черты, проявившиеся в комедии «Горе от ума»
А) главный герой: одинок и не понят окружающими; противостоит обществу; речь насыщена трагическим пафосом; мотив изгнанничества;
Б) социальная и психологическая типизация; индивидуализация героев; отсутствие однозначности в образах героев комедии; «порок не показан,
добродетель не торжествует»; в произведении присутствует более двадцати действующих лиц;
В) единство места, времени и действия произведения; амплуа; принцип говорящих фамилий.
Задание 9. Соедините названия произведений и фамилии авторов.
Источник
Чувство восприятие мира соответствует классицизму сентиментализму романтизму
Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.
Сентиментализм ( — чувство) возник в эпоху Просвещения в Англии в середине XVIII века в период разложения феодального абсолютизма, сословно-крепостнических отношений, роста буржуазных отношений, а значит, начавшегося освобождения личности от оков феодально-крепостнического государства.
Сентиментализм выражал мировоззрение, психологию, вкусы широких слоев консервативного дворянства и буржуазии (так называемого третьего сословия), жаждущих свободы, естественного проявления чувств, требовавших считаться с человеческим достоинством.
Черты сентиментализма. Культ чувства, естественного чувства, не испорченного цивилизацией (Руссо утверждал решительное превосходство простой, естественной, «природной» жизни над цивилизацией); отрицание отвлеченности, абстрактности, условности, сухости классицизма. По сравнению с классицизмом сентиментализм был более прогрессивным направлением, ибо в нем были ощутимы элементы реализма, связанные с изображением человеческих эмоций, переживаний, расширением внутреннего мира человека. Философской основой сентиментализма становится сенсуализм (от лат. зепзш — чувство, ощущение), одним из основоположников которого был английский философ Д. Локк, признающий единственным источником познания ощущение, чувственное восприятие.
Если классицизм утверждал представление об идеальном государстве, управляемом просвещенным монархом, и требовал подчинения государству интересов личности, то сентиментализм на первое место выдвинул не человека вообще, а конкретного, частного человека во всем своеобразии его индивидуальной личности. При этом ценность человека обусловливалась не его высоким происхождением, не имущественным положением, не сословной принадлежностью, а личными достоинствами. Сентиментализм впервые поставил вопрос о правах личности.
Героями были простые люди — дворяне, ремесленники, крестьяне, которые жили главным образом чувствами, страстями, сердцем. Сентиментализм открыл богатый духовный мир простолюдина. В некоторых произведениях сентиментализма звучал протест против социальной несправедливости, против унижения «маленького человека». Сентиментализм во многом придал литературе демократический характер.
Главное место отводилось авторской личности, авторскому, субъективному восприятию окружающей действительности. Автор сочувствовал героям, его задача — заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателей.
Поскольку сентиментализм провозглашал право писателя на проявление в искусстве своей авторской индивидуальности, в сентиментализме возникают жанры, способствующие выражению авторского «я», а значит, использовалась форма повествования от первого лица: дневник, исповедь, автобиографические мемуары, путешествие (путевые записки, заметки, впечатления). В сентиментализме на смену поэзии и драматургии приходит проза, которая располагала большой возможностью для передачи сложного мира душевных переживаний человека, в связи с чем возникли новые жанры: семейный, бытовой и психологический роман в форме переписки, «мещанская драма», «чувствительная» повесть, «буржуазная трагедия», «слезная комедия»; получили расцвет жанры интимной, камерной лирики (идиллия, элегия, романс, мадригал, песня, послание), а также басня.
Допускалось смешение высокого и низкого, трагического и комического, смешение жанров; закон «трех единств» ниспровергался (например, значительно расширялся круг явлений действительности).
Изображалась обыденная, будничная семейная жизнь; основная тематика была любовная; сюжет строился на основе ситуаций будничной жизни частных лиц; композиция произведений сентиментализма была произвольной.
Провозглашался культ природы. Пейзаж выступал излюбленным фоном событий; мирная, идиллическая жизнь человека показывалась на лоне сельской природы, при этом природа изображалась в тесной связи с переживаниями героя или самого автора, была созвучна личному переживанию. Деревня как средоточие естественной жизни, нравственной чистоты резко противопоставлялась городу как символу зла, искусственной жизни, суеты.
Язык произведений сентиментализма был простой, лирический, порой чувствительно-приподнятый, подчеркнуто эмоциональный; использовались такие поэтические средства, как восклицания, обращения, ласкательно-уменьшительные суффиксы, сравнения, эпитеты, междометия; использовался белый стих. В произведениях сентиментализма происходит дальнейшее сближение литературного языка с живой, разговорной речью.
Особенности русского сентиментализма. В России сентиментализм утверждается в последнее десятилетие XVIII века и угасает после 1812 года, в период развития революционного движения будущих декабристов.
Русский сентиментализм идеализировал патриархальный уклад, жизнь крепостной деревни и критиковал буржуазные нравы.
Особенность русского сентиментализма — дидактическая, просветительская установка на воспитание достойного гражданина.
Сентиментализм в России представлен двумя течениями: Сентиментально-романтическое — Н. М. Карамзин («Письма русского путешественника», повесть «Бедная Лиза), М. Н. Муравьев (сентиментальные стихотворения), И. И. Дмитриев (басни, лирические песни, стихотворные сказки «Модная жена», «Причудница»),
Ф. А. Эмин (роман «Письма Эрнеста и Доравры»), В. И. Лукин (комедия «Мот, любовью исправленный»). Сентиментально-реалистическое — А. Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»),
Источник