Примеры итоговых сочинений
5 готовых сочинений к направлениям 2021/22 учебного года.
Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
Может ли путешествие изменить человека?
Бывают моменты, когда человек хочет сменить обстановку и отправиться в какое-нибудь новое для него место. Люди путешествуют, потому что ищут ярких впечатлений, но иногда вместе с этим изменяется и их мировоззрение. Любой путь так или иначе воздействует на человеческое сознание: появляются интересные идеи, мечты и планы. В большинстве случаев человек понимает, что должен изменить привычный уклад жизни. Именно в дороге мы больше размышляем и глубже погружаемся в свой внутренний мир. На мой взгляд, путешествия и перемены неотделимы друг от друга. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.
Так, например, в начале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – недоросль, инфантильный молодой человек, который никогда не отлучался из дома. Он мечтает о праздной жизни в Петербурге, хочет предаться всевозможным развлечениям, однако волею судьбы оказывается в Белогорской крепости. Петруша, покинув родной дом, знакомится с Зуриным, проигрывает ему большую сумму, ведёт себя достаточно грубо с Савельичем, всеми силами пытается выглядеть взрослым и самостоятельным. Но на протяжении повествования его система ценностей претерпевает важнейшие изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно чистым человеком.
Коренным образом изменяется и жизнь главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». «Душой – дитя, судьбой – монах» в 17 лет вырывается на свободу из стен монастыря. Три дня, которые он провёл на воле, в таинственном и немного пугающем мире, оказались важнее всей его жизни. Именно здесь он испытал сильные чувства и получил немало ярких впечатлений. Мцыри встречает грузинку, которая несёт над головой кувшин, и понимает, что влюбляется в неё с первого взгляда, хотя и не решается заговорить. Юноша бесстрашно сражается с барсом, рискуя своей жизнью. В какой-то момент он понимает, что не может быть частью этого мира, который оказывается чужим и немного враждебным. Однако герой умирает без сожалений: он счастлив, что отправился даже в такое короткое путешествие. Читая это произведение, невольно задумываешься о том, как скоротечно наше существование, поэтому так важно ценить каждое мгновение.
Таким образом, путешествие может стать для человека дорогой к самому себе, помочь ему лучше понять свой внутренний мир и обрести душевное равновесие. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые горизонты.
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?
В настоящее время в современном мире появляется множество новых технологий, которые упрощают нашу жизнь. Например, уже достаточно сложно представить своё существование в XXI веке без компьютеров и мобильных телефонов, позволяющих значительно сэкономить время. Ритм жизни также становится достаточно быстрым, а значит, последствия научно-технического прогресса можно считать благоприятными. Однако довольно часто у людей развивается серьёзная зависимость от новейших технологий, и от неё не всегда легко избавиться. Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы доказать эту точку зрения.
Нельзя не вспомнить мир, созданный известным фантастом Р. Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту». Люди практически разучились мыслить самостоятельно. Чтобы ни о чём не думать, они вставляют в уши «радиоприёмники-втулки», смотрят бессмысленные телепередачи, большую часть своего времени проводят перед огромными экранами и стараются быть абсолютно одинаковыми. С теми, кто пытается каким-то образом проявить индивидуальность, расправляется Механический пёс – робот, который помогает искать преступников. В этом обществе нет места для душевного общения и взаимоподдержки: кругозор жителей ограничен, кажется, что они ничего не знают, кроме популярных названий и марок. Эта необразованность в конечном счёте приводит к деградации. Действительно, иногда ускоренное развитие новых технологий становится опасным как для отдельной личности, так и для всего человечества.
Проблема зависимости от новейших технологий волнует и многих современных отечественных писателей. В произведении «Библия в SMS-ках» Ая Эн пишет о подростках, а также взрослых людях, которые не представляет своей жизни без мобильных телефонов. В начале каждой главы мы читаем фрагменты из смс-переписки двух молодых людей на библейские темы. Конечно, герои используют разговорную лексику и стараются как можно сильнее упростить евангельские истории. Казалось бы, между Священным Писанием и короткими сообщениями не может быть ничего общего, однако у девочки Евы, которую грозятся лишить наследства, не остаётся другого выхода. В XXI веке вместе с развитием техники идёт и значительное упрощение человеческого мышления. Люди зачастую перестают читать длинные и сложные тексты и ищут их краткое изложение в интернете. Зависимость от новых технологий делает человека потребителем, привыкающим получать информацию в готовом виде. В книге Аи Эн есть замечательный лозунг – ДСГ, что означает «думай своей головой». К сожалению, технологические новшества могут лишить нас такой способности.
В заключение хочется сказать, что зависимость от новых технологий не даёт человеку двигаться вперёд и развиваться. Именно поэтому так важно внимательнее приглядываться к миру, который тебя окружает, проводить время с близкими, как можно больше общаться вживую, читать книги, а не только новостную ленту в социальных сетях.
3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
Что сильнее: закон или совесть?
Что может быть страшнее для человека угрызений совести? Наверное, нельзя придумать наказания хуже, ведь неслучайно совесть называют «законом законов». Именно она становится для нас главным судьёй, не позволяющим переступать запретную черту. Иногда даже наказание, предусмотренное законом, не может исправить преступника, если он лишён способности испытывать чувство стыда. Напротив, голос совести побуждает человека к раскаянию и внутреннему изменению. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.
Совесть может мучить человека, даже если он лишь отчасти виноват в произошедшей трагедии. Так, например, главный герой сентиментальной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст обвиняет себя в смерти крестьянки Лизы. Он действительно полюбил эту девушку, но не мог жениться на ней, потому что это означало бы бросить вызов светскому обществу. К тому же юноша хотел поправить своё материальное положение и ради этого женился на нелюбимой женщине. Эраст даже не подозревал, какими серьёзными могут быть последствия, он не подумал о чувствах Лизы, которая не смогла пережить предательство возлюбленного. До конца своих дней герой считает себя преступником, по вине которого пострадала бедная девушка. Эти угрызения
совести мешают Эрасту быть счастливым. Конечно, с точки зрения закона сам герой не совершил никакого преступления, поэтому не может быть наказан. Однако чувство вины не даёт молодому человеку покоя, потому что он нарушил моральные нормы.
Несомненно, совесть всегда оказывается сильнее закона, потому что её голосу невозможно сопротивляться. Так, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат, опасаясь потерять свой авторитет, несправедливо обвиняет человека и обрекает его на смерть. Именно поэтому Иешуа Га-Ноцри отмечает, что трусость – это самый главный человеческий порок. Прокуратор боялся, что его заступничество за философа вызовет подозрение у других людей: слишком смелыми были рассуждения Иешуа о власти. Однако в глубине души Понтий Пилат понимал, что перед ним уникальный человек – единственный, кто способен исцелить его душевные раны. Самое тяжёлое наказание для прокуратора – муки совести. Он осознаёт, что предал не только философа Га-Ноцри, но и самого себя, поэтому окончательно потерял надежду на нравственное воскресение.
Таким образом, совесть – это действительно самый важный и нерушимый закон, соблюдение которого помогает нам оставаться гуманными при любых обстоятельствах. Многие мыслители называют совесть внутренним судьёй или голосом, который невозможно заглушить. Это именно то, что не позволяет человеку снимать с себя ответственность и действовать безрассудно. Это тот законодатель, который побуждает нас совершать добрые поступки.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?
В трудные минуты произведения искусства могут оказать человеку неоценимую помощь. Так, например, музыка способна исцелить душевные раны, стать лучшим утешением и лекарством от грусти и тревоги. Многим людям прослушивание любимых песен помогает не опускать руки и находить новые силы для движения вперёд. В чём же заключается прекрасная и таинственная сила музыки и почему её влияние на человека так велико? Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы ответить на эти вопросы.
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» музыка играет важную роль в судьбе главных героев. Николай Ростов, проигравший товарищу Долохову достаточно крупную сумму, чувствовал себя подавленным и разбитым. Ему пришлось очень грубо и развязно поговорить со своим отцом, и в глубине души молодой человек злился на самого себя. В эту тяжёлую для героя минуту его сестра Наташа Ростова играла на фортепиано и пела, не думая ни о каких мелочах и просто наслаждаясь мгновением. Заворожённый музыкой, Николай Ростов невольно задумывается о том, как низменны его проблемы в сравнении с искусством. Жизнь, в которой есть музыка, прекрасна, а всё остальное значительно уступает духовным ценностям. Стоит ли лишать себя этой замечательной возможности жить и дышать из-за каких-то временных трудностей и неудач? Николаю кажется, что именно в эту минуту он по-настоящему счастлив: музыка заглушает его душевную боль и дарует ему утешение.
Музыка способна кардинальным образом изменить жизнь человека. Заглавный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» изначально даже не собирался вставать с дивана
и снимать домашний халат, потому что не видел смысла в насыщенном событиями существовании. Однако встреча с Ольгой Ильинской оказывает значительное влияние на героя, у которого появляется желание меняться в лучшую сторону. Примечательно, что чувство влюблённости поселяется в душе Обломова после прослушивания любимого музыкального произведения «Casta diva», исполненного новой знакомой. От звуков этой мелодии и голоса Ольги на лице героя сияет «заря пробуждённого», он сказал девушке, что глубоко почувствовал любовь, переданную через музыку. В этот момент лень и апатия отступают, уходят на второй план, жизнь Обломова преображается, его душа устремляется к счастью.
Действительно, без музыки жизнь становится бледной и пустой. М. Лютер, например, называл этот вид искусства «лучшим утешением для опечаленного человека». Безусловно, в тяжёлое для нас время музыка, вызывая определённые эмоции, помогает прислушаться к себе и наделяет особенной энергией, не позволяющей падать духом ни при каких обстоятельствах.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?
Могут ли социальные пороки оказать влияние на жизнь и судьбу отдельной личности? Достаточно часто человек восстаёт против навязанных обществом устоев и правил, потому что не хочет быть марионеткой в чужих руках. Во многих художественных текстах разворачивается конфликт между яркими индивидуальностями и социумом. К сожалению, обычно такие герои терпят поражение в этом столкновении, но их попытка что-либо изменить представляет большую ценность для человечества в целом. Это значит, что есть люди, которые не могут смириться с социальными пороками и готовы с ними бороться, чтобы сделать мир лучше. Обратимся к литературным произведениям, чтобы доказать эту точку зрения.
Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой отказывается жить по правилам фамусовского общества. Он не может принять царящее вокруг лицемерие, чинопочитание и зависимость от общественного мнения. Чацкий отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Действительно, он не собирается становиться таким же, как представители «века минувшего», их подобострастие вызывает у героя отвращение. Он чувствует себя чужим среди людей, которые обесценивают образование и духовные ценности. Именно поэтому герою не находится места в фамусовской Москве, его называют сумасшедшим. Чацкий считает, что пороки этого общества необходимо искоренить, но в пьесе у него нет ни одного единомышленника, не считая внесценических персонажей. Герою приходится отказаться от прежних планов и надежд на семейное счастье, чтобы сохранить свою индивидуальность.
В драме А.Н. Островского «Гроза» главная героиня Катерина также пытается протестовать против патриархальных порядков. В городе Калинове нет места науке, образованию и прогрессу, семьи продолжают жить по «Домострою», а младшее поколение должно неукоснительно соблюдать все требования старших. Самые авторитетные люди города – Дикой и Кабаниха – самодуры и тираны, живущие в замкнутом мире своих ограниченных консервативных убеждений. Катерина же – неординарная натура, которая видит смысл жизни в искренней любви и свободе. Девушка отказывается жить по установленным правилам, но так же, как и Чацкий, не находит смелых единомышленников. Бросая вызов обществу, героиня совершает самоубийство, однако протест одиночки заставил её мужа Кабанова задуматься о собственном угнетённом положении. Это значит, что в дальнейшем в Калинове произойдут важные изменения, и толчком к этому стал поступок Катерины.
В заключение хочется отметить, что социальные пороки действительно влияют на судьбу отдельного человека. Довольно часто общество подвергает таких людей насмешкам и критике и пытается всеми силами избавиться от них. Однако появление личностей, не желающих смиряться с навязанными сверху правилами, доказывает несовершенство общественного устройства и говорит о необходимости перемен.
Источник
Сочинения про вину и чувство вины с примерами
Вина – это сильное тягостное ощущение, которое порой очень мешает жить полноценно. Предлагаем несколько вариантов сочинений на тему «Вина» для учащихся выпускных и других классов.
Люди могут отказываться от многого, не замечать собственных потребностей, когда ими движет чувство вины.
Что такое Вина – сочинение
Что такое вина сама по себе? Она представляет собой довольно-таки тяжелое чувство – гнетущее, не допускающее какого-либо возврата в ситуацию для того, чтобы попытаться ее исправить. Человек, переживающий все эти малоприятные впечатления, как правило, выглядит сильно удрученным, подавленным, часто ощущает себя непонятым и ненужным.
Часто происходит так, что нам просто не с кем поделиться своими негативными чувствами. Возникает страх обидеть близких, сделать что-то не так. Для того, чтобы чувство вины сформировалось, необходимы определенные причины. Именно они оказывают самое непосредственное влияние на наши внутренние эмоции, подчас скрытые от всех окружающих.
Основание, которое очень часто способствует появлению некоторого сожаления в душе. Это тот случай, когда говорят, что на сердце остается лежать тяжелый камень. Некоторые люди живут с подобными ощущениями всю жизнь и не находят возможности для того, чтобы от них избавиться.
В том случае, если мы не успеваем вовремя позаботиться о своих близких родственниках при жизни, по прошествии определенного времени начинает мучить чувство вины по поводу того, что для них не успели сделать.
Иногда слишком поздно приходит осознание того, каких ошибок в отношениях следовало бы избежать. Человек был бы и рад что-то исправить, но уже лишен возможности это сделать.
Чувство вины — это тягостное ощущение, которое испытывает человек, причинивший обиду, ущерб, эмоциональный дискомфорт своими действиями или бездействием другому.
Прокрастинация, при которой человек систематически уходит от выполнения каких-либо обязательств, тоже вызывает муки совести, но уже перед самим собой.
Угрызения совести — нормальная реакция зрелой личности на совершенный проступок, однако во всем важна мера.
Сочинение на тему Вина
Вина – очень неприятное чувство, состояние, которое давит, создает напряжение, поглощает, заставляет прятаться, чувствовать себя ничтожеством
Между тем вина – это важное чувство для каждого человека. Здоровое (конструктивное, собственное) чувство вины говорит нам о том, что мы сделали что-то не так, или поступили не правильно.
У каждого из нас есть внутри понимание «что такое хорошо и что такое плохо». Наша совесть. Чувство долга. Когда мы что-то делаем (даже случайно), что противоречит нашим внутренним ценностям, то чувство вины нам это покажет.
И это хорошо! Тогда у вас есть сигнал, услышав который можно исправить ситуацию.
Например, можно извиниться. Можно признать свою ошибку и сказать о том, что ты можешь исправить ситуацию. Можно признать, что ты виноват(а), но исправить это не возможно и тебе жаль. Что ты признаешь все последствия своего поступка/действия/бездействия/слов и т.п.
Другой вопрос, что мы так часто сильно боимся, что нас с нашими извинениями не примут/отвергнут, не поймут (что имеет место быть тоже), что предпочитаем не признаваться.
В этот момент человек лишает себя силы. Силы справиться, силы признать и признаться, силы двигаться за своими ценностями и оставаться в ладах со своей совестью.
Сколько не разбирала подобных ситуаций на консультациях – еще ни разу не видела, что такая стратегия спасла отношения от развала. Наоборот, все тайное рано или поздно становится явным. Отношения всегда все равно рушатся.
Я бы тут рекомендовала ставить себя на место того, по отношению к кому вы поступили некрасиво. Ведь мы же всегда восклицаем: «Хотя бы признал, что натворил, и то легче бы было!» или «Извинился бы хоть!». Вот и от нас ждут того же.
Если можно компенсировать потери другого, то обязательно делайте это. Жить станет легче, вы будете себя чувствовать уверенно и ваша сила будет с вами. А ваша жизненная энергия не будет утекать в эту дыру под названием «виновата».
Что я понимаю под словом Вина
Вина – сочетание страха, аутоагрессии (наказания человеком самого себя) и защиты от этой внутренней агрессии.
Откуда берется чувство вины и почему оно появляется у человека в конкретной ситуации — два разных вопроса. Вина – чувство не врожденное, а социально сформированное.
Чувство вины формируется родителями или ближайшим окружением ребенка в детстве – иногда осознанно, или сами того не замечая. Нередко дети формируют себе чувство вины сами, откупаясь от претензий взрослых.
Переживание чувства вины, побуждающее искупить вину, возместить (загладить) нанесенный ущерб и исправить ситуацию — социально принятое поведение и в основном социально полезное чувство.
Чувство вины — эффективный способ управления человеком извне. В руках порядочных и заботливых людей формирование чувства вины — это эффективный инструмент воспитания. К сожалению, в других руках формирование чувства вины может оказаться инструментом манипуляций преимущественно негативного плана.
Развитая личность может корректировать свое поведение разумным образом, не прибегая к переживаниям чувства вины.
В конечном результате хочется сказать, что чаще всего вина происходит из-за легкомыслия. Чтобы избежать в частности вины, сначала подумайте, прежде чем что-то сделать.
Эссе, что такое чувство вины?
(по тексту А.Н. Рыбакова)
Чувство вины – это внутреннее состояние человека, основанное на страданиях и угрызениях совести, когда человек осознает, что совершил неправильный поступок. Чувство вины тесно связано с такими понятиями, как совесть, стыд и раскаяние.
Человеку становится стыдно, он признает то, что поступил неправильно, и старается загладить свою вину. Когда человек чувствует свою вину, он встает на путь очищения, ведь признать свои ошибки может не каждый.
Если у человека появляется чувство вины, значит, в нем происходит борьба добра и зла. Тот, кто почувствовал вину, в следующий раз будет думать о том, как ему поступить в подобной ситуации.
Проблема чувства вины поднимается в тексте А.Н. Рыбакова. Она раскрывается через ситуацию из жизни мальчика Миши. Лежа на кровати забинтованным, Миша просил свою маму отпустить его на улицу.
После того как мама ответила ему запретом, Миша подумал о том, чтобы убежать из дома. Подумав об этом, герой начал представлять то, что будет чувствовать его мама, когда увидит, что он ушел.
Размышляя над этим, Миша начал думать о том, какой его мама является на самом деле: доброй, заботливой, трудолюбивой и решительной. Только сейчас Миша понимает, что мама бросила все, чтобы приехать заботиться о нем, что на протяжении всей жизни мама делала все, чтобы он ни в чем не нуждался.
Миша, осознавая, что мама искренне любит его и старается делать для него все возможное и невозможное, постепенно начинает чувствовать вину за те мысли, которые его посещали ранее. В тексте отмечается:
«Миша вдруг понял, что не может простить себе того, как холодно и безразлично он порою относился к своей маме».
Герой начал вспоминать все моменты, когда он поступал по отношению к матери несправедливо и неправильно. В предложенном тексте есть фраза: «Пока он думал о матери, в душе его зародилось чувство вины».
С каждым разом рожденное чувство вины за то, что раньше он не обращал внимание на то, что мама делает для него, стало возрастать. Миша понял, насколько сильно его любит мама и насколько сильно он любит ее. Пытаясь сгладить свою вину за прежние поступки, мальчик выражает всю силу своей любви к маме.
Поднятая в тексте проблема находит отражение во многих произведениях литературы. Главный герой рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» совершает неправильный поступок: обманывает собственную бабушку.
Когда Витька делает это, он чувствует вину. Осознание несправедливости происходит для мальчика очень тяжело. Он не может простить себе то, что повел себя по отношению к бабушке несправедливо.
В.П. Астафьев показывает, что Витька раскаивается в произошедшем и чувствует угрызения совести и огромную вину. То, что у героя возникает чувство вины, говорит о том, что Витька – не злой человек, он просто оступился, но больше таких ошибок он совершать не будет.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что чувство вины связано с осознанием человеком того, что он совершил безнравственный поступок. Возникновение чувства вины только очищает человека, потому что не каждый человек может признать свои ошибки и принести извинения.
Сочинение-рассуждение про Вину
Я думаю, что вина — это чувство, которое испытывал каждый полноценный человек. В течении жизни все мы испытывали угрызения совести, причиной которой был поступок, повлекший за собой отрицательные последствия, после которого приходит чувство сожаления и раскаяния. Попробуем доказать справедливость своего суждения.
Во-первых, обратимся к тексту русского писателя Константина Георгиевича Паустовского “Телеграмма”. В тексте рассказывается о Екатерине Петровне и её дочери Насти. Именно в этом произведении Паустовский смог ярко выразить чувство вины со стороны главной героини Насти.
Для того чтобы подтвердить мои догадки, я могу привести в пример одного из предложений, взятого из этого текста:
“Кроме Екатерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести”.
Таким образом, мы знаем, что Настя сожалеет о своём необдуманном поступке. От понимания того, что уже ничего не изменить приходит известное нам чувство вины.
Во-вторых, чтобы рассеять ваши сомнения, приведу еще один пример из прочитанной мною книги Шарлоты Бронте “Джейн Эйр”. После случившегося пожара в поместье Рочестера, Джейн посещало неистовое чувство вины, которое мало вероятно сможет её покинуть, но даже если и сможет то через достаточно долго — мучительный срок.
Именно в этом произведении автор смог показать нам чувство вины, сожаления и раскаяния, которые к моему большому сожалению так и не рассеялись у главной героини этого романа. Из всего вышеперечисленного возникает один большой вопрос, на который можно достаточно долго вести дискуссию.
Почему же у людей так часто не рассеивается чувство вины, а за частую остается до конца их дней? И что же необходимо сделать, чтобы все же от него избавиться и нужно ли это вообще совершать?
Чтобы понять, как избавится от этого чувства, для начала необходимо найти причину его возникновения и разобраться в себе и в своих переживаниях. И только тогда, когда человек поймет и осознает свою невиновность в чем-либо он сможет избавиться от этого странного порою чувства.
Опять же сделать это очень тяжело, потому что если появилась вина, значит человек осознал и понял, что действительно он виноват в той или иной ситуации.
Я считаю, что порой именно чувство вины делает человека человеком. Так как, где есть вина, там есть раскаяние, а где раскаяние, там и совесть.
А наличие совести у человека уже многом говорит. Размышляя, о прочитанных мною рассказах я поняла, что чувство вины, может нести в большой степени положительный характер, ведь именно через чувство вины, совершенно любой человек имеет возможность осознать свою ошибку.
Читайте также: Совесть – итоговые сочинения для 9–11 классов ОГЭ и ЕГЭ.
Таким образом, вина – это ответственность за поступок перед собой. Именно стыд и вина формируют совесть человека.
Источник