Чувство вины – от Бога ли?
Человеку дано чувство вины, чтобы он знал, что не достиг совершенства. Библия говорит: «И Он (Дух Святой — ред Х.г.), придя, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде» (Ин. 16:8). Святой Дух обличает весь мир и всех людей в грехе, однако, Дух Святой не внушает чувства вины. Чувство вины — это только наша человеческая реакция и сигнал к тому, что необходимо покаяться.
«Духовная жизнь начинается со слез» (Исаак Сирин)
Тщетные попытки
В течение своей жизни мы приносим зло другим и можем стать причиной их страданий, и потом нас начинает преследовать чувство вины. Вина — не просто чувство, это состояние. Оно часто побуждает жестко критиковать и осуждать себя и может сопровождаться стыдом. Это очень болезненное ощущение, когда мы осознаем, что потеряли уважение окружающих.
Кто-то пытается переложить свою вину на другого человека или на обстоятельства, снять с себя ответственность в попытке освободиться от мук совести.
Мы можем делать добро пострадавшим от нас людям, извиняться перед ними, думая, что это избавит нас от угрызений совести. Люди, которым мы нанесли вред, могут даже простить нас, но почему-то нам так и не становится легче. А бывает и так, что у человека даже нет возможности загладить свою вину, так как пострадавшего нет в живых, как, например, в случае убийства или аборта. Мы хотим комфорта, гармонии, покоя, возможности мирно спать, не можем обойтись без ощущения своей положительности. А вина все гложет и гложет.
Корни проблемы
Чувство вины вошло в жизнь людей с момента грехопадения. До этого Адаму и Еве не надо было решать этические проблемы, потому что первые люди не различали добро и зло. После того как Адам и Ева вкусили от древа познания добра и зла, произошла потеря связи с Богом, и у человека появился страх и стыд. Совесть стала внутренним судьей, который сигнализирует человеку о его грехах. Когда мы грешим, совесть просыпается, и мы начинаем испытывать чувство вины.
Вина ведет нас к Богу
Вина напоминает о том, что мы нуждаемся в благодати Божьей, и дает силы искать помощи и прощения у Бога.
Нам известно, что Бог милостив и что Иисус взял наши грехи на себя. Но воспоминания о том, что мы сделали, вновь и вновь выводит нас из равновесия. Причем эти воспоминания обычно посещают нас тогда, когда мы начинаем возмущаться чужими подобными действиями. И тогда приходит желание покаяться перед Богом и освободиться от груза вины.
Слово «покаяние» в переводе с греческого означает «перемена мыслей». И это не просто сожаление о прошлых грехах, это не чувство, это коренное изменение всего человека, новое видение самого себя и Бога.
Покаяние — не только взгляд на свои грехи, но и обязательно взгляд вверх – на любовь Божью.
Подлинное покаяние
Признаками подлинного покаяния являются:
. чувство собственного бессилия и понимание того, что в одиночку, без Бога, победить грехи нельзя;
. осознание Божьего милосердия и всемогущества;
. вера в то, что Бог через Иисуса Христа простил нас.
А что делать, если после покаяния чувство вины все-таки не прошло? Это означает, что человек не смог простить себя.
Признаками такого состояния являются:
. непроходящее ощущение вины;
. отсутствие веры в Божье милосердие;
. трудности в перенесении критики;
. гордыня, не сменяющаяся смирением;
. неосознанная жажда наказания;
. ощущение собственной неполноценности;
. ложное чувство униженности;
. невозможность наслаждаться жизнью;
Последствием того, что человек не может простить себя, является его изоляция от любви.
Такие люди могут бояться любви и встречают много препятствий на пути к духовному и эмоциональному росту. Одержимый виной человек боится быть самим собой, все время пытается совершенствоваться и всегда терпит поражение, плодом которого становится гнев.
В основе всего этого лежит отсутствие веры в Бога, тщеславие или неискренность. Иными словами, человек либо покаялся неискренне, либо ставит себя выше Бога: Бог простил, а человек не может себя простить. Либо такой человек еще плохо знает Бога – Его любовь и милосердие.
Как простить себя
Искреннее раскаяние не происходит на уровне ума и интеллекта, оно совершается в сердце. Раскаяние восстанавливает нашу связь с Богом. Бог — это Высшая любовь, и Царство Небесное есть Царство любви. В Библии сказано: «Как высоко небо над землей, так велика милость Господа. Как далеко Восток от Запада, так удалил от нас Он (Бог — ред.) беззакония». Важно поверить в эти слова и не ставить себя выше Бога.
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан.1:9). Приняв прощение от Бога, мы сможем простить себя и быть свободными и счастливыми.
Цитаты
«Быть свободным от вины — великое утешение».
Цицерон Марк Туллий
«Есть много причин, препятствующих счастью, но три из них основные — страх, зависть и чувство вины».
«Вечно сознавать, что кто-то пострадал по твоей вине, — это самая тяжкая кара, которая может постигнуть человека».
«Жить с чувством вины — все равно что сидеть за рулем машины, которая едет только задним ходом».
«Винить себя нужно только в том случае, когда вы заметили ошибку, но ничего не сделали, чтобы ее исправить».
Дорогой Отец Небесный!
Ты видел все, что я совершил(а). Прошу, прости меня за грех (назовите конкретный грех — убийство (если был аборт), блуд, обман, зависть, ненависть и т. д.)
Верю, что святая кровь Иисуса Христа омыла этот грех. Я принимаю прощение от Тебя. Спасибо Тебе, Господь! И я прощаю себя, во имя Иисуса Христа.
Господи, обнови мои эмоции, мои чувства и память. Помоги мне больше не вспоминать о том, что произошло, избавь меня от чувства вины. Весь мой позор и стыд Иисус взял на Себя на кресте. Я верю в это и принимаю полную свободу в свой дух, душу и тело.
За все благодарю Отца, Сына и Духа Святого.
Я была на грани ухода из жизни
При бракосочетании в церкви священнослужители желают супругам любить Бога. Будет эта любовь – станет и брак счастливым. Героини наших историй на себе испытали, насколько верен этот закон. Разными дорогами они пришли к Господу: через боль, разочарование, предательство, крушение планов и надежд. И только полюбив Бога всем сердцем, нашли настоящее счастье.
Марина овдовела в 26 лет, осталась одна с двумя малышами. А виной этому стало предательство близкого человека.
«С Романом мы прожили 10 лет, не регистрируя брак, – делится она. – И он никогда грубого слова мне не сказал. Дочка и сейчас считает его самым лучшим папой, а сынок – его точная копия. Рома хотел оформить отношения, но что-то все время мешало нам это сделать.
Моей матери с самого начала не понравился Роман. Мы не расписались – и это, как я потом поняла, было нашей первой ошибкой. Сейчас, после того как уверовала в Бога, я знаю, что сожительство не угодно Господу, и счастья в таких отношениях не будет. Но тогда мы считали, что многие так живут, и ничего страшного в этом нет.
А вторая наша ошибка была в том, что мы остались жить под одной крышей с матерью. У нас имелся общий семейный бизнес – дом-гостиница. Мы делали ремонт в этом доме, трудились. И главное слово оставалось за мужчиной.
Мать же привыкла сама быть командиром. Ее не устраивал тот факт, что у нас есть свое мнение, свои решения, и вообще мы были для нее «неудобоваримыми». И она решила нас «проучить». Зная, что мой муж был боксером и всегда мог защитить себя и меня, она наняла за деньги троих крепких парней и ранним утром впустила их в дом, указав на нашу комнату. Мы спали, наш полуторагодовалый сыночек лежал с нами в комнате. Незваные гости вошли в спальню и нас, сонных, начали бить. Я пыталась убежать, меня догоняли и не выпускали. Это все происходило на глазах у малыша-сына. Дочка спала в соседней комнате, слышала наши крики и не понимала, что происходит. В итоге те парни переусердствовали – и мужа попросту убили.
Матери дали срок – 1,5 года, тем парням – по 15 лет. Но потерю невозможно восполнить.
После смерти Ромы я долго лечила детей от нервного потрясения. Сама я, конечно же, ушла на съемную квартиру. Но не смогла выстоять. Сломалась. Начала пить. А потом стала обдумывать свой уход из этой жизни. Решила, что сяду в машину и пущу ее с обрыва, чтоб наверняка.
– Кто помог предотвратить самоубийство?
– Еще при жизни мужа мы пригласили к нам на работу в качестве горничной Анжелу. Она – верующий человек, посещает церковь «Вифанию» в нашем городе. Анжела сразу нам очень понравилась, так как отличалась скромностью, порядочностью, прилежностью. Мы с интересом слушали ее рассказы о том, как Бог меняет ее жизнь и жизни окружающих.
Когда Ромы не стало, Анжела не оставляла меня без своего участия и поддержки. Однажды я поделилась с ней тем, что хочу свести счеты с жизнью. Вместе с другой верующей женщиной – Екатериной Владимировной Черезовой – они смогли удержать меня от рокового шага, за что теперь я очень им благодарна. Эти милые женщины убедили меня в том, что есть Тот, Кто любит меня такой, какая я есть, – великий и всемогущий Бог. В их заботе и нежном участии я ощутила проявление настоящей Божьей любви. Женщины постоянно молились обо мне, убеждали меня бросить пить и простить маму.
Когда я впервые пришла в церковь «Вифанию», мне захотелось покаяться перед Богом и дальше строить свою жизнь на Его принципах. И вот уже год я живу с Господом, регулярно хожу в церковь. Очень большую поддержку я встретила также в лице нашего пастора домашней группы и других христиан. У них я училась молиться и доверять Богу свои проблемы. С Божьей помощью я полностью освободилась от алкогольной зависимости.
– Какие у Вас отношения с матерью? Вы ее простили?
– Простила. Молюсь за нее. Но доверия нет. Не общаемся. Она вышла из заключения, а убийцы будут отбывать еще по 13,5 лет. Хорошие отношения у нас с родителями мужа. Дети любят бабушку и дедушку, и я всячески поддерживаю с ними связь. Мне доставляет радость то, что у нас есть взаимопонимание.
В ходе беседы Марина, вспоминая о произошедшем, горько плакала. Очевидно, прошлое еще причиняет ей боль. Но тот факт, что молодая женщина не свела счеты с жизнью, обрела свободу и уже строит планы на будущее, говорит о Божьей славе.
Обетованием в свою жизнь Марина приняла слова из Библии: «Ты утвердишься, правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе. Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня. Кто бы не вооружился против тебя, падет» (Ис. 54:14-15).
Теперь я не одинока
Галина Баршадская – прекрасный специалист. Она – медицинская сестра. Много лет проработала в одном из санаториев Большого Геленджика. Сейчас занимается гирудотерапией. У нее свой круг пациентов, и он становится все шире. Галя – верный друг, милая, обаятельная женщина. К тому же отличная хозяйка.
В то, что от такой женщины можно уйти, верится с трудом. Но, тем не менее, первый брак Галины распался. После него были еще две неудачные попытки создать семью.
«Во время первого развода, – делится Галина, – мне было 33 года. Я работала в неврологическом отделении нашей больницы. Врач, Лев Николаевич, видя мое состояние, старался подбодрить меня. Он часто говорил о том, что Бог меня любит. Я тогда не понимала всей значимости этой фразы. Еще Лев Николаевич подарил мне Евангелие, я выучила молитву «Отче наш». Всю последующую жизнь молилась ею, когда было трудно, иногда читала Евангелие.
Позже я узнала, что Лев Николаевич – христианин веры евангельской. В 1993 году он уехал с семьей в другую страну, и, увы, больше я его не видела. Семена же веры, которые он старался сеять в мое сердце, дали свои всходы.
Пройдя через несколько браков и разводов, оставшись в одиночестве, в 2013-м, году я по приглашению давней знакомой Галины Коварж согласилась посетить церковь «Вифанию» в Пшаде. Галина и ее дочь Жанна много раз рассказывали мне об Иисусе.
На богослужении мне очень понравилось, захотелось остаться в этой дружелюбной церкви и вместе с другими христианами узнавать Господа. Я словно попала в родную семью, где мне всегда рады и готовы помочь в любую минуту.
Потом я съездила с внучками в христианский лагерь. Мы все были в полном восторге! И уже в 2014 году я покаялась, приняла в свое сердце Иисуса Христа как Господа и Спасителя, а вскоре приняла водное крещение.
Только после моего искреннего обращения к вере я по-настоящему стала счастливой женщиной. Теперь в моей жизни есть Господь – самый главный и верный Друг, Который никогда не оставит и не покинет. Иисус отдал за меня Свою жизнь, Он любит меня и принимает такой, какая я есть, и никогда не предаст. Сегодня, даже не имея мужа, я не чувствую себя одинокой. Я ощущаю любовь Божью во всем – и от этого счастлива. Такого я не испытывала ни в одном браке. Возможно, если бы я уверовала раньше, Бог скрепил бы мою семью, и вся жизнь сложилась бы совсем иначе.
Я молюсь о спасении своих родных: дочерей, внучек, мамы. Уверена, что их желание принять Господа в свою жизнь – дело времени. И мне очень хочется, чтобы они поняли это как можно быстрее и чтобы строили свои семьи вместе с Богом.
Для меня огромной поддержкой являются библейское обещание: «Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься ты и весь дом твой».
Беседовала Лариса Хмара
Источник
Чувство вины как подмена покаяния
Как мы знаем, покаяние способно и более того — должно преобразить нашу жизнь. Но задумывались ли мы над тем, как именно преобразить?
Если после покаянных молитв и исповеди на душе легко и радостно, возросла благодарность Богу, прибавилось желания и сил бороться с грехом, прибавилось любви к людям — значит, мы действительно каемся.
Если после покаянных молитв и исповеди мы остаемся в унылом, замкнутом состоянии, то это значит, что мы не каемся: скорее всего, покаяние подменено у нас ложным чувством вины. Ложное чувство вины лишает нас возможности покаяния и тем самым становится тормозом на пути нашей духовной жизни.
Признаки ложного чувства вины
Давайте рассмотрим признаки наличия у нас ложного или невротического чувства вины более подробно.
1. Почти постоянное чувство уныния.
Легкую степень уныния мы редко замечаем в себе. Признаки его — лень к делам спасения. Нам трудно заставить себя читать утреннее и вечернее молитвенное правило, поститься, воздерживаться от телесных наслаждений (у кого-то это — сладости, у кого-то — винопитие, у кого-то — смотрение телевизора или фильмов, блуждание в интернете, вариантов много).
2. В нашем «покаянии», а точнее, в чувстве вины не видно просвета. Оно неисчерпаемо.
Покаяние подобно мытью посуды. Чем больше моешь — тем посуда более чистая, сверкающая, красивая. А «делание» чувства вины не приносит ни малейшего улучшения состояния. Даже после исповеди нет никакого облегчения и успокоения, только лишь чувство выполненного долга: неприятная процедура позади.
3. Отсутствует подлинное чувство Божиего милосердия.
По книгам, по историям других людей, мы, конечно, знаем о милосердии Бога, мы знаем о земном подвиге Спасителя. Но все это как бы не касается непосредственно нас. В своей печали о своих грехах мы одиноки, Бог не помогает нам.
4. Трудно переносим критику.
Вот как говорит об этом психотерапевт Карен Хорни: «Одновременно с заявлениями о том, что он недостойный человек, невротик будет предъявлять огромные претензии на внимание и восхищение и обнаружит весьма явное нежелание соглашаться даже с малейшей критикой… Его чувствительность к причине может прикрываться мыслью, что переносима лишь дружеская критика или носящая конструктивный характер. Но эта мысль является только ? и противоречит фактам. Даже дружеский совет может вызвать гневную реакцию, ибо совет любого рода предполагает критику в связи с некоторым несовершенством».
Такой человек может возмутиться даже обличениям со стороны духовника, если духовник говорит о грехах, выходящих за рамки списка, представленного кающимся.
При этом такой человек зачастую тщеславится мелкими грехами, упоминаемыми им на исповеди, которыми он показывает духовнику свою особую внимательность к духовной жизни и чувствительность к прегрешениям.
5. Гордыня, отсутствует смирение.
Кроме непереносимости критики, у человека, страдающего ложным чувством вины, присутствуют и все прочие признаки гордыни: тщеславие, уныние, ропот и тревога в моменты испытаний, осуждение других людей и др.
6. Неосознанная жажда наказаний.
Человек, страдающий от невротического чувства вины, сам не сознавая того, ищет наказаний, поскольку наказание частично освобождает его от груза грехов, который он не способен сбросить с себя подлинным покаянием, а также является подтверждением справедливости его чувства вины.
Проверяя себя на основе этих пунктов, необходимо помнить, что любая болезнь, в том числе и психологическая, может присутствовать в нас в разной степени, и тут не действует тот же подход, что при простуде: если простуда слабая, пройдет сама. Душевные болезни стоит брать во внимание и лечить, даже если они присутствуют в слабой степени, потому что усилия по их преодолению куда меньше, чем те проблемы, которые они создают нам — как в духовной жизни, так и просто на уровне душевного благополучия.
Свойства подлинного покаяния
Хотя эта брошюра — для людей грамотных в духовной жизни, все-таки для целостности повествования напомним основные свойства подлинного покаяния.
1. Покаяние основано на чувстве собственного бессилия в одиночку победить грехи и страсти.
2. Покаяние неразрывно связано с чувством Божиего милосердия и Его готовности помочь и простить в тот же момент, как мы покаялись.
3. Покаяние основано на сознании Божиего всемогущества, в особенности освобождать нас от власти бесов (страстей).
4. Покаяние сопряжено с чувством надежды на спасение. Прекрасно сказал об этом преподобный Иоанн Лествичник: «Падающий сокрушается, и хотя бездерзновенен, однако с похвальным бесстыдством предстоит на молитве, как разбитый, на жезл надежды опираясь и отгоняя им пса отчаяния».
5. Покаяние приносит чувство облегчения, мир души и содействует победе над теми грехами, которые мы исповедуем.
Природа ложного чувства вины
В основе ложного чувства вины — эгоцентризм. То есть человек подсознательно видит себя, а вовсе не Бога, центром мироздания и причиной всего с ним происходящего. Отсюда естественным образом вытекают две проблемы:
— невозможно каяться, ведь каяться можно перед кем-то высшим, а выше меня никого нет;
— никто не поможет, потому что я главнее всех и только сам себе могу помочь.
Такой человек находится в безвыходной ситуации. Он видит часть своих пороков и неудач, но поделать с этим ничего не может, так как в глубине души не признает ни своего бессилия, ни силы и милосердия Бога.
Психология связывает эгоцентризм с инфантилизмом. Вот как говорит об этом священник и психолог Андрей Лоргус: «Ребенок по природе своей чувствует себя центром мироздания, центром всего. Такое осознание себя для ребенка естественно. Психолог Жан Пиаже назвал это эгоцентрическим сознанием (не путать с эгоистическим). Ребенок до пяти лет убежден, что все видят мир так же, как и он. Представить себе, что другой человек видит иное, мысленно встать на позицию другого человека, ребенок не умеет. Только после пяти у него формируется реалистическое мышление и сознание, и он от эгоцентризма переходит к реализму. Беда заключается в том, что мы одной частью своей личности взрослеем, а другая у нас может оставаться инфантильной. Как правило, инфантильные, детские структуры личности сохраняются в эмоциональной сфере и сфере отношений».
Причина формирования инфантильности — та же, что и причина любовной зависимости, осуждения, неприятия себя — недостаток принимающей любви родителей. Причем, поскольку проявления неприятия могут быть разными, здесь те люди, с которыми жил ребенок, по всей видимости, увлекались обвинениями ребенка. «Видя таких людей, я сразу себе представляю строгую мать или сурового отца, которые наказывают своего ребенка. Или очень строгую воспитательницу детского сада, или учительницу, которая стоит в позе осуждения и обвинения и указывает этому несчастному малышу на то, что он испачкал свой костюм или наследил на полу, или разбил кружку, вазу или сделал еще что-нибудь» — говорит
отец Андрей Лоргус. Психолог
Елена Орестова : «Тебя ставят на стол и заставляют читать стих, а ты этого не делаешь, и тебя за это потом очень сильно ругают и говорят: «Плохая девочка».
Так маленького человека приучают к тому, что он виновен во всем том, с чем он, на самом деле, не имеет объективной возможности справиться самостоятельно. Этим же самым в нем воспитывают гордыню, потому что как бы говорят ему: «Ты можешь все, ты всемогущ».
И с этим воспитанным старшими чувством всемогущества и вины за все человек выходит во взрослую жизнь. Последствия его проблемы проявляются не только в отношениях с Богом. Преувеличивая собственную значимость, он склонен видеть несуществующую взаимосвязь между своим поведением и поведением других людей. «Ты чего такой молчаливый? Что я опять не так сделала?» — спрашивает жена у мужа, у которого проблемы на работе. Такой человек живет в постоянном страхе неодобрения и обвинений со стороны окружающих людей и поэтому живет несвободно, часто не делая того, что ему хочется делать, только из-за страха перед мнением людей.
Исцеление от ложного чувства вины
Как исцелиться от невротического чувства вины, в какой бы степени оно у нас ни присутствовало? Многое можно сделать и без непосредственной помощи психолога.
1. Исцеление отношений с родителями.
Как вы, возможно, уже догадались, поскольку основной причиной проблемы является недостаток принимающей любви родителей, основной рецепт тот же, что и в предыдущих двух главах — «Усыновить родителей» (подробно изложен в первой главе). Особое внимание постараемся уделить тому, чтобы самим не обвинять родителей (даже мысленно) ни в чем, и к их обвинениям в наш адрес относиться не как к проявлениям недовольства Вселенной нами, а как к слабости страдающих людей.
2. Приближение к реализму через рассуждение.
Эгоцентризм удалил нас от реального восприятия мира, рассуждение поможет нам воспринимать вещи более реально, трезво. Для этого раз за разом, много раз в день, усилием ума и воли будем напоминать себе о том, как обстоят вещи на самом деле.
Первое. Мы не всемогущи. Более того, без Бога мы очень слабы и не имеем никаких шансов побеждать свои слабости, вообще — жить как следует.
Второе. В центре мироздания не мы, а Бог, сотворивший этот мир, столь же близкий к каждому человеку, как и к нам, и устраивающий различные внешние обстоятельства жизни к нашему спасению.
Третье. Бог милосерден и рядом с нами и прощает нас уже в тот момент, когда мы искренне, от сердца просим о прощении с сознанием своей слабости и необходимости Его помощи нам.
Четвертое. Наша роль в жизни вселенной и других людей ничтожна. У каждого человека тысячи разных мотивов, и даже для близких людей мы не являемся единственным предметом их дум и объектом их чувств. Вообще мы по большому счету никому по-настоящему не нужны, кроме Бога. Соответственно, и за свою жизнь и за свое душевное состояние другие взрослые люди отвечают сами, а мы отвечаем только за себя и в значительной мере — за своих детей.
3. Контроль своего душевного состояния.
Мы должны постоянно отслеживать свое душевное состояние, сделав его мерилом правильности нашей духовной жизни. Если мы унываем, испытываем тревогу или страх, мы не должны называть это «скорбью о грехах» и мириться с этим состоянием. Должны искать и исправлять ошибки, которые вызвали это наше нездоровое состояние. Если не находим, пусть это будет для нас только еще одним поводом вспомнить о том, как мало зависит от нас и как сильно мы нуждаемся в помощи милосердного Бога. Не оставлять борьбы с унынием до тех пор, пока оно не будет побеждено.
4. Борьба с гордыней
Борьбе с гордыней и тщеславием (наряду с обретением радости) необходимо уделить основное внимание в своей духовной жизни. В святоотеческой литературе эта тема детально изложена, если подзабыли, можете обновить в памяти методику этой борьбы с помощью сайта www.ioann.ru.
|
Предыдущий материал
Следующий материал
Следующий материал
Источник