Чувство цвета для дизайнеров

Чувство цвета для дизайнеров

Дизайнер Джо Хэллок провел исследование и заключил — то, насколько цвет располагает, может зависеть от пола аудитории. Выяснилось, что и мужчины и женщины любят синий, и мало кто любит оранжевый. В то же время, фиолетовый цвет вызывает большую симпатию у женщин, чем у мужчин.

Надо учитывать, что это лишь один из факторов, который можно использовать в выборе цвета бренда или кампании. К тому же, далеко не определяющий — куда важнее зависимость цвета от сообщения, которое вы хотите донести.

Также Джо Хэллок исследовал, например, зависимость симпатий к определенным цветам у испытуемых разного возраста. Кратко: с годами люди все больше любят синий, а вот коричневый с оранжевым ни у кого не в почете. Ознакомиться с книгой Хэллока Colour Assignment на языке оригинала можно на его сайте.

Наш мозг фокусируется на узнаваемых брендах, поэтому дизайнер должен уделять особенное внимание доминирующему цвету, который долго будет использоваться в айдентике компании.

Это утверждение легко доказать. Когда мы находимся в незнакомом районе или чужой стране и ищем, где поесть или выпить кофе, мы можем заприметить «Макдональдс», KFC или, например, Starbucks издалека — задолго до того, как разглядим название или логотип заведения. Все потому, что брендам удалось «застолбить» цвета, которые прочно с ними ассоциируются.

Вы должны фокусироваться не на цветах, а на отношении аудитории к ним. Поэтому универсального варианта не существует — вы всегда исходите из образа бренда, его идей, целей, сообщения и портрета аудитории.

Любой цвет несет в себе как позитивные, так и возможные негативные коннотации, поэтому вы должны стараться подчеркнуть преимущества продукта, не выделив случайно его потенциальные недостатки. Подробнее о положительных и отрицательных ассоциациях мы расскажем ниже.

Источник

8 приложений и техник для развития чувства цвета

Нередко можно услышать, что чувство цвета, как музыкальный слух или «врожденную грамотность» невозможно натренировать. Но у профессионалов в сфере дизайна есть другое мнение на этот счет. Например, известный дизайнер и автор книг по колористике Триша Гилд утверждает, что у нас у всех есть собственное понимание цвета, которое нужно использовать.

Для начала определим, что такое чувство цвета. Это умение подбирать цвета так, чтобы «не резало глаз», талант различать множество оттенков, способность добиваться точного попадания в цвет при смешивании краски или память на названия тонов? И то, и другое, и третье. Но, пожалуй, не существует людей, у которых все эти навыки развиты в одинаковой мере. Ведь мы не пользуемся всем этим постоянно. Выберете то умение, которое хотите улучшить, и которым действительно будете пользоваться, и посвятите этому время. Приложения ниже вам в этом помогут.

Мобильные приложения для развития чувства цвета

Color Puzzle

Простая расслабляющая игра, в которую я играю сама. Она приучает к тому парадоксу, что один и тот же цвет в разном окружении выглядит совершенно по-разному. Правда, на сложных уровнях оттенки цвета различить становится довольно сложно, приходиться вглядываться и увеличивать яркость экрана почти на полную.
Скачать в Google Play

Есть аналогичное приложение I Love Hue, в него добавлена музыка, которая нравится большинству пользователей.

Blendoku

Более разнообразная, по сравнению с предыдущими, игра. Нужно расставить по порядку оттенки цвета, которых с новыми уровнями становится всё больше.

Фото: Google Play

Color Harmony

Это приложение позволяет распознать цвета на фото и собрать из них цветовую схему. Наверняка вы видели статьи о том, какие цветовые схемы используются в популярных фильмах и сериалах. Теперь вы сможете сделать такую палитру самостоятельно.

Фото: Color Harmony

Картины по номерам

В сети можно найти множество приложений для телефона и планшета, позволяющих рисовать картины по номерам. Например, In Color. В нем есть возможность раскрасить льва или бабочку прямо на телефоне, самостоятельно подобрав подходящие цвета. Полученные результаты можно скриншотить и сохранять, чтобы видеть свой прогресс. Можно загрузить свою картинку, и приложение разложит ее на участки цвета.

Фото: Google Play

Простые техники для развития чувства цвета

Сохранение понравившихся сочетаний

Заведите большой блокнот, в который будете вклеивать вырезки из журналов с понравившимися сочетаниями, или просто сохраняйте их в папке на компьютере, если предпочитаете цифровые технологии. Подойдет также подборка в соцсети, например, доска в Pinterest или подборка в Instagram. Главное периодически заглядывать в эти подборки, удалять из них то, что вам разонравилось, отслеживать свой прогресс, обращать внимание на то, к каким цветам вы чаще всего тяготеете — теплым или холодным, ярким или приглушенным, сложным или простым.

Рисование

Вспомните, как учат пониманию цвета в художественных школах и вузах. Студенты заполняют пустые квадраты близкими оттенками несколько занятий подряд, потом долго рисуют натюрморты. Эта методичная деятельность должна принести плоды, если вы не забросите ее по дороге. Чтобы этого не произошло, ищите и придумывайте себе интересные задания (например, нарисовать вашу комнату всего в 3 цветах), делайте это с друзьями или занимайтесь этим всего по 10 минут в день.

Изучение теории

Этот метод сработает только в том случае, если вы будете совмещать его с практической деятельностью, описанной выше — рисованием или ручным подбором цветов. Помимо этого, полезно представлять цвета в своей голове, запоминать названия оттенков, искать и фиксировать в памяти приятные сочетания и в целом обращать внимание на то, как цвета существуют в пространстве.

Для знакомства с теорией подойдут книги «Искусство цвета» Иоганнеса Иттена, «Цвет» Бэтти Эдвардс, «Цвет и свет» Джеймса Гарни, книги Василия Кандинского: «Точка и линия на плоскости» и «О духовном в искусстве», «Paint Box» Триши Гилд.

Источник

«Искусство цвета»: оптические эффекты, которые работают в дизайне

Подробный гайд по теории цвета Иоханнеса Иттена.

Иоханнес Иттен — швейцарский художник, теоретик искусства и педагог, который получил всемирную известность благодаря своему курсу в школе Баухаус. В 1961 году он впервые опубликовал книгу «Искусство цвета», до сих пор не потерявшую своей актуальности.

Самое популярное изобретение Иттена — цветовой круг, с помощью которого можно находить хорошие сочетания. Но это лишь часть его теории — дизайнеру важно уметь не только правильно подбирать цвета, но и учитывать в своей работе оптическое воздействие цвета.

Публикуем основы теории из книги «Искусство цвета». Из материала вы узнаете:

Редактор. Пишет про дизайн, редактирует книги, шутит шутки, смотрит аниме.

Цветовое воздействие

Цвет всегда используется в контексте. Иттен считает, что мозг может по-настоящему воспринимать цвета только с помощью сравнений и контрастов. Например, светло-серый квадрат на белом фоне кажется тёмным, а на чёрном — светлым. Этот эффект Иттен и называет цветовым воздействием:

Цвета не будут искажаться, если они обладают сильной контрастностью. Во всех остальных случаях они будут казаться ярче или тусклее.

Когда цвет и впечатление от него (его воздействие) не совпадают, цвет производит диссонирующее, подвижное, нереальное и мимолётное впечатление. Факт превращения материальной данности формы и цвета в виртуальную вибрацию даёт художнику возможность выразить то, чего нельзя передать словами.

Субъективное отношение к цвету

Хотя Иттен и придумал системную теорию цвета, он считал очень важными и субъективные цвета — те цвета, которые кажутся гармоничными конкретному человеку.

Субъективные цвета показывают, как художник чувствует, какой у него характер и образ мысли. Например, с помощью них Винсент ван Гог и Жорж де ла Тур выражали свои эмоции и то, как они смотрят на окружающий мир. Но найти эти цвета не так просто:

Многие люди не желают никому показывать, каковы они на самом деле. Люди, профессионально работающие с цветом, часто с большими мучениями находят свой «субъективный вариант». Иногда упражняющиеся в этой работе реализуют только свои пожелания — они пишут дополнительными цветами или цветами, интересными с точки зрения моды, вместо того чтобы отразить в них себя.

Субъективные цвета не отменяют объективные законы цвета. Если дизайнер решит сделать для лапши пакет с синими горошинами, с большой вероятностью продукт никто покупать не станет — хотя дизайнеру и нравятся синие горошины, они не подходят для оформления упаковки лапши.

Также субъективные цвета помогают дизайнерам понять, смогут ли они справиться с задачей клиента или нет. Особенно если речь идёт о модной одежде, в которой цвет всегда был очень важен:

Если модные цвета не совпадают с субъективными предпочтениями того или иного дизайнера, то потребуются колоссальные усилия, чтобы создать то, что требует мода.

Контраст

Контраст — чётко выраженные различия двух цветов. Органы чувств людей обрабатывают информацию через сравнение: чтобы понять, что линия длинная, рядом с ней должна быть короткая. Так же работает и контраст цветов.

Каждый из контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и единствен в своём роде, что благодаря им мы можем открыть для себя все основные художественные возможности цвета.

Иттен выделяет семь типов цветовых контрастов:

Контраст по цвету

Иттен называет этот тип контраста самым простым — художник использует достаточно удалённые по спектру цвета, чтобы добиться контраста между ними. С помощью этого приёма можно выразить любое чувство: от радости до горя.

На этом примере между собой контрастируют базовые цвета Иттена: красный, синий и жёлтый. Такой контраст создаёт впечатление пестроты, силы, решительности:

Но как только художник начинает отходить от базовых цветов, их контраст становится слабее. Хотя даже из дополнительных цветов можно составить выразительную цветовую композицию:

Хорошим примером здесь может служить женский портрет «Янтарное ожерелье», написанный Анри Матиссом чистыми цветами — красным, жёлтым, зелёным, синим, красно-фиолетовым, белым и чёрным. Эти сочетания служили ему выразительной характеристикой молодого, живого и умного существа.

Контраст светлого и тёмного

Противоположности светлых и тёмных цветов имеют основополагающее значение в природе. Использование белого и чёрного — базовое и наиболее выразительное средство обозначения тени и света. Оттенки серого могут казаться как светлыми, так и тёмными, в зависимости от окружения.

Создать контраст светлого и тёмного можно и остальными цветами. Согласно теории Иттена, самый светлый из них — жёлтый, а самый тёмный — фиолетовый:

Чистый, насыщенный жёлтый цвет весьма светел. Насыщенный, сугубо синий цвет очень тёмен, а светлые синие — блёклые и ослабленные. Только достаточно тёмный красный цвет может излучать свою силу, а осветлённый до уровня чистого жёлтого теряет её.

Когда художник работает с контрастом светлого и тёмного, он старается выдержать его в двух, трёх или четырёх основных тональностях. У разных частей картины могут быть тональные различия, но в главных группах их важно сделать согласованными и понятными, чтобы композиция не потеряла организованность, ясность и силу.

Как пример демонстрации принципа контраста светлого и тёмного Иттен рекомендует среди прочих работу Рембрандта «Мужчина с золотым шлемом»:

Согласно теории Иттена, самый тёплый цвет — красно-оранжевый, а самый холодный — сине-зелёный. Эти цвета Иттен называет полюсами контраста холода и тепла:

Остальные цвета спектра в контрасте тёплого и холодного работают так же, как оттенки серого в контрасте светлого и тёмного. В зависимости от окружения они могут восприниматься как теплее, так и холоднее:

Такой контраст часто использовали при работе над религиозными сюжетами и оформлением храмов. Например — витражи Шартрского собора основаны на символическом контрасте красного и синего, а благодаря солнечному свету их цвета постоянно разные:

Контраст холода и тепла применялся не только в религиозных работах:

Импрессионисты открыли, что холодный синий цвет неба и воздуха постоянно контрастирует с тёплыми оттенками солнечного света, выполняя роль теневых цветов. Очарование картин Моне, Писсарро и Ренуара заключается зачастую именно в необыкновенной игре модуляций холодных и тёплых цветов.

Ещё один пример использования контраста холодного и тёплого — картина Моне «Лондон, парламент, эффект солнца в тумане»:

Контраст дополнительных цветов

Дополнительные цвета — те, которые при смешивании дают оттенок серого. Например, жёлтый и фиолетовый, жёлто-оранжевый и сине-зелёный, красно-фиолетовый и жёлто-зелёный:

Дополнительные цвета на картинах не теряют интенсивность рядом друг с другом, а их композиция получается статически стойкой.

С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые цвета. Старые мастера добивались столь цветного серого, например, благодаря тому, что на основной цвет полосками накладывали противоположный ему или же покрывали первый цветовой слой тончайшим слоем дополнительного к нему цвета.

Пример использования контраста дополнительных цветов — картина Ян ван Эйка «Мадонна канцлера Ролена»:

Симультанный контраст

Симультанный цвет — тот, который мы видим на стыке двух цветов. В книге Иттен приводит пример упражнения: внутри цветного пространства есть серый квадрат, в котором наш глаз начинает видеть оттенки дополнительного цвета к основному:

Такой эффект помогает художнику вызвать у зрителя чувство возбуждения и интереса, так как один и тот же цвет будет казаться разным каждую секунду. Один из способов избежать симультанного контраста — подмешать цвет фона в дополнительный объект:

Существует множество цветовых задач, при которых симультанные контрасты нежелательны. Несколько лет тому назад мой посетитель — директор одной ткацкой фабрики, выпускающей текстиль для галстуков, в отчаянии обратил моё внимание на несколько сот метров дорогого галстучного шёлка, которые не продавались потому, что чёрная полоса на красном фоне казалась не чёрной, а зелёной, а это вызвало ощущение беспокойной вибрации.

Пример использования симультанного контраста — картина Ван Гога «Ночное кафе»:

Контраст по насыщенности

Помогает художникам выделять главный объект композиции. Изображения ниже дают представление о том, как насыщенные цвета выделяются на фоне блёклых:

Блёклые цвета — главным образом серые — кажутся живыми благодаря окружающим их чистым цветам. Это можно наблюдать, если на одной части «шахматной доски» в каждом втором квадрате разместить нейтральный серый цвет, а в промежуточных квадратах разместить чистые, насыщенные цвета той же светлоты, что и серый. Тогда мы увидим, что серый цвет приобретёт некоторую живость, в то время как находящиеся рядом с ним хроматические цвета покажутся менее насыщенными и относительно ослабленными.

Пример использования симультанного контраста — картина Жоржа де Латура «Новорождённый»:

Контраст по площади цветовых пятен

Контраст можно выразить не только оттенком цвета, но и его количеством в композиции. Для гармонии Иттен предлагает пользоваться шкалой цветовой светлоты Гёте, но учтите, что они приблизительны, поэтому в работе ориентируйтесь на глаз.

Уровень светлоты цветов по шкале Гёте: фиолетовый — 3, синий — 4, зелёный — 6, красный — 6, оранжевый — 8, жёлтый — 9.

Соотношения светлоты некоторых пар дополнительных цветов:

  • жёлтый: фиолетовый = 9:3;
  • оранжевый: синий = 8:4;
  • красный: зелёный = 6:6.

На эти данные можно опираться при создании композиции на основе цветовых пятен. Следует учитывать, что чем светлее цвет, тем меньше места он должен занимать. Например, жёлтому можно уделить лишь одну четвёртую всего пространства композиции с фиолетовым:

Красный и зелёный обладают равной светлотой и в одинаковых пропорциях создают устойчивое сочетание. Но если красный представить в минимальном количестве, по закону симультанного контраста он будет больше привлекать к себе внимание:

Благодаря применению двух усиливающих друг друга контрастов можно придать картине необыкновенную живость и редчайшую цветовую экспрессию. Здесь проявляется исключительная особенность контраста по площади цветовых пятен — его способность изменять и усиливать проявление всех других контрастов. В разделе, посвящённом контрасту светлого и тёмного, уже немного говорилось о цветовом пропорционировании. Но в сущности именно только контраст по площади в полном смысле является контрастом пропорций.

Пример использования контраста по площади — картина Питера Брейгеля Старшего «Падение Икара»:

Форма и цвет

Как и цвет, форма обладает своей выразительностью. Поэтому Иттен соотнёс базовые цвета с основными геометрическими фигурами, у которых совпадают их выразительные характеристики.

Квадрат — неподвижная материя, красный цвет.

Треугольник — символ мысли, жёлтый цвет.

Круг — вечное движение духа, синий цвет.

Правила образования вторичных цветов можно применить и к форме. Например, форма оранжевого цвета — трапеция, а форма фиолетового цвета — овал. То же и с субъективностью — Иттен считал, что каждому человеку нравится какая-то своя форма.

Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается. Картина, воздействие которой определяется главным образом цветом, должна строиться на подчинении формы цвету, а картина, в которой художник придаёт главное значение форме, в своём цветовом решении должна идти от формы.

В качестве примера работы с формой Иттен советует посмотреть на разных художников. Например — европейские:

Маттиас Грюневальд стремился к объективности в цвете и форме.

Конрад Витц объективен в цветах, но субъективен в форме.

Винсент ван Гог субъективно работал и с цветами, и с формой.

Выразительность цвета

Иттен считал, что каждым цветом можно выразить эмоцию: ярость, очарование, восхищение, страсть. При этом одни и те же цвета в зависимости от контекста воспринимаются по-разному: голубая синева моря очаровывает нас, но если в этот цвет выкрасить помещение, оно будет казаться жутким.

В качестве примера Иттен приводит времена года. У художников каждое из них соотносится с определённым цветом:

Весна — жёлтый, светло-розовый, светло-голубой.

Лето — зелёный, синий, красный.

Осень — коричневый и фиолетовый.

Зима — холодные, глубокие и прозрачные цвета.

Суждение «приятный — неприятный» не может быть основой правильного и правдивого колористического решения. Более приемлемыми будут критерии, которые возникают в том случае, когда наши суждения относительно каждого отдельного цвета исходят из оценки общей цветовой гаммы. С позиции четырёх времён года это означает, что для каждого из них нам следует находить те цвета в цветовом шаре, которые в целом ясно выражают его характер.

Также Иттен даёт эмоциональные определения основным цветам своего спектра:

Жёлтый — самый светлый из всех цветов, символизирует разум и познание. Если жёлтый начинает терять свою яркость, он начинает ассоциироваться с завистью, предательством, двуличием, безумием.

Красный — обладает мощной яркостью, символизирует духовную любовь. В зависимости от оттенка и окружения легко меняет свой характер. Например, красно-оранжевый — войны и демонический мир, пурпурно-красный — светская и духовная власть.

Синий — пассивный и всегда холодный, символизирует веру. Если он заметен, то вызывает ощущение страха и печали, но вместе с тем указывает путь к чему-то духовному. Синий на лиловом фоне кажется отчуждённым и слабым, а на красно-оранжевом — сохраняет свою чистоту.

Впечатления и душевные переживания художника могут быть очень интенсивны и велики, но если с самого начала работы над произведением он не выберет из всей цветовой гаммы основной, нужной для него группы, то конечный результат может оказаться сомнительным. Поэтому подсознательное восприятие, интуитивное мышление и позитивные знания должны составлять одно целое, чтобы из многообразия доступных нам возможностей выбрать истинные и правильные.

Обложка: Paula Stockmar / Wikimedia / Polina Vari для Skillbox Media

Источник

Оцените статью