Чувство тревоги за наше будущее

Как избавиться от тревоги за будущее и страха потерять близких? 5 шагов

Продолжим тему, которую я начала в предыдущих статьях о страхе. Чуть глубже погружу вас в методики, как работать со своими опасениями, навязчивыми мыслями и образами.

Сегодня затронем страх потерять близкого от болезни или катастрофы

Одна из причин, почему людей захватывает страх, заключается в том, что, как бы мы ни старались, мы не можем контролировать будущее. Если вы посмотрите на окружающую нас природу, то увидите, что ничего в этом мире не контролируется 100%.

Жизнь адаптируется к изменяющимся условиям, а не стремится все предсказать. Это похоже на волны. Если сильный шторм — рыба уходит на дно и прячется. Начался дождь, птицы и насекомые считывают сигналы и тоже ищут укрытие. И только человек пытается все контролировать и теряет большую часть времени на непродуктивные страхи.

Когда вы сопротивляетесь непредсказуемости в отношении здоровья, работы, безопасности близких, страх только усиливается.

В этот момент вы как будто разделяетесь на две части: одна часть требует, чтобы все шло само по себе и вы не вмешивались, а другая не может найти ответ, как быть, если вдруг что-то случится плохое? И здесь очень важно просто дать этот ответ себе.

Приведу пример:

В какой-то момент вы ловите себя на мысли, что боитесь потерять своего супруга/супругу. Вам страшно что партнер заболеет, получит травму, окажется в больнице и вам придется быть рядом, возложить все на себя. Вы потеряете финансово, плюс еще собственное здоровье не позволяет ухаживать за другим человеком 24/7.

Этот страх повторяется все чаще и не дает вам спокойно жить.

КАК РАБОТАТЬ СО СТРАХОМ ПОТЕРЯТЬ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА?

Ответ вас удивит, и по-началу вы его не примите. Но вы должны признать, что это возможно. Произнести это несколько раз вслух, осознать и переварить, как самую жесткую и неприятную пищу. Ассимилировать (сделать частью себя), впитать и пойти дальше.

«Да, это возможно. Мне жаль это признавать, но такая вероятность существует. Мне очень сильно хотелось бы, чтобы все было иначе. Я бы все сделал, чтобы этого не случилось, но это возможно. И я знаю, что, если так случится, мне будет очень плохо. Но я это переживу» .

Ваш 1 шаг — начинается с принятия и самосострадания.

Вы признаете свои чувства, те, что есть у вас прямо сейчас и те, что будут потом.

Шаг 2 — разложить на составляющие свой страх:

Если мы следуем приведенному примеру, становится ясно, что страх происходит из желания контролировать будущее. Что еще? Какие вторичные выгоды? Нежелание сталкиваться с одиночеством, счетами, проблемами, которые сейчас решает партнер?

Само осознание того, что ваш страх будущего связан с тем, что вы не в состоянии контролировать, ослабляет его хватку. Вы видите, что этот страх не служит никакой полезной цели, он никак не влияет на то, что произойдет в будущем.

  • Оказывалось ли ваше будущее хоть раз таким, как вы его себе представляли?

На самом деле, будущее крайне редко складывается так, как мы думаем. Все всегда стремится к усреднению. Ничего из того, чего мы так сильно боялись не происходило как мы придумали. Похоже, но не так.

На самом деле ваш партнер имеет 50% шансов заболеть и умереть, и ровно 50% никогда не заболеть и не умереть раньше времени. Вы ничего не знаете о его будущем, так же как и о своем. У вас нет ни одного основания утверждать, что он скончается раньше вас. Жизнь может меняться в одночасье. И даже, если у партнера есть хронические болезни, склонность к авантюризму — это не является гарантией, что ваши страхи оправдаются.

Все страшные картинки, которые вы рисуете себе, никак не приближают ни вариант того, что он заболеет, ни вариант того, что он не заболеет.

Это просто выбранный фильм, который вы каждый день вставляете себе в мозг и нажимаете на кнопку СТАРТ. Ничего не приближается и не отдаляется от этого. Единственное, что происходит — вы пугаете себя по привычке, увеличиваете свою тревожность и портите настроение.

ШАГ 3 — подвергнуть сомнению свои страхи.

Какова вероятность, что это произойдет именно так, как вы себе придумали?

Те страшные картинки — это правило жизни или скорее исключение?

Источник

«Страх за будущее», или Как загнать себя в невроз

«Боюсь за будущее» — я довольно часто слышу это от клиентов. Что это за страх такой? Давайте разбираться.

Он, этот страх, весьма неявный. Ощущается как тревога. Такое перманентное фоновое напряжение. Человек его, как правило, и не слишком осознает: просто привычно живет в этом напряжении, временами «вздрагивая» от особенно ярких фантазий. Да-да, именно фантазий. Ибо страх будущего (за будущее) — это страх от ваших собственных пугающих… выдумок. Почему я это утверждаю? Да потому что будущего не существует. А что есть? Есть наши мысли, предположения, представления — то есть фантазии — о том, каким оно, наше будущее МОЖЕТ БЫТЬ. Его нет в реальности, оно существует только в нашей голове. По крайней мере, если мы — так называемые материалисты.

Забавный факт: этому иррациональному «страху за будущее» подвержены именно материалисты. Ну, то есть те, кто искренне верит только в существование материального мира. Искренне — значит, глубинно, бессознательно. Не «головой». Вся система их убеждений построена на этом: материальный мир — единственная реальность.

И наоборот, люди, верящие или верующие во что-то, выходящее за рамки материальной реальности, как правило не встречаются с этим страхом — за будущее. Почему? Ну, например, истинное верующие (приверженцы любой из религий) не испытывают этой тревоги оттого, что «все в руках божьих». В любой из нынешних основных религий (христианство, ислам, иудаизм) Бог — это мудрый, любящий родитель. Строгий, но справедливый. Которому можно вверить себя и расслабиться. Ведь замыслы божьи нам не ведомы, но ведомо одно: все они, эти замыслы, нам на благо.

Вот потому ИСТИННО (это важно!) верующие люди не испытывают тревогу за будущее: их судьбой управляет бог. И значит, беспокоиться не о чем. Я пишу упрощенно, дабы не перегружать текст. Думаю, суть вы понимаете.

Так же бесстрашно смотрят в будущее, скажем, приверженцы кармической теории. И под кармой я тут понимаю не «возмездие», а Путь той бессмертной субстанции, которую принято называть «душой». Я ее зову «сущностью». Так вот, эти люди верят, что их жизнь в каждом телесном воплощении — просто один из этапов пути этой сущности. И их задача на каждом этапе — проходить уроки и получать опыт. Развивать — не столько человеческую личность, сколько вот эту бессмертную субстанцию. Опять же, пишу упрощенно и кратко. Такие люди тоже со «страхом будущего» не встречаются. Ибо на любые вероятные события смотрят, как на возможность получить новый опыт. Прокачать скиллы, если хотите. А что страшного в тренировке? Вот именно.

Ну и так далее: людей много, верят они в разное. И повторю, те, кто искренне допускают реальность НЕМАТЕРИАЛЬНОГО, реальность чего-то, выходящего за рамки известного нам мира, не встречаются со страхом будущего.

Друзья, вот тут поймите правильно: я никого не призываю ни к каким верованиям. Это личное дело каждого — во что верить или не верить. Я лишь аргументирую свое утверждение: со страхом будущего встречаются истинные материалисты. И если вам этот страх знаком, значит, на самом деле (в глубине души, как говорится) вы — именно материалист. Хотя можете при этом считать себя, например, верующим человеком, быть воцерковленным, соблюдать обряды. Но, повторю, если вам ведом страх за будущее, вы материалист.

Впрочем, как я уже сказала, преодолеть этот страх можно, им, материалистом-то, и оставаясь. Главное, посмотреть на него с правильного ракурса. Ведь на самом деле страх будущего — это:

Несуществующий страх

Да-да. Мало того, что само будущее — фантазия, так еще и страх этот — выдумка. Буффонада. Мыльный пузырь. Если посмотреть в суть — чего именно мы боимся? Я всегда задаю этот вопрос клиентам: «Вот когда ты говоришь — я боюсь за будущее, — что конкретно тебе там страшно?»

Знаете, какой самый частый ответ? «Я боюсь неопределенности. Неизвестности». Знакомо? Ага.

А теперь я вас, возможно, удивлю: на самом нет никакой не неопределенности, неизвестности. Ее не существует — по крайней мере, для нашего бессознательного. И когда мы думаем (говорим себе): «Впереди неопределенность, неизвестность, и это пугает» — мы лукавим. Сами себя обманываем. Ибо НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ как таковая, в чистом виде — это ничто. Ничего. Нуль. Иначе говоря, это отсутствие чего либо. Отсутствие информации в первую очередь. Это ни плохо, ни хорошо. Это — никак. Чего тут бояться? Нечего же!

Так что же такое та НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ, которой мы пугаемся?

Смотрите: считается,что наша психика с трудом выдерживает неопределенность. А то и не выдерживает вовсе. И вот почему: так уж она устроена, наша психика, — ей нужны опоры. Как раз в виде определенности, ясности, понятности. В виде конкретной информации. Если она, информация, отсутствует, мы начинаем испытывать тревогу. А с ней — и напряжение. Опять же, казалось бы, вот с чего бы? Чем может пугать ОТСУТСТВИЕ ИНФОРМАЦИИ?
Все дело в нашем абстрактном мышлении. Вот в этой самой способности фантазировать, придумывать, ПРЕДПОЛАГАТЬ. Она у нас автоматически включается (хотя, подозреваю, она и не выключается вовсе, ибо — помните? — все, что мы делаем, мы делаем дважды: сначала в голове, потом в реальности). И когда мы встречаемся с отсутствием информации и пониманием, что нам ее неоткуда взять, мы автоматически, бессознательно, сами того не ведая эту информацию себе… придумываем. Иначе говоря, создаем себе опоры. Точнее — делаем выбор между двумя вероятностями.

Ведь что мы называем обычно “неопределенностью”, друзья? Некую ситуацию, развитием которой мы НЕ МОЖЕМ (или думаем, что не можем) управлять. Так ведь?

Например, человек с нестабильной самооценкой, у которого чувство собственной ценности зависит от отношения других, всегда находится в такой вот “неопределенности” — ибо отношением других управлять невозможно.

И “неопределенность” в данном случае выглядит так: меня либо любят, либо нет. Я либо нужен, либо нет. Я либо ценный, либо нет.

Понимаете теперь, что такое пресловутая “неопределенность”, которая столь многим внушает страх? Это перекресток между двумя ВОЗМОЖНЫМИ вариантами развития ситуации. Причем исключающими друг друга вариантами. Иначе говоря, это всегда выбор между позитивным и негативным вариантами развития событий. Причем, ПРИДУМАННЫМИ вариантами, поскольку вот на том этапе, когда мы “чувствуем себя в неопределенности” оба этих варианта существуют исключительно в нашей голове.

И вот мы оказываемся на этом перекрестке. Казалось бы, в чем неопределенность? Вот же тебе два варианта! А неопределенность в том, что у нас нет гарантий. Ну то есть мы не знаем, по какому из вариантов ситуация будет ГАРАНТИРОВАННО развиваться. Понимаете?

И чтобы справиться с напряжением, как я писала выше, мы бессознательно таки делаем этот выбор. Мы решаем, в какую из двух вероятностей ПОВЕРИТЬ. Кто-то выбирает поверить в позитивную, кто-то в негативную. Повторю, все происходит в бессознательном, то есть выбор мы делаем не «головой».

И, как вы уже наверняка догадались, со “страхом будущего” встречаются как раз таки те, кто выбирает “поверить” в “негативчик” . То есть на самом деле, боятся они не будущего, не неопределенности, а НЕГАТИВНОГО для себя РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ. А если уж совсем точно, они боятся, что в этом случае (если события будут развиваться не так, как им нужно) они НЕ СПРАВЯТСЯ . То бишь, по большому счету, ноги у пресловутого “страха будущего” растут из старого доброго иррационального страха собственной неценности (обесценивания) . Ну а уж совсем глубинно — из страха смерти.

Ведь мы все помним эту бессознательную цепочку: если я не ценный — меня не будут любить, если меня не будут любить — обо мне не будут заботиться, если обо мне не будут заботиться — я умру.

Напомню, штука эта иррациональная. Но поскольку обитает в бессознательном, то есть не осознается, незрелыми личностями управляет только так. В частности, и запускает описанный выше механизм самозагона в невроз “страха будущего” .

Надежная опора

А вот теперь снова хочу вернуться к “материалистам” и “нематериалистам”. В чем, по сути, разница между ними? А вот именно в том, чем те и другие определили для себя “неопределенность” . Первые выбирают верить в “негативный”, вторые — в “позитивный” вариант развития… чего? Да жизни, конечно же. Иначе говоря, разница в том, во что именно первые и вторые верят относительно смерти. Материалисты верят, что смерть — конец всего. Так ведь? Поэтому им страшно.
“Нематериалисты” верят, что смерть — просто переход на некий следующий этап (в рай/ад или новую жизнь). А это, согласитесь, уже не так пугающе. А то и не пугающе вовсе.

Предвижу возражения материалистов: мол, рай, ад, карма, реинкарнация — это все ведь выдумки! Доказательств нет! Верно. Но в этом — не больше выдумки, чем в предположение о том, что смерть — конец всего. Ведь тут тоже нет доказательств, не так ли? Так что, друзья, и в первом случае, и во втором все это — всего лишь наш выбор: во что верить. И приверженцы “материального”, и приверженцы “нематериального” на самом-то деле верят каждый в свое без всяких доказательств. То есть и то, и другое «верование» — все те же бессознательно созданные опоры. Придуманные.

И создаем мы их, напомню, чтобы справиться со своими страхами. Но вот в чем дело: поскольку опоры эти иллюзорные (придуманные), у них есть «побочка». С одной стороны, они вроде бы выполняют свою функцию — дают ощущение безопасности. С другой — лишь подстегивают страх. Ведь даже те, кто выбрал верить в «позитив», испытывают сомнения. Их вера нуждается в постоянном подкреплении, так ведь? То есть эти опоры не слишком-то надежные.

Есть ли что-то более надежное? Есть. Как я неоднократно писала, самая верная опора — опора на себя. На свои качества, навыки, опыт. Она, эта опора, появляется через настоящее узнавание и принятие себя — таким, какой ты есть, не только со «светлыми», но и с «темными» сторонами. Она появляется через присвоение результатов — не только «положительных», но и тех, что вас не устраивают. Ибо все ваши результаты — опыт. А присвоенный опыт , друзья, дает ощущение «Я справлюсь» , которое и есть самая надежная опора. Когда внутри у вас появляется это «Я справлюсь», у вас появляется новый способ взаимодействия с «неопределенность» — выбирать оба варианта сразу. Иметь их в виду, учитывать. И не предпочитать один другому. Ибо как бы ни развивались события, вы справитесь.

И вот тогда нет пресловутого «страха за будущее» — а чего бояться тому, кто знает, что справится? Нет страха обесценивания — ибо «я справлюсь» с любым к себе отношением других. Я не потеряю себя и уж точно не умру от «нелюбви» со стороны окружающих. Ну и так далее.

Единственный страх, от которого эта опора не избавляет — страх смерти. Правда, она позволяет значительно снизить его интенсивность. Ну а избавляться от него совсем и не нужно (да и нельзя!). Ведь именно этот страх — самый надежный страж нашей жизни.

Источник

Оцените статью