Чувство созерцания что такое

Значение слова «созерцание»

1. Действие по знач. глаг. созерцать. Я так увлекся созерцанием звездного неба, что совершенно забыл о том, где я нахожусь. Арсеньев, Дерсу Узала. В часы углубленного созерцания своих деяний Прохор много передумал. Шишков, Угрюм-река.

2. Углубление в свой внутренний духовный мир. Как ни тяжело было княжне Марье выйти из того мира уединенного созерцания, в котором она жила до сих пор —, заботы жизни требовали ее участия. Л. Толстой, Война и мир.

3. Филос. Процесс непосредственного восприятия действительности. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности. Ленин, Философские тетради.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Созерцание — способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету. Термин получил категориальный статус в кантианстве, где его прототипом послужило слово нем. Anschauung, то есть «наглядное представление» (корень нем. schau: шау), неопосредованный мышлением акт познания.

СОЗЕРЦА’НИЕ, я, мн. нет, ср. 1. Действие по глаг. созерцать (книжн.). С. природы. Погрузиться в с. чего-н. 2. Мечтательное, самоуглубленное настроение (книжн.). Человек, склонный к созерцанию. 3. То же, что интуиция в 1 знач. (филос.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

созерца́ние

1. книжн. действие по значению гл. созерцать

2. пассивная погружённость в свой внутренний мир; мечтательность

3. филос. начальная ступень познания, чувственная форма отражения действительности в сознании человека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: подворотня — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Сила созерцания

Без практики созерцания познать себя и Бога практически невозможно. Созерцание даёт нам такую возможность познания, которой нет ни в одной другой практике, используемой на духовном Пути. Любой человек, всерьёз занимающийся осознанием себя и самоисследованием, рано или поздно приходит к нему, пусть даже не зная, что в данный момент занимается созерцанием, а не простым самонаблюдением.

Например, вы пошли внутрь, стали осознавать и выражать подавленные эмоции, и во время упражнения ваш ум наполнился картинками воспоминаний из прошлого, о которых вы почти забыли. Картинки эти, как правило, пролетают быстро, и сосредоточиться на них сразу, да ещё в момент выполнения упражнения, бывает довольно трудно. Но и не обращать на них внимания было бы неразумно, ведь они – ответ на вашу попытку избавиться от подавленных энергий, а значит, с ними связаны эмоции и чувства, которые тоже «просят» высвобождения. Поэтому следует вернуться к ним позже и поработать с воспоминаниями отдельно. И вот вы садитесь и поднимаете из памяти одну из тех картинок, которые открылись вам в практике выражения. Каким образом можно понять, что она в себе несёт? Нужно её развернуть, то есть войти в воспоминание, с ней связанное. Вы просто позволяете воспоминанию всплыть и развернуться, наблюдая его с намерением увидеть всю картину. Намерение играет важную роль в созерцании, потому что благодаря ему задаётся направление и сила внимания, и ум становится готовым к тому, чтобы удерживать его столько, сколько понадобится. Удержание внимания на исследуемом объекте – важный элемент практики созерцания.

И вот вы держите воспоминание в поле своего внимания – первый шаг выполнен. Второй шаг – связать воспоминание со своими ощущениями. Вы смотрите на событие из прошлого, и что же при этом вы ощущаете? Связь того, что вы созерцаете, с ощущениями, которые у вас возникают, – главный ключ к практике созерцания в отношении работы со своими проблемами. Простого смотрения на воспоминание мало – нужно обязательно осознавать возникающие при этом ощущения. Ощущения – ваш ключ к пониманию проблемы, к познанию истины того, что с вами было на самом деле, а не того, что вы думали о себе тогда. Допустим, входя в воспоминание, вы ощущаете напряжение и ничего больше. Оно может быть тонким, но если вы станете на него смотреть, то оно раскроется, и вы увидите, какое чувство подавлялось вами в той, давно прошедшей, ситуации. Так, с одной стороны, вы лучше поймёте причины своих действий в прошлом и то, как они влияют на вас в настоящем. С другой стороны, вы получите возможность рассеять подавленные энергии либо одной только силой осознания, либо применив практику выражения. Ваш ум станет менее напряжённым, ведь ему не нужно будет продолжать контролировать подавленные в прошлом эмоции, а ваше внутреннее пространство станет более свободным.

Практика созерцания позволяет нам использовать свет Сознания для познания истины в отношении конкретной ситуации или иного объекта. Принцип всё тот же – удерживание картинки в поле внимания и параллельное отслеживание собственных ощущений. Например, вы чувствуете некую неудовлетворённость после общения с кем-нибудь из знакомых. В момент общения вам не удалось отследить причину, по которой она возникла, и чтобы понять, что вас задело, вам нужно сесть и спокойно посмотреть на ситуацию. Здесь лучше идти от ощущения неудовлетворённости, сначала обратив внимание на неё, а потом подняв в поле внимания ситуацию общения. Тогда ощущение неудовлетворённости, на которое вы смотрите, само выведет вас в тот момент, который вы упустили, и вам станет понятно, что вы недовыразили, подавили или что вас «зацепило». И истинная причина неудовлетворённости откроется во всей своей красе или неприглядности, и тут-то её можно будет устранить.

Созерцание имеет ту же природу, что и осознанность, и вся разница между ними заключается в том, что при осознании вы наблюдаете текущие процессы, смену мыслей, эмоций и изменения своего состояния, а в созерцании – одну-единственную ситуацию, чувство или внешний объект. И в осознанности, и в созерцании видение и познание осуществляется Сознанием. Но осознанность даёт нам знание реакций и состояний наших тел, а созерцание призвано решать конкретные задачи по обнаружению той истины, которая ускользает от нашего внимания или даже не попадает в его сферу. Практика созерцания помогает открыть нам те вещи, которые оказались скрытыми от нашего самоосознания в потоке повседневной деятельности.

Сознание имеет силу видения, которая у большинства людей гасится отождествлением с умом. Ум присваивает силу Сознания себе и усиливает ею свои иллюзии, а потому понимание происходящего обычно прямо зависит от обусловленности и тех шор, которые она навешивает на человеческое восприятие. В правильно выполняемом созерцании вся сила Сознания обращается на созерцаемый объект, и тогда истина, с ним связанная, раскрывается в полной мере.

Допустим, есть ситуация, приемлемого для себя решения которой вы не видите. Сядьте, поднимите трудную ситуацию перед своим внутренним взором и начинайте смотреть на неё с намерением разобраться, что же вам делать. Не забывайте отслеживать свои ощущения, которые у вас возникают. Вы не должны думать, вы должны смотреть, хотя ум может периодически формулировать то, что вам открывается. Навык устранения ума из наблюдения развивается в практике осознанности, и чем она у вас выше, тем больший эффект будет давать созерцание любого вопроса. Итак, вы смотрите на проблему, последовательно осознавая все её аспекты, а заодно и своё отношение к ним. Через некоторое время вам откроются две вещи: возможные варианты решения, которые вы не видели из-за зашоренности ума, и те варианты действия, которые могут быть для вас приемлемыми и, возможно, единственно верными в данной ситуации. Кроме того, вы сможете осознать причины, по которым данная ситуация стала для вас проблемой, и свои желания или страхи, не позволяющие вам относиться к ней спокойно.

Мудрецы древности использовали созерцание для познания вещей и законов физической реальности, но сейчас данный вид познания потерял всякий смысл. Тем не менее созерцание позволяет нам познавать метафизическую реальность, открывая её законы и их проявления в нашем человеческом бытии. Созерцание имён Бога при выполнении зикра усиливает эффект этой техники и углубляет наше понимание Его Реальности. Созерцание в качестве практики, в которой рассматриваются аспекты Истины, весьма помогает продвижению на определённых стадиях Пути. Тогда созерцание Высшей Реальности раскрывает в человеке потенциал её восприятия и готовит его к скорейшей трансформации. Но правило остаётся тем же самым – вы смотрите на некую Истину, которая пока ещё не стала вашим переживанием, и не выпускаете из поля зрения свои ощущения при этом. Тогда Истина не просто познаётся вашим Сознанием, но и отражается в вашей индивидуальной реальности. Помните о том, что восприятие Сознания – это прямое знание, которое сначала ощущается, а потом уже переводится в слова при помощи ума. Иногда познание происходит в виде инсайта, который и чувство, и знание одновременно. Но словесное выражение его, полностью сформулированное, осуществляется умом и никак иначе.

Сила вашего созерцания будет прямо зависеть от общего уровня вашей осознанности. Чем больше энергии Сознания присутствует в вашем бытии, тем более тонкие вещи станут вам открываться в созерцании и тем более сложные вопросы вы сможете рассматривать. Что разделение внимания в осознании, что удерживание вопроса в поле внимания при созерцании – это навыки, овладев которыми однажды, вы сможете пользоваться ими всегда. Взращивая осознанность, вы одновременно взращиваете возможность созерцания. А овладев навыком созерцания, вы познаете не только себя, но существенно укоротите свой путь к познанию Истины Бога. К чему, собственно, и стремится каждый настоящий искатель, потому что только её обнаружение и переживание превращает его из искателя в мистика.

Источник

Созерцание

В этой статье мы рассмотрим понятие созерцания с разнообразных сторон, чтобы читатель мог широко представить себе природу этого феномена. Мы рассмотрим, как понимают термин «созерцание» в различных философских течениях и каким образом вы можете применять практику созерцания во благо своему здоровью.

Что значит созерцание. Медитация созерцания

Созерцание — способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету. Таково научное описание термина «созерцание». В европейской философии Иммануил Кант был одним из тех, кто стоял у истоков исследования этого феномена. Нам известна идеалистическая направленность работ философа.

В этом конкретном случае было бы интересно взглянуть и сравнить, как типично европейский философ, взращенный на христианской культуре и её ценностях, приходит к более или менее схожим выводам с буддийскими мыслителями в плане понимания «созерцания» как категории противоположной эмпирическому (практическому) познанию мира, и тем не менее выводя созерцание на тот самый уровень, когда оно превосходит это самое практическое знание, потому что созерцание непосредственно, оно не возводит стен между наблюдателем и наблюдаемым, а следовательно, возможностей понять изучаемую вещь или явление в его неизмененном состоянии неизмеримо больше по сравнению с эмпирическим изучением вещей.

Созерцание, хоть и может быть переведено как contemplation, что означает размышление, но это не логическое размышление, когда подключается разум, чтобы тут же использовать инструменты, находящиеся в его распоряжении: оценку, сравнение, логику. Созерцание — это априорная предпосылка восприятию, т. е. созерцание — это не результат, к которому ведёт интеллектуальная или духовная деятельность, но в первую очередь данность, то, что лежит в основании и без чего дальнейшие размышления, рефлексия были бы невозможны.

Для Канта созерцание и представление — взаимозаменяемые понятия, т. к. для объяснения своих выводов Кант использовал слово «Anschauung», что в переводе и означает ‘вид’, ‘наглядное представление’, то же самое «comtemplation». Если проанализировать ход его мысли, то станет понятным, почему выбрано именно это слово. В немецком языке корень schau означает ‘смотреть’. Смотреть — значит созерцать.

Мы не будем глубоко погружаться в изучение морфологии русского слова «созерцание», но даже на интуитивном уровне чувствуется, что со-зерцать имеет связь с такими словами как «зрить», «зеркало». Последнее для нас, пожалуй, особо интересно, т. к. само явление созерцания есть не что иное, как вглядывание в зеркало бытия. Бытие представлено тем, что нас окружает. Следовательно, то, что мы видим, есть отражение нас самих или иначе природа — это и есть мы. Это, казалось бы, не совсем привычное умозаключение совершенно не противоречит философии Вед, где Пракрити есть понятие материи, природы, которая сливаясь с Пурушей, мировой душой, «Я», творит Вселенную.

Возвращаясь назад к философии Канта, мы не можем утверждать, что понимание созерцания великим мыслителем из Кёнигсберга было идентичным тому, которое можно почерпнуть из Вед. Однако и Кант не остаётся на месте в своих размышлениях и в первую очередь называет пространство и время априорными формами созерцания, т. е. такими, без которых было бы невозможно никакое дальнейшее созерцание, потому что всё, что бы мы ни воспринимали, прежде всего воспринимается нами через призму пространства и времени. В этом смысле кантианская теория не менее фундаментальна, нежели философия Вед.

Созерцание рассматривается как глобальный феномен и с точки зрения Ведантизма и кантианства. Позднее, созерцание будет сведено к узкому понятию из области психологии, а также его возьмут на вооружение последователи нью-эйдж, поэтому фундаментальная природа этого понятия будет редуцирована в определённой степени лишь к практикам техник релаксации. Но давайте продолжим разговор о созерцании и природе.

Природа созерцания состоит в том, что вы изучаете то, что непосредственно окружает вас, но не с помощью таких привычных средств, как анализ с использованием логики, а проходя мимо них, не преодолевая их, но идя другим путём, напрямую. Созерцание есть непосредственное изучение реальности такой, какая она есть. Проходя сквозь барьеры, расставленные разумом, вы внутренним взором видите то, что есть, а это и есть сама суть буддизма. Снять последние оставшиеся завесы и посмотреть на мир открытым взглядом, увидеть его без предубеждения. Это в свою очередь возможно только тогда, когда окружающее нас пространство, вещи и мы становимся едиными. Это, по сути, медитация на практике без использования специальных приёмов медитации, таких как сознательная концентрация на чём-либо, контроль за дыханием или целенаправленное избавление от мыслительного процесса.

Созерцание природы и созерцание бога

Погружение в сам процесс созерцания является медитацией де-факто. Ещё более действенным можно считать созерцание природы как таковой. Для человека привычно наблюдать за природными процессами. Переключая внимание на них, мы не замечаем, как из исследователя природных явлений превращаемся в художников, созерцающих свою натуру издалека, сначала восторгающихся ею, а позже и соединяясь с ней в единое целое. Так же, как художник и образ его картины есть одно, так и Человек и Природа неразделимы. Цивилизационному прогрессу порой удаётся убедить человека в противоположном, заставить поверить его, что он повелитель окружающего мира, а не его составляющая часть.

Дело тут не в том, чтобы принизить человеческую натуру, представив его вместо властителя частью мозаики. Речь о другом. Цивилизация, возвышая человека якобы над Природой, таким образом, исключает его из её состава, и властвует он над ней исключительно с позиции силы. В то время, как реальное положение вещей совершенно не умаляет истинного статуса человека. Человек не повелитель, но часть творения Природы, и в нём Природа проявляет себя в виде квинтэссенции. Поднимаясь над Природой, считая её ниже себя, мы тем самым сознательно обрекаем себя на изоляцию, в то время, как по происхождению нам уготовано быть не столько отдельной частью Природы, сколько ею самой!

В человеке могущество Природы проявилось как ни в чём ином. Человек — это Вселенная. Но, к сожалению, мы сознательно снимаем с себя сей драгоценный венец, променяв его на блестящую корону управителя прогрессом. Что есть технический прогресс по сравнению с невиданными глубинами океанов и космических далей? Да всего лишь инструмент, и весьма несовершенный, для изучения этой самой Вселенной, которую так пока и не удалось разгадать и вряд ли удастся. Ведь если мы думаем, что это возможно, то мы признаёмся себе в том, что мы с нашими несовершенными методами и инструментами способны постичь совершенство Вселенной. Непознаваемость Вселенной, какими бы средствами мы ни пользовались, доказывает нам её безграничность и вместе с этим указывает на то, что и наша сущность изначально не может быть определена, а её масштабы измерены, т. к. мы и есть эта Вселенная.

Что значит созерцание бога

Созерцание есть одномоментное схватывание того, что есть, инсайт. Так определяли это явление мыслители прошлого. Простыми словами, созерцание — это и есть познание бога таким, какой он есть. Здесь есть некоторое противоречие, но это только на первый взгляд, т. к. несовершенство семантики языковых структур не позволяет нам выразиться точнее. Мы всегда должны помнить, что язык — это лишь уловный код для передачи некоторых логических концепций. Но язык мало помогает тогда, когда мы имеем дело с понятиями, выходящими за рамки того, что может быть понято логикой.

Когда мы говорим, что созерцание — это и есть познание бога, мы не имеем в виду антропоморфного бога, т. е. некоего человекоподобного образа. Напротив, здесь делается акцент на идею пантеизма (не следует понимать его как язычество), когда «Всё» — «пан» есть «бог» — «теос», а Вселенная подразумевает единство всех частей мироздания.

В какой-то мере в эту же категорию попадает и учение Веданты, ведь там тоже не существует бога в образе человека. Брахман — это также не бог-творец, а некое начало, субстанция, которая существует как данность. При этом он не занимает главенствующей позиции в иерархии, он сам во всём и причина его в себе. В этом поразительная схожесть древневедического знания с концепцией пантеизма, которая была разработана значительно позднее, уже во 2-й половине второго тысячелетия нашей эры. Выдающимися представителями этого философско-религиозного учения были Джордано Бруно, Мейстер Экхарт и Бенедикт Спиноза.

Таким образом, созерцая Природу, мы созерцаем бога, мы познаём бога через Природу, ведь Природа и есть воплощение бога. Много слов сказано о том, что созерцание обостряет ум и возвышает душу. На чём основаны эти серьёзные выводы? Разумеется, логически мы понимаем, что это так, но не помешает подкрепить наше интуитивное понимание недавними открытиями, сделанными специалистами из университета Шеффилда. «Данные, полученные в процессе измерения активности головного мозга, подтвердили тот факт, что природные пейзажи укрепляют связи мозга и синхронизируют работу различных его зон, а пейзажи искусственные, наоборот, нарушают эти связи и вносят дисбаланс в работу мозга».

Речь здесь идёт о том, что созерцание пейзажей природы влияет на мозг человека как медитация. Ведь погружение человека в медитационный процесс приводит к аналогичному эффекту — синхронизации работы обоих полушарий мозга и, как следствие, более многоплановому восприятию мира, более глубокому его пониманию. Можно сказать, что практика медитации, вне зависимости от выяснения причин того, что поспособствовало погружению в медитационное состояние, является мощным инструментом для саморазвития.

Можно не исполнять предписаний выполнения медитации, сидя в позе Лотоса и концентрируясь на циклах вдоха и выдоха, и при этом перейти в медитационное состояние благодаря созерцанию живописных окрестностей той местности, где вы решили провести свободное время. Хотя и это, по сути, не главное. Самое важное — это ваш настрой. Если вы склонны к тому, чтобы видеть прекрасное, вы его и увидите. Если к тому же вы не склонны к чрезмерному рационализированию, будете избегать делать какие-то выводы положительного или отрицательного порядка, то вы сможете обойти ловушки сознания и действительно погрузиться в полное, настоящее созерцание, которое и откроет для вас двери в мир медитации.

Практика созерцания

Практика созерцания или медитации может быть построена на чём угодно. Это могут быть обычные предметы, какие-то внутренние образы, также это может быть даже поток ваших собственных мыслей, как один из видов медитации, когда вы должны наблюдать собственные мысли, плавно протекающие перед вами, при этом не отдавая предпочтения ни одной из них, а лишь позволяя им появиться и угаснуть.

Созерцание солнца также может быть рассмотрено в качестве объекта для медитации. Есть такое направление, последователи которого занимаются созерцанием солнца (Sungazing). Хотя для них это в большей мере терапевтическая практика, однако, не стоит исключать и того, что неосознанно в этот момент также происходит погружение в состояние медитации, и хотя бы отчасти тот терапевтический эффект, который здесь имеет место, может быть отнесён на счёт медитации.

Созерцание с практической точки зрения позволит вам справиться со стрессом. Погружение в новое состояние сознания освободит разум от бесконечных забот, что также благоприятно скажется и на состоянии здоровья. Нужно иногда давать мозгу передышку в его неустанной деятельности, а практика созерцания как раз и послужит началом прекращения внутреннего диалога.

Выделите хотя бы один день в неделе на то, чтобы выйти на природу или просто погрузиться в медитацию, созерцая пространство вокруг вас. Это совсем не трудно. Иногда мы неосознанно оказываемся в этом состоянии, не замечая его. Но такие моменты нужно отмечать, т. к. они могут заложить основу для последующих регулярных занятий медитационными практиками и работы над собой.

Источник

Оцените статью