- Письма к молодым читателям
- ПИСЬМО СЕДЬМОЕ ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ
- ПИСЬМО ВОСЬМОЕ БЫТЬ ВЕСЁЛЫМ, НО НЕ БЫТЬ СМЕШНЫМ
- ПИСЬМО ДЕВЯТОЕ КОГДА СЛЕДУЕТ ОБИЖАТЬЯ?
- Образец сочинения ЕГЭ творческая работа учащихся по русскому языку (11 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письма к молодым читателям
ПИСЬМО СЕДЬМОЕ
ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ
Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.
Проследите жизнь человека.
Человек рождается, и первая забота о нём – матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребёнком забота о нём отца (до рождения ребёнка забота о нём уже была, но была до известной степени «абстрактной» — к появлению ребёнка родители готовились, мечтали о нём).
Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка ещё не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит её. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму.
Постепенно дети становятся объектами всё более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своём селе, городе и стране.
Забота ширится и становится всё более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом уже и о памяти скончавшихся родителей, как бы сливается об исторической памяти семьи и родины в целом.
Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.
Забота – объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого.
Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, Вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.
Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребёнка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным. и т.д. и т.п. – всё это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.
Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.
ПИСЬМО ВОСЬМОЕ
БЫТЬ ВЕСЁЛЫМ, НО НЕ БЫТЬ СМЕШНЫМ
Говорят, что содержание определяет форму. Это верно, но верно и противоположное, что от формы зависит содержание. Известный американский психолог начала этого века Д.Джеймс писал: «Мы плачем оттого, что нам грустно, но и грустно нам оттого, что мы плачем». Поэтому поговорим о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку и что тоже должно стать нашим внутренним содержанием.
Когда-то считалось неприличным показывать всем своим видом, что с вами произошло несчастье, что у вас горе. Человек не должен был навязывать своё подавленное состояние другим. Надо было и в горе сохранять достоинство, быть ровным со всеми, не погружаться в себя и оставаться по возможности приветливым и даже весёлым. Умение сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить другим настроение, быть всегда приветливым и весёлым – это большое и настоящее искусство, которое помогает жить в обществе и самому обществу.
Но каким весёлым надо быть? Шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим. Вечно «сыплющий» остротами молодой человек перестаёт восприниматься как достойно ведущий себя. Он становится шутом. А это худшее, что может случиться с человеком в обществе, и это означает в конечном счёте потерю юмора.
Не будьте смешными.
Не быть смешным – это не только умение себя вести, но и признак ума.
Смешным можно быть во всём, даже в манере одеваться. Если мужчина тщательно подбирает галстук к рубашке, рубашку к костюму – он смешон. Излишняя забота о своей наружности сразу видна. Надо заботиться о том, чтобы одеваться прилично, но эта забота у мужчин не должна переходить известных границ. Чрезмерно заботящийся о своей наружности мужчина неприятен. Женщина – это другое дело. У мужчин же в одежде должен быть только намёк на моду. Идеально чистая рубашка, чистая обувь и свежий, но не очень яркий галстук – этого достаточно. Костюм может быть старый, он не должен быть только неопрятен.
В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте пошутить, но редко и вовремя. Занимайте собой как можно меньше места. Поэтому за обедом не кладите руки на стол, стесняя соседа, но также не старайтесь чрезмерно быть «душою общества». Во всём соблюдайте меру, не будьте навязчивыми даже со своими дружескими чувствами.
Не мучайтесь своими недостатками, если они у вас есть. Если вы заикаетесь, не думайте, что это уж очень плохо. Заики бывает превосходными ораторами, обдумывая каждое своё слово. Лучший лектор славящегося своими красноречивыми профессорами Московского университета историк В.О.Ключевский заикался. Небольшое косоглазие может придавать значительность лицу, хромота – движениям. Но если вы застенчивы, то не бойтесь этого. Не стесняйтесь своей застенчивости: застенчивость очень мила и совсем не смешна. Она становится смешной, только если вы слишком стараетесь её преодолеть и стесняетесь её. Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам. Не страдайте от них. Хуже нет, когда в человеке развивается «комплекс неполноценности», а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим людям, зависть. Человек теряет то, что в нём самое хорошее, – доброту.
Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет «лучшей музыки» в человеке, чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своём костюме и причёске, рассчитанность движений и «фонтан острот» и анекдотов, особенно если они повторяются.
В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим.
Никогда не распускайтесь, будьте всегда ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают.
Вот несколько советов, казалось бы, о второстепенном – о вашем поведении, о вашей внешности, но и о вашем внутреннем мире: не бойтесь своих физических недостатков. Относитесь к ним с достоинством, и вы будете элегантны.
У меня есть знакомая девушка, чуть горбатая. Честное слово, я не устаю восхищаться её изяществом в тех редких случаях, когда встречаю её в музеях на вернисажах (там все встречаются – потому-то они и праздники культуры).
И ещё одно, и самое, может быть, важное: будьте правдивы. Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам. Он наивно думает, что ему поверили, а окружающие на самом деле были просто вежливы. Но ложь всегда выдаёт себя, ложь всегда «чувствуется», и вы не только становитесь противны, хуже – вы смешны.
Не будьте смешными! Правдивость же красива, даже если вы признаетесь, что обманули перед тем по какому-либо случаю, и объясните, почему это сделали. Этим вы исправите положение. Вас будут уважать, и вы покажете свой ум.
Простота и «тишина» в человеке, правдивость, отсутствие претензий в одежде и в поведении – вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится и его самым элегантным «содержанием».
ПИСЬМО ДЕВЯТОЕ
КОГДА СЛЕДУЕТ ОБИЖАТЬЯ?
Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться?
Не сердясь, выяснить недоразумение – и всё.
Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до неё следует наклониться, чтобы её поднять.
Если решили всё же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и проч. Допустим, вас оскорбили за то, в чём вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды то, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, — произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т.д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньшее значение вы придаёте обиде. До известных пределов, конечно.
В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны.
Есть хорошее английское правило: обижаться только тогда, когда вас хотят обидеть, намеренно обижают. На простую невнимательность, забывчивость (иногда свойственную данному человеку по возрасту, по каким-либо психологическим недостаткам) обижаться не надо. Напротив, проявите к такому «забывчивому» человеку особую внимательность – это будет красиво и благородно.
Это если «обижают» вас, а как быть, когда вы сами можете обидеть другого? В отношении обидчивых людей надо быть особенно внимательными. Обидчивость ведь очень мучительная черта характера.
Цитируется по:
Д.С.Лихачев. Письма о добром. СПб.: «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», 1999.
№ 15 осень 2003 года дата публикации: 01.09.2003
Источник
Образец сочинения ЕГЭ
творческая работа учащихся по русскому языку (11 класс) по теме
Данная работа пердставляет образец сочинения ЕГЭ, написанная учеником 11 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazec_sochineniya_ege.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
(1)Этажи заботы. (2) Забота скрепляет отношения между людьми. (З)Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.
(4)Проследите жизнь человека.
(5)Человек рождается, и первая забота о нем — матери; постепенно вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца.
(6) Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают
проявлять заботу настоящую и широкую — не только о семье, но и о школе, о своем селе,
городе, стране.
(7)Забота ширится и становится все более альтруистичной. (8)3а заботу о себе дети платят заботой о стариках родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей.(9) И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.
(10) Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.
(11)Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее.(12) Это не само чувство — это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма.(13) Человек должен быть заботлив. (Н)Незаботливый или беззаботный человек — скорее всего, человек, не любящий никого.
(15) Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания.(16) В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только с людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.)
(17)Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти.(18) В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, Вселенной.(19) Именно поэтому забытое понятие сострадание требует полного возрождения и развития.
(20) Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека — большой шаг для человечества».(21) Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. (22)Исправить человечество нельзя, исправить себя — просто. (23)Накормить ребенка, перевести через дорогу старика, уступить место в транспорте, хорошо работать, быть вежливым, обходительным. все это просто для человека, но невероятно [. ] для всех сразу.(24)Вот почему нужно начинать с себя.
(25)Добро не может быть глупо. (26)Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». (27)Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть недобрым.(28)Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. (29)Тем добро и хорошо. (Л.С. Лихачева
Образец сочинения по тексту №1.
Что должно быть нормой в взаимоотношениях людей? Забота. Конечно же, забота! Нужно, чтобы родители заботились о своих малышах, чтобы дети, повзрослев, платили родителям тем же. Важно, чтобы забота была бескорыстной. Тогда жизнь станет ярче, старость – краше. Тогда сохранится память, культура, история. Забота – это та жемчужина, что украшает взаимоотношения людей. Именно о заботе говорится в тексте известного журналиста Д.С.Лихачёва. Говоря о заботе, он раскрывает проблему взаимоотношения людей в обществе. Эта проблема особенно актуальна в наши дни потому, что в современном мире происходит переосмысление духовных ценностей. В связи с этим меняются взаимоотношения людей. К сожалению, часто не в пользу нравственности…
Автор считает, что забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, односельчан, жителей одной страны. И так всю жизнь. Лихачёв утверждает, что человек должен быть заботлив. Незаботливый человек не способен любить никого.
Я не могу не согласиться с автором. Именно никого не любящие люди – несчастье для семьи, опасны для общества. Как печальна была бы наша жизнь в окружении таких людей. Как она прекрасна, когда нас окружают заботливые члены семьи, соседи, коллеги. Неудивительно, что нашим детям больше нравятся художественные произведения с положительными героями. Например, учащиеся с восхищением рассказывают о самоотверженной заботе героя повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» Валека о своей сестре Марусе. Какое искреннее сострадание в их глазах, когда Марусе плохо. По-моему, именно благодаря художественным произведениям, наши дети становятся более чуткими, заботливыми. Нужно только уметь преподнести эти произведения.
Проблема, поднятая Лихачёвым, крайне актуальна в наши дни. Она заставляет задуматься над нашими взаимоотношениями с окружающими. Текст публициста ещё раз дает ответы на вопросы: кем быть, каким быть?
Варианты вступлений и заключений к тексту №1
Каждый из нас помнит заботу родителей о нас в детстве. Помним, как они это делали самоотверженно, с любовью. Шли годы. Теперь мы уже сами бабушки и дедушки. Но это не умаляет нашей ответственности перед родителями. Мы знаем, что только заботясь о родителях при жизни, мы сможем со спокойной душой прожить оставшуюся жизнь. Именно о простой человеческой заботе говорится в тексте Д.С.Лихачёва.
Подведение итогов своим размышлениям.
Проблемы, поднятые автором, крайне актуальны в наши дни. Ведь забота действительно, очень нужна и важна для людей. Она одинаково важна и для тех, кто заботится, и для тех. Кто чувствует эту заботу.
Связь с современностью.
Мы живём в XXI веке, веке совершенствования техники и автоматизма. Но человек – прежде всего существо духовное и душевное. Поэтому, в каком бы обществе не жил человек, он должен оставаться нравственным. А нравственность – это прежде всего забота о других, сострадание. Именно вопросы заботы, сострадания являются объектом размышления Д.С.Лихачёва
Личное отношение к поднятой проблеме:
Я согласна с мнением автора в том, что взаимоотношения людей должны основываться на заботе и сострадании. Тогда дети будут защищены, а старость не окажется такой мрачной и одинокой.
Краткая справка об авторе.
Дмитий Сергеевич Лихачёв – выдающийся филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН. В «Письмах о добром и прекрасном», адресованных молодому поколению, рассказывает о Родине,о красоте окружающего мира, о величайших духовных ценностях. Его размышления о человеческих отношениях заставили меня задуматься над вопросом: что такое забота? Зачем автор считает её важной в человеческих отношениях?
Энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения:
Так что же такое забота? Какую бы характеристику мы не давали этому понятию, важно понять одно: это образ жизни, состояние души. Забота делает людей более нравственными, общество – более здоровым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образец сочинения ГИА по Цыбулько 2013 Вариант №8.
Данная публикация может использоваться учителями и учащимися в процессе подготовки к ЕГэ по русскому языку.
Сочинение к варианту 10 (автор Цыбулько). Образец сочинения части С написан учителем русского языка и литературы Дроздовой Н.А.
В помощь выпускнику 11 класса (учебные материалы по подготовке к ЕГЭ по русскому).
В помощь выпускнику 11 класса (учебные материалы по подготовке к ЕГЭ по русскому).
Данный материал может помочь в подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ. Тема его не совсем стандартна, она относится, скорее, к категории нравственно- эстетических и может вызвать некоторые затруднени.
В работе представлен текст и сочинение по нему. Тема текста — одиночество современного человека и его причины.
Источник