Чувство собственного достоинства учитель

Эссэ «Педагог и чувство собственного достоинства — совместимо ли это?»

Юлия Даудрих
Эссэ «Педагог и чувство собственного достоинства — совместимо ли это?»

Воспитатель сам должен быть тем,

чем он хочет сделать воспитанника.

Существует два способа взаимодействия с детьми: первый способ — работа в соответствии с планом, написанном, принятом, утвержденным. Такому способу работы можно научить любого. Взял литературу, прочел как надо делать и сделал. Какой либо результат будет при любом его исполнении.

И второй способ — скрытый. Его невозможно описать. Ему сложно научиться. Это такт, интуиция педагога, это чувство собственного достоинства. Это то, что выраженно во взгляде, жестах, поступках, словах. Это открытость, убежденность, уверенность. Это то, что кому то дано от природы, а кому то надо прожить долгую жизнь, чтоб это понять и научится этому.

Всегда необходимо помнить известное: уважают только тех, кто сам уважает себя. А требуя уважения к себе, не надо забывать ежечасно и ежеминутно относиться с уважением к другим. Ибо все человеческие ценности (от благополучия в семье до успехов в карьере) основаны исключительно на уважении, самоуважении и взаимоуважении.

В наше время основная масса родителей смотрят на педагога как на обслуживающий персонал. Зачастую отношение родителей к педагогам потребительское. В педагоге не видят носителя знаний и умений, носителя тех человеческих качеств, которые так необходимы нашему обществу.

В Законе «Об образовании»указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное воздействие детского сада, и разностороннее развитие дошкольника продолжается уже в триаде семья – педагог – ребенок.

Ребенок и семья не отделимы. Родители и воспитатель должны работать в тесном контакте, единстве.

У нас одна главная цель — воспитание Человека будущего.

Среди родителей сложилась такая тенденция в воспитании ребенка: он еще мал, подрастет, поймет, что так нельзя и, вырастив, будет делать по-другому.

К примеру, трехлетняя дочка чем-то обиделась на маму и стучит ей по голове кулачками. Мама, заметив взгляд воспитателя, оправдываясь и улыбаясь,говорит:

-Ничего, она еще маленькая, подрастет, так делать не будет.

— Да! Отвечу я такой маме, бить кулачками она вас не будет. Она, согласно своему возрасту и интеллекту, выберет другой способ, как сделать вам больно. И поверьте, ей, возможно, это удастся.

Многие родители думают, что со временем ребенок сам все поймет.

Но практика жизни показывает другое. И если в два три года малышу не говорить, что маме больно, когда ты ее ударил; что маме также как и тебе бывает обидно, то в более старшем возрасте убедить ребенка в этом будет достаточно сложно.

Я уверенна, что воспитывать в детях чувство собственного достоинства, ответственности за себя и свои поступки надо с раннего детства. Да, надо хвалить, поощрять, одобрять детей, но делать это в разумных рамках, а не просто так для красивого словечка. Нужно создавать положительную атмосферу вокруг ребенка. Но и не забывать о том, что педагог тоже человек, у него тоже есть чувства. И если ты позволишь относится ребенку и его родителям к тебе неуважительно, то ни к чему хорошему это не приведет. Впоследствии такой педагог потеряет уважение не только детей, но и родителей. Ведь уважительное отношение к воспитателю, со временем, перенесется к уважительному отношению ребенок – родитель, а также и ко всем окружающим его взрослым.

А воспитать все это может только тот педагог, который сам наделен этими качествами, который никогда и ни при каких обстоятельствах не позволяет себе забывать о самоуважении и чувстве собственного достоинства.

Который даже в самых тяжелых жизненных условиях,помнит о своем неземном происхождении и всегда поступает в соответствии с этим высоким статусом: всегда красиво и чисто одет, говорит уважительно и спокойно, никому не причиняет ни малейшего вреда, не унижает других, не унижается сам и никому не позволяет унижать себя.

Почему каждый из нас вновь и вновь размышляет о сущности педагогической деятельности?

Причина проста – хочется понять тот мотив, который заставляет заниматься этим трудным всепоглощающим делом. И если уж отдали этому занятию всю теплоту своей души, частичку себя, то, что дальше, что взамен?А ответ лежит на поверхности: педагоги в большинстве своём люди особенные: не ждущие от судьбы ни почестей, ни наград.

И всё-таки хочется быть значимым, востребованным и, в конце концов, просто уважаемым человеком. А для этого всегда важно находиться в центре событий, знать и понимать многое, уметь окунуться в мир детства, оставаясь собой, найти с детьми общие точки соприкосновения. Очень важно любить и уважать себя.

Я согласна с тем, что есть «Педагоги» с большой буквы. Но это не всегда обозначает высокий профессионализм, здесь огромную роль играют ещё и человеческие качества. Именно те человеческие качества,которых так не хватает нашему современному обществу:

чувство собственного достоинства,

чувство уверенности в себе и своих силах,

и что немаловажно – это самоуважение.

Выступление на августовской конференции 2012 год Я работаю над развитием интеллектуальных и творческих способностей детей В работе использую проектный метод Это способ организации педагогического.

Эссе на тему «Быть воспитателем — это значит…» Все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач. Сократ. Когда я училась в школе, то ли в восьмом, то ли в девятом классе.

Источник

Лекция 3. Достоинство, педагогический авторитет и самодисциплина

Достоинство, педагогический авторитет и самодисциплина.

Проблема достоинства была освещена в этических трудах выдающегося немецкого мыслителя XVIII в. Иммануила Канта. Именно из разумности человека возникает, по Канту, его достоинство – особая ценность и значимость людей как личностей.

Каждый человек обладает достоинством в силу своей разумности и принадлежности человеческому роду, таким образом, достоинство – родовое качество разумных существ. Способность сознавать, ставить цели, следовать нравственному закону – это то, что поднимает людей над слепой природой, живущей только стихийными влечениями, находящейся в тисках необходимости. Человек причастен разуму и свободе, и это делает его достойным особого положения в мире.

Следует отметить, что достоинство человека определяется не его происхождением, образованием или социальным положением, а присущей ему как личности и гражданину свободой воли. Этим достоинство отличается от заслуг. Если через их признание как бы утверждается ценность человека в сравнении с другими людьми, а критерием или мерой заслуг выступают высшие цели, то человек рассматривается как средство для их достижения.

Все люди независимо от их природных и социальных различий являются потенциальными обладателями достоинства, но в каждом человеке оно может выразиться с разной степенью полноты, в зависимости от того, как человек использует свои возможности. Вследствие деградации личности достоинство может быть и утрачено. Чувство достоинства формируется в процессе становления личности, но непременным условием этого является уважительное отношение взрослых к ребенку (P Г. Апресян, А. Н. Корабельников). Понятие человеческого достоинства говорит нам об особой ценности человека. Чувство собственного достоинства – это переживание

собственной ценности и утверждение ее, возможно, вопреки обстоятельствам.

Достоинство– категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и обществу, мнение о нем, в котором признается ценность личности; характеристика человека с точки зрения его соответствия своему предназначению.

В моральном смысле достоинство выражает совокупность присущих человеку качеств, благодаря которым он может быть способным к свободному и творческому созиданию. Под достоинством следует понимать моральную категорию, осознание личностью своего общественного значения.

Достоинство педагога – ценностное отношение личности к самой себе и отношение к ней других людей. Достоинство является формой проявления самосознания и самоконтроля, на которых строится требовательность человека к самому себе. Достоинство тесно связано с такими свойствами личности, как совесть, честь, ответственность.

Развитие достоинства педагога, психолога предполагает овладение знаниями этики, индивидуальной и специальной психологии. Обладая достоинством, специалист во имя самоуважения не допускает отступлений от своих обещаний, сохраняет мужество в трудных жизненных условиях. Одна из основополагающих концепций (наряду с концепцией равных и неотъемлемых прав), на которых базируется защита прав человека. Человеческое достоинство присуще человеку, и никто не должен быть лишен его. В преамбуле к Всеобщей декларации прав человека прирожденное достоинство и равные и неотъемлемые права считаются основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

Не менее важным качеством для педагога, является педагогический авторитет.

Слово «авторитет» в переводе с латинского языка означает «достоинство, сила, власть, влияние». В этике это понятие означает не просто силу, власть, основанную на принуждении, а влияние, основанное на общественном признании моральных достоинств личности или коллектива.

Существует мнение, что уже сама должность учителя обеспечивает ему авторитет в обществе. Это не вызывает сомнения относительно авторитета педагогической профессии, пользующейся уважением в нашей стране.

Но что касается каждого конкретного учителя, то его авторитет основан не столько на общественном признании педагогической профессии, сколько на признании его персональных достоинств. Забывая об этом, некоторые учителя в работе с учащимися опираются лишь на авторитет прав, обеспеченных им занимаемой должностью. Но учащиеся признают права на авторитет лишь за теми учителями, которые обладают признанными достоинствами.

Авторитет учителя — это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Авторитет следует рассматривать и как форму проявления нравственно-психологических связей учителя с педагогическим коллективом и родительской общественностью. Он зависит от всего комплекса личных и профессиональных качеств педагога и отношения его к общественным ценностям.

Педагогический авторитет — одно из слагаемых успеха учебно-воспитательной работы в школе, а в нравственном воспитании ему отводится первостепенная роль. Нравственность в целом предполагает не только осознание совершаемого действия, но и его оценку, то есть отношение того или иного действия к системе моральных ценностей. Оценка эта основывается на усвоении жизненного, общественного опыта. А учитель для детей является воплощением и знаний и опыта.

В восприятии учащихся он выступает как цельная личность. Его влияние на школьников не исчерпывается изложением моральных истин, которые он хочет укоренить в их сознании. Эффективность усвоения учащимися нравственных понятий зависит от того, из чьих уст они исходят.

«В воспитании всё должно основываться на личности учителя,- писал К.Д. Ушинский, — потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитателя».

Н.А. Добролюбов писал, что как только моральное доверие потеряно, сразу же и слова учителя теряют силу. Похвала и порицание уже не имеют значения.

Дети хотят, чтобы поведение учителя было ярким свидетельством действительности тех требований, которые он им предъявляет. Поэтому укрепление педагогического авторитета – одна из важнейших задач нравственной деятельности, как отдельного учителя, так и всего педагогического коллектива.

Значительное место в профессии учителя занимают такие нравственные качества, как добросовестное отношение к труду, самокритичность, доброта и справедливость, честность и принципиальность, тактичность и добросовестность, скромность и коллективизм, любовь к детям и профессиональная гордость.

Известно, что отношение учителя к труду накладывает определенный, отпечаток на сознание учащихся. Дети принимают непосредственное участие в процессе труда учителя. Наблюдая ежедневный труд педагога, его творческое отношение к своему делу, они начинают осознавать связь между отношением человека к труду и его авторитетом. Кроме того, пример учителя заражает их, так как учащиеся, видя перед собой образец, стараются ему подражать. Следовательно, трудолюбие учителя — одно из условий формирования такого же качества у подрастающего поколения.

Педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.

Учитель и ученик — две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне него непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая деятельность зависит от авторитета учителя.

Авторитет педагога – это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Авторитетной личности как бы авансируется успех. Личности, признающейся авторитетной, приписывается компетентность и в других областях. Происходит как бы иррадиация авторитета. Авторитет учителя – это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу.

Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель. Значит, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово.

Проблемой авторитета учителя – воспитателя занимались И.П. Андриади, М.Ю. Кондратьев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Д.Ф. Самуйленков, М.И. Станкин, В.А. Сухомлинский и др. И.О. Пирогов говорил, что отношение между педагогом и учащимся должны строиться на доверии и уважении, а не на наказании и страхе. Если в детях нельзя видеть идеала нравственного совершенства, то, по крайней мере, нельзя не согласиться, что они несравненно нравственнее взрослых.

Они не лгут (пока их не доведут до этого страхом), они стыдятся всего дурного, они хранят в себе святые чувства любви к людям, свободной от всяких житейских предрассудков. И эти чувства учитель должен не подавлять, а развивать. Если мы хотим обратить внимание на воспитание, то нужно начать с того, чтобы перестать презирать природу детей и считать их не способными к восприятию убеждений разума.

Макаренко А.С. говорил, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем. В воспитании и обучении невозможно обойтись без авторитета, то есть власти педагога, как отражения его ответственности за судьбу ребенка. Однако эта сила призвана быть не разрушающей, а созидающей. Когда она способствует самоутверждению растущей детской личности, реализации его творческих потенций, педагогический авторитет выступает мощным катализатором личного влияния учителя. Если же она принижает, насилует, деформирует, то вырождается в орудие авторитарности, диктата и беззастенчивого манипулирования воспитанников.

Любовь к детям является важным условием формирования педагогического авторитета. А любить детей по-настоящему – значит любить их в горе, и в радости, и даже тогда, когда их развитие в чем-нибудь отклоняется от нормы. Любить детей – это значит предъявлять к ним определенные требования, без этого никакое воспитание и обучение невозможно.

Педагогический авторитет во многом зависит от общей культуры поведения учителя (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т. п.).

Внешность учителя и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание учителем авторитета. Лучшие учителя на занятиях приходят в хорошем костюме, постоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным примером они воспитывают такие же качества и у своих воспитанников. Все это укрепляет авторитет учителя. Завоевать у учащихся авторитет может только правдивый, трудолюбивый, преданный своему делу учитель. Педагогическая практика показывает, что учащиеся небезразлично относятся к жизни учителя. Если учитель допускает в быту аморальнее поступки, это становится известным учащимся, и тогда даже при всех положительных качествах авторитет его как учителя рушится. Единственный выход – перейти в другую школу, изменить своё поведение и вновь, шаг за шагом, завоевывать авторитет.

Немаловажное значение для учителя имеет его умение держать себя в классе. Не только спокойствие, выдержка, тактичность, но и известная дисциплинированность педагога на уроке являются положительными его качествами. Неуместная мимика, чрезмерная жестикуляция, хождение учителя по классу во время объяснения урока не нравится школьникам, это рассеивает их внимание, они хуже воспринимают и усваивают объясняемый материал.

Авторитет учителя-воспитателя также зависит от того, какой стиль взаимодействия сложился у учителя с учениками. Так, характеризует демократический стиль педагогического взаимодействия, можно подчеркнуть, что он наиболее приемлем в реализации учебно-воспитательного процесса.

Учитель, проявляющий в равной мере высокий уровень требовательности и уважительного отношения к учащимся, пользуется подлинным авторитетом у детей, они ему доверяют, к его мнению прислушиваются, часто обращаются за помощью, советом. Дисциплина на его уроках, как правило, сознательная.

Мимика демократического педагога сдержанная, твёрдая, но без признаков жестокости: лицо его спокойно, выражает волевые черты его характера. Поза, как правило, открыта и подчеркивает чувство собственного достоинства, он не допускает лишних, хаотических движений, не скован, всё в его поведении говорит об уравновешенности и выдержке. Демократичный педагог не повышает голоса на детей, старается быть ровным в общении с учащимися, обращается к ним по именам, не выделяет «любимчиков». В процессе организации деятельности он чаще употребляет выражения, характеризующие просьбу, обоснованное и логичное требование.

Для авторитарного стиля педагогического взаимодействия в большей мере характерно требовательно и в меньшей степени уважительное отношение к учащимся. Авторитарный педагог может добиться слепого подчинения путём диктата, нажима, психологического давления. Важно обратить особое внимание на то, что учащиеся боятся такого учителя, стараются выполнять все его требования только, чтобы не иметь неприятностей. Дети внешне заискивают перед ним. Авторитарному педагогу в большинстве случаев не доверяют. Он часто пользуется мнимым авторитетом.

Одним из наиболее важных качеств педагога является самодисциплина. Самодисциплина – определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Известны различные подходы к пониманию данного понятия. Знание дисциплинарных требований в различных сферах жизни и умение им следовать являются необходимыми условиями социализации подрастающего поколения. Принципиальное значение для понимания роли самодисциплины в развитии личности имеет выявление соотношения категорий самодисциплины и свободы.

Всестороннее развитие личности осуществимо лишь в условиях свободы. Самодисциплина – есть та часть свободы, которая обеспечивает условия и возможность каждому быть самостоятельной, творческой личностью, не умаляя при этом интересы свободного развития других.

Самодисциплина личности учителя должна рассматриваться в контексте ее свободы, так как самодисциплина – субъективная способность личности к самоорганизации для достижения собственных целей, исторически выработанными культурными способами. Самодисциплина есть, несомненно, и самоограничение, но осуществляемое на основе выбора.

В сферу педагогики входят формирование самодисциплины личности учителя, воспитанников и учебных заведений (соблюдение режима образовательного учреждения, правил взаимоотношений с педагогами и сверстниками). Основные методы формирования самодисциплины: разъяснение правил поведения, моральная и правовая оценка поступков учащихся.

Литература

1. Архангельский Л.М. Курс лекций по этике. — М. 1974.

2. Бондаревская Т.Н. Педагогический такт. Гос.уч.пед.изд-во, -М., 1961.

3. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. Ростов-на-Дону. 1999г.

4.Кокорев Л.Д. Этика. Учебное пособие. — Воронеж. 1993.

5.Лещинский Вл. Ис. И др. Всегда ли прав учитель? — М.: Педагогика, 1990.

6.Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. — М., 1989.

7. Строгович М.С. Проблемы этики. — М. 1979.

8.Самуйленков Д.Ф. Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя, Смоленская кн. изд-во; 1961.

9.Чернокозова В.Н., Чернокозов И.И. Этика учителя: Педагогическая этика. – Киев: Рад.шк., 1997.

Основные понятия и категории практической педагогическойэтики.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью