Чувство собственного достоинства противоположность
Для начала — простые определения.
Человек, обладающий чувством собственного достоинства, более или менее соответствует в своем бытии тому, чем считает нужным быть, уважает себя за это и не парится (и не парит других) по этому поводу.
Человек, не соответствующий в своем бытии тому, чем считает нужным быть, в силу этого не уважает себя и вынужден всячески скрывать «себя» от людей, назойливо подсовывая им себя-не-настоящего, — хотя людям, как правило, нет до него никакого дела.
Как чувство собственного достоинства, так и чувство собственной важности относятся к сфере Бытия, в отличие от сферы Функционирования.
Это важно понять, потому что часто они выдают себя за аспекты оценки Функционирования. Если человек обнаруживает себя парящимся по поводу оценок — высоких оценок себя, низких оценок себя, — это не факт какой бы то ни было «действительности», то есть не факт того, как обстоит дело с его функционированием, а факт самосознания.
Типичный случай: человек начинает говорить, что он, мол, недостаточно профессионален, не заслуживает того и сего — но эта возня не имеет никакого отношения к тому, насколько человек может или не может функционировать в той или иной сфере. Запрос на оценку, не имеющую отношения к делу, фиксация на оценках, — это одна из практик чувства собственной важности. А человек, который практикует чувство собственного достоинства, такими вещами не заморачивается: он просто делает, что может, а чего не может — не делает.
У Кастанеды есть простой антидот чувству собственной важности — концепция безупречности. Достойный человек действует безупречно. Но человек не потому является достойным, что действует безупречно, а потому действует безупречно, что практикует чувство собственного достоинства.
Безупречность не требует высших баллов по всем возможным и невозможным предметам, зато она требует тщательно продуманной стратегии и тактики, более или менее охватывающих по крайней мере важнейшие, наиболее значимые сферы жизни. Безупречность попросту состоит в том, что человек реально делает в некоторой данной области все, что может и что считает нужным, если вообще считает нужным что-нибудь здесь делать.
Важно также, что концепция безупречности ориентирована не на экстремумы (максимум того, минимум сего), а на оптимумы.
Что делать с сомнениями, которые часто возникают на пути безупречной определенности? Трудно понять, и еще труднее признать, но во многих случаях оказывается, что выбор не значим. В той степени, в какой человек приучен действовать безупречно, во многих случаях не так важно, делает он то или это. Выбрать «правильно» человек часто не может, поскольку оснований для выбора у него нет, так что важнее просто как-то выбрать и потом делать. Разумеется, имеется в виду, что когда выбор становится возможным, его надо честно делать и, опять же, выполнять.
Критерием безупречности можно считать совесть в гурджиевском смысле слова. Совесть — это собирание воедино всего что человек имеет — чувствует, думает, переживает — по данному поводу. В нашей технике — это встреча всех заинтересованных субличностей за круглым столом и достижение консенсуса.
Где-то в человеке есть место, где он, если он врет себе, — знает, что врет. Надо приучить себя останавливаться и прислушиваться к этому месту. Если есть ощущение «здесь я себе вру» — значит действие не безупречно, нужно останавливаться, искать, находить.
На этой линии есть две важные вещи. Одна — обхождение с интроектами (см. Работа с интроектами). В каждом из нас есть много «внутреннего народа», субличностей, которые готовы «сдать» меня «им» ( «людям», хайдеггеровскому Das Man) и пусть-де «они» меня рассудят. Все, что важно и имеет отношение к делу, должно быть продумано и авторизовано.
С другой стороны, когда доходит до действительного дела, оказывается, что ситуацию надо увидеть по-новому, и только тогда выйдет что-то хорошее. То есть нужно владеть техникой распредмечивания и перепредмечивания (см. Интроект и предметность).
Достоинство может иметь только человек, практикующий совесть. Тогда он находит критерии оценки не из внешних инстанций, а в собственном безошибочном чувствовании, что для него (то есть «с его стороны») хорошо и что плохо.
Гурджиев утверждает, что семя совести вложено в каждого человека (психически нормального, конечно). А дальше люди в этом отношении различаются тем, насколько они совесть практикуют и насколько ее выращивают и развивают.
В развитии ребенка чувство собственного достоинства может возникнуть (в том числе) в результате переработки изначального чувства стыда (ср. Этапы формирования образа себя). Стыд является первой или одной из первых эго-эмоций: попав в ситуацию, когда «маме за него стыдно», ребенок эмоционально узнает, что он — некое отдельное, социально представленное существо. Ребенок очень остро чувствует, воспринимает и перенимает эту эмоцию и очень остро перенимает эту, довольно сложную, структуру коммуникации, когда «маме за меня стыдно».
Этим, собственно, отличается ребенок от младенца: за младенца не стыдно никому. Написал в пеленки — и что такого? А вот когда при гостях, в платьице, в красивых колготочках выбегает девочка, и вдруг она написала на ковер, — маме за нее стыдно. И девочка тогда обнаруживает, посредством этой эмоции, что она могла бы так и не делать. Маме стыдно именно потому, что девочка уже могла бы так не делать. Это от нее зависит, и поэтому маме за нее стыдно.
Конечно, здесь важно, чтобы это переживание соответствовало, как любит говорить Кохут, фазе развития. Потому что если она еще не может управлять своим телом, не знает, как это делается, и попадает в эту ситуацию, — это нехорошая для ее развития ситуация.
Так вот, достойный человек либо знает, что он может с какой-то ситуацией сделать, либо знает, что он с этим не может — здесь и теперь — сделать ничего. Очень важно пережить социальные ситуации, в которых вроде бы социально принято, что что-то не так, а ты с этим сделать ничего не можешь, если ты изнутри во всем объеме своей совести знаешь, что здесь что-то не так — это надо пережить с достоинством.
Когда ребенок знает, что следует или чего не следует делать в определенной ситуации, и выполняет это, он с гордостью скажет (себе или маме): «Вот, я просидела в гостях два часа и не описалась. Правда, я молодец, мама?». И мама скажет: «Да, ты молодец». А потом наступает момент, когда это перестает быть предметом гордости, а становится предметом само собой разумеющегося достоинства: девочка становится человеком, который уверенно не писает на ковер.
Есть классический английский анекдот про человека, который, оказавшись на необитаемом острове, строит три дома: один — чтобы в нем жить, другой — клуб, в который он ходит, и третий — клуб, в который он не ходит. «Клуб, в который я хожу», — это набор вещей, которые человек уверенно и определенно от себя требует. «Клуб, в который я не хожу», — это набор вещей, которых человек уверенно и определенно не делает. Это имеет отношение к совести потому, что ортогонально множественности субличностей, делает некоторый разрез, как сечение конуса, поперек всех субличностей. Человек должен просмотреть все свои субличности и проверить: все ли пришли в этот клуб? Не убежал ли кто-нибудь в тот? Это достигается практикой. И это и есть совесть. Ведь внутри себя, на каком-то уровне, человек это чувствует.
По этому поводу можно вспомнить сюжет из «Хасидских притч» Бубера. Сомневающийся в вере иудей приходит к раввину и спрашивает: «Когда Адам согрешил и сбежал в пустыню, а Бог — вроде бы всемогущий и всезнающий, — приходит в рай и спрашивает: „Адам, где ты?“, что же, всемогущий и всезнающий Бог не знает, где Адам?». А раввин отвечает — «Бог-то знает, где Адам. А вот знает ли Адам, где он?».
Совесть знает и всех в кустах видит. А вот знают ли не явившиеся на собрание субличности, что их видно? Зайчик за камушек спрятался, а ушки торчат. А мама с ним нежно так разговаривает: «Где же мой заюшка?».
Источник
ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА
⠀Нас с детства всегда учили, что любить себя — это значит быть эгоистом. Хвалить себя — это даже как-то неприлично, надо себя ругать, прибедняться.
⠀Любовь к себе-это обязательно эгоизм?
⠀Для меня любовь к себе — это чувство собственного достоинства:
👉🏻Когда ты себя априори уважаешь
👉🏻Когда ты умеешь говорить «нет»
👉🏻Когда ты умеешь выстраивать границы (например, не даешь даже повода задавать тебе «неудобные вопросы»)
👉🏻Когда ты считаешь, что достоин лучшего, разрешаешь себе это
👉🏻Когда ты чувствуешь свою значимость, ценность, уникальность
👉🏻Когда ты даешь себе право на ошибку, идешь дальше, не занимаясь самоедством
👉🏻Когда ты ценишь свое время
👉🏻Когда ты хвалишь себя за любые победы
👉🏻Когда ты принимаешь себя
👉🏻Когда ты уверен в себе вне зависимости ни от чего
⠀Есть ли у меня с этим проблемы? На данном этапе все ещё есть, у меня есть зона развития в этом направлении, но я уже прошла большой путь и много сделала. Сейчас своей обязанностью считаю привить чувство собственного достоинства своим детям.
⠀Найдутся такие, которые все равно не поймут о чём я и осудят. Хочу сказать вот что: человек, который не имеет чувства собственного достоинства не умеет уважать других.
⠀Например, недавно я была в мфц и подавала документы, при этом изначально досконально изучив законодательство по своему вопросу. В общем, приношу пакет документов, отдаю на прием, девушка, которая принимала документы была не компетентна в нашем вопросе, стала со мной очень эмоционально спорить, потом у нее проскочила фраза: «Неужели вы считаете меня глупее себя!?»🙄И в целом вела себя непрофессионально, работа с людьми — это явно не её работа.
Я так не считала, вообще не понимаю, как можно судить умнее/глупее, не зная человека, но мне сразу пришла мысль, что у девушки проблема с чувством собственного достоинства, она додумывала за меня моё к ней отношение, ей во что бы то ни стало надо было быть «умнее меня», потому что она сама себя не уважала и считала неумной, хотя хотела казаться наоборот. И при этом она не уважала нас как клиентов, пытаясь над нами доминировать: я специалист, я лучше знаю, чем вы, люди с улицы. Если кому интересно, речь шла о выделении долей детям в квартире по соглашению в простой письменной форме (обязанность родителей при использовании маткапитала). Девушка настаивала исключительно на нотариальной форме и была не права в нашем случае.
⠀Я считаю, что даже если ты ошибся, это не делает тебя дураком, ни в чьих глазах, если у тебя есть чувство собственного достоинства, если ты себя любишь и уважаешь, даешь себе право на ошибку.
Источник
Что такое чувство собственного достоинства?
Если на секундочку задуматься над словами «чувство собственного достоинства», что приходит в голову? Обычно фразы типа: «надо быть выше всех проблем» или «не надо терять достоинство и становится на уровень с обидчиком». Так что же это за чувство? Не придумано ли оно людьми для манипуляций?
Вот еще примеры: «унижение человеческого достоинства», «потерять уважения» или «ни во что не ставить». При таком раскладе кажется, что унижение и уважение это антонимы. Попробуем разобраться.
Уважение бывает безусловное и условное. Безусловное – это уважение к человеку за то, что он есть. Условное уважение – это уважение за какие-либо заслуги, действия, качества характера.
Если есть безусловное уважение человек относится к другому как к ценности, несмотря на поступки. А если есть только условное уважение, то малейшая ошибка, и все, другой уже свержен с пьедестала в грязь. Кстати, отличная получается манипуляция: «Я думала что ты щедрый, а ты оказывается жадный». Вместо того чтобы сказать: «Я же знаю что внутри ты белый, пушистый и щедрый».
Унижение – это лишение человека права на уважение, на любовь. Когда человек унижает другого, фразы несут послание: «ты ничтожество, я не такая, как ты, я лучше тебя!». Иногда люди унижают других чтобы повысить свою искалеченную самооценку, если нет основы – уважения к себе.
Что значит уважать себя? Это значит осознавать свою ценность как личности в этом мире. Уважать себя на столько, чтобы не терпеть унижений и оскорблений со стороны партнера, например. Даже если он говорит: «ну я же только пошутил». С таких фраз и начинается путь в пропасть унижения.
Уважать себя это уважать свое время и труд, требовать к себе человеческого отношения. Уважение к себе есть основа чувства собственного достоинства. Но еще чувство собственного достоинства зависит от установок и иерархии ценностей. Если установка «быть самой хорошей для всех» выше «быть хорошей для себя», то девушка или женщина может идти на компромиссы с совестью, лишь бы угодить всем.
Чувство собственного достоинства позволяет противостоять манипуляторам, которые хотят внушить чувство вины. Оно позволяет прямо сказать человеку: «Меня обижают твои слова, шутка это или правда, я не потерплю такого отношения, это неприятно». И еще чувство собственного достоинства позволяет со спокойной совестью разорвать отношения с человеком, который с первого раза не понял, что не надо разбрасываться обидными шутками.
Иногда можно спутать достоинство и гордость.
Но разберемся в чем отличия.
1. Чувство собственного достоинства позволяет требовать к себе человеческого отношения, а гордость заставляет требовать особенного отношения.
2. Достоинство выстаивает самоощущение как «я умная и люди умные, возможно есть люди умнее и опытнее меня, к ним можно обратиться за советом, в случае необходимости»; а гордость строит мышление в ином ракурсе: «я самая умная, мне не нужны никакие советы, я никогда не ошибаюсь».
3. Чувство собственного достоинства дает право на ошибку и разрешение на извинения, а гордость заставляет представить ситуацию в таком свете, чтобы личная корона не упала.
4. Чувство собственного достоинства дает ощущение стрежня и твердости внутри, оно помогает идти к цели, признавая ошибки, падая и поднимаясь снова и снова. А гордость иногда ломается и повергает человека в депрессию.
5. Самоуважение это внутреннее чувство, о нем не кричат на каждом углу, а гордость это оболочка или корона, которую стремятся показать каждому встречному.
В общем, чувство собственного достоинства это уважение себя как личности, и укреплять его можно делая что-то, что ценно и полезно для человека; то, что кажется важным и нужным, интуитивно правильным.
Источник
Где грань между гордыней и чувством собственного достоинства?
Многие из нас стремятся не только преуспеть в жизни, делах и отношениях, но при этом не допустить переоценки своих достоинств. Тут возникает опасность загордиться, а также опасность потерять чувство собственного достоинства. Чтобы разобраться в том, где находится грань между гордыней и чувством собственного достоинства, давайте выпишем определения двух этих понятий, а затем обратимся к народной мудрости в виде пословиц и поговорок. В конце статьи сделаем вывод и дадим ответ на вопрос этой темы.
Определения:
Гордыня – это непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм, зазнайство. Может скрываться под личинами филантропии и протекционизма, ставящих целью самопревознесение и саморекламу.
Чувство собственного достоинства – осознание личностью собственной значимости и соблюдения определенной этики поведения, базирующейся на самооценке. Уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория.
Народные пословицы и поговорки:
Про гордыню
• Пустой мех надувается от ветра, пустая голова — от чванства. (чванство — то есть гордость, важничанье)
• От лёгкого успеха родится зазнайство, от легкой удачи — чванство.
• Нет худшего порока, чем зазнайство.
• Не надувайся — лопнешь.
• Не смейся, горох, над бобами: будешь и ты под ногами.
• Не ставь меня хуже себя.
• Не столько соображает, сколько воображает.
• Чванство не ум, а недоуменье.
• Что нос кверху, что нос книзу — одинаково худо.
• Мнит себя пупом земли.
• Гордый петух стареет облезлым.
• Гроша не стоит, а глядит рублём.
• Тихо не лихо, а смирнее прибыльнее.
• Себя жалеючи, кверху не плюй.
• При сытости помни голод, при богатстве — убожество.
• Высок каблучок, да подломился набочок.
• Прочь, грязь, навоз едет!
• Cлепой не разглядит, а спесивый и не взглянет.
• Гордый покупает, не глядя, а даром дают, так чванится.
• Быть скромным — это тот вид гордости, который меньше всего раздражает окружающих.
Про чувство собственного достоинства:
• Нужно ценить себя, но не переоценивать.
• Худо, где достойным чести нет.
• Уничижение (Излишнее смирение) паче гордости.
• Сделайся овцой, и волки готовы.
• Суровый наскачет, а на смирного люди нанесут.
• Победив гордость, человек становится приятным. Поборов гнев, он становится весёлым. Поборов страсть, он становится преуспевающим. Поборов алчность, он становится счастливым.
• Я бы простила вашу гордость, не задень вы мою.
• Прежде чем влюбиться, убей свою гордость, иначе получишь мучительную боль вместо сладкой любви.
• Кто малому не рад, тот и большего не достоин.
• Достоинство умного рядом с дураком не скроешь.
• Гордыне важно казаться, а достойному – важно быть.
• Достойный человек говорит делами, ничтожный – болтает языком.
• Человека уважай, но достоинства не теряй.
• Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут.
• Худого человека ничем не уважишь.
• Любой недостаток заключает в себе некоторые достоинства, и каждое достоинство – некоторые недостатки.
• Похвалялась редька: «Хороша я с мёдом». А мёд в ответ: «Я и без тебя хорош».
Выводы:
Для того, чтобы загородиться нужно постоянно себя с кем-то сравнивать, а не соответствовать своим внутренним критериям и нравственным ориентирам. Сравнение бывает и завуалированным, например, дама смотрит в зеркало и говорит: «Какая я страшная…» Она ждёт, конечно, не подтверждения этого, а опровержения.
Или «Я тут самый отстающий». Вроде человек себя принизил на словах, а на самом деле ждёт возвышения. Гордыня ненасытна, ей нужна подпитка даже там, где на деле ничего нет.
Чувство собственного достоинства и уважения к себе, как к человеку, необходимо, чтобы оставаться адекватным своим внутренним критериям и самооценке там, где идёт явное принижение человеческого достоинства, необоснованные нападки, придирки, желание принизить, чтобы получить выгоду.
Достоинством называются человеческие качества, которые соответствуют общим понятием честности, трудолюбия и доброты. Человек, обладающий чувством собственного достоинства достоин вознаграждения, к нему нужно прислушиваться и чтить его.
Грань между гордыней и чувством собственного достоинства лежит в области сравнения себя с кем-нибудь, а не исходя из собственных нравственных убеждений в том, что, например, какой-то поступок может быть выше или ниже собственного достоинства. Не переступить эту грань, значит не сравнивать себя с кем-то, а оставаться самим собой, верным своим внутренним критериям нравственности.
Буду рада, если подпишитесь, поставите лайк, добавите свои соображения по теме этой статьи.
Источник