Чувство смерти у русских

Чувство истории, чувство смерти и другие свойства русской натуры

Елена Кондратьева-Сальгеро

В числе прочих любопытных моментов мадам Каррер д’Анкосс заявила, что она считает русских обладателями «особого развитого чувства истории», кое, по ее мнению, ощутимо отсутствует у сегодняшних европейцев. Возможно, по той простой причине, что Европa, в отличие от России, так давно не знала реальных и долгосрочных трагедий, что забыла даже те, которые ей довелось пережить задолго до Второй мировой.

Россия, как известно, на подобные упущения пожаловаться не может. Поскольку, едва окрепнув после революции и гражданской войны, а сразу вслед затем с известными потерями продравшись сквозь Вторую мировую (и Великую Отечественную!), бесперебойно разгребала и расчищала обломки собственными силами вплоть до перестройки, во время оной и особенно после нее. Иными словами, скучать в избыточном комфорте России не пришлось, а потому и память у ее граждан несколько особенная. Историческая. Которая если и обрастала сокрытыми пропагандой до поры до времени деталями, но в корне не менялась и не убывала согласно новым веяниям.

Мадам Каррер д’Анкосс пояснила основную разницу между российским и западным менталитетом на нескольких конкретных примерах:

— Мы живем в настоящем, мы не знаем истории, а значит, не знаем, что история трагична. Мы в некотором роде присоединились к убеждению Фукуямы: думаем, что история окончена и время несчастий прошло, уступив место настоящему, которым каждый может управлять собственными силами.

Если бы это интервью имело место в телестудии, еще не тронутой жесткими реалиями самоизоляции, вполне вероятно, что после подобного напоминания прозревшие участники с места в карьер рванули бы в аэропорт, за билетом на первый рейс в Чикаго, в едином порыве и с единой целью: найти, набить и обезвредить философа Фукуяму. А потом еще и настучать самих себя по затылкам — по-булгаковски, чтоб впредь неповадно было верить всякой высказанной с апломбом ерунде.

Потому что наш маленький шустрый COVID-19 так наглядно показал всем, как лихо и незамутненно история не кончается, но продолжается. И как хладнокровно «время несчастий» не прошло, но пришло, никому никаких мест не уступая. Что каждый, до сих пор веривший, что он хоть чем-то управляет собственными силами, грубо ткнулся носом в очевидность, что с миром только что опять управился кто-то другой. И этот другой — отнюдь не Фукуяма.

Президент Эммануэль Макрон лично почтил память павших — далее цитата — «тщательно продезинфицированным мечом» / Фото: https://twitter.com/emmanuelmacron

По сути, известный историк и писательница пыталась пояснить, почему при сложившихся сегодня для всех в большую фигу обстоятельствах русскому менталитету (а то и иммунитету) значительно легче выстоять, нежели европейскому. И отчего непрерывающаяся историческая память и регулярная закалка на несчастья без послаблений позволяют одним удержаться на плаву там, где другие тонут от одного лишь осознания внезапного холода идущей волны.

Другой конкретный пример, приведенный Элен Каррер д’Анкосс, — «чувствo смерти», коим, по ее мнению, буквально пропитана вся русская литература, возможно, благодаря православию. И здесь ей удалось, как говорят французы, «надавить» на очень весомый аргумент: в России смерть видна, хоть и не обыденна, и честна вплоть до манеры погребения — pусские хоронят в открытых гробах и лично прощаются с усопшими. Европейцы же проводят погребальные церемонии с наглухо заколоченными гробами, а само понятие смерти давно заменили политкорректным эвфемизмом «уход из жизни».

Здесь весь фокус в том, что политкорректными эвфемизмами сегодня пропитана вся европейская действительность, а это серьезно ослабляет само понятие иммунитета во всех смыслах этого емкого слова. Как перекутанный и не ведающий закалки ребенок становится куда более уязвимым к любым сквознякам, долгие годы политкорректных эвфемизмов незаметно превратили Европу в тепличное растение, готовое сломиться с первыми холодами.

Любопытно, что интервью известного историка подоспело как раз к ежегодным празднованиям очередной годовщины окончания Второй мировой войны (напомню, что на Западе она никакая не «великая» и не «отечественная»). И можно сказать, было незамедлительно подкреплено еще одним весьма наглядным примером.

8 мая к Вечному огню у Триумфальной арки при полном отсутствии сидящей по домам публики прошла маленькая компания благообразных людей в масках, элегантных костюмах и униформах. Это была церемония возложения венков в присутствии «комитета» чрезвычайно ограниченного состава при прямой трансляции по телевидению. Президент Эммануэль Макрон, как об этом сообщила умиленная пресса, лично почтил память павших — далее цитата — «тщательно продезинфицированным мечом».

Мне остается добавить, что в упомянутом выше интервью явно не хватило вопроса об особо развитом в России чувстве юмора, которое, безусловно, и строить, и жить помогает. Но это уже совсем другое чувство и совсем другая история.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Источник

Историк: в отличие от европейцев русские помнят историю

Кризис, связанный с эпидемией коронавируса, человечество воспринимает как нечто невероятное, неожиданное в нынешней системе всеобщего благоденствия, не рассматривает его в контексте истории, отмечает в интервью Le Figaro постоянный секретарь Французской академии историк Элен Каррер д’Анкосс. Она напоминает об эпидемиях прошлого, среди которых, например, испанка после Первой мировой войны убила 50 млн человек. На этом фоне нынешние цифры выглядят несущественно.

По словам учёного, человек сегодня утратил чувство смерти. Прежде мёртвые были постоянно в поле видимости: люди умирали дома, кладбища были в центре городов. Сейчас же даже само слово «смерть» заменяют на выражение «уход из жизни». А в ситуации с пандемией ещё и получается, что наибольший риск вирус представляет для пожилых людей. Но, по словам историка, в целом, это естественный ход жизни: чем дольше человек живёт, тем ближе он к смерти.

«Европа была и остаётся чудесным проектом, сокровищем, но это такое сокровище, к которому мы плохо относились и позволили ему скатиться до склок и личных интересов», — отмечает историк. По её словам, Европа пала жертвой упрощений, когда систему отдельных государств противопоставили наднациональному проекту, который бы отменял государства. Плюс из-за холодной войны Европа была разделена по идеологическому принципу. А теперь Европа ещё и лишена одного из главных своих принципов — христианства. «Пришло время переосмыслить Европу как основанную на цивилизации, которая простирается на весь континент, включая Россию», — отмечает Элен Каррер д’Анкосс.

Она говорит, что в отношении эпидемии россияне тоже дезориентированы. По её словам, информация поступает неточная, но связано это с тем, что страна огромная. И если говорили, что Чернобыль покончил с советской властью, потому что было так много лжи, то сегодня, отмечает эксперт, в России царит незнание.

Но при этом русские люди отличаются от западных по двум параметрам, считает историк. У русских людей обострённое чувство истории, возможно, из-за всех трагедий 20 века. И к тому же они сохранили осознание смерти. «Вся русская литература об этом говорит. Православное христианство, которое явно ставит воскрешение, то есть смерть, в основу веры. В России смерть видима, хотя бы в манере погребения. Гроб остаётся открытым до последней минуты, умерший остаётся для последнего прощания», — говорит Элен Каррер д’Анкосс.

По её словам, и Китай показал себя в последнее время наилучшим образом, в частности, благодаря проекту Нового шёлкового пути, и это при авторитарной политической системе. Эксперт отмечает, что Европе стоит извлечь уроки из его опыта. Тем более что нынешняя пандемия ставит под вопрос две черты, присущие современности: забота только о том, что происходит в данный момент, и глобализацию, лишённую смысла. Поэтому она предлагает европейцам задуматься, к какой цивилизации они хотят прийти.

В интервью Le Figaro Элен Каррер д’Анкосс напоминает, что до пандемии случился пожар в соборе Парижской Богоматери, и тогда общество поднялось на защиту сооружения, которое воплощало собой преемственность, идею, превосходящую человека. Так что и сейчас она предлагает людям задуматься о великих вещах и о смысле жизни.

Источник

«Обостренное чувство смерти»: Чем русские отличаются от европейцев

Недавно одна из известнейших французских историков, изучающих Россию, Элен Каррер д’Анкосс, отмечающая в этом году свой 90-летний юбилей, сделала интересное заявление по поводу того, чем, по её мнению, русские отличаются от европейцев.

Чувство истории и смерти

Первым различием, по её мнению, является более развитое у русских, чем у западноевропейцев, «чувство истории». Вызвано это, по мнению историка, рядом трагедий, случившихся с Россией в XX веке. Второе отличие – «обострённое чувство смерти», о чём говорит вся русская литература. Причина этого – «православное христианство, которое явно ставит воскрешение, то есть смерть, в основу веры». А также то, что русские «делают смерть видимой», оставляя гроб открытым до самого последнего момента прощания с покойным. Европейцы же «находятся в настоящем и думают о нём», заменяя само понятие «смерть» на «уход из жизни».

Насчёт «чувства истории» с мадам д’Анкосс сложно не согласиться. Историю свою русские знают действительно существенно лучше европейцев и тем более американцев. Но вовсе не потому, что слишком много им пришлось претерпеть в минувшем XX веке, а потому, что знание прошлого во многом определяет наше национальное самосознание и отношение к миру.

Теперь об «обострённом чувстве смерти». Как сказал кто-то из наших авторов, «европейцы всячески пытаются попасть на небеса, в то время как русские давно уже там обосновались». Со времён первой российской государственной идеологии – проекта «Третий Рим» – русские люди совершенно чётко представляли, кто они такие, зачем живут и куда стремятся после смерти. Россия воспринималась ими как библейский «удерживающий», самим своим фактом присутствия на Земле не допускающий появления здесь «царства антихриста» и конца света. Они никогда не стремились, в отличие от европейцев (протестантов в особенности), построить «царство Божие на земле» – преисполненный изобилием и благополучием «град на холме», ибо понимали, что это недостижимо. А потому своей задачей на земле считали создание таких условий, при которых человек вырастал и формировался как личность, достойная посмертного перехода в Царство Небесное.

Именно по этой причине сам факт смерти воспринимался русскими православными людьми как лишь один из этапов на этом пути, потому и прощались с умершим, провожая его как того, кто отправился в этот путь чуть раньше тебя. Что же касается питающего это миропонимание Православия, то, вопреки мнению мадам д’Анкосс, воскресение, которое оно ставит в основу веры, есть вера не в смерть, а напротив – в Жизнь Вечную. В то время как европеец либо пытается как-то лично «договориться» с Богом (сделать нечто хорошее напоследок, пожертвовать денежку, купить индульгенцию), либо просто старается не задумываться на эту тему, «живя настоящим» до того момента, когда придётся «уйти» непонятно куда.

Чисто европейский взгляд

Нет, Элен Каррер д’Анкосс – милейшая женщина и большой учёный, она, происходя из семьи российских эмигрантов, любит Россию и всячески способствует её сближению с Европой. Она не раз выступала у нас, встречалась и часами беседовала с президентом Путиным и несомненно является искренним другом нашей страны. В отличие от многих западных (французских в том числе) авторов, писавших о России, Элен Каррер д’Анкосс, видя наши различия с Европой, категорически не считает их основанием для неприязни и тем более для отказа от взаимодействия в политике и взаимодополнения культур. Более того, считает Россию частью Европейской цивилизации, и именно поэтому любимыми монархами в российской истории для неё являются те, кто так или иначе «вестернизировал» Россию и чьи преобразования можно трактовать как «западнические»: Пётр Первый, Екатерина Вторая и Александр Второй. Являясь поклонницей генерала де Голля (книгу о котором недавно написала), мадам д’Анкосс искренне полагает, что только объединившая и Россию в том числе Европа способна сохраниться и играть самостоятельную роль, не уступая ни США, ни Китаю.

Любимыми монархами в российской истории для Элен Каррер д’Анкосс являются «западники». Фото: Russian Look / Globallookpress

Однако при всём при том совершенно очевидно и то, что взгляд Элен Каррер д’Анкосс на Россию – это очень доброжелательный, но всё же чисто европейский взгляд – со всеми мифами и стереотипами восприятия, для него характерными. Например, как и большинство европейцев, она убеждена, что получить представление о сути народного характера можно на основании известной и любимой в Европе классической русской литературы.

Неадекватное восприятие русских

Между тем, ещё Иван Солоневич в своей книге «Народная монархия» абсолютно точно подметил, что разгром ведомого Гитлером всеевропейского нашествия на Россию объяснялся в том числе совершенно неадекватным восприятием европейцами русских. Которое строилось на шаблонах, заложенных в русской классической литературе XIX и начале XX века: произведениях Тургенева, Гончарова, Достоевского, Толстого, Чехова и прочих несомненно гениальных авторов. А каким предстоял в этих произведениях русский человек? Милым идеалистом-бездельником Обломовым. Безответным ко злу фаталистом Платоном Каратаевым. Наивным богоискателем Алёшей Карамазовым. «Униженными и оскорблёнными» обитателями социального «дна». Если же и встречалась среди них мало-мальски деятельная и неординарная личность, то был это непременно отвергаемый системой «лишний человек».

Вот и рванула в середине прошлого века «цивилизованная Европа» в очередной «дранг нах остен» – покорять всех этих «не от мира сего» русских, по какой-то нелепой прихоти судьбы владеющих столь перспективными территориями и недрами. И была жутко удивлена, когда вместо покорных «Платонов Каратаевых» встретила принципиально других людей, способных на сверхусилия и абсолютно противоестественную для европейцев самоотверженность, которые гнали до Берлина лучших европейских вояк.

Что ж, выходит, ошибались классики относительно своего собственного народа? Да нет, тут всё проще. Просто автор, если хочет, чтобы его книгу читали, писать должен про людей «не таких, как все», оставляя вне своего внимания миллионы т. н. «простых людей», в повседневной жизни с ним никак не пересекающихся. Европейцы же строят свои представления о нас по тем источникам, которые до них доходят. Потому-то эти представления сплошь и рядом оказываются весьма далёкими от действительности.

Русская цивилизация

Свою роль играют, безусловно, и заложенные в цивилизационное сознание и культуру Европы стереотипы восприятия. Ибо европейский ум, даже самый дружественный по отношению к России, в принципе не способен воспринимать её иначе как «часть Европы» – пусть несколько диковатую и непохожую на «нормальных европейцев», но всё же часть большого и великого Европейского (а ныне – Западного) проекта. Им (как, к сожалению, и многим нашим политикам) гораздо проще принять версию о «Европе от Португалии до Камчатки» или «моста Европы в Азию», чем признать тот очевидный факт, что Россия есть центр совершенно самостоятельной, а никак не «дочерней» по отношению к Европе Русской цивилизации. Ибо это само по себе делает абсурдной фундаментальную для Запада «евроцентристскую» концепцию, основанную на трёх «аксиомах»:

1) что прогресс линеен и единонаправлен для всех народов и цивилизаций;
2) что Запад продвинулся на этом пути дальше всех и потому имеет право на лидерство и насаждение своих мировоззренческих подходов и ценностей в качестве «общечеловеческих»;
3) что степень «цивилизованности» иных стран и народов определяется тем, насколько они похожи на Запад.

Именно такой подход, окончательно сформировавшись в XVIII–XIX веках, определяет до сей поры сущность мировоззрения европейцев, независимо от их национальной принадлежности и политических убеждений. И именно он лежал в основе их отношения к России.

К сожалению, характерно это было не только для европейцев, но и для подавляющего большинства российских «образованных классов», погрязших в безумном «европейничанье» и полагавших благо России в вечном ученичестве у Запада, позволяющем нам со временем к нему «приобщиться» – в любом качестве, на любых условиях и любой ценой. Увы, и почти все сегодняшние «хозяева жизни», в точности так же, как не умеющие ни говорить, ни думать по-русски барчуки XVIII–XIX веков, считают себя в России кем-то вроде европейских колонизаторов в дикой азиатской колонии, из которой надлежит выкачать максимальный «оброк», чтобы вывезти и промотать его в «цивилизованной Европе». Именно про таких писал полтора столетия назад Фёдор Тютчев:

Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не сыскать признанья у Европы.
В её глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а ХОЛОПЫ!

Так что, при всём уважении к милейшей Элен Каррер д’Анкосс, любое сравнение в «прогрессивности» с Западом, любые попытки «вписать» нас в него – вещь заведомо бесперспективная. Хотя бы потому, что Россия, будучи «страной-цивилизацией», в качестве отдельного цивилизационного центра может быть сравнима только с другой цивилизацией – в том числе со всем Западом, а не с какой-то его частью. Россия – не Запад и не Восток, а как справедливо заметил однажды президент Путин: «Запад – это то, что слева от России, а Восток – то, что справа». Россия, стало быть, своеобразный «центр» Евразии («Хартлэнд»), каковым, согласно классическим основам геополитики Маккиндера, она и является. И кто контролирует его, контролирует Евразию, причём не обязательно экономическими и военными средствами.

У нас свой путь и свои ценности, которые в современной реальности могут оказаться для России едва ли не большим геополитическим козырем, чем её обширная территория и богатейшие недра. Ибо ценности Запада, как и построенная на них западная система, сегодня демонстрируют свою несостоятельность в новых мировых реалиях. А набирающему силу и строящему, как и тысячелетия назад, «срединную империю» Китаю, кроме своей мощи, в ценностном плане предложить миру нечего. Так что, если перестанем на Запад оглядываться, ещё большой вопрос, кто в формирующемся сегодня новом миропорядке будет в числе мировых лидеров. Во всяком случае, идеологических.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Оцените статью