- Идея Родины
- Составитель С.В. Рогачев
- Чувство родной природы
- Владимир СОЛОУХИН. Волшебная палочка. 1983
- Наша Родина: взгляд со стороны
- Райнер Мария РИЛЬКЕ. Как на Руси появилась измена. 1900. Пер. с немецкого
- Общечеловечность есть национальная русская идея
- Федор ДОСТОЕВСКИЙ. Из «Дневника писателя 1877 г.»
- Разве нескромно — быть похожим на свою родину?
- Это прекрасное чувство природы
- «Любовь к родной природе». Консультация для родителей
- Консультация «Формирование чувства любви к природе родного края»
Идея Родины
Составитель С.В. Рогачев
Чувство родной природы
Надо отдать природе справедливость, что при созерцании ее возникают в душе человека самые возвышенные, чистые, светлые чувства, высокие помыслы, и в этом драгоценное, неоценимое свойство природы.
Чувство родной природы всегда входило и входит в такое важное понятие, как чувство родины, наряду с чувством родной истории и народа. Каждому народу дорога и близка его природа, но если вдуматься, то это чувство родной природы в нас не стихийно. Воспринимая природу, мы невольно приводим в движение эмоциональные резервы, накопленные нами при чтении наших поэтов и писателей, при созерцании живописи, при слушании музыки. Я хочу сказать, что само чувство природы в нас организовано, воспитано, традиционно, короче говоря, — культурно.
У каждого народа были и есть свои певцы природы, которые, возможно, иногда мало известны другим народам. Но если Земля есть наша общая родина, и если в нас воспитывается мало-помалу чувство этой общей родины — перед грозным ликом вселенной, — если мы сознаем, что красивее нашей планеты, может быть, и нет ничего в мироздании (а Земля наша действительно прекрасна!), то этим мы тоже обязаны нашим воспитателям: художникам, поэтам, которые помогали нам понять красоту, воспитывали в нас любовь к ней.
Нетрудно заметить, что художники всех времен и народов, создавая свои пейзажные картины, почти никогда не изображали на холстах природу, лишенную признаков человеческой деятельности. Там мостик, там часовенка, церковь, прясло, замок, деревенька, лодка, всадник, тропинка, дорога, маяк, парусное судно, пасущиеся коровы, вспаханное поле, колосящееся поле, сад, ветряная мельница, водяная мельница, дымки над крышами. Какие бы то ни было признаки человеческой деятельности.
Отчасти это объясняется тем, что землю, и правда, чаще всего мы видим затронутой человеком. Главное же в том, что человеческая деятельность до определенного рубежа оживляла и облагораживала красоту земли, привносила такие штрихи и детали, которые делали красоту земли одухотвореннее, ближе нашему сердцу и — если не бояться такого вовсе уж не научного слова — милее.
Владимир СОЛОУХИН. Волшебная палочка. 1983
Наша Родина: взгляд со стороны
«Добрый день, Эвальд», — подошел я к его окну, как обычно делал, проходя мимо. — «Я уезжал». — «А где вы были?» — нетерпеливо спросил он. «В России». — «О, так далеко!» — Он откинулся назад и продолжал: «Что это за страна — Россия? Очень большая, не правда ли?» — «Да, она большая, и, кроме того. » — «Что, я глупо спросил?» — улыбнулся Эвальд и покраснел. «Нет, Эвальд, напротив. Когда вы спросили «что это за страна?», мне многое стало ясно. Например, с чем Россия граничит». — «На востоке?» — перебил меня мой друг. Я медлил. «Нет». — «На севере?» — допытывался больной. «Видите ли, — пришло мне в голову, — людей испортило чтение карт. Там все плоско и ровно, и когда нанесены четыре стороны света, людям кажется, что все уже сделано. Но ведь страна — не атлас. В ней есть горы и низины. Она должна упираться во что-то вверху и внизу». «Гм. — задумался мой друг. — Вы правы. Но с чем же может граничить Россия с этих двух сторон?» Вдруг больной стал совсем похож на мальчика. «Вы это знаете!» — вскричал я. «Может быть — с Богом?» — «Да, — подтвердил я, — с Богом». «Так, — понимающе кивнул мой друг. Но потом им овладело некоторое сомнение. — Разве Бог — страна?» «Я думаю, нет, — возразил я, — но на примитивных языках часто различные вещи имеют одинаковые названия. Вероятно, есть страна, которая называется Бог, и тот, кто ею владеет, — тоже называется Богом. Простые народы часто не различают свою страну и своего царя, ведь оба велики и добры, страшны и велики».
«Я понимаю, — медленно проговорил человек в окне. — И заметно в России это соседство?» — «Оно заметно решительно во всем. Влияние Бога мощное. Сколько ни приносят вещей с Запада, все европейские вещи обращаются в камни, как только переходят границу. Есть среди них и драгоценные камни, но только для богатых, так называемых “образованных”, тогда как оттуда, из иной страны, приходит хлеб, которым живет народ». «Так народ там живет в довольстве?» — Я колебался: «Нет, это не совсем так, ведь въезд из страны “Бог” затруднен по многим причинам. — старался я отвлечь его от этой мысли. — Но они переняли многие обычаи этого пространного соседства. »
Райнер Мария РИЛЬКЕ. Как на Руси появилась измена. 1900. Пер. с немецкого
Общечеловечность есть национальная русская идея
И чего же мы достигли? Результатов странных: главное, все на нас в Европе смотрят с насмешкой, а на лучших и бесспорно умных русских в Европе смотрят с высокомерным снисхождением. Не спасала их от этого высокомерного снисхождения даже и самая эмиграция из России, то есть уже политическая эмиграция и полнейшее от России отречение. Не хотели европейцы нас почесть за своих ни за что, ни за какие жертвы и ни в каком случае: Grattez, дескать, le russe et vous verrez le tartare*, и так и доселе. Мы у них в пословицу вошли. И чем больше мы им в угоду презирали нашу национальность, тем более они презирали нас самих. Мы виляли пред ними, мы подобострастно исповедовали им наши «европейские» взгляды и убеждения, а они свысока нас не слушали и обыкновенно прибавляли с учтивой усмешкой, как бы желая поскорее отвязаться, что мы это все у них «не так поняли». Они именно удивлялись тому, как это мы, будучи такими татарами (les tartares), никак не можем стать русскими; мы же никогда не могли растолковать им, что хотим быть не русскими, а общечеловеками. Правда, в последнее время они что-то даже поняли. Они поняли, что мы что-то хотим, чего-то им страшного и опасного; поняли, что нас много, восемьдесят миллионов, что мы знаем и понимаем все европейские идеи, а что они наших русских идей не знают, а если и узнают, то не поймут; что мы говорим на всех языках, а что они говорят лишь на одних своих, — ну и многое еще они стали смекать и подозревать. Кончилось тем, что они прямо обозвали нас врагами и будущими сокрушителями европейской цивилизации. Вот как они поняли нашу страстную цель стать общечеловеками!
А между тем нам от Европы никак нельзя отказаться. Европа нам второе отечество, — я первый страстно исповедую это и всегда исповедовал. Европа нам почти так же всем дорога, как Россия; в ней все Афетово племя, а наша идея — объединение всех наций этого племени, и даже дальше, гораздо дальше, до Сима и Хама**. Как же быть?
Стать русскими — во-первых и прежде всего. Если общечеловечность есть идея национальная русская, то прежде всего надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шагу все изменится. Стать русским значит перестать презирать народ свой. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, так тотчас же начнет и он нас самих уважать. И действительно: чем сильнее и самостоятельнее развились бы мы в национальном духе нашем, тем сильнее и ближе отозвались бы европейской душе и, породнившись с нею, стали бы тотчас ей понятнее. Тогда не отвертывались бы от нас высокомерно, а выслушивали бы нас. Мы и на вид тогда станем совсем другие. Став самими собой, мы получим, наконец, облик человеческий, а не обезьяний.
А впрочем, неужели и впрямь я хотел кого убедить. Это была шутка. Но — слаб человек: авось прочтет кто-нибудь из подростков, из юного поколения.
Федор ДОСТОЕВСКИЙ. Из «Дневника писателя 1877 г.»
** Поскоблите русского, и вы увидите татарина (фр.).
** В старой антропологии и этнологии принято было, основываясь на библейском предании, считать, что род человеческий после всемирного потопа распался на три ветви, каждая из которых состоит из потомков одного из сыновей Ноя — Иафета, Сима и Хама. Потомки Иафета (Афета) образуют так называемую яфетическую группу (арийцы, индоевропейские народы), Сима — семитскую (евреи, арабы), Хама — хамитскую (берберы, народы Африки).
Разве нескромно — быть похожим на свою родину?
Нет, не напрасно родину
Называют матерью.
Разве вы не встречали людей,
О которых можно сказать:
Это волжанин.
Или алтаец.
Или, как я, — кубанец.
Потому что на лице у меня
Оставили следы
Горы и водопады.
Потому что внутри кубанца
Есть что-то поющее
До самого горизонта.
Беспокойное, как Черное море,
В ладошке которого
Четыре смерча
Вытанцовывают лезгинку.
Разве это нескромно —
Быть похожим на свою родину?
От песков Каракума
До берегов Ледовитого океана —
Будьте похожи на свою родину!
Похожи на ее прошлое,
С красным флагом
Броненосца «Потемкина»!
С зовущей вперед
Рукой Ленина!
Пусть любой иноземец
Скажет:
Это — советский.
Разве нескромно —
Быть похожим
На свою родину!
Источник
Это прекрасное чувство природы
Отчего бывает понятие «чувство природы»? Одни обладают им, другие же, даже прожив много лет в окружении природы, в лучшем случае — имеют его в зачаточном состоянии.
Как говорил талантливый писатель коротких рассказов о природе Василий Песков: «Человек, который любит природу, уже наполовину счастливый человек, чем бы он сверх этого не занимался.»
Окружающие нас пространства загадочны, таинственны, прекрасны. Это мир, где у человека проходят душевные и телесные травмы, а понятие «радость жизни» неожиданно становится почти осязаемым.
Одни люди особо чувствительны ко всему, что является природой. Есть люди, для которых это чувство природы очень сильно. А есть те, которые в этот момент боятся проронить слово.
Существуют также и такие, у которых душа воспринимает нахлынувшие чувства особенно чутко, и источает их затем так, что дрогнут другие души.
Можно перечислить много имен в русской музыке, литературе и живописи, владеющих этим даром. Фет, Есенин, Тютчев, Чайковский, Левитан, Паустовский, Пришвин…
Лев Толстой способен был заплакать от счастья ощущения жизни.
Он писал: «Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней».
Раз так, то как осчастливить человека, отдавая себе отчет в том, что к пониманию счастья относится много чего еще! Чувство природы дается с рождения. Оно есть у каждого, однако чувство спит. Как пробудить его? Мудрый, отзывчивый учитель поможет в этом. А учителем могут быть и отец, и мать, и бабушка, любой, кто и сам кем-то был пробужден. Умная, своевременно прочитанная книга может быть хорошим толчком…
«Красота спасет мир» — говорил Достоевский.
Стихотворения, музыка, природа — это чудесно. Нам оставили превосходное наследие Есенин, Тютчев, Фет и много других деятелей культуры. Природа хороша всегда: и зимой, и летом.
Совершенно другой мир открывается перед нами в произведениях деятелей культуры, природа здесь неподражаема, а также как бы призывает нас беречь красоты вокруг нас.
Природа обладает своей магией, своей чарующей прелестью, что заживляет раны в душе, помогая ей ощущать себя частичкой всего мира.
Природной красотой вдохновлялись не только поэты, но также и композиторы, музыканты… Композитор раскрывает свои чувства в звуках, которые природа вызывает у него.
Природа родных краев во все времена была вдохновением русских живописцев. Много замечательных художников посвятило жизнь пейзажам родных земель. Истинными мастерами были Левитан, Шишкин, Поленов и прочие.
Деятели культуры обладали способностью потрясающе точно объединять вместе свои наблюдения природы. Словом изучается Природный мир.
Развить «чувство природы» в отдалении от родного языка нереально.
Чувство природы народом, несет в себе не только высокую способность замечать детали наших предков, но и отличную зрительную память.
Источник
«Любовь к родной природе». Консультация для родителей
Галина Коцуренко
«Любовь к родной природе». Консультация для родителей
Любовь к родной природе.
Консультация для родителей
Родная природа… Один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования её красотой, бережного отношения к миру природы, до понимания преобразующей роли труда человека в природе – всё это источники формирования любви к родному краю.
Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве. Нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в её образах воплощается Родина. Как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос, где ходил в детский сад и школу, где играл с ребятишками в снежки и катался на санках с ледяной горки.
Воспитывая у ребёнка любовь к природе, мы одновременно развиваем у него эстетическую отзывчивость на всё прекрасное в окружающей действительности, стремление ценить и беречь труд людей как источник красоты. Недаром В. А.Сухомлинский придавал исключительное значение воспитание красотой: от любования прекрасным и понимания прекрасного – к созданию прекрасного, стремлению жить по законам красоты; через красивое – к человечному. Таков путь к достижению единства эстетического и этического в составлении личности, которое должно проявляться у ребёнка не только в чувствах, но и красоте поведения, и в отношениях с людьми.
Родной город… Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками. Важно, чтобы родной город предстал перед ребёнком как самое дорогое, красивое, неповторимое.
Для воспитания у ребёнка любви к родному городу необходимы экскурсии, в которых он познакомится с памятными местами родного города. Родители имеют больше возможности, чем детский сад, чтобы поехать с ребёнком на экскурсию в любую часть города.
От того, какими глазами ребёнок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлёк он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит становление личности гражданина.
Консультация для родителей «Как привить детям любовь к природе посредством чтения» Консультация для родителей «Как привить любовь к природе через чтение ребёнку» Трудно найти человека, равнодушного к русской природе.
Консультация для родителей на тему: «Как воспитывать в детях любовь к природе» Учите детей любить природу,понимать её.Используйте каждый час. Идите с ними в поле,лес,на берег пруда. Самый непремечательный овражек,заросший.
Источник
Консультация «Формирование чувства любви к природе родного края»
СВЕТЛАНА ЛЯШКЕВИЧ
Консультация «Формирование чувства любви к природе родного края»
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и любовью, а живя там постоянно, с гордостью рассказывает он гостю о красоте и богатстве родного края. В этом выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.
Любовь к природе — это сложное чувство, которое слагается из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желания трудиться в природе, преобразуя и охраняя её.
Перед педагогом, знакомящим дошкольников с природой,стоят следующие задачи:
-воспитание эмоционально-положительного отношения к природе, развитие умения видеть и понимать её красоту, воспитание эстетических чувств;
-воспитание интереса к родной природе, желания больше узнать о природе родного края, о разнообразной природе родной страны;
-воспитание бережного отношения к природе, стремления к созиданию, желания трудиться в природе.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь. Он должен подумать, как, через что можно показать связь родного села со всей страной. Любой край, область, даже небольшое село неповторимы. В каждом месте своя особенная неповторимая природа, есть особенные, дорогие его жителям тропинки, особенные деревья. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у детей может не сложиться правильное представление о родном крае, как части большой прекрасной страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет не выполнена.
В работе по патриотическому воспитанию дошкольников важнейшим средством педагогического воздействия является организованное воспитателем наблюдение окружающей действительности, а так же произведения искусства — литературы, музыки, живописи и скульптуры. Непосредственные наблюдения помогают ребятам узнать и полюбить природу родного края.
Хакасия – неповторимый по уникальности край, проезжая по его дорогам, удивляешься разнообразию картин природы. То выжженная солнцем степь, то травяной ковер с разноцветными головками цветов. Если же дорога заведет путника в хвойную тайгу, то он поразится высоте пихт, толщине кедра, янтарной смоле лиственниц, а если повезет, то отведает он наше знаменитое сибирское лакомство – знаменитые кедровые орешки.
Не менее богат и животный мир тайги. Здесь можно встретить и белую куропатку, жителям крайнего Севера, и самого крупного из оленей – лося. Живут здесь косуля, марал, медведь, рысь. Гордостью хакасской тайги являются белка, соболь, горностай, колонок и другие пушные звери.Не менее разнообразен птичий мир: глухарь, тетерев, рябчик – законные обитатели тайги.
Богата Хакасия и полезными ископаемыми. Её карта почти вся исчерчена черными квадратами – это указано местонахождение каменного угля, обозначены также знаками месторождения ценных и редких металлов.
Знакомя детей с природой, педагог должен не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик, пробуждать этические чувства. Каждый объект природы по-своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учится определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках. Встречи с природой возбуждают фантазию ребёнка, способствуют развитию речевого и изобразительного творчества. Специальные беседы с детьми, чтение художественной литературы, включение ребят в практическую деятельность помогут им осознать необходимость бережного отношения к природным богатствам страны.
Экскурсии и прогулки в лес, поле,к реке предполагают решение комплекса задач: познавательной, эстетической и нравственной, а также дают возможность познакомить детей с некоторыми правилам и бережного отношения к природе:
-не следует рвать много растений и цветов, достаточно принести один букет;
-нельзя трогать муравейники, гнёзда, так как муравьи и птицы приносят пользу;
-для растений и животных, которые ребята находят в лесу следует создать условия схожие с естественными; брать можно только тех животных, которые способны жить в неволе;
-после наблюдений животных нужно отпустить на волю.
Объясняя, какую пользу приносят птицы и почему следует отпустить животное после наблюдений, почему нельзя уничтожать мухоморы, трогать птичьи гнёзда, воспитатель даёт детям не только первые знания о природе, но и формирует у них определенные нравственные качества.
Задача воспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей трудовой деятельности на благо Родины. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Эмоциональное отношение к природе, любовь к ней рождается не только тогда, когда ребёнок рассматривает цветы, гуляет по лесу, слушает пение птиц. Очень важна творческая работа детей с природным материалом. Педагог учит детей красиво расставлять цветы, находить сходство сухой веточки, куска коры с каким-нибудь сказочным образом, животным.
Очень важно воспитывать у детей действенную любовь к природе, которая проявляется не только в умении и желании любоваться ею, но и в стремлении оберегать всё живое и красивое. Необходимо создать условия для активного применения детьми полученных знаний, для упражнений ребёнка в нравственном отношении к природе. Иначе представления дошкольников могут не соответствовать их поступкам.
Обязательно нужно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны. Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путём простейшего анализа, лучше представить себе, что их родное село или посёлок являются частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны, рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.
«Наш родной сибирский лес полон сказок и чудес». Сценарий путешествия по природе родного края для детей 5–6 лет «НАШ РОДНОЙ СИБИРСКИЙ ЛЕС ПОЛОН СКАЗОК И ЧУДЕС» Сценарий путешествия по природе родного края для детей 5-6 лет Действующие лица: Ведущий,.
Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через ознакомление их с наследием родного края Современные дети мало знают о родном поселке, символике родного края, страны, особенностях народных традиций; часто равнодушны к близким.
Формирование у дошкольников субъектного отношения к природе, истории и культуре родного края Гуреева Елена Анатольевна воспитатель. Высшая квалификационная категория. Структурное подразделение МОУ СОШ №12 Детский сад №65 «Якорёк».
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Насекомые в природе родного края» Цель: Развивать представление о многообразии насекомых в родном крае, их приспособленности к условиям жизни, учить классифицировать насекомых.
Консультация для родителей «Воспитание любви к природе» Уважаемые родители! Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, мало дать конкретные знания по ней, необходимо научить радоваться,.
Консультация для родителей «воспитание у детей любви к природе» КОНСУЛЬТАЦИЯ «ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ» Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение,.
Консультация для родителей «Воспитание у дошкольников интереса к традициям родного края» Консультация для родителей «Воспитание у дошкольников интереса к традициям родного края» Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное.
Консультация для воспитателей «Воспитание любви к природе» Важно, чтобы у ребенка формировались сезонные представления о природе. В разное время года устраивайте свои интересные и увлекательные путешествия.
Круглый стол «Воспитание ценностного отношения к природе родного края в процессе эколого-краеведческой работы в ДОУ» Круглый стол для педагогов «Воспитание ценностного отношения к природе родного края в процессе эколого – краеведческой работы в ДОУ» Добрый.
Проект «Использование экологической сказки в формировании бережного отношения детей к природе родного края» Проект «Использование экологической сказки в формировании бережного отношения к природе родного края у детей среднего дошкольного возраста».
Источник