Чувство родины орксэ конспект урока с презентацией

Курс ОРКСЭ урок 1 Россия — наша родина
презентация к уроку (4 класс) по теме

Презентация и конспект урока.

Скачать:

Вложение Размер
urok_1_rossiya-nasha_rodina.docx 22.47 КБ
prezentaciya1svetskaya_etika.pptx 2.3 МБ

Предварительный просмотр:

Урок 1. Россия – наша Родина

— формирование представления о Родине;

— создание условий для изучения курса «ОРКСЭ».

— обобщить и актуализировать знания о Родине;

— воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;

— прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;

— формировать понятийный аппарат.

мультимедийный проектор, карта России, аудиозаписи(гимн, песни о Родине),магнитофон, выставка книг о Родине.

1. Организационный момент.

Знакомство с содержанием курса. Характеристика пособия для учащихся.

2. Сообщение темы урока.

Отгадайте ребус ( Р1А ). Обсуждение темы урока с учащимися:

— О чём пойдёт речь на уроке?

3. Беседа с учащимися.

— Как называется страна, в которой мы живём?

— Кто является главой государства?

— Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории, какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны?

— Назовите столицу России. Покажите её на карте.

— Какие символы государства вам известны? 3 слайд (прослушать гимн стоя)

— Какой праздник отмечается в нашей стране 12 июня? 4 слайд

— Мы называем нашу страну Родиной. Что значит для вас Родина? 5 слайд

— Откуда произошло слово «Родина»? Послушаем сообщение ученика.

( Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень. Он был посвящен богу Роду.)

— Подберите однокоренные слова к слову Родина.

— Подберите синоним к слову Родина. (Отечество)

-Почему Родину называют Отечеством. Об этом мы узнаем из рассказа К. Д. Ушинского.

(Учащиеся самостоятельно читают рассказ Ушинского «Наше Отечество».) 6 слайд

— Так почему же Родину называют Отечеством?

— Как ещё называет Ушинский нашу Родину? (матушка)

— Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина?(бескрайние просторы, леса, поля, реки, красоту родного края…)

— Всё это вдохновляло художников, поэтов, писателей, композиторов на создание произведений о Родине.

7 слайд (просматривание картин художников, рассматривание выставки книг о Родине, слушание стихотворения, прослушивание музыки , озвучить фамилии художников, писателей, композиторов).

— Какие русские военачальники вам известны? 8 слайд

— Что вам известно о защитниках нашей Родины?

— Можно ли этих людей назвать патриотами? Почему?

— Как вы понимаете значение этого слова? Чтение значения слов. 8 слайд

Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов.

— Все ли из перечисленных людей русские?

Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие , свободное, независимое существование страны, в которой живёт.

4. Самостоятельная работа.

Детям предлагается текст, после прочтения которого , нужно найти в нём главную мысль.

В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешила людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ё граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.

-Какова главная мысль текста?

5. Подведение итогов урока.

— Что вы расскажите дома членам семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

-Чем богата наша страна? (природа, люди…)

6. Задание на дом.

— Узнать, есть ли среди ваших родственников те, кто внёс вклад в развитие страны, города. Кто они, в чём их заслуга?

— Или найти материал об известном человеке, подготовить рассказ о нём, объяснить, почему выбрал именно этого человека.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ОРКСЭ Урок 1 Россия – наша Родина. МБОУСОШ № 15 г. Тула учитель Пикалова И.В.

Российская Федерация Глава государства — президент Столица России — Москва

Символы России герб гимн Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава – Твое достоянье на все времена! Припев : Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая – Хранимая Богом родная земля! Припев. Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! флаг

12 июня — День России. День России — праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник — символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины. Ежегодно по традиции День России отмечается праздничным концертом и грандиозным салютом в самом сердце страны — на Красной Площади.

Родина — место, где родился и вырос; где жили предки; страна, в которой живёшь. Родина — народ, родители, родня, род, родословная.

Наше Отечество Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина. К. Д. Ушинский

Исаак Левитан. Тихая обитель Алексей Саврасов. Грачи прилетели Поленов В.Д. Московский дворик

А. В. Суворов П. И. Багратион Г. К. Жуков Патриот – человек, который любит своё отечество, предан с воему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов.

Прочитай текст. Найди в нём главную мысль. В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным , что её граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.

Источник

Чувство Родины.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Изучить основные понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_office_word_32.docx 20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Чувство Родины.

— изучить основные понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики

— развивать память, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия, умение преодолевать трудности, навыки работы с учебником, справочными материалами.

— воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, толерантного отношения, уважения друг к другу и окружающим, потребность в общении, доброжелательность, стремление быть тактичным и деликатным.

— способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек — часть природы;

— развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию;

— формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, учить прогнозированию последствий своих поступков;

— способствовать развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию, эмоционально положительного отношения к живой природе;

— воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.

I . Организационный момент.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

— Ребята, мы — единое целое. От работы каждого из нас зависит общее дело, его результативность. У нас есть волшебные слова:

1. Правила работы на уроке.

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам.

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг!

II. Самоопределение к учебной деятельности.

— У всех отличное настроение и у меня тоже. Я желаю вам, чтобы оно таким же и сохранялось у вас на протяжении всего урока. А если у нас хорошее настроение, то, как мы можем подарить его друзьям при встрече? Правильно, улыбкой. Давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»

II. Актуализация знаний и постановка темы урока.

— Давайте прослушаем песню «Наш край» (звучит песня «Наш край», музыка: Кабалевский Д., слова: Пришельц А.)

— Отгадайте загадку: «Что краше солнца, дороже золота?»

— Вы, наверное, уже догадались о чем мы будем с вами говорить?

— Правильно. О том, что дорого и свято для каждого из нас, о Родине.

— Тема нашего урока: «Чувство Родины».

— Какие задачи поставите перед собой на уроке?

— Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к святому понятию «Родина»

III. Изучение нового материала.

Родина бывает разная.

Если скажут слово Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор,

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

— Скажите, ребята, а что значит для вас понятие «Родина»?

Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать.

— Как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»?

Корень «род». Слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами.

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мышки прячутся во ржи.

Как увидеть их, скажи?

В норке прячется полёвка.

Покажись, скорей, плутовка! (Приседания.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

И немного отдохнём. (Дети садятся за парты.)

2. Работа у доски.

Подберите к каждой букве слово «Родина» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова.

Р — родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д.

О – огромная, озерная, открытая, очаровательная и т.д.

Д – добрая, дорогая, душевная, достойная и т.д.

И – интересная, известная, интеллектуальная, исключительная и т.д.

Н – наилучшая, наипрекраснейшая, ненаглядная, необъятная и т.д.

А – активная, актуальная, авторитетная, аккуратная,

— А какие синонимы подойдут к слову «Родина»? (Родной край, Отечество, Отчизна).

— Подберите однокоренные слова к слову «Отчизна». (Отчество, отец, отчий).

— Как вы понимаете слова Вольтера: «Отчизна – это край, где пленница душа»?

Душа всегда связана с чувствами. Здесь говорится о сильных и глубоких чувствах, которые принадлежат к родному, любимому месту на Земле. Такое единство чувства Родины и собственной судьбы в человеке называют патриотизмом.

Но у каждого человека есть своя Малая Родина.

— А что значит «малая родина»?

Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок от большой Родины.

3. Стихотворение «Россия – наша Родина».

Родина для Миши это мама,

Старый дом и вишня у забора.

А для Вани — речка и пригорок,

На травинке Божья коровка.

Для ребят, живущих по соседству,

Родина — истории секреты.

И когда закончится их детство,

Об открытиях напишут все газеты.

Родина кому-то это яхта,

Взрослым тоже нравятся загадки.

Камышей полоска у причала,

Ветерок и речка, все в порядке.

И страна, где мы живем все вместе,

Самая цветущая, красивая,

Самая прекрасная на свете,

Это наша Родина — Россия.

4. Работа с пословицами.

— Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом Родина. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине.

Народ слагал о ней пословицы, поговорки, песни, придумывал сказки, много мудрых мыслей сказано.

«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».

Человек, который не любит свою Родину, нравственно неполноценен.

• Работа в группах.

— Давайте попробуем каждая из групп собрать из разрозненных слов пословицу о Родине и объяснить ее значение:

1. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

2. Человек без родины, что соловей без песни.

3. Родная земля и в горсти мила.

5. Самостоятельная творческая индивидуальная работа в тетрадях.

— Составьте синквейн по теме урока.

IV. Закрепление нового материала.

— Итак, ребята, Родина — это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в 1/6 всей земной коры, это и ракета, нацеленная к луне, и птицы, летящие на север. Это имена людей и великие открытия, и культура, которым аплодирует весь мир. Это мой отец и твоя мать, это ты и я с нашим миром, чувствами, с нашими радостями и заботами.

1. Упражнение «Снежинка».

— Я прошу вас выполнить одно простое упражнение. Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте мою инструкцию:

— сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол,

— сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, и еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и сравните листы друг друга.

— Что мы видим? У всех листы получились разные.

Это говорит о том, что все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях, но независимо от этого, мы — единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех Родина. Только вместе нам под силу строить дальнейшую жизнь России как сильного демократического государства.

Джон Кеннеди сказал: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины.

— А что вы, молодое поколение, можете сделать для своей страны?

У каждого из вас на столе лежит маленькое сердечко. Продолжите, пожалуйста фразу: «Я дарю своей Родине…». Например, я напишу: «Я дарю Родине свой труд учителя». В ваших возможностях подарить знания, умения, оценки, улыбки, настроение, пожелания и т.д.

— Ребята, что вы узнали нового?

— Что бы вы хотели узнать?

— Оцените свою работу на уроке.

— Какие цели и задачи мы ставили на уроке?

— Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»

— Мне хочется закончить урок стихотворением:

Холмы, перелески, луга и поля —

Родная, зелёная наша земля.

Земля, где я сделал свой первый шажок,

Где вышел когда-то к развилке дорог.

И понял, что это раздолье полей —

Частица великой Отчизны моей. (Г. Ладонщиков.)

Источник

Оцените статью