Курс ОРКСЭ урок 1 Россия — наша родина
презентация к уроку (4 класс) по теме
Презентация и конспект урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1_rossiya-nasha_rodina.docx | 22.47 КБ |
prezentaciya1svetskaya_etika.pptx | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1. Россия – наша Родина
— формирование представления о Родине;
— создание условий для изучения курса «ОРКСЭ».
— обобщить и актуализировать знания о Родине;
— воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;
— прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;
— формировать понятийный аппарат.
мультимедийный проектор, карта России, аудиозаписи(гимн, песни о Родине),магнитофон, выставка книг о Родине.
1. Организационный момент.
Знакомство с содержанием курса. Характеристика пособия для учащихся.
2. Сообщение темы урока.
Отгадайте ребус ( Р1А ). Обсуждение темы урока с учащимися:
— О чём пойдёт речь на уроке?
3. Беседа с учащимися.
— Как называется страна, в которой мы живём?
— Кто является главой государства?
— Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории, какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны?
— Назовите столицу России. Покажите её на карте.
— Какие символы государства вам известны? 3 слайд (прослушать гимн стоя)
— Какой праздник отмечается в нашей стране 12 июня? 4 слайд
— Мы называем нашу страну Родиной. Что значит для вас Родина? 5 слайд
— Откуда произошло слово «Родина»? Послушаем сообщение ученика.
( Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень. Он был посвящен богу Роду.)
— Подберите однокоренные слова к слову Родина.
— Подберите синоним к слову Родина. (Отечество)
-Почему Родину называют Отечеством. Об этом мы узнаем из рассказа К. Д. Ушинского.
(Учащиеся самостоятельно читают рассказ Ушинского «Наше Отечество».) 6 слайд
— Так почему же Родину называют Отечеством?
— Как ещё называет Ушинский нашу Родину? (матушка)
— Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина?(бескрайние просторы, леса, поля, реки, красоту родного края…)
— Всё это вдохновляло художников, поэтов, писателей, композиторов на создание произведений о Родине.
7 слайд (просматривание картин художников, рассматривание выставки книг о Родине, слушание стихотворения, прослушивание музыки , озвучить фамилии художников, писателей, композиторов).
— Какие русские военачальники вам известны? 8 слайд
— Что вам известно о защитниках нашей Родины?
— Можно ли этих людей назвать патриотами? Почему?
— Как вы понимаете значение этого слова? Чтение значения слов. 8 слайд
Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов.
— Все ли из перечисленных людей русские?
Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие , свободное, независимое существование страны, в которой живёт.
4. Самостоятельная работа.
Детям предлагается текст, после прочтения которого , нужно найти в нём главную мысль.
В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешила людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ё граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.
-Какова главная мысль текста?
5. Подведение итогов урока.
— Что вы расскажите дома членам семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?
-Чем богата наша страна? (природа, люди…)
6. Задание на дом.
— Узнать, есть ли среди ваших родственников те, кто внёс вклад в развитие страны, города. Кто они, в чём их заслуга?
— Или найти материал об известном человеке, подготовить рассказ о нём, объяснить, почему выбрал именно этого человека.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОРКСЭ Урок 1 Россия – наша Родина. МБОУСОШ № 15 г. Тула учитель Пикалова И.В.
Российская Федерация Глава государства — президент Столица России — Москва
Символы России герб гимн Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава – Твое достоянье на все времена! Припев : Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая – Хранимая Богом родная земля! Припев. Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! флаг
12 июня — День России. День России — праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник — символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины. Ежегодно по традиции День России отмечается праздничным концертом и грандиозным салютом в самом сердце страны — на Красной Площади.
Родина — место, где родился и вырос; где жили предки; страна, в которой живёшь. Родина — народ, родители, родня, род, родословная.
Наше Отечество Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина. К. Д. Ушинский
Исаак Левитан. Тихая обитель Алексей Саврасов. Грачи прилетели Поленов В.Д. Московский дворик
А. В. Суворов П. И. Багратион Г. К. Жуков Патриот – человек, который любит своё отечество, предан с воему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов.
Прочитай текст. Найди в нём главную мысль. В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным , что её граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.
Источник
Чувство Родины.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Изучить основные понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_32.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Чувство Родины.
— изучить основные понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики
— развивать память, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия, умение преодолевать трудности, навыки работы с учебником, справочными материалами.
— воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, толерантного отношения, уважения друг к другу и окружающим, потребность в общении, доброжелательность, стремление быть тактичным и деликатным.
— способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек — часть природы;
— развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию;
— формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, учить прогнозированию последствий своих поступков;
— способствовать развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию, эмоционально положительного отношения к живой природе;
— воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
I . Организационный момент.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
— Ребята, мы — единое целое. От работы каждого из нас зависит общее дело, его результативность. У нас есть волшебные слова:
1. Правила работы на уроке.
Понапрасну не болтай,
Рассуждай и убеждай.
Здесь не нужен шум и гам.
Ты решай задачи сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придёт на помощь друг!
II. Самоопределение к учебной деятельности.
— У всех отличное настроение и у меня тоже. Я желаю вам, чтобы оно таким же и сохранялось у вас на протяжении всего урока. А если у нас хорошее настроение, то, как мы можем подарить его друзьям при встрече? Правильно, улыбкой. Давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»
II. Актуализация знаний и постановка темы урока.
— Давайте прослушаем песню «Наш край» (звучит песня «Наш край», музыка: Кабалевский Д., слова: Пришельц А.)
— Отгадайте загадку: «Что краше солнца, дороже золота?»
— Вы, наверное, уже догадались о чем мы будем с вами говорить?
— Правильно. О том, что дорого и свято для каждого из нас, о Родине.
— Тема нашего урока: «Чувство Родины».
— Какие задачи поставите перед собой на уроке?
— Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к святому понятию «Родина»
III. Изучение нового материала.
Родина бывает разная.
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор,
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
— Скажите, ребята, а что значит для вас понятие «Родина»?
Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать.
— Как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»?
Корень «род». Слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами.
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мышки прячутся во ржи.
Как увидеть их, скажи?
В норке прячется полёвка.
Покажись, скорей, плутовка! (Приседания.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
И немного отдохнём. (Дети садятся за парты.)
2. Работа у доски.
Подберите к каждой букве слово «Родина» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова.
Р — родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д.
О – огромная, озерная, открытая, очаровательная и т.д.
Д – добрая, дорогая, душевная, достойная и т.д.
И – интересная, известная, интеллектуальная, исключительная и т.д.
Н – наилучшая, наипрекраснейшая, ненаглядная, необъятная и т.д.
А – активная, актуальная, авторитетная, аккуратная,
— А какие синонимы подойдут к слову «Родина»? (Родной край, Отечество, Отчизна).
— Подберите однокоренные слова к слову «Отчизна». (Отчество, отец, отчий).
— Как вы понимаете слова Вольтера: «Отчизна – это край, где пленница душа»?
Душа всегда связана с чувствами. Здесь говорится о сильных и глубоких чувствах, которые принадлежат к родному, любимому месту на Земле. Такое единство чувства Родины и собственной судьбы в человеке называют патриотизмом.
Но у каждого человека есть своя Малая Родина.
— А что значит «малая родина»?
Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок от большой Родины.
3. Стихотворение «Россия – наша Родина».
Родина для Миши это мама,
Старый дом и вишня у забора.
А для Вани — речка и пригорок,
На травинке Божья коровка.
Для ребят, живущих по соседству,
Родина — истории секреты.
И когда закончится их детство,
Об открытиях напишут все газеты.
Родина кому-то это яхта,
Взрослым тоже нравятся загадки.
Камышей полоска у причала,
Ветерок и речка, все в порядке.
И страна, где мы живем все вместе,
Самая цветущая, красивая,
Самая прекрасная на свете,
Это наша Родина — Россия.
4. Работа с пословицами.
— Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом Родина. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине.
Народ слагал о ней пословицы, поговорки, песни, придумывал сказки, много мудрых мыслей сказано.
«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».
Человек, который не любит свою Родину, нравственно неполноценен.
• Работа в группах.
— Давайте попробуем каждая из групп собрать из разрозненных слов пословицу о Родине и объяснить ее значение:
1. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
2. Человек без родины, что соловей без песни.
3. Родная земля и в горсти мила.
5. Самостоятельная творческая индивидуальная работа в тетрадях.
— Составьте синквейн по теме урока.
IV. Закрепление нового материала.
— Итак, ребята, Родина — это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в 1/6 всей земной коры, это и ракета, нацеленная к луне, и птицы, летящие на север. Это имена людей и великие открытия, и культура, которым аплодирует весь мир. Это мой отец и твоя мать, это ты и я с нашим миром, чувствами, с нашими радостями и заботами.
1. Упражнение «Снежинка».
— Я прошу вас выполнить одно простое упражнение. Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте мою инструкцию:
— сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол,
— сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, и еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и сравните листы друг друга.
— Что мы видим? У всех листы получились разные.
Это говорит о том, что все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях, но независимо от этого, мы — единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех Родина. Только вместе нам под силу строить дальнейшую жизнь России как сильного демократического государства.
Джон Кеннеди сказал: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины.
— А что вы, молодое поколение, можете сделать для своей страны?
У каждого из вас на столе лежит маленькое сердечко. Продолжите, пожалуйста фразу: «Я дарю своей Родине…». Например, я напишу: «Я дарю Родине свой труд учителя». В ваших возможностях подарить знания, умения, оценки, улыбки, настроение, пожелания и т.д.
— Ребята, что вы узнали нового?
— Что бы вы хотели узнать?
— Оцените свою работу на уроке.
— Какие цели и задачи мы ставили на уроке?
— Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»
— Мне хочется закончить урок стихотворением:
Холмы, перелески, луга и поля —
Родная, зелёная наша земля.
Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел когда-то к развилке дорог.
И понял, что это раздолье полей —
Частица великой Отчизны моей. (Г. Ладонщиков.)
Источник