Чувство равновесия у простейших

ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ

Большинство животных чувствуют окружающую среду– одноклеточныечувствуют органоидами, многоклеточные –нервными клетками или специальными органами.

У простейших осязание поверхностью мембраны у амебы, ресничками у инфузории, у эвглены светочувствительный глазок, химическое восприятие солености воды у инфузории.

У гидрыраздражение воспринимают нервные клетки и передают возбуждение кожно-мускульным клеткам, они и вызывают сокращение тела гидры.

Плоские свободноживущие черви имеют простые глаза, органы осязания и равновесия. У круглых червей слабо развиты органы чувств: на головном конце тела — чувствительные сосочки и мелкие щелевидные углубления – органы химического чувства.

Кольчатые черви имеют чувствительные клетки, разбросанные по всему телу, а специализированных органов чувств нет.

У двустворчатых моллюсков органы чувств развиты слабо, есть органы равновесия у основания ноги, химического чувства в виде клеток по всему телу.

У брюхоногих моллюсков развиты глаза и органы осязания, у головоногих моллюсков глаза сложно устроены и аналогичны глазам млекопитающих;

Глаза раков– сложные фасеточные из 3 тыс. простых глазков, а зрение мозаичное, т.е. каждый глазок видит только часть предмета, органы равновесия в усиках, а органы осязания и химического чувства в виде волосков и щетинок на разных частях тела.

У пауков органы зрения представлены простыми и сложными глазами, органы осязания — волосками на конечностях, органы химического чувства в углублениях покровов тела.

Насекомыеобладают простыми и фасеточными глазами, способны видеть ультрафиолетовую часть спектра, распознают цвета, но видят хорошо только на близком расстоянии, сложно устроены органы равновесия, обоняния, осязания, вкуса и слуха (тимпанальные органы в виде тонкой перепонки) .

Ланцетник, как представитель хордовых, имеет примитивные светочувствительные глазки вдоль нервной трубки, обоняние – углубление на переднем конце нервной трубки, осязательные клетки на щупальцах рта.

У рыбнаоборот развиты органы зрения, роговица плоская, а хрусталик круглый эти особенности дают более дальнозоркое зрение, развит слух, обоняние, органы вкуса. Боковая линия воспринимает направление и силу тока воды.

У земноводных из-за выхода на сушу органы чувств усложнились: глаза с выпуклой роговицей и линзовидным хрусталиком, есть 3 века (верхнее, нижнее, мигательная перепонка в углу глаза) – защита от высыхания и загрязнения; появилось среднее ухо, органы обоняния – наружные и внутренние ноздри.

У пресмыкающихся глаза снабжены тремя веками, а змеи и гекконы имеют сращенные верхнее и нижнее веки, они становятся прозрачны, органы слуха более приспособлены к восприятию звуковых волн, есть внутреннее и среднее ухо; осязание в виде чувствительных клеток с волосками на чешуйках тела, обоняние и вкус расположены в области ротовой полости, есть орган термического чувства в виде ямок с чувствительными клетками между глазами и ноздрями.

У птиц слабо развито обоняние (кроме падальщиков), слух представлен внутренним и средним ухом, а улавливать звук помогают кроющие перья вокруг барабанной перепонки. Глазаптиц прекрасно приспособлены к рассматриванию объектов, острота зрения очень большая (сокол различает добычу на расстоянии более 1000м.). Глаза очень велики, у сов они по объему равны глазу взрослого человека и в 5 раз больше массы мозга, у хищных птиц, высматривающих добычу на большом расстоянии, глаза в 3 раза превышают массу мозга — это позволяет получать большие размеры изображения на сетчатке и тем самым яснее различить его детали, защищены тремя веками.

Аккомодация достигается двойным путем:

1)изменением формы хрусталика под действием ресничной мышцы,

2) изменением расстояния между хрусталиком и сетчаткой, под действием кольцевых мышц, окружающих склеру и меняющих форму глазного яблока. Большинство птиц имеют монокулярное зрение (каждый глаз видит предметы отдельно), бинокулярным (позволяющим видеть предметы двумя глазами одновременно) обладают совы, все обладают цветным зрением, на сетчатке есть участок максимально острого зрения – желтое пятно (ямка), у питающихся подвижными объектами дневных хищников, цапель, ласточек два желтых пятна, у стрижей только одно, поэтому их способы ловли добычи на лету менее разнообразны. Очень подвижный зрачок предотвращает излишнюю засветку сетчатки при быстрых поворотах.

У млекопитающих органы чувств по — разному развиты.. На первом месте зрение для обитателей открытых пространств, обоняние и слух – для ночных и животных лесов, обитателей водоемов. Они обладают бинокулярным зрением. Цветное зрение сравнительно с птицами развито слабо. Все цвета спектра различают только люди и высшие обезьяны, полевка видит красный и желтый цвет, в тоже время они распознают особенности формы, детали предметов, движения, позу и мимику. Это обеспечено усложнением зрительного анализатора в коре головного мозга. Для зверей дневного образа жизни и обитателей открытых пространств, большая часть информации идет через зрительный канал, глаза копытных и грызунов по бокам головы, что дает круговой обзор- это важно для постоянно ожидающих нападения врагов. Обитатели лесов и зарослей имеют менее развитое зрение, у норников (кротов, слепышей) глаза перестают функционировать, зарастая кожей. У обезьян, кошачьих есть необходимость точного определения расстояния, поэтому их глаза расположены фронтально, что увеличивает поле бинокулярного зрения. У кошачьих и копытных между склерой и сосудистой оболочкой есть слой клеток с кристалликами (зеркальце), обуславливающее «свечение» глаз отраженным светом, что улучшает видение ночью.

Наземные млекопитающие в органе слуха имеют внутреннее, среднее и наружное ухо (наружный слуховой проход и ушную раковину). Органы обоняния чуткие, они расположены в обонятельных отделах носовой полости, орган вкуса лучше развит у травоядных животных, осязание представлено рецепторами в коже, имеются особые жесткие волосы – вибриссы, их корни связаны с окончаниями нервов, особенно развиты вибриссы на морде.

Источник

Чувство равновесия у простейших

ИГРЫ С ШЁЛКОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Игровой шелк – универсальный атрибут для игр, при наличии которого вопрос «чем занять ребенка» просто не стоит. Варианты его применения в играх: в качестве декораций, костюмов, счетного материала, для опытов и наблюдений, в играх на моторное и сенсорное развитие, а также для стимулирования воображения. Все эти варианты хороши для подросших деток от 1 года и старше. А что же малыши? Давайте подробнее остановимся на играх с шелком для малышей до года.

1) «Прятки», «ку-ку» — любимейшая игра всех малышей. Положите ребенка (желательно голенького) на спинку, аккуратно накройте сверху шелковым платочком и стягивайте его постепенно вниз, приговаривая «А где же Маша? Вот Маша! Ку-ку, Машенька!» и тому подобные фразы. Эта, на первый взгляд, простая игра дает мощный толчок работе памяти и интеллекта малыша – ведь ему нужно понять, что, когда вас от него скрывает платочек, на самом деле вы никуда не деваетесь, запомнить ваш образ и радостно увидев его снова, почувствовать уверенность в своих силах. Во время этой игры дети всегда весело смеются и гулят, что уже само по себе замечательно 🙂 Когда малыш начнет сидеть, накрывайте платочком его головку и подсказывайте, как самостоятельно стянуть его.

2) «Массаж». Переворачивая ребенка, прикасайтесь шелковым платочком к разным частям его тела, называя их. Затем чередуйте – по правой ручке проведите рукой или массажным предметом, по левой платочком, проговаривайте разницу, меняя тембр голоса и темп, чтобы малыш почувствовал разницу также и по вашей речи. Такая игра обогатит сенсорные ощущения малыша. Игру можно дополнить другими атрибутами с разными поверхностями, например, бочонками из «Чудесного мешочка»

3) «Кораблик». Положив малыша на пол на шелковый платок, покатайте его по полу (осторожно, по ровной поверхности) или по кровати/дивану, приговаривая простейшие звукоподражания «бррр, уххх» и так далее. Можно напевать соответствующую песенку.

4) «Найди игрушку». Под одним из разложенных платочков прячется небольшая игрушка, которую малышу предлагается отыскать. Дополнительно, для подросших деток, можно использовать речевое сопровождение «холодно-горячо», «правее-левее» и так далее – в зависимости от готовности к этому ребенка.

5) «Растим цветочки». Зажимая скомканный шелковый платочек в руке (сначала сами, а когда малыш подрастет – научите его), постепенно начинаем разжимать ладонь, напевая: «Был цветочек маленький, а теперь большой. Видно, Аня поливала из леечки водой». По мере раскрытия вашей ладони «цветочек» будет расти – у детей это вызывает неизменный восторг!

6) «Буря». Игра для детей, которые уже уверенно сидят или стоят. Платочки (чем больше, тем лучше) подкидываются все по очереди вверх, а когда они падают вниз, дуем на них вместе с малышом в разных направлениях, создавая настоящую «бурю». Упавшие платочки снова подбираем и кидаем вверх. Кроме моторики, эта игра развивает речевое дыхание.

Игровой шелк натурален, и благодаря своим природным свойствам он не только не вызывает аллергии, но и способствует профилактике кожных заболеваний и простуд. Прочный, не электризуется. Эти прекрасные качества вместе с многообразием игровых применений делают игровой шелк любимым атрибутом для игр во многих семьях.

Играйте с удовольствием!
Автор статьи Вероника Трубникова.

Благодаря соприкосновению мы познаём кожу как поверхность нашего тела и одновременно узнаём, что она есть его граница, и понимаем также, где эта граница находится. Например, все мы имеем общее чувство своей спины, но её конкретное восприятие у нас возникает только тогда, когда кто-нибудь кладёт нам руку на спину или делает массаж, и тогда мы можем точно определить каждое место, которое испытывает прикосновение.
Первое наше чувство связано с кожей. Кожный покров – это дом для нашего тела, это граница между внутренним и внешним миром. Она может быть нашей защитой, а может быть и источником страданий. Чувство осязания – это основа безопасности, уверенного пребывания в мире.
Чувство осязания формируется через познание границ собственного тела. Ребёнок в первые месяцы жизни познаёт мир на ощупь. Любовь или холодность мира он ощущает через прикосновения родных. Прикасаясь к предмету, он вступает с ним во взаимоотношения, и в этом процессе познаёт себя. Благодаря осязанию младенец постепенно осознаёт свою собственную ограниченность в пространстве. Вот он почувствовал что-то мягкое, сковывающее его по рукам и ногам. Это пелёнка. О своём открытии ребёнок извещает громким криком. Главный инструмент развития осязания – это собственный опыт, который грудничок приобретает, от прикосновения пелёнок, одежды, разнообразных прикосновений взрослых, от соприкосновений с поверхностью, по которой он ползает, ощущая границы своего тела. Сенсорный или тактильный голод, когда кроха недополучает необходимое ему количество нежных прикосновений, любви, не позволяет сформироваться базовому доверию к миру и, спустя годы оборачивается замкнутостью, «толстокожестью», недоверием к жизни и окружающим и страхами. Страх от недостатка любви, назовем ее «тактильной» любовью, это как страх при переходе моста на большой высоте — мы не осязаем почву под ногами, она далеко от нас, мы ее не чувствуем. Примерно такое чувство у ребенка, осязание которого не развивалось. Дитя не получило ощущения границ своего тела. Вот это и есть главное при развитии чувства осязания: ощущаем мы границы своего тела или нет. Ощущаем — мы в безопасности. Не ощущаем — страшно.
В первые недели, месяцы и годы нашей жизни посредством переживания прикосновений мы выстраиваем образ, своего рода карту нашего тела с его пластичными формами и размерами. В течение жизни, прежде всего в периоды роста, нам снова и снова приходится корректировать и подгонять этот образ, что происходит именно посредством столкновений. Это можно наблюдать у детей, которые только начали ходить и поначалу ещё натыкаются на столы и стулья. Чаще всего им требуется всего несколько дней, чтобы начать ходить не натыкаясь. Если убрать столы и стулья, процесс формирования образа продлится дольше, поскольку будет недоставать корректирующего переживания соприкосновения. Тот образ тела, который мы выработали на протяжении многих лет благодаря переживаниям соприкосновения и который мы постоянно обновляем, даёт нам возможность двигаться через пространство, не натыкаясь на предметы, даже если между этими предметами или людьми будет мало места.
Вместе с познанием собственных границ возникает и опыт собственной идентификации. Если я знаю свои границы, я также знаю, где мой телесный дом.
В настоящее время появляется всё больше детей, которые снова и снова пытаются нащупать границы своего тела, задевая и ударяя других. Вполне возможно, что агрессивное поведение ребёнка есть не что иное, как попытка пережить самого себя, познать свои границы и таким образом удостовериться в своей телесной родине. Для таких детей важно иметь возможность многочисленных переживаний прикосновения, чтобы пополнить опыт постижения своей собственной границы.
Тот, кто не чувствует себя уверенно в своем теле, потому что в его собственных границах есть прорехи, не сможет обрести и внутренний покой. Такому человеку приходится постоянно быть настороже и бдительно следить за своим окружением. Ясно, что детям, которые находятся в подобном состоянии, трудно на долгое время сконцентрировать внимание на каком-нибудь предмет

«Совсем иным, чем у перечисленных десяти чувств,представляется характер того чувства, которое обычно
называют осязанием.
Оно передаёт внешнее давление, сопротивление, твёрдость и мягкость. Следует представить себе сущность того, что характеризуется как «давление». Процесс вовсе не является таким уж про-стым. В действительности непосредственно воспринимают не само тело, которое давит, а тот факт, что оно побуждает кожу отступить в том или другом месте, или что необходимо сделать большее или меньшее усилие, чтобы надавить на тело. Есть примечательное отличие между этим восприятием и восприятием, например, степени нагрева, которая обнаруживается в каком-либо теле. Хотя абсолютно верно, что разогревшемуся человеку холодная ванна покажется имеющей другой уро-вень тепла, чем замёрзшему, что, следовательно, в восприятиитепла как бы соучаствует субъективное состояние, правильным всё же остаётся то, что в тепле по- существу открывается свойство внешнего объекта. Это выявляет непосредственное отношение восприн имающего человека к тому, каков объект. Дело обстоит иначе, когда говорится, что нужно приложить большее или меньшее усилие, чтобы на теле сделать вмятину, или преодолеть сопротивление, оказываемое телом благодаря своей твёрдости или мягкости. То, о чём говорится тут, есть проекция переживания, имеющегося в собственном теле. И если даже факты скрыты, всё же верно то, что при таком восприятии словно втайне возникает мнение: «Я обнаруживаю сильное сопротивление,следовательно тело твёрдое». И как верно то, что, например, у чувства речи восприятие может быть вполне непосредственным без всякой деятельности суждения, так же верно и то, что в основе чувства осяза.. ния всегда лежит суждение, даже если оно и сильно скрыто. Непосредственно воспринимаемое чувством осязания всегда может быть обнаружено внутри области трёх чувств, перечисленных здесь вначале.
Тело, которое давит на меня, вызывает, например, смещение положения внутри моей телесности; это воспринимается чувством жизни, или чувством собственного движения, или чувством равновесия.
Необходимо придерживаться точного различения отдельных областей чувств. У каждого чувства отношение, в которое вступает человек с внешним объектом, другое, чем у остальных органов чувств.»
GA O45 Р. Штайнер

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ОСЯЗАНИЯ.
Роды естественные. Первый год..пеленание. тугое пеленание. Почему? Дело в том, что ножки, болтающиеся в пустоте, это примерно тоже самое, что взгляд в туман. Отсутствие четких контуров вызывает неуверенность. Кормление грудью, укачивание, поглаживание, массаж. Игры на коленях у взрослых («идет коза рогатая. » пальчиковые игры (сорока ворона кашу варила. «) Игрушки из природного материала (дерево, камни, шишки и т.д.) , куклы из шелка и шерсти. Дело в том, чтоб внутренне осознать процесс, кторый нам рсскрывает ч. осязания. Вы ощущаете величие этого мира благодаря своему маленькому микрокосмосу, который вы можете ощупать собственными руками.

Чувство осязания у новорожденного тесно связано с качеством первого и последующих прикосновений акушерки, матери и других членов семьи. Бережные, теплые, заботливые и умелые руки ухаживающих; одежда из натуральных тканей (хлопок, шерсть); правильное пеленание; мягкий массаж с теплым маслом; купание в теплой воде с растительными добавками все это дает возможность маленькому человеку воспринять собственную телесность, ощутить себя защищенным, формирует доверие к миру. Восприятие себя как целого дает человеку впоследствии возможность воспринять чужое «Я».

ЧУВСТВО ЖИЗНИ.
С помощью чувства жизни мы воспринимаем свое собственное состояние (Эфирное тело) и начинаем осознавать наши жизненные процессы.
ЧУВСТВО ЖИЗНИ ЭТО УМЕНИЕ СОПЕРЕЖИВАТЬ, СОЧУВСТВОВАТЬ, СОСТРАДАТЬ.
Многие игры построенны на том, что люди дразнят друг друга, подтрунивают друг над другом. Представьте себе человека, который вообще не умеет проигрывать и расстраиваться из..за нничтожнейших пустяков! Такой человек все время размышляет над тем, как ужасно с ним все поступают, а из..за этого он может ппасть в сети злых сил; мести и возмездия. А также не следует забывать о том, что возникновение МУЖЕСТВА, т.е. способности преодолевать страх, тоже невозможно без переживания боли. Поэтому с детских лет человек все время жаждет опасностей, хочет исследовать незнакомые места, забираться высоко в горы, чувствовать мурашки по кспине, когда в цирке высоко под куполом пругают акробаты или на арену выходит дрессировщик с тиграми. БЕЗ БОЛИ НЕ МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ НИ СМЕЛОСТЬ, НИ МУЖЕСТВО. Речь идет не отом, чтобы жить без страха, а о том, чтобы научиться преодолевать страх
ые процессы. Благодаря ч. жизни мы знаем, хорошо или плохо мы себя чувствуем, устали ли мы или близки к тому, заболеть. Крайнем проявлением этого чувства является боль.

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ЖИЗНИ.
Ч. Жизни…. Этикет за столом Праздники по временам года, семейные праздники важны в жизни ребенка. развивается чувство жизни у ребенка. Подготовка к празднику . тоже праздник . Культура праздника — направлена на духовно- душевное. Музицирование, живопись, совместное приготовление пищи, культпоходы (театр, цирк, концерты), туризм, эвритмия, рассказывание сказок, моральных историй, домашние концерты.
Сытость..кормление ребенка сам ребенок может об этом сказать, падает и встает учиться ходить. Набитые шишики учат нас держаться на некотором расстоянии от опасности…пр.; лестница…все это помогает ориентироваться в жизни. Мы всем обязаны нашей слабой или сильной боли. Мы всегда можем научиться чему..то от боли и прийти к осознанию чего..то благодаря ей. Учимся ли мы писать, Читать. Физическая усталость. (бегание с детьми, игру с мячиком)…дети не устают. Устаем от скуки или усталость от слишком большого количества впечатлений.

Р. Штайнер о чувстве жизни.
1345. Человек чувствует слабость, усталость. Это заявляет о себе чувство жизни. «Благодаря ему человек ощущает себя как заполняющее пространство, телесное «я».
«Через чувство жизни воспринимают лишь нечто такое, что содержится во внутренней телесности, без того, чтобы в дополнение к этому приходилось еще что-либо делать.

1341. Когда физ. и эф. тела встречаются, то эф. тело как бы пронизывается неким другим течением. Человек сегодня этого не сознает. Это пронизание подобно воде, впитанной губкой. «Духочеловек, или Атма, — вот что пронизывает эф. тело». Атма стягивает эф. тело как бы судорогой, подобно тому, как хо¬лод сводит физ. тело. «Но человек не зрел для Атма, и оно как бы уничтожает его. Вследствие этого астр. тело выдавливается из человека. В той мере, в какой сжато эф. тело, приходит в напряжение физ. тело. Благодаря этому астр. тело превращается в воздух. Это напоминает выжимание губки. Все процессы в астр. теле становятся чувственными переживаниями (удовольствие, радость, боль). Этот процесс выжимания вы¬зывает чувство, возвещающее о себе как чувство жизни. Это процесс в астр. теле. Он возвещает о себе как чувство свободы, силы или слабости. GA 115 (2)
1342. «Когда в наибольшей степени мы уходим в самих себя? — Когда во всеобщем чувстве жизни воспринимаем то, что в бодрственном состоянии мы всегда имеем как наше сознание того, что мы есть, что мы себя чувствуем внутренне, что мы есть мы. Это сообщается через ч увство жизни».
GA 199 (3)

ЧУВСТВО РАВНОВЕСИЯ.
**Хорошо развитое чувство равновесия связано с формированием вестибулярного аппарата.
Kak же получается, что человек удерживает равновесие?
Вы можете удерживать равновесие только в поле тяготения, нельзя удерживать равновесие в пустоте.
Ребенок должен почувствовать себя ДОМА НА ЗЕМЛЕ.
Как с помощью чувства осязания начинаете осознавать ДОМ СВОЕГО ТЕЛА. собственную телесность. Мы перестаем бытъ едиными с Космосом.
С помощью чувства жизни осознанете состояние ВНУТРИ ВАШЕГО ДОМА. мы начинаем ощущать идущие в нашем теле процессы, узнавать свое состояние и таким образом осознаем здоровы ли мы, больны, голодны, устали или испытываем жажду и т.д.
Благодаря чувству движения начинаете ЖИТЬ В ЭТОМ ДОМЕ. определенным образом общаемся с нашим телом.
С помощью чувства равновесия вы выходите НАРУЖУ, В МИР. мы выходимза рамки собственного тела. и снова возвращаемся в мир. Я есть . Животное, уже родившись, связано с вещами, оно никогда не противостоит им, оно абсолютно безошибочно с ним обрщается. Их инстимкт является из «знанием».

Пр.; укачивание на карабле, алкоголь….это все удар по своему “Я” И как только вы приходите в нормальное состояние вы в равновесии. Равновесие явлется непосредственным выражением нашей истинной сущности. И это истинная сущность называется “Я”, Я человека.
Ребенок встал на ноги…это невероятная победа. Стояние является выражением нашего Я существа.. Моя сущность это то, что есть у меня внутри, ноя заполняю ею пространство. Мы сохраняем равновесие с помощью нашего окружения! Пр.; Вас нет долгое время дома….вы возвращаетесь и ощущаете пустоту..потом через некоторое время обоядя все комнаты…т.е. впустили свое Я. Вы в равновесии.
Или вы боитесь высоты…почему? Потому, что вы не можете заполнить пространство, но когда вы посмотрите вниз и найдете точку опоры ручеек внизу, камень или еще что то, то это даст вам чувство опоры.
При помощи чувства равновесия мы должны найти часть себя в мире и снова овладеть ею. Для удержания равновесия всегда требуется покой., спокойствие.
С одной стороны, у меня есть своя собственная точка опоры, я стою в ОПРЕДЕЛЕННОМ МЕСТЕ.
Но с другой стороны, я вместе с определенной группой людей живу в одном ПРОСТРАНСТВЕ. Пространство пробужденности, которое связывает нас друг с дугом.
Мы действительно можем обращать внимания друг на друга, мы можем учитывать интересы друг друга, мы можем разговаривать друг с другом, договариваться, следить за мыслью другого, мы можем обьективно друг друга воспринимать. Все это взаимосвязано.
Какой учитель вам нравился больше всего? Не тот который занудно бубнил, а тот, который очень лично преподавал., не так ли? Он смог сделать материал часть себя..а это САМОДУХ.
Танцору
Льда скользкая гладь
Словно Небесная Благодать
Для тех, кто может танцевать.
Ф. Ницше

Р. Штайнер
«Третье чувство появляется, когда замечают, как человек может удерживать себя в определённом положении в отношении верха и низа, правого и левого и так далее. Это чувство можно назвать чувством равновесия или статическим чувством. Его особенность выявляется при понимании, что надо иметь восприятие собственного положения, если хочешь держаться в нём как сознательное существо. Когда чувство равновесия не действует, у человека кружится голова, он падает. Не осознающий себя предмет поддерживается в этом положении без восприятия своего положения. У него не может кружиться голова. Антропология, говоря об этом чувстве, указывает на маленький орган в человеческом ухе. Здесь существует три канала полукруглой формы, расположенные в так называемом лабиринте уха. Если они повреждены, то наступает состояние головокружения.Прослеживая особенность трёх перечисленных чувств (равновесие, движение, жизни), находят, что человек благодаря каждому из них воспринимает что
-либо, имеющее отношение к собственному физическому бытию.» GA 115

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА РАВНОВЕСИЯ
Осваивая качели, прыжки, Ходули, балансирование по качающим мостикам, на канате…бревну, велосипед д

Источник

Оцените статью