Чувство радости при молитве

«Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16)

О христианском понимании радости

Может быть, православные и удаляются от того, в чем почитают радость люди неверующие, – впрочем, лишь от того, что связано с грехом, – но не удаляются от самой радости, ведь одна из библейских заповедей гласит: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16; Фил. 4: 4). И радуются православные христиане, конечно, не тому и не так, чему и как радуются неверующие.

Чтобы понять, в чем состоит особенность православного понимания радости, имеет смысл обратиться к словам Священного Писания и святых отцов.

В Священном Писании радость указывается как то, что свойственно Самому Богу. Так, Премудрость Божия говорит: «Я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (Притч. 8: 30).

Неудивительно, что воссоединение отпавшего человечества с Богом мыслится в категориях обретения вечной радости, о чем предсказывали еще ветхозаветные пророки: «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35: 10).

С этим связано то, что явление на земле Спасителя сопровождается возвещением радости как архангелом Гавриилом, явившимся Деве Марии, так и позднее, в ночь Рождества, пастухам, которым «сказал ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 2: 10).

Как пишет святитель Андрей Критский, «является Бог на земле, Бог с небес, Бог между человеками, Бог во чреве Девы – Тот, Которого не вмещает вся вселенная. Теперь природа человеческая начинает предвкушать радость и получает начало обожения… Гавриил служит таинству и взывает к Деве: “Радуйся!” (Лк. 1: 28), чтобы Дочь Адама, происшедшая от племени Давидова, возвратила Собою ту радость, которую потеряла праматерь… В самом деле, была ли и будет ли для рода человеческого какая-нибудь радость более той, как быть причастником Божественного естества, быть в соединении с Богом, быть с Ним едино по причине соединения, и притом ипостасного?» [1]

Сам Господь Иисус Христос испытывал радость, о чем говорил апостолам: «Радуюсь за вас» (Ин. 11: 15). И более того, Он свидетельствует о желании поделиться Своей радостью с учениками: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15: 11).

И Он же учит их расставлять верные ориентиры в радости: «Однако же не тому радуйтесь, что духи вам повинуются, но тому радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10: 20).

Господь также указал, что радость Его учеников отлична и даже противоположна радостям мира сего: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16: 20).

Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова: «Чтобы показать, что после печали бывает радость, и что печаль рождает радость, и что печаль кратковременна, а радость бесконечна, Господь обращается к примеру из обыкновенной жизни и говорит: “Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир” (Ин. 16: 21)… Он привел этот пример только для того, чтобы показать, что печаль временна, а радость постоянна» [2] .

Вхождение в Царство Божие Господь Иисус Христос определяет как вхождение в радость: «Хорошо, добрый и верный раб. войди в радость господина твоего» (Мф. 25: 21). Также и апостол Павел определяет Царствие Божие как «радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17). В другом месте он указывает радость как «плод духа» (Гал. 5: 22).

Апостол Павел дает и заповедь: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12: 15). Комментируя ее, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Для того, чтобы радоваться с радующимися, душе нужно более любомудрия, нежели для того, чтобы плакать с плачущими. К последнему влечет нас сама природа, и нет такого каменного человека, который бы не плакал при виде несчастного; но для того, чтобы, видя человека в благополучии, не только ему не завидовать, но еще разделять с ним радость, нужна душа очень благородная. Потому [апостол] и сказал об этом раньше. Ничто так не располагает нас к любви, как то, когда мы разделяем друг с другом и радость, и печаль» [3] .

Наконец, апостол Павел записал известные слова: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16).

Наиболее полно эту заповедь, равно как и вообще смысл христианской радости, раскрыл преподобный Иустин (Попович): «Всегда радуйтесь, поскольку зло, смерть, грех, диавол и ад побеждены. А когда все это побеждено, есть ли что-нибудь в этом мире, что может уничтожить нашу радость? Вы – совершенные господа этой вечной радости до тех пор, пока добровольно не предадитесь греху, страсти и смерти. Радость кипит в наших сердцах от Его истины, милосердия, правды, любви, воскресения, от Церкви и святых Его. Но есть еще большее чудо: радость кипит в сердцах наших от мучений за Него, насмешек ради Него и смерти за Него. В мучениях за неизменного Господа наши сердца исполняются неизреченной радостью, поскольку эти мучения вписывают наши имена на небеса, в Царство Божие. На земле, в человеческом роде, не существует истинной радости без победы над смертью, а победы над смертью не существует без воскресения, а воскресения – без всесильного Богочеловека Христа, поскольку Он есть единственная истинная радость для всех людей. Воскресший Богочеловек Христос, Победитель всех смертей, вечный Творец жизни и Основатель Церкви, непрестанно изливает эту единую истинную радость в души Своих последователей посредством святых таинств и добродетелей, и эту радость никто не может у них отнять… Наша вера исполнена этой вечной радостью, поскольку радость веры во Христа есть единственная истинная радость для человеческого существа… Эта радость – плод и порождение древа евангельских добродетелей и подвигов, а древо это питается благодатью святых таинств» [4] .

Достойны внимания также объяснение и совет к практическому исполнению этой заповеди, данный святителем Василием Великим, который говорит: «Апостол приглашает всегда радоваться, но не всякого, а того, кто подобен ему самому, не живет во плоти, но имеет живущего в себе Христа; потому что общение с высочайшим из благ никак не допускает сочувствия с тем, что беспокоит плоть… Вообще душа, однажды объятая любовью к Создавшему и привыкшая увеселяться тамошними красотами, радости своей и благодушия не променяет на разнообразное превращение плотских страстей; но скорбное для других увеличит ее веселье. Таков был апостол, который благоволил в немощах, в скорбях, в изгнаниях, в нуждах (см.: 2 Кор. 12: 10)…

Итак, если когда случится с тобою что-либо неприятное, прежде всего, настроив к тому мысли, не подвергайся смущению, а упованием на будущее облегчай для себя настоящее. Как больные глазами, отвращая взоры от предметов, слишком блестящих, успокаивают их, останавливаясь на цветах и зелени, так и душе надобно не смотреть непрерывно на скорбное и не заниматься настоящими горестями, но возводить взор свой к созерцанию истинных благ. Так в состоянии будешь всегда радоваться, если жизнь твоя всегда обращена будет к Богу; и упование на воздаяние облегчит житейские скорби» [5] .

Возникал вопрос о том, как сочетаются слова «всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16) со словами «блаженны плачущие» (Мф. 5: 4)? Преподобный Варсонофий Великий давал такой ответ: «Плач есть печаль по Богу, которую рождает покаяние; признаки же покаяния суть: пост, псалмопение, молитва, поучение в слове Божием. Радость есть веселость по Богу, которая благопристойно обнаруживается при встрече с другими и в лице и в слове. Пусть сердце сохраняет плач, лице же и слово – благоприличную веселость» [6] .

Радуются ангелы, радуются и святые. О первом засвидетельствовал Сам Господь: «Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15: 10). О втором – преподобный Антоний Великий: «Когда мы совершенствуемся в праведности, то доставляем радость народу святых, и они усердно молятся и ликуют перед нашим Создателем» [7] .

Это есть истинная радость, святая. Но бывает извращенная, ложная, сатанинская радость, о чем предупреждает преподобный Варсонофий Великий: «Не отчаивайся, ибо это доставляет радость диаволу, которою да не даст ему Бог возрадоваться, но скорее да восплачется о спасении твоем чрез Христа Иисуса, Господа нашего» [8] .

Из этих слов видно, что сатанинская радость, которую также называют злорадством, представляет собой искажение, выворачивание наизнанку заповеди «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12: 15), то есть диавол радуется над плачущими в отчаянии и плачет над имеющими святую радость.

Подобная извращенная радость, в отличие от истинной радости, не вечна: «Веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна» (Иов 20: 5)

Должно сказать, что не только злорадство, но и вообще земные, плотские радости нельзя уравнивать или отождествлять со святой христианской радостью. Как свидетельствует блаженный Августин, «никакая временная радость не может нисколько сравниться с радостью вечной жизни, какую будут иметь святые» [9] .

Более подробно об этом говорит святитель Василий Великий: «Будучи отчуждены от Бога грехом, снова воззваны мы к общению с Богом, освобожденные кровью Единородного от бесчестного рабства… Как же всего этого не признавать достаточною причиною к непрекращающейся радости и к непрестанному веселью, а напротив того, думать, что тот, кто пресыщает чрево, забавляется звуками свирели, спит, распростершись на мягком ложе, тот один проводит жизнь, достойную радости? А я бы сказал, что имеющим ум прилично о таком [человеке] плакать, ублажать же должно тех, которые настоящую жизнь проводят в надежде будущего века и настоящее обменивают на вечное» [10] .

Глубокий смысл существования земных, плотских радостей раскрывает в своей «Исповеди» блаженный Августин: «Страсти кипели во мне, несчастном; увлеченный их бурным потоком, я оставил Тебя, я преступил все законы Твои и не ушел от бича Твоего; а кто из смертных ушел? Ты всегда был рядом, милосердный в жестокости, посыпавший горьким-горьким разочарованием все недозволенные радости мои, – да ищу радость, не знающую разочарования. Только в Тебе и мог бы я найти ее» [11] .

В аскетической православной литературе имеются свидетельства о том, что христианин, ведущий подлинную духовную жизнь, обретает вышеуказанную святую радость. Например, преподобный Зосима Верховский, говоря о практике Иисусовой молитвы, описывает в качестве одного из первых ее действий то, когда подвижник, «сидя долгое время, в одну только молитву углубившись… вдруг внезапно восчувствует ни с чем не сравнимую радость услаждающую, такую, что уже более и молитва не творится, но только чрезмерною любовью ко Христу пламенеет он» [12] .

Читайте также:  Что чувствуют утопающие люди

Преподобный Григорий Синаит, в свою очередь, указывает, что это духовное чувство бывает разных видов: «Радость имеет два различия, именно: есть радость спокойного характера, которая именуется биением, воздыханием и рассуждением духа, и есть бурная сердечная радость, называемая игранием [духа], восторженным движением, или трепетанием, или величественным взлетом живого сердца в божественную воздушную сферу» [13] .

Вместе с тем святые отцы предупреждают, что, пытаясь соблазнить подвижника, диавол во время молитвы может фальсифицировать радость, и это ложное чувство всевать в него, дабы выдать за истинное: «Иногда враг внутри природных чресл мечтательно видоизменяет духовное как хочет, предлагая одно вместо другого. Он… вместо веселья возбуждает животную радость и мокротное наслаждение, отчего явно происходят самомнение и тщеславие» [14] .

О том, как отличить духовную святую радость от лживой бесовской, пишет блаженный Диадох: «Если душа непоколебимым движением воспламенится к любви Божией, влеча в глубину сей неизреченной любви и само тело, то это есть действо Святого Духа. Будучи вся преисполнена приятных чувств от неизреченной оной божественной сладости, она и не может в ту пору помышлять ни о чем другом, а только чувствует себя обрадованной некоей неистощимой радостью. Если же при таком возбуждении ум воспримет некое сомнительное колебание или какое нечистое помышление… то нужно знать, что такое утешение – от прельстителя и есть только призрак радости. Такая радость навевается извне и является не как качество и постоянное расположение души; видимо, тут враг хочет опрелюбодействовать душу» [15] .

Истинная радость доступна для человечества только во Христе и через Христа, благодаря Его воплощению, смерти, воскресению и вознесению. О ней говорил святитель Григорий Чудотворец: «Днесь Адам обновлен и, вознесенный на небо, ликует с ангелами. Днесь вся вселенная объята радостью, так как совершилось пришествие Святого Духа к людям… Днесь исполнилось предречение Давида, которое говорит: “Да веселятся небеса и да торжествует земля… да возрадуются поля и все дерева дубравные от лица Господня, потому что грядет” (Пс. 95: 11–13)… Господь наш Иисус Христос возвестил неиссякаемую радость всем верующим в Него. Ибо Он говорит: “Увижу вас, и возрадуетесь, и радости вашей никто не отнимет у вас” (Ин. 16: 22)» [16] .

Источник

Как радоваться проблемам в личной молитве и в жизни вообще?

Сергей Шидловский

Сегодня я хочу поделиться, Словом о важности радости в нашей молитвенной жизни и личного общения с Богом вообще. Служа людям, я часто сталкиваюсь с тем, что личная молитвенная жизнь верующих не только не приносит радости, но ввергает в депрессию, из-за недостатка постоянства, либо качества либо количества молитв.

Как стать довольным своей тайной комнатой? Как чувствовать себя счастливым, даже если что-то идет не так, как нам бы хотелось, если что-то не получается? Как, попадая в искушения, например в стабильности личной молитвы принимать это с великой радостью?

Именно об этом пойдет речь сейчас. Господь хочет дать в наши руки инструмент, научившись пользоваться которым мы больше никогда не впадем в депрессию, не только по поводу своего личного общения с Богом, но и ничто другое не вышибет нас из седла. Для этого давайте обратимся к Божьему Слову, и пусть оно научит нас.

«Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю: радуйтесь» (Фил 4:4).

«Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5:16).

Божье Слово призывает нас всегда радоваться, а значит, такова Божья воля для нас. Это не просто пожелание – это заповедь, повеление Господне. Слова «Всегда радуйтесь!» звучат в повелительном наклонении!

Что такое радость? Вы когда-нибудь испытывали это чувство? Радость – это когда тебе хорошо внутри, это приятное чувство, ощущение большого душевного удовлетворения, веселья. То есть, в нее вовлечены эмоции, ты не просто принимаешь решение и становишься верой в позицию радости. Если радость есть, то ее видно, глаза светятся, это определенное внутреннее состояние.

Господь не просто пожелал нам, чтобы мы всегда радовались, но Он хочет научить нас всегда пребывать в таком состоянии. Согласитесь, что жизнь становится приятной, если ты постоянно ощущаешь радость. Ведь можно делать одно и то же с разными чувствами, и если мы научимся все делать с радостью, это будет просто здорово!

Многие люди, не зная этого принципа радости, не имеют удовлетворения ни от молитвы, ни от служения, ни от семейной жизни, ни от детей, ни от города, в котором они живут. Если ты не поймал сам дух, идею радостной жизни и не научился этим принципом пользоваться, то тогда твоя жизнь будет лишена приятных моментов. Потому что, на самом деле, не обстоятельства приносят нам радость, а наш ум, отношение и то, как мы смотрим на вещи. Часто мы не в состоянии контролировать обстоятельства, возникающие в нашей жизни (например, то, в какой стране или городе мы живем, – ведь зачастую у нас просто нет другого выхода, и нам приходится жить именно на этом месте). Но мы можем контролировать себя и свои мысли. Вот об этом мы и поговорим сейчас подробнее.

«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1:2) Итак, Господь призывает нас радоваться не только в хороших обстоятельствах, но и в трудностях! Легко быть радостным, когда тебя благословили чем-нибудь, например, подарили тебе сто долларов. Однако наше внутреннее состояние не должно зависеть от внешних событий. Наоборот, внешние обстоятельства могут зависеть от нашего внутреннего мира. Мы можем радоваться даже в искушении.

Как можно радоваться, когда тебе плохо, когда со всех сторон ты переживаешь давление, когда ты чувствуешь, что жизненные силы покидают тебя? Но Господь говорит: «Радуйтесь!», еще и «великою радостью»! Возникает вопрос: Если ты радуешься, то разве это можно назвать искушением? Что же это за испытание, если у тебя внутри радость? С таким отношением в сердце тебе становится все равно, что ты проходишь в этой жизни. Потому что, как правило, люди испытывают стресс в моменты искушений. Они так сильно переживают, что сердце порой не выдерживает. А здесь мы узнаем, что, проходя различные испытания, можно радоваться. Не имеет значения, какую пустыню ты сейчас проходишь, искушение не должно попасть к нам внутрь; оно должно остаться снаружи нас. Если вдруг оно попало внутрь тебя, ему нужно сопротивляться и всячески вытягивать его оттуда. Внутри нас должна быть только радость, и ничему нельзя позволить ее отнять. Существует целый механизм, как можно обрести, сохранить и не потерять радость. Давайте рассмотрим эти практические шаги.

Во-первых, необходимо согласиться, что всегда радоваться – возможно. Потому что так говорит Божье Слово. Если в момент какого-то испытания или просто в обычной жизни мы замечаем у себя отсутствие радости – это уже тревожный сигнал: что-то неправильно! У нас внутри должна быть радость, ее нужно приобретать. В ней надо возрастать, как от веры в веру. Бог не хочет, чтобы для нас служение, молитва были бременем. Он хочет, чтобы у нас все было с радостью: и посты, и молитвы, и все остальное, потому что тогда жизнь рисуется нам совсем в других тонах. Но как же это делать? Ответ сокрыт в последующих стихах: «Зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак.1:3,4).

«Зная…» Если ты чего-то не знаешь, ты не сможешь это сделать. Если ты знаешь, что испытание твоей веры производит терпение, то только тогда ты будешь радоваться. Люди, которые попали в те же самые обстоятельства, но не знают этого принципа, радоваться не будут, но те, которые знают и умеют этим принципом пользоваться, будут себя вести в этих обстоятельствах совсем иначе.

«Испытание … производит терпение». Только ли терпение? Конечно, нет. Вместе с этим приходит и мудрость, и другие добродетели. Суть в том, чтобы в трудные моменты мы думали о позитиве, о чем-то положительном и добром. Когда вокруг темнота, постарайся увидеть хоть капельку света. Сконцентрируйся на положительных плодах, которые можно извлечь из данной ситуации.

Апостол Иаков нашел в ситуации искушения положительный момент: в трудностях вырабатывается терпение. А зачем нам терпение? Для того чтобы стать «совершенным во всей полноте, без всякого недостатка». Здесь мы видим, как постепенно Иаков развивает позитивную мысль. Он упражняется в позитивном мышлении, и делает это осознанно, понимая принцип радости. Ты не сможешь радоваться всегда, если не будешь прикладывать к этому усилий. Тебя будет нести, как щепку, по течению, и ты будешь радоваться только время от времени, когда у тебя будет происходить что-то хорошее. А если случится плохая ситуация, ты снова погрузишься в уныние. И этот круговорот может продолжаться вечно. Однако Господь не хочет этого. Напротив, Он учит нас быть выше обстоятельств и всегда радоваться. Этот же принцип работает и в молитвенной жизни, и в нашем служении. Радость придает нам сил и жизненной энергии, дает возможность двигаться вперед.

Если мы нарисуем точку и будем долго смотреть на нее, то очень скоро мы перестанем замечать все вокруг, потому что у нас есть способность концентрироваться. Также мы слышим голос в своем разуме, и мы не можем слышать три голоса одновременно. Когда ты себе что-то говоришь, когда ты на чем-то сосредоточен, ты не можешь в этот же момент думать о чем-то другом. Только одна мысль в одно и то же время. Все остальное в данный момент для тебя не существует. Когда наш разум думает о негативном, в этот момент для нас не существует ничего радостного и положительного; кажется, что все плохо. Но на самом деле это не так; просто твой ум в данный момент не на том сконцентрирован. Потому Иаков дает нам совет: когда вокруг все плохо, найди что-то хорошее и уцепись за это, выйди за рамки негатива!

Представьте перед собой черную стену, на которой есть одно белое пятно. Если ты будешь на него очень долго смотреть, то через некоторое время вся эта черная стена уйдет на задний план, и кроме этого белого пятна ничего не останется. Даже когда ты отведешь глаза, она будет стоять пред твоими глазами еще долгое время. То же самое происходит в нашем разуме: если ты долго о чем-то думал и перестал, то некоторое время отпечаток этих мыслей остается. Если ты думал долго, остается надолго, если кратко, на короткое время. Ты начинаешь смотреть на все жизненные обстоятельства с этим пятном на глазах: на людей, на свою молитвенную жизнь, на личные отношения с Богом, на себя самого и, вообще, на весь мир. Если ты думал о негативном, ты автоматически начинаешь все вокруг воспринимать в черном цвете. Наши мысли производят чувства, и если правильно выбирать мысли, то, таким образом, ты выбираешь внутреннюю атмосферу. Мы обретаем способность контролировать наши чувства! С помощью тщательного отбора мыслей мы сами определяем, какая атмосфера будет внутри нас. Обычный среднестатистический человек не просеивает мысли, а является их рабом. Куда мысль ведет его, туда он и ходит. Он перескакивает с темы на тему; еще не додумал одну мысль, у него уже возникает другая; и он не знает, куда его мысли могут его завести. Мысли часто доводят людей до депрессии, и человек теряет желание жить. Это происходит сплошь и рядом. Это духовный закон: мысли формируют наши чувства! Написано: «…каковы мысли в душе его таков и он…»(Притч23:7) Потому что от ума зависит, что мы будем чувствовать, а в зависимости от чувств мы совершаем поступки. Если в нас нет радости, наши близкие сразу почувствуют это. Как? По нашим действиям! Даже если мы не проявляем уныние или раздражение, сама атмосфера вокруг нас выдает наше состояние. Ведь каждое слово, как батарейка, несет в себе определенный заряд, и люди, чувствуют, что ты несешь с собой. Им либо хорошо в твоем присутствии, либо плохо. Вы замечали, что к радостным людям постоянно тянутся окружающие? Потому что рядом с ними хочется жить, они несут в себе жизнь. Поэтому Господь хочет, чтобы мы стали такими радостными людьми, чтобы рядом с нами людям было комфортно. А иначе мы не выполним поручения Христа, потому что люди не захотят с нами общаться. То есть, мы должны учиться быть радостными не только ради себя, но и ради других.

Читайте также:  У парня то пропали чувства то появились

Итак, нам необходимо научиться выбирать мысли, и каждый человек способен на это. Мы не должны быть ведомы своими мыслями, а напротив, научиться контролировать свой внутренний голос, и заставить его говорить то, что нам нужно, а не то, что он хочет. Точно так же, как мы регулируем свой физический голос, мы можем держать в контроле и внутренний. Иисус нам говорит, чтобы мы радовались, потому что нам необходимо это для жизни и совершения различных дел. Унылый дух сушит кости. Некоторые думают: «У меня нет радости, но и нет уныния. Я живу нейтрально». Но это не так. Библия говорит: «Радость пред Господом – подкрепление для вас» (Неем 8:10). Это твой внутренний двигатель. Если ты не радуешься, у тебя нет жизни и мотивации к действию. Поэтому мышление всегда должно быть позитивным.

Посмотрим еще несколько мест Писания на эту тему. Аввакум 3:17-19 говорит: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах… — но и тогда я буду радоваться». О чем же он будет радоваться? О Господе, о Боге спасения нашего. Человек, у которого нет урожая, и овец в загоне не осталось, все равно может найти причину для радости. Внешне никаких причин для радости нет. Но ты говоришь себе: «Зато у меня есть Господь! И мое имя записано в Книге Жизни!» Аввакум нашел позитив, зацепился за него, и внутри этого человека засияла радость. То же самое сделал Иов, когда сказал: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» (Иов 19:25). Если в трудных обстоятельствах ты не концентрируешься на позитиве, ты можешь прийти к состоянию, которое называется отчаянием. Эти слова подкрепляли Иова, когда даже лучшие друзья осуждали его. Не жди, что кто-то придет и ободрит тебя. Иногда друзья не дадут тебе ожидаемой поддержки, и, будучи зависим от их мнения, ты упадешь в уныние. Ты сам себе можешь сказать слова ободрения, чтобы воспрянуть духом и получить желаемый результат! Только мы сами ответственны за то, что происходит в нашем разуме.

Если в нашей жизни происходит что-то плохое – смотрите на Господа. Только Бог – наш самый лучший и незаменимый позитив. Потому что в Боге нет негативизма, в Нем есть только свет и нет в Нем никакой тьмы. В Библии сказано: «Всякое даяние доброе исходит свыше, от Отца светов». То есть, Бог Сам сконцентрирован только на добром и позитивном. Не зная этого, мы можем даже на Бога смотреть с пятном негатива. Открывая Библию, мы будем видеть только те стихи, которые унижают и бичуют нас, показывают наше ничтожество. Тогда все общение с Богом становится пыткой и муками. Мы начинаем бояться молитвы и ненавидеть ее. Негативный взгляд на жизнь влияет и на наши отношения с Господом, на восприятие Бога и самого себя. Это еще одна причина, почему так важно учиться радоваться.

Матфея 5:11-12: «Блаженны вы когда будут поносить, и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах, так гнали и пророков, бывших прежде вас». Здесь Иисус тоже учит этому принципу: концентрация на позитиве. Он ставит нас на одну планку с пророками. Это привилегия! Возникают чувство достоинства: «Меня гонят, значит я, как пророк!», — и эта мысль тебя так сильно вдохновляет, что ты уже представляешь себя Самуилом или Моисеем, и людское отвержение становится тебе нипочем.

Деяния 5:40-42: «И, призвав Апостолов, били [их] и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их. Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе». Представьте, апостолы ушли из синедриона, радуясь! Как можно радоваться, когда все тело болит и ноет от побоев? Это же унижение – быть побитыми. Но они радовались, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие. Они нашли позитив: «Мы пострадали за Господа!» — и в их сердцах сразу же поднялась радость. Что бы с тобой ни происходило, смотри на Господа – это позитив из позитивов, это эталон. Есть и другие мотивы, вдохновляющие тебя радоваться. Для каждого человека они могут быть индивидуальны. Что-то может вдохновить тебя, но не вызвать никаких эмоций у твоего соседа. Найди именно то, что пробуждает радость в тебе!

Читаем дальше: «И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе». Это испытание не только не сломило, но и придало апостолам сил двигаться дальше. Попав в кризисную ситуацию, они не остановились, но прошли сквозь нее. Каждый из нас может проходить разные кризисы: то обстоятельства оставляют желать лучшего, то люди обошлись с тобой несправедливо – но ты можешь в этот момент радоваться. И не только можешь, но обязан, потому что это повеление Господа! «Радуйтесь всегда … и еще говорю: радуйтесь»! Вот библейский путь. И это должно стать нашей целью.

1-е Петра 4:12-14: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется». Петр тоже говорит нам: «Не бойтесь, не чуждайтесь, ищите позитив, потому что Дух славы, Дух Божий пребывает на вас, Имя Божье прославляется вами. Вы делаете большое и важное дело, угодное Господу, и вас ждет великое воздаяние!»

Евреям 10:32-35: «Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем [для других], то принимая участие в других, находившихся в таком же [состоянии]; ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее. Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние». Представь: приходят к тебе домой и забирают все нажитое имущество, и ты остаешься в голых стенах, а у тебя семья, дети. А Бог говорит: «Расхищение имения вашего вы приняли с радостью». Такому может радоваться либо больной человек, либо тот, кто научился владеть своей психикой. Во многих жизненных обстоятельствах ты просто не выживешь, если не знаешь принципа радости. Человек не рассчитан на то, чтобы проходить тяжелые жизненные обстоятельства без понимания этой истины. Потому Господь нам и дал Свое слово, чтобы мы знали его, понимали и жили успешно. Потому Он и говорит: «приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее». Эти люди нашли позитив и ухватились за него, потому что иначе было прожить не возможно. Они сами себе сказали: «На небесах лучше!» Они сконцентрировались на небе, на будущей жизни. Они так долго об этом думали, вникали в эту мысль, представляли ее, что у них возникло чувство радости. Так должно быть и в нашей жизни.

Также написано: «Всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Лук.19:26). Я размышлял над этими стихами и думал: «Как можно отнять у не имеющего, если у него ничего нет?». Раз у него что-то отняли, значит, все-таки что-то было! Дело в том, что здесь говорится о человеке, который в своих мыслях считает себя неимеющим, вне зависимости от того, что у него есть на самом деле. То есть, обладая чем-то, он уверен, что у него ничего нет, или в результате негативного мышления он не ценит то, что у него есть. Он думает не в плюс, а в минус, и потому теряет все, что имел. А имеющему будет дано и преумножится. Это человек, у которого, может быть, есть и немного, но он думает: «Ну и что, что мало? Зато ЕСТЬ!» И когда он так говорит, это малое начинается развиваться, потому что он начинает уделять ему внимание.

Конечно, мы не можем не смотреть на негативные обстоятельства в своей жизни, конечно, мы не можем не замечать проблем в своей жизни, но на них нужно смотреть сквозь позитивное мышление, и тогда все будет восприниматься совсем иначе. Нам надо в этом развиваться и возрастать, потому что это меняет весь наш образ жизни.

В 1996 году, когда мы поженились, один человек решил сделать нам подарок на свадьбу. Это был один бизнесмен, который совсем недавно пришел в церковь и покаялся. На свадьбе он дал нам ключи от квартиры и сказал, что снял ее для нас на год. Конечно, мы очень обрадовались, потому что у нас не было своего жилья. Мы въехали в эту квартиру, разместились, прожили там около месяца, и тут раздается звонок: звонит хозяин и сообщает, что мы должны заплатить за квартиру, и называет огромную сумму денег. Я говорю: «Может, вы что-то перепутали? Такого не может быть!» Он отвечает: «Нет, все правильно!, И если вы эти деньги не выплатите, я буду из вас их выбивать!» На самом деле, оказалось, что этот бизнесмен не только не расплатился с ним за предыдущие месяцы проживания в этой квартире, но и проговорил по телефону на междугородние звонки огромную сумму денег. Это были сотни долларов. Эта квартира снималась под офис его фирмы. Хозяин говорит: «Вы должны мне вернуть эти деньги!» Я ответил, что мы такую сумму платить не будем. И тогда он сказал, чтобы мы выбрались из квартиры к следующему дню, и в семь утра машина будет стоять у подъезда. Я понял, что это серьезно, и мы всю ночь до самого утра собирали вещи. Утром подъехала машина, и мы выбрались. Ехать было некуда, и мы позвонили одному брату из группы прославления. У него была маленькая времянка, только одна комната. Следующие несколько месяцев мы жили вместе с ним в этой времянке и спали в одной комнате.

Читайте также:  Есть ли польза от стресс

Однажды в этот период я шел по улице, и мне было очень тяжело на сердце. Я подумал: «Что есть положительного в моей жизни прямо сейчас?» «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1:2)

Сделал попытку вспомнить хоть что-то хорошее, но мы уже знаем, что в такой момент это очень тяжело: когда ты сконцентрирован на одном, ты не видишь другого. Тогда я опустил глаза вниз, и единственное, что я смог сказать: «Но у меня есть ботинки!» И как только я это сказал, сразу же в душе я почувствовал микро-радость на общем мрачном фоне. Я продолжил эту мысль: «У меня есть брюки. У меня есть крыша над головой. Мы не остались на улице. На свадьбу нам подарили видеомагнитофон…» Я начал перечислять некоторые вещи, которыми нас благословили, и этим я занимался буквально несколько минут, как вдруг я почувствовал внутри себя прилив радости и бодрости. Мне это понравилось, и я понял, что это работает! Я стал размышлять так дальше. В результате я почувствовал, что выплыл из упаднического состояния, и радость наполнила мое сердце.

Впоследствии я стал применять этот принцип постоянно. Во-первых, я открыл Библию и стал искать места Писания и размышлять над ними – все стихи, которые мы рассмотрели сегодня, я нашел еще в 1996 году. В то время я читал книги Т.Л. Осборна; они все заряжены позитивизмом. Все проверяя по Библии, я понял, что в ней описаны принципы позитивного мышления. В течение нескольких месяцев я применял эти принципы изо дня в день. Три месяца я прожил, как на крыльях. Я понял, что я владею собой и живу так, как хочу жить; что я могу радоваться и быть счастливым человеком невзирая на обстоятельства. Я понял, что моя радость не зависит от внешних ситуаций. Моя радость не зависит от того, в каком доме я живу, или какую еду я ем. Это откровение не раз выручало меня во многих других жизненных ситуациях, во многих кризисах, маленьких и больших.

Однажды мои мысли повернулись в ту сторону, где дьявол мне нанес поражения, и это стало меня угнетать. Тогда я взял ручку и написал с одной стороны сферы и ситуации, в которых дьявол нанес мне поражение. С другой же стороны я перечислил свои действия. Первым пунктом было: «Я молюсь, и дьявол не может меня остановить!». Вторым: «Я учусь в библейской школе и каждый день слышу Божье слово, и этому он тоже не может помешать». Третье: «Я евангелизировал и посеял Божье слово буквально в тысячи людей, и он не смог ничего с этим сделать. Этим я нанес сатане поражение». Перечитывал этот список несколько раз, я почувствовал, что в мое сердце пришла победа. Я понял, что это я даю дьяволу по шее, и с тех пор стал применять этот принцип множество раз.

Многие люди смотрят на свои взаимоотношения с Богом, и у них опускаются руки. Один раз проспав молитву, они так расстраиваются, что больше совсем не хотят молиться. Они не говорят себе: «Но ведь вообще-то я молюсь!» Они сосредотачиваются на том, что не помолились сегодня Но ведь вчера и позавчера ты вставал! И может быть, в течение двух лет ты общался с Богом каждый день. А сегодня ты проспал и так расстроился, что руки опустил; и забыл все, что было до этого. Но ведь что-то же у тебя получается делать; получается прорываться в молитве. Зачем быть не имеющим? Ставя себя в такую позицию, ты точно потеряешь все, что имеешь. Кто-то, услышав чужую историю, думает: «Я Бога вообще не знаю! Вот у него с Богом круто, а у меня совсем не так». И расстраивается так, что вообще перестает познавать Его. Ну как-то ты же все равно Его знаешь! Ведь ты родился свыше и, значит, уже познал Его. Или причиной для уныния может быть церковь: «У меня не растет церковь!». Но зато она у тебя есть! Порой кажется, что вообще ничего не получается, но ты провел несколько евангелизаций которые стали благословением для многих людей. Может, ты кому то смог помочь, и он освободился от зависимости. И так можно говорить до бесконечности, можно вспоминать свои победы и успехи, и чувствовать, как постепенно в твое сердце приходит радость. В качестве эксперимента советую вам найти десять положительных моментов в своей жизни.

В Библии написано: «За все благодарите» (1 Фес. 5:18). У нас должно быть благодарное сердце. Ропот – это когда ты не видишь ничего позитивного, а благодарность – когда ты умеешь увидеть позитив, и благодаришь за это. Когда появляется проблема, начни славить Бога; и тогда она станет маленькой в твоей жизни, а Бог – большим. Хвала и благодарность возводят нас на скалу, извлекая изо рва унылого состояния и зацикленности на негативе. Вспоминай о чудесах и благодеяниях Господних – ведь они были в твоей жизни!

Есть хорошее упражнение: попробуйте в течение трех месяцев каждый день вспоминать десять позитивных моментов своей жизни. Результаты будут удивительными! И если у вас есть какая-нибудь сфера, постоянно отнимающая у вас радость, найдите десять положительных черт именно в этой области. Может быть, для некоторых это будет муж или жена – найдите в них десять положительных качеств. Если долгое время вы думали иначе, то теперь самое время протоптать дорожку в обратном направлении, и для этого придется потрудиться. Необходимо взять ручку и бумагу и написать положительные качества своих детей. Даже если они тебя постоянно раздражают, напиши так: «Но они у меня есть!» И если ты будешь так делать в течении трех месяцев, то по истечении этого времени твой ум преобразится таким образом, что ты начнешь совсем по-другому смотреть на мир и на собственную жизнь. Через три месяца тебе не нужно будет прилагать усилий, чтобы продолжать это делать, и ты почувствуешь, как изменится сам образ твоего мышления. После того как я напрягался в течение трех месяцев и делал это каждый день, я почувствовал, что это стало моим образом мышления. Оказывается, для того чтобы изменить свой образ мышления, нужны даже не годы. Если закатить рукава и хорошо поработать всего лишь три месяца, твой образ мышления изменится навсегда, потому что, однажды вкусив, ты поймешь, как это работает. Впоследствии, попадая в другие ситуации, ты невольно будешь прибегать к этому принципу, потому что знаешь, что он действует.

Очень важно думать положительно о себе самом. Это путь к тому, как полюбить самого себя. Потому что если ты не видишь в себе ничего доброго, ты не можешь полюбить себя. Нужно увидеть в себе, в своем характере что-то хорошее. Даже одно то, что ты образ и подобие Бога – уже является базой твоего позитивного мышления: «Если я образ и подобие Бога – значит, я хороший, я могу укорениться в Боге». И даже негативное нужно рассматривать через призму позитивного. А если ты будешь относиться с любовью к себе, тогда ты сможешь видеть позитив и в других людях. Ведь если ты в себе не можешь найти ничего положительного, то как ты найдешь позитив в другом человеке? Как мы относимся к себе, то мы переносим и на других людей. Даже если в глаза бросается негативное, ты все равно должен стараться найти в этом человеке что-то хорошее. Когда-то я специально тренировал себя: я брал лист бумаги и ручку и старался найти в положительные качества в своих оппонентах. Первое, что приходило мне в голову – что они образ и подобие Бога. И больше ничего! Но я уцепился за эту мысль, и со временем научился замечать их хорошие стороны; а потом я увидел, что во мне возрастает симпатия к ним, и так у меня формировалась тенденция видеть людей в положительном свете. Следующим шагом для меня было написать все выгоды, которые имеет для меня данная ситуация противостояния. И когда я увидел все выгоды и все возможности, я понял, что эту волну в моей жизни поднял Господь, и что это благословение для меня. Я стал использовать эти обстоятельства во благо и учиться в них. Не важно, что мы проходим в этой жизни, не важно, какие люди в этом задействованы, мы можем жить радостно! Не только радостно, но и извлекая из всех ситуаций огромную пользу. Как сказал один человек: «Если жизнь дала тебе лимон – не отталкивай его, возьми! Затем сделай из него лимонад, продай и заработай на этом деньги».

Дорогие друзья, пусть же ничто и никогда не отнимет у нас радости. Давайте за нее бороться и не только не терять, но возрастать в ней день ото дня. Пусть любая область нашей жизни, в том числе и личное общения с Богом, будет приправлено великой радостью.

Чтобы не случилось, давайте никогда не унывать, пусть унылый дух сушит кости дьяволу, но никогда наши. Мы будем искать, и находить с радостью. С другой стороны давайте никогда не станем настолько довольными собой, чтобы остановиться в росте. Благодаря Бога за все, являясь благочестивыми и довольными собой во всем, давайте навсегда останемся нищими духом, забывающими заднее и простирающимися вперед. Мы будем иметь почесть высшего звания во Христе Иисусе.

Источник

Оцените статью