Антонимы к слову логика
Больше релевантных слов
Ассоциации со словом логика
- алгоритм
- анализ
- аналогичный
- аналогия
- аргумент
- ассоциация
- беседа
- блондинка
- вопрос
- вывод
- геометрия
- говорить
- голова
- головоломка
- девушка
- дедукция
- детектив
- догадка
- домино
- дума
- думать
- женский
- женщина
- женщины
- загадка
- задание
- задача
- задачка
- закон
- закономерность
- здравомыслие
- знания
- значение
- игра
- идеология
- идея
- измышление
- интеллект
- интеллектуал
- интуиция
- информатика
- истина
- квадрат
- книга
- компьютер
- кроссворд
- логик
- логически
- логичность
- ложь
- математик
- методология
- мозг
- мозги
- мужской
- мужчина
- мыслить
- мыслишка
- мышление
- наука
Значение слова логика
л о гика, логики, жен. (греч. logike от logos — слово, разум).
1. Наука об общих законах развития объективного мира и познания (филос.). «Логика есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития «всех материальных, природных и духовных вещей», т.е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т.е. итог, сумма, вывод истории познания мира.» Ленин . Формальная, логика идеалистической философии считает общие понятия и формы познания неизменными, раз навсегда данными. Логика диалектического материализма утверждает, что формы познания меняются вместе с изменением объективного мира, и потому является наукой об историческом развитии человеческого мышления, как отражения в сознании развития объективного мира.
2. Разумность, правильность умозаключений. Говорить с неотразимой логикой.
3. Внутренняя закономерность. Логика вещей. Логика событий. Неумолимая логика истории. В его поступках нет никакой логики.
Предложения со словом логика
- Для суждения о философском и логическом значении своей науки у специалиста ученого нет ни нужной опытности в философской рефлексии, ни даже нужного запаса философской и логической терминологии, фактическое совмещение в одном лице историка и логика, разумеется, ни малейшим образом не колеблет принципиального различия их задач.
- Беркли пишет, что математическая логика используется при исследовании правил, условий и договоров, при проектировании электрических схем для вычислительных машин, телефонных систем и регулирующих устройств, при программировании автоматических вычислительных машин и вообще при описании и проектировании многих типов схем и механизмов.
- На сегодняшний день математическая логика отошла от традиционной и не получила широкого распространения в среде гуманитариев в силу ее относительной сложности и отсутствия необходимости придавать естественным языковым выражениям символический вид.
- С точки зрения логики эта проблема интересна, прежде всего, тем, что классификация употреблений языка показывает, что до недавнего времени логика интересовалась исключительно пассивными его употреблениями, способными быть истинными или ложными, и совершенно не уделяла внимания активным употреблениям языка, стоящими вне «царства истины».
Цитаты со словом логика
- Язык и логика бессильны перед лицом парадокса.
Пол Андерсон, «Патруль времени» - У сердца своя логика, которая неподвластна разуму.
Патрик Зюскинд, Хельмут Дитль, «О поисках любви» - Если жить разумом, логика неизбежно приведёт к ненависти.
Дэвид Герберт Лоуренс, «Любовник леди Чаттерлей» - В темноте разум беспомощен, а логика всего лишь призрак.
Стивен Кинг, «Мизери» - Сон — это сон, у него своя логика и свои законы.
Стивен Кинг, «Темная Башня: Стрелок»
«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.»
Источник
Чувство противоположное логике 6 букв
Задание 1.1 Укажите, абстрактное или конкретное понятие представляет каждое из приведенных нарицательных имен. Если возможны оба ответа, поясните, почему.
1. Героизм 2. Учащийся 3. Невоспитанность 4. Равенство 5. Институт
1. Героизм понятие абстрактное. Героизм — это свойство отдельно от предмета, на него показать нельзя, можно только привести примеры.
2. Учащийся понятие коннкретное. Учащийся — это человек, на него можно показать.
3. Невоспитанность понятие абстрактное. Невоспитанность — это свойство отдельно от предмета, на него показать нельзя, можно только привести примеры.
4. Равенство слово двусмысленные, может быть и абстрактным, и конкретным понятием. Если имеется в виду социальное равенство, то это понятие абстрактное, если математическое уравнение, написанное, например, на доске — то конкретное.
5. Институт — слово многозначное, может быть и абстрактным, и конкретным понятием. Если имеется в виду социальный институт, — брака, семьи, и т.п., — то понятие абстрактное, а если образовательное или научное учреждение, то конкретное.
Перейти к следующему заданию
Задание 1.2 Признак «героизм» составляет один из аспектов значения понятия «Герой России». Он является элементом… A. Объема. B. Содержания. C. И объема и содержания.
Признак всегда является элементом содержания. Предметы же, в том числе и люди, относятся к элементам объема понятия.
Перейти к следующему заданию
Задание 1.3 Рамзан Кадыров является героем России. По отношению к понятию «Герой России» он представляет собой элемент… A. объема, B. содержания, C. и объема и содержания.
Предметы, в том числе и люди, представляют собой элемент объема понятия. Элементами содержания являются только признаки.
Перейти к следующему заданию
Задание 1.4 Укажите, положительным или отрицательным является каждое из указанных понятий.
1. положительное, в составе термина отрицания нет; 2. отрицательное, состоит из «а»-отрицания и «моральный», означает «неморальный»; 3. отрицательное, означает «неизвестный» 4. положительное, отрицание отсутствует; 5. отрицательное, есть отрицание, выраженное частицей «контр»; 6. положительное, отрицания нет; 7. отрицательное, есть отрицающая приставка «анти»; 8. положительное, часть слова «анти» не представляет собой отрицания, принадлежит корню; 9. отрицательное, означает «безвластие»; 10. положительное, отрицание отсутствует; 11. отрицательное, в составе слова есть отрицание; 12. положительное, отрицание отсутствует.
Перейти к следующему заданию
Задание 1.5 Установите, какое из перечисленных отношений имеет место между следующими понятиями: совпадение, подчинение, пересечение, несовместимость?
1. Новосибирский ВУЗ, высшее учебное заведение. 2. Живописец, художник. 3. Генерал, рядовой. 4. Юрист, писатель 5. Стул, спинка стула. 6. Спортсмен, писатель. 7. Естественный спутник Земли, ночное светило. 8. Шуба, изделие из меха.
1. Подчинение слева направо. Новосибирский ВУЗ является разновидностью ВУЗа, но не наоборот. 2. Подчинение слева направо, живописец — это художник, который пишет красками, т.е.разновидность художников 3. Несовместимость — ни один генерал не является рядовым 4. Пересечение, есть юристы, одновременно являющиеся писателями, и при этом есть юристы не писатели, и писатели не юристы. 5. Несовместимость, это отношение части и целого: спинка стула не является стулом. 7. Пересечение. 8. Совпадение, естественный спутник Земли и ночное светило — одно и то же, Луна. 9. Подчинение слева направо — шуба представляет собой изделие из меха, но есть и другие изделия из меха.
Перейти к следующему заданию
Задание 1.6 Укажите разновидность отношения несовместимости между следующими понятиями — контрадикция или контрарность? Ответ поясните.
1. Свой, чужой. 2. Ценный, бесценный. 3. Юг, Север. 4. Сильный, слабый. 5. Революционер, контрреволюционер.
В зависимости от смысла слов и контекста каждая из приведенных пар понятий может представлять и контрарноcть, и контрадикцию.
1. «Свой», «чужой» на множестве вещей — контрарность, бывают еще и ничьи предметы. Если же речь идет о родственниках, то это контрадикция, поскольку родственник может быть либо мой, либо чужой, т.е. не мой. 2. «Ценный» может означать «имеющий какую-то цену», а «бесценный» — не имеющий цены. Тогда это контрадикция. Если же «бесценный» означает «очень дорогой», а «ценный» — просто дорогой, тогда это контрарность, так как есть еще вещи малоценные, дешевые. 3. Юг и Север на множестве сторон света — контрарность, есть еще Запад и Восток; если же речь идет о полюсах, то это контрадикация. 4. Сильный может отождествляться с не слабым, а не слабый — с сильным, и тогда это контрадикция; однако можно понимать эти слова и так, что между сильным и слабым есть еще середняки, не сильные и не слабые. Тогда это контрарность. 5. Если понимать слова «революционер» и «контрреволюционер» так, что допускается существование людей, безразличных к революции, то эти слова представляют контрарные понятия; если же трактовать эти понятия по принципу «кто не за революцию, тот против», тогда они контрадикторны.
Перейти к следующему заданию
Задание 1.7 Правильно ли выполнено обобщение в каждом из примеров?
1. Радость, чувство. 2. Живопись, искусство. 3. Студент, человек. 4. Гордость, черта характера. 5. Треугольник с равными сторонами, треугольник. 6. Треугольник с равными сторонами и равными углами, треугольник с равными сторонами.
Все обобщения, кроме последнего, выполнены правильно, поскольку в каждом случае имеет место подчинение слева направо. В последнем, 6-ом примере, понятия совпадают по объему, значит, обобщения не было.
Перейти к следующему заданию
Задание 1.8 Правильно ли выполнено ограничение в каждом из примеров?
1. Позвоночное, млекопитающее. 2. Стихотворение, сонет. 3. Цвет, красный цвет. 4. Государство, республика. 5. Циферблат, цифра на циферблате.
Все ограничения, кроме последнего, выполнены правильно, имеет место подчинение справа налево. Последний пример не построен на отношении несовместимости, а не подчинения, а потому там нет ни обобщения, ни ограничения.
Перейти к следующему заданию
Задание 1.9 Определите, что именно делится в каждом из примеров — предмет или понятие?
1. Дерево состоит из корня, ствола и кроны. 2. Животные делятся на позвоночных и беспозвоночных. 3. Сутки делятся на утро, день, вечер, ночь. 4. Город делится на районы. 5. Оценки делятся на положительные и отрицательные. 6. Полк делится на батальоны. 7. Учащиеся школы делятся на учащихся 1-го класса, 2-го класса, и т.д., до 10-го класса.
1. Деление предмета, так как части не находится в отношении подчинения к делимому — ни корень, ни ствол, ни крона деревом не являются. 2. Деление понятия — и позвоночные, и беспозвоночные животные являются животными. 3. Деление предмета — ни утро, ни день, ни вечер, ни ночь не представляют собой суток. 4. Деление предмета, район не является городом. 5. Деление понятия, и положительные, и даже отрицательные оценки суть оценки. 6. Деление предмета, батальон — не полк. 7. Деление понятия — учащиеся любого года обучения являются учащимися.
Перейти к следующему заданию
Задание 1.10 Следующие высказывания предполагаются как определения. Правильны ли они в качестве определений? Если нет, то какая ошибка в них сделана?
1. Планета — это небесное тело, вращающееся вокруг Солнца. 2. Человек — это звучит гордо. 3. Феодал — это крупный землевладелец. 4. Кит — это рыба, превосходящая других размерами. 5. Химия — это наука, которую преподают учителя химии.
1. Определение несоразмерно. Оно одновременно и слишком широкое, — астероиды, вращающиеся вокруг Солнца, тоже небесные тела, — и слишком узкое, так как не все планеты вращаются вокруг Солнца, планеты существуют и в других галактиках. 2. Это не определение, это описание эмоционального восприятия слова. 3. Определение несоразмерно, есть феодалы — мелкие землевладельцы, и есть крупные землевладельцы, но не феодалы. 4. Определение несоразмерно — кит не рыба. 5. Определение содержит круг, определяемое слово не должно встречаться в определяющей части.
Перейти к следующему заданию
Задание 1.11 Каким является каждое из следующих определений — номинальным или реальным?
1. Слово «раввин» означает человека, который у евреев считается учителем или толкователем закона. 2. «Треугольник» — это замкнутая геометрическая фигура с тремя сторонами. 3. Слово «квиз» на наших занятиях будет означать быстрый опрос. 4. Словом «терминатор» мы будем называть вещество, предназначенное для уничтожения вредных насекомых. 5. «Пятеркой» будем называть набор из пяти предметов.
1. Реальное, описание словоупотребления. 2. Реальное, описание словоупотребления. 3. Номинальное, новый договор о словоупотреблении. 4. Номинальное, новый договор о словоупотреблении. 5. Номинальное, новый договор о словоупотреблении.
Перейти к следующему заданию
Задание 1.12 Какое из определений, предлагаемых для каждого из слов, является самым широким?
1. Инструмент — это… A. Любой предмет, используемый как средство для достижения некоторой цели. В. Устройство для исполнения музыки. С. Барабан, пианино или труба.
2. Мебель — это… А. Стулья и диваны. В. Домашние вещи, предназначенные для сидения, лежания и хранения предметов. С. Предметы, используемые для сидения, лежания и хранения предметов.
3. Средства транспортировки — это… А. Велосипеды. В. Автомобили и велосипеды. С. Любые предметы, предназначенные для перемещения людей или товаров по земле. D. Любые предметы, предназначенные для перемещения людей или товаров по земле или по воздуху. E. Любые предметы, предназначенные для перемещения людей или товаров.
1. Определение инструмента варианта (A) самое широкое, нет вообще никаких ограничений на цель. 2. Определение мебели варианта (C) самое широкое, ограничения на способ и место использования минимальны. 3. Определение средства транспортировки варианта (Е) самое широкое, нет ограничений на способ перемещения никаких, хоть транспортация.
Перейти к следующему заданию
Задание 1.13 Является ли каждое из приводимых высказываний указательным определением? Если да, назвать определяемое понятие.
1. Скандинавская страна — это Швеция, Норвегия, Дания и Исландия. 2. Красный, зеленый и синий цвета являются основными в цветном телевидении. 3. Первичный цвет — это красный, зеленый или синий. 4. Малая группа — это коллектив, в который входит не более 7 и не менее 3 человек. 5. Апрель — самый тяжелый месяц для сердечников.
1. Да. Определяемое понятие «Скандинавская страна», указание путем конечного перечисления предметов объема. 2. Нет. Предполагается, что слова для обозначения цветов известны, о цветах сообщают некоторую дополнительную информацию. 3. Да, определяемое «Первичный цвет», указание путем конечного перечисления предметов объема. 4. Да, определяемое «Малая группа», указание за счет описания операции распознавания с предъявленным предметом. 5. Нет, предполагается, что слово «апрель» известно, об этом месяце сообщают некоторую дополнительную информацию.
Перейти к следующему заданию
Задание 1.14 Каким является каждое из следующих определений, указательным или содержательным?
1. Хороший — это ценный, желаемый, стоящий; слово, выражающее высокую оценку. 2. Нечетное число — это единица, и любое число, полученное из нечетного прибавлением к нему двойки. 3. Профессиональная команда — это команда, относительно которой установлено, что она хоть раз выступала в соревнованиях за денежное вознаграждение. 4. Командный вид спорта — это футбол, волейбол, баскетбол или регби. 5. Спорт — это разновидность отдыха.
1. Содержательное, названы признаки, но объем указан неточно — неясно, насколько ценным, желаемым, стоящим должен быть предмет. 2. Определение указательное рекурсивное, содержит бесконечное перечисление. 3. Определение указательное операциональное, содержит не просто признаки, но описание действий, необходимых для отличения предметов объема. 4. Указательное. 5. Содержательное, даны признаки, но границы объема очерчены нечетко.
Перейти к следующему заданию
Задание 1.15 Каким является каждое из следующих определений, рекурсивным или операциональным?
1. Четное число — это, во-первых, число 2, и затем каждое число, полученное из четного числа прибавлением двойки. 2. Умный человек — это человек, который при тестировании набирает не менее 110 баллов в тестах на коэффициент интеллектуальности. 3. Короткое предложение — это предложение, в котором насчитывается менее трех слов. 4. Знак доллара — это знак, который при сравнении похож по виду на $. 5. Разделителем считается, во-первых, отдельно стоящая скобка, и, во-вторых, любой знак, полученный приписыванием скобки к разделителю.
1. Рекурсивное, задан способ построения последующего с некоторой начальной точки. 2. Операциональное, задан способ разпознавания предъявленного объекта. 3. Операциональное, задан способ разпознавания предъявленного объекта.4. Операциональное, задан способ разпознавания предъявленного объекта. 5. Рекурсивное, задан способ построения последующего разделителя с некоторой начальной точки.
Перейти к следующему заданию
Задание 1.16 Определите, какое из сочетаний свойств характеризует каждое из следующих понятий:
1. положительное, конкретное, регистрирующее 2. положительное, конкретное, не регистрирующее 3. положительное, абстрактное, регистрирующее 4. положительное, абстрактное, не регистрирующее 5. отрицательное, конкретное, регистрирующее 6. отрицательное, конкретное, не регистрирующее 7. отрицательное, абстрактное, регистрирующее 8. отрицательное, абстрактное, не регистрирующее
А. Безопасность. B. Сегодняшний московский житель. C. Человек с огромной головой.
1. «Безопасность» — Ответ 8, есть отрицание, выраженное частицей «без-«; оно абстрактное, относится не к предметам, а к свойству в отрыве от предмета; оно не регистрирующее, нет ссылок на пространственные или временные координаты, ни прямых, ни косвенных. 2. «Сегодняшний московский житель» — Ответ 1, отрицаний нет, относится к людям — конкретное, ограничено по времени и пространству — регистрирующее. 3. «Человек с огромной головой» — Ответ 2, нет отрицаний, относится к предметам (людям) — конкретное, нет привязки ко времени или пространству ни прямой, ни косвенной — не регистрирующее.
Перейти к следующему разделу
Задание 2.1 Какую из форм мышления выражает каждая из приведенных фраз — понятие или суждение?
1. Опавшие листья. 2. Листья опали. 3. Высокие деревья. 4. Объект, что притягивает молнию. 5. Высокие деревья притягивают молнию. 6. Деревья, которые притягивают молнию. 7. Хвойное дерево. 8. Хвойные деревья зелены круглый год. 9. Зеленое дерево.
1 — понятие, 2 — суждение, 3 — понятие, 4 — понятие, 5 — суждение, 6 — понятие, 7 — понятие, 8 — суждение, 9 — понятие.
Перейти к следующему заданию
Задание 2.2 Для каждого из приведенных суждений указать, каким оно является по грамматической форме — суждением о свойстве (атрибутивным), отношении (реляционным) или существовании (экзистенциальным). Самостоятельно назвать субъект и выбрать среди приведенных ответов фразу, которая может считаться предикатом, если выразить ту же мысль стандартной форме простого категорического суждения.
1. Гуси кладут яйца.
(А) Яйцекладущие птицы. (В) Кладут яйца. (С) Яйца.
2. Гуси никогда не несут золотых яиц.
(А) кладут яйца (В) несут золотые яйца (С) птицы, несущие золотые яйца.
3. Есть уличные художники, которые рисуют по картине в неделю.
(А) рисующие люди (В) рисуют картины (С) люди, которые рисуют по картине в неделю.
4. Ни один уличный художник не является самостоятельным лицом.
(А) самостоятельность (В) является (С) самостоятельное лицо
5. Учебные заведения не предназначены для ограничения свободы молодежи.
(А) молодежь, свобода которой ограничена (В) ограничение свободы (С) место, предназначенноое для ограничения свободы молодежи
1 — реляционное, субъект — гуси, предикат — А.
2 — реляционное, субъект — гуси, предикат — С.
3 — экзистенциальное, субъект — уличные художники, предикат — С.
4 — атрибутивное, субъект — уличный художник, предикат — С.
5 — реляционное, субъект — учебное заведение, предикат — С.
Задание 2.3 Определить, какая из форм простого категорического суждения может подойти для выражения следующих суждений — общеутвердительное, общеотрицательное, частноутвердительное, частноотрицательное? Назвать субъект и предикат.
1. Некоторые менеджеры по происхождению русские.
2. Все праздники приятны.
3. Есть праздники, которые не очень приятны.
4. Ни один муравей не ядовит.
5. Некоторые деревья не размножаются семенами.
1 — частноутвердительное, субъект — «менеджеры», предикат — «люди, русские по происхождению». 2 — общеутвердительное, субъект — «праздники», предикат — «приятное событие». 3 — либо частноутвердительное, с субъектом «праздники» и предикатом «не очень приятное событие», либо частноотрицательное с тем же субъектом, но предикатом «очень приятное событие». 4 — общеотрицательное, субъект — муравей, предикат — ядовитое насекомое. 5 — либо частноутвердительное с субъектом «деревья» и предикатом «растение, которое не размножается семенами», либо частноотрицательное с тем же субъектом, но предикатом «растение, которое размножается семенами».
Перейти к следующему заданию
Задание 2.4 Дано суждения формы SaP. Для каждой из приводимых форм определить, в каком из отношений она находится к данному суждению. (Отрицание при термине обозначается черточкой перед этим термином. Например, -P представляет отрицательный по отношению к P термин.)
(А) подчинение (В) противоречие (контрадикция) (С) противоположность (контрарность) (D) подпротивоположность (субконтрарность) (E) ни одно из названных отношений не имеет места.
1. PiS 2. SoP 3. SiP 4. Se-P 5. SeP 6. -SiP
В логическом квадрате перечислены суждения, одинаковые по содержанию, а значит, субъект и предикат должны быть одинаковыми, отличия могут состоять только в связке. Поэтому ответы таковы:
1 — формальных отношений по квадрату здесь нет, ответ Е. 2 — противоречие, ответ В. 3 — подчинение, ответ А. 4 — формальных отношений по квадрату здесь нет, ответ Е. 5 — противоположность, ответ С. 6 — формальных отношений по квадрату здесь нет, ответ Е.
Перейти к следующему заданию
Задание 2.5 Укажите, какая из разновидностей отношения несовместимости суждений имеет место для каждой пары из следующих утверждений — контрадикция или контрарность?
1. Все яблоки красные. Некоторые яблоки не красные.
2. Ни одна парта не покрашена. Все парты покрашены.
3. Никакие восточные блюда не вкусны. Некоторые восточные блюда вкусны.
4. Виноград всегда красный. Виноград никогда не бывает красным.
5. Все студенты старательные. Ни один студент не старателен.
Противоположные суждения отличаются только качеством, в обоих случаях, однако, предикат утверждается или отрицается обо всем. Противоречащие суждения отличаются и количеством, и качеством. Ответы таковы:
1 — противоречие; 2 — противоположность; 3 — противоречие; 4 — противоположность; 5 — противоположность.
Перейти к следующему заданию
Задание 2.6 Даны простые категорические суждения и их отрицания. Построить поочередно:
А. Противоположное (контрарное) или подпротивоположное (субконтрарное) суждение (в зависимости от того, является исходное общим или частным). В. Подчиненное или подчиняющее суждение (опять-таки, в зависимости от того, является исходное общим или частным). С. Наконец, противоречащее (контрадикторное) суждение. Для каждого из полученных суждений указать количество, качество и истинностное значение полученного суждения.
1. Ни один студент не сравнится с преподавателем по знаниям. 2. Некоторые страны Европы расположены рядом с Балтийским морем. 3. Некоторые привычки не являются полезными. 4. Письменность некоторых народов не имеет алфавита. 5. Все знают, как лечить других. 6. Неверно, что ни один студент не сравнится с преподавателем по знаниям. 7. Неверно, что некоторые страны Европы расположены рядом с Балтийским морем. 8. Неверно, что некоторые привычки не являются полезными. 9. Неверно, что письменность некоторых народов не имеет алфавита. 10. Неверно, что все знают, как лечить других.
Ответ 2.6
1 —противоположное «Все студенты являются людьми, сравнимыми с преподавателем по знанию», общеутвердительное, ложно; подчиненное «Некоторые студенты не являются людьми, сравнимыми с преподавателем по знанию», частноотрицательное, истинно; противоречащее «Некоторые студенты являются людьми, сравнимыми с преподавателем по знанию», частноутвердительное, ложно.
2 — подпротивоположное «Некоторые страны Европы не являются странами, расположенными рядом с Балтийским морем», частноотрицательное, неопределенно; подчиняющее «Все страны Европы являются странами, расположенными рядом с Балтийским морем», общеутвердительное, неопределенно; противоречащее «Ни одна из стран Европы не является страной, расположенной рядом с Балтийским морем», общеотрицательное, ложно.
3- подпротивоположное «Некоторые привычки являются полезными», частноутвердительное, неопределенно; подчиняющее «Ни одна привычка не является полезной», общеотрицательное, неопределенно;
противоречащее «Все привычки являются полезными», общеутвердительное, ложно.
4- подпротивоположное «Некоторые народы являются народами с алфавитной письменностью», частноутвердительное, неопределенно; подчиняющее «Все народы не являются народами с алфавитной письменностью», общеотрицательное, неопределенно; противоречащее «Все народы являются народами с алфавитной письменностью», общеутвердительное, ложно.
6- противоположное «Все студенты являются людьми, сравнимыми с преподавателем по знанию», общеутвердительное, неопределенно; подчиненное «Некоторые студенты не являются людьми, сравнимыми с преподавателем по знанию», частноотрицательное, неопределенно; противоречащее «Некоторые студенты являются людьми, сравнимыми с преподавателем по знанию», частноутвердительное, истинно.
7- подпротивоположное «Некоторые страны Европы не являются странами, расположенными рядом с Балтийским морем», частноотрицательное, истинно; подчиняющее «Все страны Европы являются странами, расположенными рядом с Балтийским морем», общеутвердительное, ложно; противоречащее «Ни одна из стран Европы не является страной, расположенной рядом с Балтийским морем», общеотрицательное, истинно.
8- подпротивоположное «Некоторые привычки являются полезными», частноутвердительное, истинно; подчиняющее «Ни одна привычка не является полезной», общеотрицательное, ложно; противоречащее «Все привычки являются полезными», общеутвердительное, истинно.
9- подпротивоположное «Некоторые народы являются народами с алфавитной письменностью», частноутвердительное, истинно; подчиняющее «Все народы не являются народами с алфавитной письменностью», общеотрицательное, ложно; противоречащее «Все народы являются народами с алфавитной письменностью», общеутвердительное, истинно.
Задание 2.7 Если два простых категорических суждения отличаются только качеством (варианты: только количеством; и количеством, и качеством), то как они отличаются по распределенности терминов?
1. Только распределенностью субъекта. 2. Только предиката. 3. Распределенностью и субъекта, и предиката. 4. Никак не отличаются.
Если качеством, ответ В; если количеством — ответ А; если и тем, и другим — ответ С. Иначе ответ D.
Перейти к следующему заданию
Задание 2.8 Даны простые категорические суждения. Построить поочередно:
А. Противоположное (контрарное) или подпротивоположное (субконтрарное) суждение (в зависимости от того, является исходное общим или частным).
В. Подчиненное или подчиняющее суждение (опять-таки, в зависимости от того, является исходное общим или частным).
С. Наконец, противоречащее (контрадикторное) суждение.
Для каждого из полученных суждений указать количество, качество и истинностное значение полученного суждения.
1. Бывают тягостные ночи. 2. Некоторые из книг Гюго мне не нравятся. 3. Никто не вернулся из путешествия. 4. Все звезды расположены в какой-то из галактик. 5. Один в поле не воин.
Это усложненный вариант упр. 6. Важно понять, как представить приведенное суждение в стандартной форме. Суждение 1 можно прочесть так: «Некоторые ночи являются тягостными». Суждение 2 — «Некоторые книги Гюго не являются книгами, которые мне нравятся». Суждение 3 по смыслу передается так: «Ни один человек не является человеком, вернувшимся из путешествия». Суждение 4: «Всякая звезда является небесным телом, расположенным в какой-то галактике». Наконец, суждение 5 можно передать так: «Ни один человек не является человеком, способным воевать в одиночку».
Перейти к следующему заданию
Задание 2.9 Дана форма простого категорического суждения, а под ней — предполагаемые следствия. Используя отношения логического квадрата, указать правильное.
A. Из «Все S суть P» вытекает, что…
1. Некоторые S суть P. 2. Некоторые S не суть P. 3. Ни одно S не суть P. 4. Неверно, что некоторые S суть P.
B. Из «Ни одно S не суть P» следует…
1. Все S суть P. 2. Неверно, что все S суть P. 3. Некоторые S суть P. 4. Неверно, что некоторые S не суть P.
C. Из «Неверно, что ни одно S не суть P» следует…
1. Некоторые S суть P. 2. Некоторые S не суть P. 3. Все S суть P. 4. Неверно, что все S суть P.
D. Из «Некоторые S суть P» следует…
1. Все S суть P. 2. Неверно, что некоторые S не суть P. 3. Некоторые S не суть P. 4. Неверно, что ни одно S не суть P.
E. Из «Неверно, что некоторые S не суть P» вытекает…
1. Все S не суть P. 2. Некоторые S суть P. 3. Неверно, что ни одно S не суть P. 4. Ни одно S не суть P.
Пример 1. А правильно, по подчинению (когда подчиняющее истинно, подчиненное тоже), В неправильно по противоречию (противоречащее должно быть ложным), С неправильно по противоположности (противоположное должно быть ложным), D неправильно по подчинению (подчиненное должно быть истинным).
Пример 2. А неправильно по противоположности (не могут быть вместе истинными), В правильно по противоположности (противоположное должно быть ложным), С неправильно по противоречию (должно быть ложным), D неправильно по подчинению (должно быть истинным).
Пример 3. А правильно по противоречию (противоречащее истинно при ложности исходного), В неправильно по подчинению (ложь не передается сверху вниз), С неправильно по противоположности (оно неопределенно), D тоже неправильно по противоположности (оно неопределенно).
Пример 4. А неправильно по подчинению (истина не передается снизу вверх), В и С неправильно по подпротивоположности (они неопределенны), D правильно по противоречию.
Пример 5. А правильно по противоречию, В правильно по подпротивоположности, С верно по подчинению (ложь передается снизу вверх), D неверно по подчинению (подчиняющее должно быть ложным при ложности подчиненного).
Перейти к следующему заданию
Задание 2.10 Для каждого из суждений выбрать результат операции, указанный в задании.
1. Превращение суждения «Все чемпионы Олимпийских игр удачливы». А. Ни один чемпион Олимпийских игр не является неудачником. В. Некоторые удачливые люди — чемпионы Олимпийских игр. С. Ни один неудачник не является чемпионом Олимпийских игр.
2. Обращение суждения «Все лошади — жвачные животные». А. Некоторые лошади — жвачные животные. В. Некоторые жвачные животные — лошади. C. Ни одна лошадь не является нежвачным животным.
3. Контрапозиция суждения «Все люди смертны». А. Все смертные — люди. В. Некоторые смертные — люди. С. Ни один бессмертный не является человеком.
4. Превращение для «Ни один банкир не является безденежным». А. Все безденежные люди не являются банкирами. В. Ни один денежный человек не является банкиром. С. Все банкиры — денежные люди.
5. Обращение суждения «Некоторые учителя имеют прописку». А. Все имеющие прописку — учителя. В. Некоторые имеющие прописку — учителя. С. Некоторые учителя не являются не прописанными.
1 — А, то же самое сказано в другом качестве, отрицательным суждением; 2 — В, субъект и предикат поменялись местами; 3 — С, субъект отрицателен по отношению к предикату исходного суждения; 4 — С, то же самое сказано в отрицательной форме, с другим качеством; 5 — В, субъект и предикат поменялись местами.
Перейти к следующему заданию
Задание 2.11 Какие из формул представляют, соответственно, закон исключенного третьего, закон тождества, закон противоречия, отношение подчинение суждений, контрарности и субконтрарность суждений?
(SeP & SiP) 5. SaS 6. SiS 7.
Si -S 8. (SaP > SiP) 9. (SeP > SoP) 10. (SaP v SoP) 11. (SeP v SiP)
10 и 11 — закон исключенного третьего, дизъюнкция противоречий; 5 и 6 — закон тождества; 3, 4 и 7 — закон противоречия, 8 и 9 — подчинение, 1 — контрарность, 2 — субконтрарность.
Перейти к следующему разделу
Задание 3.1 В приведенных суждениях выделенные термины помечены буквами A, B и C. Указать больший, меньший или средний термин силлогизма, соответственно заданию для каждого отдельного суждения.
1. Указать средний термин: КРАСНЫЕ ЦВЕТЫ (A) не СЛЕДУЕТ ВЫСАЖИВАТЬ РЯДОМ С ГЕРАНЬЮ (B). Поэтому РОЗЫ (C) не следует здесь высаживать, ведь они красные.
2. Указать больший термин: Некоторые БЕЖЕНЦЫ (A) СОСТОЯТЕЛЬНЫ (B). Все беженцы МНОГО ВРЕМЕНИ ПРОВОДЯТ В РАЗЪЕЗДАХ (C). Значит, некоторые из тех, кто много времени проводит в разъездах, состоятельны.
3. Указать меньший термин: Никакой ШАЛАШ (A) не ПРЕДСТАВЛЯЕТ НАДЕЖНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ ДОЖДЯ (B). Некоторые ЗДАНИЯ (C) надежно защищают от дождя. Значит, некоторые здания нельзя назвать шалашами.
4. Указать больший термин: Некоторые МОЛЛЮСКИ (A) ВОССТАНАВЛИВАЮТ УТЕРЯННЫЕ ЧАСТИ ТЕЛА (B). Ни один из моллюсков не КЛАДЕТ ЯИЦ (C). Получается, что некоторые существа, восстанавливающие утерянные части тела, не кладут яиц.
5. Указать меньший термин: Любая ЛАМПА, ВЫДЕЛЯЮЩАЯ МНОГО ТЕПЛА (A), ЭНЕРГЕТИЧЕСКИ НЕЭФФЕКТИВНА (B). РТУТНЫЕ ЛАМПЫ (C) выделяют много тепла. Отсюда следует, что ртутные лампы неэффективны.
1. По заключению «Розы не следует здесь (т.е. рядом с геранью) высаживать» находим меньший («розы», субъект заключения) и больший («цветы, которые следует высаживать рядом с геранью», предикат заключения) термины силлогизма. Средний термин — «красные цветы», помечен буквой А.
2. По заключению (после слова «значит») находим больший термин силлогизма — «состоятельные люди», предикат заключения, помечен буквой В.
3. По заключению находим меньший термин силлогизма, это — «шалаш». В посылках помечен буквой А.
4. По заключению находим больший термин силлогизма, это — «существа, которые кладут яйца», в посылках помечен буквой С.
5. По заключению находим меньший термин — «ртутные лампы».
Перейти к следующему вопросу
Задание 3.2 Укажите, в каких из приведенных силлогизмов есть ошибка учетверения терминов, а в каких нет. Будьте готовы объяснить многозначность, из-за которой возникла ошибка.
1. Все отложенное не завершено. Книга отложена. Значит, она не завершена.
2. Все розы белые. Белые цветы не вянут. Значит, розы не вянут.
3. Человек осваивает космос. Петров — человек, значит, он осваивает космос.
4. Зайцы быстро бегают. У животных, которые быстро бегают, длинные ноги. Значит, у зайцев длинные ноги.
5. Сидящий человек встал. Тот, кто встал, не сидит. Значит, сидящий человек не сидит.
1. Учетверение. «Отложенная» работа и «отложенная» в сторону книга обозначают разные ситуации.
2. Нет учетверения.
3. Учетверение. «Человек», который осваивает космос, это человечество в целом; Петров — отдельный человек.
4. Нет учетверения.
5. Учетверение. «Сидящий» — обозначение человека, «сидит» — обозначение признака.
Перейти к следующему вопросу
Задание 3.3 Укажите для каждого из примеров требуемую посылку силлогизма, используя для этого буквы, которыми размечены суждения.
1. Большую: Некоторые христиане не православные (A), так как некоторые христиане не славяне (B), а некоторые славяне — не православные (C).
2. Большую: Некоторые педиатры не знатоки хирургии (A), а значит, некоторые терапевты не являются педиатрами (B),поскольку некоторые терапевты не знатоки хирургии (C).
3. Меньшую: Все благоразумные люди желают успеха нашей перестройке (A). Однако так называемые демократы не желают перестройке успеха (B), а значит, они не являются благоразумными людьми (C).
4. Большую: Никакая тирания не является приемлемой формой правления (A), так как все приемлемые формы правления ведут к прогрессу общества (B), а никакая тирания не ведет к прогрессу общества (C).
5. Меньшую: Некоторые истеричные люди не опасны (A), а все преступники опасны (B). Значит, некоторые истеричные люди не преступники (C).
1. Заключение А, больший термин «православные», большая посылка С.
2. Заключение В, больший термин «педиатр», большая посылка А.
3. Заключение С, меньший термин «так называемые демократы» (в тексте местоимение «они»), меньшая посылка В.
4. Заключение А, больший термин «приемлемая форма правления», большая посылка В.
5. Заключение С, меньший термин «истеричные люди», меньшая посылка А.
Перейти к следующему вопросу
Задание 3.4 Какая посылка опущена в приведенном силлогизме, большая или меньшая.
1. Всякий человек, правильно выражающий общественное мнение относится к людям с хорошей деловой хваткой. Значит, ни одна телезвезда не относится к людям с хорошей деловой хваткой.
2. Ни один страус не умеет летать, а значит, ни один страус не имеет крыльев.
3. Слабые люди — не лидеры рабочего движения, потому что они не настоящие демократы.
4. Некоторые неприятные вещи полезны, так как некоторые из огорчений полезны.
5. Ни один амбициозный человек не является подлинным демократом. Значит, ни один подлинный демократ не втянут в большую политику.
1. Меньшая, в приведенной посылке отсутствует термин «телезвезда». 2. Большая, в посылке нет термина «птица, имеющая крылья». 3. Большая, термин «лидеры рабочего движения» отсутствует в посылке. 4. Меньшая, термин «неприятные вещи» отсутствует в посылке. 5. Большая, термин «человек, втянутый в большую политику» отсутствует в посылке.
Перейти к следующему вопросу
Задание 3.5 Даны схемы умозаключений. Определить, какая из них представляет силлогизм, какая умозаключение по квадрату, и какая — умозаключение с помощью операции на простым категорическим суждением.
SeP 2. SiP // PiS 3. SaM // SaP 4. SeP // PeS 5. SeP //
1. Квадрат, субъект и предикат те же самые, по противоположности.
2. Операция обращение, два термина в умозаключении, субъект и предикат поменялись местами.
3. Силлогизм, три термина, опущена большая посылка.
4. Операция, два термина поменялись местами.
5. Квадрат, 2 термина на своих местах, по противоречию.
6. Силлогизм, три термина, опущена большая посылка.
Перейти к следующему вопросу
Задание 3.6 Определить фигуру категорического силлогизма. Учтите, что некоторые из приведенных примеров умозаключений не являются простыми категорическими силлогизмами. В этом случае надо определить, как получено соответствующее заключение.
1. Некоторые педиатры не знатоки хирургии, а значит, некоторые терапевты не являются педиатрами, поскольку некоторые терапевты не знатоки хирургии.
2. Все люди разумны, ни одна улитка — не человек, а значит, ни одна улитка не является разумной.
3. Всякий искусственный спутник представляет собой научное достижение, а значит, некоторые научные достижения не принадлежат СССР, так как некоторые искусственные спутники не принадлежат СССР.
4. Все дисциплинированные люди состоят в какой-то общественной организации, так как все люди, состоящие в какой-то общественной организации, платят взносы, а все, кто платят взносы — дисциплинированные.
5. Ни один выпускник ВУЗа не является человеком, не умеющим писать. Однако все люди, не умеющие писать, читают плохо. Значит, ни один выпускник ВУЗа не читает плохо.
6. Никакой мудрый человек не является пророком, значит, никакой пророк — не мудрец.
7. Некоторые из философов много занимались математикой. Значит, некоторые ученые — философы, так как все ученые много занимаются математикой.
8. Ни один упрямец, не склонный признавать свои ошибки, не является хорошим учителем; но поскольку некоторые образованные люди являются упрямцами, не склонными признавать свои ошибки, постольку некоторые из хороших учителей не относятся к образованным людям.
9. Ни одна из атомных подводных лодок не является коммерческим судном, а значит, ни один военный корабль не является коммерческим судном, так как все атомные подводные лодки — военные корабли.
10. Надеждой для страждущего мира является узкий и прямой путь ненасилия. Значит, безнадежность для страждущего мира не состоит в следовании узким путем ненасилия.
1. вторая 2. первая 3. третья 4. четвертая 5. первая 6. обращение 7. вторая 8. четвертая 9. третья 10. контрапозиция
Перейти к следующему вопросу
Задание 3.7 Определите, какое из сочетаний распределенности терминов характеризует каждое из следующих суждений.
A. Субъект распределен, предикат распределен.
B. Субъект распределен, предикат не распределен.
C. Субъект не распределен, предикат распределен.
D. Субъект не распределен, предикат не распределен.
1. Все двигатели внутреннего сгорания работают на бензине. 2. Некоторые двигатели внутреннего сгорания не работают на бензине. 3. Ни один V-образный двигатель не является надежным. 4. Некоторые автомобили потребляют мало бензина. 5. Зайцы не умеют плавать. 6. Желтый цвет относится к ярким. 7. Некоторые оттенки желтого цвета насыщены. 8. Некоторые цветы не издают запаха. 9. Некоторые двери открыты. 10. Ни одна дверь не ставится напрасно.
1-B, суждение общее (значит, субъект распределен) и утвердительное (значит, предикат не распределен). 2-C, суждение частное (значит, субъект не распределен) и отрицательное (значит, предикат распределен). 3-A,суждение общее (субъект распределен) и отрицательное (предикат распределен). 4-D,суждение частное (субъект не распределен) и утвердительное (предикат не распределен). 5-A, суждение общее, подразумевается «Все зайцы не умеют плавать» (субъект распределен)и отрицательное (предикат распределен). 6-B, суждение общее, подразумевается, что речь идет обо всех оттенках желтого (субъект распределен) и утвердительное (предикат не распределен). 7-D, суждение частное (субъект не распределен) и утвердительное (предикат распределен). 8-C, суждение частное (субъект не распределен) и отрицательное (предикат распределен). 9-D, суждение частное (субъект не распределен) и утвердительное (предикат не распределен). 10-A, суждение общее (субъект распределен) и отрицательное (предикат распределен).
Перейти к следующему вопросу
Задание 3.8
(А) Во-первых, для каждого из приведенных примеров силлогизма указать, в какой из посылок, — большей, меньшей, в обеих, ни в какой — распределен средний термин.
(B) Во-вторых, проанализируйте силлогизм каждого из примеров с помощью правил силлогизма, и определите правильность. Если имеется ошибка, то укажите, какое именно из правил силлогизма нарушено. При этом проведите поиск в примерах с 1 по 3 до первой ошибки, а в примерах с 4 по 7, исключительно в учебных целях, найдите все ошибки; затем, для примеров с 8 по 10 опять перейдите на поиск до первой ошибки.
1. Некоторые уютные города не являются старыми. Ни один старый город не является маленьким. Значит, некоторые маленькие города уютны. 2. Некоторые зеленые города не являются промышленными. Некоторые большие города зелены. Значит, некоторые большие города не являются промышленными. 3. Некоторые зеленые города не являются промышленными. Ни один зеленый город не является большим. Значит, некоторые большие города не являются промышленными. 4. Некоторые промышленные города большие. Некоторые промышленные города зеленые. Значит, некоторые зеленые города — большие. 5. Некоторые большие города зелены. Все большие города промышленные. Значит, ни один промышленный город не является зеленым. 6. Все уютные города старые. Все уютные города маленькие. Значит, все маленькие города старые. 7. Все уютные города старые. Некоторые уютные города маленькие. Значит, некоторые маленькие города старые. 8. Все уютные города старые. Ни один маленький город не является старым. Значит, ни один маленький город не является уютным. 9. Все старые города уютны. Ни один уютный город не является маленьким. Значит, ни один маленький города не является старым. 10. Ни один промышленный город не является зеленым. Некоторые большие города зелены. Значит, некоторые большие города не являются промышленными.
1. Средний термин «старый город», распределен в обеих посылках. В посылке с термином «уютный город» (первое предложение), т.е. меньшей посылке, он выполняет роль предиката, а суждение само отрицательное — значит, термин «старый город» распределен. В посылке с термином «уютный город» (второе предложение), т.е. большей посылке, средний термин «старый город» является субъектом общего суждения, а значит, тоже распределен. 2. Меньший термин «большие города», больший — «промышленный город» (субъект и предикат заключения). Тогда средний термин — «зеленый город». В большей посылке (первое предложение, содержит больший термин «промышленный город») это субъект, а суждение частное, и поэтому средний термин не распределен. В меньшей посылке (второе предложение, содержит меньший термин «большие города») это предикат, а суждение утвердительное, значит, средний термин не распределен. Ответ: средний термин не распределен в обеих посылках. 3. Термин «большой город» меньший (субъект заключения), «промышленный город» — больший (предикат заключения). Средний термин «зеленый город». В большей посылке (первое предложение) он не распределен, как субъект частного суждения. В меньшей посылке (второе предложение) он распределен как субъект общего суждения. Ответ: средний термин распределен только в меньшей посылке. 4. Меньший термин «зеленый город» (субъект заключения), больший термин «большой город» (предикат заключения). Средний термин «промышленный город» не распределен в большей посылке (первое предложение) как субъект частного суждения, и не распределен в меньшей посылке (второе предложение) по той же причине. Ответ: средний термин не распределен в обеих посылках. 5. Меньший термин «промышленный город», больший — зеленый город. Средний термин «большой город» не распределен в большей посылке (первое предложение) как субъект частного суждения, и распределен в меньшей посылке (второе предложение) как субъект общего суждения. Ответ: средний термин распределен только в меньшей посылке. 6. Меньший термин «маленький город» (субъект заключения), больший — «старый город» (предикат заключения). Средний термин «уютный город» распределен в большей посылке (первое предложение) как субъект общего суждения, а также и в меньшей посылке, по той же причине. 7. Меньший термин «маленький город» — это субъект заключения. Больший термин «старый город» — это предикат заключения. Средний термин «уютный город» распределен в большей посылке (первое предложение) как субъект общего суждения, и не распределен в меньшей посылке как субъект частного суждения. Ответ: средний термин распределен только в большей посылке. 8. Меньший термин «маленький город», это субъект заключения. Больший термин «уютный город», это предикат заключения. Средний термин «старый город» не распределен в большей посылке (первое предложение), потому что он там предикат утвердительного суждения. Но он распределен в меньшей посылке, так здесь он предикат отрицательного суждения. Ответ: средний термин распределен только в меньшей посылке. 9. Меньший термин «маленький город», это субъект заключения. Больший термин «старый город», так как это предикат заключения. Средний термин «уютный город» распределен в большей посылке (первое предложение), потому что он там субъект общего суждения, а также распределен и в меньшей посылке, поскольку опять является субъектом общего суждения. Ответ: средний термин распределен в обеих посылках. 10. Меньший термин «большой город», это субъект заключения. Больший термин «промышленный город», это предикат заключения. Средний термин «зеленый город» распределен в большей посылке (первое предложение), так как он там предикат отрицательного суждения, но не распределен в меньшей посылке, потому что он там предикат утвердительного суждения. Ответ: средний термин распределен только в большей посылке.
1. Силлогизм неправильный. Обе посылки отрицательные. 2. Силлогизм неправильный. Обе посылки частные. 3. Силлогизм неправильный. Обе посылки отрицательные. 4. Силлогизм неправильный. Ошибки: а) две частные посылки; б) нераспределенное среднее («промышленный город»). 5. Силлогизм неправильный. Ошибки: а) общее заключение при частной посылке; б) расширение меньшего термина «промышленный город» — он не распределен в посылке, но распределен в заключении; в) расширение большего термина «зеленый город» — он распределен в заключении, и не распределен в посылке. 6. Силлогизм неправильный. Меньший термин «маленький город» расширился он не распределен в посылке, но распределен в заключении. 7. Силлогизм правильный. 8. Силлогизм правильный. 9. Силлогизм правильный. 10. Силлогизм правильный.
Перейти к следующему вопросу
Задание 3.9 Определите, правилен ли силлогизм. Если есть ошибка, укажите, какое из правил силлогизма нарушено.
1. Все, полученное научным методом, правильно. Классическая физика не правильна. Значит, она не получена научным методом. 2. Все большие города имеют парки. Некоторые промышленные города большие. Значит, некоторые промышленные города имеют парки. 3. Ни один большой город не имеет парка. Все большие города — промышленные. Значит, некоторые промышленные города не имеют парков. 4. Некоторые большие города имеют парки. Некоторые промышленные города имеют парки. Значит, некоторые промышленные города большие. 5. Ни одна трава не является мхом. Все мхи растут в тропиках. Значит, некоторые растения, которые растут в тропиках, не являются травами. 6. Все мхи растут в тропиках. Все травы растут в тропиках. Значит, все травы суть мхи. 7. Ни один мох не является травой. Все растения в тропиках — травы. Значит, ни одно тропическое растение — не мох. 8. Ни один мох не растет в тропиках. Некоторые травы — мхи. Значит, некоторые травы не растут в тропиках. 9. Ни одна трава — не мох. Некоторые травы — тропические растения. Значит, некоторые тропические растения — не мхи. 10. Все травы растут в тропиках. Некоторые мхи растут в тропиках. Значит, некоторые мхи — травы.
1. Правильный. 2. Правильный 3. Правильный 4. Неправильный силлогизм — две частных посылки. 5. Правильный. 6. Неправильный силлогизм — не распределено среднее. 7. Правильный. 8. Правильный. 9. Правильный. 10. Неправильный силлогизм — не распределено среднее.
Источник