- Чувство правды
- Сценическая правда
- Чувство правды
- Первый этап. Правда в простых физических действиях
- Второй этап. Развитие логики и последовательности
- Отзывы и комментарии
- ЧУВСТВО ПРАВДЫ, ЛОГИКА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
- Читайте также
- Глава 9. ЛОГИКА
- Логика жизни
- Железная логика
- Логика и естествознание
- Глава III. Логика
- ЗАПАДНАЯ ЛОГИКА
- Последовательность действий элементов боевого порядка
- СТАРАЯ ЛОГИКА
- Глава III. ЛОГИКА
- Правильная последовательность
- Логика
- 9. Философская логика
- ЛОГИКА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Чувство правды
Театр перестал быть развлечением, театр стал мудростью.
Описывая свои впечатления после сеанса хорошего фильма или просмотра театрального представления, мы часто прибегаем к восторженным оценкам – фразам «как правдоподобно сыграл», «актер прочувствовал эту роль», «он воплотился в своего героя». Бывает наоборот, и в таком случае в ход идут определения «наигранность», «отсутствие жизни», «отбывание роли». В каждом из нас живет Станиславский с его «Не верю!». Не режиссерским приемом, а обывательским отношением в позитивном смысле, ведь именно так и оценивается игра актеров и постановка в целом. Отсюда, грубо говоря, и понимание в системе К. С. Станиславского чувства правды и веры как важного элемента сценического действия. В этой статье мы постараемся разобраться с вопросами, что делает игру актера правдивой и как этого достичь.
Сценическая правда
С точки зрения актерского мастерства правда бывает двух видов. Первый – подлинная правда (или «быль» словами А. Н. Торцова) – это те чувства и состояние, которые мы переживаем на самом деле. «В плоскости реальной действительности подлинная правда и вера создаются сами собой». В жизни если человек что-то делает, это происходит по-настоящему, ему не нужно играть. Например, если нужно спросить дорогу, он просто обратится к прохожему, будучи действительно заинтересованным в получении ответа.
«Но когда этой действительности нет на подмостках, и там происходит игра, то создание правды и веры требует предварительной подготовки. Она заключается в том, что сначала правда и вера зарождаются в плоскости воображаемой жизни, в художественном вымысле, а потом они переносятся на подмостки». Это второй вид – художественная или сценическая правда.
Чтобы показать разницу, К. С. Станиславский в «Работе актера над собой» приводит пример с поиском пропавшей сумочки с деньгами одной из актрис. Когда ее нашли, Торцов попросил обыграть ситуацию еще раз, только теперь все принимающие участие знали, где она находится. Такой же истинности как в первый раз достичь не удалось. Это и есть сутью проблемы. Не только зрителю, а и артисту трудно поверить в искренность умирающего от удара картонного кинжала Отелло. Но этого и не нужно, ведь правда – это не вера в декорации и ситуацию, а подлинность чувств и переживаний момента. Важно то, насколько актер способен понять и прожить происходящее, если бы оно было действительным для него. Правда вещей лишь способствует этому.
Чувство правды
Многие исследователи жизнедеятельности К. С. Станиславского делят театральное искусство на 2 периода – до и после него. «До» в театре «играли». «После» Станиславского актеры в театре стали «жить». Под этим «жить» и подразумевается чувство правды и веры, которое каждый актер должен в себе культивировать.
Великий педагог написал: «Необходимо развивать в себе артистическую чуткость к правде. Правда, то, во что искренне верит артист; и даже явная ложь должна стать в театре правдой для того, чтобы быть искусством. Для этого артисту необходимо сильно развитое воображение, детская наивность и доверчивость, артистическая чуткость к правде и к правдоподобному в своей душе и в своем теле. Все эти свойства помогают ему превращать грубую сценическую ложь в тончайшую правду своего отношения к воображаемой жизни».
В соответствии с определением, чувство правды – это то, во что актер верит на сцене или на экране. По утверждению исследователей творческого наследия К. С. Станиславского, он требовал не правдивой игры роли героя, а перевоплощения в него. Для артиста сцены намного важнее способность к внутреннему преображению, возможность смотреть на происходящее глазами персонажа, а не натурализм и имитация правды.
Но что приводит к фальши и лжи на сцене? Это так называемый «физический зажим» – различные состояния, которые притупляют реализм и естественность. Они мешают передать чувство в его чистом виде. Чаще всего это бывает из-за желания актера выгодно показать себя, отличиться, подчеркнуть несущественные для игры детали (например, грациозное движение со стулом); могут препятствовать также излишняя скованность, самоконтроль, смущение, напускные эмоции.
Избавиться от этих недостатков и развить чувство правды и веры, согласно системе Станиславского, можно в 2 этапа.
Первый этап. Правда в простых физических действиях
Физические действия – это половина жизни роли актера на сцене. Начинать с выполнения простых и малых физических действий стоит потому, что вызвать правду в них легче, чем в области переживаний и эмоций. В обычной жизни мы нервно ходим, ожидая опоздавшего друга, наливаем и пьем чай, вдеваем нитку в иголку и шьем. Связанные с этими операциями процессы подчинены нашему сознанию, они устойчивы и понятны, а значит, в правдивости действия рождается и правдивость чувства.
Для выработки правды физических действий применяются упражнения на беспредметное действие (действие с «пустышкой»). Это задания, которые учащийся проделывает с воображаемыми предметами. Условие беспредметности очень важно, ведь при работе с реальными вещами действие зачастую совершается интуитивно и механично, что мешает осознанию полного процесса.
Примеры таких упражнений с «пустышкой»: сварить кофе; написать письмо; одеться на работу; замесить тесто, испечь пирожки; читать книгу, делая заметки в блокноте; подмести и помыть пол; почистить обувь; собрать чемодан.
Выполняя их, нужно строго соблюдать последовательность, не упуская из вида ни одной детали. Вначале нужно делать все более медленно, чем в реальной жизни, сосредотачиваться на каждом шаге. Позже, когда выработается способность так же быстро и точно проделывать с «пустышкой» то же, что и с реальными предметами, задание нужно усложнить. К действию добавляется конкретное условие и ситуация обыгрывается по-другому. Например, если беспредметное действие – сложить вещи в чемодан, усложнить его можно условиями для разных ситуаций: рабочей командировки, где нужны деловые костюмы и ноутбук, или отдыха, где пригодятся маска и плавки/купальник.
Второй этап. Развитие логики и последовательности
За, казалось бы, механическими действиями в реальной жизни стоят подсознательные процессы и инстинкты. Но на сцене действие происходит в вымышленной ситуации, перенести механичность на которую сложно. Поэтому все свои действия актер должен подчинять логике и последовательности. Представление является чем-то завершенным и целостным, поэтому логика действия очень важна, она связывает композицию, где каждый шаг имеет причину и следствие. Второй этап, по сути, означает умение организовать в единое звено мелкие физические действия первого этапа.
Приведем пример. Собирание чемодана для поездки в отпуск подразумевает наличие логично-последовательной связи. Чемодан откуда-то появился (его достали из антресоли или купили в магазине), потом протерли от пыли, стали складывать вещи. Закончив паковать, настроили код замка и закрыли. Для актерской игры эти, на первый взгляд, мелочи важны. Мимо внимания зрителя не пройдет тот факт, что, например, достав из пыльного чулана чемодан, герой сразу бросает его на диван и начинает складывать туда вещи. В реальной жизни так никто бы не поступил.
Чтоб избежать подобных логических ошибок выполняются усложненные упражнения из первого этапа. Например, комплекс «пустышек» под общим названием «генеральная уборка». Здесь вы должны не только подмести или вымыть пол, а полностью убраться в квартире, следуя логике уборки: сложить в шкаф разбросанную по квартире одежду, навести порядок на журнальном и письменном столе, протереть пыль, пропылесосить и т. д.
Другой тип задания – соединение разных простых физических действий, которые изначально не связаны общей логической линией. Условная ситуация может быть такой: распаковать чемодан; написать записку; погладить рубашку; приготовить яичницу. Обыграть ее можно так: человек возвращается из командировки, заходит домой, разбирает чемодан, достает важные документы и ноутбук. Готовит себе завтрак – яичницу, съедает ее. Переодевается в чистую свежевыглаженную рубашку. Пишет записку жене, что сегодня собрание совета директоров и, возможно, придет домой позже, чем обычно. Во время работы над заданием последовательность устанавливается самим учеником. Важно чтоб все эти действия раньше (на первом этапе) уже выполнялись по отдельности.
Описанные упражнения по большей части командные, после выполнения каждого из них под руководством педагога происходит обсуждение этюда. Указываются недостатки и пропущенные шаги, которые нарушают логику, а значит и правду.
Детальную характеристику упражнений приведенных в этой статье, а также многих других, можно найти в книге театрального педагога и режиссера Л. П. Новицкой «Уроки вдохновения». Об особенностях правдивости ощущений и эмоций актера читайте в статье нашего блога, посвященной эмоциональной памяти.
Отзывы и комментарии
Ниже вы можете оставить комментарий с обсуждением тематики статьи или интересующим вопросом.
Источник
ЧУВСТВО ПРАВДЫ, ЛОГИКА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
ЧУВСТВО ПРАВДЫ, ЛОГИКА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Алексей Толстой в статье «Гений его живет» писал: «Станиславский призвал актера жить на сцене, жить, ища большую правду и передавая ее зрителям. Театр перестал быть развлечением, театр стал мудростью. […] Константин Сергеевич, выпытывая у актера правду, не удовлетворяясь только приближением, только „похожестью“, говорил обычно: „Не верю“. Это было высшим критерием — „верю“ и „не верю“. Он знал эту правду высшего реализма и учил ей всех — всю свою жизнь — страстно, фанатически, сурово, безусловно. Художественная правда стала достоянием мировой сцены».[101]
Ну а мудрость, как известно, держится на истине, на правде.
В жизни подлинная правда и вера создаются сами собой, в ходе развертывающихся событий, действий и поступков людей. Но на сцене, как говорит К. С. Станиславский, «…создание правды и веры требует предварительной подготовки. Она заключается в том, что сначала правда и вера зарождаются в плоскости воображаемой жизни, в художественном вымысле, а потом они переносятся на подмостки».[102]
Что же такое сценическая правда? Сценической правдой мы называем то, во что верит артист во время своего творчества на сцене. Ведь артист не может да и не должен верить в действительность окружающей его декорации; он должен верить в подлинность своего ощущения, переживания и физического действия при данных предлагаемых обстоятельствах. Чем больше веры, тем искреннее живет артист на сцене.
В каждый момент нашего пребывания на сцене мы должны верить в правду переживаемого чувства и в правду производимых действий.
Добиться правды производимых действий и переживаемых чувств и веры в них помогают нам логика и последовательность. Они создают в творчестве порядок, стройность, ясность цели, помогают вызывать подлинное, продуктивное и целесообразное действие и подлинное последовательное чувствование. «Сценическая правда должна быть подлинной, неподкрашенной, но очищенной от лишних житейских подробностей. Она должна быть по-реальному правдива, но опоэтизирована творческим вымыслом».[103]
Изучение этих элементов — чувства правды, логики и последовательности следует вести по двум этапам: первый этап — найти, вызвать и почувствовать правду и веру в области тела (в малых, простых физических действиях); второй этап — развить логику и последовательность.
Читайте также
Глава 9. ЛОГИКА
Глава 9. ЛОГИКА Лейтенант Дремов получил приказание немедленно прибыть в штаб полка.— Есть прибыть! — откликнулся он по телефону и недоуменно поглядел на трубку: не ослышался ли он? Но в трубке уже пищал зуммер, напоминая, что разговор окончен.Неужели комбат доложил, что в
Логика жизни
Логика жизни К чему тебе логика мысли, Коль сердце трепещет пока, И в небе хрустальном повисли Крахмальным бельем облака? Вино ли, нектар ли, кумыс ли Туманят, дурманят слегка, Пока превращаются листья В надгробную плоскость пенька. Утрачена радость. И разом Во тьме
Железная логика
Железная логика Бухарский плов – «Ош-и софи». 2014 г. Фото автора.«…Не одобряется, если кто-либо из присутствующих выбирает исключительно кусочки мяса, оставляя своим „соседям“ рис. В этом случае, можно вполне заслуженно получить затрещину от отца (если за столом все
Логика и естествознание
Логика и естествознание Но приобретение, и не одно, получила все же логическая наука. Здесь завоевания Лейбница весьма значительны, и его рационализм не только не препятствовал, но, наоборот, способствовал разработке аппарата логики, а метод Лейбница привел к
Глава III. Логика
Глава III. Логика а) Бытие Как известно, «Феноменология духа» является введением к гегелевской философии в целом. В результате анализа «являющегося», «феноменологического знания» Гегель приходит к выводу, что основой мира является абсолютная идея. Она развивается по
ЗАПАДНАЯ ЛОГИКА
ЗАПАДНАЯ ЛОГИКА Один из моих первых советников, профессор конституционного права МГИМО Виктор Даниленко, часто присутствовал на наших переговорах с чиновниками разного уровня. Каждый раз, когда я пытался привести логические аргументы, он раздраженно шипел: «Опять ты со
Последовательность действий элементов боевого порядка
Последовательность действий элементов боевого порядка Всю операцию можно разделить на следующие этапы: подготовительный, выдвижение на исходные рубежи и позиции, захват и уничтожение объекта, отход, разбор действий участников.Подготовительный этап – сбор информации
СТАРАЯ ЛОГИКА
СТАРАЯ ЛОГИКА В октябре 1857 года на выборах, проведенных на основе новой конституции, Комонфорт был избран президентом, а Хуарес стал председателем Верховного суда, что по конституции механически делало его и вице-президентом.23 октября губернатор штата Оахака получил от
Глава III. ЛОГИКА
Глава III. ЛОГИКА Вклад аш-Шейха ар-Раиса в развитие Аристотелева «Органона» общепризнан. Тем не менее было бы несправедливо игнорировать и источники, которыми он вдохновлялся, обогащая логику Стагирита. Среди них следует упомянуть произведения греческих комментаторов и
Правильная последовательность
Правильная последовательность Отец Василий Швец послал нас в Санкт-Петербург, сказав: «Побываете у блаженной Ксенюшки, потом на Карповке (в Иоанновском ставропигиальном женском монастыре, основанном отцом Иоанном Кронштадтским. – Прим. авт.), потом поедете к Любушке».
Логика
Логика Аристотель считается основателем логики как науки, хотя сам философ, как мы уже писали выше, не относил логику к числу наук, а считал ее неким универсальным инструментом всех других наук. Само слово «логика» было введено комментатором Аристотеля Александром
9. Философская логика
9. Философская логика Когда я понял, что философия — не наука в смысле принуждающего и значимого абсолютно для всех знания, то это никоим образом не было воспринято мною так, будто философствование пребывает во власти произвола, настроения, субъективного вкуса. Напротив,
ЛОГИКА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
ЛОГИКА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ Станиславский говорил, что работа по освобождению мышц, внутренние и внешние действия, предлагаемые обстоятельства, «если бы», воображение — очень важные факторы в деятельности актера, но не единственные. Будущему артисту нужно постоянно
Источник