- в к у с
- в к у с
- Почему мы считаем красивое красивым?
- 9 законов нейроэстетики
- 1. Решение проблем восприятия
- 2. Отвращение к сходному мнению
- 3. Закон максимального смещения
- 4. Контраст
- 5. Группировка
- 6. Изоляция
- 7. Ритм, повтор
- 8. Симметрия
- 9. Визуальная метафора
- «Здесь так красиво, я перестаю дышать!»: чьим именем назван синдром, когда от красоты падаешь в обморок?
в к у с
Чувство, понимание изящного, красивого
• о нем не спорят
• тонкое чувство эстета
• способность оценить не пробуя
• развитие этого — одна из задач эстетического воспитания
• что у лимона кислое?
• кислый у лимона
• горечь или кислота
• смачное качество пищи
• на него товарища нет
• он может изменить женщине, не приходясь ей ни мужем, ни любовником
• одно из чувств человека
• ощущение на языке
• то, о чем не спорят
• он есть у стильно одетых
• умение видеть прекрасное
• отменный у дегустатора
• поговорочный партнер цвета
• ваш собственный советчик при выборе одежды
• на его и цвет товарищей нет
• на . и цвет товарища нет
• на него, и на цвет, товарищей нет
• может изменить женщине, но не муж
• самое тонкое чувство, если оно есть
• чувство на языке
• «на . и цвет товарища нет» (погов.)
• какое чувство оценивает пищу?
• партнер цвета по подбору товарищей
• одно из внешних чувств
• утонченный у гурмана
• «и мир на миг преобразился, и странно изменился . вина»
• сладкий у мести
• умение красиво одеваться
• помогает в выборе одежды
• Способность к эстетическому восприятию
• На него, как на цвет, товарищей нет
• Одно из внешних чувств человека и животных, органом которого служит слизистая оболочка языка и полости рта
• «На . и цвет товарища нет» (погов.)
• «Собрат» цвета по отсутств. товарищей
• «и мир на миг преобразился, и странно изменился . вина»
• какое чувство оценивает пищу
• м. смак, одно из пяти внешних чувств, которого орудия расположены во рту, главнейшие в языке, для распознания некоторых свойств пищи, как сладости, горечи, кислоты, солоности, пресноты, и пр. Самое свойство разнообразия пищи и отведываемых на язык предметов. Вкус и обоняние чувства личные; зрение, слух и осязание общие. меня горький вкус, и все горько. яблоках этих вкус не хорош; они дурны на вкус. Рыба навага вкусом походит на треску. По вкусу, конины от говядины не распознаешь. На вкус, на цвет мастера (товарища) нет, что кому нравно. Кушанье познается по вкусу, а святость по искусу. Не разжевав, вкусу не узнаешь. По готовой работе вкусен обед. По работа еда вкусней. Гладок, мягок, да на вкус гадок. За вкус не берусь, а горяченько, да мокренько будет. Не тем вкусом, а сыты будем. *Понятие о прекрасном, в художествах; чувство изящного, красоты, приличия и угодливости для глаз. Пошиб иконописное род, вид, стиль, школа, отличительные свойства художественного произведения, как общий признак школы или рода. вкусе не спорь. Дом отделан со вкусом. этого художника много вкуса; он строит в руском вкусе, в мавританском. Вкусный, приятный на вкус, угодный чувству вкуса, добросъедомый, южн. смачный, народное, сладкий. Вкусность ж. свойство, качество вкусного. Вкусня ж. астрах. кусня, кусница, яичница с ломтями белого хлеба на молоке и масле. Вкушать, вкусить что, чего, отведывать пищу или питье; употреблять в пищу, есть или пить. *Наслаждаться чем; принимать в себя что невещественное. Вкушать радость, жизнь. Он вкусил смерть. -ся, быть вкушаему. Вкушание ср. длит. вкушенье окончат. действ. по глаг
Источник
в к у с
Чувство, понимание изящного, красивого
• о нем не спорят
• тонкое чувство эстета
• способность оценить не пробуя
• развитие этого — одна из задач эстетического воспитания
• что у лимона кислое?
• кислый у лимона
• горечь или кислота
• смачное качество пищи
• на него товарища нет
• он может изменить женщине, не приходясь ей ни мужем, ни любовником
• одно из чувств человека
• ощущение на языке
• то, о чем не спорят
• он есть у стильно одетых
• умение видеть прекрасное
• отменный у дегустатора
• поговорочный партнер цвета
• ваш собственный советчик при выборе одежды
• на его и цвет товарищей нет
• на . и цвет товарища нет
• на него, и на цвет, товарищей нет
• может изменить женщине, но не муж
• самое тонкое чувство, если оно есть
• чувство на языке
• «на . и цвет товарища нет» (погов.)
• какое чувство оценивает пищу?
• партнер цвета по подбору товарищей
• одно из внешних чувств
• утонченный у гурмана
• «и мир на миг преобразился, и странно изменился . вина»
• сладкий у мести
• умение красиво одеваться
• помогает в выборе одежды
• Способность к эстетическому восприятию
• На него, как на цвет, товарищей нет
• Одно из внешних чувств человека и животных, органом которого служит слизистая оболочка языка и полости рта
• «На . и цвет товарища нет» (погов.)
• «Собрат» цвета по отсутств. товарищей
• «и мир на миг преобразился, и странно изменился . вина»
• какое чувство оценивает пищу
• м. смак, одно из пяти внешних чувств, которого орудия расположены во рту, главнейшие в языке, для распознания некоторых свойств пищи, как сладости, горечи, кислоты, солоности, пресноты, и пр. Самое свойство разнообразия пищи и отведываемых на язык предметов. Вкус и обоняние чувства личные; зрение, слух и осязание общие. меня горький вкус, и все горько. яблоках этих вкус не хорош; они дурны на вкус. Рыба навага вкусом походит на треску. По вкусу, конины от говядины не распознаешь. На вкус, на цвет мастера (товарища) нет, что кому нравно. Кушанье познается по вкусу, а святость по искусу. Не разжевав, вкусу не узнаешь. По готовой работе вкусен обед. По работа еда вкусней. Гладок, мягок, да на вкус гадок. За вкус не берусь, а горяченько, да мокренько будет. Не тем вкусом, а сыты будем. *Понятие о прекрасном, в художествах; чувство изящного, красоты, приличия и угодливости для глаз. Пошиб иконописное род, вид, стиль, школа, отличительные свойства художественного произведения, как общий признак школы или рода. вкусе не спорь. Дом отделан со вкусом. этого художника много вкуса; он строит в руском вкусе, в мавританском. Вкусный, приятный на вкус, угодный чувству вкуса, добросъедомый, южн. смачный, народное, сладкий. Вкусность ж. свойство, качество вкусного. Вкусня ж. астрах. кусня, кусница, яичница с ломтями белого хлеба на молоке и масле. Вкушать, вкусить что, чего, отведывать пищу или питье; употреблять в пищу, есть или пить. *Наслаждаться чем; принимать в себя что невещественное. Вкушать радость, жизнь. Он вкусил смерть. -ся, быть вкушаему. Вкушание ср. длит. вкушенье окончат. действ. по глаг
Источник
Почему мы считаем красивое красивым?
Что такое красота и почему она доставляет нам удовольствие? — Эти вопросы интересуют многих. Заинтересовали и британского ученого Семира Зеки.
Он исследовал обработку зрительной информации в мозге приматов и нашел универсальные природные механизмы зрительного восприятия. Он доказал, что чувство прекрасного заложено в нас самой природой. Соединив подходы нейробиологии, эстетики и когнитивной психологии, он создал нейроэстетику — раздел науки, объясняющий восприятие красоты человеком на уровне нервной системы.
Идеи нейроэстетики развил его коллега Вилейанур Рамачандран, изучающий зеркальные нейроны. Он научно доказал:
Зрительное восприятие — это не просто отражение увиденного в сознании, а толкование и суждение даже в простейшем акте восприятия. Не пассивная рефлекторная реакция сознания на поступающие данные, а активно формируемое в мозге мнение об увиденном.
Рамачандран сформулировал 9 законов нейроэстетики, которым подчиняется наше зрительное восприятие. Это решение проблем восприятия, отвращение к сходному мнению, максимальное смещение, контраст, симметрия, ритм и повтор, изоляция, группировка и визуальная метафора. Эти законы объясняют, почему мы считаем что-то красивым и получаем от этого удовольствие.
9 законов нейроэстетики
1. Решение проблем восприятия
Первый закон — решение проблем восприятия — сводится к тому, что наш мозг любит загадки, в том числе зрительные. Вспомните детскую игру пикабу, когда младенец смеется, закрывая глаза руками и открывая их. От природы нам нравится разглядывать картины, в том числе абстрактные. Сознанию человека нравится искать в них скрытые образы и разгадывать смысл.
В искусстве и внешности, нам больше нравятся секреты, недосказанность, поэтому, например, платье с глубоким вырезом красивее, чем нагота.
2. Отвращение к сходному мнению
Второй закон — отвращение к сходному мнению — связан с первым. Иллюстрируя его, В. Рамачандран приводит пример из своего детства. Он нарисовал рисунок с деревом между двух гор. Учитель объяснил ему, что это некрасиво, ведь в природе такая точка зрения почти невозможна. Наш мозг с подозрением относится к подобным совпадениям. Ему кажется, что это ловушка. Это выглядит неестественно, потому что природа разнообразна — это мозг усвоил за тысячи лет эволюции.
В таком случайном совпадении кругов с вырезами мозг человека видит треугольник:
В пятнах луны многие видят грустное лицо.
В произведениях искусства мы разглядываем знакомые образы, но слишком явные визуальные совпадения считаем некрасивыми.
3. Закон максимального смещения
Закон максимального смещения гласит: наиболее яркая реакция возникает на преувеличенную версию зрительного раздражителя. Птенцы чайки радуются, увидев клюв мамы, а точнее красное пятнышко на этом клюве («мама принесла еду»). Однако они также радуются обычной палочке с красной полоской. И приходят в полный восторг, если нарисовать две или три красных полоски на этой палочке.
Если мозгу что-то нравится, то мы хотим этого больше и больше.
Поэтому настоящие произведения искусства — это не просто копии объектов. Это сознательное преувеличение цветов, форм, движений и искажение реальности для создания преувеличенного зрительного стимула.
Следующие законы также связаны между собой. Это контраст, группировка и изоляция. Они сформировались в процессе поиска нашими предками еды, партнера или хищников в окружающей их среде. Приматы вглядывались в листву, траву, пытаясь увидеть интересующие их объекты.
4. Контраст
Принцип контраста помогал им отделить объекты от фона.
Мозг посылал сигнал радости, если обнаруживал искомое. И сегодня все изобразительное искусство построено на контрастных сочетаниях света и тени.
5. Группировка
Нейронный механизм группировки пятен в поисках очертаний предметов приводит к тому, что приматы радуются, когда распознают знакомые объекты в сочетании пятен. Также и наш мозг группирует мазки кисти в картинах. И мы так любим импрессионизм.
6. Изоляция
Принцип изоляции зрительного знака позволяет нам выделять главное, игнорируя остальное. Это необходимо мозгу, т. к. внимание — ценный ресурс, и фокусировка внимания нужна была нашим предкам, чтобы максимально быстро «выхватить» взглядом значимые признаки хищника (еды или партнера). В изобразительном искусстве мы также подсознательно ищем акценты. В картинах нас восхищает умение художника «ухватить» самое главное, например, передать характер человека с помощью нескольких линий.
7. Ритм, повтор
Ритм, повтор в нейроэстетике работает по аналогичной причине. Экономия внимания. Мозг пытается привести окружающий мир в систему, упорядочить визуальный хаос. Повторяемость объектов успокаивает, помогая мозгу предсказать, что будет дальше. Ритм в окружающем мире примата и в современной эстетике — это предсказуемость, упорядоченность и спокойствие.
8. Симметрия
Говоря о симметрии, В. Рамачандран ссылается на восприятие нашим мозгом внешности человека. Симметричные черты внешности говорят о здоровье, асимметрия ассоциируется с болезнью. Поэтому во многих произведениях искусства мы подсознательно тяготеем к симметрии, орнаментам и считаем их красивыми.
9. Визуальная метафора
Девятый принцип нейроэстетики — визуальная метафора — это связь несвязанных напрямую объектов. Ученые считают, что умение находить скрытые аналогии помогало нашим далеким предкам общаться в группе. Умение быстро и понятно объяснять свои идеи другим людям помогало выживать. Поэтому и сегодня визуальные метафоры так привлекательны для нас. Все мы знаем, как быстро тает мороженое в солнечный день, поэтому аналогия с глобальным потеплением понятна всем.
Другие примеры визуальных метафор — пистолет и сигарета как источник смерти, лампочка как метафора открытия, знания, лестница как метафора постепенного развития и карьеры. Во многих шедеврах заложены визуальные метафоры, расшифровка которых привлекает людей, и делает такие картины особенно красивыми.
Так 9 законов нейроэстетики помогают нам ответить на тот самый вопрос: что такое красота.
Источник
«Здесь так красиво, я перестаю дышать!»: чьим именем назван синдром, когда от красоты падаешь в обморок?
Знакомо ли вам чувство, когда от красоты пейзажа или вида чего-то грандиозного буквально «дух захватывает»? Оказывается, есть люди, которые реагируют на проявления прекрасного значительно более остро.
В 1979 году итальянский психиатр Грациэлла Магерини обратила внимание на несколько случаев неадекватного состояния посетителей галереи Уффици во Флоренции. Под воздействием красоты и предметов искусства эти посетители впадали в своеобразное расстройство личности с нарушениями дыхания, учащением пульса и чрезвычайно острыми проявлениями эмоций вплоть до истерии. Изучив более 100 подобных случаев, психиатр пришла к заключению, что имеет дело с особым синдромом, связанным с восприятием необычайных красот Флоренции.
Позже этому состоянию было присвоено имя французского писателя 19 века. Знаете ли вы, как называется этот синдром?
Французский писатель Мари-Анри Бейль в своей книге «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио» в 1817 году отмечал, что атмосфера Флоренции буквально лишала его чувств. Наблюдения писателя, описывающие его состояние, ощущения и эмоции от посещения колыбели Ренессанса спустя полтора века натолкнули ученых на мысль назвать обнаруженный во Флоренции синдром его именем. В итоге расстройство назвали по самому известному псевдониму писателя — синдром Стендаля.
Чаще всего этот синдром возникает во время визита в один из 50 музеев Флоренции. От переизбытка чувств и впечатлений посетитель оказывается поражён глубиной чувств, которые художник вложил в своё произведение. При этом он необычайно остро проявляет эмоции, иногда демонстрируя головокружения, галлюцинации и другие симптомы вплоть до потери координации и сознания. Нередки случаи, когда посетитель в приступе синдрома Стендаля начинал считать, будто он находится внутри картины, или вовсе пытался уничтожить произведение искусства.
Наиболее подвержены синдрому впечатлительные посетители музеев, как правило это одинокие люди с классическим или религиозным образованием. Несмотря на относительную редкость расстройста, охранников флорентийских музеев специально обучают, как вести себя с жертвами таких приступов.
Интересно, что некоторые группы людей оказались совсем невосприимчивыми к синдрому Стендаля, например, сами итальянцы: будучи с детства окруженными памятниками архитектуры и искусства, они имеют своеобразный иммунитет к этим приступам. Также не зарегистрированы случаи синдрома Стендаля у коренных жителей Америки и азиатов — вероятнее всего из-за того, что это не связано с их культурой.
Со временем понятие синдрома немного расширилось. На сегодняшний день приступы синдрома Стендаля регистрируют не только в музеях Флоренции, но и в галереях по всему миру. Также выяснилось, что подобное состояние болезненного экстаза может появиться как результат прослушивания прекрасной музыки, например классики эпохи романтизма.
Помимо произведений искусства симптомы этого расстройства могут вызывать чрезмерно красивые или впечатляющие виды в целом: красота природы и природных явлений, внешность красивых людей и животных, невероятные виды ночного города и пр.
От красоты «дух захватывает» — а у вас такое было?
Поставьте лайк, если эта статья вам понравилась и вы узнали что-то новое.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы проверить свои знания и узнавать интересные и любопытные факты обо всём на свете.
Источник