Чувство ответственности у младших школьников

Воспитание чувства ответственности у младшего школьника.
статья (2, 3 класс)

Материал содержит рекомендации о воспитании у детей младшего школьного возраста чувства ответсвенности.

Скачать:

Вложение Размер
vospitanie_chuvstva_otvetstvennosti_u_mladshego_shkolnika.docx 19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание чувства ответственности у младшего школьника

Каждому из нас приходилось встречать людей, которые любят жаловаться. На плохую работу, плохого начальника, коллег, родственников. В любой своей беде они обязательно находят виновных среди окружающих. Такой взгляд на жизнь типичен для человека, не способного брать на себя ответственность.

Ответственный человек все ситуации рассматривает с позиции: « Это сделал я. И я сам могу это исправить, если захочу». Человек, не умеющий брать на себя ответственность, считает, что он жертва обстоятельств и других людей. И все должны измениться, полюбить его и делать так, чтобы ему было удобно и комфортно. Ответственный человек всегда знает, что инициатива находится в его руках и что происходящее зависит от него. Чувство ответственности несовместимо с позицией жертвы. А это означает, что человек всегда что-то делает для достижения поставленных целей, сражается до конца и уверен, что победа будет за ним.

Об ответственности за свои поступки мы начинаем говорить или намекать ребёнку с раннего возраста. Сюжет о том, как тяжело даётся малышу признание в том, что это именно он разбил чашку или любимую мамину вазу, втихую съел сливы или варенье, встречается во многих детских книгах. И неспроста. Это действительно трудно – взять на себя ответственность за свои поступки и, в конечном счёте, за свою жизнь.

Особенно активно чувство ответственности формируется в период учёбы в начальной школе. У ребёнка появляются обязанности, которые нельзя отменить, нельзя переложить на других. Его учат работать по правилам, самому оценивать свои действия согласно общепринятым эталонам, воспитывают в нём стремление соответствовать им.

Если обучение идёт успешно, ребёнок начинает чувствовать себя ответственным и компетентным. У него появляется уверенность в своих силах, чувство созидания, стремление браться за любое дело. А в случае хронических неуспехов у ребёнка может сформироваться чувство некомпетентности и безответственность.

Современные дети начинают учиться задолго до поступления в школу, но часто взрослые стараются построить это обучение с учётом детского «хочу». Не хочешь читать сегодня – ладно, почитаем завтра; не нравится этот кружок или преподаватель – хорошо, поищем другой. Вчера помог маме убраться в квартире – ну ты просто молодец! Не захотел сегодня помогать – ну ничего, в другой раз поможешь. Другими словами, условия для дошкольного обучения в большинстве случаев выбираются максимально щадящие, и это правильно, так как они соответствуют возрастным особенностям детей.

С приходом в школу ситуация резко меняется. Теперь никакое «не хочу» ребёнка не может отменить необходимости ходить в школу, регулярно делать задания, работать столько минут, сколько длится урок и выполнять указания учителя независимо от того, нравятся они или нет.

По своим нервно-психическим возможностям здоровый ребёнок в этом возрасте уже сам в состоянии справляться с этими требованиями. Но далеко не все дети на первом этапе школьного обучения считают себя обязанными это делать, чувствуют свою ответственность за исполнение своих обязанностей. С большим или меньшим интересом, «поиграв в школу», некоторые дети пытаются выйти из этой наскучившей и слишком утомительной «игры» и вернуть себе право делать, что хочется и когда хочется.

В мягком варианте протест ребёнка выражается в небрежном выполнении школьных заданий, невнимании на уроках. В жёстком — в истериках по утрам, психосоматических заболеваниях (тошнота и боли в животе, небольшой подъём температуры, когда надо идти в школу). Существует множество промежуточных, а также нетипичных, индивидуальных вариантов. Дети проявляют удивительное психологическое чутьё, изобретая такие способы поведения, которые безотказно действуют на родителей. От исхода этой борьбы за своеволие зависит очень многое в их будущей жизни.

Жизнь каждого взрослого человека строится на балансе между «хочу» и «надо». Человек, в большинстве случаев отдающий предпочтение своему «хочу», в значительной мере асоциален. Он не удерживается долго на одной работе, не может сохранить свою семью и т.п. Человек, который, напротив, всегда делает выбор в пользу «надо», не живёт собственной жизнью. Он является орудием общества или других людей, предметом безжалостной эксплуатации со стороны окружающих.

В норме человек должен находить баланс между желаниями и обязательствами, при котором выполнение обязательств является необходимой базой для реализации желаний.

С поступлением в школу ребёнок попадает в ситуацию, которая вынуждает его почувствовать необходимость баланса между «хочу» и «надо», учит устанавливать и поддерживать этот баланс. Но зачастую без взрослых ребёнку не справиться. Именно их поддержка должна дать почувствовать малышу, что появление у него новых обязанностей и достойное их выполнение добавит ему новых прав и возможностей, новое уважение к нему как более взрослому и ответственному человеку.

Многие взрослые интуитивно начинают формировать у ребёнка ощущение тесной взаимосвязи между правами и обязанностями задолго до его поступления в школу. Например, родители просят ребёнка не отвлекать их от важного дела. Наградой ему будет похвала, высокая оценка его выдержки, но также и право на ответное уважительное отношение к его делам со стороны взрослых.

Желательно, чтобы похвала следовала непосредственно за одобряемым поведением, а вот расширение прав ребёнка, проявление к нему дополнительного уважения может быть отстрочено. В этом случае одно увязывается с другим комментарием взрослого. Дети, которых воспитывали подобным образом, как правило, легко воспринимают переход к школьной жизни. Для них это не путь от полного своеволия и безответственности к кабале обязанностей, с которыми несвязанно ничего хорошего, а расширение и изменение круга обязанностей, но одновременно и круга прав.

Описанный способ воспитания чувства ответственности у детей как будто бы сам проистекает из логики жизни. Он удобен и приятен и родителям, и детям. Почему же, несмотря на это, он практикуется не во всех семьях? Почему так часто в первый класс приходят дети, не знающие никаких обязанностей и не желающие их иметь, не знакомые с чувством долга и ответственности? Почему иной семилетний мальчик, повиснув на папе или маме, требует, чтобы они сидели с ним в школе, ничего не желая слушать о том, что им надо идти на работу? Почему некоторые мамы буквально выплясывают перед ребёнком, чтобы он согласился сделать уроки, и покорно лезут под стол доставать ручку, которую зашвырнуло туда рассерженное чадо? Почему первоклассник без всякого смущения, с полным ощущением собственной правоты может заявить: «Я не хочу делать это задание»?

Чаще всего причина коренится в том, что сами родители были воспитаны так, что долг и ответственность ощущают как бремя. В их собственной жизни «надо» задавлено «хочу», им самим не удалось найти и установить необходимый баланс между правами и обязанностями. И от этого «преждевременного» бремени они пытаются уберечь своих детей, говоря: «Ещё наработается».

Такое может случиться и с теми родителями, которые упорной борьбой с колоссальными усилиями добились того, что могут себе позволить заниматься лишь тем, что хотят и поступать так, как считают нужным. Своё достижение они распространяют и на близких, и, когда протес ребёнка относится не к их, а «всего лишь» к школьным требованиям, встают на его сторону: «Мой ребёнок будет делать то, что он хочет».

Такие родители очень легко подхватывают лозунг «учения с удовольствием», при этом толкуя его односторонне. Для них учение с удовольствием (как и работа с удовольствием) базируется на собственном «хочу». Хочу выучить. Хочу сделать. Хочу ходить в школу. Хочу делать домашнее задание. Такое представление нереалистично. Даже самое любимое дело не всегда хочется делать. Есть много дел скучных, но необходимых и в жизни, и в школе. И ребёнок должен привыкать к этому. Ведь удовольствие может доставлять не только удовлетворение своего «хочу», но и преодоление трудностей, исполнение долга. Наверное, основная доля удовольствий, которые получают люди от жизни, приходится именно на эту категорию. Я смог. Я сделал это, несмотря ни на что. Я поступил правильно. Я могу гордиться собой. Мной гордятся другие люди. Меня уважают.

Чтобы почувствовать удовольствие такого рода, ребёнку крайне необходима эмоциональная поддержка взрослых . Именно они должны на первых порах одобрять стремления ребёнка соответствовать принятым в обществе нормам, выражать восхищение по поводу его способности преодолеть самого себя. Особенно деликатными надо быть в случаях, когда ребёнок делает это после длительной внутренней борьбы. Ведь взрослому в подобной ситуации достаточно выразить радость за ребёнка, за его решимость – и этим его поддержать. К сожалению, очень часто это бывает у взрослого выражение радости за себя, за свою победу над ребёнком: «Давно бы так… Я так и знал….»

Если речь идёт о признании ребёнка в каком-то нехорошем поступке, наказывайте ребёнка за проступок, но обязательно хвалите его за то, что он взял на себя ответственность и признался.

Когда вина искуплена или когда наконец-то доделано неприятное дело, человек испытывает чувство разрядки напряжения, удовольствия. После слов извинения можно наконец-то включиться в общее дело; после отбытого наказания можно облегчённо вздохнуть, что всё закончилось; после выполненного домашнего задания можно с удовольствием погонять мяч с ребятами или с папой. Обращайте внимание ребёнка на эти положительные эмоции и радуйтесь вместе с ним.

А как быть, если ребёнок не готов признавать несоответствие своих поступков нормам, не готов признать свою вину? «Я не виноват. Он первый начал. Я только повторил». Эту фразу часто произносят дети в ответ на все увещевания. Действительно, начал не он. Он бросил камень по примеру одноклассника. Но именно его бросок причинил травму другому ребёнку. Произошла, в общем-то, случайность. Но чтобы не натворить беды впредь, ребёнок должен осознать связь между своей волей, своим действием и печальным результатом . В подобных случаях взрослым придётся не раз и не два вести с ребёнком воспитательные беседы, разъясняя, что ело не в том, кто виноват в конкретной ситуации, кого и как будут наказывать, а в том, что, совершая какое-либо действие, человек несёт за него ответственность . И потому именно ему, а не кому-то другому, придётся извиняться, чинить испорченную вещь или компенсировать её стоимость.

Кстати. За хорошие поступки ребёнок тоже ответственен и должен получить за них одобрение или заслуженную награду .

Постепенно, пережив множество напряжённых и часто неприятных ситуаций, малыш начинает испытывать удовольствие от того, что он соответствует положительному эталону. Именно тогда можно говорить, что он стал на путь, который приведёт его к ответственности, позволит стать по-настоящему ответственным человеком. Ответственным не по принуждению, а по желанию, согласно своему свободному выбору. Время обучения в начальных классах – это с точки зрения личностного развития ребёнка время формирования именно такого чувства ответственности.

Источник

Как воспитать у ребенка чувство ответственности ?
материал (3 класс)

Материалы и оборудование: на доске расположены таблички со словами «ответственность», «дисциплинированность», «настойчивость», «самостоятельность», «личный пример», «авторитет родителей», «инициативность»; листы с заданиями для обсуждения в группах; листы для теста; информационный буклет «Советы родителям: как воспитать ответственного ребенка».

Предварительная работа: к лассный руководитель готовит листы с заданиями для обсуждения в группах, тесты.

Форма проведения: беседа с элементами тренинга.

Цели : познакомить родителей с методами воспитания у младших школьников чувства ответственности; стимулировать полноценное общение родителей друг с другом

Скачать:

Вложение Размер
nosachenko_litsey_64_.razgovor_s_roditelskoy_obshchestvennostyu.doc 123 КБ
buklet_dlya_roditeley.docx 184.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Разговор с родительской общественностью».

Тема: «Как воспитать у ребенка чувство ответственности?»

Место проведения: МАОУ лицей № 48

Участники: родители учащихся третьего класса, классный руководитель.

Материалы и оборудование: на доске расположены таблички со словами «ответственность», «дисциплинированность», «настойчивость», «самостоятельность», «личный пример», «авторитет родителей», «инициативность»; листы с заданиями для обсуждения в группах; листы для теста; информационный буклет «Советы родителям: как воспитать ответственного ребенка».

Предварительная работа: классный руководитель готовит листы с заданиями для обсуждения в группах, тесты.

Форма проведения: беседа с элементами тренинга.

Цели: познакомить родителей с методами воспитания у младших школьников чувства ответственности; стимулировать полноценное общение родителей друг с другом.

Использованная литература: Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание. М., 1990; Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 1 — 4 классы. М., 2005.

Педагог. Уважаемые родители! Я рада сегодня встрече с вами. Каждый из нас хочет, чтобы наши дети были культурными, умными, добрыми, замечательными людьми. Я предлагаю сегодня обсудить очень важный вопрос: «Как воспитать у ребенка чувство ответственности?».

Выполнение теста «Незаконченное предложение».

Педагог. Перед вами на партах лежат чистые листочки. Предлагаю подумать и закончить предложение: «Быть ответственным — значит. ».

Родители выполняют задание.

Я вижу, что работа завершена, теперь давайте поделимся своими мыслями. Прошу по очереди прочитать ваши ответы (читаются ответы). Сейчас вы услышали мнение друг друга. А теперь я предлагаю послушать, что означает слово «ответственность» в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова: «Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них».

Ответственность — важное моральное качество личности. Как вы думаете ответственные ли Ваши дети? (ответы родителей).

Ответственным может быть тот, кто отдает полный отчет в своих действиях, кто может принять свои ошибки, кто понимает свой долг, свою обязанность в любых обстоятельствах, кто добросовестно трудится.

С чего начать воспитание ответственности? Приучать надо с детства. Человек не станет в будущем проявлять заботу о людях, если он сам в детстве не испытал ее. Это очень важно понять, прививая ребенку навыки ответственного отношения к делам и поступкам, которые он совершает. Очень важно, чтобы он ощущал себя нужным человеком, имеющим право голоса, активно участвующим в жизни семьи.

Анализ педагогических ситуаций по проблеме собрания.

Каждая группа родителей получает свою ситуацию для решения.

1 группа. 9-летний мальчик рассказывает: «У меня есть обязанность выносить мусор. Мне хочется вымыть пол или сходить в магазин за продуктами. Я предлагаю родителям свою помощь, а они говорят, что я еще маленький».

Задание: подумайте, правильно ли реагируют родители на предложение ребенка.

2 группа. В семье третьеклассницы подрастал братик, которому исполнилось 5 лет. Родители ни разу не оставляли с братом старшую дочь одну. Говорили ей, что она не сможет уследить за малышом. «Откуда вы знаете, что я могу, если вы не даете мне попробовать?» — говорила девочка. Однажды в субботу родители осмелились оставить дочь вдвоем с братишкой. По возвращении увидели, что дети радостно играли. Задание: подумайте, правы ли родители в этом случае.

После обсуждения в группах данных ситуаций родители высказывают свои мнения.

Считаете ли вы, что тема нашего собрания актуальна и полезна для вас? Подведем итог сегодняшнего разговора, составив схему (составление схемы на доске)

Педагог. Уважаемые родители, какие советы можно Вам предложить для воспитания ответственности у детей:

♦ Помните: волевые и моральные качества ребенка формируются вами. От вас зависят его нрав, вкус, ум, круг знаний, мир увлечений, навыки и привычки, сила и слабость характера.

♦ Добрые свойства передаются ребенку не нравоучениями и запретами, не угрозами и наказаниями, а жизненным примером отца и матери, их линией поведения, атмосферой семьи, теплом домашнего очага.

♦ Не забывайте: ребенок учится не только тогда, когда мы посадим его перед собой и станем разъяснять ему законы человеческой жизни. Думая, что ребенок играет и не слышит нас, мы иногда не очень щепетильно обсуждаем свои взрослые проблемы, выражаем свое отношение к ним. Дети впитывают все это, как губка.

♦ В интересах своих детей строго спрашивайте самих себя, завоевывайте право указывать, требовать, влиять.

Педагог выносит на обсуждение решение собрания.

1. Воспитывать детей на личном примере, стараться иметь в семье авторитет.

2. Обратить внимание на формирование интереса к учебе, порученному делу.

  1. Стремиться, чтобы дети переживали чувство ответственности за результаты своей работы перед взрослыми и друг другом.
  1. Воспитывать у детей милосердие и внимание к людям

Спасибо за внимание, до свидания!

Предварительный просмотр:

Как воспитать ответственного ребенка

Ответственность у ребенка начинается с родительской безусловной и безграничной любви к нему. Когда мы проявляем заботу о крохе, делаем это именно так, как нужно, а не так и тогда как нам удобно, мы показываем маленькому человечку, что для нас он бесценен, уникален, неповторим, и мы любим его, поэтому делаем для него все! Только человек, испытавший это, может бережно и внимательно относиться к другим людям.

Чтобы понять ценность и значимость других людей, а также жизни в целом, человек должен сначала почувствовать свою собственную ценность, свою важность! С этого ощущения и начинается ответственность, чувство долга, милосердие, умение сотрудничать, брать на себя какие-либо обязательства, выполняя их.

Ответственность начинается с мелочей. И игрушки, аккуратно сложенные в коробку, и тишина, когда кто-то из близких прилег отдохнуть, и забота о домашних питомцах, абсолютно все это имеет очень большое значение. Но главное, что заставляет ребенка так поступать, какая мотивация такого поведения.

Представьте, что ребёнок хочет сломать ветку. Реакция родителей: «Не нужно ломать ветку, поцарапаешься» или «Не ломай веточку, она живая, дереву будет больно». Разница в выражениях очень большая. Сразу видно, как расставлены приоритеты у родителей, они обеспечивают сиюминутную безопасность и удобство или дают представление о правильном поведении с точки зрения заботы о ближнем, о природе.

Родители должны прививать ребенку ответственность личным примером и воспитанием.

Изначально наши дети очень хотят быть послушными и хорошими, им очень важно получать нашу положительную оценку. Они очень гордятся, что им доверяют, что их мнение ценят и прислушиваются к нему. Это помогает взрастить в ребенке уверенность в себе .

Главное, давайте будем помнить, что дети — наше зеркало. Родители совершенно бессознательно передают свое ответственное отношение к своим близким, к своим детям, к своим обязанностям, и все это происходит не с помощью наград и угроз, а с помощью своего личного примера!

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар лицей № 64 имени Вадима Миронова

« Как воспитать у ребенка чувство ответственности »

«Ответственность — это понимание последствий твоих поступков и твоего бездействия в разных ситуациях».

Что нужно делать, чтобы воспитать в ребенке ответственность?

1. Ребенку необходимо ощущать свое равноправие в семье, свою значимость. Он должен знать, что близкие нуждаются в его заботе и помощи. Сначала это проявляется в его участии во взрослых занятиях семьи. «Помоги, пожалуйста, накрыть на стол», «Какие чашки поставить, как думаешь?», «Давай помоем посуду вместе». Всегда в доме найдется посильное для ребенка дело.

2. Дайте ребенку возможность выполнять порученное дело в том темпе, который ему удобен, не торопите его. А если у него что-то получается не так, то объясните ему, что он учится, растет, и умений и навыков у него с каждым днем становится больше.

3. За плохо сделанную работу (или безответственное отношение к поручению) не ругайте ребенка, постарайтесь дать ему возможность узнать на собственном опыте, к каким последствиям приводит безответственность. Не купил хлеб – вся семья ужинает без хлеба. Не поставил мокрую обувь у батареи – она не высохла, прогулка отменена.

4. Дело, которое вы поручаете ребенку, должно быть ему под силу, чтобы он осознавал, что не выполнив его, подводит других людей и сам выглядит не очень хорошо. Не берите всю ответственность на себя, жалея ребенка, когда он не справляется.

5. Пока дети привыкают к своим обязанностям, они легко забывают то, что им поручили. Нужно помочь им какими-то подсказками. Например, записка или картинка, или звонок будильника.

6. Родители иногда не догадываются, что дети могут намного больше, чем им доверяют. Если родители никогда не привлекают ребенка к обсуждению каких-то «взрослых» вопросов и все время поручают ему очень простые незначительные дела, то он может решить, что его считают еще слишком маленьким, к нему нет доверия.

7. Когда ребенок не выполнил поручение и проявил безответственное отношение к доверенному ему заданию, постарайтесь понять его, показать, как нужно делать. Ведь он еще только учится быть ответственным. Покажите ему вашу заинтересованность в его успехе, в том, чтобы у него все хорошо получалось. Продемонстрируйте веру в его силы.

8. Постарайтесь, чтобы забота вашего ребенка о себе и других была связана с позитивными эмоциями, вашей положительной оценкой. Мы часто делаем критические замечания, а к той работе, которую человек выполняет быстро и качественно относимся как к должному. Ребенка обязательно нужно хвалить за хорошие дела. Принесенный из школы рисунок, повесить на стене в рамочке, обязательно отметить, как внимателен он сегодня был с маленькой сестренкой, как бережно укачивал малышку в коляске. Обратная связь чрезвычайно важна для ребенка.

Вам трудно будет научить ребенка быть ответственным, если вы не будете обращать внимание на некоторые очень важные моменты.

Если ваши требования к ребенку завышены, ребенок не захочет выполнять поручения, или если будет знать, что он все равно выполнить их не сможет. А также если выполнение работы, порученной ребенку, требует много времени, а дети, как известно, пока они малы, не могут долго заниматься одним делом. Родители могут внести разнообразие в работу, которую поручили ребенку, или отпустить его играть, видя, что он устал, и ему уже совсем не интересно, обязательно поблагодарив за труд .

Нужно проверять и контролировать выполнение задания, но ненавязчиво. Сам ребенок не может себя контролировать , пока мал.

Не забывайте хвалить, поощрять, благодарить, награждать ребенка за выполненную работу. Обязательно отмечайте, что его помощь очень важна для вас, без его помощи вы бы не обошлись. Если даже вам пришлось что-то переделать или доделать, то желательно, чтобы ребенок этого не увидел.

Не надо думать, что ребенок не может сказать ничего умного и полезного! Часто дети дают очень мудрые советы. А если вы никогда не просите совета у своего ребенка, он будет знать, что вы считаете его маленьким, и мнение его абсолютно вам не интересно.

Источник

Оцените статью