- Чувство красоты что это такое
- Почему мы считаем красивое красивым?
- 9 законов нейроэстетики
- 1. Решение проблем восприятия
- 2. Отвращение к сходному мнению
- 3. Закон максимального смещения
- 4. Контраст
- 5. Группировка
- 6. Изоляция
- 7. Ритм, повтор
- 8. Симметрия
- 9. Визуальная метафора
- Красота — в голове смотрящего? Как мозг определяет прекрасное
- «Что есть красота и почему ее обожествляют люди?»
- Знакомьтесь: нейроэстетика
- Бездушная красота: как и за что критикуют нейроэстетику
- Эволюция, симметрия и правильные гены
Чувство красоты что это такое
Существует образ Идеального мужчины и Идеальной женщины. Он немного меняется со временем, делая модным то одно, то другое. Получается, что даже в связи с этим один и тот же человек как будто не может прожить всю жизнь, чувствуя себя красивым, ведь стандарты переменчивы! Хотя проблема даже не в этом. Настоящая проблема в простой истине — идеалов не существует.
Эталоны – продукт художественного творчества. Женщина без единого вросшего волоска или лопнувшего сосудика на лице, мужчина с 0% жира на мускулистом теле. Таких не бывает. Они недостижимы. Всё, что нам остаётся — чувствовать себя на их фоне безнадёжно неполноценными.
При этом у кого-то действительно длинные ноги, а у кого-то красивые волосы или потрясающая улыбка. Это как будто не имеет значения. Мы склонны думать в первую очередь о том, что у нас не так, строя свою самооценку на заведомо недостижимых критериях.
Удовольствие от тела
Между тем, чем больше мы знаем и принимаем своё тело, тем лучше мы умеем о нём заботиться. Психика — удивительная штука. И она может вытворять с телесным восприятием очень странные вещи. Например, человек может чего-то не видеть, не замечать, не понимать, погружённый в идею о своей ущербности, которую обязательно нужно скрыть.
Девушка с проблемной кожей обильно пользуется маскирующими средствами, не замечая, что это создаёт ощутимую разницу между оттенками лица и тела. Мужчина, считающий себя коротконогим, покупает футболки длиной «до талии» и не видит расползающегося под футболкой живота. Женщина из тех, что «в теле», выбирает для себя бесформенные тёмные балахоны из дешёвой ткани, которые делают её просто ходячей горой плоти и прячет великолепную высокую грудь и длинную шею с ямочкой.
Мы видим лишь то, что нам не нравится, или то, что нравится, не обращая внимания на остальное. Для полноценного же восприятия себя нам нужно чувствовать и уважать все свои кусочки: и вот эти складочки, и вот эти волоски, и вот этот кривой пальчик на ноге. Тогда ухаживать за телом будет намного проще – от использования нужных кремов до подбора правильной одежды, обуви, аксессуаров. А ведь на 80% впечатление, который производит красивый человек, зависит именно от его ухоженности!
Ничто не может так испортить привлекательность, как внутренняя напряжённость. Неуверенность в себе, тревога, постоянный самоконтроль создают особый мышечный каркас на лице и теле, создавая позу, походку. Выражение лица. Напряжённые спина и плечи. Втянутая шея. Неустойчивая или «подпрыгивающая» походка. Нахмуренные брови. Холодно сжатый, безэмоциональный рот.
Не напрягайтесь. Красота расслаблена, довольна, уравновешена. У неё плавные линии, мягкое и светлое лицо, завершённые жесты. Поэтому так красивы безмятежно спящие или матери с младенцами на руках. Расслабленность и тихая радость воспринимается как красота.
И самая прекрасная из женщина может превратиться в неприятную и даже отталкивающую. Искажённые черты лица, ломаные жесты, огромное внутренне напряжение — спутники негативных эмоций, горя, гнева. И это нормально: ведь никто не обязан быть красивым всегда. Однако такое требование (всегда быть привлекательным для партнёра) действительно может существовать в отношениях, и это превращает красоту в объект эксплуатации. Вот тогда красота не будет приносить её обладателю долгожданной радости и уверенности, а станет источником боли и внутреннего одиночества.
Красивым быть — по-волчьи выть
Красивый человек рядом поднимает нашу собственную самооценку: смотрите, мол, кто со мной. Красота другого или другой может использоваться как эскорт, как украшение праздника, как фактор, отвлекающий внимание. Красота другого эксплуатируется в собственных интересах, а всё остальное (например, чувства другого человека) отходит на второй план.
В таких отношениях как раз и сбываются страхи в ключе «он меня бросит, если я поправлюсь». Красота приобретает такую значимость, что больше нельзя быть непривлекательной — неухоженной, напряжённой, расстроенной, больной или усталой. И человек становится заложником собственной красоты, делая её содержанием своей жизни и отношений.
Чтобы не попасть в эту ловушку пустой жизни, стоит позаботиться и о других её сферах. Ведь существуют такие вещи, как личные увлечения и интересы, умение отстаивать свои границы, собственное представление о счастье и взаимности. Привлекательность не может быть единственным смыслом полноценного существования. Каждый имеет право чувствовать себя уверенным и состоявшимся не потому, что он привлекателен, а по каким-то ещё причинам.
Так что красивый не означает счастливый. А вот счастливый чаще всего действительно красив.
Поэтому заботьтесь о себе и будьте счастливы!
(Опубликовано в журнале «Izhavia» в 2014 г. )
Источник
Почему мы считаем красивое красивым?
Что такое красота и почему она доставляет нам удовольствие? — Эти вопросы интересуют многих. Заинтересовали и британского ученого Семира Зеки.
Он исследовал обработку зрительной информации в мозге приматов и нашел универсальные природные механизмы зрительного восприятия. Он доказал, что чувство прекрасного заложено в нас самой природой. Соединив подходы нейробиологии, эстетики и когнитивной психологии, он создал нейроэстетику — раздел науки, объясняющий восприятие красоты человеком на уровне нервной системы.
Идеи нейроэстетики развил его коллега Вилейанур Рамачандран, изучающий зеркальные нейроны. Он научно доказал:
Зрительное восприятие — это не просто отражение увиденного в сознании, а толкование и суждение даже в простейшем акте восприятия. Не пассивная рефлекторная реакция сознания на поступающие данные, а активно формируемое в мозге мнение об увиденном.
Рамачандран сформулировал 9 законов нейроэстетики, которым подчиняется наше зрительное восприятие. Это решение проблем восприятия, отвращение к сходному мнению, максимальное смещение, контраст, симметрия, ритм и повтор, изоляция, группировка и визуальная метафора. Эти законы объясняют, почему мы считаем что-то красивым и получаем от этого удовольствие.
9 законов нейроэстетики
1. Решение проблем восприятия
Первый закон — решение проблем восприятия — сводится к тому, что наш мозг любит загадки, в том числе зрительные. Вспомните детскую игру пикабу, когда младенец смеется, закрывая глаза руками и открывая их. От природы нам нравится разглядывать картины, в том числе абстрактные. Сознанию человека нравится искать в них скрытые образы и разгадывать смысл.
В искусстве и внешности, нам больше нравятся секреты, недосказанность, поэтому, например, платье с глубоким вырезом красивее, чем нагота.
2. Отвращение к сходному мнению
Второй закон — отвращение к сходному мнению — связан с первым. Иллюстрируя его, В. Рамачандран приводит пример из своего детства. Он нарисовал рисунок с деревом между двух гор. Учитель объяснил ему, что это некрасиво, ведь в природе такая точка зрения почти невозможна. Наш мозг с подозрением относится к подобным совпадениям. Ему кажется, что это ловушка. Это выглядит неестественно, потому что природа разнообразна — это мозг усвоил за тысячи лет эволюции.
В таком случайном совпадении кругов с вырезами мозг человека видит треугольник:
В пятнах луны многие видят грустное лицо.
В произведениях искусства мы разглядываем знакомые образы, но слишком явные визуальные совпадения считаем некрасивыми.
3. Закон максимального смещения
Закон максимального смещения гласит: наиболее яркая реакция возникает на преувеличенную версию зрительного раздражителя. Птенцы чайки радуются, увидев клюв мамы, а точнее красное пятнышко на этом клюве («мама принесла еду»). Однако они также радуются обычной палочке с красной полоской. И приходят в полный восторг, если нарисовать две или три красных полоски на этой палочке.
Если мозгу что-то нравится, то мы хотим этого больше и больше.
Поэтому настоящие произведения искусства — это не просто копии объектов. Это сознательное преувеличение цветов, форм, движений и искажение реальности для создания преувеличенного зрительного стимула.
Следующие законы также связаны между собой. Это контраст, группировка и изоляция. Они сформировались в процессе поиска нашими предками еды, партнера или хищников в окружающей их среде. Приматы вглядывались в листву, траву, пытаясь увидеть интересующие их объекты.
4. Контраст
Принцип контраста помогал им отделить объекты от фона.
Мозг посылал сигнал радости, если обнаруживал искомое. И сегодня все изобразительное искусство построено на контрастных сочетаниях света и тени.
5. Группировка
Нейронный механизм группировки пятен в поисках очертаний предметов приводит к тому, что приматы радуются, когда распознают знакомые объекты в сочетании пятен. Также и наш мозг группирует мазки кисти в картинах. И мы так любим импрессионизм.
6. Изоляция
Принцип изоляции зрительного знака позволяет нам выделять главное, игнорируя остальное. Это необходимо мозгу, т. к. внимание — ценный ресурс, и фокусировка внимания нужна была нашим предкам, чтобы максимально быстро «выхватить» взглядом значимые признаки хищника (еды или партнера). В изобразительном искусстве мы также подсознательно ищем акценты. В картинах нас восхищает умение художника «ухватить» самое главное, например, передать характер человека с помощью нескольких линий.
7. Ритм, повтор
Ритм, повтор в нейроэстетике работает по аналогичной причине. Экономия внимания. Мозг пытается привести окружающий мир в систему, упорядочить визуальный хаос. Повторяемость объектов успокаивает, помогая мозгу предсказать, что будет дальше. Ритм в окружающем мире примата и в современной эстетике — это предсказуемость, упорядоченность и спокойствие.
8. Симметрия
Говоря о симметрии, В. Рамачандран ссылается на восприятие нашим мозгом внешности человека. Симметричные черты внешности говорят о здоровье, асимметрия ассоциируется с болезнью. Поэтому во многих произведениях искусства мы подсознательно тяготеем к симметрии, орнаментам и считаем их красивыми.
9. Визуальная метафора
Девятый принцип нейроэстетики — визуальная метафора — это связь несвязанных напрямую объектов. Ученые считают, что умение находить скрытые аналогии помогало нашим далеким предкам общаться в группе. Умение быстро и понятно объяснять свои идеи другим людям помогало выживать. Поэтому и сегодня визуальные метафоры так привлекательны для нас. Все мы знаем, как быстро тает мороженое в солнечный день, поэтому аналогия с глобальным потеплением понятна всем.
Другие примеры визуальных метафор — пистолет и сигарета как источник смерти, лампочка как метафора открытия, знания, лестница как метафора постепенного развития и карьеры. Во многих шедеврах заложены визуальные метафоры, расшифровка которых привлекает людей, и делает такие картины особенно красивыми.
Так 9 законов нейроэстетики помогают нам ответить на тот самый вопрос: что такое красота.
Источник
Красота — в голове смотрящего? Как мозг определяет прекрасное
Мария Орлова
3 апреля 2018
0
Золотое сечение — идеал соотношения пропорций. Считается эталоном красоты в природе.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Мы публикуем там свежие новости и лучшие фотографии.
Мы хорошо знаем, что такое красота, потому что наблюдаем её и чувствуем. Концептуальной стороне этого вопроса посвящены бесчисленные философские тексты, научные работы, произведения искусства. Тем не менее человек до сих пор пытается понять, почему определенные предметы, люди и явления прекрасны, а другие — нет. Как наше сознание формирует эстетические представления о мире вокруг и о нас самих? Есть ли формула красоты, которую выводит мозг? Рассказываем, как ученые отвечают на эти вопросы и почему активно критикуют другу друга за поиск биошифра к коду красоты.
«Что есть красота и почему ее обожествляют люди?»
Красота по своему универсальному определению — это сочетание характеристик, которые удовлетворяют эстетические чувства. А понятие эстетики представляет собой концепцию из философии искусства XVIII века, согласно которой восприятие красоты происходит через особый процесс, отличный от простого оценивания мира вокруг.
Термин «эстетика» происходит от греческого слова αἴσθησι — «чувство, восприятие». Он был введен Александром Баумгартеном в 1750 году как синоним исследований сенсорного знания. Но после выхода в 1790 году «Критики способности суждения» Иммануила Канта эстетика стала фокусироваться на осмыслении красоты всего, что есть в природе, и искусства. На волне этих рассуждений философ Эдмунд Берк писал:
Эта мысль была опубликована в 1756 году, однако большой ее след можно обнаружить в исследовательских гипотезах сегодня. То есть уже тогда, в эпоху Просвещения, люди предполагали, что есть условные маркеры, которые человеческое сознание воспринимает как признаки красивого. Но в то время у ученых еще не было технологии магнитно-резонансной томографии, которая показывает реальную картину происходящего в мозге. А вот современные деятели науки этой возможностью пользуются сполна и наблюдают биологическую сторону того, что долгое время считалось абстрактным, субъективным и неосязаемым — переживание чувства прекрасного.
Знакомьтесь: нейроэстетика
На рубеже XX и XXI века оформилась новая междисциплинарная область — нейроэстетика. Существующая на стыке когнитивной психологии, нейронауки и философии, эта исследовательская сфера стремится заглянуть в самую глубину процессов, благодаря которым в мозге формируются понимание красоты и реакции на нее.
Ключевой персоной и пионером в области нейроэстетики считается Семир Зеки, профессор нейробиологии университетского колледжа Лондона в Великобритании. Именно он с помощью технологии нейровизуализации первым обнаружил, какие участки мозга отвечают за восприятие прекрасного. На основе сопоставления почти сотни исследований мозговой активности профессор Зеки и его коллеги установили, что эстетический ответ на прослушивание красивой музыки, созерцание приятных изображений и оценку привлекательности людей происходит в одних и тех же зонах.
Во-первых, отчетливые реакции можно обнаружить в твердой оболочке, расположенной в одной из глубоких складок коры мозга. Это открытие оказалось интересно и неожиданно. Ведь было известно, что в этой области формируются отрицательные эмоции (отвращение и боль). Ученые интерпретировали свое наблюдение так: эстетическая обработка — это, по сути, оценка ценности объекта в категориях «плохой» / «хороший», вот она и проходит через эту область.
Во-вторых, во время созерцания красоты активируется орбитофронтальная кора — там обрабатываются реакции на вкус, запах и слух, а также формируются чувства удовольствия и вознаграждения. Этот факт, по словам ученых, указывает на то, что эстетические эмоции развивались у человека сначала для оценки объектов биологической значимости (источники пищи и подходящие партнёры). А уже потом эта система, вызывающая ответ центра удовольствия и выработку гормона дофамина, стала стимулироваться все большим набором приятных объектов окружающего мира.
В то же время нейровизуализация показывает противоречивые картины в отношении восприятия уродливого. Анализ профессора Зеки выявил, что при наблюдении чего-то некрасивого увеличивается приток крови к амигдале, или миндалевидному телу, — области мозга, ответственной за формирование эмоциональных реакций вообще и страха в частности. Другие подобные исследования, наоборот, никаких корреляций между взглядом на непривлекательное и активацией конкретных участков мозга не выявили. И это одна из причин, по которой на специалистов по нейроэстетике обрушивается критика коллег.
Бездушная красота: как и за что критикуют нейроэстетику
Нейроэстетика действительно является объектом споров и дискуссий среди ученых. Например с большой статьей по этому поводу в PLOS Biology выступили нейрофизиолог Бевиль Конвей из университета Уэллсли и музыковед Александр Рединг из Гарвардского университета. Они апеллируют к тому, что невозможно выделить универсальные принципы красоты, которые якобы закладываются в мозге. Плюс активно намекают, что вся нейроэстетика зиждется на редукционистском подходе и к физиологии, и к искусству.
Также с критическими статьями в New York Times и других СМИ выступила профессор философии из Калифорнийского университета Беркли Альва Ноэ. Она считает, что нейроэстетика дает одновременно слишком широкий и слишком узкий взгляд на искусство и красоту. Получается, что прекрасное трактуется только как стимул для нейронов мозга. «Понимание красоты и извлечение смысла из неё — это слишком целостный опыт, чтобы попытаться свести его до нескольких механизмов», — отмечает Ноэ.
В ответ Семир Зеки поясняет, что нейроэстетика предлагает совершенно новое понимание красоты. Вместо того чтобы определять, какие характеристики имеют все красивые объекты, он и его единомышленники выясняют, что общего у этих объектов с точки зрения того, как мозг воспринимает их. Эти данные могут существенно помочь рекламному бизнесу и арт-индустрии.
Профессор Зеки считает, что, независимо от культуры, существуют определенные закономерности в работе мозга, связанные с эстетической оценкой. При этом он не отрицает, что понятия красоты различаются между культурами и меняются в рамках одной культуры. Он делит восприятие красоты на биологически обусловленное и культурно унаследованное. «Например для мусульманина мечеть окажется более красива, чем католический собор, потому что для него в этой эстетике больше смысла. Но одну и ту же красивую женщину или маленького ребенка признают прекрасными в подавляющем большинстве стран и культур», — поясняет нейробиолог. То есть весь вопрос заключается в том, по каким общим законам мозг человека обрабатывает, кодирует и генерирует эстетические переживания.
Но пока у этого научного спора нет победителя, и доводы всех сторон имеют смысл. Более того, в дискуссию вклинивается еще одна группа исследователей, которая предлагает искать ответы на вопросы в теории эволюции и генетике.
Мечеть шейха Зайда. Фотография — отличный пример того, как изображение с идеальной симметрией становится более эстетичным.
Эволюция, симметрия и правильные гены
Довольно большой пласт научных работ по анализу эстетического восприятия можно найти у экспертов в области эволюционной биологии и психологии. Красной нитью через эти исследования проходит идея о том, что восприятие красоты помогало человеку выживать и развиваться. Красивый пейзаж с яркими растениями с большей вероятностью оказывался тем местом, где было много пищи и ресурсов. Вода из кристально чистого ручья была полезнее, чем вода из мутной реки. Даже сейчас, оказавшись в магазине, скорее всего, вы выберете красивые, ровные фрукты, без пятен и гнили. То есть инстинкт выбора в пользу красоты целесообразен, когда дело касается выживания и продолжения рода.
Этот же эволюционный механизм работает и с человеческими лицами. Главную роль тут играет симметрия. Аньян Чаттерджи, профессор Высшей школы медицины университета Пенсильвании, отмечает, что абсолютное большинство экспериментов в области нейронауки приводит к единому выводу: лицевая симметрия сигнализировала нашим предкам о лучшем партнере для создания потомства.
Эта теория одинаково подтверждается как при анализе представителей западной культуры, так и восточной (хотя в азиатской эстетической традиции искусства выше ценится асимметрия). Как в исследованиях с участием жителей мегаполисов, так и на примере сообществ, отдалившихся от цивилизации (племена в Танзании и Папуа Новой Гвинеи). Кстати, маленькие дети в возрасте шести месяцев позитивно реагируют именно на симметричные лица.
Поэтому ряд биологов и нейрофизиологов предлагает говорить о наличии средних пропорций и параметров, которые привлекают нас. Согласно наблюдениям, среднестатистические признаки с меньшей вероятностью сигнализируют о мутации. Кроме того, усредненность отражает большую гетерозиготность — наличие как доминантной, так и рецессивной аллели в генах, а не двух доминирующих или двух рецессивных аллелей (преимущество, которое отражает симметрия). А гетерозиготность зачастую гарантирует относительно большую устойчивость и выносливость организма. Снова эволюция и ее законы.
На самом деле, вести дискуссию на эту тему можно бесконечно. Чем дальше мы погружаемся в нее, тем больше новых споров возникает. Но из всех проведенных на сегодняшний день исследований следует банальный вывод: красота заключается не в объекте, это мы сами наделяем мир вокруг атрибутами красоты. Эта функция мозга и сознания помогает нам быть людьми и чувствовать себя людьми. Она не определяет нас, но определенно помогает жить.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник