Список чувств и эмоций
Ни для кого не секрет, что эмоции играют важную роль в нашей жизни. Общаясь с людьми, наверняка можно заметить,что люди по-разному проявляют эмоции, делятся своими чувствами.
Эмоции — это адаптивный механизм, который заложен в нас природой, для оценки ситуации. Ведь не всегда у человека есть время, когда он может верно и точно оценить что же с ним происходит. Допустим в ситуации опасности… А тут раз — чего-то почувствовал и есть ощущение, что либо «нравится» либо «не нравится».
Тем более,что эмоциональная оценка она наиболее верная — природа не может обманывать. Эмоциональная оценка происходит очень быстро и здесь не «примешивается» разум и логика. Ведь логически можно объяснить все,что угодно и привести кучу всяких рациональных доводов.
Наблюдая за людьми (и за собой в том числе) я замечаю, что есть ситуации в которых люди либо игнорируют свои эмоции, либо стараются их не замечать или просто не осознают. Не буду сейчас делать предположения относительно причин этого, скажу лишь то, что не прислушиваясь к себе, к своей эмоциональной жизни, человек не может адекватно и наиболее полно воспринять ситуацию, а тем самым принять наиболее эффективное решение.
В обычной жизни это может проявиться в том,что игнорируя или вытесняя свои эмоции, человек может создать себе неверное убеждение. К примеру, если жена игнорирует/не осознает или не хочет признавать свою злость в отношении мужа, она может выплеснуть свое раздражение на другого человека или детей, в совершенно другой ситуации.
Или, у меня была клиентка, которая имела такое убеждение: «я не могу обидеть человека, расстроить его». Как оказалось, если человек разозлится, то она испытает чувство вины, с которым не хотела встречаться.
На своих консультациях я очень часто сталкиваюсь с эмоциональной сферой. Однажды заметил, что людям порой бывает очень не просто сказать, что же они на самом деле чувствуют или какую эмоцию сейчас испытывают. Даже если человек осознает,что у него есть сейчас какое-то чувство, иногда бывает очень затруднительно сказать это в словах, назвать его.
Одна из моих клиенток так мне и заявила: «я чувствую ХОРОШЕЕ чувство, но я не знаю, как это называется..».
И я решил восполнить этот пробел на страницах своего сайта. Ниже представлен список эмоций и чувств, которые мне удалось найти, надеюсь, что прочитав его, можно значительно пополнить осознание того, что может с Вами происходить.
И, кстати, можно проверить себя: перед тем как ознакомиться со списком предлагаю Вам самостоятельно составить его, а потом сравнить, насколько Ваш список полон…
Список чувств и эмоций
Жирным шрифтом, указаны базовые эмоции по К.Изарду
Источник
Урок по самопознанию «Жить по совести»
Самопознание . 4 класс.
Тема: Жить по совести
Ценность Праведное поведение .
Качества : правда; совесть, уважение, ответственность, искренность.. Методы : рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, ролевая игра, работа в группе
Цель : способствовать воспитанию такого нравственного качества личности, совесть, через праведное поведение.
— Раскрывать значение понятий «совесть человека», «искренность», «честность»
-Развивать стремление жить в ладу с совестью
— Воспитывать такие качества, как честность, правдивость. Ресурсы : Классическая музыка, маркеры, стикеры, плакаты, песня на мотив «Голубой вагон» мультфильм «Совесть.» Фильм «Тайны океана» . Музыкальная физ.минутка Ход у урока:
1. Организационный момент . — Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости.
2. Позитивный настрой «Путешествие на дно океана.» Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов, расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно океана. Представьте, что вы идёте вдоль берега океана. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите чёрную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой в подводное путешествие. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждёт вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. . Посмотрите вокруг,: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих как радуга туда-сюда. Опускаясь вглубь, вы смотрите, как меняется всё вокруг; сколько причудливых водорослей покачивается вокруг.
Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь взгляните вон туда… этот огромный осьминог. До чего забавный и удивительный мир здесь под водой. Заметили ли вы, какая здесь глубокая, полная тишина? Побудьте в этом состоянии покоя.(пауза)А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг, рассмотрите ещё раз все удивительные цвета, прислушайтесь к тишине. Дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас с собой в такое интересное путешествие. Возвратитесь в класс, на своё место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но сохраните в себе ощущение покоя и тишины.
Анализ состояния :Какие чувства вы испытали, опускаясь на морское дно? Что интересного и необычного увидели? Удалось ли ощутить тишину и покой? Фильм « Тайны океана»
Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».
Чувство, которое испытывают люди, которых вы огорчили, обидели?
Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.
Недоброе чувство, мысль или дело.
Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.
Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.
Состояние полной, высшей радости.
Учитель. Ребята, прочтите ключевое слово кроссворда.
— Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать сегодня на уроке?
1.Что такое совесть?
2. Нужна ли она человеку?
3.Что значит поступать по совести?
3. Проверка домашнего задания . : (ЭССЕ «Что такое совесть ?» (дети зачитывают свои работы)
Ребята, мы сегодня поговорим об одном из качеств человека, о совести .
Вы уже знаете, что обозначает это слово?
Действительно, совесть – это чувство ответственности человека за своё поведение перед людьми. Верно, когда мы поступаем неправильно или совершаем нехороший поступок, нам становится очень неспокойно на душе, в сердце. Не надо скрывать своих ошибок, а нужно чистосердечно признаться в них. И тогда совесть будет спокойная, она не будет тревожить и беспокоить человека.
Для чего человеку нужна совесть?
Совесть – самый строгий судья для человека, потому что, например, мама, папа и учитель, если и накажут нас, потом непременно простят. Совесть всегда предупреждает человека, что так говорить либо поступать нельзя. Совесть – это наш внутренний голос, который обязательно нужно слушать и слышать
Какие слова являются лекарством для совести? (Ответы детей).
Надо просто каждому из нас, если мы совершаем неправильные действия, не скрывать своих ошибок и недочётов. Самое главное, нужно нам осознать свои ошибки.
Пословицы о совести:
-Совесть без зубов, а загрызёт
-Беги хоть на край света, а от совести не убежишь Сильнее совести суда нет.
Умом можно добыть богатство, а совестью – почет и уважение. Совесть – не сосед, от нее не уйдешь.
Настоящий человек тот, кто совестью свои дела проверяет. Совесть без зубов, а грызет.
-В ком стыд, там и совесть У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.
(объясняют смысл пословиц)
-О чём наши пословицы?
-Как вы думаете, почему мы приготовили именно эти пословицы? (сегодня на уроке мы будем рассуждать о совести)
— Когда мы говорим от совести, то какие качества человека подразумеваем? (честность, ответственность…)
-Подумайте, обладаете ли вы этими качествами?
4. Позитивное высказывание (цитата) Цитата: Совесть – чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом («Толковый словарь» С.И.Ожегова).
Совесть – чуткий страж человеческих поступков.
В.А. Сухомлинский
-Слышали ли вы выражение «голос совести»?
-О чем говориться в этой притче?
-Охарактеризуйте качества богача, бедняка.
-Почему у богача ничего не вышло, с покупкой совести ?
-Как вы думаете, почему бедняк не взял деньги за то, что рассказал о совести , и почему богач этого не понял? (ответы детей)
-Для чего богач захотел купить совесть ?
-Скажите, а действительно ли у богача небыло совести ?
6. Составление устойчивых словосочетаний.
Работа в группах.
На совесть, против совести, на (его) совести, по совести, без зазрения совести, со спокойной совестью.
– Я называю выражение, а Вы заменяете близким по смыслу:
Поступать вопреки своим убеждениям (поступать против совести).
Жить честно, справедливо (жить по совести).
Делать что-либо хорошо (делать на совесть).
Жить совершенно спокойно, не испытывая угрызения совести (жить со спокойной совестью).
Поступать без стыда, без стеснения (без зазрения совести).
Когда человек не выполнил того, что обязан был сделать, то говорят этот поступок… (на его совести).
-7. Мультфильм. А сейчас узнаем, что говорят о совести герои мультфильма.
После просмотренного отвечают на вопросы.
— Что делали гусеницы? Чего не было у гусениц?
— Зачем Лунтик пошел за ними? (Совестью стать)
— Помог ли Лунтик гусеницам?
8.Сейчас к вашему вниманию сценка “Цветы для бабушки”.
— Ребята, как вы думаете, для кого Анжела покупала подарки?
— Какой подарок может подарить бабушке?
— Можно назвать Анжелу благородной, справедливой, доброй? Анжела по совести поступила
9.Физ.минутка «Дракончик Рок »
Всегда ли легко поступать честно и говорить правду?
– Давайте подумаем, какие качества помогают быть честными и справедливыми?
Вывод: говорить правду трудно. Для того чтобы говорить правду, нужно быть человеком с сильным характером, обладать смелостью, решительностью. Помните, что человек может уважать себя только тогда, когда его совесть чиста. И только человека с открытой , добрым сердцем и чистой совестью уважают и любят другие
10. Творческая работа в группах. «Дерево совести»
Задание. На постере рисуется яблоня. На зеленых яблочках написать качества , присущие человеку, поступающему по- совести, на красных яблочках качества, не присущие честному человеку Человек живет в государстве, которое устанавливает обязательные для всех законы. Например: есть закон об образовании, закон о правах ребенка и многие другие. Все они основаны на главном законе страны – ее конституции.
* Нарушение законов караются судом.
Современная жизнь сложна. Есть очень важный нравственный закон, который сложился в результате всей жизни человека в обществе. Говорят: “Он живет по совести”, или “Он учится на совесть”. Очень неприятно иметь дело с человеком, который не соблюдает этикет — правила поведения. Этикет обязывает быть вежливым, культурно вести себя дома, в школе, на улице, в обществе
11. Групповое пение «Совесть» на мотив «Голубой вагон»
12. Творческая деятельность
Задание 1. Детям предлагается оборвать лепестки с цветка. На каждом лепестке цветка написана ситуация , “срывая” лепесток, ребята должны её обсудить, обыграть и сделать финальную сцену.
14.» Учитель: У вас на партах лежат чистые листы бумаги. Закройте глаза и вспомните добрых людей, которых вы знаете. Нарисуйте дерево доброты. Сколько будет листочков, столько добрых людей вас окружает.
15.Заключительная минута тишины .(классическая музыка) Вспомним, что на «минутке тишины» нужно сесть поудобнее и постараться сделать так, чтобы в классе не было слышно ни одного звука..
— А теперь сядьте удобно, закройте глаза, подумайте о том, что мы говорили на этом уроке! Вы все сегодня отлично занимались. Давайте же будем всегда жить по совести!
А теперь откройте глаза, спасибо вам за урок
Мысленно представьте себе теплый летний день. Яркое солнышко вам улыбается. Птички поют весел песни. Каждая травинка рада солнышку и теплу, которое оно дарит. На душе у вас тихо и спокойно. Идите вперед. Там, вдали, виднеется синева озера. Подойдите поближе к озеру. Взгляните на его зеркальную гладь, почувствуйте его спокойствие. Никакие бури и ветры не страшны ему, оно спокойно та же, как и ваше сердце. Сейчас, когда вы смотрите на это озеро, в мире ни один человек не обидел другого, ни один человек не причинил вреда Матушке-Природе и братьям нашим меньшим. Ни одно существо на земле не страдает. У всех на душе тишина и спокойствие. На земле царят мир и согласие. Сейчас вы можете ничего не бояться. Человечество забыло о предательстве и унижении, об обиде и страхе. И так будет всегда. Пока с вами будет совесть. На сердце мир и покой. Запомните это чувство, сохраните его как можно дольше. А сейчас возвращаемся в класс. Глазки открываем.
— Кому из вас удалось почувствовать мир в душе?
— А что людям нужно делать для этого? (Ответы детей).
— Спокойная совесть — условие спокойно жизни человека».
Ребята! Представьте себе, что кому-то из вас, единственному на Земле, стало известно о том, что через пять минут на Планете произойдет страшная катастрофа… Перед вами микрофон, через который можно связаться сразу со всем человечеством! Что бы вы сказали миру? В чём бы вы хотели повиниться ? (Ответы детей. Для учителя: не важно, если не всем детям удалось высказаться. Важно, что все они проговорили свой вариант обращения к людям – молча. Не рекомендуется оценивать слова и действия детей. Главное, интерес, мысли и слова, индивидуальное проявление личности младшего школьника. Желательно, чтобы звучала спокойная, приятная музыка)
18.Домашнее задание. Написать сочинение о человеке, которого считают совестливым.
Учитель: Посмотрите на доску.
Какой была тема урока?
Каким было главное слово?
Каково было построение урока?
Справились ли мы с поставленными задачами?
Какая часть урока вам особенно понравилась?
Что бы вы пожелали будущему уроку?
Вслед за ответами учитель благодарит детей за живое творческое.
19. Кому урок понравился приклеить сердечки на поляну радости.
Источник