Чувство коллективизма у школьников

Нужен ли коллективизм в современном обществе? Воспитание коллективизма в школьном коллективе.
статья на тему

В данной статье рассматривается понятие коллективизма в обществе и способы воспитания коллективизма среди младших школьников.

Скачать:

Вложение Размер
kollektivizm.docx 15.2 КБ

Предварительный просмотр:

Нужен ли коллективизм современному обществу? Воспитание коллективизма в школьном коллективе.

Коллективизм [лат. collectivus — собирательный] — принцип организации взаимоотношений и совместной деятельности людей, проявляющийся в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, в готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга. Коллективизм наиболее характерен для групп высокого уровня развития, где он сочетается с личностным самоопределением, коллективистской идентификацией, являясь основой групповой сплоченности, предметно-ценностного и ценностно-ориентационного единства группы.

Нужен ли коллективизм современному обществу? Прежде чем ответить на данный вопрос, нужно подумать, о каком именно обществе идет речь. Если мы будем рассматривать разные страны и народности, то на данный вопрос можно дать множество ответов, так как при рассуждениях важно учесть менталитет коренного населения конкретной страны и традиции народа. Так например, в соседней стране, Финляндии человеческие взаимоотношения построены совершенно иным образом, на одни и те же вещи мы смотрим по-разному, нам многое чуждо в их поведении, как и им никогда полностью не понять нас. Например, у них совсем иные понятия о дружбе, у них нет привязанности к близким и родственникам, они уважают остальных людей, но у них не принято проявлять интерес к проблемам и нуждам других. Каждая семья живет своим отдельным миром, который никак не соприкасается с другими такими же мирами. Им не понять, что к соседке можно зайти за солью, если она у тебя закончилась в момент приготовления супа, что можно зайти к подруге в гости и остаться у нее в гостях на два дня, потому что у подруги горе и “кошки скребут на душе”, что 3 поколения могут жить в одной квартире, а бабушки не будут нянчить внуков все лето подряд,и это происходит не потому, что они плохие, или хорошие, нет, это происходит только потому, что у них другие взгляды на социальные отношения и они другие, со своими понятиями и моральными ценностями. В этом и заключается специфика данного вопроса.

Я построю свои размышления на примере развития современного общества в России. Данный вопрос очень актуален в наше время, так как мы начали утрачивать свою российскую индивидуальность нации, стремясь перенять с Запада как можно больше в короткие сроки, не разбираясь, хорошо это или плохо для нашего общества, часто забывая о том, что не все полезное для одного, будет полезным для другого.

В своем большинстве русский народ- социальный. Поэтому для нас очень важна социальная сеть, которой мы обрастаем. Без близкого окружения мы не представляем своего существования. Мы на подсознательном уровне ощущаем необходимость чувствовать себя нужными, полезными другим и обществу. Если русский человек перестает чувствовать себя востребованным, то он впадает в депрессию.

Нас с детства учат дружить и строить свои отношения со всем коллективом, мы совместно решаем проблемы, потому что нас учат, что чужой беды не бывает и без этого не представляем своей жизни. И если каждый будет думать только о своем благе, наше общество развалится на мелкие осколки, потому что это противоречит нашим принципам. К сожалению, в последнее время некоторые начали забывать об этом, но к счастью, на государственном уровне совершаются попытки для сохранения тех ценностей, которыми наш народ обладает и для восстановления уже утраченного.

Нам, как учителям, необходимо помнить о том, что мы должны развивать в детях любовь и уважение не только к членам своей семьи, но и ко всем остальным людям, не забывая о формировании личности каждого ребенка. Ведь если каждый будет жить только сам за себя, не считаясь ни с кем, в нашей стране начнется разруха и мы потерям ценности жизни в обществе. Именно мы должны научить их общаться друг с другом, беречь теплые отношения, “стоять горой” за своих товарищей, уважать их мнение, выходить из конфликтов друзьями, с этих небольших вещей и начинается будущий колликтивизм в обществе, без которого нам, русским, жить будет очень трудно.

Требования к организации работы с детским коллективом в современной начальной школе.

Детский коллектив- важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно-полезной деятельности и проявляется в коллективизме.

Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается разными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций.

В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности, поскольку он не создается путем бесед и разговоров о коллективе. Именно этим объясняется, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. Отсюда два существенных вывода:

1) в качестве важнейших средств формирования коллекстива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности школьгиков;

2) деятельность воспитанников должны строиться с соблюдением ряда условий, таких как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.

Каждый коллектив должен иметь свои органы самуправления и являться частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организаии. Каждый коллектив должен иметь общественно значимые цели, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед. Дети должны быть включены в организацию совместной деятельности, и коллектив должен иметь систематическую практическую связь с обществом. В каждом коллективе должны быть усвои положительные традиции, увлекательные перспективы, атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина, которая укрепляет коллектив. Но важно помнить, что признаки развитого коллектива развиваются постепенно.

При организации коллективной жизнедеятельности школьников необходимо стремиться к сочетанию различных форм первичных коллективов, которые можно поделить на три группы: организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности ( классы, отряды и т.п.), организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы), организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.

Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач формируется актив и избирается староста.

А.С. Макаренко считал, что в развитии воспитательного коллектива должен быть закономерный переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.

Источник

Исследовательская работа «Развитие чувства коллективизма в младшем школьном возрасте»

В работе рассматривается значение слов «коллектив» и «КТД», история появления термина КТД, представлены различные подходы к классификации этапов формирования коллектива. также в работе представлена анкета при помощи которой можно выявит насколько комфортно ученикам в классе. Представлено анкетирование, цель которого: выявит насколько эффективно использование КТД в формировании коллектива. В приложении представлены сценарии мероприятий для начальной школы, направленных на сплочение учеников.

Скачать:

Вложение Размер
Презентация к исследовательской работе на тему «Развитие чувства коолективизма в младшем школьном возрасте» 2.29 МБ
Исследовательская работа на тему «Развитие чувства коллективизма в младшем школьном возрасте» 1016 КБ
Титульный лист к исследовательской работе 13.86 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Развитие чувства коллективизма в младшем школьном возрасте Выполнили: ученицы 5 класса МОАУ СОШ с. Лохвицы Бичукина Дарья Репникова Вера Шурак Илона

Цель : выявить, насколько эффективно использование КТД в формировании коллектива. Задачи: 1 . Изучить педагогическую литературу по данной теме. 2. Рассмотреть этапы развития коллектива. 3. Раскрыть пути сплочения коллектива. 4. Выявить условия, способствующие формированию коллектива в начальной школе .

Гипотеза: КТД способствуют сплочению коллектива.

Коллектив — группа лиц, объединённых общей работой и общими интересами. А.Н. Лутошкин выделяет 5 стадий развития коллектива: 1. «песчаная россыпь» 2. «мягкая глина» 3. «мерцающий маяк» 4. «алый парус» 5. «пылающий факел»

С желанием ли ты ходишь в школу ? 3. Обижают ли тебя в классе? 2. Легко ли тебе общаться с одноклассниками ? 4. Приходишь ли ты на помощь одноклассникам?

5. Любите ли вы вместе проводить время, работать сообща? 6. Было ли у тебя желание перейти в другую школу, в другой класс?

Перечень мероприятий: Первая неделя: «Сказочная викторина» Вторая неделя: Экскурсия в осенний лес. Третья неделя: «Железно – дорожные приключения» (командные соревнования) Четвёртая неделя: «Круглый год» (викторина) Пятая неделя: «Весёлые старты» (эстафета) Шестая неделя: «Сказочное государство» Седьмая неделя: Экскурсия в зимний лес. (« Снегобол ») Восьмая неделя: Изготовление украшений для класса. Девятая неделя: Изготовление ёлочки. Десятая неделя: Украшение класса и холла школы.

Результаты повторного анкетирования 1. С желанием ли ты ходишь в школу? 2. Приходишь ли на помощь одноклассникам?

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Глава I Теоретическая часть

Глава II Практическая часть………………………. 12

Список использованной литературы………….…………………….……….16

Ни для кого не секрет, что трудиться в сплочённом коллективе гораздо легче, спокойнее и эффективнее. Если в коллективе часто происходят конфликты, то их последствия отрицательно сказываются не только на совместной деятельности, но и на самочувствии каждого члена коллектива. Все люди очень разные: со своими привычками, характерами и темпераментами. Но что же такое «темперамент», «типы темперамента», какое влияние они оказывают на сплочённость коллектива, нам предстоит разобраться!

На наш взгляд, тема коллектива очень актуальна, ведь человек – существо общественное и не может развиваться вне коллектива! На протяжении всей жизни каждому человеку предстоит учиться или работать в разных коллективах. И от того, насколько хорошо мы научимся сосуществовать с другими людьми, зависит наша дальнейшая жизнь.

Цель нашей работы: выявить, насколько эффективно использование КТД в формировании коллектива.

1. Изучить педагогическую литературу по данной теме.

2. Рассмотреть этапы развития коллектива.

3. Раскрыть пути сплочения коллектива.

4. Выявить условия, способствующие формированию коллектива в начальной школе.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: ученический коллектив.

Гипотеза: КТД способствуют сплочению коллектива.

Объектом нашего исследования стали учащиеся 1 класса.

Предметом исследования – коллектив.

В своей работе мы раскрываем значение слова «коллектив», представляем различные подходы к классификации этапов формирования коллектива. В начале нашего исследования проводим входное анкетирование, цель которого заключалась в выявление насколько ребятам комфортно в классе. После входного анкетирования в течении 10 недель проводятся различные КТД. В завершении исследования проводится повторное анкетирование, цель которого: выявить насколько эффективно использование КТД в формировании коллектива.

При написании данной работы мы обратились к таким авторам научной литературы, как Пономаренко Л.П., Шапарь В.Б.

  • анализ литературы;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

Глава I: Теоретическая часть.

1.1 Понятие «Коллектив».

С.И.Ожегов в «Словаре русского языка» даёт следующее толкование данному слову: «Коллектив — группа лиц, объединённых общей работой и общими интересами». Это трактовка не может быть принято за определение коллектива. Оно представляется слишком общим и не вполне точным.

Вопрос о воспитании в коллективе и через коллектив был острым идеологическим и педагогическим запросом в прошлом, является спорным в настоящее время.

В официальной педагогической литературе с 30-х годов, с тех пор как А.С.Макаренко показал в своей заботе образцы коллективного воспитания, принцип воспитания в коллективе и через коллектив не подвергался сомнению.

Эта идея воспитания детей в коллективной деятельности была частью коммунистической идеологии, которая утверждала, что социалистическое общество основано на принципе коллективизма.

Сторонники коллектива говорят, что такие явления происходят только в группах низкого уровня развития, которые нельзя считать собственно группами-коллективами (5, с. 24).

Воспитательный коллектив — это сложное социальное образование, живой социальный организм со своими задачами, уполномоченными органами самоуправления, традициями, стилем и тоном отношений.

В послевоенные годы В.А.Сухомлинский и другие исследователи акцентировали внимание на самочувствии ребенка в коллективе, на качестве взаимоотношений, существующих в классном и школьном коллективах, содержанием которых должны были стать яркие эмоциональные переживания в осуществлении разнообразных общих видов деятельности.

Слово «коллектив» означает «собирательность», т.е. некоторая целостность, единство. Так как термин коллектив происходит от латинского collido.

Детский коллектив — это группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой» (Н.К.Крупская).

Более детально определил сущность коллектива А.С.Макаренко, который писал, что « коллектив — это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия. ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» (2, с. 37).

Психологи в определении понятия « коллектив » подчеркивают его психологическую сущность. Коллектив — это малая контактная группа, члены которой объединяются на основе межличностных отношений, единства ценностной ориентации, общей деятельности (2, с.46).

На основе определений можно сказать, что детский воспитательный коллектив — это объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями.

1.2 Значение коллектива

Воспитательная значимость коллектива обусловлена его функциями , которые можно условно отнести к трем основным группам:

а) организационная (включение в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и вне ее: кружки, клубы, спортивные секции и т.д.);

б) воспитательная (формирование нравственности школьников, их отношения миру и к самим себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера);

с) стимулирующая (создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нем, формирование потребности в самовоспитании учащихся, корректировка их поведения).

— коллектив школьников является сложным социально-педагогическим явлением, воспитывающей средой, существенно влияющей на социализацию личности и формирование ее нравственных качеств и ориентиров;

— обеспечивает разнообразный опыт деятельности и общения;

— создает условия для развития организаторских умений и способностей;

— учит сотрудничеству (1, с.17).

Однако влияние коллектива как воспитывающей среды не является односторонним и может быть противоречивым. Будучи активным, каждый ученик, входящий в коллектив, сам может влиять на него, стремясь изменить коллектив в соответствии со своими нормами жизни. По существу, это еще один не менее важный закон воспитания в коллективе: если воспитанник не станет активным участником совершенствования жизни коллектива, то не будет и положительного коллективного воспитания.

1.3 Особенности коллектива.

Для отчетливого понимания особенностей коллектива психолог Л. И. Уманский разработал типологию и построил некоторый континуум (протяжённость) различных типов групп, расположив их в зависимости от уровня влияния на личность, начиная с тех, которые не объединяют, а, разъединяют своих членов, и кончая коллективом.

1. Антиколлектив — это группа, для которой присуща внутригрупповая враждебность. Каждый хочет достичь своей цели за счёт остальных членов группы («пауки в банке»). В группе господствует внутригрупповая апатия, жестокость и групповое преследование слабого. Разумеется, что продолжительное пребывание ребёнка в такой группе причиняет тяжёлую травму его психике.

2. Диффузная группа (конгломерат) — это случайно собравшаяся группа (например, пассажиры одного вагона поезда). Группа неоднородна и нестабильна. Рассуждать о серьёзном воздействии её на развитие личности не приходится.

3. Номинальная группа – это малая группа, имеющая общее наименование и приписанные ей цели, виды деятельности и режим работы. Например, класс, образованный из учеников, прибывших из разных школ. Наличие формального объединения начинает воздействовать на членов группы, но это воздействие незначительно, поскольку взаимоотношения ещё не сформировались.

4. Ассоциация – это группа, члены которой приняли приписанные ей цели и в которой возникает совместная жизнедеятельность. Группа оказывает некоторое объединяющее воздействие на своих членов.

5. Кооперация – это группа, для которой присуще успешное сотрудничество, внутригрупповое общение, зарождающаяся структура. Группа оказывает определённое воспитательное влияние на своих членов.

6. Автономия – это группа, для которой свойственны признаки кооперации, но сверх этого её члены идентифицируют себя с группой («мы» в отличие от «они»), гордятся ею, обособляются от других групп и сплачиваются. Воспитательное воздействие группы приближается к влиянию коллектива.

7. Коллектив – это высший тип группы. Сформированная группа людей, объединенная совместной, целеустремлённой общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями.

У всех этих групп есть немало отличий. Но, самое значительное – они по-разному воздействуют на личность. Чтобы грамотно и действенно воздействовать на развитие личности, воспитатель должен ясно представлять, с каким типом группы он взаимодействует. Если это не коллектив, то разумно помочь группе скорее подняться на уровень коллектива (3, с. 46).

1.4 Стадии развития коллектива.

Детские коллективы создаются естественным путем из детей, объединенных поначалу общими обстоятельствами, таковы класс, кружок, спортивная секция, отряд в летнем лагере. Вместе с тем, поскольку это происходит в образовательном учреждении, есть возможность и необходимость сознательно создавать коллективы, управлять коллективом, что и рекомендует педагогическая наука учителям. Для этого нужно знать, какие этапы в своем развитии проходит группа, в чем состоит педагогическое руководство воспитательного коллектива.

А.Н. Лутошкин выделяет 5 стадий развития коллектива:

1. «песчаная россыпь»

3. «мерцающий маяк»

5. «пылающий факел»

У самого подножия расположилась станция «Песчаная россыпь». На расстоянии одного перехода – «Мягкая глина». Примерно на середине пути к коллективу – ступень «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и приводит она к «Алому парусу». Еще один рывок, правда, самый сложный и вершина – «Горящий факел».

«Песчаная россыпь» – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга или просто не решаются, а может быть и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы. Группа эта существует формально, не приносит радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть бюро, организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может оставаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организатора, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного организаторского мастерства пока нет или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк». В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: «курс выбран правильно», «так держать!». Заметьте, маяк говорит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетные «смотрители» маяка – те, кто не даст погаснуть огню, — организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудности, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы уже видим проявление активности, но далеко не у всех.

«Алый парус» — символ устремленности вперед, не успокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив, все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах, отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом просят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел» — это живое пламя, горячим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это еще не все. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, опускаясь в ущелья, прокладывая первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука? Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Если представить себе, что на пути к «горящему факелу» находятся все классные группы школы, то можно быть уверенным – цепочка растянулась по всей горе. Кто-то вырвался вперед и приближается к вершине, кто-то топчется у «песчаной россыпи», кто-то находится на переходе от одной станции к другой. Интересным бывает это движение. Вот какой-то класс решил в два прыжка достигнуть вершины, ничего не вышло, порастеряли дорогой свой состав: дружные группировки, прибывшие на высотные станции, обнаружили, что некоторые одноклассники так и остались внизу. Надо опускаться и помогать остальным. Забыли, что к вершине группировками не добраться, можно только всем составом.

Может возникнуть вопрос: почему в одной и той же школе, в одних и тех же условиях классы-соседи находятся зачастую на разных ступенях развития? Почему одни упорно, постепенно продвигаются к цели, а других постоянно лихорадит? Почему ряд классных групп на протяжении нескольких лет так и не может «перевалить» через «Мерцающий маяк»?

Причины тут разные. Замечено, например, что в классах с меньшей численностью учащихся взаимопонимание достигается быстрее. Это и понятно, в большом коллективе имеется опасность «потеряться» отдельной личности. Бывает, что ребята «устают» от однообразия отношений, если учатся вместе длительное время. Монотонность обстановки приводит к тому, что может потеряться интерес не только друг к другу, но и к делам. Точно так же как постоянная бурливость, «взрывы» могут изматывать ребят и в конечном счете приостанавливать продвижение коллектива вперед. Нужно разумное сочетание темпов коллективной деятельности (5, с. 76).

КТД (как особый тип форм воспитательной работы) разработал ленинградский профессор психолого-педагогических наук, академик Игорь Петрович Иванов (1923 – 1991) и группа его единомышленников. Основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа. Дети сами ищут дела по душе, сами делают выбор и отбор этих дел, сами их планируют (придумывают, разрабатывают, режиссируют) при активном участии вожатого как подсказчика, помощника, советчика. Дети сами выбирают роли, поручения в деле, они могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения (1, с. 75).

Источник

Оцените статью