Чувство когда очарована околдована
Очарована, околдована
Романс. В музыкальном искусстве этот камерный жанр, включающий в себя множество прекрасных вокальных миниатюр, по праву считается уникальным. В романсе важным является всё: и содержание трогательного поэтического текста, и красивая певучая вокальная партия, а потому сегодня он, как и в прежние времена, продолжая восхищать слушателей своей задушевной мелодичностью, пользуется большой популярностью. Современные композиторы тоже любят обращаться к этой удивительной форме и создают замечательные произведения, например, такие, как сентиментальный романс «Очарована, околдована», в основу которого легли стихи выдающегося советского поэта Николая Заболоцкого.
Историю создания романса «Очарована, околдована», интересные факты и содержание композиции читайте на нашей странице.
Краткая история
История создания изумительного романса «Очарована, околдована» весьма впечатляет и заслуживает особого внимания. Поэтический текст, положенный в основу этой выразительной композиции, был создан выдающимся поэтом-экспериментатором Николаем Алексеевичем Заболоцким, которого причисляют к ярким представителям русской поэзии. Однако можно только удивляться, как человек, у которого ещё с юных лет сложилось пренебрежительно-потребительское отношение к слабому полу, и сохранявший такое убеждение почти до конца своих дней, вдруг на исходе своего жизненного пути, так «унизился», что сочинил посвящённый женщине восхитительный поэтический текст. Впрочем, чтобы найти ответ на этот замысловатый вопрос, надлежит напомнить о тех перипетиях, которые поэту-авангардисту было уготовлено судьбой, то есть заглянуть не только в его биографию, но и в личную жизнь.
В 1925 году, окончив в Ленинграде Пединститут имени А.И. Герцена, а затем краткосрочно отслужив в армии, Заболоцкий удачно обосновался в городе на Неве. Особый дар стихосложения и индивидуальный стиль повествования, существенно отличавшийся от поэтической речи его коллег, помог Николаю устроиться в отдел детской книги государственного книжно-журнального издательства, которым в тот период руководил Самуил Маршак. Там Заболоцкий познакомился со многими интересными творческими людьми: художниками, писателями и поэтами. Среди своих вновь появившихся друзей Николай особенно выделял поэтов Даниила Хармса и Александра Введенского. Их дружеские беседы об искусстве и проблемах философии вскоре привели к созданию поэтического кружка под названием «Объединение реального искусства» — сокращённо ОБЭРИУ.
Обэриутам, как себя называли кружковцы, были чужды традиционные формы искусства. В своих произведениях они предпочитали гротескные формы, не признавали любовную лирику, отрицали романтику и были женоненавистниками, с презрением подчёркивая, что женщины их тяготят. Николай Заболоцкий тоже придерживался таких взглядов, однако всех сильно удивил, когда в 1930 году женился на выпускнице пединститута Клыковой Екатерине. Невеста была на пять лет моложе жениха, стройна и очень застенчива. Впоследствии она стала такой прекрасной женой, матерью и хозяйкой, что друзья поэта считали, что Заболоцкому очень повезло. Красивая и умная женщина безмолвно любила своего мужа, который обладал весьма суровым характером. Она радовалась, когда к нему пришла известность, и самоотверженно поддерживала во времена суровых испытаний: в 1938 году Заболоцкий по ложному доносу критика Николая Лесючевского был арестован. Избежать расстрела поэту помогло то, что несмотря на жестокие пытки и истязания, он свою вину в создании контрреволюционной организации не признал. Заболоцкому назначили минимальный пятилетний срок наказания, который он отбывал в лагерях с 1939 по 1944 год. После освобождения Николай Алексеевич не мог свободно передвигаться по стране, а потому поселился в Караганде, куда к нему, впервые ослушавшись мужа, вместе с сыном Никитой и дочерью Натальей приехала Екатерина Васильевна. Она была для Заболоцкого ангелом-хранителем, который помогал поэту выжить в местах заключения. В 1946 году семья Заболоцких переехала в Москву, где их быт постепенно стал налаживаться: отдельная квартира и хороший достаток. Однако несколько лет проведённых в лагерях оставили на душе Николая Алексеевича неизгладимый отпечаток: он стал насторожен, осмотрителен и мнителен.
К своей преданной супруге, которая все эти годы жила ради него, Заболоцкий стал относиться ещё более жестоко и даже деспотично. Он и ранее никогда не говорил Екатерине о своей любви и не посвятил ни одного четверостишия, хотя создавал дивные поэтические тексты. Впрочем, любая женщина, как бы она не была предана своему мужу, желает быть обласкана и окружена заботой и вниманием. Так случилась и с Екатериной Васильевной: в свои 48 лет она, нестерпимо захотев окутанного нежностью простого женского счастья, объявила Заболоцкому, что уходит к известному покорителю женских сердец, полному мужского обаяния писателю Василию Гроссману. Такой вираж, произошедший в судьбе поэта в 1956 году, был для него шокирующим. Николай Алексеевич испытал сильное душевное потрясение, однако жену отпустил. Оскорблённый решением супруги и чувствуя безысходность, Заболоцкий решил сблизиться с одной из своих поклонниц. Её звали Наталья Роскина. Она была на двадцать пять лет моложе поэта и знала наизусть многие из его поэтических творений. Таким поступком поэт в первую очередь хотел показать жене, что у него всё в порядке. Заболоцкий сразу сделал Наталье предложение, которое она приняла из уважения к поэту. Вместе они прожили всего три месяца, однако по воспоминаниям Роскиной, Николая она жалела, а он всё время мучился, тоскуя по своей Кате. Эти отношения завершились в начале 1957 года и в то же самое время началось примирение поэта с женой, а также работа над поэтическим циклом «Последняя любовь», включающем десять стихотворений о пережитой сердцем любви. Подлинным шедевром, передающим бурю эмоций и чувств стал поэтический текст, озаглавленный автором «Признание» и начинающийся словами «Зацелована, околдована». Эти стихи поэт посвятил Наталье, но сделал это с умыслом, чтобы доказать жене, что он умеет любить и умеет признаваться в этом. Вне всякого сомнения, мудрая Екатерина Васильевна всё поняла, и вскоре между супругами Заболоцкими возникла трогательная переписка, в которой Николай Алексеевич выражал надежду, что они вновь будут вместе. Так и случилось. Заболоцкие воссоединилась в сентябре 1958 года, а в октябре у выдающегося поэта случился второй инфаркт, и он в 55 лет ушёл из жизни.
Что же касается музыки романса, который в нынешнее время называется «Очарована, околдована», то это ещё одна занимательная история. Началась она в 1968 году, когда «солнечный» бард Александр Лобановский впервые к чувственным стихам Николая Заболоцкого «Признание» сочинил мелодию. Имя этого автора-исполнителя широкой аудитории было практически не известно, так как в нашей стране он считался опальным музыкантом и был занесён в «чёрный список». Однако прошло чуть более десяти лет и красивый романс в исполнении разных певцов зазвучал не только на концертных площадках, но и в радио и телеэфире. Мелодия композиции значительно отличалась от той, которую сочинил Лобановский, из текста исчезла четвёртая строфа, а автором музыки романса стали указывать шансонье Михаила Звездинского. В музыкальной литературе очень часто случалось так, что многие композиторы на один поэтический текст сочиняли романсы. Например, на стихи И.В. Гёте в переводе Ю.М. Лермонтова « Горные вершины » разными музыкальными сочинителями было написаны сорок романсов. Вот и в случае со стихотворением Николая Заболоцкого произошло то же самое. Два музыканта на один и тот же поэтический текст сочинили каждый свою музыкальную версию и в Агентстве по авторским правам это было зафиксировано. Необходимо также отметить, что замечательный композитор, автор многих популярных песен Александр Морозов в 1986 году представил свой музыкальный вариант на знаменитые стихи Николая Заболоцкого, однако он особой известности не получил.
Интересные факты
- Николай Заболоцкий тоже причислялся тем деятелям, которые считали, что женщин нельзя допускать к искусству и ругал их нещадно. По воспоминаниям современников, именно ему принадлежит изречение «Курица — не птица, баба — не поэт», которое он высказал в адрес Анны Ахматовой.
- Помимо сочинения поэтических произведений Николай Заболоцкий занимался переводами и переработкой произведений зарубежной классики, среди которых «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле, «Тиль Уленшпигель» Шарля де Костера, «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели (познакомиться и приобрести эту книгу можно здесь ), а также переложил на современный русский язык «Слово о полку Игореве» (познакомиться и приобрести эту книгу можно здесь).
- Николай Алексеевич умер через полтора месяца после того, как к нему вернулась Екатерина Васильевна. Злые языки по этому поводу ядовито судачили: поэт мол так обрадовался возвращению супруги, что его сердце такого счастья не выдержало. Впрочем, после смерти поэта Василий Гроссман умолял Екатерину вновь переехать к нему, но она категорически отказалась.
- Помимо романса «Очарована, околдована» на стихи Николая Заболоцкого был создан ряд замечательных песен – романсов, среди которых наибольшую популярность получили те, что прозвучали в культовых фильмах «Служебный роман» («Облетают последние маки», «Обрываются речи влюблённых» — музыка Андрея Петрова) и «Доживём до понедельника» («В этой роще берёзовой»- музыка Кирилла Молчанова).
- Александр Николаевича Лобановский – музыкант, который первым положил гениальные стихи Николая Заболоцкого на музыку родился 1935 году в Ленинграде. После окончания Нахимовского военно-морского училища решил продолжить своё образование в Юридическом институте имени М.И. Калинина. После завершения обучения он два года работал следователем, а затем его послужной список стал отличаться большим разнообразием. Он был рабочем на заводе, смотрителем кладбища, взрывником на руднике, завклубом, грузчиком в порту, руководителем агитбригад, вокалистом в ресторане. Лабановский стал первым у кого в нашей стране в трудовой книжке была сделана запись: Автор – исполнитель песен.
- В начале девяностых годов бард Александр Лобановский обратился в Организацию по охране авторских прав с претензией о том, что исполнитель русского шансона Михаил Звездинский присвоил авторство нескольких его песен, в числе которых тоже был романс «Очарована, околдована». После тщательных разбирательств было установлено, что музыкальный материал данного романса двух авторов существенно отличается.
- Романс «Очарована, околдована» исполнялся многими известными эстрадными певцами, среди которых Иосиф Кобзон, Александр Малинин, Николай Носков, Александр Маршал, Александр Шоуа. Необходимо отметить, что все они выбирали музыкальный материал, который в нынешнее время пользуется наибольшей популярностью, то есть сочинённый Михаилом Звездинским.
- Сборники с произведениями выдающегося поэта Николая Заболоцкого, а также книги, рассказывающие о его жизненном и творческом пути можно приобрести здесь .
Содержание и текст романса «Очарована, околдована»
«Очарована, околдована». Данная, выражающая нежные чувства композиция, имеет красивый и трогательный поэтический текст, однако следует отметить, что при его восприятии возникает множество вопросов. Например, почему «красавица» «словно в оковы закована», а ведь перед ней стоит на коленях мужчина и пылко объясняется в страстной любви? А разве может быть счастливой любовь, если употребляется такое сравнение. Видимо поэт, используя такие слова, поясняет, что для лирического героя «милая» является загадкой, недоступной его пониманию.
Следующий вопрос: почему «драгоценная» женщина плачет, ведь перед ней мужчина рассыпается в нежных чувствах. Явно, что это не слёзы умиления. Возможно девушка безответно любит другого, ведь недаром прозвучали слова, что она повенчана с ветром, а также допустимо и то, что своё сердце «красавица» никому не отдала, но и этот мужчина никаких чувств у неё не вызывает. Есть ещё один вариант: девушка чувствует себя виноватой, ведь она неспособна ответить герою взаимным чувством. Что же скрывается за трогательными словами романса каждый понимает по-своему, но ясно лишь одно: мужчины всегда стремятся разгадать тайну женской души.
«Очарована, околдована». Данный лирический романс относится к тем душевным композициям, которые с первой ноты и первого слова сразу проникают в сердце. Восхитительные стихи Николая Заболоцкого, обрамлённые выразительной мелодией, сегодня признаются одним из самых трогательных посвящений, адресованных представительницам прекрасного пола. Это очень нежное объяснение в любви, которое желала бы услышать каждая женщина.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Очарована, околдована
Источник
—>Блог обыкновенной мамы —>
Вторник, 12.10.2021, 10:01
Один из самых любимых моих романсов «Очарована, околдована» на стихотворение Николая Заболоцкого
Когда вы прочтете еще раз стихотворение Николая Заболоцкого, убедитесь, что звучит оно несколько по-другому. К тому же выброшено самое сильное (на мой взгляд) четверостишие. Впрочем, песня «Очарована, околдована» воспринимается чуть ли не как народная, так что изменения в тексте, видимо, произошли от бесконечного количества исполнений.
Но нет, писал стихи 54-летний серьезный человек с внешностью и манерами бухгалтера: гладко причесанный и выбритый, в очках, аккуратно-педантичный.
Более того, Заболоцкий до 1957 года, когда создал цикл «Последняя любовь», вообще был чужд интимной лирике. Про любовь к женщине он не писал ни в молодости, ни в более зрелые годы. И вдруг — дивный лирический цикл на излете жизни. Включающий в себя в том числе «Облетают последние маки. », Обрываются речи влюбленных,/ Улетает последний скворец…» (Узнали? Это песни из кинофильма «Служебный роман»). Что же произошло? Чтобы ответить на вопрос, придется заглянуть в личную жизнь поэта.
Николай Заболотский (именно так, Заболоцким с ударением на предпоследнем слоге он стал только в 1925 году) родился 24 апреля 1903 года. Детство его прошло в Уржуме Вятской губернии. Более известен другой уроженец Уржума — Сергей Костриков (партийная кличка — Киров). Именем последнего теперь зовется и областной центр, и вся область. Заболоцкому же в Кирове посвящена одна-единственная мемориальная доска на улице Дрелевского — там жил его отец, и он его навещал.
Постепенно Заболоцкий отходит от обэриутов, его эксперименты со словом и образом расширяются. К середине 30-х годов Николай — довольно известный поэт.
А потом — арест после ложного доноса в 1938 году: событие, разделившее на две части и жизнь его, и творчество. Заболоцкого на следствии истязали, но он так ничего и не подписал. Может быть, поэтому ему дали минимальные пять лет. Многие писатели были перемолоты ГУЛАГом — Бабель, Хармс, Мандельштам. Заболоцкий выжил — как считают биографы, благодаря семье и супруге, которая была его ангелом-хранителем.
Жена и двое детей немедленно приехали к Николаю Алексеевичу в Караганду, как только это стало возможным. Лишь в 1946 году поэт освободился. Способствовали этому перевод «Слова о полку Игореве», начатый еще до ареста, а также хлопоты известных писателей, особенно Фадеева.
Ему разрешили с семьей поселиться в Москве — свою дачу в Переделкине предоставил писатель Ильенков; восстановили в союзе писателей. Он много занимался переводами, особенно грузинских поэтов. Постепенно все наладилось. Публикации, достаток (за переводы хорошо платили), известность, отдельная квартира в Москве, даже орден Трудового красного знамени в 1957 году (опять-таки за переводы). Но лагеря наложили свой отпечаток. Заболоцкий стал мнителен, осмотрителен, насторожен. В стихах состоялось возращение к классическим традициям.
Совершенно точно, что ранний и поздний Заболоцкий — как два разных поэта. В творческом отношении послелагерные годы были лучшими в его жизни. Он создает стихи, дивные по своей прелести. Рядом — супруга, преданная, как собака. Правда, здоровье подточено ГУЛАГом — в 1955-м году у него случился первый инфаркт. А затем происходит то, чего Николай Алексеевич никак не ожидал — от него уходит жена.
Впрочем, ничего не бывает «вдруг». Екатерина Васильевна, жившая многие годы ради мужа, не видела от него ни заботы, ни ласки. Он обращался с ней жестоко, порой деспотично. Вот строки из его стихотворения «Жена»:
За удивлением последовал ужас. Поэт был сокрушен, беспомощен и жалок. Несчастье прибило его к одинокой, молодой (28 лет), умной женщине Наталье Роскиной. У него хранился телефон какой-то дамы, любившей его стихи. Вот и все, что он о ней знал. Она же с юности читала наизусть чуть ли не все его стихотворения. Он ей позвонил. Потом они стали любовниками — с ее стороны это больше была жалость (по крайней мере, так она объясняла в воспоминаниях).
Любопытно, что Гроссман был для Натальи чем-то вроде приемного отца — опекал ее еще девочкой, когда отец Роскиной, его друг, погиб на фронте.
Все переплелось, но никто не был счастлив. Каждый в этом треугольнике (Заболоцкий, его супруга и Роскина) мучился по-своему. Однако именно из личной трагедии поэта и родился цикл лирических стихов «Последняя любовь» — один из самых щемящих и талантливых в русской поэзии.
Перечитайте стихотворения 1957 года — «Гроза идет», «Голос в телефоне», «Можжевеловый куст», «Встреча», «Сентябрь», «Последняя любовь», «Кто мне откликнулся в чаще лесной?» Вы не пожалеете. Но даже на их фоне «Признание» стоит обиняком. Это — подлинный шедевр, целая буря чувств и эмоций. Примечательно, что лирическая героиня цикла была едина в двух лицах — в некоторых стихах угадывается Клыкова (причем их больше), в других — Роскина. Вот и в «Признании» обе этих женщины как бы соединились в одну.
Екатерина Васильевна вернулась к мужу в 1958-м. Этим годом датируется еще одно знаменитое стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Его писал смертельно больной человек. Пережить радость соединения им было не суждено: поэта постиг второй инфаркт. Спустя полтора месяца, 14 октября 1958 года, он умер.
Осталось творческое наследие, которое, как и все талантливое, с годами становится лишь прекрасней.
Романс этот кто только не пел и группа «Санкт-Петербург и Михаил Звездинский и Александр Малинин и т.д.
Всегда считала, что автор музыки Михаил Звездинский.
А вот, что нашла в нескольких источниках в интерненте:
1.»Во всех источниках указывается,чо автор музыкм Михаил Звездинский.Правда у Заболоцкого стихотворение начинается со слов «Зацелована,заколдована. » ,и состоит из пяти строф.Четвёртой строфы,на мой взгляд лучшей из всех,почему то нет в песне.
Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.
В процессе поиска полной версии песни,обнаружил,что музыка оказывается питерского барда Александра Лобановского.И что даже были судебные ссоры из за этой песни (и нескольких других).Прошерстил все альбомы Лобановского,но этой песни ни в одном не обнаружил.И только недавно нашёл эту песню в исполнении Лобановского.Правда немного отличающегося от привычного исполнения, но к моему радостному изумлению-полностью.Т.е. все пять куплетов.
Так,что лично для меня авторство не вызывает сомнений.
Для меня только остаётся вопросом-почему Звездинский (Малинин и др.),исполняли её не полностью.Что они нашли крамольного в 4-ой строфе.Полностью красивый романс,стал был ещё прекрасней.
Это авторский текст стихотворения Николая Заболоцкого (1903-1958). Популярная песня на его основе называется «Очарована, околдована» (текст Заболоцкого при этом немного изменен), автор песни — питерский бард Александр Лобановский (р. 1935). В годы Перестройки авторство песни пытался присвоить себе Михаил Звездинский, который оказался шарлатаном. В итоге в 1990 Лобановский обратился в ВААП с просьбой в судебном порядке подтвердить свое авторство песни «Очар ована, околдована», а также еще пяти песен, присвоенных Звездинским. Суд подтвердил авторство Лобановского.( http://a-pesni.org/drugije/otcharovana.htm?q=a-pesni/drugije/otcharovana.htm)
Сравните оригинал стихотворения с любимым романсом
Источник