- Жизнь «за стеклом». Эмоциональная изоляция как способ выжить
- Откуда берется чувство собственной изоляции от мира
- Проявление ощущения эмоциональной изоляции во взрослом возрасте
- Как справиться с чувством эмоциональной изоляции
- Как же попытаться выйти из этой привычной изоляции
- Расстройство пищевого поведения у детей
- Причины расстройства пищевого поведения
- РПП в младенчестве
- Признаки расстройств пищевого поведения
- Виды расстройства пищевого поведения
- Симптомы нервной анорексии
- Симптомы нервной булимии
- Симптомы компульсивного переедания
- Прочие тревожные признаки
- Чем опасны расстройства пищевого поведения у ребенка
- Как помочь ребенку с расстройством пищевого поведения
- Когнитивно-поведенческая терапия при РПП
- Диалектическая поведенческая терапия при расстройствах приема пищи
- Семейная терапия при расстройствах пищевого поведения у детей
- Другие виды помощи подросткам с РПП
Жизнь «за стеклом». Эмоциональная изоляция как способ выжить
Знакомо вам ощущение, когда весь мир вокруг — как за стеклом? Об этом переживании сложно говорить, его сложно заметить. Мир вроде есть, глаза-то его видят — вот этих людей, девочку в синей юбочке или мальчика в красной шапке. А вот кто-то разговаривает, а там — выбрасывают мусор. Но.
Я — как бы, не с ними. Я совсем отдельно. Эмоционально отдельно, я смотрю на все это — как на киноленту, и, кажется, что меня нет. Меня никто не видит и не чувствует, и я не вижу и не чувствую никого.
Откуда берется чувство собственной изоляции от мира
Если родители были не достаточно эмпатичны к своему ребенку, то ему приходится атрофировать свою чувствительность.
Как это проявляется? Например, ребеночек хочет поиграть с лопаткой, мама — просто делает вид, что не слышит его. Или говорит: возьми ведерко, оно лучше. Ребеночек доверяет маме (а еще кому?), берет ведерко. Но чувствует, что хотелось-то лопатку. Но это чувство такое слабенькое, еле слышное, оно как будто постепенно исчезает, растворяется. И после того, как мама еще несколько раз даст ведерко вместо лопатки, яблоко вместо груши, выключит свет, вместо того, чтобы обнять — это чувство «а я хотел. » — вообще перестанет ощущаться, просто перестанет быть.
Его заменят более четкие и устойчивые структуры. Это стереотипы, вложенные мамой. Хорошо играться с ведерком. Полезно есть яблоки. Засыпать надо уметь одному.
Вот этим будет руководствоваться наш малыш.
А еще — мама может также не замечать чувств ребенка. Когда он злится, когда обижается, когда тревожится или боится. У ребенка растерянность — он не знает что делать, а она говорит: «иди, одевай штаны, не стой!». Ребенок обиделся, у него отобрали игрушку — этот факт совсем не был учтен, как будто ничего не случилось. Обида как бы есть, слезы напрашиваются, но для мамы — ее совсем нет, и вообще слез нет, я как будто не виден.
Когда мы «невидимы» для мамы в детстве — мы перестаем ощущать себя видимыми для мира, когда взрослые. Более того. Мы сами перестаем замечать и ощущать мир.
Проявление ощущения эмоциональной изоляции во взрослом возрасте
Когда мы отучены слышать себя — годами и десятилетиями, будучи взрослыми, мы также можем отгораживаться от мира, не переживая с ним связи, веря в идею, что миру нужно что-то совсем свое, что я нужен миру только, когда отвечаю желаниям других, соответствую идеям других, полезен и удобен другим. Что никто в мире не способен мне сострадать, сочувствовать, проявлять эмпатию. Никто не способен заметить мои потребности и уважать их. И к этому не способен и я сам.
Я лишь сам остаюсь наедине со своим тотальным и безразмерным одиночеством, которое может ощущаться как «дыра в груди», тянущее, выматывающее ощущение, не дающее дышать, не дающее провести ниточку между собой и другими, не дающее возможности почувствовать, что вокруг — не манекены, а живые люди, и что я тоже живой среди них.
Как справиться с чувством эмоциональной изоляции
Это очень сложная задача. Привыкшие жить в тотальной изоляции, даже представить себе не могут, а как может быть иначе? У них в опыте этого не было или было очень мало и так давно, что испарился эмоциональный след.
Иногда требуется несколько лет регулярной терапии, чтобы эмоционально изолированный человек, наконец-то, «разморозился», и начал верить — что он таки важен в этом мире, он не лишний. И первым, кому он способен поверить, становится его психотерапевт.
Поверить в это бывает крайне сложно. Каждый день, зеркально отгораживаясь от мира, мы подтверждаем свою привычную схему: я миру не важен, мир меня не замечает. И даже если встречаем на пути эмпатичного человека, который способен заметить, увидеть, посочувствовать, мы можем не доверять ему. Мы можем думать, что он «прикидывается», чтобы обмануть нас и что-то получить. Нам может быть очень-очень сложно поверить в такое отношение к себе.
Как же попытаться выйти из этой привычной изоляции
1. Первое и самое главное — это заметить, что она есть. Заметить эту жизнь «за стеклом», почувствовать эту громаднейшую нечувствительность к другим, обратить внимание на то, что «я же совсем ничего не переживаю, глядя на этого мужчину или на эту женщину, кроме неприятных ощущений в области грудной клетки или солнечного сплетения. Такое замечание будет очень важным шагом, ведь в привычной жизни мы можем все время избегать переживания и осознавания изоляции, заполняя свою жизнь какой-то навязчивой активностью — делами, спешкой, суетой.
2. Попробовать представить, что в данный момент переживают окружающие меня люди вокруг. Они все сейчас что-то чувствуют, ведь они все сейчас живые. Вот этот мужчина с таким угрюмым лицом? Возможно, он устал или отчаялся, возможно, зол или обижен на что-то. А вот та женщина, с корзинкой — ее глаза бегают, как будто чего-то боятся, тревожатся. А этот маленький мальчик с таким удовольствием ест яблоко! Такая работа поможет образовать эмоциональные «ниточки» с окружающими, начать как-то переживать связь с ними.
3. Заметить, что чувствую я рядом с этими людьми. Какие ощущения, кроме привычного неприятного потягивания в груди? Возможно, у меня появились и другие переживания? Возможно, я начала сочувствовать этому мужчине в его угрюмости, вспомнив, что тоже бываю довольно угрюмой, или этой женщине с ее тревогой — я ведь тоже могу тревожиться и бояться чего-то! А этот мальчик — глядя на него, так захотелось яблочка, вспомнилось, как же в детстве было радостно лакомиться фруктами в саду у бабушки.
4. Почувствовать, изменилось ли общее состояние, после того, как я проделала эту работу. Может быть, на какие-то полпроцента мое тело наполнилось спокойствием и теплом? А, может быть, ничего не изменилось. А, может быть, я разозлилась на что-то и таким образом ощутила в себе жизнь?
На самом деле, восстанавливать свою эмоциональную чувствительность, способность переживать себе, и сопереживать другим — одна их сложнейших задач в психотерапии. Есть такие люди, которым не посчастливилось развить эмоциональную сферу в силу воспитания в неэмоциональных, холодных семьях, где отношения строились на некоторых функциях, которые каждый должен был выполнять, а что и кто хочет и как чувствует — во внимание не бралось.
Если ко мне не проявляли достаточно эмпатии, я просто не смогу ее проявлять к другим. Я буду закрытым и бояться мира и людей, я буду сводить свои контакты с другими к минимуму, на всякий случай, чтобы не столкнуться опять со своей болью отверженности.
Я выберу быть в одиночестве и изоляции, чтобы заново не переживать ту боль и отчаяние.
В личной терапии и терапевтических группах мы начинаем восстанавливать свою живую часть, свои переживания, позволяем им течь, ведь начинаем получать долгожданный опыт принятия. И это тот опыт, который начиняет видоизменять жизнь и отношения. Выйти из собственной изоляции непросто, когда много лет привык там и только там находиться, непросто это заметить, непросто об этом говорить. Кажется, что так и должно быть, что это и есть — нормальная жизнь. Но однажды (а потом еще и еще раз) попробовав новый опыт, мы можем постепенно начинать верить, что это не «приснилось», и все-таки пробовать выходить из «футляра». Постепенно, но все уверенней ощущая себя частью мира людей, важной и ценной его частью.
Психолог Киев очно, 5 минут пешком от станции метро «Шулявская». Консультации психолога по Skype.
Автор Елена Митина https://elenamitina.com.ua
Использование материалов разрешено только с указанием авторства и активной ссылки на сайт.
Источник
Расстройство пищевого поведения у детей
Расстройством пищевого поведения называют группу психических заболеваний, объединяемых общими симптомами и последствиями. Эти состояния всегда связаны с неадекватным отношением к питанию и влекут за собой как физические, так и психические нарушения. В частности, нарушается работа механизма переваривания пищи и наблюдаются значительные отклонения веса от нормы.
Психика детей страдает больше, чем у взрослых. В «ЦИРПП» оказывают помощь пациентам от 7 лет, хотя фактически проблема может зарождаться значительно раньше. Больной, независимо от возраста, не признается открыто в наличии подобных проблем. Поэтому диагностируются они довольно поздно.
Причины расстройства пищевого поведения
Существует широкий спектр факторов, которые способны спровоцировать то или иное нарушение у ребенка. Они подразделяются на три основные группы:
- Генетические. На сегодняшний день точно известны гены, наличие которых значительно увеличивает риск развития РПП. Гены касаются трех вещей: высокая эмоциональная чувствительность, особенности мышления в виде высокой детализации, нарушение в системе регулирования «сытость-голод».
- Психогенные. Некоторые нарушения возникают после пережитого стресса (давления, насмешек). Способствуют им заниженная самооценка, патологический перфекционизм, обсессивно-компульсивные расстройства. У подростка проблема может исходить из борьбы за автономию личности.
- Социокультурные. Навязывание худобы в качестве эталона через средства массовой информации вызывает стремление соответствовать этим идеалам. Когда такое желание выходит за грани здравого смысла, начинается РПП.
Врачи полагают, что в каждом конкретном случае присутствует сочетание факторов из двух или трех групп. Их набор зависит от вида заболевания.
РПП в младенчестве
У некоторых подростков, страдающих тяжелыми формами РПП, была утрата аппетита в младенческом возрасте. Они отказывались от грудного вскармливания или прикорма. В раннем возрасте могли проявляться также:
- привычка чрезмерно долго пережевывать пищу;
- неспособность прожевывать твердую пищу (с реакцией в виде рвоты);
- непонимание чувства голода;
- постоянное желание что-то съесть.
Если родители решили проблему поверхностно (заставили есть), но проигнорировали психическую сторону нарушения питания, через 10-12 лет болезнь возвращалась.
Признаки расстройств пищевого поведения
Их изучает психиатрия, а если речь идет о пищевом поведении детей, подключается педиатрия. Независимо от вида заболевания, пациенты демонстрируют резкие колебания в весе, быструю утомляемость, озноб, обмороки.
Родителям стоит чутко реагировать на изменения душевного состояния ребенка:
- насколько он обеспокоен формами тела;
- адекватно ли его воспринимает;
- тревожится ли во время приема пищи;
- «заедает» ли стрессовые ситуации;
- объедается или недоедает.
- наказывает ли себя голоданием.
Другие симптомы РПП обусловлены особенностями конкретного заболевания. Важно помнить, что первые тревожные сигналы остаются незамеченными. Поэтому появление у ребенка увлечения диетами или привычки есть в одиночестве должно насторожить родителей.
Виды расстройства пищевого поведения
Для выбора эффективной терапии необходимо определить, от какого именно заболевания страдает пациент. Согласно справочнику MSD, возможны следующие нарушения питания у ребенка:
- Нервная анорексия – ограничение объема употребляемой пищи из-за страха набрать вес. Приводит к опасной для здоровья потере веса изменению состава крови и эндокринным патологиям.
- Нервная булимия – переедание, чередующееся с искусственным очищением желудка и физическими нагрузками. Чревато нарушением работы ЖКТ и метаболических процессов.
- Компульсивное переедание – эпизодическое бесконтрольное поглощение пищи в объеме выше нормы. Опасно развитием гипертонии, сахарного диабета и метаболического синдрома.
Иногда к расстройствам пищевого поведения относят руминацию – регулярное срыгивание проглоченной пищи. Но чаще она бывает непроизвольной и является симптомом нарушения перистальтики желудка.
Симптомы нервной анорексии
Главный признак – стремительная потеря веса. Она заметна даже невооруженным взглядом. Специальные измерения показывают, что индекс массы тела ребенка опустился ниже нормы (17,5). Родители могут заметить:
- беспричинную усталость;
- нездоровый интерес к диетам;
- увлеченность подсчетом калорий;
- несвойственную тягу к физическим упражнениям;
- отказ есть вместе со всеми;
- критику собственного тела.
Подобное расстройство пищевого поведения у детей имеет серьезные последствия для организма. У девочек-подростков сбивается цикл или вовсе прекращаются менструации. Нехватка питательных веществ, необходимых растущему организму, проявляется в виде заболеваний опорно-двигательного аппарата и эндокринной системы.
Симптомы нервной булимии
При булимии, напротив, ребенок ест много. На людях он может отказываться от пищи, а в уединении поглощать ее в больших количествах. Второй характерный признак заболевания – стремление быстро очистить желудок. Чаще всего вызывают рвоту, реже принимают слабительное.
Родителям следует обращать внимание на:
- частые и длительные посещения ванной комнаты после еды;
- стремительную потерю веса, несмотря на отсутствие ограничений в питании;
- необъяснимые смены настроения (от депрессии до эйфории);
- выпадение волос;
- участившиеся простудные заболевания.
Ослабленный булимией организм реагирует не только на вирусы. Нарушается работа пищеварительного тракта, мочевыводящей системы, воспаляются десны (вплоть до потери зубов). Желудок больного растягивается, пищевод травмируется, и со временем рвота становится непроизвольной реакцией на прием пищи.
Симптомы компульсивного переедания
Больные едят слишком много, но не могут остановиться. В отличие от страдающих булимией, они не стремятся очистить желудок, хотя и мучаются от стыда за количество съеденного.
Это расстройство пищевого поведения можно заподозрить, если ребенок объедается несколько раз в неделю. При этом он:
- тянется за едой, даже если не голоден;
- поглощает пищу очень быстро;
- не может остановиться.
Любые отрицательные переживания могут спровоцировать неконтролируемое объедание. Компульсивное переедание сопровождается набором веса. В результате у пациентов наблюдаются нарушения липидного обмена, эндокринные заболевания, гипертония, повышение холестерина.
Прочие тревожные признаки
Существуют и другие, менее распространенные РПП. Они не столь очевидны, поэтому могут оставаться незамеченными родителями или игнорироваться врачами. Так, психогенная утрата аппетита может маскироваться под самые разные заболевания. Ее можно заподозрить при отсутствии других клинических проявлений (повышения температуры, диареи, болевого синдрома) и предшествующем нервном потрясении.
Увлечение здоровой пищей рискует оказаться признаком начинающегося РПП – орторексии. Подросток отказывается от продуктов, которые считает вредными. Со временем его организм начинает страдать от дефицита некоторых веществ. Если идея здорового питания сопряжена с желанием сбросить вес, в будущем возможно развитие булимии или анорексии.
Чем опасны расстройства пищевого поведения у ребенка
Эти заболевания оказывают негативное влияние на физиологию и психику человека. Перенесенные в раннем возрасте способны наложить отпечаток на формирующуюся личность. РПП у подростка подталкивает его к:
- социальной изоляции;
- избеганию положительных эмоций;
- депрессии;
- суицидальным мыслям.
Каждый пятый больной становится хроническим и долгое время борется с последствиями. Многие сталкиваются с осложнениями на сердечно-сосудистую, пищеварительную, эндокринную и репродуктивную системы.
Расстройства пищевого поведения считаются сопряженными с самым высоким риском преждевременной смерти по сравнению с другими психическими заболеваниями.
Как помочь ребенку с расстройством пищевого поведения
В «ЦИРПП» практикуется комплексный подход к лечению этих заболеваний. Психиатрические методы комбинируются с медикаментозными, особенно если проблема присутствует длительное время. В случаях с анорексией подростки бывают сильно истощены. Тогда мы начинаем с оздоровления организма, а психическое состояние поддерживаем легкими антидепрессантами.
Когда ресурсы восстановлены, и причина расстройства пищевого поведения установлена, врачи переходят к психотерапии. В ЦИРПП практикуются разные методы:
- когнитивно-поведенческая (когнитивно-бихевиоральная) терапия (CBT);
- диалектическая поведенческая терапия (DBT);
- коллективная психотерапия с участием членов семьи (FBT).
Когнитивно-поведенческая терапия при РПП
Лечение начинается с диагностики взаимного влияния мыслей, эмоций, поведения и физиологического состояния больного на формирование РПП. По итогам первичного интервью врач определяет необходимые поведенческие вмешательства.
Врач работает над преодолением перфекционизма, страха набрать вес, нарушения восприятия собственного тела и других проблем, присущих пациентам с РПП. Применяются практики осознанного восприятия, ролевого проигрывания, эмоциональной саморегуляции.
В результате пациент преодолевает отрицательные предубеждения в отношении еды. Он дистанцируется от мыслей и внутренних установок на разрушение организма. Ребенок учится управлять поведением, выявляя негативные мысли и заменяя их позитивными.
Диалектическая поведенческая терапия при расстройствах приема пищи
Направление DBT эффективно для лечения особо сложных поведенческих расстройств. К таковым относят анорексию и булимию.
Работа с помощью DBT помогает ребенку получить ясное и детализированное представление о своих проблемах и о том, что они могут делать постепенно, чтобы повлиять на них. Диалектическая поведенческая терапия помогает идентифицировать, какие способы поведения вызывают проблемы; какие типы ситуаций, мыслей, чувств и других способов поведения приводят к этим проблемам; какие новые способы поведения или навыки нужно использовать, чтобы препятствовать тому, чтобы проблемные способы поведения произошли.
Семейная терапия при расстройствах пищевого поведения у детей
Одним из важнейших направлений психотерапии в «Центре изучения расстройств пищевого поведения» является терапия, основанная на семье. Занятия в рамках FBT помогают ребенку и его семье отличить личностные особенности пациента от тех изменений, которые произошли в результате болезни, найти способ оказать помощь ребенку и обсудить тактику адаптации семьи в новых условиях.
Другие виды помощи подросткам с РПП
В «ЦИРПП» занимаются лечением не только психической, но и физиологической стороны расстройств пищевого поведения. Детям от 7 лет оказывают помощь:
- педиатры;
- диетологи;
- гастроэнтерологи;
- эндокринологи;
- неврологи;
- консультанты по питанию.
Для пациентов, поступающих в тяжелом состоянии, предусмотрены палаты наблюдения с современным медицинским оборудованием для мониторинга и поддержания жизненно важных функций организма. Врачи сопровождают пациента и после выписки. Такой контроль позволяет снизить риск осложнений и рецидива болезни в будущем.
Если вы подозреваете у своего ребенка расстройство пищевого поведения, запишите его к нам на консультацию. Ему будет обеспечена помощь врачей с узкой специализацией и комплексный подход к лечению.
Нервная булимия — это расстройство пищевого поведения, которому присущи эпизоды переедания …
Несмотря на важность раннего лечения нервной анорексии, очень мало известно о барьерах, …
Есть несколько видов расстройств пищевого поведения, и переедание – один из них. Переедание …
«Если бы ты был девушкой, я бы сказала, что ты страдаешь анорексией». Эти слова сказала 17-летнему …
Самосострадание действительно важно во время выздоровления. Сострадание к себе – это отношение …
Мне впервые поставили диагноз «расстройство пищевого поведения» 15 лет назад, но у меня были …
Источник