Чувство грусти скорби тоски состояние душевной горечи
Данные понятия в логике практически не имеют разницы. Однако, то состояние, которое они передают, имеет двоякую природу и соответственно необходимо определить все разумное, что может приводить человека в уныние и грусть.
Мы будем считать, что ПЕЧАЛЬ – это чувство грусти, скорби, состояние душевной горечи, а ТОСКА – душевная тревога, уныние, а также скука. В словарях передано только содержание этих двух состояний, но не объяснена причина их. То есть, смысл понятий человек должен определять сам. В наших словарях все понятия определяются друг через друга, как существующие или существительные. Практически нигде не прослеживается ответ на вопрос зачем, для какой цели они существуют. Но и без определения смысла всему ясно, что все существует для человека. Возьмем понятие ПЕЧАЛЬ. Это состояние и чувство грусти, которое испытывает человек, мы будем рассматривать, как рефлекс мозга, реакция на раздражение, например, плохой погодой. Печаль наступает, когда заканчивается веселье, когда мы недовольны своей жизнью или расстраиваемся вообще без повода. Но чаще всего ПЕЧАЛЬ возникает оттого, что нет цели. Например, друзья не пригласили нас на вечеринку и, как результат, мы пребываем в печали. В этом случае сознание раздражается из-за того, что кому-то весело, а нам – нет. Если бы у нас была цель, то любое свободное время мы бы использовали для стремления к ней, тогда все остальные действия принимали бы тоже совсем другой оттенок. Другой пример ПЕЧАЛИ: нас не оценили по заслугам и отругали, и теперь мы печальны. Здесь раздражение и депрессия эгоистичны, потому что мы выглядели в невыгодном свете и переживаем от этого. Неумение себя адекватно оценивать становится поводом для самоедства и уныния. Но реальная причина ПЕЧАЛИ в том, что нам хочется, чтобы нас пожалели и вновь вернули к состоянию веселья и хорошего настроения. Печаль была любимым времяпровождением поэтов, именно в этом состоянии создавалась самая чувственная лирика. Именно чувственная, потому что стихи рождаются во время какого-либо эмоционального переживания, во время которого сознание сосредоточено на передаче состояния, а не на поиске смысла. ПЕЧАЛЬ – это также ностальгия по веселым и беспечным временам, которые мы переживали когда-то и сознание того, что они никогда не вернутся. Здесь мы необоснованно недовольны своим теперешним существованием и поэтому испытываем стресс, не осознавая то, что каждый возраст и момент в жизни ценен и своей неповторимостью и своим смыслом. Наконец, ПЕЧАЛЬ – это разочарование жизнью вообще в результате искаженного представления о том, что вся наша жизнь – это мучение, тюрьма, борьба и карма, что мы должны куда-то нести какой-то свой крест, терзаться и томиться душой. Этот стереотип закладывается религией в виде страха перед Богом. На самом деле мы все боремся друг с другом, подавляя то свой, то чужой эгоизм. ТОСКА – это нечто отличное, чем печаль. Когда человек имеет цель и смысл в жизни, все недовольства и печали, не связанные с основным стремлением не будут нести смысла. ТОСКА – это томление духа, сознание того, что жизнь, которая дана природой, как подарок слишком коротка и безвозвратна. Мы должны ценить каждый момент своего существования, наполняя его смыслом и стремлением к совершенству. Но тоска скорее ближе к состоянию спокойствия, чем грусти и душевной горечи.
Смысл | Разум | Логика |
Тоска | Горечь, скорбь, | Грусть, скука |
Печаль | Уныние | Грусть, скука |
Из таблицы следует понимать, что условно мы разделяем два вида состояния депрессии и стресса по причине данных состояний. Состояние душевной горечи и скорби имеет смысл, если они посвящены какому-то человеку, с которым произошел, скажем, несчастный случай. Однако печаль, сокрушение и депрессия, например, из-за какой-либо сломанной вещи или потерянного кошелька, или из-за бестактного поведения других людей по отношению к вам имеют только деморализующий смысл, и приводит к падению духа и разложению личности. Стремление к идеалу и совершенству сознания – вот главная цель для каждого человека и тоска по этому состоянию должна устремлять нас к ней. В психологии определены четыре типа темперамента людей: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Вряд ли можно уверенно утверждать, что темперамент и характер закладываются природой или передаются по наследству. Сколько бы мы ни приводили доказательств, все равно найдутся исключения, а значит данное утверждение не абсолютно. Тем более мы знаем, что тип темперамента зависит от условий, в которых развивается ребенок. Лишите его общения, и он будет меланхоликом, дайте ему полную свободу, и вы получите холерика. Здесь мы утверждаем, что постоянное ПЕЧАЛЬНОЕ состояние меланхолика – это недостаток внимания и терпения со стороны воспитателей и родителей. Если вы видите, что ваш ребенок часто грустит, если он молчалив и скрытен, то здесь нужна ваша находчивость и терпеливость для того, чтобы вызвать у него интерес к жизни и к людям. Неразумно полагать, что все придет само собой. Вы можете впоследствии получить комплексованного человека, полного недовольств и равнодушия. Доброжелательное общение и умение пробуждать в человеке интерес и любознательность сделают уверенным любого ребенка. Здесь необходимы чистые чувства, искренность и ответственность за чужую жизнь. Конечно, когда мы говорим о воспитании личности, как человека, мыслящего разумно, не может быть и речи о полагании на сегодняшнюю систему образования, которая создана, для того, чтобы родители не занимались воспитанием и обучением своих же детей. Существует навязанная системой образования убежденность, что ребенок лучше развивается в коллективе, среди других детей. Это помогает ему приспосабливаться или адаптироваться в обществе с ранних лет. Во все годы этому утверждению не находилось достаточно доказательств. Сегодня дети в школах получают намного меньше знаний, чем дурного опыта, который приводит их к цинизму и равнодушию. Бесспорно, ребенок должен общаться, но только с теми сверстниками, с которыми ему не придется деградировать. Тогда мы не будем видеть на его лице ПЕЧАЛИ личных, глупых ошибок и разочарования от окружающих его людей.
Источник
Модальности эмоций. Скорбь. Печаль. Ностальгия. Тревога
При очевидном, казалось бы, несходстве многих эмоций весьма нередко они определяются и различаются немалым числом и здоровых индивидов. Значительные разногласия существуют по этому поводу в специальной литературе. Это не следует рассматривать как алекситимию — нарушение, при котором наблюдается неспособность или теряется способность дифференцировать и описывать собственные эмоции, а также эмоции других людей. Структура эмоций сложна, а самих эмоций достаточно много. Вундт, например, считал, что число разных эмоций значительно больше, чем 50 000. Далее опишем наиболее употребительные трактовки эмоций и чувств. Полагаем, что это немаловажно в плане более адекватной оценки эмоций, особенно в тех нередких случаях, когда одновременно наблюдается не какая-то одна, а сразу несколько эмоций. Считаем, что это может иметь значение для анализа и отграничения нормальных эмоций от измененных каким-то психическим расстройством. Внешние проявления эмоций здесь подробно не описаны. Об этом см. «Психопатологию» (2002). Итак, модальности эмоций, представляющие интерес и для психопатолога.
Горе или скорбь. Связаны с утратой важнейших ценностей (потеря близких, разлука ребенка с родителями, вообще огромное несчастье, разрывающее связь индивида с людьми, обществом). Переживается по-разному, это зависит от возраста, пола, личностных качеств, принадлежности к какой-то культуре, социальной группе. Тем не менее картина горя у разных людей имеет много общего. В горе представлены глубокая подавленность, тревога, чувство вины, чувство благодарности, сохраняется способность откликаться на страдания других, она может даже обостряться, могут быть отчаяние и чувство безнадежности. Собственное горе при виде страдания других всегда оставляет место сочувствию с желанием помочь, поддержать.
Горе заразительно: каждый вдруг ясно начинает понимать, что и с ним в любой момент может случиться что-то подобное, чувствует, что его покидают зависть, злорадство, озлобление и многое другое, кажущееся теперь чем-то мелким и недостойным. Вид скорби облагораживает и самые черствые души. Тем самым укрепляется связь между людьми, разрушенная гордыней, тщеславием, алчностью. Только эмоционально тупой человек или не вполне благополучный в духовном плане не знает ни истинного горя, ни того, что при этом испытывает человек в бездне несчастья. Переживание горя сильно зависит от усвоенных культурных традиций. В коллективистских культурах, где сильна поддержка одних людей другими, горе переживается более стоически. В американской культуре горе и чувство вины тесно связаны, в этом есть нечто болезненное.
В норвежской культуре, напротив, горе и чувство вины ортогональны; они далеки друг от друга, может быть, потому, что у норвежцев принято поддерживать друг друга не только в беде. Боулби (1960) отмечает приспособительное значение горя: оно помогает человеку «превозмочь себя», как бы подняться над собой и показать себя людям с лучшей стороны. Примерно о том же писал Р.Тагор: «Большое горе в себе самом изживает боль. А мелких бед, потерь, обид так груз тяжел, что надрывается душа от этих зол». Особенно тяжело в горе одиноким, в Библии так и сказано: «Горе одинокому!» Одинокого человека горе может сломить так, что более он никогда не поднимется. В таких не столь уж редких случаях горе делается болезнью. Вероятно, это имел в виду В.Даль, написав, что скорбь есть не только тяжелое душевное состояние, она может стать причиной расстройства, хвори. В России поэтому истории болезни назывались скорбными листами, а психиатрические больницы — скорбными домами, что как бы указывало на общее мнение о том, что именно скорбь особенно часто приводит несчастного человека туда. К узникам больниц, равно как и к глубоко обездоленным обитателям тюрем простой народ России, свидетельствует Ф.М.Достоевский, всегда относился с трогательной заботой даже в период зарождения капитализма. Внешние проявления скорби разнообразны: траурные одежды, опечаленные лица, плач, рыдания, слова любви и благодарности к ушедшему и в то же время теплое отношение к другим, деловитость и желание исполнить свой последний долг с честью и чувством достоинства.
Печаль или тоска (грусть, мучительная грусть, уныние, хандра). Это комплекс эмоций, включающий, по К.Изарду, по убывающей напряжение, импульсивность, самоуверенность, удовольствие. Сложно переводить с русского на русский же язык, но, видимо, речь идет о том, что в тоске представлены душевное стеснение, неуверенность в себе, заторможенность в мыслях, действиях и, наконец, потеря способности испытывать удовольствие. Тоска — это траур по утраченному когда-то счастью, дарованному судьбой по каким-то высшим законам справедливости, но не обязанного людям и своим каким-то усилиям или достоинствам. Тоска — это удел нарцисса. Тоска как бы грызет человека изнутри и подрывает его душевное благополучие, духовную сущность и физическое здоровье. Человек в тоске на все происходящее смотрит безучастно, его снедает еще и скука.
Он самоустраняется от людей, мучается одиночеством и таит обиду к тем, кто лишил его прежнего рая. Тоска порой превращается в озлобленность или даже ненависть, а это, в свою очередь, влечет чувство вины, недовольство собой, если человек еще не до конца растерял себя. Тоска не порождает такого ответного сострадания, как горе, и человек может ожесточиться к людям. Теперешняя жизнь в тоске кажется не имеющей смысла, будущее лишено перспективы и мрачно. Чувство смыслоутраты толкает на самоубийство. Такие самоубийцы не оставляют после себя прощальных записок с просьбами не винить никого. Мотивация самоубийства может быть и как бы местью, выражением желания кого-то наказать.
Тоска блокирует продуктивную активность, оставляя человеку мало шансов на то, чтобы преодолеть хандру. В глубине тоски угадываются неуверенность и чувство неполноценности, которые не дают покоя и доставляют невыносимые порой мучения. При неглубокой тоске люди стараются развеяться, чтобы «мир забыть и несчастную долю свою». Некоторые пускаются во все тяжкие, стремятся попасть в рискованные и опасные ситуации, другие завязывают и меняют интимные отношения, кто-то «заедает тоску», иные могут пристраститься к азартным играм, алкоголю, в поисках острых ощущений стараются разными, обычно неразумными способами разнообразить жизнь, делаются экстремистами, террористами и т. п. Разумеется, существуют и другие виды тоски, тут очень многое зависит от личности человека. Бывает «светлая печаль», не омрачающая жизнь ни себе, ни другим. Пишут о «высокой печали» — тоске по чему-то возвышенному, справедливому, человечному. Но всякая печаль тормозит активность и делает человека более созерцательным, нежели созидательным существом.
Ностальгия — тоска по Родине, местам, где прошло детство и потерялись привязанности, детские дружба и радости. Особенно подвержены ностальгии рефлексивные интеллигенты и творческие натуры, которые не нашли на чужбине духовного приюта. Ностальгии не подвержены люди, у которых снижена способность формировать устойчивые и глубокие привязанности, люди, для которых Родина там, где им сегодня живется вполне комфортно. Особенно тоскуют изгнанники Родины, жестоко страдают от этого художественные натуры. На чужбине они чахнут и переживают тяжелый творческий кризис, отчего их мучения удваиваются. Такая тоска «по Родине превращается иногда в тяжелую болезнь», пишет В.Даль. В мифологии ностальгия представляется тоской по прародине, утраченному раю и девственной, безгрешной жизни человека.
Тревога (треволнение) — сильное волнение, беспокойство, душевная буря, смятение (В.Даль). Часто определяется как беспредметный страх, свободноплавающий страх, страх чего-то неизвестного. Тревога мечтательных и мнительных людей — это страх чего-то воображаемого, связанного с фантазией, преувеличенным ожиданием несчастья. Тревоге подвержены не уверенные в себе люди, опасающиеся потерять контроль над ситуацией. Тревога свойственна, наконец, людям, в прошлом переживших много несчастий или одну неудачу за другой. При этом как бы формируется установка ожидать прежде всего каких-то угроз и в будущем. Тревогу характеризуют тягостные предчувствия, преувеличение возможных несчастий или вероятности их наступления, чувство внутреннего напряжения (необязательно, чтобы напряжение указывало непременно на тревогу), торопливость, суетливость, чувство, будто все время куда-то опаздываешь.
| Патологическая тревожность является психическим заболеванием, называющимся тревожное расстройство. При патологической тревожности советуем обратиться к психиатру |
У пациентов с тревогой упомянутые переживания возрастают многократно: «Все время тороплюсь, кажется, никуда не успеваю вовремя, чуть что, сразу срываюсь с места. Постоянно куда-то тороплюсь, куда-то спешу, все время в напряжении, и кажется, будто что-то важное я не успею сделать. Чувствую себя как человек, который знает, что скоро умрет, и боится, что не поспеет сделать что-то очень важное». В тревоге экспрессивные действия явно преобладают над инструментальными. По К.Изарду, тревога есть сложный эмоциональный паттерн, включающий по мере убывания страх, интерес, чувство вины, отвращение, смущение, гнев, удивление и радость. Автор считает, что тревогу нельзя рассматривать как отдельный, самостоятельный феномен. В каждом конкретном случае, полагает К.Изард, необходимо понимать, какие конкретные эмоции образуют тревогу. Это может означать, что существует множество вариантов тревоги. На самом деле тревога бывает неодинаковой, но в основном связана с личностными качествами человека и, как упоминалось, с его характером.
По Э.Шострому (1994), в тревоге человек сильно и неотвязно хочет что-то делать, но не может. Он подавляет при этом растущую в нем агрессию, в результате чего впадает в апатию. Массерман (1955) рассматривает тревогу как результат столкновения двух противоположных тенденций, например к нападению и бегству. В экзистенциальной теории тревога есть эмоциональное состояние, сопровождающее осознание бессмысленности, несовершенства и изначальной хаотичности мира, в котором мы живем. Позиция экзистенциалистов в данном случае выражает состояние растерянного человека, в глазах которого мир превратился в остатки прежнего в нем порядка и предсказуемости. З.Фрейд различает «сигнальную тревогу», предупреждающую Эго о надвигающейся угрозе его целостности (и тут он как бы смыкается с экзистенциалистами), и «первичную тревогу» — эмоцию, сопровождающую распад Эго и проявляющуюся в кошмарах.
Добавим, что тревога может быть у человека и в отношении себя, правда, это уже явно болезненная тревога. Пациенты, испытывающие неприемлемые, «ненормальные» побуждения, нередко пребывают в тревоге длительное время, с напряжением и страхом ожидая от себя каких-нибудь опасных, безумных действий, что кажется идентичным «сигнальной тревоге».
Совместить определения тревоги разных психологов достаточно сложно, настолько это понятие многогранно. В тревоге, однако, почти всегда присутствует один весьма существенный элемент — это страх воображаемой, надуманной опасности, которая порой представляется вполне возможной, почти реальной или даже неизбежной. Это может означать, что тревога связана каким-то образом с нарушениями самовосприятия, а именно с апперсонализацией. Высшая степень тревоги — полное смятение, растерянность.
Источник