- О гармонии с собой и окружающим миром
- Чувство единения
- Читайте также
- 79. ИДЕЯ СОЦИАЛЬНОГО ЕДИНЕНИЯ
- I. Чувство
- Чувство собственности
- Религиозное чувство
- Чувство единения
- Глава 14 Чувство реальности и чувство возможности Почему любовь по-прежнему так важна для нас?
- ДЕНЬ ЕДИНЕНИЯ
- 253. ЧУВСТВО
- ПОВТОРЕНИЕ И ЧУВСТВО
- ЧУВСТВО И СЧАСТЬЕ
- Чувство собственности
- § 41. Чувство
О гармонии с собой и окружающим миром
Гармония не означает отсутствие трудностей и конфликтов. Внутренние противоречия вызывают стремление преодолеть дискомфорт. Неосуществленные желания и цели являются стимулом для личностного роста. Полная удовлетворенность жизнью может стать препятствием для дальнейшего развития.
И вместе с тем, гармоничное сочетание духовного, психологического, социального и физического здоровья личности определяется понятием «качество жизни», которое появилось в конце 50-х гг. ХХ века.
Социальное здоровье характеризуется оптимальным развитием различных жизненных сфер. А.Адлер писал о том, что каждый человек сталкивается с тремя основными жизненными задачами – работа, дружба, любовь. Эти задачи определены фундаментальными основами человеческого существования. Работа создает удовлетворение и чувство собственной значимости в той степени, в какой она полезна другим. Дружба выражает нашу причастность к человеческой расе. Любовь – это тесный союз ума и тела, который необходим для продолжения рода.
Взаимоотношения с окружающими должны строиться на основе сотрудничества, взаимного личностного роста, равноправия, взаимоуважения. Поведение человека должно быть гибким, поскольку, живя в обществе, он должен соблюдать его правила, приспосабливаться к изменениям.
Духовное здоровье. Людей объединяет система вечных ценностей. Используя ее, человек осмысливает явления, происходящие в мире. Это дает ему чувство сопричастности, единения с другими людьми и миром. Человек, имеющий гуманистическое мировоззрение, соблюдает хорошо известные заповеди – быть честным и порядочным, не причинять зла другим людям, не предавать, не идти вразрез со своими убеждениями и совестью.
Очень важно иметь хорошее физическое здоровье. Плохое физическое самочувствие способно ухудшить восприятие жизни и негативно повлиять на образ жизни. «Болезнь – это наказание за неспособность удерживать плоть свою в гармонии с природой» (Виссарион).
Психологическое здоровье. Человек достигнет гармонии с миром, если будет в гармонии с самим собой. Для этого необходимо позитивное отношение к себе, положительное представление о своих способностях и возможностях, принятие себя. У человека должен быть смысл его существования, а также устойчивая иерархия мотивов и системы ценностей. У.Джемс писал о том, что «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить».
Гармоничная жизнь предполагает, что в жизни человека присутствует творчество. Он думает о своем призвании и предназначении, стремится к самореализации. У него позитивный взгляд на мир и положительное отношение к окружающим, а также активная жизненная позиция.
Гармония проявляется в ощущении внутреннего благополучия и комфорта, удовлетворенности своим образом жизни и взаимоотношениями с окружающими людьми, в хорошем физическом самочувствии. Это позволяет воспринимать жизнь во всем многообразии; жить полно, изучая мир; сохранять свежесть восприятия и оценки реальности.
Возможна ли гармония вне отношений с миром, если человек живет в изоляции, не интересуясь окружающим миром, или находится в позиции наблюдателя, руководствуясь китайской пословицей: «Если спокойно сидеть и ничего не делать, то приходит весна, трава вырастает сама по себе»? Или может ли находиться в гармоничном состоянии борец, который воюет со своими недостатками и стремится изменить мир вокруг себя, тот, кто следует девизу: «Суть человеческого естества – в движении. Полный покой означает смерть» (Паскаль)?
Так что же такое гармония – это нахождение в отрешенном состоянии, в позиции наблюдателя или пребывание в позиции активного участника жизни? Можно ли считать свою жизнь гармоничной, отдаваясь целиком какому-либо делу в ущерб всему остальному? «Каждый человек на чем-нибудь да помешан», — писал Р.Киплинг. Любая крайность ограничивает. Дисгармония возникает, когда преимущественное развитие получает какая-либо одна жизненная сфера, когда ставится цель достижения успеха в конкретной области. Это ориентация на конечный результат. Дисбаланс развития происходит, когда, стремясь к чему-либо, человек, выпускает из поля зрения саму жизнь: ради результата он теряет сам процесс.
Гармоничная жизнь предполагает баланс всех жизненных сфер. Каждая из жизненных областей — работа, семья, карьера, друзья, досуг — важна для человека. Однако человек всегда сам определяет для себя приоритеты. В то же время одно не заменит другого. Если у нас не развита какая-либо жизненная область, рано или поздно возникнет неудовлетворенность, некоторый перекос в личностном развитии. Карьера не заменит семью, а друзья – ребенка.
Все мы разные, у каждого свои жизненные смыслы и ценности, желания и цели, разный уровень притязаний, разные характеры и темпераменты, разные потребности в общении, физической нагрузке, степени уединения. И на каждом жизненном этапе — определенное состояние здоровья и эмоциональный фон, зависящие от перенесенных стрессов, заболеваний, переживаний и т.д. Каждый сам выбирает оптимальное для себя состояние: отгородиться от мира с его неисчерпаемыми возможностями или стремиться к разнообразию в жизни. Возможности, которые предоставляет человеку окружающий мир, безграничны. Однако при всем стремлении к разнообразию жизни «нельзя объять необъятное»: везде побывать, все увидеть, все прочитать, посмотреть, попробовать. Всегда приходится выбирать.
Что мешает быть в гармонии с собой и окружающим миром?
Сложно достичь внутренней гармонии, если вы постоянно испытываете двойственные, противоречивые чувства, несогласованные стремления, а ваши представления о жизни носят конфликтный характер; если вас раздирают сомнения, если вы не удовлетворены своей жизнью. Человек испытывает внутренний дискомфорт, если не может прийти к согласованности, сбалансированности своих разнонаправленных, полярных мотиваций.
Так же губительны для душевного комфорта и личностного развития отсутствие смыслов и целей и, наоборот, слишком высокий уровень притязаний, когда велика пропасть между желаниями, стремлениями и возможностями осуществить их.
Внутренний мир человека разрушают неверие в свои силы, отсутствие любви к себе. Негативное отношение к себе неблагоприятно влияет и на взаимоотношения с другими людьми. Не устраивающие человека роли и положение в социуме могут быть обусловлены неумением устанавливать близкие, доверительные отношения с окружающими или такие черты характера и такое его поведение, которые отталкивают от него других людей (например, жадность, высокомерие, нетерпимость, упрямство).
Душевное равновесие нарушают озабоченность нескончаемыми проблемами, постоянно испытываемые негативные эмоции. Внутреннее спокойствие разрушают страхи, обиды, разочарование, отчаяние, ненависть. Положение усугубляется, когда присоединяются проблемы, связанные со здоровьем.
Шаги к гармоничной жизни
Путь к гармонии – самопознание. Важно определить, чего хочешь в действительности: свои цели, планы, желания. Не стремиться быть, как все, ориентируясь на чужие модели жизни и взаимоотношения. Не жить по шаблону, подстраиваясь под чужое поведение и включаясь в чужие соревнования, в чужую гонку за успехом. Уметь быть независимым от влияния среды. Найти свое призвание. Следовать своему предназначению. Привнести в свою жизнь творчество.
Каждый оценивает успешность жизни, сравнивая достигнутое со своими истинными желаниями и своим предназначением. В то же время желания должны быть реалистичны. Посвятив жизнь чему-то одному, отказываясь от всего остального, можно совершить ошибку.
Важным условием душевной гармонии и внутреннего спокойствия является не потакание своим прихотям и импульсивным желаниям, а умение довольствоваться тем, что имеешь.
Часто то, что вызывает сильные переживания, впоследствии кажется сиюминутным, суетным. Нужно уметь освободиться от суеты. Отвлечься от амбиций, гонки за успехом, деньгами, борьбы за власть. У человека должна быть возможность побыть в уединении, чтобы освободилась душа, чтобы почувствовать окружающий мир, чтобы подумать о жизни.
Нужно уметь устанавливать межличностные отношения. Чем разнообразнее общение, тем больше знаний и возможностей, жизненного выбора. «Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. И в уединении обдумывай то, что ты узнал из общения с людьми» (Л.Толстой).
Активная жизненная позиция помогает выйти за пределы своего существования, формирует более широкий взгляд на вещи, способствует развитию всех жизненных сфер. Полнота жизни создается ее разнообразием.
Большинство людей жалуются на свое прошлое, а другие тревожатся за будущее. Мало кто живет настоящим. В мыслях человек обычно находится вне проживаемой ситуации. Надо жить в текущем моменте: не переживать из-за прошлого, не волноваться о будущем. Надо присутствовать там, где находишься сейчас.
Важен и положительный настрой. Наш внешний мир – это реализованный мир наших мыслей. Жизнь дает нам то, что мы ожидаем от нее получить. Те события, которые произошли, нередко были предопределены нами самими. Подобное притягивается подобным. В нашей жизни нет случайных встречных. К нам притягиваются похожие на нас люди. Думать о хорошем, позитивном – шаг к созданию гармоничного мира.
Часто, для того, чтобы научиться жить в согласии с самим собой и окружающими, нужно что-то изменить в своем мироощущении.
«Боже, даруй мне невозмутимость, чтобы смириться с тем, чего я не могу изменить, и отвагу, чтобы изменить то, что я могу изменить, и мудрость, чтобы отличить одно от другого».
В жизни все преходяще. Нужно принимать реальность, мир, себя, других. Принимать все таким, каким оно есть.
Человек всегда будет испытывать переживания, иногда и чрезмерные, несмотря на все предупреждения о том, что это приводит к стрессам и сказывается на здоровье. Однако резкие, постоянные перепады настроения нарушают внутреннее спокойствие. Эмоциональная стабильность и душевное равновесие помогают противостоять ударам судьбы. Нужно уметь прощать и отпускать, уметь расставаться с прошлым, не зацикливаться на негативном. «Помни, все человеческое непостоянно, тогда ты не будешь ни слишком радоваться счастливой судьбе, ни слишком печалиться из-за неудачи» (Сократ).
Источник
Чувство единения
Чувство единения
Экзистенциальная раздвоенность человека была бы невыносима, если бы он не мог установить единство с самим собой, а также с природным и социальным миром вокруг себя. Однако есть немало возможностей обрести это единство.
Человек может отключить свое сознание, приводя себя в состояние экстаза или транса; это достигается с помощью наркотиков, сексуальных оргий, поста, танца и многих других ритуалов, которые достаточно широко распространены в различных культурах. Он может также попытаться идентифицировать себя с животным, чтобы таким образом вернуть утраченную гармонию с природой. Этот способ обретения единства лежит в основе многих примитивных религий, когда древний вождь племени изображал какое?либо священное животное, надевая его маску и всем своим поведением отождествляя себя со зверем, как это делали, например, тевтонские «свирепые воины» (берсеркеры), которые отождествляли себя с медведем. Целостность может | быть достигнута и другим путем, например когда человек всю свою энергию направляет на служение одной всепожирающей страсти: к деньгам, к власти, к славе или к разрушению.
Любая подобная попытка восстановить свою целостность имеет целью отключение разума. Все служит этой цели, но все эти попытки обречены. Трагизм состоит в том, что, независимо от того, длится ли это состояние недолго (опьянение и транс) или носит более длительный характер (ревность, ненависть, жажда власти), любая мания делает человека калекой, отрыва- гт его от других людей, «пожирает» его, ставит в зависимость >т его страсти так же сильно, как наркомания.
Есть только один путь к целостности, который не делает человека инвалидом. Эта попытка была предпринята в первом тысячелетии до Христа во всех высокоразвитых цивилизациях — в Китае, Индии, Египте, Палестине и Греции. Великие религии, которые выросли на почве этих культур, учили, что никакое забытье, отключение сознания не спасет человека от внутреннего раздвоения. Единство достижимо лишь на пути всестороннего развития разума, а также способности любить. Как бы велики не были различия между даосизмом, буддизмом, пророческим иудаизмом и евангелическим христианством, все эти религии имеют общую цель: дать человеку чувство единения, и притом не ценой возврата к животному существованию, а путем собственно человеческого самовыражения — в единстве с природой, со своими согражданами и с самим собой. За 2,5 тысячелетия человек, похоже, не очень далеко ушел в достижении этой цели. Причиной этого можно считать недостаточность экономического и социального развития разных стран, а также социально — прикладную функцию религии в деле управления или манипулирования массами людей. Однако это новое понимание единства имело для психического развития человека революционное значение, такое же, как изобретение землепашества и ремесла для экономики. Это видение никогда полностью не исчезало; оно пробудилось к новой жизни в христианских сектах, у религиозных мистиков всех направлений, у гуманистов Ренессанса, а в светской форме — в философии Маркса. Проблема выбора пути (прогрессивного или регрессивного) — это не только социально — историческая проблема. Каждый отдельный человек сталкивается с ней не раз в своей жизни. Разумеется, если он живет в застойном обществе, которое не идет по пути прогресса, то свобода индивидуального выбора весьма ограниченна, и все?таки она существует. Но чтобы пойти «против течения», индивиду требуется огромное напряжение духа, ясность мысли и обращение к трудам великих гуманистов (невроз лучше всего интерпретировать как столкновение двух полярных тенденций в человеке; а успешно проведенный психоанализ может подтолкнуть личность к принятию прогрессивных решений). Для современного кибернетического общества характерно иное решение экзистенциальной проблемы раздвоения личности. Здесь человек сужает свое бытие до рамок своей социальной роли, он начинает чувствовать себя маленьким, потерянным, ненужным и в погоне за вещами сам становится всего лишь вещью. Спасаясь от экзистенциальной раздвоенности, человек идентифицирует себя со своей социальной организацией и забывает про то, что он личность. Таким образом, если пользоваться терминологией Хайдеггера, — человек перестает быть личностью и превращается в некое «оно». Он оказывается в состоянии так называемого негативного экстаза; он забывает себя, теряет свое лицо: он больше — не личность.
Читайте также
79. ИДЕЯ СОЦИАЛЬНОГО ЕДИНЕНИЯ
79. ИДЕЯ СОЦИАЛЬНОГО ЕДИНЕНИЯ Мы уже видели, что несмотря на индивидуалистические черты справедливости как честности, два принципа справедливости обеспечивают архимедову точку для оценки существующих институтов, а также желаний и надежд, которые они порождают. Эти
I. Чувство
I. Чувство § 131Чувство представляет собой простую, но все же определенную аффекцию единичного субъекта, в котором еще не установилось различие субъекта и содержания. Иными словами, чувство есть определение, вызванное в субъекте, который еще как бы не отделился от объекта.§
Чувство собственности
Чувство собственности Он привел с собой свою жену, так как сказал, что у них общая проблема. У супруги были яркие глаза, и она была маленькой, бодрой и довольно-таки встревоженной. Это были простые, дружелюбные люди. Он хорошо говорил по-английски, а она только старалась
Религиозное чувство
Религиозное чувство Я уже говорил об иерархии целей в поведении высших животных и человека. С точки зрения внешнего наблюдателя, достижение животным различных целей, составляющих эту иерархию, необходимо для продолжения существования и размножения, то есть, в
Чувство единения
Чувство единения Экзистенциальная раздвоенность человека была бы невыносима, если бы он не мог установить единство с самим собой, а также с природным и социальным миром вокруг себя. Однако есть немало возможностей обрести это единство.Человек может отключить свое
Глава 14 Чувство реальности и чувство возможности Почему любовь по-прежнему так важна для нас?
Глава 14 Чувство реальности и чувство возможности Почему любовь по-прежнему так важна для нас? And I may be obliged to defend Every love, every ending Or maybe I’ve reason to believe We all will be received In Graceland Пол
ДЕНЬ ЕДИНЕНИЯ
ДЕНЬ ЕДИНЕНИЯ Сегодня двадцать четвертое марта. Сегодня Солнце прошло третий градус Зодиака и, таким образом, окончательно утвердилось в Знаке Овна. Когда Солнце переходит границу знаков, то первые три градуса нового знака еще не совсем свободны от влияния пройденного
253. ЧУВСТВО
253. ЧУВСТВО Чрезмерная чувственность — признак слабости чувства.Адлер, Ф. — Социальный интересИменно эмоция подстегивает разум к движению вперед.Бергсон — Два источника морали и религииТолько чувством можно понять чувство.Гейне — ЛютецияЕсли чувствам не давать
ПОВТОРЕНИЕ И ЧУВСТВО
ПОВТОРЕНИЕ И ЧУВСТВО Шум и запах города проникал через открытое окно. В большом парке под тенью деревьев сидели люди и читали газеты, наполненные сплетнями со всего мира. Голуби с важным видом ходили под ногами, ожидая подачек; на зеленых лужайках играли дети. Солнце
ЧУВСТВО И СЧАСТЬЕ
ЧУВСТВО И СЧАСТЬЕ Мы находились высоко над зеленым океаном. Шум пропеллеров, разрезавших воздух, и рев выхлопной струи весьма затрудняли беседу. В числе пассажиров было несколько студентов, направлявшихся на спортивные соревнования, на остров. У одного из них было
Чувство собственности
Чувство собственности Он привел с собой свою жену, так как сказал, что это их общая проблема. У нее были яркие глаза, и она была маленькой, бодрой и довольно-таки встревоженной. Это были простые, дружелюбные люди. Он хорошо говорил по-английски, а она только могла попытаться
§ 41. Чувство
§ 41. Чувство Чувство удовольствия и неудовольствия, напротив, не соответствует еще само по себе какому-либо третьему роду объективирования, например эстетическому. В самом деле, первоначальная сущность эстетического (познания) заключается в творческом построении,
Источник