Чувство духовного единства своего народа понимание его культурного своеобразия это

Чувство духовного единства своего народа понимание его культурного своеобразия это

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Для школьников
  • Философия
  • Основы философии

Авторизация

Сайты партнеры:

Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)

Основы философии

Отсутствие у человека прирожденной сущности, или изначальной природы, провозгласил:
экзистенциализм
руссоизм
марксизм

Критика аскетизма и обоснование гуманистического идеала составляют главное содержание идейной борьбы в эпоху:
Средневековья
Возрождения
Нового времени

Положение «несовершенство существующего добра есть источник зла» выдвинул:
Августин Блаженный
Климент Александрийский
Фома Аквинский

Учение Вернадского о неосфере означало переход к исследованию процессов взаимодействия:
техносферы, биосферы и человеческого общества
техносферы, геосферы и человеческого общества
геосферы, биосферы и человеческого общества

Познание имеет характер:
иррациональный
интуитивный
чувственно-рациональный

Неопозитивисты:
объявили философию наукой всех наук
противопоставили науку философии
признавали только гуманитарные науки

В философии этой эпохи все творение Божье оказывается самостоятельным, живет и движется согласно естественным началам, заложенным Творцом:
Средневековья
Античности
Возрождения

Картину мира, которая закрепляла положение о вечности и неизменности Вселенной, разработал:
Аристотель
Диоген Синопский
Платон

В ходе эволюции мифов:
мистический и рациональный пласты развивались равномерно
мистический пласт увеличивался, а рациональный уменьшался
мистический пласт уменьшался, а рациональный увеличивался

Идеал:
способ организации развития человеческой деятельности, представленной в продуктах духовного труда
идея, определяющая способ мышления и деятельности
способ интеграции действий человека в некоторую систему, основанную на его ценностных ориентациях

У русских космистов человек:
был сведен с его трона исключительности
существенно отличается в своем развитии от других этапов развития космического целого
был возведен на трон исключительности

В буддизме проявляется стремление освободиться от власти:
собственных отраслей человека
общества и природы, а также от законов самой жизни
законов самой жизни

Положение о том, что форма вещей первична, а материя вторична, содержится в философской концепции:
Аристотеля

Гераклита
Демокрита

Основателем эмпириокритицизма является:
Кант
Кун
Мах

Подлинная свобода:
не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора
не существует
носит абсолютный характер

Обычаи определяют поведение в целом, поэтому они совпадают с моральным порядком общества:

в максимальной степени

в минимальной степени

только вне профессиональной сферы

Совокупность теоретических законов и образец решения разнообразных научных задач:

Главное в культуре:

конкретный способ производства и воспроизводства общественной жизни

проблема идеалов, должного, желаемого будущего

конкретный способ производства и воспроизводства общественной жизни и проблема желаемого будущего

В философии Шопенгауэра сущность мировой воли является:

двоякой: созидательной и разрушительной

В современной философии выделяют три концепции истины:

соответствия, когерентности, систематичности

соответствия, когерентности, прагматичности

когерентности, соответствия, систематичности

Один из основных подходов к определению понятия культуры:

аксиологический

Один из основных подходов к определению понятия культуры:

семиотический

Один из основных подходов к определению понятия культуры:

деятельностный

Принцип, согласно которому существование человека является обязательным условием эволюции космоса: во Вселенной должна возникнуть разумная обработка информации, однажды возникнув, она никогда не прекратится, называется:

Философия выполняет мировоззренческую и такую функции:

методологическую

Данилевский развивает учение о:

культурно-исторических типах

Основоположником позитивизма является:

Государство – это:

наука и искусство управления людьми, социальными группами, классами, партиями, нациями

способность и возможность оказывать воздействия на деятельность людей с помощью авторитета, права, насилия

элемент общества с определенной организационной структурой-аппаратом, оказывающим управляющее воздействие

Национальное … – чувство духовного единства своего народа, понимание его культурного своеобразия; обычаев, традиций, привычек:

самосознание

Волюнтаризм:

возможность человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями, а не по принуждению

признание примата воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление

сознательное устремление человека к осуществлению цели, которая представляет для него определенную ценность

Источник

Чувство духовного единства своего народа понимание его культурного своеобразия это

Национальная философия запись закреплена

Национальное самосознание и национализм

Общий климат национальных отношений в огромной мере зависит от гражданской зрелости каждого человека и глубины понимания им коренных интересов своего народа и общества в целом. Это основа национального самосознания, которое есть чувство и само-осознание духовного единства своего народа и притом именно его культурного своеобразия — его обычаев, традиций, верований. Тот, кто говорит о своей нации, разумеет прежде всего духовное единство своего народа. Он разумеет нечто такое, что остается сущим, несмотря на уход из жизни единичных субъектов и на смену поколений. Нация есть нечто единое для многих. Нация есть великая семья, объединяющая всех своих сынов и дочерей, дедов и бабушек, прадедов и прабабушек, так что каждая душа соединена с ней нитью живой связи, в том числе и с усопшими. Не во власти человека стать существом иной национальности (хотя чисто формально это и делается, но это лишь видимость, для чего-то и кому-то нужная). Национальное самосознание обладает огромной регулятивной и жизнеутверждающей силой: оно способствует сплочению людей данной национальности, выступая в роли своего рода защитного механизма, позволяющего преемственно сохранять ее целостность и социокультурную определенность в общении с другими нациями и народностями, противодействующего размывающим нацию факторам, скажем, ущемлению интересов, ассимиляции и т.п. Национальное самосознание способствует общекультурному возвышению нации, ее историческому развитию в соцветии других наций.

В процессе воспитания и образования человека происходит формирование вкусов к национальному искусству, почтительности к национальным обычаям и нравам, традициям, чувство гордости героями своей истории, культуры, память о которых живет в душах людей, передаваясь от поколения к поколению. Это способствует единению народности и нации как особой общности. Воспитательное значение патриотизма громадно: это школа, в которой человек развивается к восприятию идеи о человечестве, осознает необходимость бережного и максимально осторожного отношения ко всему национальному, начиная от природы и кончая утонченными сферами искусства и легко уязвимым чувством национального достоинства. По словам Г. Гегеля, «можно заметить, что национальная психология обладает удивительно большой устойчивостью: арабы, например, и в настоящее время повсюду проявляют себя совершенно так же, как их описывали в древнейшие времена». Исторический опыт свидетельствует об устойчивости национального чувства.

Итак, каждая нация в целом как общественный субъект социально-исторической жизни поднимается, особенно в лице наиболее передовых представителей, до осознания своих общественных интересов, особенностей своей культуры, традиций, наличного положения в потоке бытия и перспектив развития. Она обладает своим особым складом психики, формой проявления чувств, в частности своим чувством собственного достоинства и разумной гордости. Но все должно иметь свою меру. Подобно тому, как гипертрофированная ориентированность сознания субъекта на самого себя ведет к эгоизму, чрезмерная обращенность национального сознания только на особенное в национальной жизни и гипертрофирование ее значимости может привести к национализму. Если национальность «есть факт, который никем не игнорируется, то национализм тоже факт — на манер чумы или сифилиса. Смертоносность сего факта особенно стала чувствительна в настоящее время. » Национализм — форма проявления национального эгоизма. Нация и национализм — вещи очень разные, это как личность и ее обостренный эгоизм. Основу национализма составляют идеи национального превосходства и национальной исключительности, что порождает национальное высокомерие. Д. Н. Овсянико-Куликовский подчеркивал, что «гипертрофирование национального возникает как болезненный процесс. вызывающий повышенное национальное самочувствие. Отсюда недалеко до национальной исключительности, до национального тщеславия и шовинизма».

Размышляя над проблемой нации и национализма, В. С. Соловьев высказал резко отрицательное отношение к национализму, т.е. к такому возвеличению собственной нации над всеми другими, которое основывается не на действительных ее преимуществах и культурных ее успехах, а на национальном эгоизме, голословной кичливости и слепоте по отношению к собственным недостаткам. Он писал: «Я решительный враг отрицательного национализма или народного эгоизма. Не хотят понять той простой вещи, что для показания своей национальной самобытности па деле нужно и думать о самом этом деле, нужно стараться решить его самым лучшим, а никак не самым национальным образом. Если национальность хороша, то самое лучшее решение выйдет и самым национальным, а если она не хороша, так и черт с нею». В этой связи уместно привести остроумные слова Марка Блока, сказавшего: «Я чувствую себя евреем только тогда, когда появляется антисемит». П. Я. Чаадаев писал: «Любовь к Родине -вещь прекрасная, но есть кое-что и повыше — любовь к истине. Этого мы не должны забывать никогда, потому, что слепая любовь к отечеству роднит нас с инстинктивным патриотизмом и приводит народы иногда к чванству, самомнению, самопревозношению, тому трескучему, тупому, наносно-болтливому национальному тщеславию, которое часто является достоянием людей не только малокультурных, но и образованных». По словам И. А. Ильина, одним из соблазнов национализма является стремление оправдывать свой народ во всем и всегда, преувеличивая его достоинства и сваливая всю ответственность за совершенное им на иные «вечно-злые», «предательски-враждебные» силы. Никакое изучение враждебных сил не может и не должно гасить в народе чувство ответственности и вины или освобождать его от трезво-критического самопознания: путь к обновлению ведет через покаяние, очищение и самовоспитание.

Каждая нация, подобно личности, каковой она и является в своеобразном, соборном смысле этого слова, обладает сознанием, пониманием своих национальных особенностей, своих положительных и отрицательных сторон. В сознании людей каждой нации, когда речь идет о недостатках и достоинствах, о характере и поведении граждан данной нации, одинаково присутствует акт самосознания как при самоосуждении, так и при самовосхвалении. Каждой нации свойственно множество предрассудков, предвзятых идей, стихийных национальных инстинктов и интуиции. И те представители умственной жизни данной нации и народа, которые относятся критически к своему отечеству, по крайней мере столько же участвуют в деле его духовного развития, как и те, которые его восхваляют. При этом, как отмечал В. С. Соловьев, критическая мысль всегда являлась преимущественно двигательницей самосознания и, например, сатирические произведения Н. В. Гоголя и А. С. Грибоедова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и П. Я. Чаадаева гораздо более, чем ура-патриотические драмы, например Н. В. Кукольника, способствовали развитию национального сознания в русском обществе.

Общенациональный гуманизм восстает против начала национальной исключительности: ни одна нация в мире не имеет права на такую самооценку. Как бы велики ни были ее экономические и культурные достижения, она не может претендовать на какую-то избранность и привилегированность. Каждый народ в силу своего определенного исторического положения имеет определенные исторические обязанности перед самим собой и перед человечеством. И каждый человек может и должен испытывать патриотические чувства.

Тот или иной народ, если он хочет жить полнокровной национальной жизнью, не может оставаться лишь одной из наций в море других наций — ему необходимо перерасти самого себя, почувствовать себя больше, чем данная национальность сама в себе: он должен погрузиться в сверхнациональные интересы, во всемирно-историческую жизнь человечества. Для любого народа, имеющего великие природные и исторические данные, совсем не естественно замыкаться в самом себе и жить только для себя, постоянно подчеркивая свое национальное «Я», а хуже того — навязывать его другим. Это значило бы отказаться от истинного величия и личностно-национального достоинства, по существу отречься от себя и от своего призвания и роли во всемирно-историческом прогрессе человечества.

Есть простая истина: чем выше национальное самосознание народа, чем сильнее чувство национального достоинства, тем с большим уважением и любовью он относится к другим народам. Любой народ становится духовно богаче и краше, когда сердце его согрето уважением других народов: без подлинной любви к человечеству нет и не может быть настоящей любви к родине.

Источник

Оцените статью