Чувство чужеродности что это
Все время чувствую себя чужой,не в своей тарелке.
Сначала я думала,что это пройдет. переходный возраст и все такое,но с каждым днем пустота и ненужность разрушает меня.
На учебе я,конечно, общаюсь с людьми,но все это на уровне «привет,как дела», не более.При всем при этом,когда они о чем-то говорят,то я не могу их понять. Я не понимаю их шутку и темы разговора,только делаю вид,что мне интересно и натягиваю улыбку.А на самом деле хочу куда-нибудь убежать и спрятаться в самый темный угол.
Дома,где вроде бы мне должно быть хорошо,я так же чувствую себя чужой и, мне хочется куда-то убежать. туда,где я буду чувствовать себя «своей».
Ольга , возраст: 18 / 08.11.2012
Ольга, всё начинается с вашей души. Попробуйте заглянуть в себя. Прибегнете к молитве и просите, чтобы Господь открыл вам и дал понять где же корень этого зла. Поищите его прежде всего в себе. После того как найдёте стремитесь это изменить с Божьей помощью. Вспомните когда и с чего это началось. Максимально подробно вспомните. Задайтесь вопросом перед сном. Возможно вам приснится ответ так как наше подсознание часто общается с нами через сны и указывает на какие-то проблемы. Удачи вам. Откройтесь миру, откройтесь людям. Любите их и радуйтесь.
Роман , возраст: 20 / 08.11.2012
Твои слова — крик одиночества, и в них желание найти близких людей. Покинуть этот мир — это не бегство к своим. С чего ты решила, что загранью жизнь вообще кто-то есть? Проверить всегда успеешь, не стоит торопиться. Если тебя посещают мысли согласно тематике сайта — то подумай о родных, о родителях.
Ты не пишешь о ненависти к ним, лишь о том, что чувствуешь себя чужой. Они тебя, возможно, не понимают — но ведь это стандартная проблема отцов и детей, разные поколения.
18 лет — это еще чертовски мало. Юный, прекрасный возраст, когда еще все впереди. найдутся и близкие друзья, и любимый человек. А для того, чтобы наполнить свою жизнь, поставь себе какую-нибудь цель, направление. Пойти работать в ту сферу, которая тебе интересна, достичь какого-то рубежа в своем увлечении, хобби. Их нет? Так найди подходящее — тысячи их.
Девушка 18 лет — это начало жизни, не конец.
Андариэль , возраст: 25 / 08.11.2012
Привет, Оля! Невозможно угодить всем людям и не нужно. Если тебя где-то не понимают, или ты их не понимаешь, то значит, нужно искать своих единомышленников. Неправда, что нельзя их найти.
Такое ощущение бывает, но оно обусловлено как раз отсутствием опыта общения с людьми, которые тебя понимают и у которых с тобой есть общие интересы. Нужно искать, и найдешь! Обязательно.
Но не нужно из-за этого делать трагедию. Выход из этой ситуации есть! Не отчаивайся, все наладится!
Среди своих единомышленников ты сможешь обрести и друзей. Так часто бывает. Поэтому, ищи и еще раз ищи! Не подстраивайся под интересы и мнения других.
С БОГОМ И НЕ ОТЧАИВАЙСЯ.
Антоний , возраст: 24 / 08.11.2012
Может что я посоветую, будет выглядеть странным,
но мне помогало. Во-первых, надо всегда
высыпаться. Во-вторых, бороться с комплексами, в
интернете можно найти много способов и советов по
этому поводу. И, наконец, нужно заставить себя
полюбить всех людей, желать им всем счастья.
Как-то так. удачи!
Маша , возраст: .. / 08.11.2012
Привет Оля. Бывает такое, ты не бойся это не приговор. Видно ты еще не осознаешь собственное Я в этом мире, потому чувствуешь чужой и потерянной. Может ты взрослее своего окружения, потому и не понимаешь их, много людей которые также как и ты мыслят и смотрят на вещи, просто ты их не встретила. Пока может завести питомца, если нету, это отвлечет тебя, и тебя уж точно будет преданно любить) Но если животные не нравятся, поищи тех людей у которых такие же увлечения как у тебя, интернет тебе в помощь, будет и тема для разговора на первых порах. а там втянешься. Все будет хорошо) И не забывай говорить родителям, что ты их любишь.
Виктор , возраст: 32 / 08.11.2012
Очень надеюсь, что тебе помогут мои советы.
1. Мы с тобой одного возраста 🙂 Знаешь, я по себе чувствую, что в 18 лет «переходный возраст» еще, все-таки, продолжается. Конечно, считается, что этот «переход» ко взрослой жизни уже произошел, но он ведь происходит очень постепенно. Поэтому проблемы с общением, с поисками себя можно пока-что списать именно на возраст. Но все равно — 18 лет -прекрасное время!)
2. Вспомни, с чего началось желание «спрятаться в темный угол». Может быть, произошло какое-то событие, которое потрясло тебя в плохом смысле? Какие у тебя отношения были с одноклассниками (ты сейчас в институте?), какие отношения с родителями? Попробуй разобраться в этом, проанализируй свои ощущения, но не увлекайся особо этим, просто постарайся выявить причину.
3. Подумай, какие у тебя интересы, занятия, хобби? Если их нет (хотя такого не может быть, у каждого есть что-то свое)), постарайся обязательно чем-то увлечься. Тебе будет гораздо легче найти друзей, единомышленников в таком случае. Запишись в какую-нибудь студию, кружок, это очень поможет тебе.
4. Постарайся наладить отношения с окружающими, особенно с семьей. Поверь, если ты общаешься со своими одноклассниками/одногруппниками на уровне «как дела», значит, все не так уж плохо, приглядись к ним повнимательнее, постарайся быть более открытой. Я знаю, что это очень сложно, сама борюсь с застенчивостью, стараюсь найти что-то интересное в каждом разговоре, в каждом человеке — что-то хорошее, что-то, что могло бы нас с ним связать. Наверно, лучше начинать не с общения с большой компанией, а по отдельности с разными людьми, постепенно ты будешь чувствовать себя «в своей тарелке» практически в любом обществе.
Обьясни ситуацию родителям, они обязательно поддержат.
5. Обязательно ходи в церковь. В церкви любой может почувствать себя «своим». И молись, каждый день. Я пришла к вере как раз в 17-18 лет, и очень этому рада, это лучшее, что со мной случалось.
Дорогая Оля, я очень надеюсь, что мои слова помогут тебе. Если захочешь, напиши подробнее о своих проблемах, тогда, возможно, я и другие люди, которые пишут отклики, более конкретно помогут тебе. Я желаю тебе всего самого лучшего. у тебя все будет хорошо, живи и радуйся каждому дню! Удачи и счастья. Ничего не бойся, общайся и, главное, люби этот мир.
Marigold , возраст: 18 / 08.11.2012
Ольга! Это не проблемы «переходного возраста», а проблемы любого возраста. Просто более остро это переживается именно в Вашем возрасте, а с годами появляется опыт, который помогает решать такие сложности более спокойно. Считайте, сейчас Вы приобретаете опыт, и полученные навыки Вам же будут полезны в будущем.
Пустота — следствие того, что Вы пока не нашли свое место в жизни. Люди, которые кажутся Вам чужими — следствие того же самого. С другой стороны, у Вас ведь еще только начинается самостоятельная жизнь, откуда бы всему этому взяться? Самое время начать строить жизнь свою собственную. Вам вполне посильно САМОСТОЯТЕЛЬНО найти себе хобби, увлечение, заняться спортом — подумайте, что может быть Вам лично интересно. Желательно, чтобы это было коллективное занятие, тогда Вам вполне посильно попробовать подружиться с коллективом, который будет Вас окружать. Проблема внутри Вас, но не выходя из дома ее не решить, потому что это напрямую связано со взаимоотношениями с внешним миром.
Я сам тяжело переживал социализацию. Несколько лет мне казалось, что нет ни друзей, не с кем поговорить, не с кем даже погулять, а я сам — никому не нужен. Мне помогло увлечение музыкой, начал играть в рок-группе. Через некоторое время появились друзья, единомышленники и всегда было чем заняться в свободное время. Действуйте!
Источник
Психология ксенофобии
Ксенофобия: системы чужеродности
Если ученые уделяют относительно мало внимания собственно проблеме ксенофобии, то писатели-фантасты традиционно озабочены значимостью этой темы. Наиболее выдающиеся авторы, всегда стремящиеся и, как показывает история, не без успеха, предсказать грядущие фатальные для человечества события, ставят проблему ксенофобии на одно из первых мест по актуальности.
Фантасты пытаются разобраться в механизмах ксенофобии и, строя образ желаемого будущего, в качестве ключевой его части конструируют уникальные системы и институты по установлению контактов с внеземными цивилизациями. Решая этические проблемы ксенофобии, они строят иерархии чужеродности, в которых взаимоотношения с «чужими» рассматриваются сквозь призму перспективы мирного и конструктивного сосуществования между человечеством и иными мирами. Вольно или невольно такую иерархию чужеродности в своей повседневной жизни строит практически каждый человек.
Мы живем в плену этой иерархии, ее диктат ведет к распределению окружающих по степени «чуждости» и соответствующей дозированности доверия и открытости. В зависимости от оценки воспринимаемой угрозы, а также оценки чуждости и перспектив взаимодействия, мы регламентируем свои отношения в мире и степень закрытости, которая позволяет нам сохранить свое Я, защитить себя и границы между собой и другими.
У каждого человека и у разных групп свои системы чужеродности. Но в основе каждой такой системы лежит единый универсальный психологический механизм — альтернатива «мы — они», «свои — чужие», определяющая социальный порядок в различных контекстах человеческих взаимоотношений. Опираясь на выделенные критерии, отражающие три важных аспекта альтернативы «мы — они», — культурно-психологическую дистанцию, величину воспринимаемой угрозы и оценку перспектив взаимодействия — рассмотрим четыре группы «чужих», обычно включаемых людьми в свои системы чужеродности.
Близкие Чужие. На первый взгляд эту форму чужеродности — «чужой среди своих» — трудно отнести к ксенофобии. Рассуждения на темы, кто дальше, кто ближе, кто более «свой», кто более «чужой» — практически общее место обыденной философии, вечная основа драматизации нашей жизни и для многих — лакмусовая бумажка оценки межличностных отношений. Но именно непреодолимое стремление разделять мир на «своих» и «чужих» заставляет нас настойчиво дифференцировать даже ближайшее окружение: своих родственников, друзей, соседей, коллег и знакомых. Это те люди, от которых мы получаем социальную поддержку. Нас с ними связывают родственные узы, общие интересы и цели. И все же именно среди них мы нередко находим «самых близких чужих», весьма болезненно переживая эту всегда неожиданную для нас «чуждость».
Не будем сейчас обсуждать примеры из мексиканских сериалов, когда главный герой вдруг обнаруживает в ближайшем окружении самого непримиримого врага. Заметим лишь, что критерии «чужих» на этом уровне могут быть очень жесткими, ведь именно «своих» мы нередко судим особенно безапелляционно и пристрастно, выдвигая завышенные требования и часто необоснованные претензии. Уже на этом уровне хорошо видно, что критерии чужеродности во многом определяются общим контекстом и ситуацией. Так, женившись или выйдя замуж за человека другого круга, мужчина или женщина нередко начинают стыдиться и избегать своих родственников. Или же школьный друг может оказаться несовместимым с университетским, так как в одной ситуации это член определенной группы, то есть «свой», а в другой — нет.
Незнакомые Чужие (чужаки). Этот достаточно абстрактный образ — в чистом виде продукт психологической альтернативы «мы — они». «Всякое объединение противопоставляет, всякое противопоставление объединяет», — писал известный социальный психолог Борис Поршнев (Поршнев, 1966). Здесь начинают в полной мере действовать универсальные социально-психологические закономерности, связанные с групповой принадлежностью и формированием социальной идентичности (социальная категоризация, межгрупповое сравнение, закономерности стереотипизации).
На этом уровне особое значение приобретает феномен неизвестного, в основе которого лежит недостаточное знание об объекте, определяющее формирование неофобии — боязни всего нового. А также феномен неиспытанного (непознанного), когда имеющихся знаний недостаточно. Именно через сочетание этих аспектов с одновременно воспринимаемым расхождением со стандартами собственной идентичности (например, расхождения в представлениях о том, что правильно или неправильно, хорошо или плохо) немецкие исследователи Б. Шефер, М. Скарабис и Б. Шледер рассматривают феномен чужого (Шефер, Скарабис, Шледер, 2004).
Незнакомые Чужие — «не наши», потому что из другого мира. Но этот мир не обязательно должен быть враждебен, возможно, он дружественен, особенно если его интересы напрямую не пересекаются с интересами «нашего» мира. В силу непонятности и непознанности такие чужие выпадают из привычного разделения на врагов и друзей. Абстрактный чужой — некий обобщенный образ незнакомца. Эти люди просто существуют, мы знаем о них, но они не имеют к нам прямого отношения. В то же время это значительная часть населения Земли, самое многочисленное Они. Отношение к Ним может складываться либо на основе равнодушия, либо отстраненного нейтрального интереса, либо естественного любопытства, соединенного с чувством некоторого опасения.
Опасение как частично осознаваемый страх существенно влияет на наше восприятие. Исследования психологов показывают, что контакты с незнакомыми людьми чаще повышают негативную эмоциональную активацию. Например, представители разных культур во взаимодействии с незнакомцами более часто, чем со знакомыми, испытывают страх и в меньшей степени контролируют гнев (Bobad, Wollbott, 1986). Поэтому при восприятии чужого как неизвестного, незнакомого, несмотря на характерную амбивалентность чувств, сдвиг эмоционального восприятия гораздо легче происходит в негативную, чем в позитивную сторону.
Стигматизированные Чужие. Слово стигма (с греч. — «укол», «ожог», «клеймо») со второй половины XIX века стало употребляться в переносном смысле как «метка, позорное клеймо». Под стигматизацией в современном социально-психологическом значении понимается выделение или приписывание кому-либо определенных черт, признаваемых обществом отрицательными, и выделение кого-либо посредством дискриминации. Социальные стигмы — это характеристики человека «отклоняющегося, ущербного, ограниченного, дефективного и в целом нежелательного» (Jones et al., 1984). Стигматизации подвергаются люди с определенными физическими, психическими и социальными особенностями, которые отличают их от большинства. Это те, кто говорит, одевается, выглядит, молится и думает иначе, чем большинство других людей. Выделяя «инаких» на основе характерных признаков и различий и отчуждаясь от них, «нормальные» таким образом поддерживают свою социальную идентичность (Финзен, 2001). Испокон веков люди стремились «уложиться» в параметры большинства, чтобы не стать объектом насмешек или даже изгоями своей группы.
Известный американский социолог и социальный психолог Эрвин Гоффман выделил три типа стигмы:
- физические и психические недостатки (инвалиды, калеки, слабоумные, психически больные, люди с избыточным весом и др.);
- индивидуальные недостатки характера, воспринимаемые как слабость воли (преступники, наркоманы, пьяницы, люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией, бомжи, безработные, радикально инакомыслящие и др.);
- родовые стигмы расы, национальности и религии, передаваемые от одного поколения другому и распространяемые на всех членов семьи (расовые предубеждения, предубеждения против этнических меньшинств, членов сект и определенных религиозных общин) (Goffman, 1963).
По мнению Гоффмана большинство в действительности считает людей, отмеченных стигмой, в чем-то не совсем людьми — поэтому мы дискриминируем их и действенно, хотя зачастую без злого умысла, лишаем жизненных шансов (Goffman, 1963). Стигматизированные чужие — это отклонения от «нормы», выделяющиеся и вызывающие сомнение, поэтому они нежелательны, их следует клеймить, изолировать, изгонять. Возникающие на этом уровне ксенофобические установки, в основе которых лежит психологический механизм «мы — они», связаны с особой чувствительностью к выходу за пределы среднего и привычного. Они определяют соответствующее социальное поведение, основанное на жестком представлении о норме.
Враждебные Чужие. Восприятие Чужого как врага — это путь к конфронтации и враждебности. Образ врага — это крайнее выражение психологической альтернативы «мы — они», когда Они попадают в категорию «нелюдей», «дикарей». В этом случае чужой рисуется черными красками, вызывает отвращение, презрение и гнев. Этот аффективный комплекс, названный американским психологом Изардом триадой враждебности (Изард, 1980), определяет эмоциональную основу категоричного разделения «своих» и «чужих». В соответствии с ним рационализация причин, по которым чужие выключаются из «своей зоны», большим разнообразием не отличается. Чужой — плохой, потому что он глупый, плохо пахнущий, неопрятный, не способный на элементарное культурное поведение, необразованный, хитрый или злой человек. Чужой стремится завладеть нашей территорией, имуществом, лучшей работой, обмануть нас, разрушить нашу культуру, еще как-нибудь навредить нам, чужой — виновник наших бед и проблем и т.д. Вывод в этом случае всегда обобщенный и всегда один: чужой — наш реальный или потенциальный враг.
С. Кин, который собрал не имеющую аналогов коллекцию военных плакатов, пропагандистских роликов, карикатур из различных стран и исторических эпох, наглядно показал, что образ врага в определенном смысле универсален — это общий стереотип, который имеет минимальную культурную специфику. Кин исходил из положения Юнга о том, что создаваемые образы врага — это проекции вытесненных и неосознаваемых теневых сторон нашего бессознательного. Он подразделил эти образы на несколько архетипических категорий в соответствии с преобладающими в них характерными признаками: Чужак, Захватчик, Варвар, Преступник, Насильник, Враг Бога, Безликий, Достойный противник, Мучитель, Смерть. Обычно говорят, что страх усыпляет разум, а по выражению Франсиско Гойи сон разума порождает чудовищ. Поэтому враг у любого народа приобретает облик чудовища. Это опасный спрут, злой дракон, многоголовая гидра, гигантский ядовитый тарантул или засасывающий Левиафан. Другие часто используемые символы — злобные хищные кошки или птицы, чудовищные акулы и зловещие змеи, картины, изображающие удушение или сдавливание, зловещие водовороты и зыбучие пески (Keen, 1948).
Конкуренция — одна из основных форм взаимодействия между людьми в мире ограниченных ресурсов и возможностей. Люди соперничают за территорию, власть, работу, материальные возможности. Психологи, проводя разнообразные эксперименты, пришли к выводу, что хотя конкуренция и провоцирует вражду, но все же развитие такого взаимодействия может идти двумя путями: через конфликт и через продуктивную конкуренцию.
Путь продуктивной конкуренции означает, что чужой выступает как партнер. Термин «продуктивная конкуренция» введен психологом Александром Шмелевым и обозначает такой частный случай конкурентного взаимодействия, когда оно приводит к обогащению среды и росту собственного потенциала не только у победителей, но и у значительной части конкурентов. Путь продуктивной конкуренции — это не антагонистическая борьба за выживание, связанная с дискриминацией, подавлением или даже уничтожением. Психологический механизм «мы — они» в этом случае подвергается моральному и правовому регулированию, что определяет распространение гражданских прав на иноплеменников, иноверцев, конкурентов и соперников.
Концепция продуктивной конкуренции основывается на убеждении в том, что новые уровни материального и культурного прогресса достигались человечеством не путем истребления сильными субъектами слабых, но путем создания все более масштабных и разнообразных по форме коалиций, в рамках которых сильные имеют возможность справляться с чувствами страха, недоверия и враждебности и добровольно ограничивают свою власть над слабыми. В терминах концепции продуктивной конкуренции сильные принимают самоограничение на рост своего потенциала ради сохранения права слабых на полноценное существование (Шмелев, 1997). Это трансформирует социобиологическую конкуренцию между особями и популяциями в толерантные социальные отношения, которые более сложны по своим механизмам, чем механизмы конфликта.
© Г.У. Солдатова, А.В. Макарчук. Тренинг по профилактике ксенофобии. М.: Генезис, 2006.
© Публикуется с любезного разрешения издательства
Источник