- Базовое доверие к миру: как формируется
- Базовое доверие к миру: Эриксон
- Базовое доверие к миру у ребенка
- Формирование базового доверия к миру
- Базовое доверие к миру: восстановить
- VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
- БАЗОВОЕ ДОВЕРИЕ, КАК КОНСТРУКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
- Базовое доверие к миру: когда и как формируется основа наших отношений с реальностью
- Базовое доверие — модус отношения человека к миру и другим людям, который формируется в детстве. Или не формируется. Какие факторы влияют на это? Какие этапы взаимодействия с миром мы проходим в процессе взросления? И почему человеку, у которого в детстве была нарушена способность доверять себе или родителям, сложно во взрослом возрасте включаться в коммуникацию и строить отношения. Разбираемся с психологом Дмитрием Прокофьевым.
Базовое доверие к миру: как формируется
Термин «Базовое доверие к миру» широко распространен в среде психологов. Обычному среднестатистическому человеку, как правило, он незнаком. Особенно он актуален для молодых родителей, в частности мамочек.
Так вот, термин «Базовое доверие в миру» был введен популярным немецким психологом и историком Эриком Эриксоном. В своей теории развития личности он выделил 8 стадий в зависимости от возраста человека. В ней он излагает, в каком возрастном периоде и в какой последовательности закладываются определенные качества, черты характера человека.
Согласно теории Эриксона, человек учится-развивается на протяжении всей своей жизни, и переход от предыдущей стадии к последующей, по его мнению, связан с кризисом-конфликтом на предыдущем этапе.
Базовое доверие к миру: Эриксон
Нас сегодня будет интересовать первый этап (первая стадия) развития личности, возрастной период которой охватывает первый год жизни ребенка — от рождения до года. По убеждению психолога, именно в первый год человеческой жизни закладывается доверие-недоверие к жизни. Степень этого доверия прямо пропорциональна поведению того родителя, с кем у ребенка возникают отношения привязанности (чаще всего, это, конечно, мать).
Ребенок рождается, приходит в этот физический мир, испытывая чувство беззащитности и физического дискомфорта. Он погружается в непонятный ему мир хаоса из различных цветов, звуков и запахов. Ребенок не понимает, как к нему относится это мир. Можно ли ему доверять? Или он настроен враждебно?
Сформировать базовое доверие к миру на первом году жизни малыша — главная задача его мамы. Именно мама может упорядочить все это разнообразие непонятных для ребенка вещей: цветов, звуков и т.д.
Есть ряд исследователей, которые считают, что формирование базового доверия к миру происходит в более растянутый временной интервал: от года до трех-пяти лет ( но это в том случае, когда сохраняется связь с мамой в первые годы его жизни и ребенок ощущает ее любовь). В нашем же мире все чаще наблюдается тенденция — оставить ребенка на попечение садика, бабушек-дедушек и выйти на работу.
Доказано также, что первые 5-6 месяцев жизни малыш ощущает себя единым целым со своей мамой.
Базовое доверие к миру у ребенка
Каждый ребенок обретает чувство доверия к миру в лице взрослых. И первые взрослые — его родители. И если с рождения малыш чувствует, что мама всегда рядом, заботится о нем, его потребностях, всегда приходит на его зов-крик, то он понимает, что ей можно доверять. Он знает, что он в безопасности и никогда не останется один.
Если формируется доверие к маме, то постепенно ребенок начинает доверять и другим людям: сначала родственникам, затем друзьям, знакомым, а затем и незнакомым людям.
Базовое доверие к матери — глубинное, подсознательное. И если оно не образуется, то ребенок не будет доверять другим людям вообще, либо это будет сопряжено с большими трудностями.
В данной ситуации у ребенка появляются всевозможные страхи, он ощущает себя незащищенным, опасается за свое благополучие и, как правило, эмоционально закрыт перед другими людьми. Все эти негативные установки «выползают на поверхность» по мере взросления и проявляются на поздних стадиях развития личности. И что немаловажно, они касаются как недоверия к миру в целом, так и к окружающим людям.
Формирование базового доверия к миру
Как сформировать базовое доверие к миру у ребенка: советы мамам
1. Ребенок должен общаться с мамой столько, сколько ему нужно. Он должен знать, что она всегда рядом и присутствует в его поле зрения, хотя бы до трех лет. Поэтому повторяйте своему малышу установку: «Мама рядом». Многократно повторенная фраза «загоняется» в подсознание ребенка и формирует основу его мировосприятия.
Многие педиатры, как правило, пожилого поколения, рекомендуют не брать слишком часто ребенка на ручки, учить его самостоятельности, давая «прокричаться», уходить из комнаты, если у ребенка истерика и оставлять его одного, чтобы успокоился. Это большая ошибка. Основа формирования чувства одиночества, незащищенности и недоверия к миру. Ребенок выносит свой вывод: «Меня не любят, мне страшно, я одинок».
Так вот, мнение Эриксона и многих других современных психологов — противоположное: ребенку необходимо, жизненно необходимо, постоянное присутствие и полная зависимость! от мамы. Тогда он точно знает: «Мама рядом. Мир любит меня. Я доверяю процессу жизни и окружающим людям. Мне будет дано все, что нужно».
И тогда наступит момент, когда малыш легко оторвется от мамы, легко адаптируется к новым условиям (садику, к бабушкам-дедушкам, няне) и начнет также легко узнавать мир, всецело доверяя ему и окружающим.
2. Главная задача мамочки на первом году жизни ребенка — внести порядок в этот мир хаоса, бесконечного многообразия, в котором ребенку трудно ориентироваться, так как все ему ново. Для это необходимо создавать повторяемость — одними и теми же движениями, словами и жестами. Купать, кормить, играть, одевать с похожими повторяющимися движениями. Называть его одними и теми же ласковыми словами.
3. Кормить грудью хотя бы до года. Дело в том, что кормление грудью — это не только процесс получения пищи, но и основной способ общения, телесного контакта с мамой.
Очень важно, чтобы малыш в первые три года находился с мамой столько, сколько он хочет, чтобы всегда ощущал ее присутствие, ее внимание, заботу и тепло.
Все перечисленные меры — основа для формирования доверия к миру и окружающим. И если этого не делать, то у ребенка закладывает недоверие и подозрительность к миру и окружающим, что впоследствии приводит к развитию страхов, внутренних комплексов и психологических проблем.
Как понять сформировалось ли у ребенка доверие к миру?
Психологи часто применяют на практике для проверки тест «Незнакомая ситуация», разработанный американским психологом Мэри Эйнсворт.
Смысл его таков: маму с малышом 1 года размещают в незнакомую обстановку — комнату с игрушками. Затем мама выходит из комнаты и оставляет ребенка наедине с самим собой. Смотрят на реакцию. В следующий раз малыша оставляют наедине в незнакомым человеком. Смотрят на реакцию.
Если малыш спокоен, адекватен, дружелюбен, играет или общается с незнакомцем, то все в порядке — «Базовое доверие к миру сформировано!».
Степень привязанности к маме прямо пропорционально сформировавшемуся доверию к миру.
Помните одно: «детство вашего малыша не повторится», а доверие к миру закладывается на первом году жизни.
Базовое доверие к миру: восстановить
Если временной интервал на первом году жизни упущен, ребенок был оторван от мамы в силу каких либо обстоятельств, то в силах мамы доверие к миру у ребенка сформировать-выстроить заново.
Помните, что до 14 лет все болезни, истерики, неприятные ситуации, капризы малыша — показатель отношений родителей между собой, либо показатель отношения родителя к самому себе и окружающим людям.
И до 14 лет за поступки ребенка несут ответственность именно родители.
Ребенок и его состояние — отражение поведения его родителей.
Так вот, как восстановить Доверие к миру у ребенка до 14 лет?
Великолепно работает способ аффирмаций. Необходимо ежедневно перед сном, когда укладываете ребенка спать, и сразу после пробуждения проговаривать ему следующие фразы:
1. Самое главное и ценное, что есть у тебя — это ты сам.
2. Ты любишь себя абсолютной любовью. Тебе не нужно одобрение окружающих.
3. Мир, Вселенная любят тебя. Ты любишь, ты любим.
4. Родители любят тебя безусловной любовью. Все, что происходит в их отношениях, касается только их самих. У тебя своя жизнь, своя Судьба.
5. Ты доверяешь процессу жизни, доверяешь миру. Ибо мир справедлив. Он сам определит, как должно быть.
6. Тебе будет дано все, что тебе нужно. Ты в безопасности.
7. Ты достоин самого лучшего.
8. Ты принимаешь себя таким, какой ты есть с Любовью. и т.д.
Многократно повторенные фразы закладываются глубоко в подсознание и формируют новое мировосприятие у малыша — с любовью к самому себе и доверием к миру.
Источник
VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
БАЗОВОЕ ДОВЕРИЕ, КАК КОНСТРУКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Базовое доверие формируется в первые несколько лет жизни ребенка (разные исследователи по-разному определяют продолжительность этого периода – от года до 3-х), если нет «обрыва»в контакте с матерью и малыш чувствует её любовь [1].
Доверие человека к миру выступает как базовая, фундаментальная социальная установка личности, которая определяет дальнейшее развитие всех других видов отношений личности к миру, себе и другим (И.В. Антоненко, В.П. Зинченко, Р. Левицки, Д. Мак Аллистер и Р. Бис, Б.Ф. Поршнев, Т.П. Скрипкина и др.).
Многие современные исследователи акцентируют внимание на той роли, которую играет доверие в регуляции сознания и поведения личности, группы, общества. Доверие и недоверие выполняют широкий спектр значимых позитивных и негативных (деструктивных) функций в регуляции жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных людей.
Их позитивная роль в наиболее общем виде состоит в том, что доверие и недоверие способствуют интеграции и гармонизации отношений человека с самим собой, окружающими людьми и миром в целом, обеспечивают сосуществование и взаимодействие с ними, регулируют межличностные, внутригрупповые и межгрупповые отношения.
Анализируя негативные (деструктивные) функции доверия и недоверия в регуляции жизнедеятельности, следует отметить, что излишне высокое доверие может снижать безопасность субъекта, а излишне высокое недоверие – осложнять взаимодействие, познание мира и в конечном итоге замедлять развитие субъекта. Следовательно, важно соблюдать баланс доверия и недоверия. Не случайно некоторыми исследователями ставится задача анализа эффективности, функциональности и полезности недоверия.
Оптимальное соотношение доверия и недоверия, становясь нормой взаимодействия с окружающими, расширяет круг людей, организаций и социальных групп, с которыми субъект может вступать в контакт и чьей помощью он может воспользоваться.
Доверие и недоверие – относительно автономные феномены, имеющие как сходные, так и различные характеристики: признаки, условия возникновения, критерии и функции в регуляции жизнедеятельности субъекта. Основные функции доверия – социальное познание и обмен. Основные функции недоверия – самосохранение и обособление [2].
Таким образом, соблюдая баланс между доверием и недоверием, человек создает комфортные для его психологической безопасности условия.
К примеру, в наше время невозможно представить жизнь без социальных сетей. Практически все подростки зарегистрированы в одной, а то и в нескольких социальных сетях. Можно предположить, что виртуальная реальность стала своего рода альтернативой соблюдения баланса между доверием и недоверием к миру. Не секрет, что в юном возрасте трудно заводить знакомства, особенно с противоположным полом, так как присутствует неуверенность в себе, различные комплексы, страх, что отвергнут, не примут и т.д.
Общение в социальных сетях снижает степень недоверия и страха перед миром посредством того, что тут подросток может общаться, не раскрывая себя, например, через придуманное имя. Т.е. при общении в социальной сети подросток чувствует себя в психологической безопасности и раскрепощается, что позволяет ему без страха общаться с другими людьми, обсуждать различные интересующие его темы.
Однако есть и другая сторона медали. Излишнее доверие, как говорилось ранее, может снижать безопасность субъекта. Например, в силу того, что молодой человек чувствует себя в сети в безопасности и склонен доверять, то нередко именно такие подростки становятся жертвами мошенников и преступников.
Литература:
1. Асламова М.П. Базовое доверие к миру [Электронный ресурс]. URL: http://razv-irk.ru/stati/article_post/bazovoe-doverie-k-miru.
2. Доверие и не доверие в условиях развития гражданского общества / отв.ред. А.Б. Купрейченко, И.В. Мерсиянова. – М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. –564с.
Источник
Базовое доверие к миру: когда и как формируется основа наших отношений с реальностью
Базовое доверие — модус отношения человека к миру и другим людям, который формируется в детстве. Или не формируется. Какие факторы влияют на это? Какие этапы взаимодействия с миром мы проходим в процессе взросления? И почему человеку, у которого в детстве была нарушена способность доверять себе или родителям, сложно во взрослом возрасте включаться в коммуникацию и строить отношения. Разбираемся с психологом Дмитрием Прокофьевым.
Многим при знакомстве с новыми людьми или коллективом свойственна некоторая робость, неуверенность. Сразу же появляются мысли, как нас примут? Понравлюсь ли я им, они мне? И так далее. В большинстве случаев контакт налаживается, но иногда не устанавливаются связи, которые нам нужны. Тёплые и доверительные отношения со взрослыми людьми, окружающими нас. С этими ситуациями связано такое понятие, как «базовое доверие».
Как формируется доверие? Почему у взрослого человека возникают подобного рода проблемы?
Согласно последним словарям по этике,
Доверие — отношение к действиям другого лица и к нему самому (соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководителю), которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности. Противоположностью доверия является недоверие, подозрительность, когда подвергается сомнению верность другого общему делу, его готовность соблюдать общие интересы или условия взаимного договора, искренность мотивов его действий. В истории человечества необходимость объединения усилий в трудовой деятельности вызывала потребность во взаимных обязательствах и, следовательно, в доверии ⓘ 1) Юнацкевич П.И., Чигирев В.А., Савенко И.В., Ведмецкая Л.В. Нравственное развитие взрослого человека: основные понятия. Терминологический словарь. СПб.: ИОВ ПАНИ, 2009 — 44 С. 2) Словарь по этике. / Под ред. А.А. Гусейнова, И. Кона. — 6-е изд. — М.: Политиздат., 1989. — 447 с. .
Доверие формируется в детстве, на всех этапах развития ребенка.
Если опираться на периодизацию Эрика Эриксона, можно выделить следующие этапы формирования доверия.
- Могу ли я доверять миру? (0-1 год)
Приход во враждебный мир, уже не всегда теплый и защищенный. И начинается первый этап формирования доверия. Приняли ли ребенка мама и папа. Следит ли она за ним в полном объеме, нужном малышу. У ребенка нет способов донесения информации до мамы, так что он полностью на нее полагается. И если мама его не принимает, мало заботится, то ребенок ставит уже маленькую галочку — мир не так уж и безопасен.
- Могу ли я управлять собственным поведением? (2-3 года)
Ребенок учится всему. Ходить. Говорить. Появляется свое мнение. Он понимает, что он не центр вселенной, и у мамы есть еще дела, кроме него. Он поминутно проверяет, что она не ушла и находится рядом. А мама и папа зачастую очень заняты. Но так как хотят ребенку только добра, покупают ему все, что может обезопасить его — от ходунков до манежа, и тем самым создают ему мир иллюзий без их присутствия. С ходунков нельзя упасть, и малыш не изучает по сути свое тело. В манеже все мягкое, и он не знает, что такое углы. Этой заменой нарушается контакт и вовлеченность взрослого в жизнь ребенка, и мир делается еще более небезопасным.
- Могу ли я быть независимым? Я — сам. (4-5 лет)
Важный этап ребенка в формировании его доверия к людям и миру. Обычно он умеет уже ходить, и у него небольшой словарный запас, наконец-то он может контактировать с миром. Хорошо, если ему разрешают этот контакт. Но часто родители отвергают его помощь. Потому что проще сделать самому, чем доверить маленькому неумелому ребенку одеться, убрать за собой, кушать с ложечки. И ребенок начинает не доверять уже самому себе, а так как родители от всего ограждают, то у ребенка складывается впечатление, что его защищают от мира, и он во всех проявлениях враждебен.
- Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? Я в дивном новом мире. (6-11 лет)
Ребенок идет в школу, но у него уже сформировано определенное недоверие к миру. Школа может его только подтвердить, если к нему будут цепляться учителя, сверстники и он не cможет найти себе компанию. Мамы и папы нет, так что положится не на кого. Ребенок постепенно начинает адаптироваться. Появляются первые отметки, и на основании их дети начинают оценивать друг друга. Может сложиться сценарий, при котором ребенок, получающий хорошие отметки, становится отверженным сверстниками. Тогда он разочаровывается и замыкается в себе. Или, наоборот, становится душой компании, но зачастую с плохими отметками. В таких ситуациях ребенок компенсирует недоверие либо отметками, либо играми с другими, чтобы его приняли.
- Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции? Я уже почти взрослый. (12-20 лет)
Переходный возраст. Гормональный взрыв. К этому моменту заканчивается формирование позиции доверия. При негативных сценариях, если ребенок более интровертен, то он становится одиночкой, может уйти в мир интернета, туда, где можно полностью реализовать свои эмоции. Ведь там при желании все анонимно. Там понимают. Ребенок не идет к взрослым или одногодкам, так как доверие не сформировано или сформировано частично. Если ребенок более экстравертен, то он тянется к своим одногодкам. Слова родителей не считаются чем-то авторитетным, и не прохождение кризисов должным образом, особенно в рамках доверия, еще более усугубляют конфликт между родителями и детьми. Ребенок понимает, что самые близкие люди ему не доверяют, и он может рассчитывать только на себя. Кредит доверия к миру рассыпается. Его схемы — либо родитель, который заботится, либо ребенок, о котором нужно заботиться.
Если посмотреть на другие периодизации, то получится примерно та же картина. Рассмотрим первые две стадии психосексуального развития ребенка, выделенные Фрейдом:
Во время кормления ребёнка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Эти ритуалы помогают уменьшить напряжение и могут ассоциироваться ребёнком с процессом кормления (удовольствия). Формируются установки относительно окружающего мира: доверие — недоверие, зависимость — независимость, чувство опоры или фатального отсутствия помощи извне. Формируются навыки любви.
Существуют две основные родительские тактики, связанные с приучением ребенка контролировать свои внутренние процессы. Если родители ведут себя гибко, поощряют своих детей и хвалят за использование туалета, это воспитывает в ребенке позитивную самооценку и стабильные отношения с миром. Если же в процессе приучения ребенка к туалету родители проявляют нетерпимость и повышенные требования, у ребенка формируются реакции протеста, которые впоследствии могут трансформироваться в определенные негативные черты характера (жадность, излишняя педантичность, тревожность, склонность к разрушению) и напряженные отношения с миром.
Здесь приведены только две стадии из пяти, выделенных Фрейдом, но они демонстрируют схожие черты в большинстве периодизаций и важность самого первого этапа развития личности человека как закладки фундамента доверия к миру.
Если говорить о том, как эта способность проявляется у взрослых, можно обратиться к трансактному анализу. По Эрику Берну, у человека есть три Эго-состояния: родитель, взрослый и ребенок. Если во время прохождения детских кризисов доверие было подорвано, то человек под влиянием эмоций может находиться в двух состояниях из трех, родитель и ребенок, в то время как зрелая позиция взрослого не развита, то есть он не может ее воплотить в реальный мир из-за опасения, что его не примут, как, например, это сделали родители в детстве, либо из-за недоверия к самому себе. Он либо защищает всегда от мира всех своих знакомых или друзей, либо ищет такого рода защиту. И, если говорить о взаимоотношениях с другими людьми, приходя в новую компанию, такой человек долго и мучительно подстраивается под нее, исходя либо из состояние контролирующего взрослого, либо из состояния зависимого ребенка. Как уже отмечено, ему нужно либо защищать, либо быть защищённым. И человек пытается понять, кто к какой категории относится: кто ребенок, кто родитель. Но не все окружающие так делают, они могут строить коммуникацию из всех трех состояний одновременно. Это игра, и в компании взрослых людей в одном состоянии долго никто не задерживается, роли постоянно меняются, причем иногда очень быстро. Наш новенький с нарушенным доверием не знает, что ему говорить и как, ведь у него только две схемы из трех, и получается, что 1/3 сообщений до него либо не доходит, либо он воспринимает их неадекватно — через призму позиции родителя или ребенка.
Выходит, что из-за воспитания и мировоззрения, сформированного в детстве, не у каждого взрослого появляется универсальная схема поведения для общения в трех позициях одновременно. Таким людям приходится долго выбирать подходящих партнеров, которые готовы с ними общаться, транслируя лишь две понятные им схемы. Причем стоит сделать ремарку, что зачастую в таком взаимодействии проявляется только «плохая» часть родителя — требовательность, «я всегда прав», «я научу вас, как жить», и «плохая» часть ребенка — капризность, безволие, «должно быть все по-моему» и т.д. Связано это либо с недоверием к себе («я не могу быть собой»), либо с недоверием к миру («я не такой, как все, хуже»). Разочарований в людях, связанных с этим, уже довольно много, и человек приходит к выводу, что мир не принимает его. И виноваты в этом люди вокруг, они не те. Это одна из главных причин подобного рода затруднений в формировании доверительных отношений с окружающими людьми. Отношения становятся формальными, безэмоциональными, надежды пробить эту стену почти нет. Только распознавание своих эмоций, тонкая работа с ними и желание что-то изменить способны помочь справиться с этим.
Обложка: «Le mois des vendanges» (1959), Рене Магритт / Omega, flickr
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник