1. Основные этапы развития психологии как науки. Развитие представлений о предмете психологии
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
26. Восприятие: подходы к определению понятия, физиологическая основа, связь с ощущением.
Восприятие (перцепция) — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторы органов чувств. (Немов: восприятие – процесс познания сложных вещей и явлений, существующих в мире, их представления в сознании человека в виде образов).
Суть ощущения также состоит в отражении реально существующего мира. Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой (это познавательные процессыы, чувственное познание, при котором предметы и явления действуют непосредственно – «живое созерцание»), однако между ними существуют и коренные различия. Содержание ощущений не выходит за пределы элементарных форм отражения, суть этого процесса заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего мира. Однако человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, а в мире вещей, предметов и форм. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности, так и в пределах нескольких модальностей. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета.
Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение. Но это не просто суммирование отдельных ощущений. На самом деле восприятие целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.
В настоящее время существуют различные теории процесса распознавания образов. Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни. В свою очередь, целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. На данном этапе восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. Следующий этап восприятия требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т. е. в процессе восприятия участвует память.
В восприятии задействованы внимание и направленность (в данном случае желание), волевые процессы. Наше отношение к тому, что мы воспринимаем, имеет большое значение для процесса восприятия. Предмет может быть интересен или безразличен для нас, т. е. он может вызывать у нас различные чувства. Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие — это весьма сложный, но вместе с тем — единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.
Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости оттого, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация. Это механизм возникновения ощущений. Следовательно, ощущения — структурный элемент восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и
происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия.
Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Рефлекторную основу восприятия раскрыл И. П. Павлов. Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т. е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира.
Восприятие включает совокупность процессов: 1 – количественная трансформация сигнала вспомогательными структурами; 2 – рецепция; 3 – кодирование информации о свойствах раздражителя; 4 – передача этой информации по структурам анализатора с параллельной аналитико-синтетической обработкой; 5 – возникновение и развитие ощущений; 6 – формирование образа; 7 – опознание образа.
Перцептивное действие включает четыре операции, или четыре уровня: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям. Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия — различение , или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи. Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны идентификация и категоризация. Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее), извлечение соответствующего эталона из памяти приводит к опознанию объекта.
Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.
Существуют различные подходы к природе и динамике восприятия. Стимуляционный подход (Грэхэм, Гибсон): восприятие рассматривается как функция стимуляции; оно выполняет функцию сбора информации о среде в целях адекватного поведения организма. Нейрофизиологический подход (Вундт): чувственный образ и его динамика рассматривается как результат процессов, протекающих в органах чувств и ЦНС; суть процесса восприятия: объект – проксимальный стимул – возбуждение органов чувств – активность отделов ЦНС – перцептивный образ; этот процесс выражает логику превращения стимуляции в факт нейродинамики, протекающий автоматически, независимо от воли, желания субъекта. Деятельностный подход ( Запорожец, Зинченко, Рубинштейн): построение чувственного образа осуществляется посредством уподобления динамики органов чувств (ощупывание…) параметрам воспринимаемого предмета; с развитием индивида и овладением им комплексными эталонами внешнедвигательные компоненты перцептивного действия свертываются, восприятие превращается в процесс опознания. Субъективный подход (Узнадзе…): восприятие объясняют, исходя из характеристик субъекта (мотивы, отношение, опыт субъекта, установки…). Динамический подход (Кофка, Осгуд, Келлер): законы гештальта. Информационный подход (Норман, Найсер): восприятие рассматривается как процесс приема и переработки информации.
27. Свойства восприятий, их характеристика.
Две группы: 1 — свойства характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса; 2 — свойства, характеризующие сущность процесса восприятия. К первой группе относятся показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы: объем восприятия — количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации; точность восприятия — соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта; полнота восприятия — степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта; быстрота восприятия — время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.
Среди основных «сущностных» свойств восприятия выделяются: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность
Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира. К моторным компонентам относятся: движение руки, ощупывающей предмет; движения глаза, прослеживающего видимый контур; движения гортани, воспроизводящие звук, и т. д. Следует отметить, что в работе глаз и рук есть много общего. Так, глаза, как и руки, последовательно осматривают, или «ощупывают», контуры рисунка и предмета. Таким образом, возможность предметного восприятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента.
Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условнорефлекторно вследтвие связи между различными ощущениями. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
С целостностью восприятия связана и его струкmурность. В осприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире.
К онстантность — относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.
Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас (27) предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Так, константность восприятия цвета заключается в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения (мел и днем, и вечером – в темное время суток будет для нас белым). Константность восприятия величины предметов выражается в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности. Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности восприятия при изменении положения предметов по отношению к линии взора наблюдателя. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство (инвариантность, неизменную структуру) перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.
Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. При восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия. Например, не узнавая при восприятии иностранного языка малознакомые слова, мы тем не менее безошибочно разбираем родную речь даже тогда, когда слова произносятся невнятно. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей.
Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.
Осмысленность . Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением: сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.
Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой. Сначала происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту. Затем происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. Затем происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения. И наконец, формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса. Таким образом, восприятие — это в значительной степени интеллектуальный процесс.
Одно из основных свойств восприятия — активность (или избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании
28. Чувственный образ в восприятии. Виды образов.
Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Образ — обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.
Восприятие выступает как формирование и функционирование (порождение и развитие) чувственного (перцептивного) образа. Перцептивный образ выражает чувственное отображение или данность субъекту наличной ситуации. Формирование чувственного образа связано с непосредственным воздействием действительности на органы чувств и протекает в реальном пространстве и времени.
Чувственный образ – это предпосылка и результат взаимодействия субъекта с объектом восприятия. Отличается высокой информационной емкостью, он оперативен, многомерен, существует в форме процесса и результата, развертывается на разных уровнях организации перцептивной системы.
Ч.О. – продукт всей системы жизненных связей индивида со средой, человека с миром. Ч.О. – чувственная модель объекта восприятия, в которой дифференцируются перцептивные элементы и их отношения. Функции элементов выполняют отраженные свойства вещей, предметов, явлений или их объединений (событие). Взятые в совокупности, они образуют информационное содержание образа. Отношения, которые устанавливаются в восприятии между элементами наличной ситуации, — перцептивные отношения; их совокупность фиксирует способ существования, выражения и преобразования информациооного содержания и выступает как форма чувственного образа. Содержание соотносится с условиями предметного бытия индивида, форма – со свойствами объекта. Единство содержания и формы чувственного образа выражает единство субъекта и объекта восприятия.
Информационное содержание носит гетерогенный (разнородный) характер. Выступает в единстве 3 основных измерений: 1 – модально-качественном (отражение совокупности свойств среды; данное измерение составляет полимодальную чувственную основу перцептивного образа); 2 – пространственно-временном (отражение пространственных и временных свойств и отношений действительности); 3 – предметно-смысловом (измерение фиксирует семантическую основу чувственного образа, в содержание образа входит информация о внешней среде и самом индивиде, характеризуется предметностью, целостностью, константностью …).
Восприятие всегда соответствует тому, что требуется отразить согласно выполняемому действию, то есть соответствует текущей чувственной потребности.
Содержание перцептивного образа можно уподобить строительному материалу восприятия, а форму – проекту, который вводит порядок и организованность. Форма перцептивного образа проявляет себя трояко: 1- как способ функциональной организации информационного содержания (форма презентации), в ней фиксируется позиция и направленность субъекта, граница его восприятия, определяется функциональное строение перцептивного образа (ядро и периферия чувственного образа); 2- как способ предметной организации информационного содержания (перцептивная схема), такая схема является организующим началом и смысловой основой чувственного образа, она обеспечивает упорядочивание воспринимаемого, антиципацию (предугадывание событий) изменений объекта, обеспечивает направление активности субъекта восприятия; 3 – как способ развития информационного содержания (перцептивный план), план задает и контролирует движения чувственного содержания, объединяет разномоментные эффекты отражения в некоторое
Через форму (через отношение к объекту) в образ восприятия включается система жизненных связей индивида и общественная практика. Содержание и форма перцептивного образа взаимодополняют друг друга. Противоречие формы и содержания становятся источником движения перцептивного образа.
Существование перцептивного образа предполагает наличие определенных усилий со стороны субъекта восприятия. Если убрать потребности, цели, отношения, установки – образы распадаются.
Ч.О. всегда отмечен печатью порождающего целого )перцептивный комплекс), которое придает ему внутреннюю определенность. Ч.О. как таковой и Ч.О. как организующий перцептивную систему – не тождественны. Последний ограничесн информационным содержанием ядра. Ядро – кузловой пункт связывающий компоненты перцептивного комплекса в единое целое. Оно становится регулятором поведения индивида. Однако, эта функция не могла бы быть выполненной, если бы наряду с этими эелентами не отражались бы остальные элементы ситуации (периферия). Периферия играет не только роль фона, но и побочного продукта, который содержит в себе совокупность потенциальных предметов восприятия. Это становится необходимым условием развертывания перцептивного процесса во времени, смены одного образа, другим.
Гельмгольц: Первичный образ (совокупность впечатлений, формирующихся без реминисценций прежнего опыта и не содержащия ничего, кроме того, что вытекает из непосредственных чувственных ощущений), перцептивный образ (восприятие, сопровождающееся соответствующими чувственными ощущениями). Климов: Сенсорный и перцептивный образы. Хольт Р . Основные типы образных явлений: Образ: обобщающий термин для всех осознанных субъективных представлений, носящих квазисенсорный, но не перцептивный характер. Мысленный образ: смутное субъективное воспроизведение ощущения иди восприятия при отсутствии адекватного сенсорного воздействия; в бодрствующем сознании представлен как со ставная часть мысленного акта. Включает образы памяти и образы воображения; может быть зрительным, слуховым или любой другой сенсорной модальности, а также чисто вербальным. Образ собственного тела: картина или умственное представление собственного тела, находящегося в состоянии покоя или движения в любой из моментов времени. Важными составляющими этого образа считаются кинестетические и температурно-тактильные представления. Фантомный образ: часть образа собственного тела, сохраняющаяся даже несмотря на утрату соответствующего телесного органа (обычно конечности). Эйдетический образ: проецированный образ (обычно зрительный), настолько четкий, ясный, красочный и дифференцированный по форме, что кажется всецело бодрствующему субъекту (обычно ребенку) перцептом. Галлюцинация: образ, в объективной реальности которого испытуемый убежден. Принято, ограничивать этот термин теми случаями, в которых нельзя найти внешнего сенсорного воздействия; если в образе используется воспринимаемый (обычно искаженный) стимул, то применяют термин иллюзия.
Леонтьев А.Н. ОБРАЗ МИРА . Общее положение состоит в том, что проблема восприятия должна быть поставлена и разрабатываться как проблема психологии образа мира. Животные, человек живут в предметном мире, который с самого начала выступает как четырехмерный: трехмерное пространство и время (движение). Обращаясь к человеку, к сознанию человека, вводится понятие о пятом квазиизмерении . Это – смысловое поле, система значений. Когда я воспринимаю предмет, то я воспринимаю его не только в его пространственных измерениях и во времени, но и в его значении.
29. Классификация восприятий (по модальности, формам существования материи, в зависимости от цели)
Можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, также как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие .
Обычно восприятие — результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия.
Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения .
В зависимости от цели выделяют преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) восприятие. Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.
Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение. Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач.
Источник