Тест по обществознанию Познание и знание 10 класс
Тест по обществознанию Познание и знание для учащихся 10 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Человек. В части 1 — 15 вопросов, в части 2 — 5 вопросов, в части 3 — 1 вопрос (эссе).
Часть 1 — задания с выбором ответа
Часть 2 — задания с кратким ответом
Часть 3 — задание с развернутым ответом (эссе на одну из предложенных тем)
1. Продукт общественно-трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий идеальное воспроизведение в языковой форме объективных, закономерных связей практически преобразуемого окружающего мира, называется
1) деятельностью
2) сознанием
3) знанием
4) познанием
2. Обусловленный законами общественного развития и неразрывно связанный с практикой процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности называется
1) деятельностью
2) сознанием
3) знанием
4) познанием
3. К психическим процессам, позволяющим через созерцание познавать объективный мир, не относится
1) ощущение
2) восприятие
3) представление
4) адаптация
4. Чувственным отображением объективной реальности является
1) ощущение
2) восприятие
3) представление
4) адаптация
5. Целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств, называется
1) ощущением
2) представлением
3) восприятием
4) мышлением
6. Психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта человека
1) ощущение
2) представление
3) восприятие
4) мышление
7. Мышление не осуществляется в виде
1) понятий
2) суждений
3) умозаключений
4) эмоций
8. Мысленное или фактическое разложение целого на составные части и воссоединение целого из частей называются
1) сравнением и уподоблением
2) анализом и синтезом
3) ощущением и представлением
4) обобщением и отвлечением
9. Логический переход от конкретных, отдельных предметов к общим понятиям называется
1) уподоблением
2) обобщением
3) абстрагированием
4) синтезом
10. Представителями рационализма — теории познания, согласно которой логические признаки: достоверного знания не могут быть выведены из опыта и обобщений, а могут быть почерпнуты из самого ума, являются
1) Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант, Г.Ф. Гегель
2) Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли
3) В. Соловьев, Н. Лосский, Н. Бердяев
4) Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Августин Блаженный
11. Представителями эмпиризма — теории познания, считающей чувственный опыт единственным источником знаний и утверждающей, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта, являются
1) Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант, Г. Ф. Гегель
2) Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли
3) В. Соловьев, Н. Лосский, Н. Бердяев
4) Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Августин Блаженный
12. Мысль, выраженная в форме повествовательного предложения, которая является объективно либо истинной, либо ложной, называется
1) понятием
2) суждением
3) гипотезой
4) умозаключением
13. Рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением, выводом или следствием
1) понятие
2) презумпции
3) гипотеза
4) умозаключение
14. К вспомогательным чувствам, создающим мироощущение, относится
1) зрение
2) слух
3) чувство равновесия
4) осязание
15. Кто из названных философов является родоначальником учения о «врожденных идеях» (таких, как идея Бога и т.д.)?
1) Р. Декарт
2) Спиноза
3) Дж. Локк
4) Фома Аквинский
1. Вставьте пропущенное слово: «Слово «__________» в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету» (Р.Декарт).
2. Вставьте пропущенное словосочетание: «__________ — средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы и т.п.».
3. Расположите в правильной последовательности этапы любого исследования.
1) сбор материала
2) выработка гипотезы исследования
3) подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет и пр.)
4) выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
5) поиск и предложение возможных вариантов решения
6) анализ и обобщение полученных данных
4. Вставьте пропущенное слово: «Причина __________ коренится не только в наших ощущениях, но и в самой природе человеческого разума, который всё представляет себе по своему собственному масштабу, а не по масштабу Вселенной и таким образом уподобляется зеркалу с неровной поверхностью, которое, отражая лучи каких-нибудь предметов, еще и примешивает к ним свою собственную природу» (Ф. Бэкон).
5. Установите соответствие между типами «идолов (призраков) сознания» и их описанием согласно классификации Фрэнсиса Бэкона: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Типы «идолов сознания»
А) «призраки рода»
Б) «призраки пещеры»
В) «призраки рынка»
Г) «призраки театра»
1) эти призраки обусловлены индивидуальными особенностями и склонностями людей: кто-то обращает внимание на конкретные вещи, а кто-то склонен к обобщениям и т.д.
2) эти призраки порождаются неправильным употреблением слов и имен; люди иногда дают названия несуществующим вещам и по поводу этих вещей создают целые теории
3) это внушенные предрассудки, суеверия, ложные теории
4) эти призраки коренятся в самой природе человека, которому свойственно примешивать к природе вещей свою собственную природу
Часть 3 (темы для эссе)
1. «Человек по-настоящему мыслящий черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов» (Д. Дьюи).
2. «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно» (Д. Менделеев).
3. «Случайные открытия делают только подготовленные умы» (В. Паскаль).
4. «Величайшие истины — самые простые» (Л. Толстой).
5. «Истина имеет неодолимую силу живучести» (Д. Писарев).
6. «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине — только один» (Ж.Ж. Руссо).
Ответы на тест по обществознанию Познание и знание
Часть 1
1-3, 2-4, 3-4, 4-1, 5-3, 6-2, 7-4, 8-2, 9-3, 10-1, 11-2, 12-2, 13-4, 14-3, 15-1.
Часть 2
1. истина
2. Критерий истины
3. 425163
4. заблуждений
5. 4123
Источник
Ощущения
Ощущение как отражение
Возбуждение — ещё один процесс, вызываемый раздражением — проходит по центростремительным (т.н. афферентным) нервам, переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Ощущение является поэтому чувственным отображением объективной реальности.
Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Уже из отдельных свойств предмета в головном мозге, в сознании возникает образ целостного предмета. Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определёнными органами чувств.
Мы можем слышать звук полёта комара или ощутить его укус. Звук и укус являются раздражителями, воздействующими на наши органы чувств. Процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус, никак не связывая эти ощущения между собой, а следовательно, с комаром. Уже на стадии восприятия в сознании человека между собой увязывается звук и укус.
Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Анализаторы состоят из частей:
— периферического отдела (рецептор), воспринимающая часть анализатора, занимающаяся трансформацией внешней энергии в нервный процесс,
— проводящих нервных путей,
— корковых отделов анализатора (центральные отделы анализаторов), в которых происходит переработка
нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.
Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т. е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга. Определённым рецепторам соответствуют определённые участки коры.
Для возникновения ощущения в сознании необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий.
Ощущение — активный процесс
Анализатор — активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, оно всегда включает в себя двигательные компоненты.
Американский психолог Д. Нефф, наблюдая с помощью микроскопа за участком кожи, убедился, что при раздражении её иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи.
Многочисленными исследованиями было установлено, что ощущение тесно связано с движением, которое иногда проявляется в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда — в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т. д.).
Ощущения вовсе не являются пассивными процессами — они носят активный характер.
Эмоции и чувства основываются на ощущениях
Ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания — это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т. е. чувство, непосредственно связанное с ощущением.
Чувства человека являются отчасти ощущениями, ощущениями, идущими от внутренних органов. Если в сознании человека всплывает какой-то неприятный образ (например неприятного человека), этот образ вызывает внутренние ощущения, которые и определяют характер чувства человека (в данном случае неприятие).
Некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызывать приятное или неприятное чувство. Звук красивого голоса, вкус апельсина, запах розы — приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Скрип ножа по стеклу, запах сероводорода, вкус хины — неприятны, имеют отрицательный эмоциональный тон. Во многом эмоции и чувства носят врождённый характер.
Исторический аспект
Представители идеалистической философии и психологии нередко высказывали мысль о том, что подлинным источником нашей сознательной деятельности являются не ощущения, а внутреннее состояние сознания, способность разумного мышления, заложенные от природы и не зависимые от притока информации, поступающей из внешнего мира. Были и есть такие направления в философии, утверждающие то, что сознание и разум — это первичное, не объяснимое свойство человеческого духа. Ощущения человека не связывали его с внешним миром, доказывалось обратное: ощущения отделяют человека от внешнего мира.
И. Мюллер сформулировал теорию «специфической энергии органов чувств»: каждый из органов чувств (глаз, ухо, кожа, язык) не отражает воздействия внешнего мира, не даёт информацию о реальных процессах, протекающих в окружающей среде, а лишь получает от внешних воздействий толчки, возбуждающие их собственные процессы. Каждый орган чувств обладает своей собственной «специфической энергией», возбуждаемой любым воздействием, доходящим из внешнего мира. Достаточно нажать на глаз или воздействовать на него электрическим током, чтобы получить ощущение света; достаточно механического или электрического раздражения уха, чтобы возникло ощущение звука. Поэтому делался неправильный вывод о том, что органы чувств не отражают внешних воздействий, а лишь возбуждаются от них, и человек воспринимает не объективные воздействия внешнего мира, а лишь свои собственные субъективные состояния, отражающие деятельность его органов чувств.
Г. Гельмгольц не отвергал того, что ощущения возникают в результате воздействия предметов на органы чувств, но считал, что возникающие вследствие этого воздействия психические образы не имеют ничего общего с реальными объектами. Он называл ощущения «символами», «знаками» внешних явлений, отказываясь признать их изображениями, или отображениями, этих явлений.
Крайний вариант идеалистической философии и психологии — солипсизм — утверждал, что человек может познать только самого себя и не имеет никаких доказательств существования чего-то иного, кроме него самого.
Философы и психологи-материалисты считали и считают возможным объективное отражение внешнего мира. Изучение эволюции органов чувств убедительно показывает, что в процессе длительного исторического развития сформировались особые воспринимающие органы (органы чувств, или рецепторы), которые специализировались на отражении особых видов объективно существующих форм движения материи. Высокая специализация различных органов чувств имеет в своей основе не только особенности строения периферической части анализатора — рецепторов, но и высочайшую специализацию нейронов, входящих в состав центральных нервных аппаратов, до которых доходят сигналы, воспринимаемые периферическими органами чувств.
Таким образом, на протяжении столетий и даже тысячелетий развития философии (и в какой-то степени психологии) вопрос об ощущениях являлся краеугольным, разделяющим философов как минимум на два враждующих лагеря.
Состояние органов чувств
Физиологическое состояние органа чувств сказывается первым делом в явлениях адаптации, в приспособлении органа к длительно воздействующему раздражителю; приспособление это выражается в изменении чувствительности — ее понижении или повышении. Примером может служить факт быстрой адаптации к одному какому-либо длительно действующему запаху, в то время как другие запахи продолжают чувствоваться так же остро, как и раньше.
С адаптацией тесно связано и явление контраста, которое сказывается в изменении чувствительности под влиянием предшествующего (или сопутствующего) раздражителя. Так, в силу контраста обостряется ощущение кислого после ощущения сладкого, ощущение холодного после горячего и т. д. Следует отметить также свойство рецепторов задерживать ощущения, выражающееся в более или менее длительном последействии раздражителей. Так же как ощущение не сразу достигает своего окончательного значения, оно не сразу и исчезает после прекращения раздражения. Благодаря задержке при быстром следовании раздражении одного за другим происходит слияние отдельных ощущений в единое, слитное целое, как, например, при восприятии мелодий, кинокартины и пр.
Качественной характеристикой ощущения является его модальность, т. е. специфичность каждого из видов ощущений по сравнению с другими, определяемая физико-химическими особенностями тех раздражителей, которые являются адекватными для данного анализатора. Такими специфическими модальными характеристиками, например, зрительного ощущения являются, как известно, цветовой тон, светлота и насыщенность, а слухового — высота тона, громкость и тембр, тактильного-твердость, гладкость, шероховатость и т. д.
Во всех видах ощущений модальные характеристики органически связаны с характеристиками пространственно-временными. Кроме того, важной эмпирической характеристикой ощущения является его интенсивность.
Источник