Чувственные процессы образовательной деятельности

Эмоции и их влияние на восприятие в процессе непосредственно образовательной деятельности

Ольга Елисеева
Эмоции и их влияние на восприятие в процессе непосредственно образовательной деятельности

Мы с вами знаем, что все психические процессы делятся на

Эмоциональные

Но деление это очень условно, так как психика целостна и все психические процессы, явления в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чувства и эмоции сопровождают нас на протяжении всей жизни от рождения до смерти. На протяжении всей жизни также происходит их развитие и изменение.

Эмоции – это своеобразная форма отражения человеком действительности, это личностное отношение человека к окружающему и к самому себе.

Эмоции – это состояние, ответная реакция организма на какой-то раздражитель. Бесконечное множество многообразие раздражителей, действующих на нервную систему человека, не оставляет его равнодушным. Так воспоминания, образы, мысли, возникающие в сознании, также возбуждают в нем различные эмоции. Читая эту статью, в данную минуту каждый из вас испытывает какие-то эмоции. Кто-то радость, кто-то интерес, оттого, что узнает что-то новое его. У кого-то прочитанный материал вызывает равнодушие и т. д. Можно сказать о том, что один и тот же раздражитель (будь то звонок в дверь, сообщенная новость по TV или радио) может вызвать различные эмоции у разных людей. Даже если на какой-то раздражитель люди проявляют одну или схожие эмоции, но сила их проявления разная. Например, дети смотрят спектакль, слушают чтение книги, эмоция радости нарисована на детских лицах. При этом один ребенок хохочет, хлопает в ладоши, другой улыбается, третий слегка выражает эмоцию, губы едва растягиваются в улыбке. Различие в проявлении эмоций зависит от

• Типа нервной системы

• Всего социального опыта человека

воспитания

Различие в проявлении эмоций у детей мы также можем наблюдать в течение всего дня во время различных видов деятельности. Эмоции характеризуются ситуативностью, скоротечностью, неустойчивостью – это их основные отличия от чувств. В дошкольном возрасте эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою неповторимую окраску и выразительность. Надо отметить, что внешнее проявление эмоций у детей по сравнению с взрослым человеком, носит более бурный, непосредственный и непроизвольный характер. Эмоции ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут. В этом проявляются психологические особенности ребенка (он только учится управлять своими эмоциями). Другая причина – физиологическая. Нервные окончания до конца не миелинизированы. И возбуждение быстро передается на другие нервные окончания. Если ребенок не один, то его эмоция быстро подхватывается сверстниками. Особенно это «стадное» чувство проявляется в возрасте 2-4 лет. Эмоции, которые испытывают дети, легко прочитываются на лице, в позе, в жесте, во всем поведении ребенка. Ну а мы взрослые должны помочь детям понять и различать свои чувства и чувства и эмоциональные состояния других людей.

Значение эмоций состоит и в том, что они воздействуют на все компоненты познания, в том числе и на восприятие. Например, человек, у которого радостное настроение, воспринимает предложенный материал легче. Если настроение снижено, то и воспринимаемый материал совсем не кажется радужным. С другой стороны и сам процесс восприятия влияет на эмоции. Яркость, новизна, содержательность предлагаемого материала, доступность, учет возрастных особенностей детей, их личностных особенностей, в свою очередь влияют на проявление эмоций. Известно, что в психологии выделяют следующие виды восприятия:

• Зрительное восприятие (рассматривание картинки)

• Слуховое восприятие (слушаем рассказ)

• Осязательное восприятие (соприкосновение с предметами)

Более высокий уровень восприятия – это развитие образного восприятия, когда на основе полученных знаний, опыта у ребенка в сознании возникает тот или иной образ.

Когда мы обсуждали предложенную тему, готовились к этому мероприятию, у нас было много вопросов,сомнений: как же на занятиях логопеда или дефектолога развивать образное восприятие, когда основные задачи

• Формирование связной речи

Пришли к следующему выводу, что, обладая профессиональными качествами (знание программ, психологических и личностных особенностей детей, творческий подход) и коммуникативными умениями, педагог, решая свои основные задачи, работает попутно и над развитием эмоций и над развитием образного восприятия. Приемы, которыми пользуется педагог,мы обозначили следующие:

• Имитационные игры (мимические, пантомимические)

• Звуки природы или др. звуки

• Вербализация – речевое сообщение о воспринимаемом образе (наиболее сложный прием).

Важно, чтобы предлагаемый материал был эмоционально окрашен, доступен, понятен, интересен, обладал новизной, тогда и образное восприятие будет целостным.

Фотоотчёт о проведении литературного досуга «В гостях у дедушки Корнея» Литературно-речевые досуги широко используются во всех возрастных группах детского сада. Они позволяют оценить речевое развитие детей, понять,.

Настольные игры Приходя в детский сад утром наши малыши любят поиграть в настольные игры в которых они сплачиваются между собой учатся играть дружно придерживаться.

Источник

Чувственные процессы образовательной деятельности

Именно в образовательном учреждении может быть эффективно реализована основная триада комплексного управления качеством образования, связанная с:

условиями образовательной деятельности;

процессом образовательной деятельности;

результатами образовательной деятельности.

Условия образовательного процесса:

тип и вид образовательного учреждения;

профессиональный уровень педагогических кадров;

особенности контингента учащихся;

учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;

нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса;

материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

финансовое обеспечение образовательного процесса.

Реализация образовательного процесса осуществляется на основе образовательной программы учреждения, включающей:

цели образовательной деятельности;

учебный план общеобразовательного учреждения;

учебные программы по образовательным областям и предметам;

используемые педагогические технологии и методы обучения;

систему диагностики промежуточных и итоговых результатов;

систему дополнительного образования;

систему внутришкольного управления;

обеспечение инновационных процессов;

творческие достижения педагогов.

В качестве результатов образовательного процесса рассматриваются:

итоги текущей и итоговой аттестации учащихся;

творческие достижения учащихся;

обеспечение продолжения образования;

состояние здоровья детей;

удовлетворение образовательного заказа учащихся;

удовлетворение образовательного заказа родителей.

Квалифицированность педагогов — важнейший непосредственный фактор достижения качества образования. Он оценивается как по формальным показателям (отсутствие или наличие дефицита педагогических кадров по номенклатуре, квалификация по диплому, аттестационный уровень и др.), так и по количественным и качественным показателям результатов обучения и воспитания в соотношении с исходным уровнем подготовки и развития детей.

Особенно важна динамика развития профессионализма педагогов и руководителей, ибо большую роль в увеличении кадрового ресурса играет само образовательное учреждение, использующее самые различные формы: работа в метод. объединениях, педсоветы, рефлексивные часы, взаимодействие коллег друг с другом, сотрудничество с учеными вузов, участие в работе методических семинаров, педагогических мастерских и т. д.

Источник

Познавательные психические процессы — ведущие ориентиры в педагогике

Елена Чигина
Познавательные психические процессы — ведущие ориентиры в педагогике

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлены определенные направления или образовательные области развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Содержание образовательной области познавательное развитие направлено: развитие интересов детей; любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо:

последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры,

владеть приёмами произвольного внимания и памяти, уметь выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Соответственно, ещё в дошкольном детстве, задолго до поступления в школу необходимо вести работу по формированию психических процессов, которые в дальнейшем станут основой прочных школьных знаний.

Познавательные психические процессы — ощущение, восприятие, мышление, воображение, память — формируют информационную базу, ориентировочную основу психики.

Необходимым условием полноценного развития ребенка является наличие определенных природных предпосылок в виде наследственных особенностей человеческой нервной системы и нормального хода их созревания в онтогенезе.

Это положение явилось исходным для дальнейших экспериментальных исследований, которые показали, что своевременное и оптимальное развитие мышления у детей находится в прямой зависимости от развивающего характера обучения, от развития у детей ориентировочных действий, от максимального использования ведущей деятельности возраста.

Восприятие — процесс отражения в сознании человека целостных предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие.

Четыре анализатора – зрительный, слуховой, кожный и мышечный – чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Предметность, целостность, константность и категориалъностъ (осмысленность и означенность) — это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия

Эти свойства с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга.

Восприятия пространства, времени и движения, которые совместно со способами восприятия контуров и содержания осмысленных фигур плоскостного типа образуют черно-белую перцептивную динамическую картину обстановки, окружающей повседневно человека.

Внимание — это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

Внимание характеризуется свойствами: избирательность, объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключаемость.

Одним из видов нарушения внимания является рассеянность — уменьшение способности к концентрации и переключению внимания.

В результате постоянного упражнения внимания у детей должна развиться наблюдательность как черта личности, позволяющая человеку за короткое время заметить большее число различных объектов, их деталей и характеристик.

Память — это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.

Память развивается в деятельности. Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее эта деятельность, тем лучше развивается память человека.

Мышление — высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать.

Результатом мышления является мысль, выраженная в словах.

В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы,или операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Возрастные особенности восприятия у дошкольников

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) восприятие носит предметный характер.

Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета. Сравнивая, измеряя и прикладывая предметы,ребенок 4-5 лет получает представление: об основных геометрических фигурах, об основных цветах спектра; о параметрах величины, о пространстве, о времени.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) знания о предметах и их свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности.

Возрастные особенности внимания у дошкольников

Первые признаки внимания у ребенка проявляются уже на второй-третьей неделе жизни в виде слухового и зрительного сосредоточения, однако еще долгое время этот процесс не приобретает самостоятельности.

В начале дошкольного возраста внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 25-30 минут, то к 5-6 годам длительность игры возрастает до 1-1,5 часов.

Возрастные особенности памяти у дошкольников

Память существует у ребенка с момента рождения. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами — узнавать. Узнавание — первый процесс памяти, появляющийся у ребенка. После 8 месяцев формируется воспроизведение — восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта. К дошкольному возрасту память становится доминирующей функцией. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал.

Возрастные особенности мышления у дошкольников

Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели.

По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы — представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления, присущим ребенку дошкольного возраста, становится наглядно-образное мышление.

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление.

НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности — игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания — создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру.

Развивающие игры направлены на: развитие познавательных процессов и предпосылок учебных умений; расширение словарного запаса, обогащение активного и пассивного словаря; совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных ориентировок, двигательной памяти; развитие сукцессивных способностей.

На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен уметь: проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания; должна быть развита крупная и мелкая моторика; должен быть способен к волевым усилиям; должен проявлять любознательность, должен быть способным к принятию собственных решений.

Дидактические игры должны способствовать развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

«Познавательные интересы вашего ребенка». Скоро не за горами и ваши дети станут школьниками. Что принесет им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами,.

«Познавательные интересы вашего ребенка». Скоро не за горами и ваши дети станут школьниками. Что принесет им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами,.

Целевые ориентиры дошкольного образования К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения.

Целевые ориентиры ФГОС до как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка Требования Стандарта к результатам освоения Основной образовательной программы ДОО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования,.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Детям даем представления а не знания. Развиваем ребенка как личность. Работаем на развитие способностей ребенка. Не сравниваем результаты.

Мастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования. Ориентиры «Грибочки» Для работы понадобятся: • Пластмассовое ведерко • Поролон • Коричневый, зеленый фетр • Шаблоны кругов диаметром 20 см. и 15 см. • Нитки.

Познавательные беседы с детьми старшего дошкольного возраста Что такое Вселенная? Цель. Познакомить детей с понятием Вселенная, расширить представления о ней. Всё, что только есть на свете – это Вселенная.

Познавательные формы взаимодействия с родителями Доминирующую роль среди форм общения педагог — родители по сей день продолжают игратьпознавательные формы организации их взаимоотношений.

Познавательные прогулки В 1870году новый владелец земельных участков в окрестностях Пальмникена (Янтарный)и янтарных приисков,Морис Беккер,на 12 га разбил замечательный.

Проект «Познавательные процессы» Дошкольный возраст — начальный этап формирования личности. Движущими силами развития психики дошкольника являются его потребности. Важнейшие.

Источник

Оцените статью