Чувственные познания его формы по логике

ЧУВСТВЕННОЕ И ЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ И ИХ ФОРМЫ

Познание осуществляется как бесконечное движение от незнания к знанию, от неполного, неточного знания к более полному, более точному. Это указывает на диалектический характер процесса познания.

Диалектический характер познания обнаруживается, прежде всего, в том, что оно осуществляется как диалектическое единство двух ступеней: чувственного и логического познания, каждое из которых имеет свои формы.

Чувственное познание (осуществляемое с помощью органов чувств) и исторически, и логически является исходным пунктом познания, его началом. Наши органы чувств — единственные каналы связи человека с внешним миром. Органы чувств в совокупности дают необходимую и относительно правильную информацию человеку о внешнем мире, для ориентации в нем. Чувственное познание имеет свои три формы:

1) ощущение — это чувственный образ, возникающий в мозгу человека при непосредственном воздействии на его органы чувств материальных предметов. Оно отражает отдельные свойства, качества этих предметов, действующих на человека. Без внешнего воздействия на нервную систему невозможны рефлексы, и, следовательно, ощущения;

2) восприятие — более сложная форма познания, это целостный чувственный образ предмета, непосредственно действующего на органы чувств. Оно возникает на базе ощущений, является их синтезом в процессе активного отражения мира;

3) высшей формой чувственного познания является представление. Это такой чувственный образ предмета, который возникает при отсутствии его непосредственного действия на органы чувств. Это результат прошлого восприятия, основанный на прошлом чувственном опыте.

Чувственное познание ограничено, давая информацию только о внешнем проявлении качеств предметов в виде их свойств. Сфера чувственного познания значительно расширяется благодаря использованию технических средств (микроскоп, фонендоскоп, телескоп, очки и др.). Но наши ощущения не являются зеркальным отражением внешних предметов, они представляют собой гносеологический образ — результат взаимодействия внешнего раздражителя и наших органов чувств, нервной системы. Поэтому они являются субъективными образами объективного мира. Знания, получаемые нами с помощью чувств, выражают единство объективного и субъективного.

Процесс познания не ограничивается чувственным созерцанием. Более высшей формой является логическое познание. Логическое познание — это сложный процесс переработки данных чувственного познания, процесс образования понятий и операций с ними. Это обобщенное, понятийное отражение действительности. В отличие от чувственного познания оно является средством познания сущности, закономерностей, которые невозможно отразить в чувственном образе. Основными формами логического познания являются понятие, суждение и умозаключение:

1) понятие— это форма мышления, с помощью которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений. Понятие формируется путем обобщения данных чувственного познания и практической деятельности людей. Оно отражает внутреннюю, общую, существенную сторону вещей (стол, дерево, человек, студент). В понятиях обобщаются и закрепляются все полученные знания, весь опыт. Каждая наука, медицина, фармация в том числе, это система понятий (здоровье, болезнь, норма, патология, этиология, препарат и др.);

2) суждение — это форма мышления, в которой что-то утверждается или отрицается (например, на улице холодно; человек болен и т.д.). В отличие от понятия суждение отражает любые признаки, свойства, связи и отношения явлений действительности. В процессе мышления мы не только констатируем что-то в суждениях, но и сопоставляем их, чтобы получить новые знания.

3)формой получения новых знаний на основе сопоставления суждений является умозаключение— это такая форма мышления, в которой на основе сопоставления двух или нескольких суждений создаются новые суждения с новыми знаниями.

В мышлении все его формы взаимосвязаны, взаимодействуют, переходят друг в друга. Без понятий невозможны суждения, без суждений — умозаключения.

Диалектический подход к процессу познания раскрывает взаимозависимость чувственного и логического познания как двух необходимых моментов познания. Разделить их невозможно. Мышление невозможно без чувственного познания и наоборот.

Дата добавления: 2016-07-22 ; просмотров: 7729 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

философия_2 / 37. Чувственное и логическое позн ание

37. Чувственное и логическое познание

В XX веке наука активно математизируется. Чувств. и рац.: большинство ф. систем выдел. 2 осн. этапа: ч. и р. познание. Их роль и знач-е в пр-се познания определялись в зав-сти от позиции фил-ва. Рац-сты (Декарт, Спиноза, Кант, Гегель) склонны припис. решающ. знач-е рац. позн. Сторонники эмпиризма (Гоббс, Локк) признавали чувств. восприятие главным. В ф. Нов. вр. под рац-стью понималась универс. всеобщ. и необх. логич. система, совок. правил, определяющих способность чел. ума постигать мир и создавать ист. знания. Дек., спин. — врожд. способность. Но эмоции могут заствал. ч-ка бессозн. отказаться от разумн. до-в, что прив. к ложному позн

В процессе познания традиционно выделяют два уровня: чувственное познание и мышление (логическое познание); познавательные образы распадаются на два класса: чувственно-наглядные и абстрактные. Может показаться, что существование этих двух классов образов — следствие биологической организации познавательного аппарата человека (органы чувств и мозг). В действительности же существование этих двух классов образов — следствие того, что в материальных объектах есть явление и сущность и сама биологическая организация познавательного аппарата человека обусловлена противоречивой природой материальных объектов.

Исходная форма чувственного познания — ощущение. Ощущение — это отражение отдельного свойства объекта, результат воздействия объекта на тот или иной орган чувств. У нас имеются зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и другие ощущения. Биологическая природа наших органов чувств, их число и соответственно число различных ощущений сформировалась в ходе эволюции человеческого рода. Не все объекты с их свойствами находятся в сфере возможностей наших органов чувств (например, мы не ощущаем магнитное поле Земли). Но отсюда не следует, что существуют в принципе непознаваемые объекты. Если тот или иной объект по своей природе таков, то наши органы чувств не приспособлены к его чувственному познанию и, в принципе, имеется возможность найти другой объект, на который первый объект будет действовать ощутимым образом. С помощью таких объектов («приборов») расширяются возможности чувственного познания явлений. Вторая форма чувственного познания — восприятие. Восприятие — это целостный образ объекта, который формируется на основе синтеза отдельных ощущений. Психологи выделяют ряд признаков восприятия: целостность (объект отражается как единое целое), избирательность (объект выделяется из ряда других), константность (относительная устойчивость образа), апперцепция (зависимость восприятия от психического состояния человека), осмысленность (воздействие на восприятие предыдущих знаний). Третья, высшая форма чувственного познания — представление. Под представлением понимается наглядный образ объекта, возникающий без непосредственного контакта организма с объектом. Представление о каком-то объекте или его свойстве возникает на основе памяти, предшествующих ощущений и восприятии объекта. Представление, с одной стороны, будучи синтезом чувственных предыдущих образов, богаче их по содержанию. Но, с другой стороны, в представлении происходит отвлечение, абстрагирование от некоторых конкретных аспектов отображаемых объектов.

Мышление, логическое познание — опосредованное отражение. Оно опосредовано, во-первых, чувственным познанием. Мышление возникает на базе чувственного познания, чувственных образов. Во-вторых, оно опосредовано языком; мышление необходимо связано с языком. В-третьих, логическое познание, мышление опосредовано в том смысле, что тот или иной логический образ формируется на основе других логических образов. В общем, можно сказать, что процесс познания идет от чувственных образов к логическим.

Мышление — не только опосредованное, но и обобщающее познание. В мышлении отражается и единичное и общее. Отражение общего — важная черта человеческого мышления. Обобщение способствует движению познания к сущности.

Формы мышления, логического познания — понятие, суждение и умозаключение. Исходной ячейкой мышления является понятие. Понятие — логический образ, отражающий общие, существенные моменты явлений. В формировании понятий используются познавательные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Познание любого явления начинается с того, что мы отличаем его от других явлений и устанавливаем сходство с родственными явлениями. Сравнение — это установление сходства и различия между явлениями. Анализ — логический прием, при котором изучаемое явление мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых затем исследуется в отдельности. Анализ неразрывно связан с синтезом. Если анализ фиксирует то специфическое, что отличает части друг от друга, то в синтезе осуществляется мысленное соединение частей явления, расчлененного в процессе анализа, установление взаимосвязи частей и познания явления как целого. Абстрагирование — процесс мысленного выделения некоторого признака явления и отвлечения от других признаков. Наконец, обобщение — фиксация общих признаков некоторого класса явлений. Интересно, что путь к отысканию общего намечен в синтезе, когда выявляется то, существенно общее, что связывает части в единое целое. Финалом этих логических операций являются понятия. Понятия связаны с материальной языковой оболочкой, словом.

Чувственное и логическое познание — самостоятельные способы познания, и в то же время они взаимосвязаны, друг без друга не существуют. Хотя в деталях взаимосвязь чувственного и логического познания еще не изучена, но все же можно выделить ряд ее форм.

Первая форма взаимосвязи — от чувственного к логическому. Чувственное познание не только генетически предшествует логическому, но и оказывает постоянное воздействие на логические образы. Понятия обычно тогда становятся доступными, когда они связаны с некоторыми наглядными представлениями. Это обстоятельство с особой силой проявляется в учебе, когда человек осваивает новые для себя понятия, включая их в сферу своего знания.

Вторая форма взаимосвязи — от логического к чувственному. Это — осмысленность чувственных образов, т. е. влияние логических образов на чувственные, их своеобразная «вплетенность» в чувственное познание. К этому нужно добавить, что обычно чувственное познание стимулируется какой-то целью, поставленной мышлением.

Источник

Глава I предмет и значение логики

Термин «логика» происходит от греческого слова logos, что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность», и используется для обозна­чения как совокупности правил, которым подчиняется процесс мышле­ния, отражающий действительность, так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Мы будем использовать тер­мин «логика» в указанных двух смыслах. Кроме того, данный термин при­меняется для обозначения закономерностей объективного мира («логика вещей», «логика событий»). Этот смысл термина «логика» выходит за пре­делы нашей книги.

Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: пси­хологией, кибернетикой, педагогикой и т.д., при этом каждая из них изу­чает мышление в определенном, присущем ей аспекте. Так, психология исследует мышление со стороны его побудительных мотивов, выявляет индивидуальные особенности мышления. Кибернетику интересуют ас­пекты мышления, которые связаны с быстрой и эффективной обработкой информации с помощью ЭВМ, взаимосвязь мышления и языка (естест­венного и искусственного), методы и приемы программирования, пробле­мы математического обеспечения ЭВМ и др. Педагогика изучает мышле­ние со стороны осуществления процесса познания в ходе обучения и вос­питания подрастающего поколения. Физиологию высшей нервной дея­тельности интересуют физиологические основы мышления: процессы возбуждения и торможения, происходящие в человеческом мозге как ор­гане мышления.

С иных позиций изучает мышление логика. Она исследует мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в кото­рых происходит отражение мира в процессе мышления. Поскольку процес­сы познания мира в полном объеме изучаются философией, логика являет­ся философской наукой.

Познание существует не в виде какого-то одного состояния, не как не­что статичное, а как процесс движения к объективной, полной, всесторонней истине. Процесс этот складывается из множества моментов, сторон, находящихся между собой в необходимой связи.

Диалектика, раскрывая содержание моментов познания, устанавливает их взаимодействие и роль в ходе постижения истины. Она раскрывает об­щественную природу познания, активный характер познавательной дея­тельности людей. А мышление рассматривается как в связи с пониманием истины (объективной, абсолютной и относительной), так и в плане изуче­ния методов и форм научного познания (например, рассматриваются акси­оматические методы, методы формализации, математические методы, ве­роятностные методы, методы моделирования и др.).

Чтобы полнее выяснить значение логики как науки, необходимо рас­смотреть мышление как предмет изучения логики.

§ 1. Формы познания Формы чувственного познания

Всякое познание начинается с живого созерцания, с ощущений, чувст­венных восприятий. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вы­зывают в них ощущения, которые воспринимаются мозгом. Других средств приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг, кроме органов чувств, у человека нет.

Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (например, ощущения горького, соленого, теплого, красно­го, круглого, гладкого и т.д.).

Каждый предмет имеет не одно, а множество свойств. В ощущениях и отражаются различные свойства предметов. Ощущения как субъектив­ный образ объективного мира возникают в коре больших полушарий голо­вного мозга. Чувствительность органов чувств повышается в зависимости от тренировки. Обычный человек различает, например, 3-4 оттенка черно­го цвета, профессионалы — до 40 оттенков.

В ощущениях осуществляется связь сознания с внешним миром. Ощу­щения возникают в результате воздействия предметов на различные орга­ны чувств — органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Если человек лишен одного или нескольких органов чувств (как, например, у слепоглухонемых), то остальные органы чувств значительно обостряются и час­тично восполняют функции недостающих. Пьеса Гибсона «Сотворившая чудо» рассказывает о детстве и обучении американской слепоглухонемой девочки Элен Келлер. Эта пьеса очень ярко передает всю трудность обще­ния с Элен и методику ее обучения. Когда девочка произнесла первое сло­во — вода, это было воспринято как чудо. Она научилась говорить, хотя са­ма не слышала своего голоса.

Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (например, образы авто­буса, пшеничного поля, электростанции, книги и т.д.). Восприятия слагаются из ощущений. Так, восприятие апельсина слагается из таких ощущений: ша­рообразный, оранжевый, сладкий, ароматный и др. Восприятия, хотя и явля­ются чувственным образом в отражении предмета, который воздействует на человека в данный момент, но во многом зависят от прошлого опыта. Полно­та, целенаправленность восприятия, например, зеленого луга, будет различ­ной у ребенка, у взрослого, художника, биолога или крестьянина (художник восхитится его красотой, биолог увидит на нем виды некоторых лекарствен­ных или нелекарственных растений, крестьянин прикинет, сколько же с него можно скосить травы, получить сена и т.д.).

Насколько сильно восприятия переплетаются с прежним опытом и зна­ниями, видно из следующей истории. Рассказывают, что один европеец, путешествуя по Центральной Африке, остановился в негритянской дере­вушке, жители которой не имели представления о книгах и газетах. Пока ему меняли лошадей, он раскрыл газету и начал ее читать. Вокруг него со­бралась толпа и внимательно следила за ним. Когда путешественник уже приготовился ехать дальше, к нему подошли местные жители и попросили продать газету за большие деньги. На вопрос путешественника, зачем нуж­на им газета, они ответили, что они видели, как он долго смотрел на черные Изображения на ней и, очевидно, лечил свои глаза, и они хотели бы иметь у себя это лечебное средство. Так, жители этой деревни, не зная, что такое чтение, и рассуждая на основе своего прежнего опыта, восприняли газету Как лечебное средство.

Представление — это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но который ранее в той или иной форме воспри­нимался. Представление может быть воспроизводящим (например, у каж­дого есть сейчас образ своего дома, своего рабочего места, образы некоторых знакомых и родных людей, которых мы сейчас не видим). Представле­ние может быть и творческим, в том числе фантастическим. Творческое представление у человека может возникнуть и по словесному описанию. Так, мы можем по описанию представить себе тундру или джунгли, хотя там не были ни разу, или полярное сияние, хотя не были на севере и не ви­дели его.

По описанию внешнего облика какого-то реального человека или лите­ратурного героя мы стараемся зрительно создать его образ, представить его внешность. Приведем пример. Вспомним в этой связи сцену из кинофиль­ма Чарли Чаплина «Граф». Мнимый граф Чарли попал в затруднительное положение. Когда перед ним положили большой кусок арбуза, он по неве­дению атаковал его без ножа и вилки. Как и следовало ожидать, выгрызать мякоть арбуза вскоре стало неудобно. Острые и жесткие края корки залеза­ли даже в уши. Чтобы избежать этого, Чарли подвязал щеки салфеткой. Это действие уже смешно — ведь куда проще было разрезать или разломить ку­сок арбуза. Но оно повлекло за собой и вторичный комический эффект: с подвязанной салфеткой вокруг головы Чарли приобрел вид человека, страдающего от зубной боли. Так для создания комического эффекта Чап­лин использует простые явления реальной жизни, представленные в нео­жиданном, а потому смешном освещении.

Путем чувственного отражения мы познаем явление, но не сущность, отражаем отдельные предметы во всей их наглядности. Законы мира, сущ­ность предметов и явлений, общее в них мы познаем посредством абст­рактного мышления — более сложной формы познания. Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и пол­нее, чем чувственное познание. Переход от чувственного познания к абст­рактному мышлению представляет собой скачок в процессе познания. Это — скачок от познания фактов к познанию законов.

Формы абстрактного мышления

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суж­дения и умозаключения.

Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные при-знаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понтия в языке выражаются отдельными словами («портфель», «трапеция») или группой слов, т.е. словосочетаниями («студент медицинского института», «производитель материальных благ», «река Нил», «ураганный ветер» и др.).

Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или от­рицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражает­ся в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть про­стыми и сложными. Например: «Саранча опустошает поля» — простое суж­дение, а суждение «Наступила весна, прилетели грачи» — сложное, состоя­щее из двух простых.

Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным пра­вилам вывода получаем заключение. Видов умозаключений много; их изу­чает логика. Приведем два примера:

1) Все металлы — вещества. Литий — металл.______

Первые два суждения, написанные над чертой, называются посылками, третье суждение — заключением.

2) Растения делятся или на однолетние или на многолетние. Данное растение является однолетним.___________ Данное растение не является многолетним.

В процессе познания мы стремимся достичь истинного знания. Истина есть адекватное отражение в сознании человека явлений и процессов при­роды, общества и мышления 1 . Истинность знания есть соответствие его действительности. Законы науки представляют собой истину. Истину могут | дать нам и формы чувственного познания — ощущения и восприятия. По­нимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности к Аристотелю.

Как отличить истину от заблуждения? Критерием истины является Практика. Под практикой понимают всю общественную и производствен­ную деятельность людей в определенных исторических условиях, т.е. это материальная, производственная деятельность людей в области промыш­ленности и сельского хозяйства, а также политическая деятельность, борь­ба за мир, социальные революции и реформы, научный эксперимент и т.д. «. Практика человека и человечества есть проверка, критерий объектив­ного познания». Так, прежде чем пустить машину в массовое производст­во, ее проверяют на практике, в действии, самолеты испытывают летчики-испытатели, действие медицинских препаратов сначала проверяют на жи­вотных, потом, убедившись в их пригодности, используют для лечения лю­дей. Прежде чем послать в космос человека, советские ученые провели се­рию испытаний с животными.

Особенности абстрактного мышления

С помощью рационального (от лат. ratio — разум) мышления люди от­крывают законы мира, обнаруживают тенденции развития событий, анали­зируют общее и особенное в любом предмете, строят планы на будущее и т.д. Выделяют следующие особенности абстрактного мышления:

1. Мышление отражает действительность в обобщенных формах. В отли­чие от чувственного познания абстрактное мышление, отвлекаясь от еди­ничного, выделяет в сходных предметах только общее, существенное, по­вторяющееся (например, выделяя общие признаки, присущие всем инерт­ным газам, мы образуем понятие «инертный газ»). С помощью абстрактно­го мышления создаются научные понятия (именно так были созданы сле­дующие понятия: «материя», «сознание», «движение», «государство», «на­следственность», «ген» и др.).

2. Абстрактное мышление — форма опосредованного отражения мира. Че­ловек может получать новую информацию без непосредственной помощи органов чувств, лишь на основе имеющихся у него знаний (например, по уликам юристы судят о происшедшем преступлении, строят свои умоза­ключения и выдвигают различные версии о предполагаемом преступнике или преступниках).

3. Абстрактное мышление — процесс активного отражения действи­тельности. Человек, определяя цель, способы и ставя сроки осуществле­ния своей деятельности, активно преобразует мир. Активность мышления проявляется в творческой деятельности человека, его способности к воображению, в научной, художественной и другой фантазии.

4. Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык — способ выражения мысли, средство закрепления и передачи мыслей другим лю­дям. Познание направлено на получение истинного знания, к которому приводит как чувственное познание, так и абстрактное мышление. Мыш­ление представляет собой отражение объективной реальности.

Подробнее о связи мышления и языка будет сказано в § 3.

Источник

Оцените статью