- Консультация: «Роль чувственного опыта дошкольников в процессе познания окружающей действительности»
- Просмотр содержимого документа «Консультация: «Роль чувственного опыта дошкольников в процессе познания окружающей действительности»»
- Восприятие мира детьми
- Что такое восприятие
- Особенности восприятия мира детьми разного возраста
- Восприятие мира ребенком с рождения до 1 года
- Стадии познания
- С года до 3 лет
- С 3 до 7 лет
- Проект «Чувственное восприятие окружающего мира» (I часть)
Консультация: «Роль чувственного опыта дошкольников в процессе познания окружающей действительности»
Формированию чувственного опыта способствует сенсорное развитие, так как источником знаний об окружающем мире в епрвую очередь являются ощущения и восприятия, возникающие при соприкосновении органов чувств с различными признаками и свойствами предметов.
Просмотр содержимого документа
«Консультация: «Роль чувственного опыта дошкольников в процессе познания окружающей действительности»»
Муниципальное бюджетное дошкольное
«Центр развития ребенка» — детский сад № 51
«Родничок, первой категории
с. Кагальник, Азовского района
Консультация: «Роль чувственного опыта дошкольников в процессе познания окружающей действительности»
«Роль чувственного опыта дошкольников в процессе познания окружающей действительности»
Формированию чувственного опыта способствует сенсорное развитие, т.к. источником знаний об окружающем мире в первую очередь являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств, с различными признаками и свойствами предметов.
Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа:
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Поэтому можно утверждать, что сенсорное развитие или чувственный опыт ребёнка является фундаментом общего интеллектуального развития детей.
— упорядочивает хаотичные представления детей, полученные при взаимодействии с внешним миром;
— развивает наблюдательность, внимание, мышление, воображение;
— дети получают возможность познать и применить в практике различные способы обследования предметов;
— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.
Основная задача сенсорного развития детей заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им свойства, т.е. определять общепризнанные эталоны.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, так как ребенок должен не только узнать и запомнить их, но и иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства, а, главное, уметь пользоваться полученными представлениями.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его развитии играет чувственный опыт.
Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы:
1 — Предэталонный (примерно до 2 лет) На данном этапе проводимая работа по сенсорному развитию ребёнка готовит почву для последующего усвоения им сенсорных эталонов. Это период обогащения малыша впечатлениями. Следует создать для него условия, чтобы он мог следить за движущими яркими игрушками, хватать предметы разной формы и фактуры.
На 2 этапе у ребенка накапливается уже некоторый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, и часть этих представлений начинает играть роль образцов, с которыми ребенок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия. Владея некоторыми сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. На данном этапе для усвоения доступны такие сенсорные эталоны как: цвет, форма, величина. 3 этап длится до 5 лет. На этом этапе происходит ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Одновременно с формированием основных эталонов (цвет, форма, размер) необходимо учить детей способам обследования предметов и по другим свойствам: весу, тактильным ощущениям, температурным показаниям и слуховым реакциям. Здесь также важнейшим фактором для всестороннего развития ребенка, его чувственного опыта является создание окружающей его среды. Ведь упражнения и задания, основанные на практической деятельности каждого ребенка, позволяют совершенствовать его сенсорный опыт и являются полезными для закрепления уже имеющихся представлений об окружающих его предметах.
Рассмотрим несколько примеров:
На восприятие цвета: «Соберём грибочки»; «Найди домик для куклы»; «Что бывает такого цвета?».
На восприятие формы: «На что похоже»; «Заплаточки»; «Волшебный мешочек».
Развитие тактильных ощущений: «Найди пару»; (тактильная дорожка) «Разложи по домикам» (объединить предметы по определённым признакам) Развитие слуха: «Угадай, что звучит»; «Кто пришёл к нам в гости?».
Развитие вкусовых ощущений: (лимон, банан и др.) Без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития.
Важно так же отметить, что особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления.
На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. Из всего выше сказанного мы видим, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой и главной ступенью которой является чувственный опыт.
Источник
Восприятие мира детьми
Что такое восприятие
Особенности восприятия мира детьми разного возраста
Восприятие мира ребенком с рождения до 1 года
Первые 10 дней после рождения самые сложные в жизни крохи. Ему предстоит адаптироваться к новым условиям, понять, что такое голод, холод, мокрые пеленки или подгузник, тепло материнских рук. Именно в этот сложный для вашего чада момент включается его восприятие окружающего мира. С пониманием первых простых истин ребенок вступает на тропу познания, обучения, запоминания.
Стадии познания
Обязательным на этой стадии изучения мира является попытка попробовать предметы на вкус.
С момента рождения малыша стоит помнить, что дети не понимают, что такое опасность, не видят границ. Они все познают через ощущения. Малыш не знает, что делает плохо, но по вашей мимике, жестам, интонации может догадаться, что делает что-то не то. Будьте бдительны.
С года до 3 лет
Рекомендуется формировать: стремление тренироваться, созидать. Подбадривайте, говорите, какой он молодец и как у него все хорошо получается. Дети хорошо воспринимают слова, понимают заложенный смысл и верят в сказанное. Не нужно создавать себе дополнительных препятствий.
С 3 до 7 лет
После трех лет классическое восприятие переходит в автоматический режим и играет меньшую роль. На первый план выходят сложные умственные способности, позволяющие анализировать, выстраивать в ряд, додумывать и фантазировать.
Особенно нужно обратить внимание на развитие зрительного восприятия. С трех до 6 лет важно научить карапуза чувствовать пространство, соблюдать пропорции, подбирать необходимые по размеру детали, цвет, формы.
Источник
Проект «Чувственное восприятие окружающего мира» (I часть)
наталья меньшикова
Проект «Чувственное восприятие окружающего мира» (I часть)
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №394», г. Перми
ПРОЕКТ на тему «Чувственное восприятие окружающего мира»
Разработала воспитатель Меньшикова Н. Г.
Паспорт проекта.
Название проекта: «Чувственное восприятие окружающего мира»
Тип проекта: образовательный.
Участники проекта: воспитатели группы, психолог ДОУ, родители.
Целевая группа: дети 4 – 5 лет (ср. гр.)
Масштаб: долгосрочный (1 год).
Основание для разработки проекта.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия,его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине, и др. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Важную роль в развитии восприятия и формировании представлений о свойствах предметов играют сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов (цвета спектра, геометрические фигуры, метрическая система мер, вкусовые характеристики, звуковысотный ряд и фонемы родного языка, и др.) Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Научно доказано, что одним из эффективных методов сенсорного воспитания являются дидактические игры и упражнения, позволяющие шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях.
Игра, как сказал В. А. Сухомлинский – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Сенсорное развитие является одной из главных задач в формировании всесторонне развитой личности дошкольника и включено в программу ДОУ «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Веракса, в образовательную область «Познание». На протяжении всего дошкольного периода «Сенсорное развитие»решает следующие задачи: -знакомство с цветом, с формой, величиной и с их свойствами с опорой на сенсорные эталоны, с последующим закреплением в старших группах;- развитие умения воспринимать звучащие звуки, как речевые, так и звуки природы, предметов; -совершенствование восприятия детей путем активного использования всех органов чувств; обогащение чувственного опыта на протяжении всего дошкольного периода; -развитие и совершенствование умения сравнивать предметы, отождествлять, устанавливать их сходства и различия, умения группировать, классифицировать, выделять лишнее; — развитие и дальнейшее совершенствование умения обследовать предмет руками, развитие мелкой моторики пальцев и глазомера; — развитие речи.
Прошедшая в ДОУ проверка развивающей среды на предмет «Дидактические игры и пособия», показала, что все группы детского сада оснащены разнообразными развивающими материалами посредством которых и происходит решение основных задач сенсорного развития дошкольников.
Однако,были выявлены и противоречия:
между созданной предметной средой и ее недостаточно систематизированным обеспечением (т. е. имеющаяся развивающая среда ДОУ достаточно насыщена дидактическими играми и пособиями, которые, в основном способствуют усвоению сенсорных эталонов цвета, формы, величины; но в развивающей среде групп полностью отсутствуют развивающие материалы, которые были бы направлены на усвоение эталонов вкуса, слуха, запаха, ощущений, и др.); а также, между необходимостью формирования и развития у детей дошкольного возраста сенсорных способностей средствами дидактических игр в ДОУ и семье и отсутствием взаимодействия по данному вопросу (результаты анкетирования в приложении).
Отсюда вытекает важная проблема: созданная развивающая среда групп ДОУ успешно способствует усвоению сенсорных эталонов цвета, формы, величины; и не предоставляет полной возможности для совершенствования восприятия посредством использования всех органов чувств.
Данная проблема существует по нескольким причинам:
— недостаточный уровень осведомленности педагогов в данной области;
— отсутствие в продаже готовых дидактических игр и пособий, способствующих обогащению чувственного опыта детей;
— отсутствие целенаправленной работы по самостоятельному изготовлению недостающих дидактических игр и пособий педагогами групп;
— отсутствие взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам сенсорного развития.
Цель проекта: создание развивающей среды, обеспечивающей полноценное восприятие окружающей действительности, т. е. сенсорное развитие дошкольников.
Поставленную цель проектапредполагается решать через следующие задачи:
— изучить методическую литературу по теме «Сенсорное развитие»;
— подготовить перечень дидактических игр и пособий, направленных на решение развивающей задачи усвоения сенсорных эталонов вкуса, слуха, запаха, тактильных ощущений и зрения;
— изготовить и внедрить в систему работы ряд дидактических игр и пособий;
— провести анкетирование родителей на предмет осведомленности о сенсорном воспитании детей;
— разработать и провести родительское собрание на тему «Путешествие в страну Сенсорику»;
— привлечь родителей к изготовлению необходимых развивающих игр и дидактических пособий;
— показать мастер – классы для воспитателей, с целью знакомства с новыми развивающими играми.
Механизмы реализации проекта.
План мероприятий с детьми средней группы.
Название мероприятия с детьми Сроки проведения мероприятия Ответственный за мероприятие
1. Диагностика Январь 2014г. Воспитатели
2. Знакомство детей с зоной «Территория запахов» (мешочки с травами, коробочки со специями, ароматизированные чайные пакетики, парфюмированные флакончики, упаковки от мыла, и др.) Март 2014г. Воспитатель
3. Внедрение в пед. процесс развивающей игры «Ароматный мешочек»:- знакомство с развивающей игрой; — совместное с детьми проигрывание данной развивающей игры; — самостоятельное проигрывание игры детьми; — временное изъятие из деятельности. Март 2014г.
Апрель 2014 Воспитатель
4. Внедрение в пед. Процесс развивающей игры «Чаепитие»: — знакомство с игрой; — совместное с детьми проигрывание данной развивающей игры; — самостоятельное проигрывание игры детьми; — временное изъятие из деятельности. Апрель 2014г.
Май 2014г. Воспитатель
5. Внедрение в пед процесс развивающего упражнения «Чем пахнет обед?»: — знакомство с упражнением; — совместное выполнение упражнения. Январь 2014г. — Март 2014г. Воспитатель
6. Знакомство с сенсорным центром «Вода и песок» (материалы и оборудование). Познакомить с развивающей игрой «Что спрятано в песке?»
Последующее внедрение данной игры в пед.процесс: — совместное с детьми проигрывание игры; -самостоятельное проигрывание развивающей игры; — убрать игру.
Проведение опытов: «Разноцветная вода», «Прозрачность воды». Февраль 2014
Март 2014г. Воспитатель
7. Знакомство с центром «Тактильная стена» (оборудование) с последующим внедрением в пед.процесс: — совместное с детьми определение характера материалов; — самостоятельная работа детей с панно. Апрель 2014г. Воспитатель
8. Знакомство с оборудованием для ног «Тактильная дорожка» с последующим внедрением в пед.процесс: — использование развивающего оборудования детьми под контролем воспитателя; — самостоятельное использование развивающего оборудования детьми. Февраль 2014 Воспитатель
9. Представить детям настенное панно из разных видов ткани с последующим его внедрением в пед.процесс: — определение фактуры ткани детьми под контролем воспитателя; — самостоятельная деятельность детей с панно. Апрель 2014 Воспитатель
10. Познакомить с дидактической игрой «Угадай на вкус» с последующим ее внедрением в пед. процесс в совместной деятельности с воспитателем. Февраль 2014 Воспитатель
11. Познакомить с развивающей игрой «Невидимый полдник» с последующим ее внедрением в пед. процесс совместно с воспитателем. Май 2014 Воспитатель
12. Познакомить с дидактическим пособием «Звукарик – шумовик». Познакомить и внедрить в пед. процесс развивающую игру «Угадай,что шумит?»: — познакомить с игрой; — совместное с детьми проигрывание игры; — самостоятельная деятельность с игрой; — убрать игру на время. Апрель 2014 Воспитатель
13. Оборудовать на игровом участке клумбу «Грядка ароматов» (травы) с последующим ее использованием в пед процессе для развития обоняния у дошкольников. Май – июнь 2014 Воспитатель, дети
Предложенные мероприятия разработаны для детей 4 – 5 лет.
Рекомендации: использовать аналогичные развивающие игры и пособия для детей более старшего возраста, используя усложненный вариант.Вариант усложнения: использовать большее количество ароматов; усложненные ароматы с несколькими характеристиками; использовать большее количество вкусов с многочисленными характеристикам; проведение большего числа опытов с более сложной образовательной задачей, с использованием разнообразных материалов; изготовление тактильного панно с тканями более разнообразной фактуры; в игре «Звукарик – шумовик» использовать большее количество звуков, как речевых, так и неречевых, т. е. природных, более сложных по происхождению. В младшей группе, соответственно, весь объем предложенных мероприятий сводится к минимуму (1 – 2 вкуса, 1 – 2 аромата, 2 – 3 вида крупы, 1 – 2 самых простых опыта, самые простые ткани, более легкие воспринимаемые природные звуки и 2 -3 речевых звука).
Театральный проект «Волшебный чемоданчик» В нашем детском саду участие в театрализованных представлениях пользуется у детей неизменной любовью. Они с удовольствием включаются в происходящее.
В помощь аттестующимся «Отчет об инновационной деятельности» Уважаемые коллеги! Получила сообщения с просбой разместить отчеты для прохождения аттестации. Представляю отчеты педагогов, которые они.
Источник