ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
В структуре познавательного процесса выделяют следующие уровни: чувственное и рациональное познание. Любой познавательный процесс (на уровне обыденного, мифологического, научного, художественного опыта) предполагает их наличие.
Чувственное познание дает образную картину мира, обеспечивает нам первоначальную ориентацию в нем и приспособление к его реалиям.
Логическое (рациональное) познание позволяетсубъекту с помощью своего интеллекта проникать в сущности вещей, недоступные чувствам, обнаруживать скрытые для восприятия законы ихбытия. Это познание связывает человека с миром опосредованно.
Чувства и разум человека совместно и непрерывно «работают» над решением той или иной познавательной задачи, выполняя свои функции и давая человеку, в конечном счете, некое комплексное знание объекта познания.
Чувственное познание возникает в результате непосредственного взаимодействия между человеком и окружающим миром и существует в трех формах: ощущение, восприятие, представление.
Ощущениевозникает в результате непосредственного контакта органа чувств человека с воспринимаемым предметом и отражает отдельные свойства или качества этого предмета в соответствии с нашими органами чувств, на которые он воздействует. Это выражено даже лингвистически: мы говорим – я ощущаю шероховатость поверхности, я ощущаю дуновение ветра, я ощущаю приятный запах, но не говорим – я ощущаю лес или картину. Существует пять типов ощущений (зрительные, обонятельные, осязательные, слуховые, вкусовые). Характер ощущений двоякий: с одной стороны, оно предполагает обязательное наличие предмета ощущений и основывается на определенной физиологии, поэтому ощущения объективны. С другой стороны, ощущения субъективны, могут варьироваться у различных людей, отражая их индивидуальные физиологические особенности (например, дальтоники не различают красный и зеленый цвет) и даже некоторые их профессиональные особенности (например, художник может различать гораздо большее количество оттенков цвета). Таким образом, ощущение есть субъективный образ объективного мира.
Восприятие – более сложный уровень чувственного познания. Восприятие, также как и ощущение, возникает только в результате непосредственного контакта с предметом, но отражает уже не отдельные свойства или качества предмета, а формирует его целостный образ. Формирование восприятий – это гораздо более сложный, чем ощущение, познавательный акт. В процессе восприятия человек, получая непосредственную информацию из окружающей действительности, соотносит ее с определенными категориями (качество-количество, причина-следствие, необходимость, часть-целое и др.). Восприятие – это уже определенная схематизация предмета с целью выделения в нем устойчивых (инвариантных) признаков.
Представление – промежуточное звено между чувственным и рациональным познанием. Представление, также как и восприятие, дает нам целостный образ предмета, но уже без непосредственного контакта с этим предметом. Основным механизмом возникновения представлений являются механизмы памяти и воображения. Представление воспроизводит предмет не во всей совокупности его свойств и признаков, а выделяет лишь наиболее типические признаки. Представление – это всегда обобщенный чувственно-конкретный образ предмета, формируемый на основе следов восприятий, бывших в памяти. Отрыв от непосредственного воздействия объектов реального мира, а также способность к обобщению и абстрагированию, присущие человеку, создают предпосылки для формирования на основе представлений различных художественных образов, которых может не существовать в реальности (кентавр, русалка и т.п.). Отличительной чертой чувственного уровня является его эмоциональная окрашенность; с помощью ощущения, восприятия и представления человек не только познает, но также переживает и оценивает мир.
Рациональное познание также реализуется на трех уровнях: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – форма рационального познания, в которой фиксируются общие и существенные признаки предмета. Понятие – это результат абстрагирующей способности разума, оно лежит в основе такой важной логической процедуры, как обобщение. На основе понятий предметы обобщаются в классы. Понятия выделяют в предмете его сущностные, а, следовательно, устойчивые признаки. Понятия фиксируются в категориях как разговорного, так и научного языка и выражаются посредством слова-существительного.
Суждение – форма рационального познания, реализующаяся через связь понятий, т.е. оно фиксирует наличие или отсутствие у предметов определенных свойств, связей и отношений. В логике суждение записывается как «S есть P», где S выражает предмет мысли, а P – свойство предмета мысли. Например, в суждении «Воскресенье – выходной день» предметом мысли является воскресенье, а тем признаком, которым оно обладает – выходной. Одна из важнейших функций суждений – их способность выступать в качестве определений. В языке суждение выражается посредством предложения, следовательно, именно суждение является основной лексической единицей.
Умозаключение – форма рационального познания, отвечающая за «рост» знания, т.е. посредством умозаключения происходит переход от знания менее полного к знанию более полному и достоверному. Умозаключение представляет собой связь двух и более суждений. По форме умозаключения делятся на дедуктивные (наибольший вклад в их разработку внесли Аристотель и Декарт), индуктивные (велика роль Фр.Бэкона) и умозаключения по аналогии. Отличительная черта дедуктивных умозаключений – при соблюдении правил логики они дают достоверное, т.е. 100% знание, поэтому именно дедуктивные умозаключения лежат в фундаменте научного знания. Все законы, теоремы, аксиомы являются дедуктивными умозаключениями. Умозаключения индуктивные и по аналогии имеют вероятностный характер.
Разделение процесса познания на выделенные два уровня имеет относительный характер; в процессе реального мышления они диалектически взаимосвязаны. Это проявляется в том, что рациональное познание базируется на чувственном, а чувственное всегда определенным образом понятийно оформлено, т.е. несет в себе значительные элементы рационального знания.
Взаимосвязь чувственного и рационального проявляется также в том, что на обоих уровнях имеет место интуиция. Единство чувственного и рационального обусловлено преобразующе-практической деятельностью общественного человека, включенностью процесса познания в социокультурную динамику бытия.
Иррациональное постижение миразаключается в осуществлении таких познавательных актов, которые не сводятся к нормам строгого логического мышления и не имеют пока надежного научного объяснения. Например, интуициякак непосредственное (без анализа и обоснования) усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, нравственно-доброго или прекрасного. Подобные интуитивные догадки и решения рассматриваются чаще всего в качестве итоговой фазы логического размышления, которое протекает в глубинах психики и поэтому не осознается нами.
Источник
22. Чувственное и рациональное познание, их специфика и взаимосвязь. Философские учения сенсуализма и рационализма. Роль интуиции в познании.
Философия выделяет два различных вида: чувственное и рациональное. Первый вид связан с деятельностью наших органов чувств (зрение, слух, осязание). Второй подразумевает работу разума – абстрактно-понятийное мышление человека.
Осн формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.
ощущение – элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств.
восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Наиб важные особенности восприятия: предметность, целостность и структурность.
представление – сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом.
Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношения вещей. Осн формы рационального познания: понятия, умозаключения, гипотезы, теории.
понятие – мысленное образование, в кот обобщаются предметы некоторого класса по опред совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия.
суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается.
умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых.
гипотеза – выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом теория трансформируется в теорию.
теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.
Т.о., в процессе познания выделяются две человеческие познавательные способности: чувственная и рациональная. Конечный результат – истина – достигается только совместными усилиями этих двух составляющих.
Сенсуализм и рационализм. Сенсуализм (представители – Локк, Гоббс, Беркли) утверждает:
нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах. Разум непосредственно с внешним миром не связан.
Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию
Роль мышления закл лишь в обработке чувственного материала, значит, разум вторичен, несамостоятелен
В познании встречаются ошибки. Но ощущения сами по себе обманывать не могут. Все заблуждения коренятся в разуме.
Управление предметной деятельностью человека корректируются только с пом органов чувств.
Установление истинности знания требует выхода за пределы сознания и контакта с самой реальностью, поэтому не может быть осуществлено внутри мышления, такого контакта не имеющего.
Рационализм (представители – Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали:
Только разум способен обобщать получаемую органами чувств информацию, отделять в ней существенное от несущественного, закономерное от случайного. Только мышление может преодолевать ограниченность чувственного опыта и устанавливать знание всеобщее и необходимое.
Восприятия одного и того же предмета в разное время и разными лицами не совпадают.
Чувства нас нередко обманывают.
Хотя разум и имеет своим источником ощущения и восприятия, он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, кот недоступны нашим органам чувств.
Разум обладает креативной способностью, т.е. возможностью идеально конструировать разные предметы, которые составляю основу человеческой деятельности.
Критерием истинности знания вполне может служить его логическая непротиворечивость, т.е. следование правилам логического вывода при условии верного выбора исходных аксиом.
Мы нередко говорим: доказывать нечто не могу, но интуитивно полагаю, что это так. Иными словами, я в данном случае делаю вывод, минуя промежуточно-логические аргументы в его пользу.
Способность непосредственного усмотрения истины, минуя промежуточные ступени логического обоснования вывода, ведущего к ней, называют — интуицией.
Интуицию порой трактовали как нечто таинственное и чуть ли не сверхъестественное. Прежде всего интуиция — функция основательного овладения предметом. Яблоко должно было упасть именно на голову Ньютона, чтобы этот факт (если он был) привел к великому открытию.
Второй момент: интуиция, как правило, связана с длительной предварительной работой над проблемой, часто она имеет место тогда, когда, казалось бы, все логические резервы поиска исчерпаны.
Третье: по-видимому, в механизме интуиции немалую роль играет бессознательное, на уровне которого, так сказать, «застревают» отдельные звенья логической цепи.
Четвертое: определенную роль в интуитивном прорыве играет наличие «подсказки». Так, наблюдение паутины между ветками дало толчок для рождения идеи подвесного моста.
Интуиция обычно определяется как «знание, полученное без понимания того, как мы его приобретаем», как «знание, которое окружено ореолом «правильности», но не имеет ясно артикулируемых причин своего возникновения».
При описании свойств интуиции характерно указание на ее отличие от аналитического, логического способа познания. Другое свойство интуиции, которое выделяют большинство авторов, — неосознаваемость процесса возникновения интуиции. Возникшая интуиция обычно проявляется посредством таких феноменов, как догадка, предчувствие, внутреннее чутье. Еще одним часто выделяемым свойством является связь интуиции с накопленным опытом, как осознаваемым, так и неосознаваемым.
В качестве точки отсчета для дальнейшей классификации большого поля явлений, связывающихся с интуицией, автор предлагает следующее определение интуиции.
Интуиция — это знание, возникающее в неопределенной ситуации, субъективно воспринимаемое как догадка, предчувствие, внутреннее чутье, наличие которого осознается. Процесс возникновения интуитивной догадки не осознается и причины получения или доказательства ее правильности неверифицируемы.
В основе приведенного определения лежат следующие базовые измерения, которые помогут в дальнейшем соотнести интуицию с другими связанными с ней явлениями и отличить ее от них.
Интуиция представляет собой знание, возможными проявлениями которого являются чувство и действие.
Интуиция представляет собой некоторое ситуативно возникающее знание.
В интуиции присутствует аффективный компонент, а именно, субъективные указатели на значимость интуитивного результата, его «правильность», такие как предчувствие, догадка, чутье.
Интуиция имеет дело с воспринимаемой неопределенностью, неочевидностью, новизной ситуации, в отличие от воспринимаемой определенности ситуации при использовании ментальных упрощений.
Источник