Вопрос 14. Виды ощущений (по Б.Г.Ананьеву).Сенсорная организация человека.
ОЩУЩЕНИЕ – это отражение отдельных свойств предметов объективного мира при непосредственном воздействии на органы чувств(анализаторы). Анализатор – нервный аппаратвосприятия, анализа и синтеза раздражителей.
ОЩУЩЕНИЕ — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материалъного мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Рецепторы – специализированные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение.
Специфическая черта ощущений — отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.
Применяя сеченовскую концепцию ассоциации ощущений, Ананьев выделил два основных класса ощущений:
1) интрамодальные (например, зрительно-зрительные, тактильно-тактильные и т.д.)
2) интермодальные (например, зрительно-тактильные, обонятельно-вкусовые и т.д.).
Несомненно, виды ощущений и их взаимосвязь находятся в причинной зависимости от форм движения материи в их взаимосвязях и взаимопереходах. Обращает на себя внимание дублирование сенсорных функций в процессе отражения одной и той же формы движущейся материи, но в разных ее свойствах и отношениях.
Так, тактильные, вибрационные, мышечные, вестибулярные ощущения отражают определенные моменты и свойства механического движения различных тел, в том числе и тела человека. Зрительные, слуховые, вибрационные, температурные связаны с различными формами молекулярного движения, а обоняние и вкус — с химической природой вещества и химической реакцией как особой химической формой движущейся материи. Интерорецепция, вкусовые, болевые, температурные ощущения специфически связаны с основными явлениями жизнедеятельности — биологической формой движения материи.
v механические формы движения — тактильные, вибрационные, мышечные, вестибулярные
v молекулярные формы движения — зрительные, слуховые, вибрационные, температурные
v химические формы движения — обонятельные, вкусовые
v биологические формы движения — интероцептивные, болевые, вкусовые, температурные ощущения
В совместной деятельности различных анализаторов имеется объективный порядок постоянных взаимосвязей, определяемых общностью объектов отражения в их взаимодействии и взаимопроникновении. Можно наметить известный порядок «цепочек» взаимосвязей. Эти цепочки не носят, конечно, линейного характера. Напротив, такой порядок можно выразить в сложно разветвленной цепи взаимосвязей по многим признакам.
Зрительные, тактильные, мышечно-суставные и статико-динамические ощущения составляют один ряд этой цепи. Через тактильные ощущения этот ряд соединяется с вибрациоными, а через вибрационные — со слуховыми. которые в свою очередь связываются с мышечными ощущениями (артикуляционными и голосовыми). Особый ряд в системе анализаторных взаимосвязей составляют химические чувства (обоняние, вкус, хеморецепция внутренней среды), которые связываются с другими сенсорными явлениями жизнедеятельности (особенно температурными и болевыми). Тактильные ощущения сопровождают многие другие чувственные деятельности (вкус, обоняние, слух, температурные ощущения и т.д.), что объясняется особой ролью кожи как покрова и барьера тела, а вместе с тем участника основных процессов обмена веществ. Кинестезия является обязательным членом любой ассоциации ощущения, благодаря чему процессы отражения и накопления индивидуального опыта всегда проникают друг в друга.
Классификация ощущений Ч. Шеррингтона — модель дифференциации ощущений на основе анатомического расположения рецепторов. Было выделено три основных класса ощущений:
1. Экстерорецептивные, возникающие при действии на рецепторы, которые расположены на поверхности тела;
2. Проприорецептивные, или кинестезические, возникающие при действии на рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях и суставных сумках, и свидетельствующие о движении и относительным положении частей тела;
3. Интерорецептивные, или органические, обусловленные обменными процессами во внутренней среде организма.
При этом экстерорецептивные ощущения подразделяются на дистантные (зрительные, слуховые), контактные (осязательные, вкусовые) и обонятельные, занимающие промежуточное положение между этими подклассами экстерорецепции.
Ощущение – уровневый психический процесс, посредством которого происходит отражение отдельного свойства предмета при его непосредственном воздействии на органы чувств.
à По модальности (Ананьев):
1 – зрительные 6 – тактильные (кожно-осязательные) 11 — органические
2 – слуховые 7 – мышечно-суставные (движения)
3 – обонятельные 8 — болевые
4 – вкусовые 9 – вестибулярные (между 2 и 5)
5 – температурные 10 – статико-динамические (равновесие и ускорение)
à По расположению рецептора и раздражителя (Шерингтон):
1– экстерорецепторы – раздражитель находится вне тела:
¦ Дистантные (зрение, слух, обоняние)
2– интерорецепторы – сигналы от внутренних органов (болевые, температурные, хеморецепторы, барарецепторы (давление жидкостей)), создают валовое чувство, которое в норме не осознается.
3 – проприорецепторы – сообщают о движении и положении тела (вибрационные, вестибулярные, мышечно-суставные)
à По генетическому признаку:
1– протопатические – более древние и примитивные, меньше дифференциация и локализация
2 – эпикритические – более тонко дифференцированы, представляют собой более высокий уровень
Первичные эмпирические характеристики:
1. Модальность – «способность» отражать определенные состояния и формы материи, к воздействиям которой (свет, звук, теплота) физиологически приспособлен данный анализатор
2. Интенсивность – количественная характеристика; зависит от силы раздражителя и функционального состояния анализатора.
Диапазон чувствительности определяется разницей между верхним и нижним абсолютными порогами.
Минимальная чувствительность – нижний абсолютный порог (зависит от свойств нервной системы) – минимальная сила раздражителя, который вызывает едва заметное ощущение.
Максимальная чувствительность – верхний абсолютный порог – максимальная сила раздражителя, дальнейшее увеличение вызывает болевые ощущения.
Разностный порог – минимальная величина прироста к силе действия раздражителя, которая вызывает едва заметное изменение (ослабление/усиление) ощущения (зависит от модальности).
3. Пространственная – ощущения позволяют точно локализовать объект в пространстве
4. Временная – определяется длительностью ощущения, зависящей от времени действия раздражителя и от его силы. Каждое ощущение имеет свой определенный латентный период, но существует и межиндивидуальная вариативность.
Эффект последействия – ощущение продолжается после окончания действия раздражителя. Возникает последовательный образ, пока он соответствует по светлоте и цветовому фону – положительный после-образ, когда начинает изменяться (со временем) – становится отрицательным.
5. Пространственно-временная – отражение движения
Источник материала для мышления (при ограничении сенсорных импульсов наступает сенсорная депривация)
Участвуют в регуляции удовлетворения потребностей (удовлетворена потребность Õ снижается чувствительность)
Участвуют в регуляции обменных процессов, обеспечивают гомеостаз
Обеспечивают связь с внешним миром
Вопрос 15. Психологичсское значение дистантных ощущений. Отражение пространства при парной работе дистантных анализаторов.
Ощущение — это функция определенного анализатора, филогенетически сформировавшегося как сложное приспособление мозга к отражению определенного вещества и определенной формы движения материи.
Чувственное познание — это источник всего процесса познания. Состав и структура чувственного отражения образуют сенсорную организацию, зависящую от образа жизни и деятельности (животного организма). В зависимости от этого складывается определенное взаимодействие анализаторов, их соподчинение, относительное соподчинение одних чувствующих систем над друими, а также общее направление каждой из них.
Факторы развития сенсорной организации человека:
1) непосредственное влияние трудовой деятельности людей на повышеше чувствительности (сенсибилизацию) тех анализаторных систем, которые включены в акт труда;
2) прогрессивное развитие орудий труда, технических средств, расширяющих поле чувственного познания, опосредетвующих развитие и соответствующих видов чувсгвительности;
3) обратное влияние логического мышления, имеющее своим источником чувственное познание, на совершенствование способов этого познания.
1) базальные ощущения — тактилъно-кинестетическое (осязание)
2) ведущие — зрение, слух — от них идет максимальная информация
3) сквозные ощущения — кинестетические (движение). Они сопровождают все группы ощущений.
У человека все эти модальности существуют связно. Все они организованы в систему (Сеченов). Система иерархизована и развитае ее происходит в деятельности.
Ананьев Б.Г. Теория ошущений.
Сенсорная организация — естъ отражение среды обитания, образа жизни и способа деятельности. Ядром сенсорной организации являются группы анализаторов, свойственные данной среде обитания.
В процессе воздействия человека на природу изменилась и его сенсорная организация: следствиями труда явился переход к прямохождению, вертикальному положению тела и специализации конечностей. Это привело к сенсорным новообразованиям вестибулярных и кинестетических функций.
Вертикальное положение тела повлияло на строение поля зрения человека, изменило обьем и направление обозреваемой среды.
Преобразование двигательного аппарата и двигательного авализатора также внесло изменения в сенсорную организацию человека. Именно с деятельностью рук связаны изменения всей сенсорной организации человека, т.к. рука — это комплекс рецепторов, образующих активное осязание (тактильная рецепция, кинестезия, терморепепция кожи). С речью качественно преобразовался слух. Речевой слух — новая форма слуховой рецепции.
С изменением пищевого объема и вкусовой сигнализации изменилась и хеморецепция всей кожи человеческого тела, температурная и болевая рецепция.
Дистанционные ощущения в процессе эволюции развились позже контактных: вибро и хеморецепция -> обоняние, слух, зрение (как повышение адапгивных возможностей организма)
ОТРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА — функция парных анализаторов (напр., при монокулярном зрении изображение носит плоскостной характер)
КОНВЕРГЕНЦИЯ — сведение зрительных осей обоих глаз при приближении предмета (при фиксации глубины пространства)
ДИВЕРГЕНЦИЯ — разведение зрительных осей при удалении предмета.
Классификация ощущений Ч. Шеррингтона — модель дифференциации ощущений на основе анатомического расположения рецепторов. Было выделено три основных класса ощущений:
4. Экстерорецептивные, возникающие при действии на рецепторы, которые расположены на поверхности тела;
5. Проприорецептивные, или кинестезические, возникающие при действии на рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях и суставных сумках, и свидетельствующие о движении и относительным положении частей тела;
6. Интерорецептивные, или органические, обусловленные обменными процессами во внутренней среде организма.
При этом экстерорецептивные ощущения подразделяются на дистантные (зрительные, слуховые), контактные (осязательные, вкусовые) и обонятельные, занимающие промежуточное положение между этими подклассами экстерорецепции.
Дата добавления: 2016-07-18 ; просмотров: 4546 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Ананьев Б.Г.. Книги онлайн
Ананьев Борис Герасимович — выдающийся психолог ХХ столетия, создатель теории антропологической психологии, основатель Ленинградской (Петербургской) научной психологической школы.
Б.Г. Ананьев — видный деятель психологической и педагогической науки России, академик Академии педагогических наук СССР, один из главных организаторов Всесоюзного общества психологов, журнала «Вопросы психологии». По его инициативе и при активном участии в Ленинграде были открыты Научно-исследовательский институт педагогики АПН РСФСР, Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований, отделение и факультет Психологии Ленинградского государственного университета (ЛГУ, ныне СПбГУ).
Родился 14 (1) августа 1907 г. во Владикавказе в семье учителя. После окончания средней школы поступил на общественно-экономический факультет Горского педагогического института (Владикавказ).
После окончания педагогического института поступил в аспирантуру Института мозга. 1930 г. — старший научный сотрудник, 1934 г. — заведующий лабораторией воспитания, 1937 г. — заведующий сектором (отделом) психологии. Организовал два цикла коллективных экспериментальных исследований — по проблеме развития личности (характера) и проблеме чувственного познания. В 1939 г. защитил докторскую диссертацию «Формирование психологической науки в СССР».
В 1944 году возглавил вновь созданную кафедру психологии и отделение психологии Ленинградского государственного университета. Развернул исследования по психологии чувственного познания, пространственной ориентации, психологии развития.
Вместе с тем в 1951-1960 гг. работал директором НИИ педагогики АПН РСФСР и руководил большим циклом исследований по проблемам целостности развития учащихся и системы учебно-воспитательной работы в средней школе.
На завершающем этапе жизни декан факультета психологии ЛГУ (с 1967 г.), заведующий лабораторией дифференциальной психологии и антропологии НИИКСИ ЛГУ (c 1963 г.), заведующий кафедрой общей психологии (с 1944 г. с перерывом).
Б.Г. Ананьев скончался от инфаркта 18 мая 1972 г. Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.
Книги (18)
Социальное формирование человека не ограничивается формированием личности, утверждал Ананьев, становление человека как субъекта познания и деятельности происходит в жизненных условиях.
Сложнейшие образования — личность и индивидуальность — формируются на основе природных свойств человека как индивида, в котором структура органических потребностей и темперамент составляют природные свойства высокого уровня, а возрастно-половые особенности индивидуального развития — специфический класс первичных природных свойств.
В книгу включены труды выдающегося советского психолога, действительного члена Академии педагогических наук СССР, посвященные исследованию проблем человекознания, рассмотренных в системе современной науки.
В ней теоретически и экспериментально обосновываются пути целостного изучения человека как феномена природы и общества, методы исследования личности и формы возможного воздействия на процессы становления всесторонне и гармонично развитой личности общества.
В книгу включены труды выдающегося советского психолога, действительного члена Академии педагогических наук СССР, посвященные исследованию проблем человекознания, рассмотренных в системе современной науки.
В ней теоретически и экспериментально обосновываются пути целостного изучения человека как феномена природы и общества, методы исследования личности и формы возможного воздействия на процессы становления всесторонне и гармонично развитой личности общества.
В настоящий выпуск «Известим Академии педагогических наук РСФСР» вошли отдельные экспериментальные исследования отделения психологии ленинградского филиала АПН.
Организованное в 1946 году отделение психологии разрабатывает две основные проблемы: проблему формирования детского ума в процессе обучения и воспитания и проблему формирования характера у детей на основе коммунистического воспитания.
Публикуемые в настоящем выпуске психологические исследования относятся к первой проблеме — к проблеме умственного развития ребенка. Эти исследования (А.А. Люблинской, Ф.С. Розенфельд, М.Н. Шардакова, Ю.А. Самарина) составляют первый цикл в разработке этой капитальной проблемы советской психологии и педагогики.
В настоящий выпуск «Известим Академии педагогических наук РСФСР» вошли отдельные экспериментальные исследования отделения психологии ленинградского филиала АПН.
Организованное в 1946 году отделение психологии разрабатывает две основные проблемы: проблему формирования детского ума в процессе обучения и воспитания и проблему формирования характера у детей на основе коммунистического воспитания.
В настоящий выпуск «Известим Академии педагогических наук РСФСР» вошли отдельные экспериментальные исследования отделения психологии ленинградского филиала АПН.
Соавтор: Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А.
В книге рассматривается одно из направлений развития сенсорных функций человека — развитие константности восприятия.
Авторы выясняют, как формируется эта особенность перцепции, какие изменения она претерпевает в течение жизни человека. На основе экспериментальных данных авторы высказывают ряд теоретических положений, касающихся факторов развития, возрастной периодизации и т. д.
Книга выдающегося отечественного психолога, основателя ленинградской школы психологии Бориса Герасимовича Ананьева посвящена психологическим проблемам, имеющим принципиальное значение для развития всей системы наук о человеке.
Автор показывает взаимосвязь труда, познания и общения, раскрывает особенности психологической структуры личности, ее становления, затрагивает вопрос о перспективах психологической науки, которой, в связи с возрастающими потребностями общественной практики, принадлежит историческая миссия интегратора всех сфер человекознания и построения его общей теории.
В книге систематизируются и обобщаются большое количество научных исследований по вопросам развития восприятия пространства у детей.
Первая часть содержит краткое изложение общей теории механизмов восприятия пространства.
Во второй части излагаются итоги экспериментального исследования возрастных особенностей развития функций зрительно-пространственного различения.
В третьей части рассматриваются педагогические условия, благоприятствующие пространственной ориентации детей и подростков.
Книга профессора Б.Г. Ананьева является первой попыткой научной разработки некоторых вопросов истории русской психологии. Она даёт общий, краткий и неизбежно ещё очень беглый очерк важнейших направлений психологии в России XVIII и XIX вв.
Автор выдвинул и обосновал ряд положений, верных и существенных для понимания путей развития психологии в России. Ему удалось показать оригинальность русской научно-психологической мысли и тот крупней шин вклад, которым она внесла в сокровищницу мировой психологической пауки. С достаточным основанием автор указывает на наличие связи передовой психологии в России с русской материалистической философией.
«Очерки по психологии» выросли из цикла публичных лекций по психологии, прочитанных автором. В «Очерки» вошли лишь некоторые вопросы психологии, относящиеся к психологической теории умственной деятельности и характера человека.
«Очерки» могут послужить началом психологического самообразования читателя.
Известный психолог в своей публичной лекции осветил такие вопросы, как «реакционная» сущность буржуазных теорий характера, формирование новых черт характера советского человека, строение, некоторые вопросы воспитания характера и др.
Книга является обобщением ряда современных данных о пространственном различении.
В ней изложены результаты научного изучения пространственно-различительной деятельности основных анализаторов человека; освещаются основы пространственного различения, большое внимание уделяется зрительному, слуховому, кожно-осязательному и кинестетическому пространственному различению, роли ощущений равновесия, обоняния и функциональной асимметрии в пространственном ощущении.
В книгу «Психология и проблемы человекознания» избранных трудов выдающегося психолога вошли его работы, которые отражают основные направления современного человекознания.
Здесь показана взаимосвязь труда, познания и общения, раскрыты особенности структуры личности, ее становления.
Книга «Психология чувственного познания» представляет собой фундаментальный труд, посвященный центральной общепсихологической проблеме — психологии чувственного познания.
На разнообразном фактологическом материале автор раскрывает особенности сенсорной организации человека, дает характеристику основных форм и этапов процесса формирования чувственного знания человека об объективной действительности. Рассмотрены проблемы психологии и патопсихологии речи, прослежено преобразующее влияние речи и мышления на сенсорное развитие.
Книга представляет собою обобщение научных данных об основных видах ощущений: зрительных, слуховых, вибрационных, тактильных, температурных, болевых, мышечно-суставных, статико-динамических (равновесия и ускорения), обонятельных, вкусовых и внутриорганических.
В работе излагается общее учение об ощущениях и их механизмах, дается классификация ощущений и приложение теории ощущений к разным областям практики.
Среди крупнейших достижений советской науки особое место занимают успехи советской психологии.
Советский строй не только обеспечил благоприятные условия для дальнейшего развития научной психологии в нашей стране, но и по существу заново создал психологию как науку, обеспечив ее превращение в подлинную научную систему знаний.
Автор уделяет внимание изучению основных характеристик человека как индивида, личности и индивидуальности в связи с филогенезом и историей человечества.
В особый раздел выделены вопросы психофизиологии, эволюции человека и генетических методов познания человека.
Книга рассчитана на студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов и вузов, на всех, интересующихся проблемами философии и психологии.
Источник