Чувственно наглядный целостный образ предмета это
Установите соответствие между определением (обозначено буквами) и формой познания (обозначено цифрами).
Определение | Форма познания |
А) чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании | 1) ощущение |
Б) чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств | 2) понятие |
В) отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств | 3) представление |
Г) мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления | 4) умозаключение |
Д) мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения | 5) восприятие |
Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, следовательно, ему соответствует свойство В.
Понятие — это форма мысли, которая отражает предметы в их существенных и общих признаках, следовательно, ему соответствует признак Г.
Представление — процесс и результат мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения, следовательно, ему соответствует признак А.
Умозаключение — это форма мышления, в которой из двух суждений, называемых посылками, вытекает третье – вывод, следовательно, ему соответствует признак Д.
Восприятие — это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей, следовательно, ему соответствует признак Б.
Ответ: 35124
2 1 6 7 8 5 0
Источник
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Ильин Виктор Владимирович
Книга «Философия в схемах и комментариях»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
4.2. Чувственное познание
Материальные объекты со стороны их явления отражаются в ощущениях, восприятиях и представлениях. С помощью органов чувств организм отражает свойства материальных объектов, изменения в окружающей среде, регулирует свои реакции на эти изменения. Человек, лишенный органов чувств, вообще не мог бы познавать, более того, он вообще не мог бы существовать. Каждый орган чувств биологически приспособлен для реагирования на определенные внешние воздействия.
Исходная форма чувственного познания – ощущение. Ощущение – это отражение отдельного свойства объекта, результат воздействия объекта на тот или иной орган чувств. У нас имеются зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и другие ощущения. Биологическая природа человеческих органов чувств, их число и соответственно число различных опущений сформировалась в ходе эволюции наших предков. В результате этой эволюции не все объекты с их свойствами находятся в сфере возможностей наших органов чувств (например, мы не ощущаем магнитное поле Земли). Но отсюда не следует, что существуют в принципе непознаваемые объекты. Если тот или иной объект по своей природе таков, то наши органы чувств не приспособлены к его чувственному познанию, то и принципе имеется возможность найти другой объект, действие на которого первого объекта проявляется ощутимым образом. С помощью таких объектов («приборов») неограниченно расширяются возможности чувственного познания явлений.
Вторая форма чувственного познания – восприятие. Восприятие – это целостный образ объекта. Этот образ формируется на основе синтеза отдельных ощущений. Психологи выделяют ряд признаков восприятия: целостность (объект отражается как единое целое), избирательность (объект выделяется из ряда других), константность (относительная устойчивость образа), апперцепция (зависимость восприятия от психического состояния человека), осмысленность (воздействие на восприятие предыдущих знаний).
Третья, высшая форма чувственного познания – представление. Под представлением понимается наглядный образ объекта, возникающий без непосредственного контакта организма с объектом. Представление о каком-то объекте или его свойстве возникает на основе памяти, предшествующих ощущений и восприятии объекта. Представление, с одной стороны, являясь синтезом чувственных предыдущих образов, богаче их по содержанию. Но с другой стороны, в представлении происходит отвлечение, абстрагирование от некоторых конкретных аспектов отображаемых объектов.
Чувственные образы являются результатом воздействия материальных объектов на наши органы чувств. Энергия внешнего раздражителя порождает в нервной системе физиологический процесс, результатом чего является чувственный, наглядный образ. Как происходит процесс превращения энергии и структуры внешнего раздражителя в факт сознания – еще не изучено во всех деталях. Этого мало. Здесь нужно отметить, что чувственные образы – не просто результат воздействия объекта на органы чувств. В процессе отражения органы чувств активны. Это выражается в ощупывающем движении рук, в движении глаз, прослеживающих видимый контур предмета, в процессе вслушивания и т. д. Чувственный образ не возникнет без активности органов чувств: неподвижный глаз слеп, неподвижная рука не осязает.
Чувственное познание является первичным источником, непосредственной связью организма с внешним миром. Что касается мышления, логических образов, понятий, то они относятся к весеннему миру опосредованно. Для своего формирования они нуждаются в общем случае в чувственных обрядах.
Чувственные образы, отображающие материальные объекты, являются не знаками, сигналами, символами объектов, а их копиями.
Воздействие объекта на орган чувств порождает образ этого объект. Именно потому, что чувственные образы являются не знаками, а отображениями, копиями объектов, человек приспосабливается к окружающей среде.
Чувственные образы имеют и объективную и субъективную стороны. Как копии объектов они объективны по своему содержанию. Субъективность их заключается в том, что они существуют в сознании субъекта, зависят от состояния органов чувств и всей физической организации человека, от условия восприятия.
Чувственное познание имеет свои границы. Выход за них осуществляется с помощью мышления.
Мышление, логическое познание – опосредованное отражение. Оно опосредовано, во-первых, чувственным познанием. Мышление возникает на базе чувственного познания, чувственных образов. Во-вторых, оно опосредовано языком; как уже говорилось, мышление необходимо связано с языком.
В-третьих, логическое познание, мышление опосредовано в том смысле, что тот или иной логический образ формируется на основе других логических образов. В общем, можно сказать, что процесс познания идет от чувственных образов к логическим.
Мышление – не только опосредованное, но и обобщающее познание.
В мышлении отражается не только единичное, но и общее. Отражение общего – важная черта человеческого мышления. Обобщение способствует движению познания к сущности.
Формы мышления, логического познания – понятие, суждение и умозаключение. Исходной ячейкой мышления является понятие. Понятие – логический образ, отражающий общие, существенные моменты явлений. В формировании понятий используются познавательные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.
Познание любого явления начинается с того, что мы отличаем его от других явлений и устанавливаем сходство с родственными явлениями. Сравнение – это установление сходства и различия между явлениями. Анализ – логический прием, при котором изучаемое явление мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых затем исследуется в отдельности. Анализ неразрывно связан с синтезом. Если анализ фиксирует то специфическое, что отличает части друг от друга, то в синтезе осуществляется мысленное соединение частей явления, расчлененного в процессе анализа, установление взаимосвязи частей и познания явления как целого. Абстрагирование – процесс мысленного выделения некоторого признака явления и отвлечения его от других признаков. Наконец, обобщение – фиксация общих признаков некоторого класса явлений. Интересно, что путь к отысканию общего намечен в синтезе, когда выявляется то, существенно общее, что связывает части в единое целое. Финалом этих логических операций являются понятия. Понятия связаны с материальной языковой оболочкой, словом.
В каждом понятии имеется содержание и объем. Содержание понятия – совокупность признаков, отражающих общие свойства некоторого класса явлений, объем понятия – это то множество явлений, к которому относится данное понятие. Например, в содержание понятия «нация» входят признаки: общий язык, территория, общность культуры, экономической жизни у определенной группы людей, а объем этого понятия – множество наций на Земле.
Содержание понятия выявляется с помощью определения понятия (дефиниции), когда указываются признаки понятия, а объем – либо простым перечислением членов множества, к которому относится это понятие, либо с помощью деления понятия (классификации).
В процессе мышления понятия связаны друг с другом. Вторая форма логического познания, мышления – суждение. В суждении на основе связи понятий что-то утверждается или отрицается о некоторых объектах мысли. Элементарное суждение состоит из субъекта, предиката и связки (где субъект и предикат – понятия). Например, в суждении «исламисты-фундаменталисты – агрессоры» связаны понятия об исламистах и агрессорах. Существуют различные разновидности суждений: утвердительные и отрицательные, частные и общие, условные и разделительные и т. д. Суждения выражаются в языке в предложениях.
Источник
Чувственно наглядный целостный образ предмета это
Философия (Учебное пособие)
Учебное пособие для высших учебных заведений
Ватин И. В., Давидович В. Е., Жаров Л. В., Золотухина Е. В.,
Кохановский В. П., Матяш Т. П., Несмеянов Е. Е., Яковлев В. П., 2003
Доктор философских наук, профессор Е. Я. Режабек
Доктор философских наук, профессор В. Б. Устьянцев
Редактор Т. И. Кохановская
Учебное пособие «Философия» для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.
Указанные стандарты утверждены Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000 г. В соответствии с данными стандартами часть тем исключена (или переработана), введены новые темы (например, «Диалектика»), усилено внимание к проблеме человека в разных его «ракурсах».
Рассчитано на студентов, аспирантов, всех, интересующихся актуальными вопросами философии.
Глава I. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества. 5
1. Предмет философии. 5
2. Специфика философского знания. 9
3. Основные части (структура) философии. 18
4. Место и роль философии в культуре. 21
Глава II. Становление философии.
Основные этапы ее исторического развития. 27
1. Происхождение философии.
(Философия и предшествующие ей формы мировоззрения). 27
2. Основные идеи и исторические этапы развития западной философии. 30
3. Национальные особенности философии. Русская философия XIX — XX вв.:
ее смысл, основные направления и этапы развития. 73
Глава III. Бытие и материя. 90
1. Понятие «бытие»: философский смысл. 90
2. Экзистенциальные истоки проблемы бытия. 90
3. Бытие: единство мира. 92
4. Многообразие мира как проблема. 100
5. Материальное единство мира и его многообразие. 106
Глава IV. Диалектика. 130
1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика. 130
2. Структура диалектики,
ее регулятивный характер и основные функции. 133
3. Детерминизм и индетерминизм. 150
4. Закон. Динамические и статистические закономерности. 162
5. Границы, сфера действия диалектического метода. 172
6. Метафизика и ее значение для познания. 180
Глава V. Человек. 190
1. Понятие человека. Человек и природа. 190
2. Биосоциальная (дуальная) природа человека. 206
3. Смысл человеческого бытия. 214
4. Представления о совершенном человеке в различных культурах. 218
Глава VI. Человек и его сознание. 229
1. Проблема сознания в истории западной философии. 229
2. Гносеологический смысл сознания. 233
3. Этический смысл сознания. 235
4. Онтология сознания. 240
5. Язык, общение, сознание. 243
6. Сознание, память, самосознание. 249
7. Диалектико-материалистическая концепция сознания. 257
8. Сознание и бессознательное. 275
Глава VII. Общество. 287
1. Общество и его структура. 287
2. Общество как саморазвивающаяся система. 298
3. Гражданское общество и государство. 308
4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития..312
Глава VIII. Человек и общество. 332
1. Человек в системе социальных связей. 332
2. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость,
личность и массы, насилие и ненасилие. 335
3. Нравственные и эстетические ценности
и их роль в человеческой жизни. Справедливость и право. 344
4. Религиозные ценности и свобода совести. 353
5. Личность: проблемы свободы и ответственности. 362
Глава IX. Познание. 375
1. Познание как предмет философии: единство субъекта и объекта,
многообразие форм. 375
2. Познание, творчество, практика. 388
3. Рациональное и иррациональное, материальное и идеальное в
познавательной деятельности. 399
4. Единство чувственного и рационального. 407
5. Истина и заблуждение. 415
6. Действительность, мышление, логика, язык. 425
7. Понимание и объяснение. 432
8. Вера и знание. 441
Глава X. Научное познание и знание. 448
1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. 448
2. Структура научного познания, его уровни и формы. 461
3. Методы научного исследования. 472
4. Рост научного знания. 484
5. Научные революции и смена типов рациональности. 496
6. Общество, наука, техника. 503
Глава XI. Научные, философские и религиозные картины мира. 515
1. Взгляд науки . 515
2. Философия: человек и мир. 520
3. Религиозные версии мироздания. 523
Глава XII. Будущее человечества. 531
1. Человечество как субъект истории. 531
2. Мировая ситуация начала XXI столетия. 537
3. Глобальные проблемы. Угрозы и надежды наших дней. 542
4. Сценарии будущего. Запад — Восток — Россия в диалоге культур. 557
XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель — превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, — давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.
Источник