Абстрактное мышление
Способность к абстрактному мышлению — один из существенных, конституирующих признаков сознания, понимаемого как высшая форма отражения действительности, присущая человеку, В процессе мышления человек формирует образы и оперирует ими.
В отличие от психологии, где под образом обычно понимают чувственно-наглядное отражение действительности, понятие образ в гносеологии означает результат познавательной деятельности независимо от его формы, то есть не только наглядные, но и абстрактные образы (понятия, формулы, теории и т. п.).
Мышление человека протекает на двух основных уровнях, обладающих относительной самостоятельностью и вместе с тем тесно взаимодействующих между собой: это — уровень живого созерцания и уровень абстрактного мышления 1 . На уровне живого созерцания (синоним: чувственный уровень познания) индивид оперирует чувственными образами, в которых непосредственно дан предмет в его внешних (по отношению к индивиду) отношениях и связях. Чувственный характер созерцания, как отмечал Кант, заключается в том, что он содержит в себе способ, каким предмет воздействует на нас 2 .
1 ( В философской и психологической литературе встречается двоякое употребление термина «мышление». Во-первых, под ним понимают абстрактное, понятийное мышление как высший уровень отражения, во-вторых, решение задач посредством оперирования образами независимо от формы последних. В брошюре в первом смысле будет использоваться словосочетание «абстрактное мышление», во втором — термин «мышление».)
2 ( См.: Кант И. Соч. В 6-ти т., т. 3. М., Мысль, 1964, с. 55.)
Вопреки широко распространенному взгляду, чувственные образы не только служат исходным пунктом мышления. Они участвуют в самом процессе мышления на уровне живого созерцания, Еще Ф. Энгельс отмечал 1 , и правильность этого подтверждена исследованиями последнего времени 2 , что нам общи с животными асе виды рассудочной деятельности. К ним Ф. Энгельс относил индукцию, дедукцию, анализ, синтез и даже эксперимент. Животное использует эти способы при оперировании непосредственно предметами, а на высшей ступени интеллектуального развития животных и их наглядными образами.
1 ( См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 537.)
2 ( См.: Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности. Изд-во Моск. ун-та, 1977.)
Человек также решает многие задачи, оперируя наглядными образами, то есть на уровне живого созерцания. Нельзя не согласиться с мнением американского психолога и специалиста в области эстетики Р. Арнхейма, который на основе анализа поведенческих актов человека, базирующихся на зрительных образах, пришел к выводу: «Во всех этих случаях элементы проблемной ситуации меняются, перестраиваются и трансформируются, вводятся новые функции и вскрываются новые взаимосвязи. Такие операции, если их предпринимать с целью прийти к решению, составляют то, что называется мышлением» 1 . Значение наглядно-образного мышления подчеркивается и многими советскими психологами. «Такие понятия, как визуальное мышление,- пишет советский психолог В. П. Зинченко,- отнюдь не являются метафорой» 2 .
1 ( Арнхейм Р. Визуальное мышление.- В сб.: Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Душанбе, 1971, с. 4.)
2 ( Зинченко В. П. Продуктивное восприятие.- Вопросы психологии, 1971, № 6, с. 41.)
В реальном познавательном процессе у взрослого человека решение задач на уровне живого созерцания не изолировано от деятельности абстрактного мышления. Живое созерцание и абстрактное мышление — это различные уровни единого мыслительного процесса, и лишь в меру относительной их взаимной самостоятельности можно говорить о решении человеком той или иной задачи только посредством чувственных образов.
Оперирование чувственно-наглядными образами не нуждается в языке. Это относится к зачаткам наглядного мышления у животных, к допонятийному мышлению ребенка и в той мере (но только в той мере), в которой наглядно-образное мышление относительно самостоятельно — и к взрослому человеку. Во всех этих случаях можно говорить о несловесном, наглядно-образом мышлении.
Возможности такого мышления, несмотря на его огромную роль, весьма ограничены. Прежде всего анализаторная система человека ограничена конечной совокупностью модальностей (видов ощущений). За их пределами остаются многие свойства вещей (например, напряженность электростатического поля, уровень радиации и т. п.). Далее, для ощущения имеются пороги чувствительности и различения. То, что находится за этими порогами, для чувственного познания не существует. Особенно важно, что, как правило, внутренняя, существенная сторона вещей в принципе не может быть представлена на уровне живого созерцания.
Обратимся теперь к уровню абстрактного мышления. Оно оперирует абстрактными образами — понятиями; суждениями, теориями. Между этими образами и предметами,, а также между ними и чувственными образами наглядного сходства не существует. Понятие «наглядно» индивиду не дано. Ему чувственно дана прежде всего словесная, знаковая форма абстрактного образа. Чувственно в сознании субъекта имеется не образ предмета, а образ знака, точнее, предмета, выполняющего функцию знака (например, акустический, звуковой образ слова). На этом образе сознание либо вообще не сосредоточивается, либо фокусируется в слабой степени. Опять-таки индивид не воспринимает никакого наглядного сходства между образами знака и чувственным образом предмета.
Абстрактный образ есть сложная иерархическая система со многими ярусами, между которыми имеются многообразные отношения типа род-вид, вид-вид и др. Понятия невысокого уровня общности не утрачивают своей связи с чувственными образами. Это не значит, что индивид образы всегда имеет в сфере внимания. Однако он может к ним обратиться, если этого требует познавательная ситуация. Когда задача неразрешима при оперировании только абстракциями, то она подчас решается путем привлечения наглядных образов. В этом непрерывном взаимодействии между чувственным и логическим уровнями заключается рациональный смысл известного философского положения о том, что мысли без созерцания пусты, а созерцания без понятий слепы.
Не следует думать, что это взаимодействие происходит лишь в процессе абстрактного мышления, что в самом абстрактном образе, в понятии никаких следов чувственности нет. В действительности сам абстрактный образ хотя он есть результат процесса отражения, тоже является процессом. В него могут включаться — даже у одного индивида — в зависимости от конкретной ситуации различные чувственные образования. Тем более у различных индивидов посредством одинакового внешнего знака, участвующего выключаются нижележащие абстракции, а также их чувственная абстрактные образы. Это значит, что даже если они тождественны внутри верхнего иерархического слоя, то они все же могут быть различными в их интерпретации через нижележащие понятия и в конечном счете через чувственную подоснову. Образ есть, так сказать, пульсирующее образование: в него то включаются, то из него в коммуникации, как правило, представлены различные абстподоснова.
Абстрактное мышление содержит неограниченные возможности познания Мира. Человек может понять, то есть выразить в понятиях чувственно нефиксируемые стороны реальности.
Живое созерцание органически связано с повседневным опытом человека. Для наглядного мышления существуют непреодолимые познавательные границы. Абстрактное мышление на основе практической деятельности преодолевает эти узкие границы. Оно способно проникнуть в микромир и мегамир, оперировать любыми (в том числе бесконечно малыми и бесконечно большими) областями пространства, расстояниями, скоростями, массами и т. д. Оно формулирует законы, распространяя их на бесконечные классы явлений. Абстрактное мышление в возможности отражает мир универсально (разумеется, на основе практической деятельности и в меру универсальности последней). Оно оперирует абстрактными образами, которые чувственно в сознании не даны и в силу этого не могут существовать вне специальных данных сознанию знаков, вне языка. Понятийное мышление есть мышление языковое, вербальное.
Перейдем к рассмотрению соотношения абстрактного образа и языкового знака.
Источник
наглядно-чувственное мышление
Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим» . Т.В. Жеребило . 2010 .
Смотреть что такое «наглядно-чувственное мышление» в других словарях:
мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Различают следующие виды М.: словесно логическое, наглядно образное, наглядно действенное. Выделяют также М. теоретическое … Большая психологическая энциклопедия
МЫШЛЕНИЕ — процесс познавательной деятельности человека характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений дей ствительности в их существенных свойствах, связях и отношениях Исходный уровень познания непосредственное чувственное… … Российская педагогическая энциклопедия
Восприятие — (чувственное). Это слово (perceptio, Wahrnehmung) употреблялось различными философами в разном смысле. Так, Лейбниц понимал под В. смутное мышление, или мышление на низшей зачаточной степени развития. Давид Юм употребляет слово В. (perception),… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — объективная реальность как актуально наличное бытие, реализующее определ. исто рич. возможности; понятие Д. используется также в смысле подлинного бытия, в отличие от видимости. Категория Д. употреблялась уже в антич. философии:… … Философская энциклопедия
ВООБРАЖЕНИЕ — фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия
Эстетика — составляет особую отрасль философии, занимающуюся красотой и искусством. Самый термин Э. происходит от греческого αίσθετικός, что значит чувственный, и в таком смысле встречается еще у самого основателя науки о прекрасном, Канта, в Критике… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ПАТРИСТИКА — (лат. patres отцы) направление философско теологической мысли 2 8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов Отцов Церкви. Семантико аксиологические источники оформления П. античная философия (общерациональный метод и конкретное… … История Философии: Энциклопедия
Маркс — Биография. Учение Маркса. Философский материализм. Диалектика. Материалистическое понимание истории. Классовая борьба. Экономическое учение Маркса. Стоимость. Прибавочная стоимость. Социализм. Тактика классовой борьбы пролетариата … Литературная энциклопедия
Жуковский, Владимир Ильич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Жуковский, Владимир. Владимир Ильич Жуковский Дата рождения … Википедия
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология) — составная часть рус. философской мысли на протяжении всей ее истории, значимость и удельный вес к рой возрастали но мере достижения последней более высоких ступеней зрелости. В качестве относительно самостоятельной области философского… … Русская философия: словарь
Источник
ЧУВСТВЕННОЕ, АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК
VI. ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ
§ 51. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕР
Мышление человека — это внутримозговые психологические процессы, в которых в различных идеальных формах отражаются и познаются предметы и явления действительности, их свойства и качества, связи и отношения.
Мышление разделяется на чувственное и абстрактное. Непосредственная связь человека с действительностью осуществляется с помощью чувств, которыми владеет человек: зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса. Чувства человека — это каналы получения им разнообразной информации о действительности. Совокупность этих чувств, которые высоко у человека развиты, дает ему возможность разносторонне воспринимать и отражать действительность, различные ее явления, свойства, стороны. Результаты чувственного отражения действительности служат эмпирическим материалом для дальнейшей его обработки абстрактным мышлением, его формами.
Чувственное мышление также осуществляется в определенных формах, которые различаются качественно, участием разных чувств, охватом воспринимаемых в этих формах явлений действительности, т. е. степенью развития идеализации, обобщения. Выделяются следующие формы чувственного мышления человека: ощущение, восприятие, представление. Как известно, под ощущением понимается психический процесс отражения мозгом свойств предметов и явлений действительности в результате их воздействия на чувства человека. Восприятие представляет собой непосредственное отражение предмета или явления в целом, как совокупности определенных признаков, в отличие от ощущения, которое является отражением лишь отдельных свойств предмета или явления. Представление как психический процесс позволяет воссоздать в мышлении человека чувственно-наглядный образ предмета или явления как целое на основе предшествующих их восприятий.
Возникновение абстрактных форм мышления обычно связывают с языком. Считается, что их образование происходило одновременно с образованием языка. Однако такой взгляд на генезис
абстрактного мышления и его взаимодействие с чувственным, по нашему мнению, не лишен механистичности. Руководствуясь правилом: ничто в природе и обществе не возникает из ничего, новое образуется путем преобразования старого, мы должны допустить, что истоки абстрактных форм мышления восходят к доязыковому человеческому мышлению, а именно: к высшим формам чувственного мышления — представлению и чувственно-наглядному образу. Область человеческого мышления, говорил Потебня, шире области языка, и прежде всего в генетическом отношении. Зачатки формирования абстрактного мышления отмечаются до образования собственно языка. Они выражались в виде обобщения обозначаемых предметов определенного порядка, осуществляемого в таких формах мышления, как представление и чувственный образ, и соотнесенности с помощью невербальных знаков (жестов, мимики, «выразительных движений», действий и пр.) этого обобщения или отдельных предметов с действительностью. Это не было своего рода salto mortale человеческого мышления. Общее объективно и действительно существует в предметах и явлениях, а, следовательно, и в нашем восприятии их.
Таким образом, и представлению, и чувственному образу свойственны идеализация воспринимаемых предметов и их обобщение, а также их соотнесенность с действительностью. Надо полагать, именно эти качества и свойства чувственного образа и представления послужили истоком в движении мысли к абстрактным формам — понятию и суждению и коррелятивным им единицам языка — слову и предложению. Однако формирование собственно понятия и суждения в строгом смысле слова, их постепенная «кристаллизация» в мыслительном потоке и вычленение из него обязаны языку. В языке эти формы находят типичное свое выражение в соответствующих языковых единицах — слове и предложении. Язык как знаковая система оказался наиболее соответствующим природе логического мышления и его формам. С возникновения языка качественно преобразуется предшествующее невербальное человеческое мышление.
Под формой абстрактного мышления понимается определенный способ идеального отражения действительности с помощью языка и тем самым образования содержания, свойственного данной форме. Последняя обладает структурой, свидетельствующей о ее самостоятельности и определенности и тем самым отличающей ее от других мыслительных форм.
Чувственные формы отражения действительности являются исходным материалом для языка, для языковой формы, с помощью которой эти исходные данные обрабатываются. О чувственном образе Потебня писал: «. Чувственный образ есть нерасчлененный комплекс почти одновременно данных признаков: я смотрю на траву, и все, что я в этом случае знаю о ней составляет просто один момент моего душевного состояния» (1, с. 119). Препарированный с помощью языка чувствен-
ный материал преобразуется в принципиально иные мыслительные формы — абстрактные, логические, в которых цельные, чувственно представляемые образы расчленяются на отдельные свои признаки, стороны. Если чувственный образ предмета или явления представляется в единстве и одновременности своих сторон и признаков, то абстрактные формы отвлекают и делают предметом познания отдельные его стороны и признаки. Совокупность таких абстрагированных и познанных в опыте сообщества признаков как единство образует понятие об отражаемом предмете или явлении; понятие предполагает единство как мыслительной формы, так и стоящего за понятием соответствующего предмета. Из сказанного явствует, что абстрактные формы отражения и познания действительности не отрываются и не обосабливаются от чувственных форм генетически и функционально.
С помощью языка осуществляется движение мысли от чувственного восприятия и его комплексов к логическому, понятийному мышлению, к духовной деятельности человека в полном смысле этого слова. «Только посредством объективирования мысли в слове,— подчеркивал Потебня,— может из низших форм мысли образоваться понятие» (2, с. 57). В мысли, в логическом, абстрактном мышлении человек возвращается к тому, что у него было в чувственном мышлении, но это отражение на высшем, сущностном уровне. По сравнению с чувственными формами мышления абстрактные формы отличаются большей активностью, поскольку и образование мысли и ее выражение с помощью языка — это всегда творческий акт. Об этом движении от низших форм мышления к высшим Потебня писал: «При помощи слова человек снова узнает то, что уже было в его сознании. Он одновременно и творит новый мир из хаоса впечатлений, и увеличивает свои силы для расширения пределов этого мира» (2, с. 302).
Как образование языка, языковых знаков шло стихийно и бессознательно, так одновременно в единстве с этим процессом, непроизвольно, стихийно создавались формы мысли, связанные с этими знаками. Человеческое мышление, отражая действительность, целесообразную предметную и умственную деятельность людей, вырабатывало такие формы, которые были способны выражать новое содержание и, благодаря знакам, делать его достоянием всего языкового сообщества. В силу объективной необходимости эти формы предполагали использование предшествующего усвоенного знания, которое служило средством представления, понимания и познания новых предметов и явлений, т. е., приобретения нового знания. Образование и развитие этих форм обусловлено природой самого человека, его биологическими предпосылками и социальными условиями, а также формированием языка как естественной знаковой системы (см. гл. X).
Выше говорилось, что представление, чувственный образ как формы мышления не лишены идеализации и обобщения воспринимаемых
предметов и явлений, а, следовательно, их анализа и синтеза. Языковой знак сделал возможным отчуждать из мыслительного потока элементы анализа и синтеза в отдельных знаках и оперировать этими знаками и их значениями как самостоятельными данностями. Тем самым благодаря языковым знакам анализ и синтез обрели самостоятельность как логические процессы, в результате чего стало возможным образование понятия — сущностной мыслительной категории, что сыграло основополагающую роль в развитии мышления человека, в его познании Действительности. Вербальные формы мышления дали возможность человеку оперировать в «снятом» виде предметами и явлениями, их классами, качествами, отношениями и пр., тем самым познавать их с разных сторон, проникать в их сущность.
Человек непроизвольно и стихийно был побуждаем в своей деятельности отражать мир и себя доступными ему, возможными средствами, какие позволяли ему использовать его собственная природа, общественные и естественные условия, в каких он обитал. В этих сложившихся условиях, в практической, предметной и речевой деятельности человека его мысль и язык «саморазвивались» по объективным, независимым от индивида законам. Формами этого мыслительного движения были образ, понятие, суждение, предполагающие познание нового посредством участия — на различных мыслительных основаниях — уже познанного.
Абстрагированное в слове обобщение (общее) отражено в знаке и тем самым отвлечено от своего единства в действительности с отдельным. В слове общее как его внутренняя сторона, значение, может применяться самостоятельно вне указанного единства с отдельным. Но абстрагирование не отрывает слова от действительности, от способности слова отражать и обозначать в речи отдельные предметы и явления. Напротив, именно потому, что за словом, как за языковым знаком, стоит отвлечение (мысль о классе предметов или явлений), слово может обозначать разделенные во времени и пространстве отдельные предметы этого класса, разные их совокупности, как и весь класс предметов или явлений. Общее как материал отвлечения существует в действительности и в чувственных формах ее отражения. Слово само по себе не могло бы выражать общее.
Надо заметить, что отражение и закрепление общего в языке и речевой деятельности (последняя включает язык как важнейший свой ингредиент) не есть какое-то исключение для человеческой деятельности вообще. Владение каким-либо видом деятельности — это владение им в отвлечении от его конкретного, предметного воплощения. Владение человеком той или другой деятельностью включает обобщение, отвлечение, навык. Такое владение, как и практическое знание языка,— это тоже «память опыта», позволяющая исполнять эту деятельность в разных условиях, разделенных во времени и пространстве, индивидуально и предметно (ср. изготовление изделий, орудий и пр.
в разных областях человеческой деятельности). Сам предметно воплощенный продукт той или иной деятельности есть одновременно знаковое закрепление этой деятельности, свидетельствующей об уровне труда, производства, а, следовательно, мышления, сознания. И как в случае с языком окружающая человека природа много «подсказала» ему в его деятельности. Вот что пишет Потебня по этому поводу: «Здесь, как и в других случаях, сознанию того, что уже существует, мы можем приписать могущество пересоздавать это существующее, но не создавать его, не творить из ничего. Человек не изобрел бы движения, если б оно не было без его ведома дано ему природой, не построил бы жилья, если б не нашел его готовым под сенью дерева или в пещере, не сложил бы песни, поэмы, если б каждое слово не было. поэтическим произведением; точно так слово не дало бы общности, если б ее не было до слова. Тем не менее есть огромное расстояние между непроизвольным движением и балетом, лесом и колоннадою храма, словом и эпопеею, равно как между общностью образа до слова и отвлеченностью мысли, достигаемою посредством языка» (2, с. 154).
Зачатки абстрактного мышления, по нашему мнению, связаны с использованием тех или других внешних субстратов мысли и мыслительных процессов в качестве знаков (ср. указанные выше жест, мимика, «выразительные движения», действия и др.). Например, жест имел и имеет символическое значение. С жестом было связано в первобытном обществе определенное представление об обозначаемом, жест мог выступать как иконический знак обозначаемого объекта. Знаковая ситуация (семиозис) при использовании жеста такая же, как и при употреблении слова. За жестом также стоит обобщение, поскольку жест применялся не окказионально, а был постоянным, воспроизводимым знаком, обозначая те или другие предметы, действия, призывы и другого определенного порядка, разделенные во времени и пространстве.
В жесте, как и в других знаковых воплощениях мысли, берет начало и развитие такая форма мысли, как образ, предшествовавшая понятию, но уже включавшая обобщение, хотя и возникающее на других основаниях (см. ниже). Образ также представляет собой мысль о предметах, явлениях, действиях и пр. определенного порядка. Поэтому словесное обозначение формирующихся абстракций, выступавшее одновременно и, надо полагать, параллельно с другими видами знаков, было подготовлено всем комплексом возможных знаковых воплощений мысли, материальных ее показателей (см. гл. X).
Однако абстракция, связанная со словом, формирующаяся с помощью слова,— это решительное преобразование предшествующей мысли, потому что только с участием слова образуются такие формы человеческой мысли сущностного характера, как понятие, суждение, умозаключение. К этим традиционно выделяемым логиче-
ским формам мышления следует прибавить форму, с помощью которой в человеческом мышлении осуществляется объединение чувственного и абстрактного мышления, их теснейшее взаимодействие и взаимопроникновение, а именно: образ. В образе осуществляется синтез высших форм чувственного (восприятие, представление) и абстрактного (понятие) мышления. Образ — необходимая Исходная основа формирования понятия.
Логические формы мышления, и прежде всего понятие, нередко сравнивают и сопоставляют с грамматическими. Общим свойством понятия и грамматической формы является то, что они классифика-ционны по своей природе. Как идеальные явления понятие и грамматическое значение не внеположны друг другу. Однако если понятие как форма человеческого мышления отличается всеобщностью (это, разумеется, не означает, что содержание и объем понятий также всеобщи, а не национальны), то грамматические формы индивидуальны, характерны для системы того или другого язьцса. Более того, существуют такие языки, в которых нет грамматических форм как таковых (ср. изолирующие, полисинтетические языки). Классифика-ционность грамматической формы имеет синсемантинеский (сопроводительный) характер, а не аутосемантический (объектный), каким обычно обладает понятие. Отвлеченная классификационность грамматической формы не исключает в известных условиях пересечения с классификационностью понятия, выступающего в виде признака в явно выраженной или имплицитной форме (см. о признаке в гл. VIII). Кроме того, если в одном языке грамматическое значение выражается с помощью грамматической формы, то в другом оно может быть выражено лексически.
Мышление осуществляется субъективно, однако, будучи направленным на отражение и познание внешнего и внутреннего мира человека, оно способно наполняться объективным содержанием. Формирование объективного содержания нашего мышления обязано, благодаря языковому общению, всему языковому сообществу; субъект осваивает в том или другом объеме это общее содержание, убеждаясь на своем опыте в его существовании. Субъективное владение формами мышления вносит индивидуальность в сам характер протекания этих процессов, обнаруживает различные возможности в достижении результатов мышления, не исключает произвольности в использовании результатов мыслительных процессов и др. Будучи диалектическим по своей форме существования и содержанию, мышление, таким образом, как и язык, представляет собой антиномию субъективного и объективного и одновременно их единство.
Между языком и мышлением — и в генезисе и в его функционировании — отмечается постоянное взаимовлияние. Само возникновение языка предполагает высокую степень развития мышления и было обусловлено этим процессом развития. В свою очередь, образование
языка явилось мощным толчком в развитии мышления и связанных с ним психологических и логических процессов. Только благодаря языку стало возможным образование, дифференциация и развитие абстрактных форм мышления, а также дифференциация и осознанность чувственных форм мышления и других психологических процессов: памяти, воли, чувств, таких явлений, как апперцепция, ассимиляция, конденсация, или сгущение мысли, ее развертывание и др.
Поскольку одна и та же форма мышления может выражать различное содержание, то в интересах познания свойств формы она в определенных логических операциях может быть отделена от конкретного содержания и обозначена символически. Суждения, например, Иванов есть студент, Золото есть драгоценный металл, Волга есть самая большая река в Европе и т. п., могут быть обозначены, как £ есть Р, где S— субъект, Р — предикат, есть — связка.
ЧУВСТВЕННОЕ, АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК
Как уже говорилось выше, исследователи взаимоотношения языка и мышления обычно подчеркивают, что со словом связано абстрактное мышление, поскольку за любым словом стоит обобщение. Однако подчеркивание только этой стороны слова не отражает существующих отношений между действительностью, мышлением и языком. Язык не оторван от чувственных форм мышления. Он не смог бы служить ни средством общения, ни орудием познания действительности, если бы в своем функционировании, своими единицами и их содержанием был отгорожен от форм чувственного восприятия действительности; напротив, своими единицами и их содержанием он органически связан с чувственным мышлением и познанием окружающего мира.
Одной из основных функций слова как языкового знака является перцептивная функция (см. гл. III),когда в общении слово выступает заместителем предмета или явления действительности. Абстракция (понятие), которая закреплена за словом, остается при таком применении «за кадром», поскольку она известна всем говорящим на данном языке, а потому редко бывает предметом сообщения. Она выполняет регулирующую роль, определяя классификационные, логические рамки применения слова, относя его к конкретному предмету определенного порядка. На такое применение слова указывали многие ученые Г.В.Ф. Гегель, А.А. Потебня, А.Ф. Лосев, А.Н. Леонтьев и др. Благодаря своей классификационности значение регулирует и направляет работу мышления, но одновременно не теряет способности отражать и актуализировать отдельное, индивидуальное. Более того, слово может в разных условиях, разделенных во времени и пространстве, обозначать
отдельные предметы определенного порядка только потому, что за ним стоит обобщение. «. Слово,— писал Потебня,— есть готовое русло для течения мысли» (2, с. 4 45). Конкретную предметную отнесенность имеет не только основная номинативная единица языка — слово, но и другие номинативные единицы языка — свободные словосочетания, различные виды устойчивых словосочетаний, фразеологизмы и др., а также и коммуникативная единица языка — предложение, основной функцией которого, по утверждению синтаксистов, является обозначение определенной «ситуации».
Разумеется, тесная связь между чувственными и абстрактными формами мышления не лишает их существенного и принципиального различия. В языке существует такая форма мысли, которая, используя слово, служит как бы мостом между, с одной стороны, чувственным восприятием и представлением действительности, и, с другой,— абстрактным мышлением. Такой формой является образ (см. ниже).
Абстракция не противостоит и не противоречит чувственным формам отражения уже потому, что вырастает из них, основывается на них, а через них — на самое действительность. Общее существует в отдельных предметах и явлениях действительности, в чувственных формах их восприятия, а отсюда в «снятом» виде переходит в словесные значения как элемент содержания последних. Поэтому между действительностью, чувственными и абстрактными формами ее отражения объективно не может быть перегородок. Однако содержанием значений языковых единиц служат не только классификационные, общие признаки. Слово не математический знак, и его значение — это не голая абстракция, состоящая из предельно отвлеченных, классификационных признаков. Значение слова формируется исторически и отражает субъективный подход в постепенном познании обозначаемого явления действительности; значение включает мыслительное содержание о явлении действительности всего говорящего коллектива.
Новый предмет или явление познается и обозначается с помощью функционирующих в языке понятий и их обозначений. Обозначенная некогда в слове абстракция в своем применении и развитии необходимо используется для обозначения нового предмета или явления, служа признаком (внутренней формой слова) для его представления в новом обозначении. Иными словами, существующее слово и его значение рано или поздно используется в новом обозначении для создания образа о новом предмете. Язык не располагает «пустыми» словами, «свободными» значениями; напротив, большинство слов многозначно, обременено многими значениями. Обозначение новых предметов и явлений происходит через отношение к другим явлениям и предметам и их обозначениям в языке. В языке, замечал Потебня, нет непереносных значений. «Изобразительность, пока он (язык.— В.Г.) жив, не 128
оскудевает, потому что она тождественна с понятностью слова» (3, с. 54). А это означает, что выработанные в языке абстракции постоянно участвуют в создании словесных, чувственно представляемых образов. Слово и его значение или предшествующее значение слова (в случае многозначности слова) в новом обозначении выступают характерным признаком, по которому создается образ о вновь обозначаемом предмете, а тем самым формируется новое значение и новое обозначение.
Выше мы говорили, что обобщенность и классификационность значения явились результатом отвлечения, абстрагирования чувственных данных. В то же время последние, вследствие богатства своими признаками, служат фактической основой и для образования индивидуальных смыслов, выходящих за рамки общеязыкового содержания слова. Индивидуальный участок семантики слова играет важную роль в процессе общения, как и само отвлечение.
Артикулируемый звук благодаря своей природе (см. гл. I) делает возможным расчленять сплошной мыслительный поток, образованный в результате восприятия действительности, выделять такие элементы мысли, соотнесенные с определенными «кусочками» действительности, которые отвечают целям и задачам деятельности людей, познания ими действительности. Дискретность звука и мысли позволяет дифференцировать и интегрировать явления действительности по выделенным и познаваемым в деятельности и практике общения человека признакам, осуществлять тем самым анализ и синтез этих явлений, проникать в их сущность. Благодаря такой своей природе звук, т. е. внешняя форма языка, способен в известной степени явно отражать строение мысли. Структурированные с помощью внешней формы элементы строения мысли могут в последующем существовать в памяти чисто идеально, вне отношения к тем элементам внешней формы, с помощью которых они были выделены и которые могут быть потеряны либо редуцированы в процессе функционирования и эволюции языка. Отсюда, надо думать, способность мысли к сгущению либо, напротив, расчленению. Логически разработанная с помощью языка мысль, ее элементы могут затем существовать внутренне как чисто идеальные сущности, которые при необходимости могут сгущаться, свертываться либо, напротив, расчленяться, развертываться. Происходит, по Потеб-не, «алгебраизация» мысли, что существенно увеличивает ее отражательные и познавательные возможности.
В настоящее время в науке все более утверждается мнение, что
человеческое мышление не ограничивается словесным (вербальным).
Это характерно не только для первобытной эпохи становления языка,
т. е. его генетических истоков, но и для последующего времени.
Противное мнение поддерживается тем обстоятельством, что содержа
ние несловесных форм мышления раскрывается, интерпретируется с
помощью языка.
5
Язык — естественная семантическая интерпретанта всех других форм мыслительной деятельности человека. Язык представляет собой логически, понятийно разработанную в человеческой эволюции систему обмена мыслями и отражения действительности, и как таковая, она универсальна. Но раскрывая спомощью слов содержание, например, живописного или музыкального произведения, мы тем самым доказываем, что это содержание существовало и было заключено в другом виде и способе отражения действительности. С помощью языка, т. е. с использованием абстракций, понятий — логически расчлененных форм мышления — мы выражаем понимание, идею того, что воспринято нами, «переводим» воплощенный в «языке» живописи или музыки замысел автора на универсальную знаковую систему — язык; причем «переводим» в известном приближении, но никогда не исчерпывающе, поскольку природа указанных форм отражения принципиально отлична и незаменима. С помощью языка мы сообщаем абстрактную идею, делаем логический вывод о содержании, выраженном в свойственной данному виду искусства форме. Форма же воплощения этого содержания неповторима и единственна.
Поскольку у человека все формы мышления существуют и функционируют в единстве, то язык, словесное мышление так или иначе участвует в любой человеческой деятельности. Язык способствует развитию человеческого мышления вообще, всех его форм.
Сам уровень разработанности, совершенства неязыковых форм мышления, их глубина отражения действительности обязаны словесному мышлению. В то же время очевидно, что каждый вид искусства представляет собой свойственную только ему неповторимую образную систему отражения действительности, следующую своим выработанным законам и приемам отражения.
Источник