Чувства вызванные лунной сонатой

нужен анализ лунной сонаты Бетховена, помогите!

Произведение начинается тихо, едва слышно. Потом немного громче. Отдельные ноты выделяются под смену настроения. Как будто пунктирной линий прочерчена общая траектория музыкального настроения.
Музыка плавная, медленная, задумчивая. Под нее хочется размышлять о вечном. Все время пока идет повторение отдельных музыкальных фраз ты ждешь и ждешь красивых впечатлений. И ждешь и слушает и впитывает в себя и пьешь будто читую родниковую воду от которой ломт зубы, она пахнет лесом, счастьем.
Хотя музыка явно грустная, плакать не хочется, она оставляет приятую тихую радость и счастье. Хочется еще и еще раз повторить то, что только что слышал.
Все заканчивается несколькими точными аккордами, как бы ставится точка. Но музыка еще некоторое время слышится в голове, еще некоторое время остается неизгладимое впечатление от ее красоты и величия. Величие которое не подавляет, не величие храма, а величие гениальности автора, который не навязывается, не подавляет, а просто ведет за собой, рисуя картинку своего настроения.
Почему то каждый раз когда слушает не представляешь себе лунной ночи. Это вовсе не обязательно, что бы наслоиться шедевром. Ты просто понимаешь, что слушать такую музыку так же приятно как дышать ароматом розы или стоять у открытого окна и чувствовать что легкий ветерок обдувает лицо. Композитор сумел передать и порывы ветра и легкий шелест травы и бесконечное движение волн.. . Музыка живет, как живет огонь, как живет вода, ветер — сама природа! Тут просто легко и изящно описан небольшой период жизни — самой Матери Природы и тебя приглашают посмотреть на нее: тут взяты особые краски, особая палитра — фортепьяно выдает максимум из того на что способно в руках великого Мастера!

Анализ клинический, биохимический или на сахар?

1 действие
Картина первая
Князь Галицкий шумно пирует, мечтая стать князем в Путивле, а сестру отправить в монастырь. Здесь же Скула и Ерошка.

В терем приходят девицы, с просьбой вернуть подругу, которую похитили слуги Галицкого. Князь высокомерно прогоняет просительниц, а веселье продолжается своим чередом.

Картина вторая
Княгиня полна тяжелых дум, ведь до сих пор нет вестей от мужа. От горестных мыслей Ярославну отвлекают девицы пришедшие жаловаться на беззакония князя Галицкого. Появляется Галицкий. Держа ответ перед сестрой, брат ведет себя вызывающе и уверенно, заявляя, что скоро захватит власть в Путивле.

К княгине входят с плохими новостями думные бояре. Дружина разбита, Игорь и сын в плену у половцев, а на Русь идут вражеские орды.

2 действие
В степи, в половецком стане, девушки нежными песнями и танцами услаждают взор Кончаковны, дочери хана Кончака. Сын Игоря, Владимир, с наступлением ночи спешит на свидание с прекрасной Кончаковной. Но князю Игорю плен доставляет лишь страдание, ведь он мечтает поскорее освободить свой народ.

К князю Игорю тайно обращается половец Овлур желая помочь в побеге. Половецкий хан Кончак, приглашает к себе князя Игоря, предлагая ему свою верность и дружбу, по достоинству оценив в бою смелость и честность князя. Но Игорь твердо отказывается от предложения. Хан хорошо понимает князя и чтобы поднять настроение пленника, сзывает юношей и девушек для веселой безудержной пляски.

3 действие
Половцы встречают хана Гзака с добычей. Вид полоненных сородичей и разграбленного добра, становятся последней каплей терпения князя Игоря. Князь решается бежать с помощью Овлура. Появляется взволнованная Кончаковна. Узнав о побеге, красавица молит Владимира остаться с ней. Князь Игорь вскочив на коня, бежит из плена, оставив влюбленного сына с дочерью хана.

4 действие
Городская стена Путивля. Княгиня, оплакивает мужа и разоренную половцами землю. Тут Ярославна видит скачущих всадников, с радостью узнавая в одном из них любимого супруга. Гудошники, еще не зная о прибытии князя, смеются над Игорем. Но приезд князя Игоря потрясает их. Чтобы избежать наказания, плутоватые Скула и Ерошка, решают бить в колокол, возвещая о появлении князя.

На звон колокола сбегаются жители Путивля, шумно приветствуя любимого князя.

Опера учит мужеству, преданности и отваге. Верности своему слову и любви к родной земле.

Источник

Методическая разработка урока «Лунная соната – вечный памятник любви»

«Лунная соната – вечный памятник любви»

Сценарий урока посвящен вечным темам в искусстве: любви и страданиям. Эти удивительные чувства человека можно проследить на примере «Сонаты №14. Лунная» великого немецкого композитора Л.в. Бетховена.

Краткое описание сценария урока:

Пожалуй, очень трудно найти человека, который ни разу в жизни не слышал бы чарующих звуков знаменитой «Лунной сонаты» Людвига Ван Бетховена. Это поистине уникальное произведение, которое будет популярно спустя многие годы и после нас. И даже тот, кто скажет, что не знает, что это за произведение, услышав только ее первую часть, сразу же определит, что эта удивительная музыка ему хорошо знакома.

Всю бурю человеческих эмоций, которая была в душе Бетховена в то время, он передает в «Лунной сонате». Это скорбь, сомнения, ревность, обреченность, страсть, надежда, тоска, нежность и, конечно, любовь.

Гордая сила не сгибается, не знает покорности и слабости, – этому учит «Лунная соната» Бетховена, выразившая с необыкновенной глубиной трагические переживания человека и его мужество. «Человек обязан жить, пока может совершать что-либо хорошее», – утверждал Бетховен. Нет, «Лунную» рассказать нельзя; никакие слова не заменяют музыки. Они только помогают понять ее и почувствовать, подсказать ее смысл, иногда направляют воображение

Форма урока : введение новых знаний на основе системно — деятельностного подхода.

Тип урока : проблемно-диалогический.

Цели урока : Через восприятие и анализ художественного образа раскрыть чувства одиночества и неразделенной любви, воплощенные в «Лунной» сонате Бетховена.

1. Научить обучающихся воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

2. Сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений разных эпох, стилей и жанров.

3. Воспитывать способность воспринимать и анализировать смысл художественного образа, музыкального произведения.

1. Познавательные – понимать роль искусства в становлении духовного мира человека, осваивать содержание, претворяющие проблемы «вечных тем» в искусстве.

2. Регулятивные — определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации.

3. Коммуникативные — излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу, преодолевать конфликты, договариваться с людьми.

Личностные УУД — аргументированно оценивать свои и чужие мнения, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.

1. Данный урок воспитывает культуру слушания и уважительное отношение к лучшим образцам мировой музыкальной культуры.

2. Учащиеся учатся определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации.

3. Учащиеся учатся понимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, а также эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально – творческой.

Учителя других предметов (данную разработку можно взять за основу при создании сценариев внеклассных мероприятий );

Классные руководители, организаторы внеклассной работы (данную разработку можно взять за основу при создании сценария внеклассного мероприятия).

Используемые образовательные технологии:

Технология актуализации знаний через межпредметные связи;

Технология развития критического мышления.

Направленность, возможности применения разработки:

Данный урок может быть проведен:

По программе в 8 классе;

На кружковом занятии по музыке.

Данная разработка урока является универсальной по адресату применения;

Нацелена на повышение мотивации к обучению;

Является примером применения нескольких образовательных технологий в рамках одного мероприятия;

Дает возможность учащимся высказать свое мнение ;

Презентацию к мероприятию можно взять за основу проведения других внеклассных мероприятий как по музыке, так и в воспитательной работе.

Место проведения : МБОУ «СОШ №1 им. М.Горького» АГО

Время проведения : 1 четверть, октябрь.

Компьютер, телевизор. Презентация урока (приложение).

Музыкальный материал: «Вечная любовь» сл. Шарля Азнавура, муз. Жоржа Гарвареца, Бетховен «Соната №14».

Видео материал: Видеофрагмент «Бетховен биография», М. Казиник — эффект Бетховена.

Учащиеся входят в кабинет под песню «Вечная любовь» сл. Шарля Азнавура, муз. Жоржа Гарвареца.

Богатство вместе с властью вольно бродят,
Вступая в океан добра и зла,
Когда они из наших рук уходят;
Любовь же, пусть неправильной была, —
Бессмертная, в бессмертии пребудет,
Всё превзойдёт, что было — или будет.

Постановка проблемы. Подводящий к теме диалог.

— О чём эта песня?

-Что хотел показать автор этой песней?

Сегодня мы поговорим о том, без чего наша жизнь кажется пустой, бессмысленной… Это любовь.

— Что такое любовь?

— Есть ли она вообще?

— Нужна ли она, если она существует?

Человек не может прожить без любви, ведь в жизни каждого она занимает особое место. Настоящая любовь всегда остаётся в сердце, она не подвластна ни времени, ни тяжёлым жизненным обстоятельствам, ни даже смерти. По-настоящему в жизни счастлив лишь тот, у кого такая любовь была, кого посетило это прекрасное чувство.

Так что же такое любовь, то чувство, которое заставляет нас грустить и радоваться, смеяться и плакать, которое помогает нам в трудные минуты жизни, даёт нам силу, а главное — дарит нам надежду? Конечно, полного, исчерпывающего ответа на этот вопрос дать невозможно: каждый понимает это по-своему, и каждый чувствует своё. Но я думаю, что все согласятся с тем, что любовь, прежде всего, чувство бескорыстное, чувство вечное.

Тема нашего урока: «Лунная соната – памятник любви».

— Какие задачи будут стоять перед нами?

— О чем мы с вами будем говорить?

— Почему музыкальный критик Стасов назвал «Лунную сонату» «памятником любви»? (Ответы учащихся).

Говорить о Бетховене, о любви и о его сонате — произведении, которое производило и производит огромное впечатление на слушателя; так, Берлиоз назвал его «одной из тех любовных поэм, которые не в силах выразить человеческий язык».

Людвиг ван Бетховен — что мы о нем знаем? В какой стране и когда жил и творил композитор, какие его известные произведения вы слышали? (Ответы учащихся).

Я предлагаю вам посмотреть видео «Биография Бетховена»

Легкая жизнь была у него, счастливое детство ? (Ответы учащихся)

Как вы думаете, почему я остановила фильм на этом фрагменте жизни композитора? (Ответы учащихся) (опорные слова фиксируются на доске)

Бетховен в 1801 году давал уроки музыки. Композитор был влюблен в юную графиню и хотел на ней жениться. Джульетта была хороша собой, юна, общительна и кокетлива со своим 30-летним учителем. И Бетховен поддался ее очарованию. «Теперь я чаще бываю в обществе, и потому жизнь моя стала веселее, — писал он Францу Вегелеру — Эту перемену произвела во мне милая, очаровательная девушка, которая меня любит, и которую я люблю. У меня снова бывают светлые минуты, и я прихожу к убеждению, что женитьба может осчастливить человека». Но Джульетта оказывала явное предпочтение композитору Венцелю Галенбергу и, в итоге, вышла за него замуж. После измены Джульетты, которая предпочла ему бездарного композитора графа Галленберга, Бетховен уехал в имение своего друга Марии Эрдеди. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь домой. Его нашли в отдалённой чаще, обессилевшим от голода. Ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах. Всё было сказано музыкой.

Поиск решения проблемы

В результате личных переживаний появляется соната №14. Нам она известна как «Лунная» сам автор назвал её « Соната вроде фантазии». Что это за жанр — соната? (Ответы учащихся)

Соната — инструментальное музыкальное произведение, состоящее из четырех или трех различных по темпу и характеру частей. (подвижную первую, медленную, менуэт и быстрый финал)

Соната посвящена 17-летней графине Джульетте Гвиччарди.

Предположите, какая может быть музыка по характеру, о какой любви рассказывает нам она. Послушайте. (Звучит 1 часть Сонаты № 14 Л.Бетховена)

Какое впечатление оставила у вас прозвучавшая музыка? — Как вы можете её охарактеризовать ? (Ответы учащихся). Тяжело было слушать, хотелось, чтобы поскорее она закончилась. А почему музыка такая медленная? Как вы думаете, ему тяжело было?

В первой части композитор рассказал о себе самом, своих чувствах.

А что дальше во 2 части, о чем или о ком будет идти речь?

Звучит 2-ая часть Сонаты № 14

Определите характер музыки. Кого мы видим в этой музыке – Его или Её?

Музыка светлая, беззаботная, грациозная, танцевального характера. Это женский образ – Джульетты Гвиччарди. Юная девушка, нежная, мягкая, но легкомысленная и бесчувственная, так как музыка этой части, несмотря на всю красоту и танцевальность, — строгая и холодная. Какой перед нами предстаёт Джульетта в музыке композитора?

Бетховен описывает Джульетту с любовью, словно любуется своей возлюбленной. Джульетте Гвиччарди было всего 16 лет, а Бетховену- 28, и разве могла встреча таких разных людей закончиться счастливо?

Скажите, а как поступит Бетховен? Какой исход у этой истории ?

Звучит 3-я часть Сонаты № 14.

Какие чувства переданы в этой музыке? Как же поступает Бетховен? Гнев, яростный протест, борьба, несгибаемая воля, исполинское величие. Бетховен борется не с самим с собой, своими чувствами. Он пытается забыть свою возлюбленную. Он прощает Джульетту, потому что по-прежнему любит её. Даже посвятил ей Сонату…

Так мог поступить только человек с большим сердцем, душой, человек благородный и великодушный. Каждый ли человек мог так поступить?

Конечно, Бетховен не сдался! Если бы он сдался, то 1-ю и 3-ю части он поменял бы местами. Бетховен – борец, оптимист, в 3-ей части пытается «вырвать» свою любовь из сердца, он борется. В его музыке всё, как в жизни, как у многих людей, для которых жить — значит бороться, побеждать страдания. Об этом можно сказать только словами самого Бетховена: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня ей не удастся…»

Разрешение проблемной ситуации.

Послушайте, что о любви композитора рассказывает искусствовед. Сравните наши ощущения и его.

Казиник — эффект Бетховена .

Любовь остаётся вечной темой, вне времени и пространства. Мы говорим о любви сегодня, в третьем тысячелетии, говорили о ней и тысячи лет назад, конечно, о ней будут говорить и через много-много лет. ( возвращение к первоначальным предположениям).

Любовью пронизана вся жизнь. Конечно, поиски любви как идеала находят отражения в искусстве: музыке ( История любви», «Сентиментальный вальс » Чайковского), живописи («Мадонна » Рафаэля, «Джоконда» — Леонардо да Винчи) и, конечно, литературе.

Прочитайте литературные произведения, которые видите у себя на листочках. Выберите то стихотворение, которое на ваш взгляд, можно соотнести с произведением Бетховена, объясните свой выбор.

Мой голос для тебя и ласковый и томный

Тревожит позднее молчанье ночи темной.

Близ ложа моего печальная свеча

Горит, мои стихи, сливаясь и журча.

Текут, ручьи любви, текут, полны тобою,

Во тьме твои глаза блистают предо мною,

Мне улыбаются, и звуки слышу я:

Мой друг, мой нежный друг…люблю… твоя…твоя.

Как только меня моя жизнь не учила….

Как только меня моя жизнь не учила!

Последний профан научиться бы смог.

Но тянет меня к ней какая — то сила

И снова планета плывет из — под ног.

А старые подле гниют.

О чем мне жалеть?

Я так сладко ошибся,

С.Есенин. Я положил к твоей постели

Я положил к твоей постели

И с лепестками помертвели

Мои усталые мечты.

Я зашептал моим левкоям

Об угасающей любви,

И ты к оплаканным покоям

Меня уж больше не зови.

Ты говорил, что пройдет

Ты говорил, что пройдет,

Я не могу понять, что происходит.

Боль меня пронзает.

А нет тебя — скучаю, не хватает.

Того, кого ты любишь?

Не понимаешь, как ты меня губишь!

Чего хотел? На что же намекал?

Что таю на глазах.

Я слишком поздно ощутила страх.

А.С.Пушкин Я вас любил: любовь ещё, быть может….

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно.

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Итог урока. Что нового вы узнали на уроке?

Что вам особенно понравилось на уроке?

Хотели бы вы ещё раз послушать музыку Бетховена?

Домашнее задание. Привести примеры музыкальных и литературных произведений, в которых раскрывается тема безответной любви.

Источник

Оцените статью