Чувства тесты для школьников

АНКЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
«Мое эмоциональное состояние»

АНКЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
«Мое эмоциональное состояние»

Уважаемый ученик! Перед Вами анкета, в которой есть одиннадцать вопросов. Выберите вариант ответа, который больше всего подходит. На каждый вопрос Вы можете ответить «да», «нет», «иногда».

1. Обычно с утра Вы просыпаетесь с хорошим настроением?

2. Замечаете ли Вы, что отдых не дает желаемого результата?

3. В школу Вы идете обычно в плохом настроении?

4. Волнуетесь ли Вы, когда отвечаете у доски?

5. Бывает ли так, что Вам трудно завершить мысль?

6. Замечаете ли Вы, что Ваша память стала хуже?

7. Часто ли Вы не можете уснуть из-за мыслей о школе?

8. Скучно ли Вам на учебе?

9. Часто ли Вам без видимой на то причины становится тревожно?

10 Легко ли Вас вывести из себя?

11. Часто ли Вам не хочется видеть вообще никого?

Инструкция: подсчитайте набранное Вами количество баллов: «да» – 2 балла, «нет» – 0 баллов, «иногда» – 1 балл.

0–5 баллов. У Вас хороший уровень стрессоустойчивости. В непредвиденных ситуациях Вы спокойны и рассудительны. На данный момент Вы не испытываете стресса.

6–15 баллов. Достаточная стрессоустойчивость. Сейчас Вы можете испытывать стресс, но проблем особых он Вам не создает. Уровень стресса средний. Это значит, что избавление от стресса не будет для Вас большой трудностью.

16–22 балла. Уровень стресса высокий. Вам стоит задуматься о последствиях, которые он может Вам причинить.

Источник

Тест для определения эмоционального состояния учащихся на уроках.
консультация по теме

С помощью этого теста классный руководитель может выяснить, как чувствуют себя учащиеся его класса на различных уроках, и далее корректировать эмоциональное состояние учеников, особенно это касается отрицательных эмоций.

Скачать:

Вложение Размер
эмоциональное состояние. 42 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное состояние учащихся на уроках (уроке).

Методика определяет эмоциональное состояние учащихся на уроке, применяется для всех классов.

Процедура : учащимся раздаются бланки (или они готовят их в процессе).

Инструкция : обычно на уроках мы испытываем какие-либо чувства (можно охарактеризовать их). Напишите название предмета и отметьте крестиком 1-3 чувства, которые вы испытываете на этом предмете.

«Предмет» и «эмоции» можно поменять местами. Можно пронумеровать эмоции и, записав список предметов, выбрать номера, соответствующие номеру эмоции.

(Пример: биология- 1, 7,10.)

Далее определяется индекс эмоциональной положительности отношения к предмету по формуле: К = А/С.

К — индекс эмоциональной положительности,

А – количество положительных эмоций,

С – общее количество выраженных эмоций.

Для вычисления индекса эмоциональной положительности учитываются эмоции: страх, радость, беспокойство, грусть, спокойствие, уверенность, неуверенность, злость, счастье .

Эмоции: интерес, удивление, скука более связаны с уровнем профессиональной деятельности педагога, поэтому они не учитываются. Однако, если выражены только данные эмоции, они учитываются с соответствующим знаком.

К≥ 0,75 – высокий индекс эмоциональной положительности.

0,55≤ К ≤0,75 – средний индекс эмоциональной положительности.

0,45 – необходима дополнительная информация.

К – низкий индекс эмоциональной положительности.

Источник

Опросник С.В. Левченко «Чувства в школе»
тест по психологии (5 класс) на тему

Определение эмоционального фона в классе, отношение к учебным предметам 11-14 лет

Скачать:

Вложение Размер
oprosniki-po-adaptatsii-v-5-klasse.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников?

Опросник «Чувства в школе»

Опросник содержит перечисление 16 чувств, из которых предлагается выбрать только 8 и отметить значком «+» те, « которые ты наиболее часто испытываешь в школе» . Ответы анонимны.

Класс__________ Дата опроса ______________ Пол ______ Возраст___________

Отметь значком «+» те чувства, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.

Я испытываю в школе

Уверенность в себе

Тревогу за будущее

Симпатию к учителям

Желание приходить сюда

После обработки анкет получаем сумму баллов (в %), на основе которой можно говорить о том, какие чувства превалируют в классе. Имеет смысл принимать во внимание выборы до 45–50%. Если чувство набирает меньше голосов, можно говорить об индивидуальном характере данных переживаний.

По наблюдениям, в начале года мальчики испытывают беспокойство, а у девочек дезадаптация выражается в том, что они чувствуют тревогу за свое будущее. Если на фоне одного-двух «негативных» чувств дети выбирают в основном позитивные, это является нормой для переходного периода. Однако если количество выборов «негативных» чувств перевешивает, то можно сделать вывод о дезадаптации и начать глубже исследовать ее причины.

Опросник «Отношение к учебным предметам»

Класс _______ Дата опроса _____________ Пол _____ Возраст________

Изучаю с интересом

Пятиклассникам предлагается напротив предмета в одной из трех граф поставить «+» и выразить тем самым свое отношение. Ответы анонимны.

Данный опросник уточняет список «проблемных» предметов, т.е. тех, которые могут вызывать дез-
адаптацию.

Если в начальной школе предмет не вызывал отторжения, неприятия, а в средней он получает максимальное число негативных выборов, то очевидно, он — причина временной дезадаптации. Далее можно попытаться выяснить, чем вызван «негатив» при изучении данного предмета: трудностью в изучении или проблемами, возникающими при взаимодействии педагога с классным коллективом. В этом нам может помочь опросник «Черты идеального учителя».

Опросник «Черты идеального учителя»

Класс _______ Дата опроса _____________ Пол _____ Возраст________

Отметь знаком «плюс» те общие черты учителей, которые вызывают у тебя симпатию (нравятся тебе, внушают уважение). Нужно выбрать только пять черт из десяти.

1. Хорошо знает предмет

2. Строгий, дает прочные знания

3. Относится ко мне по-человечески

4. Считается с моими возможностями

5. Общается с нами после уроков

6. Не требует многого

7. Интересно на уроках

8. Дает работать самостоятельно, сделать что-то свое

9. Выделяет меня из класса (относится ко мне иначе, чем к другим)

10. Допускает короткую дистанцию между собой и учениками

Опросник о чертах идеального с точки зрения школьников учителя позволяет выявить еще несколько причин дезадаптации, связанных с деятельностью учителя.

В итоге, имея перед собой результаты всех трех опросников можно делать выводы:

1) об отсутствии или наличии временной дезадаптации, характерной для периода перехода из начальной школы в среднюю, и силе ее проявления (опросник 1);

2) об отсутствии или наличии «проблемных» предметов (опросник 2);

3) об ожиданиях детей по отношению к педагогам (опросник 3).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок предназначен для изучения темы «Органы чувств. Орган зрения». В доступной форме с использованием презентации идет изучение новой темы.

Формирование чувства национальности при изучении литературы в школе.

Занятие для обучающихся начальных классов коррекционной школы VIII видаТема: Восприятие мира. Наши органы чувств.Цель: знакомство с различными каналами восприятияЗадачи:- актуализация зрительног.

Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение. (Тимоти Гол) .

Опросник для учителя «Адаптация первоклассников в школе».

Несколько лет работаю педагогом-психологом в школе. Ежегодно провожу диагностику детей к школьному обучению. В ходе беседы выясняю, его знания о себе, о семье, о родителях. Обратила.

Данное методическое руководство адресовано школьным психологам, классным руководителям, социальным педагогам для проведения профориентационной работы с учащимися 8—11 классов Представленные в кн.

Источник

Тесты по психологии. Методики определения..
тест по психологии (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме

Различные тесты по психологии для работы в школе. Методики определения

Скачать:

Вложение Размер
anketa_detsko-roditelskie_otnosheniya.doc 28.5 КБ
anketa_po_vyyavleniyu_trudnovospituemyh.doc 40 КБ
dokumentaciya_socialnogo_pedagoga.doc 49.5 КБ
kartochka_ucheta_neblagopoluchnoy_semi.doc 24.5 КБ
list_dlya_otvetov_po_hollandu.doc 44 КБ
lichnost_podrostka_dlya_fizrukov.odt 25.29 КБ
lichnost_i_sfery_professionalnoy_deyatelnosti.doc 91 КБ
metodika__vr_i_uu.doc 32.5 КБ
metodika_analiza_motivov_uchebnoy_deyatelnosti.doc 29.5 КБ
metodika_analiza_motivov_uchebnoy_deyatelnosti.doc 29.5 КБ
metodika_analiza_semeynogo_vospitaniya.doc 171 КБ
metodika_opredeleniya_individualnyh_koping.doc 37.5 КБ
metodika_opredeleniya_stressoustoychivosti_i_socialnoy_adaptacii_holmsa_i_rage.doc 73.5 КБ
metodika_opredeleniya_urovnya_depressii.doc 58 КБ
opredelite_tip_vashego_temperamenta.doc 30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель – изучение взаимоотношений учащихся с родителями.

Инструкции : прочитайте внимательно предложения и выберите ответ.

Бланк для анкетирования.

  1. Где Вам больше всего нравится проводить время (дайте один ответ):
  1. дома с родителями
  2. дома с братьями и сестрами
  3. в школе
  4. вне семьи и школы (с друзьями)
  1. Вы слушаетесь родителей потому, что они (количество ответов не ограничивается):
  1. уважают меня и гордятся мной
  2. требовательны ко мне
  3. не упрекают за мелочи
  4. правильно реагируют на мои поступки
  5. переживают за мои неудачи
  6. предоставляют мне много свободы, но за каждый проступок я должен отчитаться
  7. справедливы к оценке моего поведения (если бывают несправедливы, извиняются)
  8. заботятся обо мне (одевают, кормят, интересуются моим здоровьем) в меру своих материальных возможностей
  9. дают мне все, что хочу, хотя сами одеваются похуже
  10. покупают мне такие вещи, которых нет у других
  11. потому что они хотят, чтобы я рос хорошим, дисциплинированным человеком
  12. доверчивы ко мне
  13. любят меня, и я не хочу причинять им горе
  14. бьют меня
  15. строгие
  16. лишают меня тех удовольствий, которыми я пользовался до проступка (не дают денег…)
  17. очень кричат за проступки.
  1. Из-за чего родителям приходится браниться с Вами, делать Вам упреки (количество ответов не ограничивается):
  1. из-за учебы
  2. из-за поведения в школе
  3. из-за поведения в семье
  4. из-за того, что я не люблю работать на благо семьи
  5. из-за чрезмерного увлечения телепередачами
  6. из-за того, что не выполняю указаний родителей
  7. из-за частого отсутствия, нежелания быть дома
  8. из-за дружбы с плохими ребятами
  9. из-за того, что пытаюсь критиковать поведение родителей
  10. что считаю себя грамотнее, опытнее родителей
  11. из-за плохих привычек (пьянство, курение, сквернословие, наркомания)
  12. по другим причинам (укажите каким)
  1. Ваше мнение о Ваших проступках совпадает с мнением родителей (дайте один ответ):
  1. часто
  2. редко
  3. не совпадает
  1. Что бы Вы стали делать, если бы попали в такую ситуацию, когда требования родителей поступать так или иначе не соответствуют настроениям товарищей (дайте один ответ):
  1. поступил бы так, как требуют родители
  2. поступил бы так, как делает большинство друзей
  1. Представьте себя на месте Ваших родителей, и сын (дочь) Вас не слушался бы (плохо учился, плохо вел себя), как бы вы поступили (дайте один ответ):
  1. убедил бы, что так делать нехорошо
  2. строго наказал бы
  3. ничего не делал бы (пусть делает, как хочет)
  1. Вы с успехом преодолеваете недостатки характера тогда, когда со стороны родителей (дайте один ответ):
  1. много запретов, уговоров, указаний, как следует поступать и как не следует
  2. указываются ошибки и даётся возможность действовать самостоятельно.
  1. Делитесь ли вы своими переживаниями, впечатлениями с родителями:
  1. да
  2. нет
  1. После приготовления уроков у Вас остается свободное время, которое Вы проводите чаще всего (дайте один ответ):
  1. один
  2. с одним или двумя друзьями
  3. с тремя или четырьмя друзьями
  4. с группой друзей.

Предварительный просмотр:

по выявлению трудновоспитуемых в классе

Инструкция: прочитай внимательно вопрос и выбери к нему один из тёх вариантов ответов

  1. Интересно ли тебе на уроках?
  2. Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
  3. Пытаешься ли ты найти ответ, если что-то непонятно?
  4. Пытаешься ли ты не опаздывать на уроки?
  5. Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
  6. Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
  7. Сам ли стираешь себе рубашки?
  8. Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
  9. Помогаешь ли дома по хозяйству?
  10. Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
  11. Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
  12. Тревожит ли тебя, какое мнение о тебе в классе?
  13. Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
  14. Куришь ли ты?
  15. Приходилось ли тебе убегать из дома?
  1. Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причине?
  2. Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
  3. Были ли случаи, когда приходили на урок неподготовленными?
  4. Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
  5. Случалось ли быть участником драки в школе?
  6. Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
  7. Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
  8. Пытался ли избегать общественных поручений?
  9. Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д?
  10. Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
  11. Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
  12. Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?
  13. Старался ли избежать драки в школе, если представлялась такая возможность?
  14. Можешь ли ты устоять, если представляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
  15. Мучает ли тебя совесть, за то, что приходилось лгать?
  1. С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
  2. Выполняешь ли ты домашние задания?
  3. Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?
  4. Вежлив ли со взрослыми вне школы?
  5. Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
  6. Считаешься ли с мнением родителей?
  7. проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
  8. Выбирали ли тебя в актив класса?
  9. Делаешь ли какое-нибудь полезное для класса дело?
  10. Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
  11. Хочешь ли иметь много друзей в своём классе?
  12. Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
  13. Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
  14. Бывал ли у вас дома инспектор (участковый)?
  15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?

Анкета содержит 45 вопросов. Содержание анкеты учитывает параметры: учёба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность(7-9), отношения с классом(10-12) асоциальное поведение(13-15).

Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N>6 учащийся по данному параметру относится к благополучным.

Сумма баллов по параметру

Уровень педагогической запущенности

Итоговая сумма баллов

1 – начальный уровень трудновоспитуемости

3 – особо «трудные»

Характеристика уровней (по итоговой сумме).

1 уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются оценки «2» и «5»); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.

2 уровень: невосприятие педагогических воздействий, эгоцентричность, негативное отношение к школе, проблемы в умственном развитии, проявляются 2-3 серьёзных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой, завышенная самооценка, уровень требований к другим больше, чем к себе.

3 уровень: противодействие воспитательному процессу, поведение на грани правонарушения, негативное отношение к школе, сверстникам, к нормам морали, ярко выраженная отрицательная направленность, пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии, болезненная психика, обостренное самолюбие, странности, требовательность к себе отсутствует.

Предварительный просмотр:

Документация социального педагога

  1. Тексты административных документов по социально-педагогической работе, Законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка.
  2. Должностная инструкция.
  3. Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю. Утверждается на методическом совете.
  4. Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения.
  5. График тематических групповых консультаций, индивидуальных консультаций для отдельных групп населения.
  6. Проекты/программы по наиболее актуальным направлениям социально-педагогической деятельности.
  7. Документация по учеты правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных программ детьми, стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений.
  8. Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах МВД и судебных органах.
  9. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешения поставленных проблем.
  10. Данные по изучению состава семьи, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий.
  11. Учет мер по социальной защите прав детей из социально неблагополучных семей.
  12. Методические рекомендации для классных руководителей. Учителей по разрешению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.
  13. Методические рекомендации для родителей по вопросам семейного воспитания.
  14. Систематическая информация для родителей и детей в городских и районных службах о возможных путях решения социально-педагогических проблем.
  15. Материалы для школьного психолого-педагогического консилиума.
  16. Этический кодекс социального педагога.
  1. Перспективный план – отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее, исходя из анализа прошлого и с учетом настоящего состояния дел. Разделы:
  1. Аналитическая записка
  2. Цели и задачи социально-педагогической деятельности
  3. Содержание деятельности по разделам
  1. Календарный план – позволяет уточнить расположение событий, упорядочить действия социального педагога во времени и пространстве.
  1. План-график на месяц, неделю, день – форма текущего планирования, которая позволяет расположить регулярно повторяющиеся мероприятия в определенной последовательности.
  1. Циклограмма помогает распределить во времени работу по отдельным направлениям и согласовать между собой этапы социально-педагогической деятельности.

У – целеполагание и проектирование

* — конструктивная реализация проекта

+ — оценка эффективности проекта

1. Профилактическая функция

Предварительный просмотр:

Карточка учета неблагополучной семьи.

  1. Ф.И.О. учащегося________________________________________________________________________
  2. Класс________________________________________год_____________________________________
  3. Классный руководитель_____________________________________________________________
  4. Сведения о родителях (Ф.И.О., место работы, телефон)___________________________________
  1. Место жительства __________________________________________________________________________________
  2. Причины неблагополучия ___________________________________________________________
    __________________________________________________________________________________

7. Жилищные условия _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Характеристика учащегося (как отражается неблагополучие в семье на поведении и успеваемости ребенка)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________

Предварительный просмотр:

Лист для ответов

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ №1

Т.В. Драгунова1 отмечает ряд характерных для подростка особенностей:

— подростку важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими;

— для подростка важно, чтобы форма его поведения была не детской;

— ценность для подростка некоторой работы определяется ее взрослостью;

— любимый герой подростка — человек активный, стремящийся к цели, преодолевающий серьезные, почти непреодолимые препятствия и выходящий из них победителем. В любом начинании он предпочитает быть деятелем, а не наблюдателем;

— склонность к мечтанию и фантазированию в сочетании со склонностью рассказывать о своих реальных (или выдуманных) качествах. Ребята больше хотят что-то делать, чем реально делают;

— возникновение разнообразных кодексов (например, товарищества);

— возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых.

При характеристике особенностей личности младшего школьника отмечалось, что дети этого возраста отличаются повышенной впечатлительностью и внушаемостью; у них слабо развита самостоятельность. Самостоятельность начинает ярко проявляться именно в подростковом возрасте. В этот период учащиеся многое могут делать самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослым. Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую. Прежде всего это проявляется в стремлении подростка приобщиться к жизни и деятельности взрослых. При этом в первую очередь перенимаются более доступные, чувственно воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.). Усвоение внешних признаков мужской или женской взрослости делает его взрослым в собственных глазах, а также, как ему кажется, и в глазах окружающих, что очень существенно в плане самосознания. Такая взрослость приобретается путем подражания. И это самый легкий способ достижения ощутимой взрослости. Часто это идет за счет усвоения чужого опыта из средств массовой информации (кино, телевидение и т.д.). Стремление быть взрослым очень ярко проявляется и во взаимоотношениях со старшими. Подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности, что часто приводит к возникновению конфликтов, если наблюдается полное расхождение в стремлении взрослого и подростка. Потребность быть и считаться взрослым тесно связана с потребностью в самоутверждении, что побуждает его во всех поступках ориентироваться на мнение товарищей. Учитель же для подростка не является таким непререкаемым авторитетом, как для младшего школьника. Стремление занять достойное место в коллективе сверстников — один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многочисленные нарушения норм и правил поведения так называемыми трудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство — это самая большая трагедия для подростка. Вот почему он бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей. Такое замечание рассматривается им как унижение своей личности .

Конфликты с подростками №2

На этой основе нередко возникают конфликты между подростками и учителем, и они становятся трудны ми. Д . И . Фельдштейном разработана типология направленности личности подростков.

Первый тип характеризуется положительным отношением к обществу и к себе. Он включает два подтипа. У одного гуманистическая направленность сочетается с альтруистической акцентуацией. В этом случае для подростков большую ценность представляет общество, интересы других людей (коллективистическая направленность). Но при такой направленности в современных условиях нередко происходит определенное обесценивание человеком себя, ведущее к негативному отношению к себе, к патологическим изменениям личности и депрессивному состоянию. У второго типа гуманистическая направленность имеет индивидуалистическую акцентуацию. Для такого подростка важно признание обществом его личной значимости, неповторимости.

У второго типа доминирует эгоистическая направленность, проявляющаяся в безусловно положительном отношении к себе и отрицательном — к обществу. Два подтипа сочетают эту направленность соответственно с индивидуалистической и эгоцентрической акцентуацией. В последнем случае у подростков возникает резко отрицательное отношение к обществу, сочетающееся со сдержанным отношением к себе.

К третьему типу Д . И . Фельдштейн относит подростков с депрессивной направленностью. Они полностью обесценивают себя и сдержанно относятся к обществу.

Наконец, четвертый тип личности характеризуется суицидальной направленностью: для подростка ни он сам, ни общество не имеют никакой значимости.

В отечественной литературе (в противоположность западной) существует различение предподросткового кризиса и стабильного подросткового возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).

Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения: Никто не может приказать мне думать так, а не иначе, навязать свое мнение; У меня есть свои убеждения, и я могу их отстаивать, спорить из-за них. Старшеклассники претендуют на самостоятельность в более ответственных сферах жизни, чем подростки: Хочется самому выбрать интересную специальность и стать мастером своего дела; Хочется самому находить ответы на волнующие вопросы. Стремление самому во всем разобраться способствует формированию нравственных взглядов и убеждений. Но надо сказать, что не всегда это вполне зрелые и правильные взгляды. Подчас можно столкнуться с ошибочными, незрелыми суждениями. В.А. Крутецкий приводит такие высказывания девятиклассницы: Я знаю, что такое упрямство, и сама я очень упряма. Но бороться мне с ним очень трудно. Если даже я неправа, думаю: Как же так? Неужели чужое мнение будет торжествовать над моим собственным? Я отстаиваю и защищаю скорее не то, что говорю, а свое право решать дела и иметь свое собственное мнение. Это стремление к самостоятельности проявляется и во многом другом.

Старший школьник не просто стремится, чтобы его считали взрослым, он хочет, чтобы признали его оригинальность, право на индивидуальность. Отсюда стремление любыми путями обратить на себя внимание (часто демонстративное и показное увлечение тем, что осуждают взрослые). Стремление к самостоятельности, однако, не исключает потребности в общении со взрослыми. Такая потребность у него даже выше, чем в другие возрастные периоды.

Личность старшего школьника №3

У подростков на первом плане — сверстники. В юности картина существенно меняется. Большинство старшеклассников указывают на актуальность потребности в общении со взрослыми. Такая потребность, видимо, объясняется тем, что в ранней юности встают проблемы самосознания и самоопределения, решить которые самому бывает очень трудно. Эти проблемы живо обсуждаются в кругу ровесников, но жизненный опыт мал у всех. И здесь на помощь приходят взрослые. Вместе с тем сохраняет свое значение и потребность в общении со сверстниками. С ними старшеклассники предпочитают проводить свой досуг, их посвящают в свои любимые занятия, с н и м и делятся своими мыслями. По некоторым данным, в свои любимые занятия учащиеся посвящают в основном товарищей и друзей, реже — родителей и совсем редко -учителей. Установлено также, что мнением классного коллектива очень дорожит примерно половина юношей, а мнением учителя — только треть.

В подростковом и старшем школьном возрасте быстро развиваются такие личностные качества, как самосознание и самооценка. Если младший школьник в оценке своей деятельности и качеств своей личности доверяется учителю, то подросток стремится иметь

свою оценку, собственное мнение. Если в младшем возрасте самооценка отличается неустойчивостью, то у подростков она носит относительно устойчивый характер. Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. Так, при завышенной самооценке у него часто возникают конфликты с окружающими. Самооценка оказывает влияние на самовоспитание подростка. Оценивая свои особенности и возможности по сравнению с другими, он может намечать программу самовоспитания.

Характерная особенность личности старшего школьника — рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень требований старшеклассников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными, предъявляют более высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника. Вот что, например, сказали девятиклассники о своей учительнице: У нее не хватает твердости, требовательности. С нами надо говорить без поблажек, прямо, а она нянчится, уговаривает или грозит наказанием , как маленьким. В самооценке они проявляют известную осторожность и охотнее высказываются о своих недостатках, чем о добродетелях. И девушки, и юноши отмечают у себя вспыльчивость, грубость, эгоизм. Среди положительных черт часто встречаются такие самооценки: верен в дружбе, не подвожу друзей, помогаю в беде, т.е. на первый план выступают те качества, которые важны для установления контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм). Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных сил. Это проявляется по-разному: кому легко дается учение, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; кто выделяется успехами по определенному предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабоуспевающие ученики указывают на какие-либо другие свои достижения. Высокий уровень самосознания старшеклассника, в свою очередь, приводит к самовоспитанию. Как показывают исследования, младшие школьники уже могут охарактеризовать свой .поступок, но они не в состоянии установить связи между своими поступками и особенностями своей личности и объясняют свое поведение лишь внешними обстоятельствами. На вопрос: Почему ты постоянно нарушаешь дисциплину на уроке? — они могут ответить так: Петя рожки показал, вот я и рассмеялся, а потом стал рассказывать ему, как мы в лес ездили. Несколько иначе в этом отношении выглядит подросток, который устанавливает связь между особенностями личности и своими поступками. Характерна мотивировка следующего рода: Я боюсь темноты, страшусь прыгать через коня, потому что у меня слабая воля. Однако и у него нет еще обобщенного и устойчивого представления о себе. Он еще не может отделить существенное от несущественного в своем поведении и характере.

Самовоспитание подростка №4

Самовоспитание подростка не принимает самостоятельного характера, остается ситуативным.Потребность в самоопределении побуждает старшего школьника систематизировать и обобщать свои знания о себе. Центральным в этом плане является специфика нравственного развития личности в период взросления (от 12—14 до 25 лет), а именно: пересмотр ценностных представлений (родители как образец для подражания отступают на задний план, идет созревание собственного Я); в процессе когнитивного развития ценностные представления приобретают абстрактную значимость и силу, формируется собственная иерархия ценностей, которой начинают подчиняться процессы принятия решений и поведения; с одной стороны, сложные и противоречивые процессы переноса функции образца с родителей на референтную группу, с другой — сохранение системы ценностей, усвоенных в детстве, в группе равных по положению; после тревог, протеста, мятежа молодежь признает большинство ценностей, характерных для ее культурного окружения; наконец, на первый план выступает принцип взаимности моральных обязательств, который означает формирование особых способностей — применение к себе самому тех же критериев оценки, что и к другим; использование общих принципов как основы нравственного поведения и оценка по ним как себя, так и других; способность учитывать потребности и интересы окружающих в той же степени, как свои собственные. Еще раз обратим внимание на то, что это длительный процесс, характерный для возраста взросления (от 12-14 до 25 лет). Восхождение к зрелости в онтогенезе осуществляется, по А.В. Петровскому, не иначе как вхождение в общественно-историческое бытие, представленное в жизни человека его участием в деятельности и общении различных групп, в которых он осваивается и которые он активно осваивает в эпоху детства (фаза адаптации), отрочества (фаза индивидуализации), юности (фаза интеграции).

В любом школьном классе всегда обнаруживается двойственная структура коллектива: формальная (организационная, деловое общение и набор деятельностей) и неформальная (складывается в результате свободного общения сверстников как в школе, так и за ее пределами). И чем старше школьники, тем заметнее разграничение (социальное расслоение — из-за неравенства материальных возможностей, жизненных планов, способов реализации; иерархия по успеваемости, официальному статусу; определение авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в классе, в школе и вне ее). Существующие сегодня группы и течения многообразны. Рассмотрим некоторые: клубы самодеятельной песни, поклонники тяжелого рока, рокеры, фаны — поклонники разных кумиров эстрадной музыки, группы по спасению памятников истории и культуры, группы экологического направления, футбольные болельщики — фанаты, экзотически одетые хиппи и панки, митьки, ватники, фуфаечники, системщики, а рядом — хулиганские объединения и откровенно фашистские наци. Иногда в подростковые и юношеские группировки проникает организованная преступность, подчиняя их себе, образует банды (опираясь на рокерство и юношеский вандализм). В бандах более жесткая организация, включающая суровые санкции в случае нелояльности к вожаку или отступления от принятых норм и правил. В последние годы часто создаются размытые объединения конкретной преступной акции. Вовлечение в них подростков и старших школьников — уже типичное явление. Общепризнанным стало утверждение специалистов о том, что преступность молодеет.Сегодняшнее время отличается еще и тем, что деятельнее стали различные религиозные секты. Это объясняется тем, что юношеские религии предлагают упрощенную перспективу на будущее: позволяют стандартизировать манеры и действия, избавляя от застенчивости и самонаблюдения; проводимые коллективные действия ослабляют ограничения и ощущение личной вины; подчиняют главарю, вождю, учителю; создают кажущуюся гармонию внутреннего мира, исполненного добрых и злых сил, с внешним миром и его реальными целями и опасностями.

Принадлежность к группе №5

Важнейшими последствиями принадлежности к подобной группе являются болезненная зависимость от нее или ее лидера, потеря самостоятельности, неспособность к эмоциональным связям с людьми, не принадлежащими к группе, презрение к ним

как к профанам, недоверие к рациональному, научному мышлению, разрыв семейных связей, если семья не лояльна к новым идеям, отход от реальности из-за одностороннего направления мыслей, подчиненных учителю.

Юношеская субкультура, — пишет И.С. Кон, — не является чем-то независимым, цельным и законченным. Ее содержание всегда производно от культуры взрослых и большей частью вторично по отношению к ней. Она весьма неоднородна, включая в себя множество разных, подчас враждебных друг другу течений. Кроме того, как и все юношеские свойства, она текуча и изменчива. Тем не менее она социально и психологически реальна и имеет целый ряд постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения; определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида; чувство групповой общности и солидарности; характерная манера поведения, ритуалы общения.

И подростки, и старшие школьники решают с помощью такого рода знаков весьма важные для себя проблемы: реализуют чувство принадлежности (быть вполне своим) и обязывают взрослых признать факт их существования на Земле.

Эта краткая характеристика неформальных объединений подростков и юношей, психологических причин их возникновения предложена как информация к размышлению для учителя, классного руководителя при организации педагогического взаимодействия со школьниками, их родителями. Специалисты рекомендуют: не запрещать и не заискивать, не бояться и не игнорировать, а учиться сотрудничать; самим взрослым прежде всего необходимо овладеть сложной наукой жить в неформальном обществе, уметь видеть светлые, положительные стороны, использовать активность, инициативу, творческий потенциал личности подросткового и юношеского возраста в созидательных, социально значимых целях как для личности, так и для ее окружения. Подростки, юноши и девушки нуждаются в некоторой помощи в этом отношении со стороны взрослых, и в первую очередь учителей и классных руководителей, которые подскажут каждому воспитаннику, на что следует обратить внимание при самовоспитании, как лучше его организовать. Самовоспитание необязательно должно быть индивидуальным. Можно рекомендовать старшему школьнику объединиться с товарищами, составить совместный план самовоспитания, помогать и контролировать друг друга

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПОЛОРОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ №6

Половое созревание рассматривается как центральный психофизиологический процесс периодов подростничества и юношества. В настоящее время нет недостатка в специальной литературе (по анатомии.и физиологии, сексологии, медицинской психологии семьи и др.). Сроки начала и завершения полового созревания, формы его протекания у мальчиков и девочек, юношей и девушек изменчивы и индивидуальны. Полоролевое поведение зависит от многих факторов: от особенностей физического и гормонального развития, интеллектуального и эмоционального развития, от психосоциальных обстоятельств. По каким же признакам можно судить о поведении подростков и юношей, соответствующем половой роли? Возрастает интерес к противоположному полу, осуществляется специфическая психосексуальная деятельность (мастурбация, сексуальные игры, ухаживание, состязания и поединки у мальчиков, интерес к нарядам и домашнему хозяйству у девочек). Обратим внимание на то, что девочки-подростки устойчиво опережают мальчиков в усвоении половой роли. Эмоциональное состояние довольно сложное: с одной стороны, юноши мечтают о любви, создают образ идеальной возлюбленной без сексуального содержания. С другой стороны, они находятся под мощным прессом исключительного сексуального группового образа. Грязные разговоры, сальные анекдоты, порнографические картинки и видеокассеты, повышенный интерес подростков и юношей (и даже младших школьников порой) к вопросам половой жизни пугает и коробит взрослых. Однако следует учитывать, что для ребят, психологически и культурно не подготовленных, это является едва ли не единственным способом заземления волнующих их эротических и многих других телесных переживаний, снятия эмоционального и физиологического напряжения групповым смехом. (Заметим, что в смеховой культуре взрослых как одной из составляющих социокультурного влияния присутствует немало сексуальных мотивов.)

Начало половой жизни и мотивы у школьников разные. Общ и м является отсутствие матримониальных планов и намерений. При разбросе оценочных суждений этой реальности бесспорным можно считать, что, чем младше подросток в момент своей первой половой связи, тем меньше в этой половой связи любви и тем больше случайности, ситуативности. И наконец, важной для учителей и родителей является информация о том, что самая сложная проблема психосексуального развития и полоролевого поведения в подростковом и юношеском возрасте — формирование сексуальной ориентации, т.е. системы эротических предпочтений к определенному полу. Она может развиваться в сторону:

• идентификации, которая приведет к гетеросексуальности (влечение к лицам противоположного пола);

• отклонений, ведущих к гомосексуальности (влечение к лицу своего пола), бисексуальности (влечение к лицам обоего пола), транссексуальности (перевоплощение себя в лицо противоположного пола) и даже к сексуальным преступлениям;

• амбивалентности, которая тоже приводит к бисексуальности или различным нарушениям полового поведения.

По мнению специалистов, сексуальная ориентация не является результатом свободного выбора человека, изменить ее сложно, а иногда практически невозможно. На развитие гармоничного гетеросексуального поведения влияет многое. Перечислим некоторые отрицательные факторы: а) характер отношений родителей с ребенком (слишком близкие отношения, препятствия контакту с ровесниками и взаимоотношениям со сверстниками другого пола и др.); б) личностные особенности (преобладающая интровер-сия, аскетическое поведение, слишком сильная интеллектуализация и возможная идентификация с одним из родителей); в) физические недостатки, отвержение сверстниками и т.д. Все это, подчеркивает известный специалист И.С. Кон, обязывает учителя быть прежде всего гуманным, помня, что за сексуальными проблемами всегда стоят проблемы человеческие.

Эти сложные проблемы не решаются моральными наставлениями о девичьей чести и целомудрии, нравственным ригоризмом (фразами типа: Нельзя допускать ранних половых связей!), незамечанием проблем (позиция страуса). Половое просвещение подростков и старшеклассников — это трудное дело, в котором много белых пятен, неясностей, неоднозначности подходов. Но неизменным и обязательным является высокий профессионализм (обратим внимание, например, на то, что обстановка урока даже с нацеленностью на успешное освоение материала, связанного с половым воспитанием школьников, не является благоприятной). Необходима совместная (интеллектуальная, духовная) кропотливая работа, участниками которой являются подростки, старшеклассники, учителя, воспитатели, родители и другие заинтересованные люди, направленная на познание и самопознание себя как личности, своего места в системе отношений, на профессиональное половое просвещение, на оказание помощи осознания учеником того, что только культурно развитый, духовно богатый человек способен пережить яркое чувство любви и вовремя прийти к этому, не оставаясь в душе озлобленным и разочарованным.

Несомненно, что особенности поведения и взаимоотношений школьников в период полового созревания являются важной составляющей в структуре их психологической готовности к вступлению во взрослую жизнь, т.е. в формировании таких способностей и потребностей, которые позволяют достаточно успешно реализовать себя на гражданском поприще, в трудовой деятельности, в семейной жизни.

Источник

Оцените статью