Чувства стихотворения бунина детство

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЖИЗНИ В СТИХОТВОРЕНИИ И. БУНИНА «ДЕТСТВО»

Иван Алексеевич всю жизнь хранил в себе чувство привязанности к миру природы, был убежден, что каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни. В стихах он утверждает неповторимую ценность всякой минуты, проведенной в лесу, в поле, в саду. [1]

Стихотворение «Детство» (см. Приложение1) изучается в 3 классе по программе Эльконина-Давыдова.[3] В лирике Бунина «детство» играло одну из важнейших ролей. Не случайно в круг детского чтения было введено стихотворение под знаменательным названием «Детство», раскрывающее отношение поэта к этому важному этапу формирования личности, когда переживания ослепительно яркие, а мир чист, сверкающ и заманчив.

Название стихотворения «Детство» у студентов Магнитогорского государственного университета вызвало примерно одинаковые ассоциации: счастливое время, качели, лужи, бантики, светлое, первый снег, мороженое, солнце, весна, лето, песочек. Несмотря на то что слово детство стилистически нейтрально, у опрошенных оно вызывает положительные эмоции, чувства радости, веселья, а также вызывает улыбку и приятные воспоминания.

По толковому словарю, «детство – это ранний, до отрочества, возраст; период жизни в таком возрасте». [3]

Стихотворение «Детство» было написано в 1985 году, в нем нет ничего надуманного, каждая его строфа проникнута чувствами. И. А. Бунин в своем произведении воссоздал радостное, приподнятое настроение, которое рождается ясным солнечным утром, когда жизнь кажется бесконечной и прекрасной и обещает новые открытия, и всё лучшее, кажется, еще впереди. Стихотворение пронизано нежными, счастливыми и, вместе с тем, ностальгическими нотками. [1]

Иван Алексеевич в стихотворении возвращается в прошлое: во времена детства. Он делится с читателем теми сокровенными моментами, которые переживает во время общения с природой.

Читаем первое четверостишие: Чем жарче день, тем сладостней в бору/ Дышать сухим, смолистым ароматом, / И весело мне было поутру / Бродить по этим солнечным палатам! Сосновый бор находится в центре художественного изображения поэта. Художественные изображения возвращают автора и нас в детство, в воспоминания, полностью погружают в тот мир, который описывается, воображение самопроизвольно рисует картину жаркого, солнечного дня, сосновый бор и, можно сказать, мы «тонем» в ощущении красоты окружающей нас, и чувствуем неповторимость запахов величавых сосен.

Стихотворение «Детство» Бунина – стихотворение отнюдь не поэта-символиста. События стихотворения разворачиваются не в мире далеких недосягаемых символов, а максимально близко, на земле. У Бунина уже в первом четверостишии используется высокая и нейтральная лексика, поэтизируется дневной солнечный свет, показывается, что в обыденном мире земного существования есть место самому прекрасному.

Уже в первом четверостишии Бунин использует теплую цветовую гамму: желтые и золотистые цвета. На это указывают такие слова, как жарче, солнечным.

Слово жарче обозначает то же, что и жаркий, а жаркий – это « дающий сильный жар, знойный, горячий» [3]. Однако слово жарче, по сравнению со словом жаркий, имеет другой оттенок лексического значения, обозначает более интенсивное воздействие, так как употребляется в сравнительной степени. День – это «часть суток от восхода до захода Солнца, между утром и вечером» [3], поэтому словосочетание жарче день обозначает в стихотворении «очень яркий, горячий, жаркий день». Поэт воспевает день, когда солнце обильно распространяет жар и свет по земле.

Слово солнечным имеет несколько значений «1. основанный на использовании энергии солнца; 2. с ярким светом солнца; 3. ясный, радостный, счастливый».

Искренность произведению придает местоимение первого лица. Здесь автор обращается к описанию осязательной и цветовой характеристики пейзажа. И. А. Бунин использует именно слово аромат – «душистый, приятный запах», а также выбирает вместо нейтрального глагола ходить глагол бродить – «идти тихо, медленно, любуясь всем, что вокруг» [3]. Поэт показывает, что ему нравится находиться в этом лесу и наслаждаться всем тем, что в нем происходит.

Поэт использует метафору «солнечные палаты». Палаты – «большое богатое здание, помещение» [3]. Эта метафора раскрывает душевное состояние человека – радостное, светлое, ликующее от общения с природой. Автор позволяет увидеть нам сосновый бор с другой стороны, со сказочной, нереальной, загадочной. Возникает ощущение простора, бескрайности. Пространство как будто плывет вокруг тебя, плавно качается. Обращение к метафорическому, сказочному обозначению залитого солнцем соснового бора создает ощущение погруженности в лес: воображение читателя рисует реальную картину происходящего, словно сам читатель, вслед за лирическим героем, оказывается в сосновом бору. Бунин добивается эффекта присутствия в описываемых событиях.

Особенностью бунинского поэтического слова является его умение описывать запахи окружающего мира (вспомним хотя бы его знаменитые «Антоновские яблоки»). И в этом стихотворении поэт добивается того же реалистического, почти натуралистического эффекта: …Тем сладостней в бору/ Дышать сухим, смолистым ароматом. Читатель словно обоняет густой смолистый аромат сосен. А слово сладостней показывает высокую степень эстетического наслаждения лирического героя от восприятия окружающих запахов.

Однако события, описываемые в первом четверостишье, связаны с воспоминаниями лирического героя. На это указывает бытийный глагол было в форме прошедшего времени. Так поэт показывает связь описываемой картины с названием стихотворения: события располагаются в прошлом, в детстве, но они очень дороги «взрослому» поэту, ему до сих пор свойственны те же чувства, когда он вспоминает милую пору своего детства.

В строках И весело мне было поутру / Бродить по этим солнечным палатам! обращение к плану прошлого обращает читателя к скрытому противопоставлению: в пору детства герою было весело бродить по солнечному бору. Стало быть теперь, в пору взрослости лирический герой по-прежнему наслаждается окружающей природой, но это наслаждение смешивается с неуловимой грустью, связанной с быстротечностью времени. С тем, что пора детства безвозвратно ушла в прошлое.

Поэтический взор Бунина в первом четверостишии обращен в пространство прекрасного окружающего мира, он концентрируется исключительно на солнечном, жарком дне, сосновом бору. Вся эта картина становится единым неразрывным целым.

Детство принято называть «золотой порой». Данный фразеологизм обозначает «лучшее, счастливое время жизни (детство, юность, молодость), высок.». [4]

Бунин словно имплицитно обыгрывает данное словосочетание, описывая залитый солнцем (золотой) сосновый бор, который ассоциируется в сознании лирического героя с золотой порой детства. Такая параллель приводит читателя к выводу – в первом четверостишье поэт показывает, какой счастливой была пора детства и как прекрасно хранить в памяти воспоминания о нем, уметь погрузиться, пусть в воспоминаниях, в это золотое для любого человека время

Во втором четверостишии Повсюду блеск, повсюду яркий свет, / Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой / И чувствую: мне только десять лет, / А ствол – гигант, тяжелый, величавый… Бунин продолжает рисовать прекрасную картину солнечного пейзажа. Здесь в дополнение к словам, обозначающим место действия (сосновый бор, метафора солнечные палаты), поэт добавляет слово повсюду — «во всех местах, везде или в разные, во все места».. Повтор данного слова еще больше расширяет описываемую панораму, подчеркивает то, что пространство не имеет границ, усиливает впечатление, показывает, как дорого и прекрасно воспоминание о детстве.

Источником красоты и поэтического вдохновения становятся земные явления. И во втором четверостишии поэт рисует перенасыщенную цветом, запахами, звуками, ощущениями картину летнего дня.

Воссоздать завораживающую картину помогают изобразительно-выразительные средства. Зрительную картину воссоздают контекстуальные синонимы блескяркий свет, осязательную – сравнение песок,как шелк, звукопись через согласные «п, с, ш» создает ощущение струящегося, мягкого песка. Инверсия с эпитетами, выстроенными в градации тяжелый, величавый , слово гигант акцентируют внимание на величии ствола.

Гармоничность картины нарушается «корявой сосной», но она не вызывает неприязни, а, наоборот, именно она, прожившая большую жизнь, заставляет героя окунуться в воспоминания детства, она словно пришла из волшебных сказок, читанных в детстве. В словосочетании «сосна корявая» используется инверсия, которая присуща народно-поэтической речи. Благодаря инверсии, контрасту между корявым деревом-гигантом и лирическим героем в пору детства поэт снова добивается того, что детство воспринимается как чудесное, счастливое время, когда все кажется большим, по-сказочному прекрасным. А сама «сосна корявая» словно символизирует время, показывает, как стар мир, как человек по сравнению с ним мал и молод.

В третьем четверостишии Кора груба, морщиниста, красна,/ Но так тепла, так солнцем вся прогрета!/ И кажется, что пахнет не сосна,/ А зной и сухость солнечного света поэт снова обращается ко всем органам чувств, чтобы описать особое ощущение детства.

Автор использует ряд кратких прилагательных, имеющих высокий стиль: «кора груба, морщиниста, красна». Снова это прилагательные со значением осязания, зрения. В этих строках имплицитно заявлена тема старости и древности мира, текучести времени через скрытое сравнение коры дерева с кожей стареющего человека. Однако герой не противится времени, он ценит все проявления жизни. Поэтому, на первый взгляд, атрибуты старой от времени коры воспринимаются лирическим героем как прекрасные: рядом с ними появляются контекстуальные первому ряду прилагательные «тепла, солнцем прогрета»: Но так тепла, так солнцем вся прогрета!. Повторение местоимения-междометия так, восклицательная интонация, а также приставка про- в кратком причастии прогрета говорят о неизбывной силе тепла. Происходит усиление признака: тепла – прогрета. Запах сосны олицетворяет собой запах «зноя и сухости солнечного света. Это рождает ощущение чего-то большого, безграничного.

Глаголы настоящего времени, инфинитив, глагол в форме прошедшего времени придают воспоминаниям ощущение реальности происходящего. В стихотворении используется очень мало глаголов, зато много существительных и прилагательных, они позволяют воссоздать более яркие образы, ощущения и впечатления.

И. А. Бунин использует аллитерацию: звуки «п-с-ш» рисуют бегущую струйку песка, звуки «л, м, н» расширяют рисуемое пространство, звук «р» придает словам отточенность и четкость, ассонанс представлен повторяющимся звуком «а», что рождает ощущение безмерности.

Синтаксический строй произведения говорит о том, что это стихотворение-воспоминание: сложные предложения с разными видами связи, ряды однородных членов, большое разнообразие представленной пунктуации, начинает и заканчивает стихотворение восклицательное предложение, как бы обрамляя впечатления и эмоции лирического героя. Стихотворный размер также соответствует общему настроению стихотворения: четырехстопный ямб с точной перекрестной рифмовкой.

Строки стихотворения звучат нежно, мягко, мелодично, как в песне. Одно слово дополняет другое, одна картина сменяется другой. Невольно чувствуешь ароматный смолистый запах, игру солнечных лучей, шелковистость песка и безмолвие сосен в этом дивном лесу. Но все же главным героем стихотворения остается поэт-романтик, который сумел выразить свои мысли так кратко и так глубоко.

Возвращаясь к названию, мы видим, что наши ожидания в целом оправдались: ассоциативные и лексические значения совпали с основным значением. Однако образ детства в стихотворении И. А. Бунина приобретает индивидуальный авторский смысл. Стихотворение учит нас полнокровно жить, полно чувствовать жизнь, ценить все ее мгновения. Детство – это часть жизни человека, воспоминания о детстве остаются в памяти людей на всю жизнь. У Бунина детство ассоциируется с удивительным миром летнего бора, со старой, теплой, морщинистой сосной, которая пахнет летом и смолой. И мы видим, что детство поэта было счастливым.

Стихотворение, таким образом, обладает удивительным художественным и воспитывающим воздействием как на маленького неопытного читателя, так и на взрослого, умудренного жизненным и читательским опытом эстета. Мы вслед за поэтом наслаждаемся летним днем, обоняем аромат прекрасного соснового бора и понимаем, что детство и вся наша жизнь в целом прекрасна, гармонична и ценна.

Список литературы

Бунин И. А. Стихотворения и переводы. Москва: Современник, 1985.

Новлянская З.Н., Кудина Г. Н. Литературное чтение. Часть 1. З класс. – с. 57.

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.

Розетт Т. В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 224 с., ил. – с. 64.

Источник

Стихотворение Ивана Бунина «Детство»: анализ и история создания

В своем творчестве И. А. Бунин обращался к различным темам и жанрам: говорил о любви, человеческой жизни, затрагивал философские вопросы устройства мироздания. Неизменным всегда оставался тонкий психологизм его работ, способность увидеть и передать самые важные оттенки чувств и переживаний. Так, стихотворение «Детство» относится к раннему периоду творчества И. А. Бунина, однако в нем поэту удалось затронуть важную мысль о светлом детском восприятии мира, так необходимом порой во взрослой жизни. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ стихотворения «Детство» по плану, который поможет разобраться в тематике и художественных особенностях произведения.

История создания

Стихотворение «Детство» И. А. Бунин написал в 1895 году в возрасте 25 лет. Для поэта это было время начала профессионального творчества, первых публикаций и участия в литературном кружке «Среда». Возможно, именно тогда, немного отступив от юности и еще не вступив в зрелость, И. А. Бунин почувствовал необходимость мысленно вернуться в детство, чтобы в светлых воспоминаниях и детской легкости почерпнуть силы и вдохновение для своей взрослой жизни.

Детство поэт провел в родовом имении в Елецком уезде. Окруженный заботой и любовью родных, он получал хорошее образование и часто подолгу гулял по окрестным лесам – в одиночестве с любимой книжкой или в компании своего гувернера, оказавшего большое влияние на раннее развитие ребенка.

В стихотворении И. А. Бунину удалось передать детские впечатления от летней прогулки по лесу, когда все в окружающем мире вызывало у мальчика живой неподдельный интерес, заставляло его трепетать от восторга и ощущать свою неразрывную связь с природой.

Анализ стихотворения Бунина «Детство»

До 11 лет Иван Бунин воспитывался дома, в родовом поместье Озерки Орловской губернии. Поэтому его самые яркие воспоминания первых лет жизни связаны с удивительной по красоте русской природой и тем восхитительным ощущением спокойствия, которое она дарила мальчишке-сорванцу, любившему убегать из дома в лес или же в поле.

Не удивительно, что, став взрослым, Бунин очень часто в мыслях возвращался в прошлое, черпая вдохновение в своих воспоминаниях, которые хранили запах смолы на соснах и теплоту летнего солнца. В 1895 году поэт написал стихотворение «Детство», в котором попытался передать все то, что чувствовал много лет назад, когда был беззаботным подростком, умевшим радоваться жизни и получать удовольствие от общения с живой природой. Впрочем, стоит отметить, что любовь к родному краю Бунин пронес через всю свою жизнь. Судьба распорядилась так, что он вынужден был покинуть Россию и эмигрировал в Париж. Однако до самой смерти Бунин с нежностью и волнением вспоминал величественные русские леса с деревьями-исполинами, которые ассоциировались с родиной, домом и самым счастливым периодом жизни.

«Чем жарче день, тем сладостней в бору», — вот самое яркое чувство, которое испытывал поэт в детстве, спеша укрыться под тенью сосен-великанов от летнего зноя. Наблюдать, как просыпается лес, было для Бунина привычным и излюбленным занятием. «И весело мне было поутру бродить по этим солнечным палатам!», — вспоминает поэт.

Лес дарил ему ощущение счастья и удивительного спокойствия, которое можно испытать лишь в детстве, когда жизнь кажется легкой, беззаботной и радостной. Она наполнена любовью близких и лишена «взрослых» проблем, с которыми автору еще предстоит столкнуться. А пока же, прислонившись к теплой и шершавой коре сосны, он очень явственно ощущает, что ему всего лишь 10 лет, а его молчаливому лестному другу – несколько столетий. Однако эта разница в возрасте нисколько не смущает поэта, который, предавшись детским воспоминаниям, о. Он искренне восхищается теми ощущениями, которые ему дарит общение с живой природой, а смолистый сосновый аромат ассоциируется у него с теплым и сухим запахом лета, таящего в себе множество открытий для чуткой детской души, распахнутой для окружающего мира и жадно впитывающей всю его красоту, словно губка.

Иван Алексеевич Бунин — поэт, прозаик, переводчик, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе — происходил из старинного дворянского рода, к которому принадлежали поэты В.А. Жуковский и А.П. Бунина, выдающиеся учёные П.П. Семёнов-Тян-Шанский и Я.К. Грот, братья Киреевские.

Родился будущий писатель в Воронеже в знатной, но обедневшей дворянской семье. Бунин гордился своим происхождением: «Все мои предки были связаны с народом и землёй, были помещиками. Помещиками были и деды, и отцы мои, владевшие имениями в средней России, в том плодородном подстепье, где… образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым». Отец писателя, Алексей Николаевич Бунин, был настоящим русским дворянином. Азартный и беззаботный, больше всего любивший охоту и пение под гитару, он в молодости служил в канцелярии Дворянского собрания, участвовал в Крымской кампании 1853-1856 годов, а после возвращения жил в деревне и растрачивал за картами наследство. И всё же Алексей Николаевич был незаурядной личностью. Как вспоминала жена писателя, В.Н. Муромцева-Бунина, отец «принадлежал к тем редким людям, которые… всех пленяют, возбуждают к себе любовь, интерес за благостность ко всем и ко всему на земле, за художественную одарённость, за неиссякаемую весёлость, за подлинную щедрость натуры». Образ жизни отца казался младшему сыну (у Ивана Алексеевича были ещё старшие братья Юлий и Евгений и младшие сёстры Мария и Александра) образцовым. С годами он не утратил сыновней любви. Мать, Людмила Александровна, урождённая Чубарова, также происходила из старинного дворянского рода. Она занималась воспитанием детей и самозабвенно их любила, особенно Ваню. Детство Бунина прошло в поместье на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии — среди «моря хлебов, трав, цветов».

Близкие Бунина отмечали присущие ему с детства богатое воображение и впечатлительность. Эти качества развивал в нём и его учитель — сын предводителя дворянства Н.О. Ромашков. «…Человек очень талантливый — и в живописи, и в музыке, и в литературе… вероятно, его увлекательные рассказы… пробудили во мне страсть к стихотворчеству…» — писал Бунин спустя годы.

Места, где прошли детство и отрочество писателя, оказали огромное влияние на его творчество прежде всего органическим приобщением к жизни и быту народа, к красоте природы, к стихии живого национального языка. От матери, отца, дворовых, крестьян Иван Алексеевич слышал многие песни, сказки, предания, истории, мотивы которых позже он использовал в своём творчестве. Словесное мастерство писателя питалось этими источниками и непримиримо противостояло как модернизму, так и «изобразителям сусальной Руси».

В 1881 году Бунин поступил в 1 класс Елецкой гимназии. Годы жизни в Ельце были очень нелегки: бедность, жизнь в семье мещанина Бякина, полуказарменные порядки в провинциальной гимназии привели к тому, что в 1886 году Бунин решил продолжать обучение дома. В доме Бякина он познакомился с творчеством поэтов И.С. Никитина и А.В. Кольцова. Став взрослым, Бунин иначе оценил елецкий период в своей жизни (тема памяти является важной в творчестве писателя), отдав дань не только житейскому опыту, приобретённому там: он всю жизнь проявлял живой интерес к творчеству поэтов «из народа» и посвятил им несколько статей. Простая и сильная поэзия оказала влияние на поэтические опыты юного Бунина. Сравните, например, стихотворение Никитина «Нищий» и бунинское:

В стороне от дороги, под дубом, Под лучами палящими спит В зипунишке, заштопанном грубо, Старый, нищий, седой инвалид…

Деревенский нищий, 1887

В 1887 году Бунин, потрясённый ранней смертью популярного молодого поэта С.Я. Надсона, написал стихотворение, посвящён ое его памяти, и направил в петербургский журнал «Родина». Стихотворение было опубликовано, а Бунин стал частым автором журнала.

Для большинства людей детство является весьма интересным периодом жизни, когда самому не нужно практически ни о чем беспокоиться. Все решается взрослыми, и чаще всего в пользу ребёнка. Именно поэтому многие люди регулярно возвращаются в мыслях к этому периоду жизни. Действительно, в детстве и отрочестве мы не заботимся практически ни о чем. Можно учиться, играть, отдыхать – вот и все, что нужно. Со временем приходят хлопоты, ответственность, заботы и, естественно, все это далеко не всегда носит приятный характер. Но всё это будет позже, а пока маленький человек растёт он может рассчитывать на снисхождение, поддержку и любовь взрослых.

Жанр, направление, размер

«Детство» представляет собой лирическое стихотворение с элементами пейзажной зарисовки. Поэт вспоминает прогулки по солнечному, наполненному блеском и сладкими ароматами лесу. Он создает наполненную жизнью картину природы и, одновременно, делится с читателем сокровенными ощущениями из собственного детства.

Творчество И. А. Бунина отличается предельной реалистичностью и точностью деталей. В стихотворении «Детство» ему удается сохранить эту точность в описании пейзажа и собственных ощущений, но при этом окрасить весь текст в яркие жизнерадостные тона, свойственные детскому восприятию мира.

Поэт использует для создания стихотворения четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой, благодаря чему делает звучание текста легким и веселым, как сам рассказ впечатленного лесной прогулкой десятилетнего мальчишки.

Композиция

Стихотворение строится из трех четверостиший, в которых последовательно раскрывается описываемая И. А. Буниным картина.

  1. В первом четверостишии автор задает тему текста и постепенно погружается в воспоминания. Интересно заметить, что в начале он использует для описания ощущений конструкцию в прошедшем времени: «и весело мне было по утру бродить…»
  2. Во втором и третьем четверостишиях поэт мысленно перемещается в летний лес из своего детства и начинает использовать конструкции настоящего времени («чувствую», «кажется»). Он как будто заново переживает восторг десятилетнего ребенка от встречи с огромной сосной, которая на десятки лет старше самого героя. Поэт вспоминает не только стоящие перед глазами картинки из детства, он стремится передать ощущение от прикосновения к грубой, прогретой солнцем коре дерева и лесной аромат, переплетающийся с другими острыми ароматами знойного лета.

Образы и символы

В центре стихотворения «Детство» – образ лирического героя, который во многом автобиографичен. И. А. Бунин вспоминает собственное детство, проведенное в родовом поместье, где окруженный любовью и заботой мальчик имел возможность подолгу гулять по живописным окрестностям, наблюдать за природой и учиться ее понимать.

Лирический герой – взрослый человек, но, отдаваясь воспоминаниям, он легко переключается на восприятие десятилетнего ребенка. Он снова чувствует, как от лесных запахов и летнего зноя переполняет маленькое существо радость и огромная любовь к окружающему миру.

Еще одним героем здесь можно назвать старую сосну. Дерево с гигантским стволом и морщинистой корой намного старше мальчика, оно растет в этом лесу много десятилетий и немало повидало. Ярко отпечатавшийся в памяти героя образ старого дерева становится для него символом не только леса, но и всей природы, с которой только знакомится ребенок и которой признается в любви выросший автор.

Биография А. И. Бунина

Именно там, среди необыкновенно красивой природы, юный Бунин смог раскрыть в себе талант поэта. Будучи десятилетним мальчиком, он уже писал первые стихи, в которых с непревзойденным мастерством описывал великолепие окружающего мира. Из-за болезни, Иван Бунин не смог получить образование, поэтому начиная с 1889 года, он усиленно искал работу, чтобы заработать себе денег на жизнь.

Иван Бунин работал журналистом, библиотекарем, корректором. В 1894 году он написал свое первое произведение «На край света», которое получило положительные отзывы критиков. Будучи человеком дворянского происхождения, Бунин враждебно относился к коммунистам, которые пришли к власти в 1917 году.

Спустя три года он тайно эмигрировал во Францию. В этой стране он жил о своей смерти. Иван Алексеевич Бунин является автором замечательных рассказов и стихотворений, которые пополнили сокровищницу русской литературы.

Темы, настроение и проблемы

Тематика и проблематика стихотворения «Детство» изложена Многомудрым Литреконом ниже:

  1. Основная тема стихотворения – детство как самый светлый и беззаботный период в жизни человека. Детство – это время, когда закладываются и формируются основные качества личности, поэтому так важно в это время окружить ребенка любовью и дать ему возможность исследовать окружающий мир. Герой жадно запоминает все, что видит вокруг, отмечает запахи и тактильные ощущения. Все в мире для него еще дышит новизной, он только учится чувствовать природу, открывает мир и с его помощью понемногу узнает себя.
  2. Еще одна тема – любовь к природе и ее значение для гармоничного развития личности. Постигая мир вокруг, ребенок не только получает соответствующие практические знания, он начинает лучше понимать жизнь и себя самого.

Текст стихотворения проникнут светлым и солнечным настроением жаркого летнего дня. Именно так чувствует мир десятилетний мальчишка, скрывающийся от летнего зноя в лесу и благодарно приникший к гигантской сосне, в тени которой так приятно отдохнуть.

Анализ произведения

Темой стихотворения Бунина «Детство» является ностальгия по прошлому, по времени, когда целые дни можно было беззаботно проводить в лесу, а о взрослой жизни, кажущейся очень далекой, и вовсе не задумываться. Стихотворение написано в жанре лирического произведения с использованием перекрестной рифмы и в размере четырехстопного ямба — благодаря ему стихотворение звучит весело и легко, позволяя представить беззаботного мальчишку, радостно шагающего по утреннему лесу. Лирическим героем произведения является сам автор, его сверхзадача — рассказать о своей любви к природе, к летнему солнцу, но именно так, как он чувствовал это в детстве.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – необходимость гармоничного восприятия мира, которая закладывается в человеке с детских лет. И. А. Бунин стремится изобразить радость жаркого летнего дня так, как ее может почувствовать лишь ребенок. Для мальчика все вокруг – чудо, он только учится понимать природу, с трепетом внимает лесным звукам, с благоговением ощущает мощь и силу старого дерева.

Понимание себя невозможно представить без понимания общих законов мироздания, без внимательного изучения окружающего мира, частью которого является каждый человек. Чистое сознание ребенка способно наиболее чутко воспринимать мир, поэтому так важно, чтобы он в раннем возрасте почувствовал свою связь с природой, научился получать удовольствие от простых радостей вроде одинокой лесной прогулки. Таков смысл стихотворения Бунина «Детство».

Бунин Иван Алексеевич


Иван Бунин вспоминает начальный период своей жизни в собственном произведении «Детство». Собственно, мало кто знает, с чего именно начинался творческий путь писателя. До того момента, как Бунин стал переводчиком и писателем, он занимался тем, что писал стихи, именно с поэзии начался его длинный путь. Впоследствии, конечно, он не забывал про это увлечение и продолжал писать стихи, хотя большую часть времени у него отнимала проза. Большинство его произведений носят сугубо лирический характер, часто это воспоминания о прошлом.
До одиннадцати лет писатель воспитывался дома в Орловской губернии в поместье Озерки. Окружающий мир вокруг ребёнка действительно был изумительной красоты, о чем в будущем автор будет говорить в собственных произведениях – русская природа, такая манящая и удивительная, способная подарить восхитительное и непередаваемое ощущение спокойствия. Бунин в детстве любил проводить время в лесу или в поле, наслаждаясь окружающей природой. Это ему давало какие-то особенные ощущения и развивало чувства прекрасного. Как только у него появлялась возможность улизнуть из дома, то он непременно ей пользовался. Мальчик так «сдружился» с природой, что в дальнейшем, во взрослой жизни, работая над своими произведениями, практически в каждой работе автора, можно найти качественное описание природных явлений, которые помогают лучше воспринимать смысловую нагрузку.

Например, очень часто можно заметить упоминания о чувствах людей друг к другу или о любви человека к самой природе. Тем не менее он говорит о том, что любовь к природе – гораздо сильнее, чем ее испытывают люди, так как для человека чувство любви лишь вспышка, яркий огонек, способный осветить ненадолго человеческую жизнь, не более. Как ярко он разгорается, так же быстро потухает, хотя это действительно священное и по-своему уникальное чувство. Зато любовь к природе – она может быть бесконечной, вечной, вне зависимости от обстоятельств, о чем, собственно, можно узнать в произведении Бунина «Детство».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении Бунина перечислены ниже:

  • Основным средством художественной выразительности в стихотворении «Детство» становится аллитерация. Она помогает поэту сделать изображаемую картину более объемной и живой. Использование шипящих и глухих звуков «ш», «х», «к» помогает читателю услышать треск лесных веток, скрип старых стволов и шелест песка под ногами героя.
  • И. А. Бунин активно вплетает в текст эпитеты: «сухой смолистый аромат», «солнечные палаты», «тяжелый, величавый гигант». Они очень точно отражают восприятие окружающей действительности десятилетним мальчишкой, для которого многое еще непривычно, а потому так поражает его воображение.
  • Ребенок только познает мир, и одним из способов познания становится для него проведение параллелей между знакомыми предметами и явлениями. Поэт мастерски подчеркивает эту особенность с помощью сравнений («песок – как шелк») и метафор (лесное пространство именуется героем «солнечными палатами»). В то же время, таким образом вновь подчеркивается яркость детского восприятия. Простые и привычные для взрослого человека картины становятся для ребенка откровениями, поэтому он стремится описать свои впечатления с помощью эпитетов и сравнений.

В стихотворении «Детство» И. А. Бунин обращается к теме детского восприятия мира. Собственные воспоминания поэта о лесных прогулках в окрестностях родового имения становятся в его лирическом тексте символом важности и яркости детских впечатлений, которые закладывают основу личности. Возвращение к этим впечатлениям нередко дает человеку силы двигаться дальше. Многочисленные средства выразительности и искренность, с которой передана простая история, придают стихотворению дополнительное очарование.

Источник

Оцените статью