Чувства с помощью которых человек познает мир

6. Как человек познаёт окружающий мир

1. Органы чувств

Как наше «Я» узнаёт о том, что окружает человека?

Психолог: Человек получает представление об окружающем мире, используя замечательные, данные самой природой инструменты: органы чувств.

Сколько всего у человека чувств?

Психолог: Учёные пока не пришли в этом вопросе к единому мнению, но основные пять, — зрение, слух, вкус, обоняние и осязание — знакомы всем.

И о чём сообщает человеку каждое из его чувств?

Психолог: Больше всего сведений о внешнем мире мы получаем благодаря зрению. Наш глаз позволяет нам различать цвета, их яркость, а также движение и величину окружающих предметов. Он обладает замечательной зоркостью. Установлено, что человек с хорошим зрением способен ясной ночью увидеть пламя свечи, которая находится от него на расстоянии 27 км!
С помощью слуха люди могут различать звуки и определять источник их происхождения. Человек с хорошим слухом способен в полной тишине услышать тиканье наручных часов на расстоянии до 6 м!
Кожа человека испытывает ощущения прикосновения, давления, тепла, холода. Они возникают при самых незначительных воздействиях. Например, человек способен ощутить движение воздуха при падении крыла мухи на поверхность кожи с высоты около одного сантиметра! Большое значение для человека имеют болевые ощущения. На одном квадратном сантиметре кожи человека находится 100 болевых точек, а по всей поверхности кожи их около 900 тысяч.
Язык помогает точно определить вкус и делает это очень умело: доказано, что человек ощущает присутствие одной чайной ложки сахара в восьми литрах воды. Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому, края языка – к кислому, а основание языка – к горькому вкусу.
Пятое чувство, которым постоянно пользуется человек — обоняние. Хороший нос способен ощутить присутствие одной капли духов в помещении площадью в сто квадратных метров!
Наряду с этими пятью основными чувствами следует отметить ещё одно – чувство равновесия.

При желании человек может развить остроту данных нам природой органов чувств. Например, профессиональный музыкант способен различать множество нюансов звучания инструмента, а художник – десятки и даже сотни оттенков одного цвета.
Замечательные способности можно приобрести, развивая чувство осязания. В 1960 г. в американских газетах появились сообщения о 14-летней Маргарет Фус, которая прекрасно видела, даже если ей завязывали глаза. Ученые проделали с девочкой множество экспериментов. С закрытыми повязкой глазами, при помощи одних только рук Маргарет читала взятые наугад отрывки из Библии, статьи из газет и журналов и называла предметы, на которые показывали участники эксперимента.
И этот случай далеко не единственный! Известная в нашей стране экстрасенс Роза Кулешова демонстрировала поразительную способность – читала руками заголовки газетных статей, лежащих в плотно запечатанных конвертах. Как такое может получаться? Исследования показали, что способность «читать руками» при соответствующей тренировке можно развить у любого человека. Причем для этой цели можно использовать любые участки кожи, а прикасаться к воспринимаемому тексту не обязательно.
В Москве вот уже несколько лет существует школа, где Николай Денисов учит искусству видеть без глаз всех желающих, в первую очередь школьников. По его словам, требуется примерно пять дней специальных упражнений, чтобы увидеть с закрытыми глазами первую букву.

2. Ощущение и восприятие

Психолог: Органы чувств можно назвать нашими «окнами в мир». Благодаря им мы ощущаем отдельные свойства предметов. Цвета, блики света, звуки, запахи, чувство тепла, холода, боли – всё это ощущения.

Глаза – видят, уши – слышат, кожа – осязает… Но где все эти ощущения «сливаются» друг с другом?

Психолог: Когда ощущения сливаются друг с другом, образуется восприятие. Именно восприятие благодаря слаженной работе всех органов чувств создаёт целостный образ предмета. Например, человек касается рукой земли и ощущает под пальцами холодную, рассыпчатую массу, он видит сверкающую белизну, слышит хруст под ногами, вдыхает ни на что не похожий морозный запах. И он говорит себе: «Это – снег. Это – зима!»
Психологи считают, что ведущую роль в создании восприятия играет головной мозг, где объединяется и организуется разнообразная информация, полученная от органов чувств. Анализируя ощущения, мозг выделяет каждый предмет из его окружения, различает их по форме, цвету, размерам; определяет расстояние, на котором они от нас находятся; выясняет, движутся предметы или нет. И все это осуществляется почти мгновенно! Благодаря деятельности мозга, мы видим вокруг себя на улице не беспорядочные цветные пятна разной освещённости, а дома, деревья, людей, автомобили. В консерватории мозг складывает вместе разнообразные слуховые ощущения, и мы слышим не беспорядочный набор звуков, а симфонию. Вечером в лесу мы не просто отмечаем про себя отдельные шорохи, блики и запахи, а видим горящий костер, чувствуем смолистый аромат прогретых за день солнцем сосен, замечаем пролетевшую птицу.

Значит, когда все ощущения складываются, сливаются вместе, получается восприятие?

Психолог: Нет, это не верно! Любое восприятие – это не просто сумма отдельных ощущений (цвета, света, звуков, запахов и т.п.). Огромную роль в создании восприятия играет предшествующий опыт человека. Когда мы видим предмет в первый раз, требуется время, чтобы проанализировать все свои ощущения. Но если предмет нам хорошо знаком, достаточно одного только признака, чтобы определить его. Так услышав характерное тиканье из соседней комнаты, мы сразу понимаем: «Это часы!»

Какого цвета голос?

Знаменитый французский поэт Артюр Рембо написал некогда необычное стихотворение «Гласные». В нем говорилось, что буквы могут быть цветными: А — черной, Е – белой, И – красной, У – зеленой, О – синей. Поэт вовсе не пытался удивить слушателей необычными сравнениями. Он действительно видел звуки! В «Гласных» было впервые описано явление, которое учёные называют «цветным слухом», или синтезией (в переводе с греческого этот термин значит «соощущение»).
Артюр Рембо далеко не единственный человек, обладавший даром «цветного слуха». Настоящим гением синтезии считается, живший в первой половине ХХ века, московский репортер Леонид Шершевский. В восприятии какого-либо признака предмета у него участвовали все чувства сразу! Он мог, например, сказать при знакомстве: «Какой у вас желтый и рассыпчатый голос!» Когда при Шершевском стали брать одну за другой музыкальные ноты на пианино, он видел то серебряную полосу, то желтую, то коричневую… Причем в последнем случае зрительное ощущение оказалось дополнено и вкусовым – во рту появился вкус кисло-сладкого борща. Один из музыкальных тонов вызвал у Шершевского образ молнии, раскалывающей небо пополам. А резкий звук произвел на него впечатление иглы, вонзившейся в спину. Гласные буквы были для него фигурами, согласные – брызгами, а цифры представлялись некими башнями.
«Я вспоминаю, — пишет один из современников, — как однажды мы с Шершевским шли из института.
— Вы не забудьте дорогу, — предупредил я его.
— Нет, что вы, — ответил он. – Разве можно забыть? Ведь этот забор, он такой солёный на вкус и такой шершавый, и у него такой пронзительный звук…»

Благодаря органам чувств мы замечаем всё, что происходит вокруг нас?

Психолог: Это не совсем так. Да, органы чувств постоянно информируют нас о том, что происходит вокруг. Однако, как правило, мы не видим всего, что нас окружает, и не воспринимаем все звуки. Из многих окружающих предметов наше сознание сосредотачивается только на самых значимых. Эта способность сознания выделять из многого что-то одно называется вниманием. Внимание играет огромную роль в нашей жизни. Если бы человек не обладал вниманием, он бы не мог ни учиться, ни работать.
Внимание может быть произвольным и непроизвольным. Представьте, что вы решает сложную задачу, и никак не можете отыскать верное решение. Терпение на исходе, вы уже готовы отступиться от поставленной цели, но потом собираетесь с силами и опять направляете внимание на условие задачи. Такое внимание, которым управляет сам человек, называется произвольным. Для него характерно чувство напряжения. Другой – противоположный – вид внимания – это внимание непроизвольное. В отличие от произвольного оно возникает само по себе, без усилий с нашей стороны (так бывает во время интересного кинофильма, когда мы с интересом следим за событиями на экране).

Внимание всегда сосредоточено на чём-то одном?

Психолог: Порой человеку приходится выполнять несколько дел сразу. Например, на уроке ученик может слушать учителя, делать записи, смотреть на карту. Эта способность называется распределением внимания. Не всегда подобного рода занятия бывают успешными. Например, если выполнять домашнее задание и одновременно смотреть телевизор, можно допустить много нелепых ошибок, да и времени на приготовление уроков уйдёт больше. Но иногда, благодаря целенаправленной тренировки можно научиться так распределять внимание, что одно дело не будет мешать другому. В 1887 г. свои необычные способности по управлению вниманием продемонстрировал публике француз Полан. Он, например, мог читать слушателям одно стихотворение и одновременно сочинять на заданную тему другое. Или, декламируя стихи, в тоже время решать сложные задачи.

Психолог: Человек может наблюдать не только предметы внешнего мира, но и яркие картины, порожденные его мозгом. Каждый из нас способен чётко и ясно представить себе хорошо известный пейзаж, например вид из окна своей комнаты или лицо близкого родственника. Достаточно прикрыть глаза, и мы увидим их словно на «внутреннем экране». Эта способность мозга называется воображением.

Человек способен вообразить только то, что он видел или слышал раньше?

Психолог: Нет, конечно. Воображая, человек способен соединить в единый образ части различных предметов. Именно так, слив образы лошади и человека, получили кентавра. Многие герои хорошо известных вам сказок и мифов никогда не существовали в реальной жизни. Они были созданы силой человеческого воображения.

Воображение есть у всех людей?

Психолог: Иногда про какого-нибудь человека говорят: «У него отсутствует воображение». Это, безусловно, преувеличение. Воображение есть у всех. Без воображения не было бы ни науки, ни искусства. Человек не смог бы не только написать художественное произведение, но и прочитать его. Ведь образы, создаваемые писателями, поэтами и художниками не произвели бы на него никакого впечатления.
Более того! Не будь у человека воображения, мы оказался бы абсолютно беспомощным в практической жизни. Именно в воображении мы предвидим результаты, которые желаем достигнуть при помощи тех или иных действий.

Психолог: Органы чувств есть у всех живых существ. Человек в этом отношении ничем от них не отличается. Но у человека есть ещё один инструмент для познания – речь. В отличие от животных он живёт как бы в двойном мире: мире окружающих его предметов и в мире слов.

Что значит «живёт в мире слов»?

Психолог: Речь – чрезвычайно сложное явление психической жизни человека. Основополагающим элементом речи служит слово, являющееся в то же время понятием. А понятия – это общие имена, принятые в человеческом обществе для предметов или явлений. Каждое такое понятие вызывает в нашем воображении определенную картину. Например, кто-то произносит слово «лес». И тотчас в нашем воображении возникает определённая картина: много деревьев, тень, ветер шумит в ветвях. А если кто-то говорит о «дожде», появляется другой образ: небо, затянутое тучами, капли, падающие на землю, лужи под ногами.

Источник

Чувственный опыт как путь к достоверному познанию

До этого момента мы всё время говорили о том, что основой верного познания являются рациональные знания, т.е. знания, полученные от разума. И более того, на чувственные знания опираться ни в коем случае нельзя, ведь они ведут нас к видению искаженной картины миры. Надеюсь, Вы запомнили этот блок и поняли, почему разум побеждает чувства. Если нет, то стоит вернуться к двум предыдущим темам.

Если Вы хорошо поняли материал, но в корне не согласны с этой философской традицией, то я Вас обрадую. Существует философское учение, которое ставит чувственное познание превыше всего, а опыт определяет как единственный источник познания. Речь идёт об эмпиризме – философском учении, зародившемся в XVII в. Его ярчайшими представителями являются Фрэнсис Бэкон, Джон Локк, Томас Гоббс, Джордж Беркли и Дэвид Юм.

Источником познания для эмпириков является опыт, получаемый с помощью ощущений. И ведь правда, изначально мы познаем предмет с помощью наших органов чувств: зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.

«Хотя всякое наше знание начинается с опыта, – писал Иммануил Кант. – отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта. – продолжал философ»[1]. Остановимся пока на первой части цитаты. Более полный анализ высказывания проведем в следующей части курса.

Итак, познание происходит из чувственного опыта, сформированного с помощью ощущений. Звучит всё очень логично и убедительно, но что же так не нравилось рационалистам?

Рационалисты критиковали эмпириков и были убеждены в том, что чувства искажают наше понимание мира, обманывая нас этим, и только лишь разум способен выявить эту ложь и показать истинный образ мира. Однако эмпирики были несогласны с этими утверждениями и считали, что именно чувства подсказывают нам, каков мир есть на самом деле. Также эмпирики акцентировали внимание на том, что именно разум, а не ощущения, даёт нам ложные сведения.

Например, Ф. Бэкон в своей философии называл такие сведения разума заблуждениями, выделяя 4 идола разума: идол рода, идол театра, идол рынка и идол пещеры. Для того, чтобы понять, что эти идолы из себя представляют, обратимся к инфографике.

[1] Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н.О. Лосского. М.: Эксмо, 2015.

Как видно на инфографике, разум формирует такие заблуждения, которые «сбивают» нас с пути верного познания, поэтому мы не можем доверять нашему разуму полностью. Бэкон убеждён, что 4 идола разума может разрушить только наш чувственный опыт.

Попробуем рассмотреть это на примере из жизни. В Вашей семье существует убеждение, что «грибы – это невкусный продукт». Вы принимаете это как данность и живете с этим идолом площади до тех пор, пока не попробуете эти самые грибы. Получается, что, обращаясь к опыту, Вы разрушаете свои собственные мифы и мифы других.

Можно бесконечное количество раз размышлять и анализировать вкус и полезность грибов, но Вы никогда не узнаете правду, пока не прочувствуете это на собственном опыте. Теперь мы выяснили, что разум не такой уж чистый источник познания, т.к. и он содержит предрассудки и ложные знания о предмете.

Бэкон утверждал, что с этими идолами бороться можно и нужно, однако труднее это сделать с врожденными идолами. В процессе познания мира необходимо учитывать факт существования этих заблуждений и избегать их, прислушиваясь к своим чувственным данным.

В первой части курса мы узнали, что существуют такие знания, которые душа помнит, но забыла при новой жизни, и происходит припоминание (анамнезис) в процессе жизни, в результате которого душа вспоминает то, что знала в предыдущей жизни – так утверждал Платон.

Во второй части мы обсуждали философию Декарта, который утверждал, что человек рождается с врожденными идеями, на основе которых мы владеем базовыми сведениями об окружающем нас мире.

Эмпирики же мыслили совсем иначе. Одним из выдающимся представителем эмпиризма является Дж. Локк. Он утверждал, что человек рождается без врожденных идей — его ум вначале подобен «чистой доске» («tabula rasa»). Мы ничего не знаем и не можем знать о предметах, а получаем все сведения об объектах через опыт, и путем накопления этого опыта, мы формируем в нашем сознании образ мира.

Итак, всё начинается с ощущений, и ни один предмет не дан нам вне опыта.

«Но почему же, – спросите Вы, — нельзя объединить два компонента (чувства и разум) в одном процессе познания? Ведь тогда мы и сможем получить настоящую полную картину мира». Вероятно, именно так и стоит сделать, но об этом в следующей части, посвященной теории познания Канта.

Источник

Оцените статью