Чувства ребенка когда он ходит

Первые признаки аутизма

Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.

Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:

  • ребенок не смотрит в глаза;
  • говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;
  • все время повторяет слова, фразы;
  • ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;
  • не произносит слова, мычит;
  • не интересуется игрушками;
  • не интересуется ровесниками, не играет с другими детьми;
  • ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
  • трясет головой, руками, раскачивается;
  • ходит на носочках;
  • грызет пальцы, руки;
  • бьет себя по лицу;
  • у ребенка истерики, приступы агрессии;
  • боится незнакомых/ чужих;
  • пугается звуков, вздрагивает.

Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит. Пройдите скрининговый тест на аутизм M-CHAT. Также вы можете посмотреть видеозаписи признаков аутизма в поведении детей — Видео — Признаки аутизма.

Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:

  • Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
  • Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
  • Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).

Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.

Поведение маленького аутиста

Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.

Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков. Трехлетний ребенок может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.

Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.

Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.

Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.

Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых. Девочка берет расческу и проводит ею по голове; глядя на маму, после еды вытирает рот салфеткой, снимает трубку телефона и что-то говорит. Трехлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет чиркать. Вслед за мамой годовалый ребенок гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его сначала лишь формально, но постепенно проникаясь эмоциональным содержанием действия. Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.

Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.

Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже нейротипиков). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова.

Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» – «Как тебя зовут?» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4–5, иногда к 7–8 годам, но может задержаться всерьез и надолго.

Если вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка:

— Обратитесь к участковому педиатру, неврологу;

Источник

Маленькие сомнамбулы

Олег Иноземцево том, что делать, если ребенок ходит и говорит во сне

Детский организм настолько интересен и загадочен, что иногда поведение ребенка кажется удивительным и даже мистическим. Человеку, непосвященному в «тайны» детства, некоторые действия могут показаться ненормальными, противоестественными. Речь идет о таких непонятных явлениях, как снохождение (лунатизм) и сноговорение ребенка. Явления эти с древних времен волновали умы ученых, и в наше время уже хорошо ­изучены.

Сноговорение — явление, когда дети во время сна произносят различные звуки, фразы. Зачастую фразы эти настолько неотчетливые, что невозможно понять, о чем речь. Ночной «разговор» может продолжаться несколько секунд, а иногда минут. Приступы сноговорения обычно слабо выражены и довольно редки, это не должно волновать родителей и не требует специального лечения. Подобное состояние может быть следствием дневных стрессов, усталости и дефицита ­сна.

Снохождение, или сомнамбулизм (F51.3 по МКБ — 10, лунатизм) — известное с древних времен удивительное расстройство детского сна. Снохождение чаще выражено в полную фазу луны (отсюда и название — лунатизм). По данным статистики, примерно 10–30 % детей хоть раз в жизни испытывали на себе симптомы сомнамбулизма. А у 3–5 % явление имело повторный характер. Чаще всего снохождение бывает в возрасте от четырех до двенадцати лет, и скорее встречается у мальчиков. Хотя возможно появление признаков лунатизма у детей и в подростковом ­возрасте.

Как это выглядит?

На взгляд неискушенного наблюдателя происходит нечто таинственное: среди ночи, примерно через 1–2 часа после засыпания, малыш встает с постели и начинает ходить или что‑то делать. Иногда ребенок может не вставать, а просто проявлять признаки беспокойства, «крутясь» на кровати. Кажется, что малыш все делает осмысленно, как будто он проснулся и отдает отчет своим действиям, на самом деле он находится в глубоком ­сне.

Если приглядеться, можно заметить, что все движения ребенка бессмысленны и плохо координированы. Чаще всего можно наблюдать хождение по разным комнатам, реже можно видеть действия с предметами, которые как бы копируют обычные ежедневные действия (одевание, манипуляции с игрушками и т. д.). Обычно снохождение продолжается от нескольких минут до получаса. Взгляд малыша становится отрешенным, выражение лица безучастным, какая‑либо реакция на окружающих отсутствует. Разбудить малыша тяжело, но если вдруг эти попытки увенчались успехом, то он долго не может прийти в себя, не понимает и не помнит, что делал, он просто дезориентирован.Дело в том, что действия во сне происходят в фазе глубокого (медленного) сна. Поэтому все, что было в этот период во сне, ребенок после пробуждения не ­помнит.

Причины лунатизма у детей

Как проявляется лунатизм у детей? Механизмы сноговорения и снохождения похожи на механизмы появления ночных детских страхов. В первую половину ночи не происходит плавного перехода от глубокого сна к поверхностному, поэтому развивается возбуждение в двигательных центрах коры головного мозга, что и является причиной появление сомнамбулизма у детей. Также как и ночные детские страхи, явления снохождения и сноговорения «любят» появляться в периоды стрессов, недосыпания, усталости.

Лунатизм связан с наследственностью. Согласно статистическим данным, в 30–60 % случаев такие же расстройства сна имелись у родственников малыша. Обычно сомнамбулизм у детей не требует специфической терапии и исчезает к шестнадцатилетнему возрасту.

Но нужно помнить, что в некоторых случаях (очень редко) под якобы «доброкачественным» сомнамбулизмом могут скрываться ночные эпилептические приступы. И в этом случае необходимо серьезное и безотлагательное лечение.

По внешнему виду отличить лунатизм от эпилепсии сложно, но вполне возможно: снохождение длится 5–30 минут, а ночные эпиприступы — 20 секунд — 5 минут; снохождение обычно постепенно прекращается самостоятельно или при лечении седативными препаратами к 12 годам, а эпиприступы во сне «поддаются» только противоэпилептической терапии. В дифференцировке этих состояний также может помочь консультация невропатолога и ночная полисомнография (ночной ЭЭГ мониторинг).

Опасен ли детский лунатизм и как себя вести родителям?

Если в семье есть ребенок-лунатик, не нужно волноваться и «сеять» панику, родители должны успокоиться. Нужно рекомендовать взрослым лишь более внимательно присматриваться к малышу во время его ночных хождений. Это необходимо, чтобы описать в подробностях все действия ребенка специалисту.

Важный момент: ребенка не нужно будить. Лучше просто провести его назад на кровать и подождать, когда малыш снова уснет. Впрочем, некоторые дети могут «поддаться» мягкому и ласковому пробуждению, после чего их легче перенести в спальню в свою кроватку.

Родителям не стоит обсуждать снохождение с ребенком. Можно лишь попытаться осторожно выяснить, помнит ли он что‑нибудь из прошлой ночи.

Обеспечить безопасность

Как мы уже упоминали, сноговорение практически безопасно, да и снохождение само по себе серьезной опасности для здоровья не представляет. Но существует опасность последствий. По данным статистики, дети, страдающие снохождением, в 25 % случаев причиняют себе вред (столкновение с опасными предметами, падение с крыши, выпадение из ­окна).Нередко дети-сомнамбулы причиняют повреждения окружающим — ранения острыми предметами и т. ­д.

Если факт сомнамбулизма очевиден и доказан, следует «рассчитать» вероятные «маршруты» ночных прогулок малыша, и тем самым предотвратить риск ­повреждений.

При приступах снохождения нельзя закрывать детей одних в комнате, но можно ограничить их выход из комнаты с помощью специальных предметов: дверь с сеткой, заборчик. Это поможет родителям услышать необычные ночные шумы и вовремя прийти на ­помощь.

Бывают случаи, что родители сами не замечают приступов лунатизма у ребенка (крепко спят и т. д.), но у них закрадываются подозрения. В таком случае можно «положиться» на радионяню или ­видеокамеру.

Снять напряжение

С медицинской точки зрения при детском сомнамбулизме эффективными будут незапланированные пробуждения ребёнка. Прерывание цикла сна предотвращает приступ снохождения. Лучше выработать своеобразный «график» сна. В первую очередь подразумевается отказ от активных игр перед сном и обеспечение полной тишины при ­засыпании.

При сомнамбулизме хорошим эффектом обладают успокаивающие чаи из лаванды, мелиссы, валерианы. Эти чаи способствуют стабилизации сонных ритмов. Благоприятно влияет хмель, который можно оставить в мешочке под подушкой малыша. Хмель оказывает успокоительное ­действие.

Хорошо перед засыпанием поговорить с ребенком о том, как у него прошел день, или просто похвалить малыша за хорошие поступки, которые он совершил днем. Даже обычные сказки на ночь и колыбельные могут существенно снизить риск появления приступов ­сомнамбулизма.

Наладить семейную обстановку

Такие хронические нарушения сна, повторяющиеся по несколько раз в месяц, незаметно и постепенно формируют поведенческую инсомнию, т. е. расстройство организации поведения, обусловленное неправильным сном, которое «превращает» жизнь родителей в ­кошмар.

Если мама ребенка, страдающего снохождением и сноговорением, полноценно не спит в течение трех-шести месяцев, то очень скоро она будет нуждаться в неврологической помощи! И хотя на первый взгляд сам ребенок не страдает от недосыпания, но проблемы со сном матери неизбежно вызывают психологические проблемы и у ребенка.

На практике заметна теснейшая связь расстройств сна у ребенка с психологическими неудачами в семье. «Климат» в семье при хронических расстройствах сна у ребенка заметно меняется не в лучшую сторону. И возникает замкнутый круг, где детские расстройства сна приводят к психологическим проблемам в семье, которые неминуемо ведут к учащению приступов сомнамбулизма. Не все семьи способны самостоятельно справиться с этими проблемами. В таком случае хорошие педиатры, неврологи и психологи помогут найти выход из сложной ситуации и справиться с ­трудностями.

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Оцените статью