Чувства при чтении пушкина

Чувства добрые. По творчеству А. С. Пушкина

У великого поэта не было изначально цели становиться воспитателем нравственности, однако в творчестве его проявилась такая личность, запросы которой отвечали идеалам просвещённого дворянства. Именно Пушкина считали декабристы идеологом своего движения, хотя сам он борцом за реформы стать не успел. Но всё его творчество становилось своеобразным манифестом для тех, кто мечтал о создании в России цивилизованного общества. И потому счёл нужным А.С.Пушкин побудить своих «братьев по музе» к воспитанию в себе «взыскательных художников», свободных в творчестве, но ответственных перед народом и Родиной.

В стихотворении «Пророк», написанном на основе библейской легенды, А.С.Пушкин писал о великой и священной миссии настоящего поэта – нести людям божественную истину. И такую роль может выполнить только избранный человек. Создавая образ поэта-пророка, автор показывает, как непросто, мучительно рождается творческая личность. Будущий поэт уже в самом начале пути должен испытывать духовную жажду. Без жизненного опыта и наблюдательности, без стремления познавать мир не получится хорошего мастера в любой сфере деятельности. Поэт тем более не имеет права на «слепоту» и «глухоту», то есть он просто обязан видеть страдания, слёзы и горе, слышать мольбы о помощи, чтобы поэтическое слово становилось и мечом в борьбе за человека, и спасительным бальзамом для его души. В своих творениях поэт отражает гражданскую позицию такого человека, который способен произносить истину всем без исключения, не страшась царей или других «сильных мира сего». Ему необходимо стать мужественным и самоотверженным, чтобы «глаголом жечь сердца людей», то есть влиять на разум, волю, сердце человека и его дела.
По мнению Пушкина, божественный дар даётся тому, кто свободен в выборе: что писать, о чём и для кого. В стихотворении «Поэту» он советовал «братьям по музе»:

. Дорогою свободной
Иди, куда влечёт тебя свободный ум, .
Не требуя наград за подвиг благородный.

Подчиниться поэт может разве что «воле божией», то есть «ниспосланному вдохновению». «Веленью божию, о муза, будь послушна», – пишет Пушкин в стихотворении «Памятник». Слугой при государевом дворе, исполнителем чужой воли он быть не желает, поэтому советует и другим не дорожить «любовию народной», не искать похвал или покровительства власти.

Одним из «добрых чувств», по мнению А.С.Пушкина, было желание служить своему народу и Родине, стремясь к тому, чтоб «над Отечеством свободы просвещённой» взошла «прекрасная заря» новой жизни. Эта мечта отражена в стихотворении «Деревня». И поэтому всё творчество поэта соответствовало его собственным духовным потребностям, запросам общества, требованиям времени. Недаром Пушкин в некоторых произведениях говорит от лица своих друзей или обращается к ним с призывом, как в стихотворении «К Чаадаеву»:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Во многих стихах Пушкина тема дружества соседствует с темой свободы. Возможно, потому, что лицеисты и современники поэта были воспитаны на стремлениях к прогрессу и к свободе. И это свободомыслие объединяло их:

Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой.

«Чувства добрые» вызывает и любовная лирика великого поэта. Для Пушкина любить значит жить. Это как восхищаться утренней зарёй, золотым нарядом берёзки или улыбкой девушки. Душа поэта настолько восприимчива к прекрасному, что она находится почти постоянно в том состоянии, которое подобно чувству влюблённости. Именно поэтому жизнь без любви представляется тусклой, унылой. Иногда поэту кажется, что сердце охладевает, разум смиряется с обыденностью или даже тяжестью бытия, но вдруг мелькнёт прекрасное виденье, и чувства «опять затрепетали пред мощной властью красоты». Возникает тот самый момент, когда хочется воспевать образ, подаривший вдохновение, как это отразилось в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».

Личность поэта всесторонне раскрывается в его стихах о любви. Например, в стихотворении «Я вас любил» автор неожиданно предстаёт как серьёзный, бескорыстный и мудрый человек, готовый к самопожертвованию. У него нет эгоистических чувств («я не хочу печалить вас ничем»), он способен любить «безмолвно, безнадежно». Но самое удивительное в том, что поэт желает своей возлюбленной быть любимой другим так же «искренно» и «нежно», как он любил её. Благодаря этим строчкам, создается особенный, возвышенный образ женщины, достойной такой любви. А в стихотворении «Мадона», посвящённом Н.Н.Гончаровой, Пушкин создает образ любимой, которую обожествляет. Он сообщает, что всегда хотел быть зрителем одного портрета:

. чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель.

В зрелом своём творчестве Пушкин нарисовал такой образ любимой женщины, который рискнул сравнить с Пречистой Девой Марией. Его любимая красива не только внешне, но и душой. В одном из писем Пушкина Наталье Николаевне есть такие слова: «Душа твоя так же прекрасна, как и лицо твоё». Поэт благодарит Творца за то, что он ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Пушкин преподал урок многим мужчинам, как следует относиться к женщине, к жене.

Сердце Пушкина, как он говорил, «не любить…не может»: он любит жизнь, людей, природу, свою страну. И, воспевая всё прекрасное, пробуждает лучшие чувства в душах читателей:

Москва. как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!

С таким же восхищением пишет поэт о Петербурге:

Люблю тебя, Петра творенье.

Вдохновенные строчки о Москве и Петербурге вызывают у многих поклонников поэзии А.С.Пушкина сентиментальное настроение, чувство восторга, умиления и благодарности за то, что он нашёл такие слова для выражения мыслей, объединяющих всех людей, которые осознают свою сопричастность к прошлому и настоящему своего Отечества.

Многие читатели любят стихи Пушкина, посвященные природе, где природа показана совершенно самостоятельным явлением, украшающим жизнь человека. Не менее важны пейзажные лирические отступления, помогающие понять внутренний мир героев:

. то холмик, то ручей
Остановляют поневоле
Татьяну прелестью своей.

Задача поэта – зажигать ответным огнём сердца людей. Действительно, под воздействием поэзии человек может становиться лучше, духовно богаче. И если стихи находят отклик в душах читателей, значит, заслуживают высокой оценки. Тогда поэт имеет право с гордостью предположить:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.

Источник

Эссе Читая Пушкина.

«Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека» (В.Г. Белинский).

Приближается 6 июня — Пушкинский день в России. Вновь хочется читать стихи поэта, смотреть кинофильмы, снятые по его произведениям, перечитывать воспоминания современников и писателей другого, XX века, влюбленных в его творчество и покоренных мощью его личности. В этом ряду стоят К. Вересаев, А. Ахматова, М. Цветаева…
В очерке «Чувство истории» К.Г. Паустовский писал, что его любимая историческая эпоха – первая половина XIX века, потому что это время Пушкина. «А всё, что связано с именем Пушкина, с людьми, которые его окружали или были его современниками, с местами, где он жил, полно для меня живого интереса и прелести», – отмечал писатель. Эти слова так созвучны моим мыслям, что « пальцы просятся к перу, перо к бумаге» — хочется говорить о Пушкине!
«Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека», — утверждал В.Г. Белинский.
Действительно, самое нужное и самое трудное для семьи и для страны — это воспитать человека. Кажется, это звучит странно: воспитать в человеке человека. Мы же от рождения уже люди!
Слово «воспитать» издревле имело значение «питати», т.е. вскормить.Однако не хлебом единым жив человек! Позднее это понятие приобрело новый смысл: «вырастить, привив какие-либо навыки, повлиять на развитие».
«Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – Человек», — писал К.Г. Паустовский. Как же воспитать в себе человека, читая Пушкина?
Во-первых, я считаю, поэзия Пушкина учит откликаться на прекрасное, например, мы видим глазами поэта зимнее утро («Мороз и солнце; день чудесный!»), зимний вечер («Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя»), «пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса».
Во-вторых, в произведениях Пушкина всегда много солнца, света, радости, вопреки всему плохому и трудному, что бывает в жизни. А насколько известно, жизнь великого поэта была достаточно трудной: ссылки, гонения, борьба с цезурой… Но, несмотря на это, поэт по-доброму советует другу или просто читателю:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не грусти,
День веселья, верь, настанет…
В-третьих, поэзия Пушкина подарила нам прекрасные образцы лирики дружбы, верности, преданности. Среди большого количества стихотворений-посланий тема дружбы занимает особое место. Поэт обращается к А. Дельвигу, В.А. Жуковскому, В. Кюхельбекеру… А после посещения Иваном Пущиным Михайловского, напишет знаменитое послание, в котором даст оценку этому поступку друга и признается ему в дружбе, назвав «бесценным другом»:
Мой первый друг,
Мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
В-четвертых, никто не мог так восторженно писать о любви, быть таким «незлобливым», даже если она оказывалась неразделенной:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
В-пятых, А.С. Пушкин, по выражению Н.В. Гоголя, « это русский человек, который явится нам через 200 лет», т.е. поэт опередил время. И действительно, его интересовали очень многие вопросы: и литературные, и общественные, и политические, и философские, и исторические… Он всегда «хотел быть с веком наравне»:
Ищу вознаградить в объятиях свободы
Мятежной младостью утраченные годы
И в просвещении стать с веком наравне.
В-шестых, Пушкин учит нас проявлению чувства доброты и благодарности к тем людям, которые тебя воспитали, окружали трогательной заботой. Примером могут быть строки, обращенные к няне: «подруга дней моих суровых», «голубка».
И, наконец, на постаменте главного памятника великому поэту в Москве начертаны слова из знаменитого литературного завещания — стихотворения «Памятник»:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал!
Это ли не есть великая миссия великого поэта?!
Итак, только беглый взгляд на поэзию А.С. Пушкина позволяет с уверенностью сказать, что, читая его произведения, можно воспитать в себе лучшие человеческие качества.
В заключение хочется привести воспоминания С.Я. Маршака: «Помню, лет шестьдесят тому назад замечательный русский композитор Анатолий Константинович Лядов спросил меня:
— Любите ли вы Пушкина?
Мне было в то время лет четырнадцать, и я ответил ему так, как ответило бы тогда большинство подростков, имеющих пристрастие к стихам:
— Я больше люблю Лермонтова!
Лядов наклонился ко мне и сказал убедительно и ласково:
— Милый, любите Пушкина!
Это отнюдь не значило: «Перестаньте любить Лермонтова».
И все же я до сих пор благодарен ему за доброе напутствие и полагаю, что дети нашего времени будут не менее благодарны своим педагогам и родителям за столь же своевременный совет:
— Милые, любите Пушкина!

Источник

«…Чувства добрые я лирой пробуждал… » (по лирике А.С. Пушкина) — сочинение

Мое восприятие поэзии А. С. Пушкина

С раннего детства мы вслушивались в чарующие звуки поэм и сказок великого русского поэта. Это подготавливает, считаю, к восприятию поэзии А. С. Пушкина, которая предназначена не детям, а взрослым. Из лирики Пушкина мне наиболее близки те его стихотворения, в которых говорится о таких святых для каждого человека чувствах, как дружба и любовь.

Лицеисты, соученики будущего поэта, оставили нам в наследство образец чудесного дружеского братства. Нам известно об этом, потому что многие лицеисты воспевали в стихах свою дружбу. Но, конечно, несравненно это сделал А. Пушкин. Дату 19 октября, день открытия Лицея, его выпускники отмечали ежегодно. Не все могли 19 октября собраться вместе, но лицеисты знали, что каждый в этот день вспоминает своих друзей.

Пушкин посвятил лицейской годовщине не одно стихотворение. В лучшем из них поэт тоскует, что в этот день он один в «пустынной келье» (Пушкин был в это время в Михайловском). Но он знает, что друзья, собравшиеся «на брегах Невы», помнят о нем. И он помнит обо всех.

С особой теплотой Пушкин вспоминает друзей, которые посетили «поэта дом опальный». Это были Пущин, который «усладил изгнанья день печальный» и превратил его в день Лицея, Горчаков, который «все тот же… для чести и друзей», и Дельвиг, чей «голос пробудил сердечный жар». Есть в стихотворении строки, которые знает каждый и которые, на мой взгляд, не требуют комментария:

Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.

Торжественные строки в честь Лицея соседствуют с грустными раздумьями: «Кому из нас под старость в день Лицея торжествовать придется одному?» Но поэт верит: 19 октября последний из лицеистов «вспомянет нас и дни соединений!» Вот это настоящая мужская дружба!

В детских сказках А. Пушкина любовь всегда была счастливой, любящие соединялись, преодолев многие препятствия. В лирических стихотворениях поэта о любви — вся гамма чувств: от «Печаль моя светла, печаль моя полна тобою…» до «Да здравствуют нежные девы и юные жены, любившие нас!» Два полюса как будто у пушкинской любви: печальный и безудержно веселый.

Есть у меня самое любимое стихотворение. Оно о безответной, безнадежной, безмолвной любви и о великодушии любящего, который не будет больше тревожить любимую своей любовью: Материал с сайта //iEssay.ru

Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим…

Самым известным стихотворением Пушкина о любви стало посвященное А. Керн «Я помню чудное мгновенье…» За шесть лет, прошедших между двумя встречами, поэт забыл и «голос нежный», и «небесные черты». Но душа пробудилась, и новая встреча вновь воспринимается «как мимолетное виденье», а сама Анна Керн — «как гений чистой красоты». Жажда любви и все желания поэта исполнились, когда Творец ниспослал ему Натали. «Моя Мадона, чистейшей прелести чистейший образец», — выше и чище такого признания в любви не сыскать в поэзии.

Такой праздник, как День влюбленных, есть. Это 14 февраля — день Святого Валентина, покровителя всех влюбленных. А вот Дня друзей нет, и если устанавливать его, то лучшей даты, чем 19 октября, нет. Думаю, что когда-то это осуществится.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • сочинение мое восприятие поэзии пушкина
  • мое восприятие пушкина
  • сочинение пушкин в моем восприятие
  • лирика пушкина в моем восприятии
  • пушкин в моем восприятии эссе

Сочинение на тему добрые чувства в лирике пушкина

Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В.Г.Белинский Пушкин-великий поэт и прозаик 19 века.Его произведения всегда глубоки по смыслу, интересны и поучительны.Пушкин писал о том, что волновало обыкновенных русских людей того времени:о несправедливости, тирании, крепостном праве, о смысле жизни, о дружбе и о любви.Поэтому темы его произведений до сих пор остаются волнующими, животрепещущими и интересными читателю.Проживая различные жизненные ситуации, Пушкин старается отразить их в произведении и подвергает его героев различным испытаниям, расскрывая читателю разнообразие человеческих образов.Лирический герой Пушкина сложен и многогранен, его образ-это духовно богатая, патриотичная и свободолюбивая личность, протестующая против деспотизма и тирании, верящая в торжество справедливости, готовая бороться и отстаивать свои убеждения.Вместе с тем герою Пушкина не чуждо чувство прекрасного:дружба, любовь, рассуждения о смысле жизни, близость к природе.Лирический герой поэта-это совокупность положительных качеств самого Пушкина. Лирика Пушкина-это отражение его собственных чувств и переживаний.С помощью героев своих произведений Пушкин раскрывает читателю частичку своей души, его призывы и признания всегда искренны. Центральное место в лирике Пушкина занимает тема свободы и патриотизма.Во многом на творчество поэта оказало влияние его дружба с декабристами.Свободолюбивые порывы и жажда справедливости проявляются в знаменитой оде “Вольность”.Главная мысль оды в том, что страной должен управлять просвещенный правитель, то есть тот человек, который понимает, какую ответственность он несёт за каждый свой поступок, осознаёт значимость закона и прав человека.Пушкин предупреждает: Тираны мира! трепещите! и призывает угнетённый народ бороться за свободу: А вы мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы! Поэт убежден в том, что ни тюрьмы, ни алтари не оградят тирана от мести народа: И днесь учитесь, о цари: Ни наказанья, ни награды, Ни кров темниц, ни алтари Не верные для вас ограды. Поэтому Пушкин призывает царей перейти на сторону закона: Склонитесь первые главой Под сень надёжную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. Но обращение Пушкина осталось без ответа.За столь дерзкое обличение пороков того времени поэта ждала ссылка. Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям и единомышленникам.Таким является стихотворение “К Чаадаеву”.В его строках поэт призывает друга посвятить жизнь освобождению народа: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! В Пушкине живет глубокая надежда и вера в светлое будущее Родины: Товарищ, верь:взойдёт она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! В стихотворении “Деревня” поэт обличает главный порок России-крепостное право.Лирический герой видит “везде невежества убийственный позор”.Это стихотворение построено на противопоставлении:в первой части перед читателем предстает умиротворенная жизнь деревни, идилия окружающей природы.Эта красота близка и дорога каждому русскому человеку.Читая строки Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья, проникаешься чувствами лирического героя, понимаешь, что именно единение с миром природы приносит ему покой и вдохновение, то, чего не может дать шумная и пустая жизнь столицы.Лирический герой стихотворения впервые чувствует себя по-настоящему свободным и счастливым. Во второй части Пушкин обличает “барство дикое” и “рабство тощее”.Даже здесь, в прелестном “пустынном уголке” процветает тирания и рабство: Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца. Но несмотря на жизнеутверждающие призывы в стихотворении “К Чаадаеву”, в “Деревне” у Пушкина нет абсолютной уверенности, что страна будет освобождена от крепостничества.Поэт понимает, что его мечта еще очень далека от осуществления: Увижу ль, о друзья!народ неугнетённый И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдёт ли наконец прекрасная заря? Какую бы тему не затрагивал Пушкин, в его стихах торжествует разум.Поэт остаётся верен своему девизу:”Да здравствуют музы!Да здравствует разум!”В духе торжества разума написана знаменитая “Вакхическая песня”. Пушкин посвящает это стихотворение духовным человеческим радостям.”Вакхическая песня”-это позитивный, жизнеутверждающий гимн человеческому разуму: Ты, солнце святое, гори! Как эта лампада бледнеет Пред ясным восходом зари, Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертным ума. Да здравствует солнце, да скроется тьма! Но на смену юношескому задору приходят философские размышления о смысле жизни, ностальгия по ушедшим дням.Теме жизни и смерти посвящено прекрасное стихотверение поэта “Брожу ли я вдоль улиц шумных…”В стихотворении говорится о неизбежности смерти.Но, несмотря на грустную тему, стихотворение просветлено мудрым взглядом на мир, несмотря на тоску по юности, Пушкин уступает место новому, молодому поколению: Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести. В стихотворении ощущается светлая грусть и смирение. Мысли Пушкина о смерти неотделимы от мыслей о вечности: И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять. Еще одно стихотворение о размышлениях о жизни-“Вновь я посетил…”Это произведение Пушкина не просто филосовское и грустое, оно возвышенное и светлое.Пушкин понимает, что его время прошло, и он смиренно приветствует новое поколение: Здравствуй, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст, Когда перерастешь моих знакомцев И старую главу их заслонишь От глаз прохожего.Но пусть мой внук Услышит ваш приветный шум, когда, С приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет. И в этом, и во многих других филосовских стихотворениях поэт открывает самые простые и вечные истины.Именно благодаря простоте философская лирика Пушкина стала бессмертной классикой. Огромное место в творчестве Пушкина занимают стихотворения, посвященные дружбе.Дружба для поэта всегда была священна, из нее он черпал вдохновение.Друзьями поэта были близкие по духу люди, дружбу с которыми Пушкин пронес через всю жизнь.Одно из первых стихотворений, посвященных дружбе,- “Пирующие студенты”.Стихотворение наполнено юмором, шутками над друзьями и весельем.После окончания лицея в стихотворении “К Чаадаеву” Пушкин с легкой грустью вспоминает об этой беззаботной поре: Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман. Стихотворение “19 октября”-это размышление, грусть, полное одиночество: Печален я:со мною друга нет, С кем долгую запил бы я разлуку, Кому бы мог пожать от сердца руку И пожелать веселых много лет. Но, несмотря на одиночество, воспоминания о друзьях помогают жить,поднимают поэту настроение, несмотря не ссылку, Пушкин мыслями и душой с друзьями.Дружба спасает его от “сетей судьбы суровой”, помогает поэту преодолеть трудный период жизни,дает надежду на скорую встречу с друзьями,веру в то, что их союз ничто не в силах разрушить: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа,неразделим и вечен,- Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз Куда бы нас не бросила судьбина, И счастие куда б не повело, Все те же мы:нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. Особенно ярко талант дружбы в поэте расскрывается после поражения декабристского восстания.Пушкин поддерживал друзей во время ссылок и передавал через их жен свои жизнеутверждающие стихотворения.Пушкин не изменил своим убеждениям.Надежда поэта на торжество свободы отражается в ободряющем стихотворении “В Сибирь”, в котором он убеждает друзей в том, что все что они сделали для Родины не напрасно: Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут-и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. Друзьям-декабристам посвящено и стихотворение “Арион”, в котором Пушкин рассказывает об их трагической участи: …В тишине На руль склонясь, наш кормщик умный В молчанье правил грузный челн; А я – беспечной веры полн- Пловцам я пел… Несмотря на гибель пловцов-декабристов, певец Арион сохраняет верность своей благородной миссии, идеалам и убеждениям.”Я гимны прежние пою”,-говорит герой. Особое место в творчестве Пушкина занимают стихотворения, посвященные любви.Поэт первым с такой глубокой искренностью рассказал о любви, возвышающей человека.Мне кажется, самым изумительным стихотворением о любви является стихотворение “Я помню чудное мнгновенье…”, которое Пушкин посвятил А.П.Керн.Поэт умеет найти удивительные слова, чтобы описать действие любви на человека: Душе настало пробуждение: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В этом стихотворении отразилось все: и грустные и нежные воспоминания, и горестное сознание утраты, и воодушевляющие сердце чувства. Такой же глубиной мысли и чувства наполнено и стихотворение “На холмах Грузии…”: Мне грустно и легко;печаль моя светла… Унынья моего ничто не мучит, не тревожит… Однако чувства, переполняющие автора уже иные:его сердце уже не может не любить.Перед читателем предстает чистое чувство, свойственное любому человеку. Не менее высокое и нежное чувство открывается перед нами и в стихотворении “Я вас любил…”Здесь Пушкин показывает, что настоящая любовь не эгоистична.Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимому человеку: Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. “Я вас любил…”- драматическое произведение о неразделённой любви.Любовь героя еще не остыла, она живет в нем и волнует его душу: Я вас любил безмолвно,безнадежно, То робостью, то ревностью томим. Однако, несмотря на силу своей любви, герой не смеет беспокоить дорогую ему женщину.Он сознательно побеждает свои чувства, так как покой любимой для него важнее собственных терзаний: Я не хочу печалить вас ничем. Стихотворения о любви Пушкина поражают благородством, пылкостью и искренностью чувств героя. Тема красоты русской природы всегда занимала значительное место в творчестве Пушкина.Родная природа дорога поэту, с помощью пейзажей Пушкин описывает внутреннее состояние души, настроение, переживания.Ближе всех остальных времен года для поэта была осень.”Из годовых времен я рад лишь ей одной”,-пишет автор.Осень полностью отражает внутренний мир поэта, его унынье и тоску.Осень предстает перед нами действительно очаровательной порой, достойной любования.Она-символ увядания, но за ее унылостью скрывается стремление к новой жизни: Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Природа пробуждает все лучшее в сердце поэта, осенью его душа расцветает: Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят-я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн… Также яркое отражение природа находит и в лирических отступлениях в романе “Евгений Онегин”.В отступлениях романа Пушкин дает чудесное описание пейзажей, его стихи полны радости,грусти о прошедших днях: Как грустно мне твое явление. Весна, весна Пора любви? Какое томное волнение В моей душе, в моей крови. Еще одно прекрасное произведение о природе-стихотворение “К морю”.Здесь Пушкин выражает свои самые сокровенные чувства, наполняя стихотворение глубокими философскими размышлениями о жизни и смерти, свободе и неволе, человеческой судьбе. Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещещь гордою красой. Море не просто олицетворяется в стихотворении, оно превращается в живое существо-друга, которому поэт расскрывает свою душу.Но и с этим единственным оставшимся у него в мире другом нужно проститься: Прощай же, море!Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн. Природа в лирике Пушкина играет особенную роль.Наедине с природой поэт полностью расскрывается духовно, находит умиротворение и гармонию. А.С.Пушкин оставил после себя неоценимое наследие. Темы для произведений поэт черпал из собственной жизни, личных переживаний.Его убеждения и призывы, чувства и ощущения всегда искренни, они исходят из глубины души.Стихи Пушкина учат быть неравнодушным к несправедливости, бесправию, тирании, делают человека духовно богаче, нравственно чище, человечнее, чувствительнее к переживаниям других людей, заставляют задуматься о ценностях и о смысле жизни, смерти и вечности. Благодаря лирическим произведениям поэта человек становится ближе к природе, учится видеть красоту вокруг себя, находить гармонию и умивотворение с окружающим миром.Поэзия Пушкина – целый мир добрых чувств, каждое из которых – “благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное”. Добавил

Сочинение 8 класс. «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина

При словосочетании «чувства добрые» на ум неизменно приходят строки из пушкинского «духовного завещания»:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий вех восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Здесь поэт уже твердо уверен в своей способности «пробуждать» души, тогда как в двадцать лет он восклицал: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!» От юношеских мечтаний — к зрелому восприятию жизни. На протяжении всего своего творческого пути Пушкин был певцом «добрых чувств», они пропитали его лирику, стали ее неизменными спутниками. Глубинный смысл пушкинской лирики именно в пробуждении самых светлых, самых высоких чувств. Причем это не громкие лозунги, и именно душевное устремление поэта. Пушкин — душа, открытая людям, мгновенно откликающаяся на дружбу и любовь. Он не был основателем русской поэзии, но его всегда называют первым, когда начинают вспоминать классиков. Он, как никто, бередил умы и заставлял биться сердца. Пушкин — поэт вне времени, потому что его переживания и размышления близки и понятны любому современнику. Можно любить или не любить Пушкина, понимать или не понимать его, но никто не будет спорить, что от его творений исходит свет, теплота, добро, что они человечны. Какие же именно чувства пробуждал (и продолжает пробуждать) Пушкин? Это чувства, вечные, как сама жизнь,- патриотизм, любовь, дружба, надежда, вера, пони-мание, сочувствие, благородство, честь, верность идеалам. Удивительно, что все эти качества были присущи одному человеку, но тем не менее — это так. Пушкин воплотил их не только в своем творчестве, но и в себе самом. Нельзя, конечно, идеализировать Пушкина, каким бы великим поэтом он не был. Как любому человеку, ему присущи были недостатки. Он ведь был живой, да к тому же человек, жадный до жизни. Но «хороший», «добрый» человек — вовсе не значит «идеальный». Можно обладать огромным количеством изъянов, но при этом стремиться к свету. Пушкин был таким. Общеизвестно, что особенно дорогими для него чувствами были дружба и любовь. Характерная черта поэта в том, что он отдавался им без остатка, они были в каком-то смысле оправданием его существования. Не нужно долго искать образец «добрых чувств» в той или иной области. Вот любовь:

Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен -Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз.

И, раз уж речь зашла об этом стихотворении («19 октября»), то уместно здесь привести строки из него, посвященные лицейским учителям, строки, в которых звучат слова во-первых благородного человека, а во-вторых — истинного христианина:

Наставникам, хранившим юность нашу, Всем честию, и мертвым и живым, Кустам подъяв признательную чашу, Не помня зла, за благо воздадим.

Ведь это христианская мораль: не помни зла; если тебя ударили по одной щеке — подставь другую. А христианство — одна из самых гуманных религий по своей сути. Конечно, нельзя забывать об инквизиции, кровопролитных войнах, косности, стяжательстве священнослужителей, на ведь основа-то — десять заповедей, проповеди Христа. К тому же, Пушкин был православным, а это по своей природе мирная, всепрощающая религия. Библейская символика изредка встречается у Пушкина. Не будет ошибкой утверждать, что самое известное стихотворение на библейскую тему — «Пророк». Оно достаточно полно отражает пушкинский взгляд на призвание поэта. Долг поэта — священен, ибо идет от бога. Поэт является пророком в самом широком понимании этого слова, язык его — змеиное жало. Не приходится сомневаться, что стихотворение, столь грозное по своей форме, все-таки имеет в первооснове все то же «пробуждение чувств». Ведь «жечь глаголом сердца людей» значит изрекать истину. А истина, честность, совесть — высшие нравственные ценности. Говоря о Пушкине, нельзя не упомянуть о вольнолюбии и патриотизме. Человек, обладающий этими двумя качествами, — достойный, прекрасный, благородный человек. Только люди с тонкой душевной организацией, с обостренным восприятием действительности тяготятся отсутствием свободы. Пушкин, в душевных качествах которого не приходится сомневаться, был страстным свободолюбцем, тем более, что художник и не может творить, будучи зависимым от чего бы то ни было. Пример тому — советские времена, когда гениальнейших поэтов заставляли писать высокопарные оды, прославляющие государство, вождя. Сейчас стихов этих никто не помнит. Но вернемся к Пушкину. Он стремился к свободе, более того — призывал к ней других. Правда, зачастую его постигало разочарование: «Зачем стадам дары свободы?» Тем не менее вольнолюбивая пушкинская лира не умолкала никогда. Наконец, патриотизм, самая высшая форма любви, занимает немалое место в лирике Пушкина. Говорить об этом, цитировать, пытаться доказать, подтвердить любовь поэта к Отчизне бесполезно. Все сказано им самим. Россия и всегда только Россия — главная муза Пушкина и его святой идеал. Ох служил ей всю жизнь и в этом служении воплотились все «чувства добрые» — и дружба, и любовь, и свободолюбие — все. Лирика Пушкина в самом деле делает добрее, лучше, очищает и утешает в горькую минуту Стоит прочесть несколько стихотворений не по принуждению, а по доброй воле — и Пушкин перестает быть хрестоматийным поэтом, а становится своим, родным, близким и понимающим.

Источник

Оцените статью