- Конспект занятия для учащихся 4 класса по теме «Наши эмоции»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Психологическое занятие по теме «Наши эмоции»
- Урок по окружающему миру «Мир чувств. Эмоции» план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Эмоции человека
- Эмоции – краски переживаний
- Чувства и эмоции
- Что мы узнали?
Конспект занятия для учащихся 4 класса по теме «Наши эмоции»
Материал предназначен для психологической работы с учащимися 4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_emotsii_4_klass.docx | 48.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое занятие по теме «Наши эмоции»
Цель: коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
познакомить детей с эмоциями;
учить определять эмоциональные состояния других людей;
развивать умение владеть своими эмоциями, анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются;
воспроизводить эмоции, уметь анализировать собственные эмоции.
Воспитание толерантного отношения к эмоциональным проявлениям других людей.
Материалы: Плакат со схематичным изображением эмоций, карточки с заданиями, бланки с названиями эмоций.
I этап: Вводная часть
Эмоциональный настрой. Упражнение «Подари друг другу улыбку».
— Ребята, как вы считаете, можно ли грустить, когда улыбаешься? Предлагаю, подумав о грустном, улыбнуться. В результате дети должны сделать вывод: когда улыбаешься, настроение меняется само собой, поэтому улыбка может помочь справиться с плохим настроением.
Все люди иногда бывают злыми и раздражительными, а иногда добрыми и веселыми, «внутри нас живут» наши друзья и наши враги — эмоции.
II этап: Основная часть
Обсуждение понятия эмоции.
Вниманию ребят предлагается плакат со схематичным изображением эмоций.
Ребята узнают и называют эмоции.
— Ребята, как вы считаете, что такое эмоции, как вы понимаете это слово?
Обобщая ответы детей, дается определение:
Эмоции — это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас.
— Могут ли эмоции нанести человеку вред? Какой вред? (потеря друзей, любви близких, одиночество, болезнь)
Привлекать ребят к обсуждению и объяснению всех ответов.
- Перечислите, какие эмоции можно назвать нашими врагами (злость, агрессия, насмешка, грубость, ярость, и т. д.).
- Посмотрите, на плакате хорошо видно, что даже выражение лица становится неприятным, когда человек становится рабом своих внутренних врагов. Общаться с такими людьми неприятно.
- Как еще можно побороть своих внутренних врагов? (Досчитать до 20, побыть одному, улыбнуться, подумать о чем-то хорошем, написать на бумаге и разорвать.)
- Назовите положительные эмоции (радость, нежность, доброжелательность, спокойствие, уверенность и т. д.).
- Положительные эмоции помогают бороться с нашими «врагами», поэтому положительные эмоции можно назвать нашими друзьями.
Предлагаю учащимся придумать небольшой рассказ, ориентируясь на картинки. «Я начну придумывать историю, а вы продолжите. Например, Таня вышла во двор гулять. Она взяла мяч. Настроение у неё было вот такое…(показывается 1 карточка ) Затем Таня…(показывается следующую карточку).
Игра «Изобрази эмоцию».
Всем участникам раздаются карточки, на каждой написана эмоция, которую нужно изобразить без слов, — через мимику, жест, интонацию, позу и т.д., остальные угадывают, какая эмоция изображалась. На карточках написаны эмоции: радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и др. Какие причины (события) могут вызывать эти чувства?
Упражнение «Угадай эмоцию».
Предлагаю детям ситуацию: «Друг взял у тебя книгу на один день, а не отдает уже давно. Книга тебе очень нужна. Ты звонишь и говоришь реплику, которая у тебя на карточке».
Примеры ответов детей.
- Если ты не принесешь мне завтра же книгу, то тебе не поздоровится! Предупреждаю!
- Извини, но мне очень нужна книга.
- Немедленно верни книгу!
- Послушай, что с тобой случилось? Ты здоров? Я волнуюсь, ты не принес мне книгу, может, я зайду к тебе?
- Пожалуйста, принеси мне книгу, она мне нужна. Если захочешь, то я тебе потом дам её дочитать.
Ведущий предлагает детям обдумать, каким был их ответ:
- «сдержанным» — сделай вид, что не сердишься;
- «агрессивным» — мне плохо, тогда и тебе будет плохо;
- «мирным» — скажи о своих чувствах так, чтобы это никому не причинило вреда.
Ведущий предлагается детям выбрать самый приемлемый ответ.
Игра «Назови эмоцию».
Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в другую сторону и называются эмоции, помогающие общению. Эмоции можно выражать разными средствами: через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.
Затем идет обсуждение:
- Если эмоции могут быть нашими врагами, то нужно ли учиться управлять ими.
- Как этому научиться?
После всех ответов ведущий делает вывод: владеть эмоциями — это:
- Уважать права других.
- Проявлять терпимость к чужому мнению.
- Не причинять вреда и насилия.
- Мириться с чужим мнением.
- Не возвышать самого себя над другими.
- Уметь слушать.
III этап: Заключительная часть:
Анализируя разные способы выражения эмоций, важно подвести детей к выводу: «Эмоции очень трудно подавлять, это необязательно, если человек умеет их выражать мирно, не разрушая дружеские отношения и не нанося вред своему здоровью. Этому нужно учиться.
До следующего занятия постарайтесь понаблюдать за своим поведением в разных ситуациях общения и отметить, как вы владеете своими эмоциям.
Источник
Урок по окружающему миру «Мир чувств. Эмоции»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект данного урока разработан для обучающихся 4 класса (УМК «начальная школа 21 века»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_okruzhayushchiy_mir.docx | 24.57 КБ |
emocii_cheloveka.ppt | 515 КБ |
zritelnaya_gimnastika_.ppt | 231.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир (4 класс)
Мир чувств. Эмоции
Тип урока. Комбинированный
Цель: ознакомление с понятиями: «чувства», «эмоции».
— уметь различать эмоции и чувства;
— развивать умение управлять своими эмоциями;
— воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу
Оборудование: плакаты с темой урока и крылатыми выражениями; плакат «Язык – орган вкуса»; мультимедийная презентация «Эмоции человека»; мультимедийная презентация «Зрительная гимнастика по тренажёру В.Ф. Базарного»; компьютер, проектор.
II.Проверка домашнего задания.
(Идёт фронтальный опрос, 2 ученика индивидуально работают по карточкам)
-Сколько органов чувств у человека? (5)
— Перечислите их.(Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)
1) — Что является органом вкуса?
Работа с плакатом «Язык – орган вкуса».
— Расскажите и покажите различные вкусовые зоны языка.
— Только ли эти вкусы различает язык?
— Как можно развить свои вкусовые восприятия?
— Сколько живут клетки, отвечающие за вкусовое восприятие? (10 дней)
— Докажите, что вкус связан с обонянием.
— Кто такой «дегустатор»?
2) –Назовите главный орган осязания.(Кожа)
— Где находятся самые чувствительные участки кожи?
— У каких людей лучше всего развито осязание? (у слепых)
— Как они это используют в своей жизни.?
— Может ли человек жить без органов чувств?
— Что произойдёт, если эти чувства человек утратит?
III.Сообщение темы и целей урока.
— Послушайте стихотворение и определите тему урока.
Сколько чувств выражают лица:
То радость, то слезами готовы залиться,
То страх, то восторг, то волнение,
То удивление, то огорчение…
Попробуем сегодня мы понять,
Как может эмоции человек проявлять.
— О чём мы узнаем на уроке?
(Чтение темы урока на доске)
IV.Работа над темой урока.
Работа с учебником (с.40)
— Прочитайте высказывания двух людей о том, что отличает человека от машины- робота, и скажите, кто из них прав.
Утром солнышко проснулось,
И, отбросив одеяло,
На зарядку побежало.
— А теперь улыбнитесь друг другу. Улучшилось ли ваше настроение?
— При помощи, какой части тела, мы выразили свои эмоции?
— Когда люди хорошо понимают друг друга, то говорят, что они понимают друг друга с полуслова, а ещё лучше, когда они понимают с одного взгляда. Давайте проверим, сможете ли вы по выражению лица, узнать состояние, настроение человека.
Работа с опорой на презентацию. (После ответов учащихся к каждому слайду учитель делает обобщение)
Слайд 1. Заголовок.
Слайд 2. Чтение вступления (хором).
Слайд 3. Этот человек улыбается: он добрый.
Слайд 4. А этот человек чем-то недоволен.
Слайд 5. Этот человек чем-то сильно испуган.
Слайд 6. Посмотрите, как человек улыбается. Он весёлый.
Слайд 7. Этот человек кричит. Он злой.
Слайд 8.Когда люди о чём-то мечтают, они смотрят наверх.
Слайд 9. Этот человек секретничает.
Слайд 10. Этот человек что-то замышляет.
Слайд 11. Этот человек узнал что-то приятное или ему в голову пришла чудесная
мысль. Он радостный, возбуждённый.
Слайд 12. Этот человек озадачен, думает.
Слайд 13. А этот шутит, кривляется.
Слайд 14. Эта девочка добрая, спокойная, заботливая.
Слайд 15. Этот человек злой, нехороший.
— Какие мышцы лица помогают нам выражать свои эмоции? (мимические мышцы).
Работа с учебником. (с. 41 абзац 4)
— Как эмоции влияют на состояние человека?
— На какие группы можно разделить все эмоции? (положительные и отрицательные)
Упражнения: «Ушки», «Цапля»
Работа в ТПО с.19 № 51 (самостоятельно)
с.19 № 52 (в парах)
— Есть ли эмоции у животных?
Вывод : эмоции людей более разнообразные.
Учитель: Сильные, глубокие эмоции называются чувствами. Любовь и утрата близких людей — самые продолжительные человеческие чувства.
Зрительная гимнастика по тренажёру Базарного
На доске записаны «крылатые выражения»:
-Прочитайте, объясните значение этих выражений.
- Злые языки страшнее пистолета.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Слово лечит, слово ранит.
Вывод : нужно уметь управлять своими эмоциями.
— Вспомните упражнения, которые помогут нам регулировать свои эмоции.
Упражнение «Досчитай до десяти», «Зеркало»
— Прочитайте и о новых упражнениях в учебнике (с. 44)
— Люди, какой профессии могут запечатлеть эмоции, настроение человека на холсте или на листе бумаги. (Художники, фотографы)
Беседа по картине «Тройка» Василия Перова (с. 43)
— Кто изображён на картине?
— Что выражают их лица?
— Почему они выполняют такую непосильную работу?
— Какие слова можно использовать для описания этих детей?
— Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?
V.Закрепление изученного материала
Игра-пантомима «Что это значит?»
-Ребята, вы уже несколько лет обучаетесь в одном классе. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете друг друга
(Заранее подготовленные дети демонстрируют различные эмоциональные состояния, остальные – расшифровывают их)
— Как бы вы могли помочь своему однокласснику справиться с отрицательными эмоциями?
(Дети предлагают свои решения проблемы, совместно делаются выводы)
Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.
— При помощи чего человек выражает своё настроение?
— На какие группы можно разделить все эмоции?
— Нужно ли управлять своими эмоциями? Почему?
— Какие эмоции вызвал у вас этот урок?
-Спасибо за работу!
VII. Домашнее задание.
Учебник с. 40-45 прочитать, придумать три вопроса по содержанию. Найти и прокомментировать фотографии людей, выражающие какие-либо эмоции, чувства.
Выставление и комментирование оценок.
Список использованной литературы:
Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой. Часть I авт.-сост. Т.С. Гулуева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 208 с.: ил.
Источник
Эмоции человека
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 830.
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 830.
Человек – это очень сложный организм, который не только выполняет основные функции жизнедеятельности (еда, сон, движение), но и реагирует на окружающий мир посредством эмоциональных переживаний. Эмоции человека отражают его отношение к происходящим событиям, людям и их поступкам, явлениями природы.
Эмоции – краски переживаний
Эмоции – это переживания, благодаря которым человек может выразить свое отношение к окружающему миру и самому себе. Все эмоции выражаются не столько словесно, сколько при помощи мимики, в которой задействованы глаза, брови, рот. Очень часто сильные эмоции сопровождаются выразительными движениями и жестами.
Рис. 1. Мимика человека.
Спектр человеческих эмоций очень широк, и различить их совсем несложно по выражению лица.
К самым главным из них относятся следующие:
- Злость, ярость, гнев – очень сильные отрицательные эмоции, которые человек выражает в качестве протеста против ощущаемой им несправедливости. В порыве злости губы плотно сжимаются или, напротив, приоткрываются, обнажая зубы. Глаза сужены, брови сведены на переносице, лоб нахмурен.
- Радость– яркое позитивное переживание, связанное с внутренним состоянием человека или благоприятной для него ситуацией. Такую эмоцию трудно не заметить: лицо расплывается в улыбке, глаза чуть сощурены и буквально светятся от счастья.
- Страх– естественная защитная реакция организма при возникновении угрозы его благополучию или здоровью. Человек, скованный страхом, приподнимает вверх брови, невольно приоткрывает рот и глаза.
- Грусть– подавленное состояние, при котором ухудшается настроение, порой, без видимых на то причин. Уголки губ опускаются, взгляд становится печальным, задумчивым.
Конечно же, в разные моменты жизни человек испытывает куда больше эмоций, среди которых волнение, интерес, равнодушие, обида, смущение, жалость и многие другие.
Эмоции испытывает не только человек, но и животные. Глядя на кошку или собаку, можно с легкостью определить, в каком она настроении. Ученые доказали, что, чем сложнее организовано животное, тем более широкий спектр эмоций оно способно испытывать.
Чувства и эмоции
Все эмоции делятся на два больших лагеря: положительные и отрицательные.
- Такие положительные эмоции как восторг, радость, ликование оказывают благотворное влияние не только на человека, который их испытывает, но и на окружающих его людей. Такие эмоции обладают сильной позитивной энергетикой, и способны «заряжать» других людей хорошим настроением.
- Отрицательные эмоции – гнев, злость, страх – напротив, могут существенно навредить здоровью человека. Кроме того, подобные эмоции способны легко передаваться окружающим, и в коллективе на пустом месте может появиться нервозность, немотивированная обида друг на друга.
Каждому человеку очень важно научиться контролировать негативные эмоции, которые никогда ни к чему хорошему не приводят. Чтобы избавиться от негатива, следует переключить свое внимание на что-то приятное. В этой ситуации на помощь придет кинокомедия, легкая и приятная литература, любимая музыка, общение с друзьями, игры с домашним питомцем, занятия спортом.
Что мы узнали?
При изучении темы «Эмоции человека» по программе 4 класса окружающего мира мы узнали, что представляют собой эмоции и каким образом человек их выражает. Мы выяснили, насколько широк спектр эмоциональных переживаний, узнали, как бороться с отрицательными эмоциями.
Источник