Какие чувства мешают/помогают устанавливать межличностные отношения?
Если рассматривать межличностные отношения как сильное притяжение, как связь, которая в какой-то момент возникает между (двумя и более) людьми, то я бы выделила следующие чувства, которые, помогают устанавливать такую связь:
- доверие и симпатия;
- честность и дружелюбие;
- искренний интерес друг к другу;
- сочувствие;
- благодарность и взаимовыручка;
- нежность и любовь.
- все отрицательные качества, такие как гнев, раздражение, чувство злобы, зависть, скрытая или явная неприязнь, высокомерие и пренебрежение.
Характер межличностных отношений обусловливает и чувства, которые их вызывают. Так, например, чувства, помогающие устанавливать межличностные отношения между коллегами, могут довольно сильно отличаться от чувств, которые помогают устанавливать отношения между родителями и детьми.
Конечно же мешает злоба, зависть, всякое отрицательное. Может помочь терпение и умение адекватно воспринимать чужие недостатки. Сочувствие и сопереживание, как ни странно, тоже могут помешать — их бывает слишком много, что не всегда приятно. Помогает умение слушать, это почти всегда)
Мне кажется, что межличностным отношениям мешают такие человеческие качества как гордыня, надменность, неискренность. Их любой человек почувствует и к себе и заметит от другого человека. А доброта, участие, заинтересованность в жизни другого человека, отсутствие боязни новых знакомств только помогают этому. А также помогает эмпатия — это способность человека поставить себя на место другого.
Всё от недостатка образованности и из-за неинформированности. Аллергия абсолютно точно существует. И не только пищевая (хотя она самая популярная), но также бывают аллергические реакции на запахи, шерсть, пух, пыльцу, бытовую химию, различные ткани, на воду, на фоне стресса и даже на собственную менструацию (у женщин). Знаю это точно как аллергик с многолетним стажем. Более того, почти у каждого человека есть подверженность аллергии на определенный компонент. Просто многие эту аллергию не провоцируют и она «спит» в организме всю жизнь. Кто-то дает организму неудачный толчок и всё.
И еще хочу сообщить дилетантам-скептикам, которые считают, что аллергию кто-то «придумывает». Аллергия — это не только кашель, насморк и выделения из слизистой. Она еще может быть в виде высыпаний на теле и даже внутри кожи (подкожный зуд), а также выражаться в виде опуханий частей лица (глаз, губ, лба, щек, носа).
У меня свекровь ни за что не верит в существование аллергии. Я ей говорю, что мне нельзя всё острое и красно-оранжевые продукты растительного и животного происхождения. А она упорно пытается угостить меня своими блюдами с перцем и тыквой, еще и обижается, когда отказываюсь: «Я же старалась, готовила». И что, думаете, я ей не показывала на себе, как выглядят аллергические высыпания на теле? Отвечает: «Это потому что ты несколько лет курила и мало бываешь на свежем воздухе». По ее словам, у меня никотин так выходит из организма. А то что, что я этим страдала с 17-ти лет, а закурила только в 30, вообще ни разу не аргумент.
Верят-не верят. Может, еще и Отек Квинке сказки? А это, кстати, практически последняя стадия аллергии. Кому интересно, могу рассказать, как от этого можно сконать.
Надо просто забивать на чье-то «верие» или «неверие» и заниматься своим здоровьем. Я вот четко знаю, что мне противопоказан ряд таких-то продуктов и бытовая фосфатная химия, и лучше в чем-то себе откажу и себя ограничу, чем буду ходить, как пятнистый леопард, лежать под капельницами, принимать уколы и глотать пригоршнями таблетки. Тем более, леопардовый принт уже лет 10, как не в моде.
Да все просто — не с чем сравнивать. Человек так устроен — очень быстро привыкает к хорошему. У многих потолком счастья была вода (холодная) из крана. А сейчас конечно ни дров, не сенокоса, ни колодца с коромыслами (современные дети уже и слова то такого не знают, не говоря уже про ухват). Хочешь чаю попить — попрыгай полчаса перед самоваром, вот и попьешь.
Все как то к телеку или компу торопятся. Мало кто на лыжи или в футбол по дворе. Машинку с бельем и посудой поставил, бряк на диван и давай глядеть как другие люди живут счастливо: имеют свободы неописуемой, по две машины, по загородной вилле, слуг и яхт. Ну да, хорошо там где нас нет.
После комуналок и старых развалин отдельная квартира, пусть даже очень маленькая была, но СВОЯ, отдельная ! А это всегда радует.
Все верили, что будет лучше, верили, терпели и стремились. У людей была искренняя вера, что государство думает о них, заботится и сделает ещё больше.
А если придётся снова жить в комуналках то думаю убийства по бытовухе увеличиться в разы.
Я думаю можно просто попросить, мне неприятно, что вы называете меня ты мы чужие люди, давайте на ВЫ обращаться друг к другу и приятно улыбаться) пока)просто американская культура прет к нам люди не считают это невежливо — это нормально(
Если есть чувства но нет совместных интересов, то скорее всего это чувство страсти, вас тянет к нему\ней, вы хотите этого человека, вам с ним хорошо, например в постели, но приходит время быта и вся любовь уходит, появляются разногласия, от того что разные взгляды на жизнь. Как говорят «любить — это не смотреть друг на друга, а смотреть вместе в одну сторону». С человеком с которым вас связывают общие интересы, построить хорошие отношения проще, потому что фундамент уже заложен, есть некая расположенность к человеку, есть что-то общее, вам легче понять друг друга, может даже с полуслова, а чувства, если их нет, могут прийти со временем, потому что когда есть уважение и взаимопонимание, то это порой еще лучше чем слепая любовь. Но у вашей ситуации сложно судить, так как есть уже два человека между которыми нужно выбирать, и если вы дадите предпочтение второму, но постоянно будет тянуть к первому, то все будут несчастны. Закройте глаза и представьте себя через лет 10-20 с одним и вторым человеком, может это поможет вам определиться. Это жизнь, и не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
Источник
Межличностные отношения
Урок обществознания в 6 классе
Цели и задачи: познакомить учащихся с сущностью и видами межличностных отношений; исследовать сферу чувств как основу данных отношений; определить факторы, способствующие и препятствующие их эффективному выстраиванию.
Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать сущность и виды межличностных отношений; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.
Формируемые УУД: предметные: применять понятийный аппарат <межличностные отношения, стереотип, симпатия, антипатия, дружба) для раскрытия сущности межличностных отношений; выявлять виды межличностных отношений и их особенности, анализировать симпатии и антипатии, возникающие в ходе общения между людьми; формировать целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; метапредметные — 1) коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, формулировать свою точку зрения, быть готовым ее изменить (скорректировать); определять собственное отношение к явлениям современной жизни; 2) регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 4) личностные: формирование мотивированности и направленности ученика на активное и эффективное выстраивание межличностных отношений; анализ собственных поступков с точки зрения гуманизма, почувствовать ответственность за свои решения; формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, проектор для демонстрации слайдов.
Тип уроков: открытие нового знания.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Один мулла хвастался, что с любым человеком без слов найдет общий язык. Как-то в дороге ему представился случай продемонстрировать это своим спутникам. Встретившемуся на пути пастуху он показал указательный палец. Пастух показал ему два пальца. Далее мулла показал пастуху растопыренную ладонь с пятью пальцами. На что пастух в ответ показал ему кулак.
— Вот видите, — воскликнул мулла, — мы прекрасно поняли друг друга. Я ему показал палец, спрашивая: «Признаешь ли Аллаха, единственного творца нашего?», он, показав два пальца, ответил: «И его, и Пророка его, Мухаммеда, тоже». Далее, показав пять пальцев, я спросил: «А соблюдаешь ли требование пять раз на дню читать намаз?» А он, показав кулак, ответил: «Я крепко придерживаюсь канонов Ислама».
Спутники решили узнать, так ли все понял пастух, и спросили его об этом.
— Он мне показал палец, и я подумал, что он хочет выколоть мне глаз. На что я ему ответил, что выколю ему оба глаза. Потом он показал ладонь, видимо говоря, что ударит меня по лицу. А я ответил, что дам ему кулаком по голове. Я его прекрасно понял, — ответил пастух.
Вопрос к классу
— Как вы поняли смысл этого рассказа?
Ответьте на вопросы, представленные в рубрике «Вспомним» на с. 50 учебника.
Тема уроков: «Межличностные отношения».
— Предположите, о чем мы будем говорить.
— На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учеников.)
План уроков
1. Какие отношения называются межличностными.
2. Чувства — основа межличностных отношений.
3. Виды межличностных отношений.
Проблемный вопрос уроков
— Почему одним людям мы симпатизируем, а других сторонимся?
III. Введение в новый материал
Люди — существа биосоциальные. Они не могут существовать вне человеческого общества. Поэтому неизбежно возникает проблема выстраивания отношений с другими людьми.
— Как правильно это делать?
— Что надо знать и учитывать в этом процессе? Обсудим ответы на эти вопросы.
IV. Работа по теме уроков
1. Какие отношения называются межличностными
Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы или какой-либо иной деятельности вызывают определенные реакции со стороны других людей, связанных с этой деятельностью, формируют у каждого из членов определенной группы (учебный класс, компания, бригада и т. п.) отношение к данному человеку. Так развивается система взаимосвязи (связи друг с другом, между двумя и многими людьми):
— взаимодействие — согласованность действий;
— взаимопонимание — понимание на основе взаимности, понимание друг друга;
— взаимовосприятие — восприятие людьми друг друга в процессе коммуникации.
Задание: прочитайте п. 1 § 6 на с. 50-51 учебника, изучите представленную схему и прокомментируйте ее.
(Проверка выполнения задания.)
2. Чувства — основа межличностных отношений
Особенность межличностных отношений связана с тем, что человек наделен чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещей. При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определенных чувств — эмоциональных переживаний (от лат. emovere — потрясаю).
Давайте разберем некоторые аспекты межличностных отношений, чтобы вы смогли понять, как они влияют на вашу жизнь.
Задание: прочитайте п. 2 § 6 на с. 51-52 учебника, разделившись на две группы, обсудите чувства, которые способствуют развитию межличностных отношений <первая группа) и препятствуют развитию межличностных отношений <вторая группа).
(Во время выполнения задания составляется схема.)
Как вы уже знаете, в основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку. Так, благодаря симпатии люди могут объединяться в группы на основе общих или близких взглядов, ценностей и идеалов. Часто бывает трудно объяснить чем именно вам симпатичен данный человек, это отношение проявляется на уровне чувств, однако, если внимательно проанализировать, на чем основывается данное отношение к человеку, можно выяснить эту причину. Скорее всего, она будет состоять в совпадении вкусов, взглядов, интересов, отношения к другим людям.
— Какие люди вызывают у вас симпатию?
— Всегда ли впоследствии они оправдывают это чувство?
Чувство, противоположное симпатии, получило название антипатия.
— Какие люди вызывают у вас антипатию?
— Всегда ли ваши чувства оправданны?
Итак, мы выяснили, что человек, вызывающий у вас антипатию, на ваших глазах, возможно, совершил поступок, противоречащий вашим моральным устоям. Или ваши вкусы диаметрально противоположны… Или он просто не похож на вас… Причин может быть много.
Симпатии и антипатии людей избирательны, они распространяются на определенных людей и их качества.
Б. Окуджава написал следующие строчки:
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты —
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью,
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая,
Тем более что жизнь короткая такая.
Вопросы к классу
— Как вы поняли смысл этих слов?
— Чему они нас учат?
— Послушайте рассказ и ответьте на вопросы.
Все яблоки красные
Вы все знаете Элли из книжки про Волшебника Изумрудного города. Вы только не знаете, что Элли никогда в жизни не видела никаких овощей и фруктов, так как в Канзасе они не росли, а в Волшебной Стране они ей просто не попадались. Как-то в Канзасе опять начался ураган. Только на этот раз он занес Элли не в Волшебную Страну, а в страну овощей и фруктов. Сначала Элли увидела большой красный шар. «Кто ты?» — спросила Элли. «Помидор» — ответил шар. И Элли пошла дальше. Тут ей попался большой желтый шар. Он представился: «Лимон», и предложил ей попробовать кусочек себя. Элли откусила кусочек лимона, и он был таким кислым, что она чуть не заплакала. Она обиделась на лимон и пошла дальше и увидела длинный фрукт, который тоже предложил ей отведать кусочек себя. Она попробовала, и ей очень понравился вкус. «Дай я запомню, как тебя зовут», — сказала Элли. «Банан», — ответил фрукт. Элли пошла дальше. Она увидела красный шар, который свисал с дерева. «Эй, помидор, давай поболтаем», — сказала Элли. «Я не помидор, я яблоко», — прозвучал обиженный голос. «Да ладно, я тебя знаю, ты круглый и красный. Ты помидор, и нечего меня обманывать». Яблоко очень расстроилось и упало с дерева. О «поболтать» уже не могло быть и речи.
Элли пошла дальше, и вдруг ей захотелось есть. Она находилась в поле, кругом были одни желтые шары. «Попробуй нас, мы такие сладкие», — шептали они. «Нашли дурочку! Вы желтые — значит, кислые», — ответила Элли сладким дыням (а это были именно они). Но вот на тропинке она увидела длинный плод. «Дай откушу», — сказала она. Горький перец никогда не пользовался популярностью. Он был рад угостить Элли. От горечи и удивления Элли опять заплакала.
Вопросы к классу
— В чем была ошибка Элли?
— Почему Элли неправильно думала о разных фруктах?
— От этого она выиграла или проиграла? А фрукты?
Можно сказать, что Элли попала в плен к стереотипам.
Задание: используя рабочий материал, расскажите, как стереотипы образуются в жизни, и ответьте на вопросы.
Рабочий материал
Экскурсия в Страну Стереотипов
Слайд 1. Стереотип — устойчивый образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях нехватки информации. Это привычный взгляд на вещи, штамп, к которому мы обращаемся при взаимодействии с новыми явлениями и незнакомыми людьми. Стереотипы позволяют нам существенно сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания, т. е. упрощают и сокращают процесс восприятия.
Слайд 2. Стереотипы представляют собой как бы прибор грубой настройки, позволяющий человеку экономить психологические ресурсы. Каждый стереотип имеет свою сферу социального применения: используется при оценке групповой, национальной или профессиональной принадлежности человека.
Слайд 3. Создавая стереотипы, мы классифицируем поведение окружающих и пытаемся объяснить его причины путем отнесения к уже известным (или кажущимся известными) явлениям, т. е. социальным стереотипам. Такие житейские обобщения исследовал психолог Гордон Олпорт. Например, в вашем классе есть дети, которые носят очки. И учителя, и все школьники воспринимают их как более умных, прилежных и трудолюбивых. То же самое относится к людям, имеющим высокий лоб.
Слайд 4. Эта ассоциация возникает потому, что считается, будто дети, носящие очки, могли повредить зрение, если с детства читали много книг, а люди с высоким лбом имеют большое пространство для мозга и т. д.
Слайд 5. Эксперименты Гордона Олпорта показали, что испытуемые видели в пожилых и полных мужчинах людей надежных, уверенных в себе, а владельцев улыбающихся лиц воспринимали как умных и доброжелательных людей.
Слайд 6. Именно на стереотипности восприятия людей построена наука физиогномика (от греч. physis — природа, gnomon — знающий) — учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу людей.
Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляя его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного. По мнению Аристотеля, толстый, как у быка, нос означал лень, широкий нос с большими ноздрями (как у свиньи) — глупость; нос, похожий на нос льва, — важность; волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, — робость, волосы жесткие, как у львов и кабанов, — храбрость.
Слайд 7. При описании особенностей человека физиогномисты использовали самые различные признаки. Так, Делестр отмечал, что степень сжимания губ прямо пропорциональна твердости характера: у волевых людей губы плотно сжаты, расслабленные губы — признак мягкости, любезности, а у глупого человека, например, рот вообще открыт. Когда человек смеется, на его лице рефлекторно возникает определенная маска, соответствующим образом связанная с характером. Улыбка может быть самодовольной, сладкой, счастливой, светлой, холодной, насмешливой, кроткой, глупой и пр.
Слайд 8. Характерные черты человека проявляются не только в мимике, но и в речи. Человек раскрывается как в содержании речи (о чем преимущественно он говорит), так и в форме речи (как он говорит). Великие писатели нередко подчеркивали характер героев своих произведений через их речь. Окрик Простаковой: «Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто благородная. » — свидетельствует о бессердечии, грубости, жестокости «благородной» дворянки по отношению к преданной ей служанке Еремеевне.
Слайд 9. Еще древние говорили: «Глаза — это зеркало души». Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза являются признаком глупости. Л.Н. Толстой писал: «Есть люди, у которых одни глаза смеются, — это люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеется без глаз, — это люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны».
Слайд 10. Американские психологи Дж. Глайв и Э. Клери после пятилетнего изучения черт характера у 10 тыс. детей пришли к выводу, что дети с темными глазами обладают большей инициативностью и более неспокойным характером, нежели дети со светлыми глазами. Они утверждают, что люди с темно-голубыми глазами весьма настойчивы, но легко поддаются настроению, долго помнят обиды, бывают капризны. Люди с темно-серым цветом глаз упрямы и смелы, настойчивы и добиваются всего, несмотря на различные трудности, бывают вспыльчивы и злопамятны. Обладатели темно-карих глаз веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы, влюбчивы, но не очень постоянны, общительны.
Слайд 11. Наиболее популярны, живучи и далеко не всегда верны этнические стереотипы — образы типичных представителей определенных наций. Даже не имея личного опыта общения, мы наделяем иностранцев строго фиксированными чертами внешности и особенностями характера. Таковы характерные для нашей культуры стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, педантичности немцев, легкомыслии французов, эксцентричности итальянцев.
Слайд 12. Велика живучесть и профессиональных стереотипов (дисциплинированность военного, точность математика, строгость прокурора, сердечность медсестры и т. д.). М.Я. Басов писал: «Когда мы говорим о педагоге, враче, инженере, художнике, актере и т. п., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый имеет свое лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаем их в жизни при первой встрече с ними. Каждая профессия имеет свой штамп».
Вопросы к классу
— Что такое стереотип? Приведите примеры стереотипов.
— Помогают они или мешают в процессе восприятия? Ответ аргументируйте.
— Какую положительную роль стереотипы играют в жизни?
— В чем отрицательная роль стереотипов?
Ученые установили интереснейшую закономерность: то, как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. Они называют это важнейшим законом межличностных отношений.
— Послушайте басню и ответьте на вопросы.
Зеркало
Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало. Сначала мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало — тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозит в ответ.
Наш кривляка, разозлившись, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растет. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слезы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
— А теперь посмотри: ты улыбнулся — и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки — и он тоже, ты не сердишься — и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут — и добро, и зло возвращается к нам же.
Вопросы к классу
— Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?
— Чему учит эта басня?
В разных местах люди в различное время говорили об одних и тех же важных правилах, которые мы можем объединить в одно золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Проблемное задание. Прочтите дополнительный материал и составьте свой свод правил. Подумайте, чему нас учат правила нравственного поведения.
Дополнительный материал
В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману — прародитель людей. Он прожил долгую жизнь, был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов: не делай другим того, что причинило бы боль тебе.
Около 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда — «просветленный». Он был царевичем, но оставил свое царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: не делай другим того, что сам считаешь злом.
Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, что только добро ведет к счастью.
(Во время выполнения задания на доске формируется список.)
Правила нравственного поведения учат нас:
— быть добрыми — творить добро в жизни;
— думать о других — думать, что принесут людям наши поступки: добро или зло;
— не причинять боль другим — ставить себя на место другого человека.
Каждый человек — это личность. У личности есть индивидуальные черты характера, внешности, мировоззрение и жизненные цели. Нет совершенно одинаковых людей. Нужно уважать индивидуальность. А что есть уважение? Уважение — это признание достоинств личности, значимости другого человека. Один человек может уважать кого-то, а другой в то же время будет этого человека ненавидеть.
Если человек кого-то ненавидит, то это ощущается как горе, обида, гнев, зависть, и в любом случае это очень негативные чувства, разрушающие нас изнутри, словно кислота, и мы незаметно становимся злыми и завистливыми эгоистами. Внутреннее состояние отражается на окружающих. Они подсознательно чувствуют негатив и сторонятся таких людей. Подумайте над этим.
3. Виды межличностных отношений
Взаимосвязи человека с другими людьми могут быть классифицированы по различным признакам.
Задание: прочитайте текст на с. 52-54 § 6 учебника и заполните таблицу.
Виды межличностного общения
Источник