Общероссийская идентичность
Общероссийская идентичность, фиксирующая социо-культурную самобытность российской цивилизации, предельный широкий уровень культурного сомоотождествления индивидов, представляется одним и наиболее важных критериев определения самобытной российской цивилизации.
В современном обществознании ясно прослеживается традиция употребления понятия “идентичность” в качестве категории собственно социального знания, прежде всего при исследовании социокультурных общностей различного порядка. На наш взгляд, можно провести аналогию между термином “идентичность” и такими понятиями как “самоопределение”, “самоотождествление”, “самобытность”. Одновременно хотелось бы подчеркнуть наличие широкого спектра интерпретации содержания данного понятия при достаточно устойчивом смысле.
Идентичность — есть конечный результат процесса идентификации — самоотождествления, самоопределения индивидов. Как правило, идентификации связаны с главными общественными институтами, и как следствие разрушение последних влечет за собой потерю смысла жизни, дезориентацию и деидентификацию. С подобной точки зрения основными критериями идентичности выступают: 1) обособление одной однородной общности от другой, проведение определенной границы между ними, 2) чувство сопричастности, соотнесения с той или иной общностью, которая базируется на историческом прошлом, опирается на настоящее, стремиться к будущему. В основании этого чувства или состояния идентичности лежит сформировавшееся сходство в мировоззрении, ценностях, традициях, образе жизни. Это чувство формируется в сравнении “своего” и “чужого”, и естественно это “чужое” оказывает влияние на свое собственное восприятие. В следствие таких сравнений чувство идентичности может либо укрепляться, либо разрушаться в том случае, если какие-либо черты “своего” перестают отвечать устоявшимся представлениям, базирующихся на прошлом опыте. В данном случае может произойти переосмысление “своей” идентичности, ее видоизменение или поиск и замену на новую, “более сильную”. Одновременно следует подчеркнуть, что в основе идентификации индивида или общности всегда лежат достаточно реальные объективные характеристики.
Идентичность в настоящее время употребляется с определенным предикатом, в зависимости от которого эксплицируется содержание самого понятия. Еще раз отметим, что данное понятие фиксирует некую самобытность социокультурных общностей различного масштаба. Рассматривая проблему общероссийской идентичности, можно выделить несколько ее уровней и аспектов рассмотрения.
Прежде всего следует остановится на цивилизационном уровне, обеспечивающем общий знаменатель для всего многообразия культур России. Актуализация проблематики цивилизационной общероссийской идентичности связана как с внешними, так и с внутренним проблемами. Прежде всего в общецивилизационной перспективе четко прослеживается противоречивая тенденция: с одной стороны стремление мира к унификации, обусловленное объективными современными реалиями, с другой — стремление цивилизаций сохранить свою культурную самобытность, то самое большое МЫ, где человек чувствует себя в культурном отношении дома и одновременно отделяет то, что отделяет его от “них”, “чужих” — тех, что вовне ( С.Хантингтон). Это приводит к кризису традиционных представлений о будущем человеческой цивилизации, к пониманию его как “мира миров”, что с необходимостью предполагает выработку иных технологий политического разрешения меж- и внутрицивилизационных конфликтов — от обособленности и экспансии к диалогу. Как следствие — деструктивные ответы на навязывание унификационных тенденций, только возрождающих старую как мир оппозицию “свой” — “чужой” на уровне цивилизаций.
Определение общероссийской цивилизационной идентичности связаны и с внутренними причинами, прежде всего с необходимостью определения ее специфики по отношению к европейской идентичности. . Эта проблема наиболее остро встала в современных условиях, когда в центр дискуссий стало определение общероссийской идентичности и признание за Россией статуса самостоятельного субъекта культурно-исторического цивилизационного творчества..
Несомненно, ни в прошлом Россия не была, да и вряд ли в будущем станет чисто европейской державой. Уместнее говорить о цивилизационной самобытности России являющейся “переходной страной, посредницей между двумя мирами. Культура неразрывно связала ее с Европой, но природа наложила на нее особенности и влияния, которые всегда влекли ее к Азии или к ней влекли Азию”( В.Ключевский).
Другой аспект в рассмотрении цивилизационной идентичности России предполагает признание существования того общего, что являлось и является цементирующим основанием для совместного бытия, того, что называется цивилизацией . Признание этого факта определяет наличие инвариантных глубинных составляющих по сравнению с историческими типами государства, этническими образованиями и проч., переживающих последние. Россия остается устойчивым образованием, названным В.Соловьевым “великим собирательным существом”, в котором система отмеченных особенностей становится критерием ее самобытности. Это подводит к выводу о наличии единого цивилизационного знаменателя, являющегося необходимым фундаментом для общего существования столь разных социокультурных образований, позволяющего рассматривать российскую цивилизацию в качестве предельно широкой степени идентификации.
Говоря об общероссийской идентичности, нельзя не остановиться на проблеме территориальной идентичности, в цивилизационных координатах понимаемой, во-первых, как культурно-географический ареал распространения, “жилище”; во-вторых, как явление “радиации культуры”( А.Тойнби), предполагающей эманацию цивилизационной основы, восприятие и включение в нее социокультурных образований, исторически ей не принадлежавших. Территориальная идентичность устанавливается, как результат двух процессов: объединения и различения в общественной жизни, что выражается в образовании топонима ( Я — европеец, Я — россиянин). Территориальная идентичность напрямую связана со специфическим смысловым пониманием идентифицируемой территории, которое происходит в результате восприятия и осознания индивидами социокультурных черт , характеризующих данную территориальную общность как свою. Главный аспект этого процесса — масштабные границы той территориальной общности, с которой индивид себя соотносит. Это может быть ограниченное пространство ( малая родина ) , либо более обширное — СНГ, Россия, Евразия, когда все пространства воспринимаются как свои, родные.
Проблема общероссийской национальной, понимаемой как общей для всех ее граждан, идентичности является наиболее многозначной и многоаспектной из всех, связанных с определением российской специфики. Это связано, во-первых, с отсутствием единства в подходах к определению этноса и нации; с тесным переплетеним этнокультурных и национальных идентичностей; с чисто лингвистическими трудностями, поскольку существительным нация и национальность( этнос) соответствует одно и тоже прилагательное — национальный. Во-вторых, объективными критериями национальной идентичности выступают язык, культура, образ жизни, особенности поведения, общность традиций и обычаев, наличие этнонима, государство. Исходя из отсутствия однородного культурно-ценностного поля в российском обществе и в горизонтальном ( наличие разновозрастных этносов), и в вертикальном ( разрыв между культурами различных социальных групп) срезах, а также из-за ярко выраженной государственно-державной идентификации, исследования общероссийской национальной идентичности концентрируются в двух сферах — культурной и государственной.
Кроме отмеченных теоретических трудностей, сложность определения общероссийской национально-культурной идентичности объясняется и рядом ее специфических особенностей. Прежде всего следует отметить свойственное России этническое многообразие , предопределяющее отсутствие этнокультурного единства, поскольку 20% нерусского населения занимает половину ее территории, идентифицируя себя с ней, что обусловливает невозможность характеристики России как национального государства. Во-вторых — это разновозрастность этнокультурных образований, включенных в цивилизационное поле России, определяющее его выраженную традиционность. В- третьих, в наличии государство- и цивилизациообразующего этноса — русского народа, являющегося доминантной развития российской цивилизации. В — четвертых, в уникальном сочетании многоэтнического состава и единого государства, выступающего одним из наиболее устойчивых и значимых идентификационных оснований. В-пятых, в поликонфессиональности российского общества, где православие отнюдь не является единой религией для всех народов, в противоположность тому, что и А.Тойнби, и С.Хантнигтон определяли российскую цивилизацию как православную.
Отсюда проистекают различия существующих вариантов трактовки сущности общероссийской идентичности: а) Интересы нельзя идентифицировать с интересами ни одной из образующих ее этнокультурных общностей, т.к. они наднационональны, следовательно речь может идти только о геополитических координатах; б) тождественность интересов России интересам доминрующего государствообразующего этноса, т.е. русского; в) национальная идентичность России трактуется не по этно-культурному, а по государственно-правовому принципу. Вероятно, целесообразнее подходить к проблеме национальной идентичности с исторической точки зрения, рассматривая ее как результат взаимодействия совокупности доминант развития данной общности, задающих ее цели развития на всех уровнях. Следовательно, можно говорить о динамичном характере национальной российской идентификации, представлении о МЫ, основанном на более глубоком цивилизационном фундаменте.
Источник
«Формирования российской идентичности и патриотических качеств личности»
Автор: Панкова Елена Юрьевна
«Формирования российской идентичности
и патриотических качеств личности»
«Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, — отмечается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, — его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны»
Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности обусловлена особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуации в стране, характеризующейся трансформацией сложившейся системы воспитания, как в образовательных учреждениях, так и семье, пересмотром образовательных стандартов, учитывающих интересы семьи, общества и государства, изменением контингента учащихся в школах в сторону их поликультурного состава. Рост национального самосознания народов и этнических групп, населяющих Россию, масштабов миграционных процессов как внутри страны, так и из-за рубежа.
Центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков. Однако без взаимодействия и сотрудничества с важнейшим институтом социализации личности – семьей – эффективное воспитание гражданина и патриота, раскрытие способностей и талантов молодых россиян, подготовка их к жизни в высокотехнологичном конкурентом мире не могут быть реализованы в полном объеме.
Наше образовательное учреждение уже четвёртый год работает в режиме введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Я обратила внимание на задачи, которые ставит перед учителями государство по формированию российской идентичности и решила рассмотреть их по трём направлениям.
Первое направление. Стандарт направлен на обеспечение:
— формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
— единства образовательного пространства Российской Федерации;
— сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
— доступности получения качественного основного общего образования;
— преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
— духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья.
Второе направление. Гражданскую идентичность можно определить с двух разных точек зрения как:
— осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл;
— феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта.
Эти два определения не взаимоисключают друг друга, а акцентируют внимание на различных аспектах гражданской идентичности: со стороны личности и со стороны общности.
В первом случае гражданская идентичность выступает в форме осознания личностью принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющим для него значимый смысл.
Структура гражданской идентичности, как и другого вида идентичности, включает четыре основных элемента: (СЛАЙД № 8)
— когнитивный – знание о принадлежности к данной социальной общности;
— ценностный – наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности;
— эмоциональный – принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства, как результат действия двух первых;
— поведенческий – участие в общественно-политической жизни страны; реализация гражданской позиции в деятельности и поведении.
Третье направление . Историческая память есть необходимое условие гражданской идентичности и самосознания личности. Изучение истории обеспечивает формирование чувства патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников. Историческое воспитание – изучение истории Отечества в его неповторимой судьбе, формирование чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого и осознание исторической ответственности за события в обществе и государстве. Условиями развития патриотической позиции личности выступает изучение истории Отечества, ее героического прошлого, места и роли России в мировом историческом процессе, понимание особенностей традиций и культуры наших народов.
Обществоведение (включая Граждановедение и др .) — обеспечивает формирование ценностно-мировоззренческой основы гражданской идентичности; системы социальных представлений о социально-политическом устройстве (представление о государственной организации России, знание государственной символики — герб, флаг, гимн, знание государственных праздников, знание основных прав и обязанностей гражданина), структуре и динамике развития общества и государства, создает основы формирования правового сознания учащихся.
В семье же закладываются основы нравственности личности. Поскольку именно она является своеобразной первичной средой, приобщающей ребенка к опыту того или иного общества, именно в ней формируются представления о Родине, о родной культуре, а также о формах поведения, необходимых для успешного функционирования человека в обществе. Очень важно, что бы ребенок не просто механически усваивал и воспроизводил те или иные образцы, а трансформировал их в насыщенные личностные смыслы, ценности, реализуемые в индивидуализированных формах гражданского и социального поведения. Сама семья не является пассивным транслятором социальных ролей и типичных для них шаблонов поведения, она преломляет их в индивидуальном опыте жизни каждого поколения, создает свои уникальные внутрисемейные представления о том, что такое Отечество, малая Родина, семья. Тем самым задаются уникальные ориентиры процессу гражданской идентификации каждого конкретного ребенка.
Однако сегодня существуют серьезные риски, связанные с недостаточной информированностью многих родителей в вопросах воспитания и развития личности ребенка. Трансформация семьи (увеличение разводов, неполных и конфликтных семей, рост социального сиротства и т.д.) негативно сказалась на ее воспитательном потенциале. Наблюдается процесс отчуждения семьи от образовательных учреждений, усиливается недоверие родителей к школе, имеет место неадекватное отношение родителей учащихся к педагогам. На школу ложится важнейшая задача повышения воспитательного потенциала семьи и развития ее социализирующего ресурса, оказание своевременной квалифицированной помощи родителям в воспитании детей.
В последние годы одним из важнейших аспектов изучения формирования гражданской идентичности современных подростков и молодежи, является анализ границ и возможностей гармоничного сочетания процессов социализации и индивидуализации. Это связано как с новыми методологическими подходами к проблеме социализации и самоопределения, с расширением границ личностной активности человека, так и с новой социальной ситуацией развития современных подростков и молодежи, у которых появляются более широкие, по сравнению с предыдущими поколениями, возможности для выбора групп социализации и идентификации.
Сложности, связанные с трансляцией норм, эталонов и объектов идентификации, необходимых для успешной социализации молодежи, обусловлены еще и тем, что в настоящее время можно констатировать, что процесс социализации происходит не только в первые 10-15 лет жизни, но на протяжении всего жизненного пути.
Сложности, связанные с изучением процесса формирования гражданской идентичности вытекают из того несомненного факта, что в России гражданское общество еще мало развито, практически отсутствует, также как и представление о его ценностях, эталонах и идеалах. Это приводит к отсутствию объектов для идентификации, без которых невозможно конструирование полноценной гражданской идентичности. В этом случае, гражданская идентичность должна включаться в социокультурную идентичность как значимая часть ее структуры.
Представления о гражданстве включают: образ государства, занимающего определенную территорию, ведущий тип социальных отношений, систему ценностей, а также народ (или народы), населяющий эту территорию, со своей культурой, языком и традициями. Ключевым условием, определяющим особенности гражданской идентичности, являются личностный смысл и ценностный компонент. Ценностный и эмоциональный компоненты могут преобладать и оказывать существенное влияние на содержание когнитивного компонента.
Разработка и реализация программы формирования гражданской идентичности российской нации с необходимостью требует учета не только современной социально-политической ситуации и характера межэтнических отношений, но и психологических условий и факторов формирования этнической идентичности культурных групп населения России. Только позитивная этническая идентичность обеспечивает установление толерантных взаимоотношений между представителями разных этнических групп в поликультурном обществе. Позитивная идентичность может быть сформирована лишь на основе принятия собственной этнической принадлежности и формирования позитивно-ценностного отношения к этническим особенностям сверстников.
Особенно актуальной и значимой проблема гражданской идентичности является для поколения, только вступающего в жизнь, для которого процесс становления идентичности (как гражданской, социальной, так и личностной) совпадает с процессом социализации в целом. Если для старшего поколения стремление к замене утерянных социальных идеалов новыми, связано со стремлением к восстановлению нарушенной картины мира, то для подростков – со стремлением к созданию картины своего мира, одновременно похожего и не похожего на мир взрослых, который подростки одновременно считают и своим, и чужим. В этом плане поиск своей личностной уникальности, ее содержания и структуры непосредственно связан с рефлексией жизненных планов, целей и путей самоопределения.
В связи с этим возникает настоятельная потребность в изучении процесса присвоения подростками, юношами и девушками своего индивидуального и культурно-исторического прошлого и способности аутентично конструировать свое будущее. При этом огромное значение имеет анализ причин неприятия или пассивного отторжения подростками той культуры, тех нравственных эталонов и оценочных категорий, которые являются значимыми для его социального окружения.
Ценностные нормативные характеристики личности как идеального представителя гражданского общества, обеспечиваемые мероприятиями по формированию гражданской идентичности, этнической идентичности и общечеловеческой идентичности включают:
— Осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире;
— Установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»;
— Готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие;
— Осознание своей сопричастности к судьбам человечества;
— Установка на владение универсальными способами познания мира.
Осуществление задачи формирования гражданской идентичности в контексте общего образования как ведущей социальной деятельности общества приведет к следующим личностным и социальным эффектам:
— осознанию учащимися себя гражданами России;
— укреплению российской государственности;
— росту конкурентоспособности российского общества;
— уменьшению риска распада нашей страны на отдельные территории по этническим, конфессиональным и/или региональным параметрам.
Я предлагаю модель для решения задач формирования гражданской идентичности:
1. образовательный и воспитательный потенциал предметного содержания учебной дисциплины с точки зрения психологического содержания гражданской идентичности личности в единстве всех ее структурных компонентов;
2. особенности организации учебно-познавательной деятельности, направленной на формирование социально-активной позиции учащихся, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины и народа, задающие зону ближайшего развития гражданской идентичности личности;
3. возрастно-психологические особенности учащихся и задачи развития на данной возрастной стадии, обуславливающие их сензитивность к формированию различных аспектов гражданской идентичности личности;
4. систему межпредметных и внутрипредметных связей, открывающих возможность реализации интегративного подхода к построению учебного предмета и методам организации учебной деятельности учащихся;
5. связь предметного содержания учебных дисциплин с жизненным опытом учащегося, возможности организации процессов смыслопорождения и смыслообразования, адекватных задачам формирования гражданской идентичности на каждой из возрастных ступеней.
6. необходимо проведение психолого-педагогической экспертизы гуманитарных и воспитательных программ, учебников и учебных пособий с целью выявления особенностей формирования гражданской идентичности и патриотических чувств у детей, подростков, юношества.
Источник