Чувства носят характер ориентировочной реакции

Чувства носят характер ориентировочной реакции

Ориентировочная реакция расценивается как первое проявление взаимодействия организма с изменившейся ситуацией внешней среды. И. П. Павлов подчеркивал, что ориентировочная реакция является одним из фундаментальных актов поведения, благодаря которой «с места» происходит тонкий элементарный анализ раздражителей.

В дальнейшем этим термином стали объединять проявления, весьма различные по уровням интеграции и по сложности: от безусловного рефлекса настройки анализаторов на лучшее восприятие раздражителен (поворот головы, ушных раковин и пр.) до таких сложных форм, как исследовательское поведение, ориентировочно-пищевой рефлекс и др.

По представлениям П. К. Анохина (1958), так называемый ориентировочный рефлекс — это целостная реакция, специфическая деятельность организма, имеющая свою физиологическую архитектуру и закапчивающаяся приспособительным актом. Внешние выражения этой реакции, сколько бы их ни было,— это только выражения центральной интеграции.

Не может быть ориентировочной реакции вообще, не связанной с чем-то, оторванной от прошлого опыта, от доминирующей мотивации. Именно в процессе этой реакции осуществляется афферентный синтез, восприятие и оценка сигнала, формирование плана действия, «принятие решения», включаются механизмы эмоционального санкционирования.

Таким образом, все основные процессы, определяющие структуру и особенности биологически целесообразной, направленной поведенческой деятельности, осуществляются в период ориентировочной реакции, предшествующей любому поведенческому акту.

Подробно цзучепы внешние (вегетативные, биоэлектрические) проявления ориентировочной реакции (Е. Н. Соколов, 1968; О. С. Виноградова, 1961; Л, П. Латаш, 1968). Однако аналитическое изучение поведенческих проявлений ориентировочной реакции осуществлено в меньшем объеме. Одни и те же термины— «ориентировочная реакция», «настораживание» (alert), «пробуждение» (arousal), реакция внимания (attention)—применяются для обозначения довольно разных компонентов поведенческих и биоэлектрических сдвигов.
Нередко их используют как синонимы, хотя как вБешнее, так и внутреннее физиологическое содержание этих состояний не совсем идентично, что и пытаются отразить разнообразием терминологии.

Изучение ориентировочной реакции как таковой входит в комплекс методов психофармакологического исследования. Данные, полученные по этому тесту, дают определенную информацию о характере нейропсихотропного действия препаратов.
В период ориентировочной реакции осуществляются главнейшие процессы, формирующие ответное целенаправленное поведение, протекающее либо с эмоциональной окраской, либо без нее. В связи с этим важно определение поведенческих эквивалентов сменяющихся этапов формирования этого начального периода функциональной системы поведенческого акта. Мы пытались вычленить из всего комплекса внешних проявлений ориентировочной реакции те состояния, которые отражают разные ступени формирования ответного поведения, и определить, какой же этап в этой цепи является «критическим» для архитектуры последующего поведения и в какой степени психотропный эффект соединении может быть связан с их влиянием на ориентировочную реакцию как начальную фазу формирования целенаправленного поведения (А. В. Вальдман, М. М. Козловская, 1966, 1972).

Источник

Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты (43 стр.)

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Следует отметить, что эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентности (двойственности) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.

Чувства – это еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми. Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны.

Чувства – еще более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувства любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувства ненависти, если у него нет того, что он ненавидит.

Другую группу эмоциональных состояний составляют настроения человека. Настроение – самое длительное или «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д.

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны человеку, а тем более окружающим его людям. Но причина настроения всегда существует и в той или иной степени может быть осознана. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность и, конечно, люди.

46. Понятие об эмоциональном стрессе

Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Термин «неспецифический» может быть истолкован в данном определении как несвойственный или необычный. Данное понятие было предложено Г. Селье. Ему удалось установить, что на неблагоприятные воздействия разного рода, например холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает не только конкретной для каждого воздействия защитной реакцией, но и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм. При этом в промежутке между воздействием и ответом организма развертываются определенные процессы. Эти процессы были описаны в классических исследованиях Г. Селье, доказывающих, что стадии стресса характерны для любого адаптационного процесса.

В первой фазефазе тревоги – осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глубинных структурных перестроек. Физиологически первичная мобилизация проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т. д. У большинства людей к концу первой фазы отмечается некоторое повышение работоспособности.

Вторая фаза обычно называется фазой резистенции (стабилизации), или максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие факторы среды. Однако если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает третья фаза – фаза истощения. Исчерпав свои функциональные резервы на первой и второй фазах, организм начинает осуществлять структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.

Следует отметить, что не всякое воздействие вызывает стресс. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора (непривычного для человека объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды) превосходит обычные приспособительные возможности индивида. Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, т. е. стресс неотделим от процесса адаптации.

Сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физическому напряжению. Следовательно, можно полагать что стресс всегда предшествует значительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению функциональных резервов. Однако стресс ни в коей мере не может рассматриваться как отрицательное явление, поскольку лишь благодаря ему возможна адаптация. Кроме этого, умеренно выраженный стресс оказывает положительное влияние как на общее состояние организма, так и на психические характеристики личности.

Стресс как целостное явление должен рассматриваться в качестве позитивной адаптивной реакции, вызывающей мобилизацию организма. Тем не менее существуют стрессовые реакции, которые, наоборот, приводят к демобилизации систем организма. Это крайне отрицательное проявление стресса в научной литературе получило название дистресса. Именно дистресс несет в себе факторы, разрушительно действующие на организм. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельности, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции.

Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Психический стресс условно делят на два вида: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений. Возникновение эмоционального стресса большинство авторов связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т. д. С этой точки зрения принято выделять три формы эмоционального стресса: импульсивный, тормозной и генерализованный. При эмоциональном стрессе отмечаются определенные изменения в психической сфере, в том числе изменения протекания психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.

Источник

Чувства носят характер ориентировочной реакции

При анализе поведенческих проявлений ориентировочной реакции, предшествующей разным типам поведения, вызванного стимуляцией гипоталамуса кроликов, было установлено, что структура, внешнее выражение и темп развития ориентировочной реакции определетшым образом связаны с характером последующего поведения (см. детальнее А. В. Вальдман, М. М. Козловская, 1969, 1972а).

На основании физиологического и фармакологического анализа градуально развивающейся ориентировочной реакции следует выделить несколько этапов, последовательных поведенческих комплексов: более простой, начальный компонент (I) — «настораживание:»— учащение дыхания, движения глазных яблок, постепенное расширение зрачков, глазной щели; более сложные проявления (II) —подъем и поворот головы и ушей при нарастающем учащении дыхания и более резком расширении зрачков; изменение позы (III)- характерное движение головой, выпрямление лап, сокращение мускулатуры туловища; кролик принимает либо сидячую позу с выпрямленными передними лапами, либо приподнимается па всех четырех лапах; изменению позы предшествует резкое нарастание всех видимых вегетативных проявлений.

При усилении раздражения ориентировочная реакция непосредственно переходит в поведенческую реакцию, характерную для стимуляции данной зоны гипоталамуса. Поэтому последний этап (III) ориентировочной реакции сливается с первыми проявлениями ответного поведения.

Поведенческие проявления ориентировочной реакции, предшествующей комплексу исследовательского поведения, выглядят иначе, чем ориентировочная реакция, предшествующая поисковому, пищевому поведению. Резко отличаются также начальные проявления, предшествующие агрессивно-оборонительному поведению.

Таким образом, ориентировочная реакция не является «неспецифической» реакцией, предшествующей любому ответу. Она связана с последующим поведением, и более сложные компоненты ее носят черты специфической поведенческой реакции. В конечные этапы развития ориентировочной реакции формируется не только начало внешних проявлений специфической поведенческой реакции, по и эмоциональная окраска будущего поведения. Специально проведенные исследования показали (А. В. Вальдман, М. М. Козловская, 1972, 1973), что именно в этот период изменяется эмоциональное состояние животного. Меняется по сравнению с исходным характер реагирования животного на внешние тест-стимулы разного качества.

В фармакологических экспериментах для анализа были взяты ориентировочные реакции, предшествовавшие наиболее четким по направленности п эмоциональной выразительности реакциям агрессивно-оборонительного, исследовательского, поискового типов.

Исследование, действия ряда психотропных средств, обладающих транквилизирующими свойствами, на различные компоненты ориентировочной реакции выявило, что угнетение отдельных компонентов (уровней) этой реакции происходит в весьма широком диапазоне доз.

При градуальном увеличении дозы препарата эффект развивается также градуально: вначале подавляются наиболее сложные проявления ориентировочной реакции (III уровень), затем более простые (II уровень), и только значительно большими дозами подавляются такие проявления, как учащение дыхания, движение глаз (I уровень).

— Вернуться в оглавление раздела «Психиатрия.»

Источник

Оцените статью