Романтические герои в произведениях А. С Грина
Глава 1. Введение.
Глава 2. Особенности романтических героев.
Глава 3. «Дикая роза»
Глава 4. «Алые паруса»
Глава 5. «Бегущая по волнам»
Глава 6. Выводы
Глава 1. Введение.
Сочинительство всегда было
внешней моей профессией,
а настоящей внутренней жизнью
являлся мир постепенно
раскрываемой тайны воображения.
А. Грин
Александр Грин известен в литературе как творец романтического мира, в котором он запечатлел неповторимые черты своего времени, утвердил значение духовного в жизни общества и человека. «Гринландия», созданная писателем, — это страна энтузиастов, вносящих в будничную реальность пафос обновления и защиты идеалов человека. Вызнанная ярким воображением художника, она стала символом несбывшегося и поэтического, что всегда влечет человека и поддерживает его на жизненном пути.
Чтобы исследовать образ романтических героев, я обратилась к произведениям Александра Степановича Грина. Писатель сам был романтиком и с помощью потрясающей фантазии и литературного таланта создавал отважных, благородных мужчин, утонченных и нежных женщин, небольшие города на побережье моря.
Каждый увидит себя в одном из героев произведений Грина, но и и последовав примеру литературного героя захочет изменить себя в лучшую сторону. Произведения Александра Степановича научили нас мечтать, а теперь я хочу рассказать о литературных идеалах великолепных произведений.
Глава 2. Особенности романтических героев.
Романтический герой — один из художественных образов литературы романтизма. Романтик — исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в исключительных обстоятельствах. Столкновение внешних событий перенесено во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба противоречий. В результате такого воспроизведения характера романтизм чрезвычайно высоко поднял ценность личности, неисчерпаемой в своих душевных глубинах, открыв её неповторимый внутренний мир. Человек в романтических произведениях также воплощен с помощью контраста, антитезы: с одной стороны, он понят венцом творения, а с другой — безвольной игрушкой в руках судьбы, неведомых и неподвластных ему сил, играющих с его чувствами. Поэтому он часто превращается в жертву своих собственных страстей. Также обычно герой малого лиро-эпического произведения. Романтический герой одинок. Он или сам бежит из привычного, удобного для других мира, который кажется ему тюрьмой. Или он является изгнанником, преступником. В опасный путь его гонит нежелание быть как все, жажда бури, стремление померятся силами. Для Романтического героя свобода дороже жизни. Для этого он способен на все, если чувствует внутреннюю правоту. Романтический герой — цельная личность, в нем всегда можно выделить ведущую черту характера.
Признаки Романтических героев в произведениях Грина.
Основные черты Романтических героев:
— ярко выраженная индивидуальность,
— герой вступает в конфликт с окружающими, с жизнью, с судьбой,
— герой испытывает разочарование,
— герой стремится к какому-либо идеалу,
— герой ощущает раздвоенность бытия,
— герой-бунтарь.
Глава 3. «Дикая роза»
«Дикая роза».
Имея за плечами опыт подпольной работы, хорошо зная нравы революционной улицы, А. Грин, прежде всего, надо полагать, обратил свое внимание художника на разрушительный характер революционного процесса и отозвался на этот характер рассказом «Дикая Роза» (лето 1917 года). В центре рассказа трагическая судьба дворца «Дикая Роза»- «истинное чудо грандиозной художественной фантазии»
Читая описание дворца, его покоев, обстановки, поневоле начинаешь думать о нем как о чуде страны А. Грина, что-то наподобие семи чудес света. (На такую мысль наталкивает функциональное назначение «Дикой Розы»: «Внутри был тревожный рай, вызывающий неописуемое волнение. «Дикую Розу» мог посетить всякий» (там же)). Этому чуду назначено «служить Духу», т. е. творчеству человека, созидающему прекрасное. В этом оправдание существования дворца. Но в этом же и его беда, ибо Дух недоступен и непонятен толпе, состоящей из «многих, лишенных имени», среди которых находился и Джонатан Мельдер, герой рассказа, узнавшего дворец, бывая в нем, и привыкшего ко сну, которым была «Дикая Роза»; действительностью — улица и подвал». Как это напоминает популярный в те времена лозунг: «Мир хижинам, пойма дворцам».
Случился в Зурбагане бунт, «причиной которого послужил взрыв порохового завода» (там же, — С. 136), и толпа хулиганов пришла в разрушительное движение: она решила грабить все то, чего не было на улице и в подвалах, но было в «Дикой Розе». Во главе стал Мельдер.
Сознание толпы было отброшено бунтом (надо полагать, и революцией вообще- авт.) «к задворкам души» (там же). Задворки души лишены полностью чуда воображения. Поэтому толпа начала крушить «комнату за комнатой, залу за залой «Дикой Розы» «с ощущением настоящего кровопролития, набивая при этом карманы». «Яд разрушения» бушевал в ее жилах. Кто-то подпалил дворец, возник пожар — конечное торжество разрушения». Дворец сгорел.
Такова ужасная картина стихийного бунта в Зурбагане, нарисованная художником. Вывод из нее такой: когда толпа людей, лишенная дуализма мышления, начинает бурно участвовать в революции, произведениям творчества (и не только им) приходит конец.
Итак, Джонатан Мельдер,романтический герой рассказа «Дикая роза». Он – бунтарь. Джонатан Мельдер вступаетв конфликт с окружающими, с жизнью, с судьбой.
Глава 4. «Алые паруса»
«Алые паруса» — это история любви, почти за вековое свое существование ставшая такой же классической и известной, как истории Ромео и Джульетты или Орфея и Эвридики. Но также, и, возможно, в большей степени, это история о том, как мечта, из года в год подкрепляемая верой и надеждой, однажды сбывается, превращаясь в неопровержимый факт.
Феерия, а именно так определил жанр своей книги Александр Грин, отдельным изданием увидела мир в 1923 году. Автор работал над ней долгие пять лет, пережив все горести беспокойной эпохи, побывав на гражданской войне и переболев сыпным тифом. Задумав подарить людям мечту, Грин пронес ее свет через тяжелые годы и испытания, наконец преподнеся миру законченное творение, чистое и возвышенное, местами наивное и по-детски сказочное, но отточенное мастерством.
Почему же Грин назвал свою повесть феерией? Слово «феерия» происходит от французского «feerie», что, в свою очередь, берет начало в коротком «fee», что означает «фея или волшебница». Сама же феерия определяется как цирковое, эстрадное или театральное представление, в котором используются яркие декорации и костюмы, множество сценических эффектов, но, главное, фантастический сюжет. В переносном значении феерия означает сказочное, волшебное зрелище.
Александр Грин был убежден, что мечта может иметь только один цвет – алый. Гордый, «совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности» цвет.
В Каперне, маленьком поселке возле моря, жила со своим отцом Лонгреном девочка Ассоль («имя так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины»). Лонгрен, бывший моряк, потерял жену после родов и остался на суше, воспитывая дочь и зарабатывая на проживание, мастеря игрушки.
Однажды Ассоль встретила загадочного волшебника (Эгля, который, на самом деле, был известным собирателем песен, легенд, преданий и сказок), и он поведал ей красивую историю-предсказание, пообещав, что та непременно сбудется. Отец девочки не очень-то обрадовался, узнав о встрече с волшебником и его странном пророчестве, но решил не разочаровывать дочь («Вырастет, забудет, — подумал он [Лонгрен], — а пока… не стоит отнимать у тебя такую игрушку»).
Жители Каперны, недалекие и злые, относились к моряку и его дочери с ненавистью и опаской, что вынуждало Лонгрена и Ассоль вести затворнический образ жизни. Людей, окружавших их, объединяло одно – они не умели и не хотели учиться летать, да и в сказки не верили. Их злые языки постоянно преследовали бедное семейство, осуждая их за «особенность».
Но мечта Грина все-таки побеждает бескрылую человеческую косность и становится реальностью. Грэй, капитан «Секрета», бравый моряк и благородный душой и телом человек, увозит в прекрасное далеко свою возлюбленную, узнав о ней благодаря случаю и, в то же время, злым языкам поселян, сочинивших о странной Ассоль (которую они прозвали «корабельной») легенду, сделавшую девушку вне ее воли и желания известной.
Итак, Ассоль — героиня призведения «Алые паруса». Ассоль — ярко выраженная индивидуальность, вступает в конфликт с окружающими, с жизнью, с судьбой, ощущает раздвоенность бытия.
Глава 5. «Бегущая по волнам»
«Бегущая по волна;м» — роман Александра Грина 1928 года, одно из последних крупных произведений писателя. Написан в романтическом жанре — это роман о Несбывшемся; современные критики отнесли бы книгу к жанру фэнтези.
Действие романа, как и многих других книг Александра Грина, происходит в вымышленной стране, которой критики дали имя Гринландия (сам Грин эту страну так не называл, и вообще в явном виде не описывал)
Томас Гарвей, путешествуя, был из-за болезни снят с поезда в городе Лиссе (известном по другим книгам Грина) и проводит там некоторое время в больнице, а затем — на съёмной квартире с видом на море, под присмотром своего лечащего врача и друга — доктора Филатра. Выздоравливающий Гарвей, гуляя в порту, видит издали молодую женщину, прибывшую на пароходе. Путем нехитрой уловки Гарвей узнаёт её имя — Биче Сениэль. Днём позже, в ходе игры в карты, переживая одновременно азарт игры и размышляя о Несбывшемся, Гарвей явственно слышит внутренний голос, произнёсший слова «Бегущая по волнам». Он сообщает об этом доктору Филатру, и оба приходят к выводу, что это — галлюцинация. Однако некоторое времея спустя Гарвей встречает в порту парусник и читает на борту его название: «Бегущая по волнам». Гарвей поднимается на борт и, разбудив капитана (которого поначалу принял за вахтенного матроса), договаривается с ним о морском путешествии…
Итак, Томас Гарвей – герой повести «Бегущая по волнам». Герой ощущает раздвоенность бытия, ярко выраженная индивидуальность.
Глава 6. Выводы
Герои трех произведений Грина (Джонатан Мельдер, Ассоль, Томас Гарвей), очень разные. Положительные или отрицательные, верящие в мечту и видящие реальность, очарованные мечтой или разочарованные в жизни, но в некотором они похожи. У каждого из них была мечта, цель. Каждый из героев — это ярко выраженная индивидуальность. Каждый из героев проходит жизненные испытания, чтобы подняться к своей мечте.
Источник
Сочинения к варианту №1 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И.П. Цыбулько.
Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил её читать и писать.
Он стал изредка брать её с собой в город, а затем посылать даже одну.
Однажды в середине такого путешествия к городу девочка присела у дороги съесть кусок пирога.
(1)Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил её читать и писать.
(2)Он стал изредка брать её с собой в город, а затем посылать даже одну.
(З)Однажды в середине такого путешествия к городу девочка присела у дороги съесть кусок пирога. (4)Перекусывая, она разбирала игрушки; из них две-три оказались новинкой для неё: Лонгрен сделал их ночью. (5)Одной из них была миниатюрная гоночная яхта. (б)Белое судёнышко подняло алые паруса, сделанные из обрезков шёлка. (7)Ассоль пришла в восхищение. (8)Пламенный весёлый цвет так ярко горел в её руке, как будто она держала огонь. (9)Дорогу пересекал ручей, который уходил в лес.
(10)«Если я спущу её на воду поплавать немного, — размышляла Ассоль, — она ведь не промокнет. (11)Девочка осторожно спустила на воду пленившее её судно и побежала за уплывающей игрушкой, надеясь, что её где-нибудь прибьёт к берегу. (12)Она старалась не терять из виду красивый, плавно убегающий треугольник парусов, спотыкалась, падала и снова бежала.
(13)В такой безуспешной и тревожной погоне прошло около часа, когда с удивлением, но и с облегчением Ассоль увидела, что деревья впереди свободно раздвинулись, пропустив синий разлив моря, облака и край жёлтого песчаного обрыва, на который она выбежала, почти падая от усталости. (14)С невысокого, изрытого корнями обрыва Ассоль увидела, что у ручья, на плоском большом камне, сидит человек, держа в руках сбежавшую яхту, и рассматривает её с любопытством слона, поймавшего бабочку.
(15)Это был Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок.
— (16)Теперь отдай мне, — несмело сказала девочка. — (17)Ты как поймал её?
(18)Эгль поднял голову и с минуту разглядывал девочку, улыбаясь. (19)Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки.
— (20)Клянусь Гриммами, Эзопом и Андерсеном, — сказал Эгль, посматривая то на девочку, то на яхту. — (21)Это что-то особенное. (22)Это твоя штука?
— (23)Да, я за ней бежала по ручью. (24)Она была тут?
— (25)У самых моих ног. (26)Как зовут тебя, крошка?
— (27)Ассоль, — сказала девочка, пряча в корзину поданную Эглем игрушку.
— (28)Хорошо, — продолжал старик. — (29)Я занимался, сидя на этом камне, сравнительным изучением финских и японских сюжетов, как вдруг ручей выплеснул эту яхту, а затем появилась ты. (30)Я, милая, поэт в душе — хоть никогда не сочинял сам. (31)Что у тебя в корзинке?
— (32)Лодочки, — сказала Ассоль, встряхивая корзинкой.
— (ЗЗ)Отлично. (34)Тебя послали продать. (35)По дороге ты занялась игрой: пустила яхту поплавать, а она сбежала — ведь так?
— (36)Ты разве видел? — с сомнением спросила Ассоль. — (37)Тебе кто-то сказал или ты угадал?
— (38)Я это знал. (39)Потому что я — самый главный волшебник. (40)Тебе нечего бояться меня, — серьёзно сказал он. — (41)Напротив, мне хочется поговорить с тобой по душам.
(42)Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением: невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы.
— (43)Ах, почему я не родился писателем? — продолжал Эгль. (44)Ну-ка, слушай меня внимательно. (45)Я был в той деревне, откуда ты, должно быть, идёшь, в Каперне. (46)Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь, никем не слышанное. (47)Но у вас не рассказывают сказок. (48)У вас не поют песен. (49)А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом.
(50)Не знаю, сколько пройдёт лет, только в Каперне расцветёт одна сказка памятная надолго. (51)Ты будешь большой, Ассоль. (52)Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. (53)Сияющая громада парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. (54)Тихо будет плыть этот чудесный корабль; на берегу много соберётся народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там. (55)Корабль подойдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. (56)Тогда ты увидишь храброго красивого принца. «(57)3дравствуй, Ассоль! — скажет он. — (58)Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти навсегда в своё царство.
(59) У тебя будет всё, чего только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слёз и печали».
(60) Он посадит тебя в лодку, привезёт на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где восходит солнце и где звёзды спустятся с неба чтобы поздравить тебя с приездом.
— (61)Это всё мне? — тихо спросила девочка. (62)Её серьёзные глаза просияли доверием. — (бЗ)Может быть, он уже пришёл. тот корабль?
— (64)Не так скоро, — возразил Эгль, — сначала, как я сказал ты вырастешь — и это сбудется. (65)Что бы ты тогда сделала?
— (66)Я? (67)Я бы его любила, — поспешно сказала она и не совсем т » прибавила: — Если он не дерётся.
— (68)Нет, не будет драться, — сказал волшебник, таинственно подмигнув — не будет, я ручаюсь за это. (69)Иди, девочка, и не забудь того, что сказал я. (70)Иди. (71)Да будет мир пушистой твоей голове!
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Н.Ф. Бунакова: «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира».
Грамматика – это раздел науки о языке, включающий в себя морфологию и синтаксис. Известный лингвист Н.Ф. Бунаков утверждает, что знание грамматических норм помогает людям передавать оттенки своих чувств и переживаний. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Так, например, 42 предложение – это сложная синтаксическая конструкция с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной. На союзное слово «что» падает логическое ударение: автору важно подчеркнуть, что девочка с первого взгляда привлекала внимание сказочника Эгля. Перед третьей частью сложного предложения ставится двоеточие, так как А. Грин поясняет, какое сильное впечатление произвела на героя Ассоль своим «невольным ожиданием прекрасного». Благодаря этому читатель понимает, что главная героиня – очень необычный человек с богатым внутренним миром.
Кроме того, в середине 63 предложения стоит многоточие, что тоже немаловажно для характеристики литературного персонажа. Ассоль делает паузу, не сразу решаясь произнести вслух заветное слово «корабль». Благодаря этому знаку препинания мы видим, что девочка очень доверчива и даже немного наивна, но её искренняя вера в мечту трогает сердце читателя.
Таким образом, именно грамматика позволяет нам передавать свои чувства и эмоции и помогает людям понимать друг друга.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 42: «Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением: невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы».
Смысл приведённого фрагмента текста я понимаю так: Ассоль – тонкая, ранимая натура с необычным взглядом на жизнь и богатым внутренним миром. Она произвела сильное впечатление на волшебника Эгля своей верой в светлое будущее и ожиданием настоящего чуда. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Во-первых, в предложениях 5-8 автор говорит о том, какое сильное восхищение испытывает его героиня, наблюдая за игрушкой. Это было «белое судёнышко» с яркими алыми парусами, и девочке кажется, что она держит в руках огонь. Ассоль – необыкновенный человек, потому что в самой простой вещи она может увидеть нечто прекрасное.
Во-вторых, в предложении 62 говорится о том, что «серьёзные глаза» Ассоль «просияли доверием», когда она услышала предсказание Эгля. Девочка искренне верит каждому слову волшебника, потому что она действительно мечтает о таком будущем. Герой дарит Ассоль надежду, и она по-настоящему благодарна этому человеку.
Итак, Ассоль с детства верила в свою «блаженную судьбу», и это помогло ей стать счастливой. Тот, кто до самого конца следует за своей мечтой, обязательно будет вознаграждён.
9.3 Как Вы понимаете значение слова НАДЕЖДА?
Что даёт человеку надежда? Можно смело утверждать, что она окрыляет нас и в трудную минуту дарует силы для движения вперёд. Даже в самые тяжёлые моменты нельзя утрачивать последнюю надежду: чёрная полоса обязательно уступит место белой. Обратимся к тексту, чтобы подтвердить эти мысли.
Так, в предложениях 61-67 говорится о том, что у девочки Ассоль появилась мечта о корабле с алыми парусами. Она поверила предсказанию волшебника Эгля, и «её серьёзные глаза просияли доверием». Теперь она будет ждать храброго и красивого принца, потому что в её душе зародилась надежда на прекрасное будущее.
Во многих произведениях художественной литературы надежда становится главным источником жизни и вдохновения для героев. Например, героиня романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Маша Миронова отправляется к самой императрице, чтобы защитить любимого человека. Это очень смелый поступок, на который девушка решилась потому, что у неё осталась слабая надежда на благополучный исход.
Таким образом, можно сделать вывод, что без надежды человеку трудно выжить, и именно она иногда спасает нас и помогает изменить жизнь в лучшую сторону, обрести счастье.
Источник